Меню
Бесплатно
Главная  /  Упражнения  /  А ты мятежный ищешь бури. Лермонтов михаил - парус. Анализ стихотворения «Парус» Михаила Лермонтова

А ты мятежный ищешь бури. Лермонтов михаил - парус. Анализ стихотворения «Парус» Михаила Лермонтова

«Парус» — одно из самых известных стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова было написано в Петербурге, куда он только что приехал продолжить образование.

Это было для него временем перемен, расставания с Москвой, с привычным укладом жизни. Поэту в ту пору было всего 17 лет. Cуществует версия, что стихотворение родилось во время прогулки по берегу Финского залива, когда Лермонтов увидел белеющий вдали парус. Но, быть может, этот образ и философские размышления были навеяны стихами из повести А. А. Бестужева- Марлинского «Андрей, князь Переяславский»:

Белеет парус одинокий,
Как лебединое крыло,
И грустен путник ясноокий;
у ног колчан, в руке весло.

в начале сентября 1832 года Лермонтов послал текст стихотворения « Парус в Москву, в письме М. А. Лопухиной. Но, видимо, образ паруса в воображении поэта возник гораздо раньше — сохранилась акварель 11-летнего Лермонтова, на которой изображён белый парус в море.

Внешне стихотворение, написанное четырёхстопным ямбом, отличается редкой простотой: в нём всего 12 строчек — три четверостишия. Каждая строфа стихотворения делится на « половинки»: две первые строчки дают описание моря и паруса (передается состояние природы), а каждые две последние строчки дают лирический отзыв на него (передаётся состояние человеческой души). Зрительные впечатления каждый раз преобразуются в философские размышления.

Поэтической же канвой является образ моря. Все художественные образы в стихотворении аллегоричны: море ассоциируется с жизнью со всеми её бедами, волнениями и переменами, а парус — символ брошенного в житейское море человека. Перед нами блуждающий в тумане парус и герой, блуждающий «житейском море».

Парусу дан эпитет — одинокой. Это означает, что у него нет единомышленников близких. Но парус не боится бури: он силён духом не покоряется ударам судьбы — он мятежный.

Каждое из трёх четверостиший разделено многоточием — так графически автор обозначил паузы, которые несут глубокий смысл. Они не дают возможности слиться изображению пейзажа со строчками, рисующими психологическое состояние героя. Такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение как глубоко психологическое и не относить его только к пейзажной лирике.

Жанр «Паруса» — лирическая новелла. Стихотворение можно отнести к философской лирике, в которой присутствует символический пейзаж. Всё произведение насыщено красивыми романтическими образами и мотивами.

Поэт использовал современную ему лексику за исключением двух архаизмов: струя (вода) и лазурь (небо), а также форм слов: парус одинокой и скрыпит — эти формы соответствуют старомосковскому произношению. Написано произведение простыми словами, использованными в их прямом значении, а если в переносном, то также в общепринятом для поэзии смысле: «играют волны», «ветер свищет», «луч золотой».

Всё стихотворение построено на художественном приёме антитезы, что выражено подбором антонимов и противоположных утверждений. Противопоставлены друг другу герои произведения: парус и поэт — с одной стороны, и море — с другой.

Противопоставлены также состояния природы: буря: «Играют волны — ветер свищет, / и мачта гнется и скрипит», — И штиль: «Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой ». Антитезы есть и в языке стихотворения: «Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном?»; « … он счастия не ищет / и не от счастия бежит »; «над ним — под ним ».

Лермонтов использует и другие средства художественной выразительности: эпитеты (луч солнца золотой); инверсию (в тумане моря голубом); анафору и синтаксический параллелизм (Что ищет он в стране далёкой? / Что кинул он в краю родном?); аллитерацию (луч солнца золотой).

Звучание стихотворной речи легкое и плавное. В первых двух строчках легко заметить обилие звуков л, р, н, м и пропуск одного И того же ударения — так автор передал плеск морской волны во время штиля. А когда «мачта гнётся и скрипит, свистит ветер и шумит море, — всё это передаётся звуками с, т, ч, щ.

Поэт пользуется цветовыми эпитетами — У него целая палитра ярких и радостных красок: голубая (туман), лазурная (море), золотая (лучи солнца), белая (парус).

Философские размышления поэта каждый читатель может понимать по-разному. Но каждый из нас согласится, что одиночество и простор не дают человеку ответов на мучительные вопросы, а встреча с бурей не приносит счастья. Но буря все-таки предпочтительнее покоя и бездействия — эта мысль звучит в заключительной строфе стихотворения.

Человек, который вечно не удовлетворён, не может быть внутренне застывшим. И не может, подобной природной стихии, пребывать в каком-то одном состоянии — покоя или бури. Закон жизни — мятеж. А каждый человек — одинокий парус, брошенный в море жизни.

Теперь посмотрим, как анализирует стихотворение «Парус» Г. Б. Мальцева, учитель литературы в школе №223 г. Москвы.

Аннотация. В материале даётся ход анализа стихотворения М. ЮЛермонтова «Парус». Большое внимание уделяется работе со словом и художественными образами произведения.

Ключевые слова: романтика, романтическое, парус, море, душа, поиск,
аллитерация, эпитеты.

Уже не одно десятилетие я работаю в школе, и, слава богу, лермонтовский «Парус», несмотря ни на что, всегда оставался в школьных программах и всегда, замечу, вызывал эмоциональный отклик школьников. Интересным он остаётся для них и сейчас. Может быть, потому, что семнадцатилетний поэт удивительно точно передал состояние юной души, мечтательной, порывистой, ищущей. И
современный подросток открывается ему навстречу, чувствуя родство с молодым поэтом, несмотря на то что их разделяют столетия.

Работу со стихотворением мы начинаем с подготовительной беседы, которая поможет детям окунуться в атмосферу морской романтики. Наверняка вы не раз наблюдали за морем.

Каким вы любите его больше всего? Почему?

Большинство шестиклассников говорит о спокойном море, поражающем прозрачной водой, сквозь которую видны камешки, ракушки, мелкие рыбёшки, плещущиеся у берега. Им нравятся закатные и рассветные краски, отражающие небо, а самое главное — то умиротворение, которое рождает такое море.

Многим по душе море с белыми барашками небольших волн, лёгкой рябью от бриза и криками чаек. Кому-то просто нравится купаться, нырять, брызгаться в ласковой морской воде. Кто-то любит лунную дорожку на морской глади и тихий плеск ночных волн. А какие ассоциации и каких героев вы чаще всего связываете с морем?

Дети называют: корабли, чайки, волны, паруса, приключения, путешествия, неизведанные острова, сокровища, золотой песок, яхты; пираты, капитаны, моряки, русалки и т. д.

Какие из них, на ваш взгляд, самые романтические и почему?

О романтике, без сомнения, нам напоминают слова: паруса, приключения, путешествия, неизведанные острова, пираты, капитаны … Ведь именно с ними связана тема рискованных и увлекательных дальних странствий, сулящих неожиданности и открытия, дающих возможность проявить себя и даже, может быть, совершить подвиг.

И когда смотришь на море, то невольно связываешь с ним все эти удивительные возможности. Давайте и мы сейчас полюбуемся морскими пейзажами, чтобы ещё раз проникнуться духом любимого нами моря.

Почему никогда не надоедает наблюдать за морем?

Оно всегда разное и меняется на наших глазах, каждый раз удивляя новыми красками, переливами света, игрой волн … Поэтому все так и любят наблюдать за ним. Как любил и Михаил Лермонтов … Стихотворение «Парус» он написал в семнадцать лет, то есть ему было немногим больше лет, чем вам, и по возрасту его можно сравнить с нашими старшеклассниками.

Попробуем представить, каким он был в этом возрасте, о чём мечтал, какие настроения им владели. Теперь, когда мы подготовили подростков к восприятию произведения, и звучит «Парус» в исполнении учителя, после чего обращаемся к учащимся с вопросами.

Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

Детям нравится стихотворение своей романтической устремлённостью, энергией, которая исходит от него, привлекают их и морские картины, созданные молодым
поэтом.

Почему поэт не может оторвать взгляда от паруса «в тумане моря голубом»?
Парус всегда приковывает внимание тех, кто на берегу. Он зовёт за собой, так и
хочется оказаться на этом судне, которое, подняв паруса, уходит в море и постепенно тает где-то у горизонта. Куда оно плывёт? Кто стоит у штурвала? Что его ждёт? Целый рой мыслей и фантазий проносится в голове у того, кто следит за парусом в море, и невольный вздох сожаления вырывается из груди, когда парус исчезает «в тумане моря, голубом» …

Опишите картину, которую видит поэт с берега моря. Она одна или их несколько?

В стихотворении описана не одна картина. Сначала мы видим безбрежную гладь синего моря, лёгкую дымку голубого тумана над ним. В синеве неба и моря ярко белеет парус, он движется вдаль, становясь всё меньше и меньше, и скоро растает вдали:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.

Затем перед нами разворачивается картина бури, шторма, с которым парусник отважно борется:

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит …

И наконец, возникает умиротворённый пейзаж: полный штиль, тишина, море, как зеркало, отражает лёгкие облака и искрится от солнечных лучей, которые пронизывают воду:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой …

Можно ли видеть эти картины одновременно? (Нет.) Тогда что из этого следует?
Можно предположить, что поэт реально видит первую картину, а остальное дорисовывает в своём воображении.

Как вы считаете, всё ли можно увидеть с берега?

Нет, с берега виден только парус «в тумане моря голубом». Две другие картины мы будто видим с борта корабля, куда переносит нас воображение поэта.

Кстати, какое слово нам подсказывает, что парус очень далеко?

Это слово белеет, которое помогает понять, что очертания паруса постепенно сливаются с морской далью и он исчезает за горизонтом.

Есть ли что- то общее в этих картинах?

Да, их объединяет романтическое начало. Какое чувство вызывает каждая из них? Первая зовёт нас в дальние страны, увлекает мечтой о путешествиях, вторая тревожит, третья дарит умиротворение.

Какие краски преобладают в описаниях моря? (Голубые, синие, лазурные, золотые.) Но мы не только видим, но и слышим шум моря.

Какая строфа помогает нам услышать вой бури и свист ветра? Какие звуки этому способствуют?
В строфе

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит.
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит —
отчётливо слышатся звуки бури: шум и грохот штормовых волн, скрип гнущихся
под ветром мачт, тревожные крики чаек. И помогают этому звуки: р, щ, с, ч.

Здесь использован художественный приём аллитерации.

А в какой строфе нам слышится спокойный плеск волн и какие звуки помогают воссоздать его?

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой …

В этой строфе преобладают гласные: о, а, и, а также сонорные согласные (носовые звуки) n, н, м, которые придают стиху плавность, помогают передать лёгкое колыхание воды.

Что неизменно присутствует во всех картинах стихотворения? (Море и парус)
Как они связаны между собой?

Они неразделимы и гармоничны: без моря не может быть и паруса, он повинуется морскому ветру, следует за струёй «светлей лазури» и золотым лучом солнца. Но с другой стороны, парус будто «спорит» с морем, противостоит стихии, противопоставляя ей свои цели и желания. И парус немыслим без … человека. Парус в его руках! Поэтому за образом паруса угадывается человек.

Какими эпитетами охарактеризован парус?

Сначала он назван одиноким, а потом-мятежным. Задумаемся, есть ли между этими эпитетами смысловая связь. Чтобы найти ответ, обратим внимание на некоторые слова и словосочетания.

В первой строфе поэт задаёт сам себе вопросы:

Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Назовите ключевые слова в каждом просе. (Ищет и кинул.)

Что можно искать «в стране далекой»?

«Наверно, счастья, — говорят дети. – А может быть, каких-то приключений, чего-то нового, неизведанного». Предполагаются и поиски сокровищ, и исследование новых земель. Но больше всего всё-таки сходятся на мысли о счастье, может быть, потому, что её подсказывает следующая строфа.

А что можно «кинуть» «в краю родном»?

Родной дом, семью, близких людей и друзей, любимые уголки родного края — всё, что связывает нас с родиной.

Подберите синонимы к слову «кинуть». (Бросить, оставить.) Какое слово самое резкое? (Кинул.) В каком состоянии и в каких ситуациях его употребляют? (Такое слово говорят обычно в состоянии возбуждения, может быть, даже раздражения, отрицания, когда сердце что-то активно отторгает, не принимает.)

Обратим внимание на строки: «Увы, он счастия не ищет / И не от счастия бежит».

Что они нам рассказывают о жизни паруса?

У него был дом, «родной край», но почему-то он бежал оттуда (глагол кинул подсказывает нам, что сделал он это в эмоциональном порыве), чего-то ищет в морском просторе, но найдёт ли — неизвестно …

Найдите противоречия в действиях паруса.

Он что-то ищет — но не счастия (а что же тогда можно искать?) и «не от счастия бежит». У него была родина, а теперь он «одинокий». Море одарило его красотой, гармонией («Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой»), «а он, мятежный, просит бури … ».

Зачем ему буря?

Возможно, ему хочется испытать себя, померяться силами с бурей, почувствовать себя могучим и вольным. Вот что он ищет, вот что даёт ему ощущение счастья! Лермонтов заканчивает стихотворение строками:

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
Чем интересны эти строки?
Из них следует, что можно искать если
не счастья, то покоя. Но когда море дарит
его парусу (Под ним струя светлей лазури, /
Над ним луч солнца золотой), он просит бури.

Как вы думаете, найдёт ли когда-нибудь парус то, что его удовлетворит?

Вряд ли: он в постоянном поиске и движении, и в каждом его новом состоянии обязательно будет то, что не даст ему полной гармонии и заставит снова искать что-то новое.

Хорошо это или плохо?

На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Прекрасно состояние покоя (тишины, душевного спокойствия, красоты и гармонии), но продолжительный покой может привести к лености и омертвению, только в движении (прежде всего в поиске ищущей души) и заключается на- стоящая жизнь. Чувство постоянной неудовлетворённости собою — это признак живой натуры, стремящейся к новым вершинам.

5 / 5. 1

В чем смысл жизни? Над этим риторическим вопросом задумывался не один философ, не один писатель и поэт. Последний, а именно Михаил Юрьевич Лермонтов, как-то раз прогуливаясь по побережью Финского залива, сочинил удивительное стихотворение «Парус» – философское размышление о смысле жизни, творческой миссии каждого человека. Случилось это в 1832 году в северной столице России, когда великому русскому поэту исполнилось всего семнадцать лет. Он только покинул стены Московского университета и навсегда распрощался с мечтой стать филологом. Впереди, по требованию бабушки, поступление в юнкерскую школу и туманное будущее: «Что ищет он в стране далекой?» Читать стих «Парус» Лермонтова Михаила Юрьевича можно полностью онлайн на нашем сайте.

В исходной версии стихотворения «Парус» первая строчка звучала иначе. Вместо знакомого всем эпитета «одинокий», Лермонтов использовал слово «отдалённый». Однако, нередко черпая вдохновение у А.А. Бестужева-Марлинского, поэт и на этот раз он обратился к тексту поэмы «Андрей, князь Переяславский», и в окончательном варианте произведения использовал его образное выражение - «парус одинокий». Оно как нельзя точно передало суть самого поэта - его мятежность и вместе с тем бесконечное одиночество среди безбрежного океана жизни.

Композиционно произведение складывается из трех четверостиший. Первые две строки каждой строфы описывают сам парус и меняющейся морской пейзаж, а две последующие - внутренние переживания лирического героя, который наблюдает со стороны за всем происходящим и олицетворяет себя с белеющим вдали парусом. Не зря поэт неоднократно, точнее, шесть раз использует местоимение «он» вместо существительного «парус». В целом, автор создал очень емкие, яркие и запоминающиеся аллегорические образы моря и паруса. Под первым скрывается жизненный путь, порой туманный или бурный, полный перипетий, а порой тихий, мирный, безветренный. А парус - это сам человек, его скитающаяся душа, которая извечно ищет покой, но обретает себя, лишь пройдя через жестокий шторм. Но всегда ли буря очистительная? Автор утверждает, что нет. Счастье заключено внутри нас. Извне не ищут ни друга, ни врага. Ни тот, ни другой не в силах помочь обрести внутреннюю гармонию. Человеку суждено брести в одиночестве. Только оно позволяет заглянуть внутрь и найти долгожданный покой. Учить текст стихотворения Лермонтова «Парус» и подготовиться к уроку литературы в классе теперь легко. На нашем сайте можно скачать данное произведение абсолютно бесплатно.

В поэзии Лермонтова неизменно присутствуют "вопросы о судьбе и правах человеческой личности». Лермонтов постоянно искал ответы на вопросы, касающиеся человеческого бытия, пытался докопаться до его цели и смысла. Поэт был уверен в том, что существует смысл жизни, какая-то цель бытия, пусть пока ему и неведомая. Поэтому и парус, казалось бы бесцельно слоняющийся по морю, найдет пристанище среди житейской суеты и рано или поздно найдет разгадку своего бытия. И важно не столько выйти победителем в схватке с неотвратимой судьбой, сколько иметь мужество бросить ей вызов.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М.Ю. Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» - создание семнадцатилетнего поэта. Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
«Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.

Дата написания: 1832 год

Читает Михаил Царев
Михаи́л Ива́нович Царёв (18 ноября 1903, Тверь, - 10 ноября 1987, Москва) - советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР (1949). Герой Социалистического Труда (1973).

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Анализ стихотворения «Парус» Михаила Лермонтова

Лермонтов написал стихотворение «Парус» в 1832 г. Юный поэт еще только начинал свой творческий путь. Тем не менее, в произведении он уже затрагивает серьезные философские вопросы, разработкой которых будет заниматься в течение всей жизни.

По жанру «Парус» является лирическим стихом. Его тема непосредственно связана с реальным событием в жизни Лермонтова. В возрасте семнадцати лет поэт бросает учебу в Московском университете и переезжает в Петербург, где под давление бабушки поступает в школу прапорщиков. Переезд в столицу был первым ответственным решением Лермонтова. От него зависела вся дальнейшая судьба поэта. В стихотворении «Парус» в полной мере отразились его размышления и надежды.

Центральный образ стихотворения – одинокий парус в безбрежном море, который сравнивается с состоянием лирического героя. Лермонтов сразу ставит риторические вопросы о цели своего существования. В них аллегорически противопоставляются Москва («в краю родном») и Петербург («в стране далекой»).

Спокойное море поэт сравнивает со своей прежней безмятежной жизнью. Романтическая натура Лермонтова жаждет перемен. Карьера военного не была его идеалом, просто в ней поэт видел возможность активной деятельности. На самом деле он еще находился на жизненном перепутье.

В стихотворении просматривается мотив одиночества и неприятия окружающего мира, свойственный поздней лирике Лермонтова. Беспокойная натура поэта подобна «мятежному» парусу, который «просит бури». Большое значение имеет утверждение: «он счастия не ищет». Лермонтов признается, что его стремление к активной деятельности не связано с улучшением собственного положения. Он сознательно готов к жизненным лишениям и страданиям ради свершения какого-либо великого поступка.

Философский смысл стиха не умаляет его художественных достоинств. «Парус» — прекрасный образец пейзажной лирики. Яркие эпитеты создают перед читателем удивительно правдивую картину («голубом», «золотой»).

Произведение проникнуто особой динамикой. Автор применяет риторические вопросы и восклицания. Многоточия подчеркивают глубину размышлений лирического героя.

В целом стихотворение «Парус» — очень глубокое. В нем молодой Лермонтов смог показать наличие большого многогранного таланта. Мастерское сочетание чистой лирики с философской темой – редкое поэтическое качество. Лермонтов заявил о себе, как о поэте, которого ждет великое будущее.