Меню
Бесплатно
Главная  /  Упражнения  /  Доспехи генриха 8 в тауэре. Доспехи короля-многоженца. Польские крылатые гусары

Доспехи генриха 8 в тауэре. Доспехи короля-многоженца. Польские крылатые гусары

Опубликовано: Декабрь 1, 2015

Любимые доспехи Генриха VIII (1491-1547 года)

В истории немало тайн и загадок, однако, как правило, время - лучший помощник в их разгадывании. Ну, например, ещё совсем недавно не только в школьных учебниках, но даже и в серьёзных книгах утверждалось, что рыцарские доспехи были настолько тяжелы, что облачённый в них воин, упав, уже не мог подняться самостоятельно, зато сегодня, посетив Музей оружия в английском городе Лидсе, вы можете увидеть, как облачённые в металлические доспехи эпохи Тюдоров рыцари не только сражаются друг с другом на мечах, но и совершают в них прыжки, что кажется совсем невероятным. Однако были ведь и ещё более совершённые рыцарские латы, принадлежавшие королям, и в частности, королю Генриху VIII.

Любитель воинских упражнений

Известно, что английский король Генрих VIII (1491-1547 года) был большим любителем воинских упражнений. Он мастерски стрелял из лука , играл в мяч, охотился, однако всему этому предпочитал рыцарские турниры . В 1515 году он пригласил славившихся своим искусством немецких и фламандских оружейников к себе в Англию и поселил их в местечке Гринвич под Лондоном. Так родилась ставшая со временем всемирно известной Гринвичская оружейная мастерская, специализировавшаяся на доспехах для самого короля и его приближённых.

Первые доспехи король заказал мастерам в том же 1515 году, причём предназначались они для пеших турнирных поединков . Высота их в собранном виде достигает 185 сантиметров при весе 30,11 килограмма, что лишний раз доказывает: все рассказы о том, что Генрих был видным мужчиной, отнюдь не выдумки!

Доспехи эти раньше золочёные, сегодня покрыты серебром и к тому же украшены изящной гравировкой. Интересно, что темой отделки этих доспехов является свадьба Генриха VIII и Екатерины Арагонской, которая состоялась в 1509 году. На нагрудной части кирасы изображена фигура святого Георгия, а на задней - святой Барбары. Все остальные части украшены орнаментом из вьющихся растений, среди которых видны розы Тюдоров и гранат Арагона. Крылья наколенников украшены связками стрел - эмблемой Фердинанда II Арагонского и эмблемой Екатерины Арагонской - розой и плодом граната, носки - эмблемой крепости Кастилии и решёткой ворот - эмблемой Тюдоров. На кайме юбки доспеха - золотые инициалы Генриха и Катерины: «Н» и «К».

Поскольку королю пешком ходить не подобает, в передней и задней части юбки были сделаны вырезы, благодаря которым король в этих доспехах мог как влитой сидеть верхом на коне. На время поединка вырезы закрывали закреплявшимися на юбке съёмными деталями, и она становилась похожей на колокол. Такая конструкция не мешала перемещаться по ристалищу, и в то же время удар ниже пояса цели не достигал!

«Стальной скафандр»

Следующие доспехи Генриха VIII, заказанные им в 1520 году, иначе как «стальным скафандром» и не назовёшь. Они не оставляли ни единого не защищенного металлом кусочка тела. Причём - так как эти доспехи тоже предназначались для пешего поединка - в них было надёжно защищено даже седалище великого монарха и внутренняя поверхность бёдер. Сделал их мастер Мартин Ван Райн, и они также дошли до нашего времени. Доспехи эти ничем не украшены, но зато это совершеннейшая по конструкции и по исполнению - статуя из стали»! Вес их достигал уже 42,64 килограмма, а высота - 187,9 сантиметра.

Доспехи эти уже в наше время изучали специалисты из НАСА и были очень удивлены тем, насколько точно древние мастера сумели подогнать их по фигуре короля - они практически не ограничивали его движений!

Загадка нагрудной пластины

Поскольку сплошные доспехи были очень дороги (иные стоили столько же, сколько небольшой городок!), при Генрихе вошло в моду заказывать себе так называемые доспешные гарнитуры. Это были доспехи с несколькими дополнительными деталями, благодаря которым защита рыцаря трансформировалась в зависимости от потребности. Таков был и знаменитый доспешный гарнитур короля выпуска 1540 года, позволявший на основе одного доспеха иметь целых шесть! Во-первых, это был полный рыцарский доспех, так сказать, на любой случай, заменой шлема , поножей и набедренников эти латы легко превращались в доспех всадника-копейщика, а путём ещё большего облегчения - в доспех всадника лёгкой конницы. Кроме того, это был также ещё и полный турнирный доспех для боя на копьях, усиленный доспех, с массивными пластинами на левую руку, часть груди и шлем, а также и полный турнирный доспех для пешего поединка!

Интересно, что в этом доспехе под кирасу надевалась ещё и специальная нагрудная пластина, состоявшая из трёх элементов. В центре пластины находился винт, при помощи которого она соединялась с нагрудной кирасой через имевшееся на ней отверстие. Помимо усиления защитной функции доспеха эта пластина, как выяснилось, играла и другую роль, а именно - помогала распределить вес всего доспеха равномерно по плечам и груди! На других доспехах подобных пластин не встречалось, и это лишний раз говорит нам о том, что Генрих VIII был не просто сильным, но ещё и умным монархом, гораздым на всевозможные технические ухищрения! Впрочем, самые оригинальные доспехи Генриха VIII до нас не дошли. От них сохранился всего лишь один шлем, украшенный почему-то… очками и огромными витыми бараньими рогами!

Это был подарок, и подарок подлинно королевский, поскольку пользы от него - никакой, так как в реальном сражении такой шлем вряд ли можно было бы носить! Считается, что так называемый бараний шлем был изготовлен мастером Конрадом Зейсенхофером в Инсбруке в 1511-1514 годах, а подарил его Генриху император Максимилиан I, точно такой же, как и король, любитель турниров и ценитель доспехов!

Королевское кропило

Кстати, о том, что король Генрих очень любил всяческие военные диковины, свидетельствует и сохранившаяся до наших дней его «прогулочная» палица .

Она представляла собой ошипованный шар на деревянной рукоятке, внутри которого размещались короткие пистолетные стволы с запальными отверстиями, закрытыми специальными сдвигающимися крышками. Легенда гласит, что, вооружившись такой палицей, называвшейся ещё королевским кропилом, король любил инкогнито расхаживать по Лондону. Как-то раз за ношение неподобающего оружия он был даже задержан ночным патрулем и отведён в Тауэр. Когда наутро недоразумение разъяснилось, и начальник патруля уже мысленно прощался с жизнью, король вызвал его к себе и даже наградил за усердие, так как «закон един для всех »! Ну а замечательными доспехами Генриха VIII мы можем любоваться и в Метрополитен-музее в США, и в Королевском музее оружия в Лидсе . Причём знаменитый бараний шлем является сегодня чуть ли не его визитной карточкой!

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Король Англии Генрих VIII (1497 – 1547 гг.) большинству людей известен главным образом тем, что был королем-многоженцем, ну и что он завел в Англии так называемую «англиканскую» церковь, причем не столько ради, собственно, веры, сколько ради того, чтобы иметь возможность жениться без помех. Однако куда важнее то, что он был ещё и умный государственный деятель, правление которого английские историки рассматривают как период, когда старое заменялось новым, и одновременно как эпоху заката и расцвета доспехов из цельнокованых пластин.

Рождение «гринвичского стиля»

Начать надо с того, что это Генрих VIII преобразовал английскую армию из традиционного средневекового войска, которое состояло из рыцарской конницы и некоторого количества пехотинцев и лучников, в армию «современную», спаянную дисциплиной, незнакомой феодальному воинству, и одерживающей над ним верх благодаря своему огнестрельному и очень длинным копьям, позволявшим ее пехотинцам бороться с рыцарской конницей на равных. Правда, новое оружие в Англии пока что не производилось, а привозилось с материка. Однако король сохранил и «старый добрый английский лук», всячески поощрял занятия стрельбой из него и не разрешал своим стрелкам ставить мишени ближе, чем на расстояние в 220 ярдов (ок. 200 м).

Знаменитый «рогатый шлем» Генриха VIII. Королевский Арсенал. Лидс.

Самого Генриха нельзя было назвать выдающимся полководцем, пусть даже он и участвовал в двух военных походах за пределами страны. Но зато в молодые годы он сражался на турнирах, любил заниматься борьбой и стрелял из лука, а когда состарился, пристрастился к соколиной охоте. Два раза, в 1524 и 1536 гг., участвуя в турнирах, он едва не лишился жизни – настолько турнирные забавы были опасны даже для королей.


Портрет Генриха VIII кисти Гольбейна.

Но он был еще и умен, и то, что Британия зависела от импорта оружия и доспехов с континента, считал недопустимым. Чтобы начать собственное производство, он пригласил в Англию мастеров из Италии, но почему-то в тот раз дело закончилось неудачей. Но король был настойчив и в 1515 г. он нашел мастеров-оружейников в Германии и во Фландрии, согласившихся переехать в Англию и работать у него в специально открытой для них мастерской в Гринвиче.

Вот так и получилось, что в Англии смешались сразу две школы: германо-фламандская, но также и итальянская, и вот так и родился знаменитый «гринвичский стиль».

Конечно, надо иметь в виду, что главным образом король старался для самого себя! Потому, что дешевые доспехи для своей пехоты он по-прежнему предпочитал заказывать за границей и, в частности, в Италии, где в конце 1512 г. он приобрел 2000 комплектов латных доспехов во Флоренции (ценой 16 шиллингов за доспех); а через год – купил еще и 5000 однотипных доспехов в Милане. Затем, в 1539 г., еще 1200 комплектов дешевых доспехов король заказал и в Колони, и еще 2700 в Антверпене. Причем современники отмечали, что тут Генрих явно решил сэкономить, так как Антверпен «славился» выработкой доспехов «низкого качества», которые использовались только лишь в пехоте. Но вот себя самого король не обидел! Только в Королевском Арсенале Лондонского Тауэра хранятся сразу четыре доспеха, принадлежавших Генриху VIII. Пятый доспех находится в Виндзорском замке, а еще двумя, которые, как считают специалисты, также принадлежат именно Генриху VIII, владеет Метрополитен-музей в Нью-Йорке.


Серебряные и гравированные доспехи Генриха VIII из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Высота 1850 мм. Вес 30.11 кг. Считается, что их привезли в Англию или фламандцы, или миланцы Филиппо де Грамнис и Джованни Анджело де Литтис. Доспехи ранее были позолоченными, но сейчас они полностью покрыты серебром, и гравировка сделана по серебру.

Король очень любил пешие поединки, поэтому первый доспех (около 1515 г.) был сделан для него именно для участия в них. Все детали его подогнаны одна к другой самым тщательным образом, так что доспех напоминает не столько латы, сколько настоящее произведение искусства. Украшает их гравировка, сюжетом которой стало состоявшаяся в 1509 г. бракосочетание Генриха VIII е Екатериной Арагонской. На кирасе спереди было помещено изображение Св. Георгия, а сзади Св. Варвары. Орнаментом являлись вьющиеся растения, среди которых были и розы Тюдоров, и также гранаты Арагона. На крыльях наколенников изображались связки стрел – то есть эмблема отца Екатерины, короля Фердинанда II Арагонского. Носки сабатонов были украшены символическими изображениями крепости Кастилии и другая эмблема рода Тюдоров – решетка замковых ворот на цепях. Вдоль нижней части «юбки» доспеха шла кайма из переплетенных инициалов «Н» и «К» - то есть «Генрих» и «Екатерина». Задняя часть наголенника несла изображение женской фигуры, которая появлялась из чашечки цветка; причем фигура слева имела на своем воротнике надпись «GLVCK». Доспехи подчеркивают высокий, даже для нашего времени, рост и прекрасную физическую форму молодого монарха.

В 1510 г. Генриху VIII император Максимилиан I подарил конский доспех – как память о войне с французами, и вот он-то особенно хорошо показывает, насколько совершенна была в то время подобная броня. Сделан он был фламандским мастером Мартином ван Рояном, а состоит он из таких деталей, как наглавник, нашейник, нагрудник, двух боковых пластин фланчардов и массивного выпуклого накрупника. Для украшения пластин использовались гравировка и чеканка, а также позолота. Металлические пластины поводьев были гравированы, а все остальные крупные металлические пластины, передние и задние луки седла украшали выпуклые изображения веток и плодов граната, и вдобавок еще и ветвистые кресты ордена Золотого Руна, обладателем которого Генрих VIII стал в 1505 г. Меньше всего была украшена нашейная пластина этого доспеха, однако и на ней была сделана гравированная кайма, на которой изображались гранаты. Есть мнение, что эта часть принадлежит другому доспеху и была выполнена фламандским мастером Полом ван Врелантом. Впрочем, позднее в Гринвиче оказались оба этих мастера. Так что Генрих, видимо, подбирал себе людей, известных ему по работе над заказами императора Максимилиана I.

Кто знает, может быть в этих посеребренных и покрытых прекрасной гравировкой доспехах 1515 г. больше работы итальянских, нежели фламандских мастеров, но вполне может быть, что их части были изготовлены во Фландрии, хотя можно сказать почти наверняка, что отделывали их уже непосредственно в Англии, где Генрих VIII в 1515 г. уже имел свою оружейную мастерскую.

В 1520 г. королю потребовались еще одни доспехи для пешего турнира, который должен был состояться на известном свой роскошью «Поле золотой парчи», и вот именно эти доспехи оказались настолько совершенными, что, имея вес 42,68 кг, в них не было ни одной части тела, не закрытой цельнокованой сталью. Но эти доспехи не были закончены, и до сегодняшних дней дошли именно вот в таком, незавершенном виде.


Рыцарский доспех Генриха VIII 1520 г. Рисунок современного художника.

Другой доспех Генриха VIII относится к тому же году. Называется он «стальная юбка», и ясно почему - ведь это главный его элемент. Очевидно и то, что доспех этот делали в большой спешке, из-за чего часть его деталей была позаимствована от какого-то другого доспеха, и только некоторые из них изготовлены заново.

Отличает его очень большой бацинет, изначально сделанный в Милане (поскольку на нем стоит штамп мастерской города Миссагли), но с измененным на нем забралом. Наручи взяли также от старых доспехов, причем они имели вид ряда узких и тонких пластин, закрывавших локтевые суставы изнутри, а вот снаружи их прикрывали пластины покрупнее.


Турнирный доспех «стальная юбка».

Поножи имели петли и специальные пазы под шпоры, требовавшихся всаднику, но вовсе не требовавшихся для пешего бойца. Только лишь наплечники из пластин, перекрывавших друг друга (что стало отличительной чертой оружейников из Гринвича) и еще стальная юбка (тонлет) были совершенно новыми. Гравировки на них до сих пор сохраняют следы золочения. В качестве украшений для него использовались фигуры Св. Георгия, Девы Марии и младенца, по краю шли розы Тюдоров, знак ордена Подвязки был выгравирован на вороте, а на левом наголеннике имелось гравированное изображение ордена Подвязки.


Знак Ордена Подвязки.

С одной стороны, получается, что доспехи резко специализировались, с другой – их поистине невероятная стоимость, равная иногда стоимости города (!) средних размеров, вызвала к жизни доспешные гарнитуры, в которых доспех можно было «модернизировать» путем добавления к нему разных деталей. И таким образом одни и те же латы можно было использовать и в качестве турнирных, и боевых одновременно.

Самый известный из гарнитуров, дошедших до наших дней, это комплект, сделанный для Генриха VIII его мастерами в Гринвиче в 1540 г. Это полные латы для джостры, на что указывает очень массивный левый наплечник, который составляет одно целое с баффом – то есть дополнительным бронелистом, который крепился на кирасу так, что закрывал подбородок, шею и еще часть груди. Если его использовали в пешм турнирном поединке, то к этим латам можно было пристегнуть удлиненные набедренники. Наплечники имели симметричную форму, а вот гульфик – предмет, который король очень любил и ценил, был цельнометаллическим. Комбинированием частей доспеха можно было получить несколько доспехов: турнирной; так называемый «дротиковый доспех» или «в три четверти», у которого набедренники закрывали ноги лишь до колен, и полудоспех пехотинца с кольчужными рукавами, латными перчатками, набедренники и опять же с цельнометаллическим гульфиком, но без копейного крюка на его кирасе. Шлем не имел забрала. Отсутствовала на нем и латная обувь.


Рыцарский гарнитур Генриха VIII. Современный рисунок.

Таким образом, всего с одним таким гарнитуром Генрих VIII, получалось, имел сразу несколько доспехов. Возможно, что такое решение было продиктовано экономическими соображениями, так как доспехи были очень уж дорогими. Но, возможно, что это была и некая «игра ума», и обладать такими доспехами было просто престижно. Ведь в 1544 г. ему потребовались еще два доспеха уже для булоньской кампании. Основой для их гравировки послужили эскизы художника Ганса Гольбейна. Но почему же тогда он не использовал свой доспешный гарнитур?

Уникальной принадлежностью доспеха 1545 г. стала особая набрюшная пластина, которую Генриху VIII предложил использовать французский король Франциск I в 1520 г. Она стала особенностью гринвичской школы, но применялась только на этих королевских доспехах и больше нигде. Это деталь из трех стальных пластин, соединенных между собой и заходящих одна на другую. Она закреплялась спереди на простеганном дублете с кольчужными рукавами и с короткими кольчужными рейтузами с гульфиком. У нагрудной кирасы в центре на груди было отверстие для Т-образного штифта, который скреплял эту пластину с кирасой. Такое приспособление помогало распределить вес кирасы по телу, кроме того, многослойная броня становилась ну просто абсолютно «пулемечекопьенепроницаемой».


Доспех Генриха VIII 1545 г.

Что же касается парадных доспехов, то мастера-оружейники, стараясь угодить своим заказчикам, на здравый смысл в это время внимания уже не обращали, что доказывает нам знаменитый «рогатый шлем» Генриха VIII, который все тот же император Максимилиан I подарил ему в 1514 г.


Строевые доспехи Вильяма Сомерсета, Третьего графа Вустерского, главного эксквайра Генриха VIII. Вес доспеха 53,12 кг. В этих доспехах граф Вустерский изображен на двух портретах, один из которых был написан не ранее 1570 г., когда его наградили орденом Подвязки, который на нем виден. Изготовлены в Гринвиче под руководством Джона Келте. В комплект входят детали доспеха для коня и седло с защитной облицовкой. Первоначально доспехи были фиолетового цвета с золочеными фестонами.

От самого доспеха только этот шлем и сохранился. У него откидывающееся вверх забрало, имеющее форму человеческого лица, очки без стекол (и понятно почему, зачем они нужны на доспехах?!) и зачем-то… прикрепленные к нему витые бараньи рога! Сделал его мастер Конрадом Зойзенхофером из Инсбрука в 1512 г., и вне всякого сомнения он представляет собой выдающееся произведение доспешного искусства начала ХVI в. Вот только сражаться в нем было, скорее всего, совсем неудобно.


Вот он – столь знаменитый «рогатый шлем»!

Понимали ли это оружейники? Не могли не понимать! Но, видимо, это был оригинальный сувенир и не более, чисто «королевский подарок» короля – королю, поэтому-то они его таким и сделали!

Ну а доспехи от этого шлема так и не найдены, и есть подозрение, что то, что от них осталось, продали на металлолом еще в 1649 г., в годы Гражданской войны в Англии. Шлем этой участи избежал лишь потому, что его хранили от них отдельно (у них, возможно, могли быть и другие шлемы). Уже в ХVII в. этот шлем был показан в Тауэре как деталь «доспехов Уилла Сомерса», который был у Генриха VIII придворным шутом. Кто был на самом деле его хозяином, долгое время было вообще неизвестно.


Шлем-маска 1515 г. Кольман Хельсшмидт. Вес 2146 г.

Правда, в последнее время опять у специалистов появились определенные сомнения в его подлинности. И вот вопрос: рога барана и очки были на нем с самого начала, или их добавили к нему потом? И самое главное - с чего бы это столь причудливый предмет Максимилиан I решил подарить Генриху VIII? Ответить на эти вопросы, скорее всего, так и не удастся, но… пусть это и единственная часть этих доспехов, но она поистине удивительна и потому… особенно прекрасна! С другой стороны, возможно, что такие вопросы неуместны вообще. Просто время между 1510 и 1540 гг. пришлось на пик популярности так называемых максимилиановских доспехов, а шлемы армэ у многих из них имели забрала в виде гротесковых человеческих лиц. Отсюда и желание мастеров-оружейников угодить своему венценосному заказчику по максимуму и сделать нечто совершенно оригинальное, что еще не встречалось, и, надо отметить, что в этом они своей цели добились!

Кузнецы и ювелиры Европы изготовили первые золотые доспехи в конце 15 века, на закате Средневековья.

В те времена производить доспехи из чистого золота было не практично и очень дорого. Рыцарскую броню делали из железа и покрывали золотом. Зачем? Во-первых, это указывало на богатство хозяина. Во-вторых, главный военачальник в драгоценных латах выделялся на поле боя, что воодушевляло простых рыцарей. В-третьих, золотые доспехи не ржавели, а значит, не обесценивались.

Вельможи в драгоценных доспехах появлялись на турнирах, которые тогда были модным развлечением. С тех пор золотая броня обрела название «турнирная», или «парадная».

Рассказываем о драгоценном снаряжении знаменитых королей.

Доспехи Генриха VIII, короля Англии

Где можно увидеть:

Ценность: бесценный музейный экспонат.

Материал: сталь, золото.

Изготовлен : в 1527 году, в Англии.

Высота: 185,4 см.

Вес : 28,45 кг.

На фото: Сложный тонкий рисунок гравировки на доспехах английского короля покрывает броню снизу доверху..

История:

Король Англии Генрих VIII Тюдор, будучи молодым, любил поединки, учреждал рыцарские турниры и участвовал в них. В 1514 году он основал в Гринвиче мастерскую по изготовлению доспехов, которая в последствии стала знаменитой на весь мир.

В 15 веке короли использовали два комплекта брони — один для турниров, другой для боёв. В 16 веке мастера Генриха VIII впервые объединили золотые латы в один гарнитур. Оружейники применили принцип трансформера, когда одна часть доспеха легко заменялась другой. Стоимость изготовления королевской защиты снизилась, а броня приобрела универсальность.

Великий немецкий живописец Ганс Гольбейн Младший, работавший в середине 16 века при дворе Английского монарха, создал эскизы золотой гравировки, которая украсила королевские латы.

Эксперты назвали эту броню «наиболее изысканным боевым облачением в мире».

Интересный факт:

Золотая защита не смогла уберечь монаршую особу от травм. В 1536 году, во время рыцарского поединка, лошадь сбросила Генриха и упала на него. Король потерял сознание на два часа. После этого случая поведение монарха в корне изменилось. Биографы считают, что у Генриха VIII появились депрессивные черты характера.

Доспехи короля Франции Генриха II Валуа

Где можно увидеть: музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Ценность: не установлена.

Материал: сталь, серебро, золото.

Изготовлен: в 1555 году в Париже.

Высота: 187,96 см.

Вес: 24,20 кг.

На фото: Королевская броня украшена чеканкой в стиле итальянского гротеска, инкрустирована серебром и золотом.

История:

Парадные латы короля Франции Генриха II были изготовлены специально для торжественных церемоний. Художник Этьен Делон нарисовал начальные эскизы, а завершили работу Жан Элдер и Баптист Пеллерин. Фигуры на броне символизируют военные победы короля и выдающиеся таланты — интеллект и красноречие.

Интересный факт:

Нострадамус предсказал смерть Генриха II:

«Молодой лев превзойдет старого,
На поле боя в одиночном поединке,
Поразив ему глаза в золотой клетке,
Что приведет старого льва к мучительной смерти».

Генрих II на турнире 1559 года, организованном в честь бракосочетания дочери, дрался с графом Монтгомери. Противник разбил копьё о панцирь монарха и повредил глаз Генриха. Через десять дней король скончался, а Нострадамус, неоднократно предупреждавший государя об опасности, прославился на весь мир.

Доспехи шведского короля Эрика XIV

Где можно увидеть: Оружейная Палата, Дрезден, Германия.

Ценность: ценный музейный экспонат.

Изготовлен: в 1565 году в Бельгии.

Материал: сталь, золото.

Вес: 20,7 кг.

На фото: Полный комплект драгоценной брони короля Швеции и его коня. Латы инкрустированы золотом и украшены чеканкой.

История:

В 1562 году шведский монарх Эрик XIV заказал небывалый по роскоши доспех, чтобы предстать перед королевой Англии с предложением руки и сердца. Ювелир Либертс два года трудился над золотыми латами и привлёк французских художников к изготовлению эскизов.

Чеканные панно на рыцарском панцире иллюстрируют Троянскую войну, а медальоны на конской защите — подвиги Геракла.

Драгоценная броня, прозванная «Доспехами Геракла», ни разу не использовалась по назначению. Причина в том, что датский король захватил золотой гарнитур на пути из мастерской Антверпена в Швецию. Эрик XVI так и не получил парадные латы и не женился на Елизавете I.

Интересный факт:

Саксонский курфюрст Кристиан II заплатил за «Доспех Геракла» 8800 гульденов (больше ста килограммов серебра).

В Средние века правители Европы стремились украсить золотом доспехи и оружие, чтобы продемонстрировать высокий монарший статус в залах приёмов и на поле боя.

Известно, что всякий средневековый шлем является средством защиты головы не только рядового воина, но и воинствующего короля от повреждений, наносимых, преимущественно, холодным оружием. В этой статье можно увидеть пять Великих монархов Европы, которые вели ожесточенные, кровопролитные, средневековые войны.

Рыцарский шлем закрытый маской (1515), работа приписывается немецкому оружейнику Kolman Helmschmid (German, Augsburg 1471–1532):

1. Карл V Габсбург (24 февраля 1500, Гент, Фландрия - 21 сентября 1558, Юсте, Эстремадура) - король Испании (Кастилии и Арагона) под именем Карлос I (исп. Carlos I) с 23 января 1516 года, король Германии (римский король) с 28 июня 1519 (коронован в Аахене 23 октября 1520 года) по 1556 годы, император Священной Римской империи с 1519 года (коронован 24 февраля 1530 года в Болонье папой римским Климентом VII). Крупнейший государственный деятель Европы первой половины XVI века, внёсший наибольший вклад в историю среди правителей того времени. Карл V - последний император, официально коронованный римским папой, он же - последний император, отпраздновавший в Риме триумф.

Императору Священной Римской империи Карла V Габсбургу принадлежат следующие рыцарские шлема:


2. Максимилиан II (нем. Maximilian II, 31 июля 1527, Вена - 12 октября 1576, Регенсбург) - император Священной Римской империи и эрцгерцог Австрии с 25 июля 1564 года до своей смерти, король Чехии (коронован 14 мая 1562 года под именем Максимилиана I), король Германии (римский король, коронован 28 ноября 1562 года), король Венгрии и Хорватии (коронован 8 сентября 1563 года). Представитель династии Габсбургов.

Шлем принадлежащий императору Священной Римской империи Максимилиану II , 1557 год. находиться в художественно-историческом музей, в Вене:

3. Людовик II или Людвик II, а также Лайош II (1 июля 1506, Буда, Венгрия - 29 августа 1526, Мохач, Венгрия) - последний король Чехии и Венгрии (с 1516 года) из династии Ягеллонов. Погиб в Мохачском сражении.

Рыцарский шлем короля Венгрии и Чехии Людовика II :



4. Ге́нрих VIII Тюдо́р (28 июня 1491, Гринвич - 28 января 1547, Лондон) - король Англии с 22 апреля 1509, сын и наследник короля Англии Генриха VII, второй английский монарх из династии Тюдоров. С согласия Римской католической церкви, английские короли именовались также «Повелителями Ирландии», однако в 1541 году, по требованию отлучённого от католической церкви Генриха VIII, ирландский парламент наделил его титулом «Король Ирландии».

Шлем известный, как Рогатый шлем, принадлежит Генриху VIII :

5. Карл I (19 ноября 1600 - 30 января 1649, Лондон) - король Англии, Шотландии и Ирландии с 27 марта 1625 года. Из династии Стюартов. Его политика абсолютизма и церковные реформы вызвали восстания в Шотландии и Ирландии и Английскую революцию. В ходе гражданских войн Карл I потерпел поражение, был предан суду парламента и казнён 30 января 1649 года в Лондоне.

Позолоченный шлем короля Англии Карла I , который мог легко использоваться в английской гражданской войне 1642-1651 года:

Кроме вышеописанного, в качестве небольшого бонуса предлагаю просто взглянуть на рыцарские боевые и турнирные средства защиты головы воина от повреждений с 7-го по 17 век, которые ютятся в Нью - Йоркском музее "Метрополитен".

Как видно из разнообразия европейских головных "уборов" конструкция шлема весьма различается по своей форме, и поверхности, может быть как открытыми, так и закрытыми, цельнокованной, литой или собранной из нескольких частей (клёпаной или паяной).

Сам шлем может быть из железа, стали, бронзы, меди или другого материала. Может дополняться защитными элементами, такими, как: науши, наносник, назатыльник, бармица, поля, козырёк, личина, забрало, полумаска.

Ц арствование Генриха Восьмого, второго короля из династии Тюдоров, было одним из самых длительных и хорошо задокументированных в истории Англии. Всем известны события его личной жизни, которых хватило бы с лихвой на троих мужчин, а не на одного: шесть жен, двух из которых он казнил, с одной развелся, а другую бросил, объявив брак недействительным. Краткая биография некоторых его жен могла бы уложиться в одну строчку:

Divorced, Beheaded, Died; Развелся, казнил, умерла

Divorced, Beheaded, Survived. Развелся, казнил, пережила. .

Далее, путаница с детьми, кто незаконнорожденный, кто нет. Дабы обрести свободу личной жизни, порвал с папой, не одобрявшим разводы, и стал сам себе злобный Буратино глава церкви, попутно казнив всех, кто не успел приспособиться.
Несмотря на то, что сериал "Тюдоры" и также фильм "Еще одна из рода Болейн" рисуют нам короля Генриха мускулистым красавцем-брюнетом, на самом деле он, разумеется, таковым не был. Или был?
В возрасте шестнадцати лет о нем писали: "Талантливый наездник и рыцарь, он популярен среди своих приближенных за простоту обращения". Когда Генриху Восьмому исполнилось пятьдесят, о нем говорили: "Постарел раньше своего возраста...он часто вспыльчив, легко впадает в гнев и все больше поддаается черной депрессии по прошествии лет".
Интересно проследить изменения во внешности короля, которые отражали не только естественное течение времени, но и события, происходившие с ним.

Итак, 28 июня 1491 года у короля Генриха Седьмого и его жены Элизабет Йорк родился второй сын, которого назвали в честь отца.
Думается, это был ангелочек с золотистыми кудряшками и светлыми глазами. Правда, ребенок был крайней избалован, у него был даже собственный мальчик для битья, которого наказывали за хулиганства маленького принца.

Принц Генри вырос прекрасно образованным и начитанным человеком, отлично владеющим французским и латынью и испанским, хорошо знающим математику, геральдику, астрономию и музыку, заинтересованным в науке и медицине. Он был истинным человеком эпохи Ренессанса - любил искусство, поэзию, живопись, и в то же время, был искренне набожен.
Что немаловажно, академические знания не помешали тому, чтобы он стал высоким, красивым, хорошо сложенным атлетом и страстным охотником; кстати, любил...теннис. Однако, недостаток дисциплины в воспитании, необузданность характера, нежелание изучать то, что не интересно, черты, простительные для второго сына короля, позже принесли ему и Англии много проблем во время его царствования.
Венецианский посланник писал о юном принце, что он был самым красивым из уведенных им монархов, выше среднего роста, с ногами стройными и прекрасной формы, с очень светлой кожей, с яркими, рыжевато-каштановыми волосами, коротко подстриженными по французской моде; округлое лицо было так прекрасно, что подошло бы женщине; шея у него была длинная и крепкая.
То, что принц был хорошо сложен, подтверждают и размеры его юношеских доспехов: 32 дюйма в талии и 39 дюймов в груди (81 см и 99 см). Рост его был и оставался 6 футов 1 дюйм, что равно где-то 183 см, если не ошибаюсь, при весе 95 кг. У него также было крепкое здоровье: в молодости он лишь легко переболел оспой, да периодически страдал, тоже в легкой форме, малярией, которая была распространена в Европе в то время (было много болот, осушенных ныне).

Портрет 18-летнего Генри (где он, по моему мнению, почему-то ужасно похож на своего двоюродного дедушку, Ричарда Третьего).
А это молодой принц Хэл глазами современного художника.

Доспехи молодого Генриха (слева) и доспехи Генриха в возрасте за 40 (справа)

Генрих в 1521 году (30 лет)

Портрет Генри в возрасте 34-36 лет Возраст 36-38 лет

В глазах подданных юный король, взошедший на престол после своего скряги отца, отправившего на плаху или в ссылку последнюю свою уцелевшую после битвы при Босуорте родню, не созывавшего парламент целых десять лет, был олицетворением нового прекрасного героя. "Если бы лев знал свою силу, вряд ли кому-то удалось бы справиться с ним", писал о нем Томас Мор.
Царствование его протекало более или менее гладко вплоть до достижения королем возраста 44 лет.

Генрих в возрасте 40 лет: расцвет сил

К этому времени король уже развелся с Екатериной Арагонской и женился на умнице Анне Болейн, но бурные события не особенно отразились на его здоровье: вплоть до 1536 года у него не было с ним проблем, кроме постепенной прибавки в весе. Судя по составленному им лично и весьма подробному ордонансу касательно королевского стола, у короля был, что называется, зверский аппетит касательно мяса, выпечки и вина. Отсюда полнота, которая уже присутствует на портрете в возрасте 40 лет, которой нет на портрете 30-летнего Генри (см. выше). Да, король был бабником и обжорой, но он пока еще не стал Синей Бородой и тираном.
Что же случилось в январе 1536 года на турнире в Гринвиче? Уже довольно тучный Генрих не удержался в седле и рухнул в доспехах с лошади, которая тоже носила на себе латы. Лошадь затем упала на него сверху. Король был без сознания два часа., ноги его оказались раздавленными и, скорее всего, пострадали от нескольких переломов. За его здоровье вполне обоснованно опасались столь сильно, что у королевы Анны случился выкидыш: к несчастью, это был мальчик. Как будто этого было недостаточно, вскоре скончался незаконнорожденный сын короля, юный герцог Ричмонд, а Анну вскоре обвинили в супружеской измене.
Переломы и другие раны сначала зажили, но вскоре короля начали мучить не только головные боли, но и хронические, обширные, мокрые, гнойниковые язвы на ногах. От боли он не мог говорить и молчал по десять дней кряду, подавляя рвущийся крик. Врачи безуспешно пытались исцелить эти язвы, протыкая их раскаленным железом, либо иссекали их, не давая затянуться, дабы "помочь инфекции выйти наружу вместе с гноем". Также, скорее всего, король давно к этому моменту страдал диабетом (отсюда неисцелимость язв). Стоит ли удивляться тому, что физические страдания, помноженные на последствия травмы головы, совершенно изменили характер монарха?
Сейчас исследователи утверждают, что в результате травмы на турнире в 1536м году у Генриха Восьмого были повреждены лобные доли мозга, отвечающие за самоконтроль, восприятие сигналов от внешней среды, социальное и сексуальное поведение. В 1524м году, когда ему было 33 года, он также пострадал от более легкой травмы, когда забыл опустить забрало, и кончик копья противника сильно ударил его над правым глазом. Это принесло ему повторяющиеся тяжелые мигрени. Но в те времена не умели лечить травмы мозга, равно как и диабет.

Окружающие знали о состоянии здоровья короля, но всех, кто осмеливался открыть рот, обвиняли в государственной измене и отправляли на эшафот. Генрих мог отдать приказ утром, отменить его к обеду, а затем прийти в ярость, узнав, что он уже выполнен.
С этого момента начался новый, темный этап царствования.
Самым страстным желанием короля к этому моменту стало получение наследника для продолжения династии Тюдоров. Помноженное на произошедшие с ним серьезные психологические изменения после 1536 года, желание это вылилось в серию импульсивных и жестоких поступков, которыми Генрих знаменит и поныне. Более чем вероятно, что король страдал к тому времени и недостатком потенции. Даже фактическое исполнение его мечты с рождением сына от Джейн Сеймур, Эдуарда, уже ничего не могло изменить.

Генриху около 49 лет

Генрих VIII и гильдии цирюльников и хирургов (король весьма интересовался медициной, и эти гильдии были созданы под его патронажем). Королю 49 лет на полотне.

Деталь портрета 1545 года, где изображены Генрих, Эдуард и - посмертно - Джейн Сеймур.

А это весь портрет целиком, слева и справа - две дочери короля.

Несмотря на болезненное состояние, дух его был сильнее тела, и Генрих прожил еще одиннадцать лет. Игнорируя запреты врачей, он много путешествовал, продолжая активную внешнюю политику, охотился и... значительно больше ел. Создатели документального фильма с телеканала History Channel воссоздали режим его питания, основываясь на сохранившихся источниках: король поглощал до 13 блюд ежедневно, состоявших, главным образом, из баранины, цыплят, говядины, оленины, крольчатины и разнообразной пернатой птицы, как фазан и лебедь, он мог выпить 10 пинт (1 пинта =0,57л) эля в день, равно как и вина. Хотя, с другой стороны, возможно и то, что это было лишь меню короля, предлагаемое ему поварами, а отнюдь не то, что он фактически съедал. Но...
При невозможности прежней подвижности, он быстро набирал вес и к пятидесяти годам весил...177 килограммов! Судя опять же по доспехам, талия его с 81 см. в обхвате в возрасте 20 лет выросла до 132 см. в возрасте около 50 лет. К концу жизни он уже едва мог самостоятельно ходить. Состояние язв на его ногах лишь ухудшилось, они источали такой сильный запах, что он сообщал о приближении короля задолго до его появления в комнате. Кэтрин Парр, на которой он женился в 1543 году, была для него больше сиделкой, чем женой, лишь она могла успокоить припадки ярости монарха. Умер он в 1547 году, измученный приступами лихорадки и очередным прижиганием язв.

Фактически, судя по доспехам конца его царствования, ширина туловища короля была почти равна его росту!

Все разнообразие существующих портретов Генриха Восьмого выложено на этом замечательном ресурсе:

А вот тут на английском можно посмотреть документальный фильм "Внутри тела Генриха Восьмого"