Меню
Бесплатно
Главная  /  Содержания  /  История древнего мира введение план урока. Урок «Введение в историю Древнего мира. Спасибо за урок

История древнего мира введение план урока. Урок «Введение в историю Древнего мира. Спасибо за урок

I. Организационный момент И. Изучение новой темы

План

    Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

источник, история, Всеобщая история.

    1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Задание : выяснить фамилии авторов учебника, название учеб­ника, название его глав.

    1. Рассказ учителя .

Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Алек­сандр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив этот учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

    1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).

      Беседа по прочитанному .

    Что еще дает информацию ученым о жизни людей в про­шлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаме­нитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

Как называется наука, изучающая вещественные памятники

истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?

    Рассказ учителя .

Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается слу­чайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном раз­мыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэро­фотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места рим­ских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем сни­мают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раско­пы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.

    Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях ).

Археология - наука, изучающая историю по вещественным ос­таткам древних людей.

Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

    1. Закрепление изученного материала

    Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их соз­дали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

    Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

    Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

    Что изучает история? (История - это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем зна­комиться с тем, как жили древнейшие люди.)

    1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развер­нутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.

Введение.

История - «рассказ о событиях». Основоположник - греческий ученый Геродот. Историю называют «великим учителем».

Археология - «наука о древностях». Изучает археологические памятники (стоянки, курганы, поселения) и вещественные источники (все, что создано человеком).

Антропология - «наука о человеке». Изучает внешний вид человека, его происхождение и развитие. Антрополог Герасимов создал метод восстановления внешнего вида человека по останкам его костей.

Этнография - «описание народов». Изучает обычаи, хозяйство и культуру народов земли.

Хронология - «наука о времени». Определяет и изучает даты различных событий.

Нумизматика - наука о монетах.

Эпиграфика - изучение древних надписей. Лингвистика - языкознание. Изучает древние языки, чтобы понять, как сформировались современные.

Материальная культура - что создал человек в процессе жизнедеятельности. Она появилась вместе с орудиями труда. Духовная культура - искусство и фольклор. В основе развития человека лежит совершенствование орудий труда. Первые орудия - это палка-копалка, заостренный камень, дубина. Время возникновения и развития городов и государств ученые называют ранней цивилизацией. Первые цивилизации возникли на Древнем Востоке (Египет и Месопотамия), затем на острове Крит. История Древнего мира начинается со времени появления человека на Земле.

Периодизация истории:

  1. История Средних веков (феодализм). V - XV вв.
  2. Новая история (капитализм). XVI - начало ХХ века.
  3. Новейшая история. ХХ -ХХI века.
  1. Бехистунская надпись. - Надпись на скале у города Керманшах в Иране, высеченная по приказу персидского царя Дария I на 3-х языках: персидском, эламском и вавилонском.
  2. «Исторические записки» китайского историка Сима Цзяня. Жил в к.II -н.I века до н.э.

Уже в VI - V вв. до н.э. греки знали о существовании древних областей Узбекистана. 5 -4 тысячи лет назад население нашего края имело тесные культурные связи с областями Древнего Востока. При раскопках поселений археологи находят изделия, изготовленные в Индии, Иране и Двуречье. Особенно усилилось культурное взаимовлияние в 1 тысячелетии до н.э.

Антропогенез - развитие человека. Начинается 3 млн. лет назад. Названия древнейшим представителям гоминидов даются по месту их находок. Зинджантроп - 3 млн. лет. Нашли в Восточной Африке, в Танзании, Ущелье Олдувай, деревня Зиндж. Австралопитек (южная обезьяна) - до 1 млн. лет, нашли в Южной Африке. Питекантроп (обезьяночеловек) - 1 млн. лет, нашли на острове Ява в Индонезии. Синантроп - 1 млн. лет, нашли в Китае, пещера Чжоукоутянь; в Ферганской долине. Неандерталец - 100 тыс. лет. Нашли в долине реки Неандер, Германия. Кроманьонец - 40 тыс. лет, деревня Кроманьон во Франции. Это «Гомо сапиенс».

Присваивающее хозяйство - охота, собирательство, рыболовство.

Производящее хозяйство - земледелие и скотоводство.

Переход к металлическим орудиям труда привел к появлению излишков продукции. Это послужило причиной появления частной собственности. Необходимость защиты собственности и привела к образованию государства. Первые государства в истории появились в IV тысячелетии до н.э. - Древний Египет и Месопотамия.

Это средства производства (орудия труда) и люди, умеющие с ними обращаться.

Цивилизация - более высокий уровень развития общества.

Просмотр содержимого документа
«Введение в историю древнего мира»

Введение.

История – «рассказ о событиях». Основоположник – греческий ученый Геродот. Историю называют «великим учителем».

Археология – «наука о древностях». Изучает археологические памятники (стоянки, курганы, поселения) и вещественные источники (все, что создано человеком).

Антропология – «наука о человеке». Изучает внешний вид человека, его происхождение и развитие. Антрополог Герасимов создал метод восстановления внешнего вида человека по останкам его костей.

Этнография – «описание народов». Изучает обычаи, хозяйство и культуру народов земли.

Хронология – «наука о времени». Определяет и изучает даты различных событий.

Нумизматика – наука о монетах.

Эпиграфика – изучение древних надписей. Лингвистика – языкознание. Изучает древние языки, чтобы понять, как сформировались современные.

Материальная культура - что создал человек в процессе жизнедеятельности. Она появилась вместе с орудиями труда. Духовная культура – искусство и фольклор. В основе развития человека лежит совершенствование орудий труда. Первые орудия – это палка-копалка, заостренный камень, дубина. Время возникновения и развития городов и государств ученые называют ранней цивилизацией. Первые цивилизации возникли на Древнем Востоке (Египет и Месопотамия), затем на острове Крит. История Древнего мира начинается со времени появления человека на Земле.

Периодизация истории:

    Первобытнообщинный строй. Все орудия труда были общими, трудились сообща.

    История Древнего мира. IV тыс. до н.э. по 476 год.

    История Средних веков (феодализм). V – XV вв.

    Новая история (капитализм). XVI – начало ХХ века.

    Новейшая история. ХХ –ХХI века.

Письменные источники по истории Узбекистана:

    «Авеста» - священная книга зороастрийцев.

    Бехистунская надпись. – Надпись на скале у города Керманшах в Иране, высеченная по приказу персидского царя Дария I на 3-х языках: персидском, эламском и вавилонском.

    «История» Геродота, написанная в V веке до н.э.

    «География» Страбона. Грек, жил в конце I века до н.э. данные о народах, населявших земли современного Узбектстана.

    «Исторические записки» китайского историка Сима Цзяня. Жил в к.II –н.I века до н.э.

    «История Александра Великого». Римский историк Квинт Курций Руф, I век.

    «Анабасис Александра» («Поход Александра»). Грек Арриан, II век.

    Греческий врач Ктесий Книдский работал врачом у персидского царя Артаксеркса II. Он писал о связях Бактрии и Ассирии.

Уже в VI – V вв. до н.э. греки знали о существовании древних областей Узбекистана. 5 -4 тысячи лет назад население нашего края имело тесные культурные связи с областями Древнего Востока. При раскопках поселений археологи находят изделия, изготовленные в Индии, Иране и Двуречье. Особенно усилилось культурное взаимовлияние в 1 тысячелетии до н.э.

Антропогенез – развитие человека. Начинается 3 млн. лет назад. Названия древнейшим представителям гоминидов даются по месту их находок. Зинджантроп – 3 млн. лет. Нашли в Восточной Африке, в Танзании, Ущелье Олдувай, деревня Зиндж. Австралопитек (южная обезьяна) – до 1 млн. лет, нашли в Южной Африке. Питекантроп (обезьяночеловек) – 1 млн. лет, нашли на острове Ява в Индонезии. Синантроп – 1 млн. лет, нашли в Китае, пещера Чжоукоутянь; в Ферганской долине. Неандерталец – 100 тыс. лет. Нашли в долине реки Неандер, Германия. Кроманьонец – 40 тыс. лет, деревня Кроманьон во Франции. Это «Гомо сапиенс».

Присваивающее хозяйство – охота, собирательство, рыболовство.

Производящее хозяйство – земледелие и скотоводство.

Переход к металлическим орудиям труда привел к появлению излишков продукции. Это послужило причиной появления частной собственности. Необходимость защиты собственности и привела к образованию государства. Первые государства в истории появились в IV тысячелетии до н.э. – Древний Египет и Месопотамия .

Производительные силы общества – это средства производства (орудия труда) и люди , умеющие с ними обращаться.

Цивилизация – более высокий уровень развития общества.

Тип урока : вводный урок.

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества – всемирной истории, и её первой части – истории Древнего мира;
  • способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;
  • воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры;
  • продолжить формирование познавательных умений – умения самостоятельно добывать знания, используя различные источники.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, (если есть возможность – интерактивная доска), наборы раздаточного материала для работы в группах.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний по теме.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление темы.
  5. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – история. Слово это вам знакомо, оно имеет много значений, может быть очень простым или загадочным. Своя история есть у каждого человека, у каждого государства. Давайте вспомним то, что вы знаете об истории, почему её важно изучать, как её изучают, и какую историю мы будем изучать в пятом классе.

II. Актуализация знаний по теме.

  1. Что такое история?
  2. Составьте словосочетания или предложения со словом «история».
  3. Почему это слово имеет много значений?
  4. В каком значении мы будем использовать слово «история»?
  5. Что значит «история Древнего мира»?
  6. Что она изучает?
  7. Как люди узнают о прошлом?
  8. Что такое «следы истории»?
  9. Что значит «исторический источник»?

III. Изучение нового материала.

  1. Вводное слово.
  2. Работа в группах.
  3. Проверка работы групп.
  4. Презентация «Исторические источники».
  5. Беседа по теме и записи в тетради.

1. Вводное слово.

Учитель. Чтобы лучше разобраться с основными вопросами нашей темы, познакомиться с учебником, по которому мы будем заниматься, и выполнить задания, класс разделиться на 4 группы, каждая из которых получит свой пакет материалов.

2. Самостоятельная работа в группах.

Учитель делит класс на 4 группы, которые садятся вместе и получают пакеты с заданиями.

Пакет состоит из заданий 2-х видов:

  • первый вид заданий – общие вопросы для всех групп,
  • второй вид заданий – индивидуальные задания для каждой группы.

Общие вопросы для всех групп:

  1. Дайте определение понятия «история» (их может быть несколько) и подчеркните то, которым мы будем пользоваться на уроках.
  2. Познакомьтесь с оглавлением учебника «История Древнего мира».
  3. Что изучает история Древнего мира? Какие страны и народы?
  4. Как мы узнаем о прошлом?
  5. Что такое исторические источники? Их виды?

Индивидуальные задания для 1 группы:

  1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к вещественным историческим источникам.
  2. Объясните свой выбор.

Индивидуальные задания для 2 группы:

  1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к письменным историческим источникам.
  2. Объясните свой выбор.
  3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

Индивидуальные задания для 3 группы:

  1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к устным историческим источникам.
  2. Объясните свой выбор.
  3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

Индивидуальные задания для 4 группы:

  1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к произведениям искусства.
  2. Объясните свой выбор.
  3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

Во время того, как группы работают, учитель подходит к каждой и дает советы по тому, как лучше выполнить задания, проверяет готовность групп, привлекает к работе каждого ученика.

3. Проверка работы групп.

Выступление групп: сначала ребята отвечают на общие вопросы для всех групп. Каждая группа высказывает свое мнение, отвечая на вопросы первого задания, задает вопросы другим, исправляет ошибки, дополняет ответы. В ходе проверки этого задания, учитель помогает учащимся правильно сформулировать ответы на поставленные вопросы.

4. Беседа по теме и записи в тетради.

Учитель. Все группы справились с вопросами первого задания. Давайте запишем в тетради новые слова и определения.

Записи в тетради :

  • история – наука о развитии общества в прошлом и настоящем.
  • всемирная история – история народов всего мира.
  • история Древнего мира – первая часть всемирной истории, изучающая первобытность, Древний Восток, Древнюю Грецию, Древний Рим.

Учитель . Прежде чем проверить, как вы выполнили второе задание, мы посмотрим презентацию «Исторические источники». По ходу просмотра презентации, проверьте себя, правильно ли вы выполнили задание №2, найдите свои ошибки, если они есть.

Показываются слайды с 1 по 10.

Учащиеся проверяют себя, исправляют допущенные ошибки во втором задании. Музыка, которая используется в презентации, расслабляет, снимает напряжение.

В ходе беседы проверяется выполнение второго задания группами: каждая группа выступает по своему виду исторических источников, объясняя, что можно узнать, используя тот или иной вид источников, учитель предлагает продолжить записи в тетради.

Записи в тетради (продолжение):

  • исторические источники – источники знаний по истории.

виды исторических источников :

  • вещественные,
  • письменные,
  • устные,
  • произведения искусства.

IV. Закрепление темы.

Учитель. Выполните задания из презентации (см. приложение)

Показываются слайды с 11 по 14.

При выполнении заданий, возможно, использовать приемы работы с интерактивной доской:

Задание №1. Определи вид исторического источника (прием - непрозрачный экран).

Задание №2 . Подчеркни в тексте вещественные исторические источники (прием – маркер).

Задание №3 . Заполни таблицу «Исторические источники» (приемы – шторка, или маркер).

Примечание: при нехватке времени на уроке, задание №3 учащиеся выполняют дома.

V. Итог урока.

Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:

  • О чем мы узнали на уроке?
  • Что мы записали в тетради?
  • Что мы увидели в презентации?
  • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).
  • Поставим оценки за работу в группах (оценки за подготовку заданий).

Рефлексия : Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Домашнее задание:

  1. Прочитать введение с. 3 (учебник «История Древнего мира», Е.В. Саплина, А.И. Саплин).
  2. Творческое задание – нарисовать различные виды исторических источников.
  3. Заполнить таблицу «Исторические источники» (если не заполнили на уроке).

Материал для подготовки к уроку:

  • Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 кл.: Методическое пособие к учебнику/Е.В.Саплина, А.И.Саплин. – М., Дрофа, 2002.
  • Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 кл.: Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2002.
  • Данилов Д.Д., Монченко Л.Н. Методические рекомендации к курсу «История первобытного и Древнего мира». 5 кл. – М.: «Баласс», 2002.
  • Интернет-ресурсы:
    www.google.ru
    www.yandex.ru

Подробные поурочные планы содержат весь необходимый материал для проведения полноценных уроков по истории Древнего мира в 5 классе общеобразовательных школ, рассчитаны на преподавателей, работающих по учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение), Ф.А. Михайловского (М.: Русское слово). Пособие полностью автономно, содержит различные дополнительные материалы для учителя, большое количество игровых заданий. Издание дополнено новыми вариантами проведения уроков, выдержками из исторических документов. Книга будет полезна как начинающим преподавателям, так и педагогам со стажем.

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКАМ А.А. ВИГАСИНА, Г.И. ГОДЕРА, И.С. СВЕНЦИЦКОЙ И Ф.А. МИХАЙЛОВСКОГО

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел I. Жизнь первобытных людей (8 ч)

    Введение в историю Древнего мира.

    Древнейшие люди.

    Родовые общины охотников и собирателей.

    Возникновение искусства и ре­лигиозных верований.

    Возникновение земледелия и скотоводства.

    Появление неравенства и знати.

    Счет лет в истории.

Раздел И. Древний Восток (20 ч)

    Государство на берегах Нила.

    Как жили земледельцы и ремес­ленники в Египте.

    Жизнь египетского вельможи.

    Военные походы фараонов.

    Религия древних египтян.

    Культура Древнего Египта.

    Древнее Двуречье.

    Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

    Финикийские мореплаватели.

    Библейские сказания.

    Царство Давида и Соломона.

    Ассирийская держава.

    Персидская держава «Царя ца­рей».

    Природа и люди Древней Индии.

    Индийские касты.

    Китайский мудрец Конфуций.

    Первый властелин единого Китая.

Раздел III. Древняя Греция (21 ч)

    Греки и критяне.

    Микены и Троя.

    Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

    Религия древних греков.

    Земледельцы Аттики теря­ют землю и свободу.

    Зарождение демократии в Афинах.

    Древняя Спарта.

    Основание греческих колоний.

    Олимпийские игры в древ­ности.

    Победа греков над персами в Марафонской битве.

    Нашествие персидских войск на Элладу.

    В гаванях афинского порта Пирей.

    В городе богини Афины.

    Культура Древней Греции.

    Афинская де­мократия при Перикле.

    Города Эллады подчиняются Македонии.

    Поход Александра Македонского на Восток.

    В древней Александ­рии Египетской.

    Путешествие по Древней Греции.

Раздел IV. Древний Рим (18 ч)

    Древнейший Рим.

    Завоевание Римом Италии.

    Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н. э.).

    Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II в. до н. э.

    Рабство в Древнем Риме.

    Земельный закон братьев Гракхов.

    Восстание Спартака.

    Еди­новластие Цезаря.

    Установление империи в Риме.

    Соседи Римской империи в первые века нашей эры.

    В Риме при императоре Нероне.

    Первые христиане и их учение.

    Жизнь в Римской империи.

    Римская империя при Диоклетиане и Константине.

    Взятие Рима готами.

    Семь чудес света.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Урок 1. Введение в историю Древнего мира

Цели: заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвое­ние понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»; содействовать пониманию того, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Оборудование: карта мира, учебник Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира» или Михайловско­го Ф.А. «История Древнего мира».

Информация для учителя

Памятка при работе с исторической картой

    Приступая к работе с картой, необходимо ознакомиться с ее условными обозначениями, с так называемой легендой - таб­личкой у края карты. Она является важной опорой в дейст­виях с картой. Для того чтобы заставить карту заговорить, рассмотрите представленные в легенде условные знаки, рас­краску и прочитайте подписи. После этого вы легко найдете на карте то, что вам нужно. Она расскажет вам о границах государства, о национальном составе населения, о городах, народных движениях, о крупнейших сражениях в ходе войны, о партизанских движениях и т. д.

    Обратите внимание на условность знаков и их несоразмер­ность с масштабом карты. Например, один-два всадника обозначают целое войско, скрещенные мечи - важнейшие события.

    При работе с исторической картой вы можете опереться на знания по картографии, приобретенные на уроках природо­ведения и географии; карта как изображение земной поверх­ности Земли; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики страны и т. д.

    От класса к классу карты становятся более сложными, насы­щенными условными обозначениями, и работа с ними услож­няется.

    Показывать географические и исторические объекты по на­стенной карте нужно стоя с правой стороны.

    Для лучшего понимания и запоминания расположения гео­графических и исторических объектов на карте работу надо организовать так, чтобы показ велся и по современной поли­тической карте мира, и по исторической карте.

Ход урока

I. Организационный момент И. Изучение новой темы

План

    Что изучает история Древнего мира?

    Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

источник, история, Всеобщая история.

      Самостоятельная работа учащихся с учебником.

      Рассказ учителя .

Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Алек­сандр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив п от учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

      Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).

      Беседа по прочитанному .

    Что еще дает информацию ученым о жизни людей в про­шлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаме­нитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

Как называется наука, изучающая вещественные памятники

истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?

    Рассказ учителя .

Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается слу­чайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном раз­мыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэро­фотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места рим­ских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем сни­мают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раско­пы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.

    Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях ).

Археология - наука, изучающая историю по вещественным ос­таткам древних людей.

Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

      Закрепление изученного материала

    Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их соз­дали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

    Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

    Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

    Что изучает история? (История - это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем зна­комиться с тем, как жили древнейшие люди.)

    1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развер­нутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.

Дополнительный материал

Как находят археологические памятники

В окрестностях села Тарасово, в 30 км от Сарапула, на берегу реки Камы, на высокой горе нефтяники пробурили скважину и от нее через весь мыс проложили траншею под нефтепровод. Один из рабочих, копавших траншею, обратил внимание на странные зеленые предметы, которые он выбросил вместе с землей из траншеи, и человеческие кости черепа, ног, таза, валявшиеся кое-где без всякого порядка. Оказавшись человеком любознательным, он не поленился и позвонил в Сарапуль- ский музей. Коля срочно направился в Тарасово. Стояла глубокая осень, слякоть, грязь, но дождь в какой-то степени и помог - обнажил выброшенные кости и вещи, раскиданные фактически по всей длине траншеи. Все, что мог, он собрал, запаковал и привез.

Да, сомнений нет, это могильник. Судя по материалу, чегандинско- мазунинского времени.

Замечательное открытие!

Голдина Р.Д. Силуэты растаявших веков. Ижевск,

1996. С. 127-128.

Урок 2. Древнейшие люди

Цели: подвести учащихся к пониманию того, что способность грудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравни­тельно с остальными животным миром положение, помогла выжить; продолжить формирование умений пересказывать содержание тек­ста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрация­ми; правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из ка­бинета биологии). *

Ход урока

I. Организационный момент

Информация для учителя

Поскольку в курсе истории Древнего мира учитель продолжает работу над формированием у учащихся умений грамотно и красиво говорить, то на каждом уроке целесообразно просить учащихся давать развернутые, подробные ответы по одному или двум глав­ным вопросам домашнего задания перед своими одноклассниками. Для более качественной подготовки этого задания учитель может готовить специальную карточку, в которой будет сформулирован сам вопрос и дан подробный план ответа на него. Вопрос задается всему классу, а готовиться к нему и отвечать будет кто-то один из учащихся. Озвучив задание, необходимо дать время ученику для подготовки его. Пока готовится ученик, учитель с классом органи­зует другие формы проверки домашнего задания.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»

      Подготовка устного ответа по карточке № 1.

Примерный ответ учащегося

Для того чтобы узнать, как жили люди в далеком прошлом, нужно ис- I юльзовать находки археологов. Археологи - это ученые, которые восста­навливают историю по вещественным памятникам. Прежде чем выехать на раскопки, они изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем они проводят разведку этой местности. После этого они начинают раскопки. Они копают лопатами, снимая тонкие слои земли. Собранный материал обрабатывают и изучают. Находки археологов - это и есть вещественные памятники истории или исторические источники.

    Фронтальная беседа с классом по вопросам .

Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая ис­тория». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.)

Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)

Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)

  1. Развернутый ответ учащегося по карточке № 1, проверка вы­полнения задания № 1 в рабочих тетрадях.

    1. Переход к новой теме

Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других истори­ческих источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.