Меню
Бесплатно
Главная  /  Законы  /  Литературный процесс 1950 1980 годов. Рабочая программа учебной дисциплины од б. II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание

Литературный процесс 1950 1980 годов. Рабочая программа учебной дисциплины од б. II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание

подготовка презентаций, газет, литературных журналов (работа в группах).

Цель работы: обобщить и конкретизировать знания студентов о развитии страны в так называемый застойный период; сформировать знания о том, как жили люди в тот период; систематизация и контроль качества знаний по изучаемому разделу.

Форма выполнения: работа в группах

Необходимое оборудование: презентации, иллюстрации по теме, литературные журналы, учебная литература

Требования: сделать презентацию в соответствии с требованиями, подготовиться к выступлению

Контрольные вопросы:

- Особенности развития литературы1950-1980-х годов

Основной теоретический материал:

Русская литература в 1950-1980 годах развивалась не равномерно, чутко откликаясь на политическую ситуацию в стране. Художественные герои взрослели вместе с их авторами, а литературные произведение наиболее ярко выражали проблемы, которые волнует на тот момент общественность. Чтобы понять душу и взгляд на мир человека того времени, мало узнать, какие исторические шаги пришлись на пору его жизни, намного важнее и эффективнее, взять книгу того времени. Авторы 50-80-х годов, словно любопытному ребенку, впитывали любое движение, любое дуновение ветерка свободы, но и так, же легко поддавались репрессиям со стороны правительства. Несмотря на цензуру, советский читатель продолжал желать читать, литература не могла померкнуть или прогнуться под требования властей. И даже грубые действия, вроде высылки или лишение свободы за свободу слова, не убивало в русских авторах желание писать. Этот литературный период очень интересен в своем многообразие, человеческое сознание бурлило и искало ответы на все те вопросы, удовлетворить которые не могли власти или авторы прошедших лет. Мне хочется сравнить 50-80-е года с юношеским периодом, когда авторы старались понять себя, окружающий мир и начали задавать критические по отношению к действительности вопросы. Для понимания себя очень многим современным юношам и девушкам стоит изучить данный литературный период, и я не исключение. Литература «оттепели» Периодом «оттепели» называют конец 50-х – 60-е годы жизни общества и литературы. К большим общественным переменам привели смерть стали, XX съезд партии, прошедший после, доклад Хрущева о культе личности Сталина. Большим оживлением и творческим подемом были отмечена литература этих лет. Во времена «оттепели» заметно ослабла цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более критическое освещение действительности. Начал выходить целый ряд новых журналов: "ВЛ", "Русская литература", "Дон", "Урал", "На подъеме", "Москва", "Юность", "Иностранная литература". Все чаще проходят творческие дисскусии на темы реализмы, современноти, о гуманизме и романтизме, возраждается внимание к специфике искуства. Не проходят стороной и дискусии о самовыражении, о «тихой» лирике, о документе и вымысле в художественном творчестве. В 1971 год принято постановление «О литературно-художественной критике», что несомненно показывает насколько больше значение в эти годы уделялось развитию критики. Незаслуженно забытые имена и книги И. Бабеля, А. Веселого, И. Катаева, П. Васильева, Б. Корнилова были востановлены в литературе. Также в литературу возращаются произведения М. Булгаков ("Избранная проза", "Мастер и Маргарита"), А. Платонов (проза), М. Цветаева, А. Ахматова, Б. Пастернак. 60-е годы считаются феноменом в истории русской литературы XX века. В этот период истории миру явилось целую плеяду имен талантливых прозаиков.Прежде всего это были писатели, пришедших в литературу после войны: Ф. Абрамов, М. Алексеев, В. Астафьев, Г. Бакланов, В. Богомолов, Ю. Бондарев, С. Залыгин, В. Солоухин, Ю. Трифонов, В. Тендряков. Расцвет творчества этих писателей приходится на 60-е годы. В этот период особенностью литературного процесса становится расцвет художественной публицистики. (В. Овечкин, Е. Троепольский, Б. Можаев). Социально-культурное обновление уже в конце 1950-х годов шло очень слоно и внутренне противоречиво. Наметилось отчеливое противопоставление двух сил. Не смотря на явно положительные тенденции публикаций новых произведений, нередки были критические нападки и даже организованные компании против писателей и произведений, являвших собой новый этап общественно-литературного развития. (Повесть И. Оренбурга "Оттепель" и его мемуары "Люди, годы, жизнь", романы Б. Пастернака "Доктор Живаго", В. Дудинцева "Не хлебом единым" и др.) Нападкам деятели искусства, молодые поэты и прозаики подвергались и со стороны Н.С. Хрущева, который выступал с грубыми проработанными речями на встречах с творческом творческой интеллигенцией в конце 1962-начале 1963 года. В 1962 году Хрущевым было принятно решение поставить на место сильно «разболтавшихся» писателей и художников, которые все больше требовали свободы творчества. На последующих встречах Хрущев не раз подвергал деятелей культуры резкой критике. В декабре 1962 года в Манеже была организована выставка произведений изобразительного искусства, которую посетил и Хрущев. Среди выстовачных экспанатов числилось и несколько картин и скульптур, выполненные в стиле абстракционизма, столь модном на Западе. Хрущев был разневан, посчитав, что авторы издеваются над зрителями и зря переводят народные деньги. В своем обличение авторов Хрущев дошел до публичного оскорбления, в результате чегт многие участники были лишены права выставляться, а также были лишены зарботка (ни одно издательство не принимало их работы даже в качестве иллюстраций). Среди художественной интеллигенции такое поведение вызвало резкий диссонанс, недовольства начали бытро распространятся и выливаться в критическое мнение о Хрущеве и его политике, появилось множество анекдотов. В тоже время были подвергнуты жесткой критики произведения художника Роберта Фолька, скульптора Эрнеста Неизвестного, поэта Андрея Вознесенского, кинорежиссера Марлена Хуциева. Критическим нападкам подвергались произведения, опубликованные в "Новом мире" А. Твардовского, из-за чего он был вынужден уйти из журнала в 1970 г. Также травля Бориса Пастернака, судебный процесс над Иосифом Бродским, обвиненным в «тунеядстве» и сосланными на Север, «дело» Андрея Синявского и Юлия Даниеля, осужденных за их художественные произведения, опубликованные за границей, преследование А. Солженицына, В. Некрасова, Александра Галича. Литература 70-90-х годов С середины 60-х годов «оттепель» пошла на убыль. Период «оттепели» сменился брежневской эпохой застоя (70-80-е годы), который был отмечен такими явлением, как диссидентство. За открытое выражение своих политических взглядов, существенно отличавшихся от полотики государства, коммунистической идеологии и практики, многие талантливые авторы были навсегда разлучены с родиной и были вынуждены эмигрировать. (А. Солженицын, В. Некрасов, Г. Владимов, Н Аксенов, И. Бродский). В середине 80-ых к власти приходит М. С. Горбачев, этот период получил название «перестройки» и проходил он под лозунгом «ускорения», «гласности» и «демократизации». В условиях развернувшихся в стране бурных социально-политических перемен, резко изменилась ситуация в литературе и в общественно-культурной жизни, что привело к публикаторскому «взрыву». Невиданных тиражей достигают журналы «Юность», «Новый мир», «Знамя», начинает печататься все большее количество «задержанных» произведений. В культурной жизни страны возникается явление, которое получило символичное название «возвращенная литература». В этот период времени были отмечены новые подходы к переосмыслению достижения прошлого, включая и труды советской «классики». Во 2-й половине 1980-х и в 1990-е годы произведения М. Булгакова и Андрея Платонова, В. Гроссмана и А. Солженицына, Анны Ахматовой и Бориса Пастернака, ранее находившиеся под запретом, стали осмысляться как важнейшие составные части литературные процессы XX столетия. Особое внимание получили писатели русского зарубежья – первой и последующей волн эмиграции: творчество Ивана Бунина и Владимира Набокова, Владислава Ходасевича и Георгия Иванова и др. Возвращаются в литературу имена Василия Аксенова, Георгия Владимова, Владимира Войновича, Сергея Довлатова, Владимира Максимова, Виктора Некрасова, Иосифа Бродского, Александра Галича. В творчестве видных писателей во второй пловине 80-х годов выделилась проблемно-тематические пластны художественной и мемуарной литературы, повествующем об историческом прошлом. Прежде всего говорилось о трагических событиях и испытаниях эпохи (сталинские репрессии, раскулачивание и 1937 год, «лагерная тема»). Наглядными примерами этого периода литературы может предстать лирические произведения большой формы: поэмы-циклы А. Ахматовой («Реквием»), А. Твардовского («По праву-памяти») и др. «Задержанными» произведениями были не только публикации выдающихся произведений 20-30-х и 50-60-х гг. (А. Платонова "Котлован", "Чевенгур", М. Булгакова "Дьяволиада" и "Собачье сердце", В. Гроссмана "Жизнь и судьба", "Все течет", А. Солженицына "В круге первом", "Раковый корпус", Ю. Домбровского "Хранитель древностей", "Факультет ненужных вещей", В. Шаламова "Колымские рассказы"), но и творения современников: "Новое назначение" А. Бека, "Белые одежды" В. Дудинцева, "Ночевала тучка золотая" А. Приставкина, "Дети Арбата" А. Рыбакова. Литература этих и последующих лет развивалась сложно, в ней проявились влияния реализма, неоавангардизма и постмодернизма. Вопрос о создание исторически достоверной, подлиннов филосовской литературе об эпохе и ее людях во всей её сложности немым вопросом висел на устах читательской аудитории. В конце 1980-х годов литературовед и критик Г. Белая в статье “«Другая» проза: предвестие нового искусства” задалась одним из главных вопросов того времени: “Кого же отности к «другой» прозе”? Список авторов «другой» прозы был довольно разношерстный: Л. Петрушевский и Т. Толстой, Венедикт Ерофеев, В. Нарбиков и Е. Попов, Вяч. Пьецух и О. Ермаков, С. Каледин и М. Харитонов, Вл. Сорокин, Л. Габышев и др. Эти писатели были действительно разные: по возрасту, поколению, стилю и поэтике. Произведения «другой» прозы остро критиковали и оспоряли советскую действительность. Художественным пространством этой школы были общежитие, коммуналки, кухни, казармы, тюремные камеры. А их персонажи - маргиналы: бомжи, люмпены, воры, пьяницы, хулиганы, проститутки. В это же время (80-е) в литературе появляется новое поколение, что называло себя «сороколетними» прозаика («московская школа»). Пришли они со своим героем, для обзначения которого критики вводят определения "срединный", "амбивалентный" (В. Маканин, А. Курчаткин, В. Крупин, А. Ким). Развитие Прозы В произведениях "Оттепель" И. Эренбурга, "Не хлебом единым" В. Дудинцева, "Битва в пути" Г. Николаевой очень ярко выражены попытки постижения противоречий социально-политического развития. Авторы постарались акцентировать внимание на социальных, нравственно-психологических проблемах. Произведения, созданные в годы «оттепели», больше привлекают внимание не традиционным изображением схватки двух миров в революции и гражданской войне, а внутренними драмами революции, противоречиями внутри революционного лагеря, столкновениями разных нравственных позиций людей, вовлеченных в историческое действие. Именно это стало основой конфликта в повести П. Нилина «Жестокость». Гуманистическая позиция молодого сотрудника углорозыска Вениамина Малышева вступает в противоборство с бессмысленной жестокостью начальника угрозыска. Похожий конфкликт определяет развитие сюжета в романе «Соленая падь» С. Залыгина. От начала и до конца романа, белой нитью прошита мысль о земле и необходимости беречь её кросоту от бездумной жестокости и корысти расхитителей, от равнодушного попустительства.Самые дорогие автору идеи излагает Николай Устинов, герой, духовно близкий нашему времени. «Землею рождаются все люди - и дети, и отцы, и матери, и предки, и потомки, - а спроси, узнают ли они в лике ее мать родную? Любят ли ее? Или только притворяются, будто любят, на самом же деле хотят от нее только брать И брать, в то время как любовь - это же ведь умение отдавать? И даже не может истинно любящий человек не дать. Земля всегда готова погибнуть ради людей, источиться для них, изойти в прах, а найди-ка такого человека, который скажет: «Готов погибнуть ради земли! Ради лесов ее, степей, ради пашен ее и неба над нею!»» [«Соленая падь» С. Залыгина.] Молодым прозаикам времен «оттепели» (: Г. Владимова, В. Войновича, А. Гладилина, А. Кузнецова, В. Липатова, Ю. Семенова, В. Максимова) были свойственны моральные и интеллектуальные искания. «Молодая» проза 1960-х годов или «исповедальная», как обозначили её критики, начиналась всего лишь с одного человека - В. Аксенова. Произведения писателей «молодой» прозы печаталось на страницах журнала «Юность». Герой, не соотвествующий общепринятым канонам поведения, очень привлекал прозаиков того времени. Таким литературным героям было свойственно ироничное отношение к окружающему миру. И только сейчас становятся ясно, что за этой ширмой ироничности и язвительности героя, у многих авторов высился трагический семейный опыт: боль за судьбу репрессированных родителей, личная неустроенность, мытарства по жизни. Но не только трагедия стала основой интереса к такому типу художественных героев, подноготная скрывалась и в высокой самооценке, породившая уверенность, что вне полной свободы они не смогут полностью реализовать свой творческий потенциал. Сорцреалистичная эстетика навязывала представление о советском человеке, как о цельной личности, живущей в ладу со своей прекраснной современностью, «молодые» писатели же никак не могли принять это наставления, из-за чего в литературе появился молодой рефлектирующий герой. В основном это были вчерашние школьники, делающие своим первые шаги в большом мире. Свою повесть "Продолжение легенды" А. Кузнецов начинает с признания героем своей «незрелости» и беспомощности. Критики находили причину разлада в душе героя «молодой» прозы в сломе в самоосознание советского общества, который произошел вначала «оттепели».В тот момент заскрипели идеологические мифы, что насаждались последние сорок лет, и в этом сломе больше всего пострадало моральное самочувствие самого молодого поколение, что и привело к кризису веры. «Зачем было готовить нас к легкой жизни?»[ "Продолжения легенды", Анатолий Кузнецов] – вопрашает главный герой, оказавшись в «открытом плаванье» взрослого мира. Именно это стало конфликтом в «молодой» прозе; мир оказался не таким, как его рисовали в учебниках и книжка, а за дверьми школы начиналось что-то совершенно иное, новое, к чему молодое поколение ещё не было подготовлено. Мир менялся и это всех страшило. Многим хотелось красивой, взволнованной жизни, как например, героям повести В. Аксенова «Коллеги» (1968 г.), но их романтическому представлению о мире противостоит грубая и некрасивая проза действительности, с которой сталкиваются коллеги сразу после окончания мединститута. В деревню попадает Саша Зеленин, где врачуют по старинке, а Максимову приходится заниматься рутинной санитарно-карантинной службой в порту вместо плавания по морям и океанам. Оба героя сталкиваются со злом: Зеленин с бандитом Бугровым, а Максимов - с жуликом Ярчуком, которого выводит на чистую воду. Все герои "исповедальной" должны пройти испытание соблазнами компромисса: пошлостью, цинизмом, приспособленчеством. Основным конфликтом, что получает развитие в «молодой» прозе явился конфликт отцов и детей. В своей повести «Звездный билет» В. Аксенов выставляется старшее поколение комично. Бунт «звездных мальчиком» ничто иное, как протест против шаблона, стандарта, отказ подчинятся старым нормам. Это желание быть самим собой и самому распоряжатся своей судьбой. Впрочем, стоит отметить, что в большей степени все духовные метания авторов «молодой» прозы привели их к трагическому исходу - эмиграции, так как советская власть не могла принять такой новизны взглядов. В прозе 60-х годов можно выделить еще одно течение – лирическая проза, которую представляли такие писатели, как К. Паустовский ("Повесть о жизни"), М. Пришвин ("В тумане"), В. Соломин ("Капля росы"), О. Бергольц ("Дневные звезды"). Произведения лирической прозы раскрыто не столько внешнее движение, сколько мир души литературного героя. Главное в такие произведениях был не сюжет, а чувсва персонажей. "Капля росы", "Владимирские проселки" В. Солоухина и "Дневные звезды" О. Бергольц с момента их появления считались образцами лирической прозы, где доминирует не только лирическое начало, но и эпическое. Повесть "Владимирские проселки" В. Солоухина - повествовательный жанр, в котором присуствуют не только лирическое начало, но и элементы документа, очерка и иследования. Антимещанскую, бытовую прозу можно представить произведениями Ю. Трифонова, Ю. Семина ("Семеро в одном доме"), В. Белова ("Воспитание по доктору Споку"). Романы "И это все о нем" В. Липатова и "Территория" О. Кунаева. Были наиболее значительны в "производственной" прозе. "Лагерная" проза представлена произведениями А. Солженицына ("Один день Ивана Денисовича"), В. Шаламова ("Колымские рассказы"), Г. Владимова ("Верный Руслан"). К этой прозе можно отнести и воспоминания бывших лагерников О. Волкова ("Во мгле"), Е. Гинзбург ("Крутой маршрут"). Углобление художественных конфликтов, стремление во всей полноте и сложности исследовать противорачия развития, особенно отмечано в прозе этих лет. Так же можно заметить обогащение жанрово-композиционной и стилевой структуры произведений о войне, широкое использование условных форм изображения, усложнение авторской. Духовное обновление общества было спровоцировано перестройкой 80-х годов. Именно перестройка дала возможность заговорить об отсуствие благополучия с воспитанием молодого поколения многим писателям. Именно в это время вскрылись причины падения нравов в обществе. Об этом говорили писатели В. Астафьев («Печальный детектив»), Ч. Айтматов («Плаха»), Ф. Абрамов («Дом»). Вершинной достижения литературы 60-90-х гг.стала военная и деревенская проза. Военная проза характерировазалась подлинностью описаний боевых действий и переживаний героев, поэтому автор военной прозы являлся, как правило, прошедшим через все, что она описавал в своем произведение, например, роман «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева. Деревенская проза начала появлятся ещё в 50-е годы («очерки Валентина Овечкина» Александра Яшина, Анатолия Калинина, Ефима Дороша), но не имела достаточной силы и изаинтересованности, чтобы выделиься в отдельное направление. И только к середине 60-х «деревенская проза» достигает нужного уровня художественности (большое значение имел для этого рассказ Солженицына «Матрёнин двор»). Заключение. Общество за сорок лет после окончания «оттепели» успело кардинально поменяться, как в плане политического режима, так и во взглядах на мир. В пятидесятые русская литература вступила дерзким подростком, которому нравилось смотреть на мир, оно готово было дерзить и кричать властям, плеваться ядом и всячески противодействовать, отстаивая свою свободу. Но с течением времени, когда посиделки на кухнях, ссылки и публичные оскорбления начали притухать, русская литература переродилась в робкого юношу, которому пришло время осмыслять все, что он натворил. Вопросы о будущем, прошлом и собственном настоящем стали животрепещущими. Не смотря на всю трагичность истории, которую пришлось пережить авторам 50-90-х годов, на все грубую критику и прочие репрессии, русская литература благодаря событиям этих лет сильно обогатилась и перешла на иной, более осмысленный и глубокий уровень. Изучение русской литературы советских времен может во многом помочь становлению любого современного подростка, так как выходя из школ или колледжей, озираясь на мир, мы, подобно авторам «молодого» поколения, не знаем куда себя подать.

Информационное обеспечение:

Основные источники:

1.Зинин С.А. Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 кл.: в 2ч.– М.: русское слово,2014.- 280 с. и 480с.

2.Курдюмова Т. Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М., 2014

3. Михайлов О. Н., Шайтанов И. О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В. П. Журавлева. - М., 2014.

Дополнительные источники:

1.Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И. Н. Сухих.– М., 2014.

2.Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др . Литература: учебник для учреждений сред.проф.образования: в 2 ч./ под ред. Г. А. Обернихиной. - М., 2015.

3. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др . Литература. практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. - М., 2014.

4. Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. - М., 2014.

Электронные ресурсы:

Русская литература ХХ века 20-90-х годов. Форма доступа: www.fplib.ru/id/russian/20vek/

Критерии оценки:

Устный ответ

При оценке ответа надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если студент:

1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) изла­гает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

  • III.Особенности грамматического строя английского языка

  • Тест по теме «Особенности развития литературы в 1950-1990-е годы».

    1. Период социальных реформ, начавшихся в 1953 году после смерти И. В. Сталина, получил образное определение-

    А) «культ личности» Б) «оттепели» В) «наводнения» Г) «шторма»

    2. Эрнест Хемингуэй - это

    А) американский шпион

    Б) американский писатель

    В) американский скульптор

    Г) американский композитор

    3. Геннадий Айги в 1960-е годы в советской литературе-

    А) литературный критик

    В) переводчик

    Г) писатель

    4. Всякую зависимость от любых ограничений художественного творчества, будь то политический диктат или рамки традиций отрицали:

    А) писатели-реалисты

    Б) поэты-футуристы

    В) поэты-авангардисты

    Г) поэты-акмеисты

    5. В период правления Л. И. Брежнева политика власти в отношении инакомыслящих представителей художественной культуры спровоцировала новый, третий поток эмиграции. Укажите годы третьего потока:

    А) 1950-1980 Б) 1918-1922 В) 1970-1980 Г) 1941-1953

    6. Укажите группу писателей и поэтов, эмигрировавших из СССР (третья волна эмиграции).

    А) В. Шаламов, В. Войнович, А. И. Приставкин, А. Солженицын.

    Б) А. Солженицын, В. Гроссман, В. Тендряков, Б. Можаев.

    В) И. Бродский, В. Аксенов, А. Галич, С. Довлатов.

    Г) В. П. Астафьев, С. П. Залыгин, В. М. Шукшин, В. Г. Распутин

    7. Произведения, многие годы хранившиеся в спецхранах и опубликованные в литературных журналах «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов» получили определение

    А) литература «оттепели»

    Б) возвращенная литература

    В) специальная литература

    Г) эмигрантская литература

    8. Множественность, многообразие чего-либо, например, мнений, взглядов - это

    А) «оттепель» Б) субкультура В) плюрализм Г) реализм

    9. Термин, используемый для характеристики определенного мировоззрения, интеллектуального течения, возникшего в европейской мысли XX века со стремлением определить прежде всего политические и культурологические проблемы общества - это

    А) плюрализм Б) реализм

    В) модернизм

    Г) постмодернизм

    10. Форма нелегального распространения художественных произведений в СССР в машинописном виде - это

    А) самопись Б) самиздат В) самовыкуп Г) самоокупаемость

    11. Поэму «Москва-Петушки» в 1969 году написал

    А) А. Твардовский

    Б) Веп. Ерофеев

    В) А. Вознесенский

    Г) Е. Евтушенко

    12. Одним из ведущих направлений в литературе второй половины XX века (конец 1960-х-1980-е годы) стала

    А) «возвращенная проза»

    Б) «деревенская проза»

    В) «городская проза»

    Г) «лирическая проза»

    13. Повесть «Прощание с Матерой» (1976 г.) написал

    14. Рассказ «Матренин двор» (1959 г.) написал

    А) А. И. Солженицын Б) В. П. Астафьев В) В. Г. Распутин Г) Ф. А. Абрамов

    15. Художественное течение, объединившее эпические произведения писателей-фронтовиков, - это

    А) деревенская проза

    Б) лагерная проза

    В) военная проза

    Г) лирическая проза

    16. Повесть «В окопах Сталинграда» (1946 г) написал

    А) Василь Быков Б) Виктор Астафьев В) Виктор Некрасов

    Г) Константин Воробьев

    17. Повести «Сотников», «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Журавлиный крик» написал

    А) Юрий Бондарев Б) Василь Быков В) Виктор Некрасов Г) Григорий Бакланов

    18. «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Черные камни» А. Жигулина, «В круге первом» А. Солженицына объединяет тема

    А) Великой Отечественной войны

    Б) тема ГУЛАГа

    В) деревенской жизни

    Г) восстановления разрушенного хозяйства после второй мировой войны

    19. С именем какого писателя связано развитие городского, или интеллектуального течения в советской литературе?

    А) Александра Солженицына

    Б) Юрия Трифонова

    В) Федора Абрамова

    Г) Валентина Распутина

    20. Произведения Ф. Искандера «Кролики и удавы», В. Войновича «Москва 2042», Л. Леонова «Пирамида» написаны в жанре

    А) комедии

    Б) трагедии

    В) антиутопии

    Г) фольклора

    21. Н. Асеев, О. Берггольц, В. Луговский, М. Светлов-это

    А) художники

    Б) писатели

    Г) переводчики

    22. Кого из поэтов можно назвать поэтом-эстрадником?

    А) Михаил Светлов Б) Евгений Евтушенко В) Иосиф Бродский

    Г) Николай Заболоцкий

    23. Творчество поэтов Н. Рубцова, В. Соколова, С. Купяева относится к

    А) военной лирике Б) тихой лирике В) городской лирике Г) авторской

    24. Назовите поэта, в чьем творчестве сочетался гражданский пафос поэтов-шестидесятников и тонкий лиризм «тихой лирики»

    А) Александр Галич Б) Расул Гамзатов В) Юрий Визбор Г) Андрей Вознесенский

    25. Кто из поэтов в 1987 году был удостоен Нобелевской премии по литературе

    А) Владимир Высоцкий

    Б) Иосиф Бродский

    В) Евгений Евтушенко

    Г) Булат Окуджава

    26. Ключевыми фигурами какого течения в поэзии по праву признаны

    Б. Окуджава, А. Галич и В. Высоцкий

    В) эстрадная песня

    Г) рок-поэзия

    27. В. Розов, А. Володин, А. Арбузов, А. Вампилов-это

    А) писатели

    В) драматурги

    А) А. Арбузов Б) А. Володин В) А. Вампилов Г) В. Розов

    29. Главного героя пьесы «Утиная охота» зовут

    А) Виктор Нилов Б) Александр Вампилов В) Николай Вилов Г) Виктор Зилов

    30. Советский кинорежиссер, актер, писатель, сценарист, Заслуженный деятель искусств РСФСР, автор книг «До третьих петухов», «Калина красная» и др.

    А) Владимир Высоцкий

    Б) Валентин Распутин

    В) Василий Шукшин

    Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950–1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950–1980-х годов.

    Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова.

    Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р. Гамзатова.

    Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы.

    Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского.

    Для чтения и изучения (по выбору преподавателя) Н. Рубцов. Стихотворения «Березы», «Поэзия», «Оттепель», «Не пришла», «О чем писать?…», «Сергей Есенин», «В гостях», «Грани». Б. Окуджава. Стихотворения «Арбатский дворик», «Арбатский романс», «Ангелы», «Песня кавалергарда», «Мы за ценой не постоим…». А. Вознесенский. Стихотворения «Гойя», «Дорогие литсобратья», «Автопортрет», «Гитара», «Смерть Шукшина», «Памятник».

    Литература народов России: Р. Гамзатов. Стихотворения «Журавли», «Есть глаза у цветов», «И люблю малиновый рассвет я…», «Не торопись».Г. Айги (по выбору преподавателя).

    Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя): М. Светлов. Н. Заболоцкий. Ю. Друнина. Р. Рождественский. Е. Евтушенко. Ю. Кузнецов. Б. Ахмадулина. В. Некрасов. В. Высоцкий. Г. Айги. Д. Пригов. А. Еременко. И. Бродский.

    Зарубежная литература . Творчество зарубежных поэтов 2-й половины ХХ века (по выбору преподавателя).

    Повторение. Творчество поэтов XIX – первой половины ХХ века.

    Два-три стихотворения по выбору обучающихся заучиваются наизусть.

    Драматургия 1950–1980-х годов

    Особенности драматургии 1950–1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950–1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Пьеса А. Салынского «Барабанщица» (1958). Тема любви в драмах А. Володина, Э. Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода «оттепели» с поэзией. Тематика и проблематика драматургии 1970–1980-х годов. Драматургия В. Розова, А. Арбузова, А. Володина в 1970–1980-х годах. Тип «средненравственного» героя в драматургии А. Вампилова. «Поствампиловская драма».

    Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя): В. Розов. «В добрый час!», «Гнездо глухаря». А. Володин. «Пять вечеров». А. Салынский. «Барабанщица». А. Арбузов. «Иркутская история», «Жестокие игры». А. Галин, Л. Петрушевская. Драмы по выбору.

    Литература народов России. Мустай Карим. «Не бросай огонь, Прометей!»

    Зарубежная литература . Б. Брехт.

    Повторение. Творчество драматургов XIX – первой половины ХХ века.

    Теория литературы. Драма. Жанр. Жанровая разновидность.

    Демонстрации. Экранизация пьес драматургов 1950–1980-х годов.

    АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (1910–1971)

    Сведения из биографии А. Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А. Т. Твардовского. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар». Произведение лиро-эпического жанра. Драматизм и исповедальность поэмы. Образ отца как композиционный центр поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». А. Т. Твардовский – главный редактор журнала «Новый мир».

    Для чтения и изучения . Стихотворения «Слово о словах», «Моим критикам», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Я убит подо Ржевом».

    Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя). Поэмы «За далью – даль», «Теркин на том свете». Стихотворения (по выбору преподавателя).

    Повторение. Тема поэта и поэзии в поэзии XIX–XX веков. Образы дома и дороги в русской поэзии. Тема войны в поэзии XX века.

    Теория литературы. Стиль. Лирика. Лиро-эпика. Лирический цикл. Поэма.

    Демонстрация. Иллюстрации к произведениям А. Твардовского.

    Два-три стихотворения А. Т. Твардовского по выбору обучающихся заучиваются наизусть.

    АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН (1918–2008)

    Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына. Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А. Солженицына-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. «Лагерная проза» А. Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». Публицистика А. И. Солженицына.

    Для чтения и изучения . Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ «Матренин двор».

    Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя). Романы «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор с чтением фрагментов).

    Повторение . Проза В. Шаламова.

    Теория литературы. Эпос. Роман. Повесть. Рассказ. Литературный герой. Публицистика.

    Демонстрация. Кадры из экранизаций произведений А. И. Солженицына.

    АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ ВАМПИЛОВ (1937–1972)

    Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын». Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта. Пьеса «Провинциальные анекдоты». Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия – главный пафос драматургии А. Вампилова.

    Для чтения и изучения . Драма «Утиная охота».

    Повторение. Н. В. Гоголь: «Нос», «Ревизор». Драматургия 1950–1980-х годов.

    Теория литературы . Анекдот. Драма. Герой. Система персонажей. Конфликт.

    Демонстрация . Кадры из экранизаций пьес А. Вампилова.

    Тема 2.27. Творчество поэтов в 1950-1980-е годы



    1

    2

    Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950-1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950-1980-х годов.

    Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова.

    Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р. Гамзатова.

    Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы.

    Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского.

    Для чтения и изучения Н.Рубцов . Стихотворения: «Березы», «Поэзия», «Оттепель», «Не пришла», «О чем писать?.», «Сергей Есенин», «В гостях», «Грани».

    Б.Окуджава . Стихотворения: «Арбатский дворик», «Арбатский романс», «Ангелы», «Песня кавалергарда», «Мы за ценой не постоим.».

    А. Вознесенский . Стихотворения: «Гойя», «Дорогие литсобратья», «Автопортрет», «Гитара», «Смерть Шукшина», «Памятник».

    Повторение. Творчество поэтов XIX - первой половины ХХ века.


    Анализ стихотворений.


    1

    Тема 2.28. Драматургия 1950-1980-х годов

    Содержание учебного материала:

    1

    2

    Особенности драматургии 1950-1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950-1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Тип «средненравственного» героя в драматургии А. Вампилова.

    Теория литературы . Драма. Жанр. Жанровая разновидность.


    Тема 2.29. Александр Трифонович Твардовский

    Содержание учебного материала:

    2

    2

    Сведения из биографии А. Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А.Т. Твардовского. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар». Поэма «По праву памяти». Произведение лиро-эпического жанра. Драматизм и исповедальность поэмы. Образ отца как композиционный центр поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». А.Т. Твардовский - главный редактор журнала «Новый мир».

    Для чтения и изучения . Стихотворения: «Слово о словах», «Моим критикам», «Вся суть в одном-единственном завете.», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины.», «Я убит подо Ржевом». Поэма «По праву памяти».

    Повторение. Тема поэта и поэзии в поэзии XIX-XX веков. Образы дома и дороги в русской поэзии. Тема войны в поэзии XX века.

    Теория литературы . Стиль. Лирика. Лиро-эпика. Лирический цикл. Поэма.

    Демонстрация. Иллюстрации к произведениям А. Твардовского.


    Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

    Анализ стихотворений;

    Подготовка выразительного чтения стихотворений наизусть.


    1

    Тема 2.30. Александр Исаевич Солженицын

    Содержание учебного материала:

    2

    2

    Обзор жизни и творчества А.И. Солженицына (с обобщением ранее изученного). Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А. Солженицына - психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. «Лагерная проза» А. Солженицына.

    Для чтения и изучения . Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ «Матренин двор».

    Для чтения и обсуждения «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор с чтением фрагментов).

    Повторение . Проза В. Шаламова.

    Теория литературы . Эпос. Роман. Повесть. Рассказ. Литературный герой. Публицистика.

    Демонстрация. Кадры из экранизаций произведений А.И. Солженицына.


    Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

    Чтение рассказов.


    1

    Тема 2.31. Александр Валентинович Вампилов

    Содержание учебного материала:

    1

    2

    Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова. Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта.

    Для чтения и изучения . Драма «Утиная охота».

    Повторение . Н.В. Гоголь: «Нос», «Ревизор». Драматургия 1950-1980-х годов.

    Теория литературы . Анекдот. Драма. Герой. Система персонажей. Конфликт.


    Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

    Чтение пьесы.


    1

    Тема 2.32. Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов (три волны эмиграции)

    Содержание учебного материала:

    1

    2

    Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920-1930-х годов. Творчество И. Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И. Бродского, А. Синявского, Г. Владимова.

    Для чтения и изучения

    В. Набоков. Машенька.

    Повторение. Поэзия и проза ХХ века.

    Теория литературы . Эпос. Лирика.


    Тема 2.33. Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов

    Содержание учебного материала:

    1

    2

    Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ - начала XXI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980-1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы.

    Для чтения и обсуждения


    1. Рыбаков. «Дети Арбата».
    Л. Петрушевская. Рассказы.

    В. Астафьев. «Прокляты и убиты».

    Повторение . Проза, поэзия, драматургия 1950-1980-х годов.

    Теория литературы . Литературное направление. Художественный метод. Постмодернизм.

    Демонстрация . Живопись, музыка, архитектура 1980-2000-х годов.


    Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

    Подготовка к экзамену


    2

    Самостоятельная работа: подготовка к аудиторным занятиям (домашнее задание) всего за 2 семестр часов: 10

    ИТОГО за 2 семестр

    - аудиторных часов: 60

    - внеаудиторной самостоятельной работы: 29


    Экзамен

    ВСЕГО по дисциплине

    - аудиторных часов: 118

    - внеаудиторной самостоятельной работы: 59

    Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

    1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

    2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

    3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

    3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература». Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся 1 .

    3.1.1. Оборудование учебного кабинета:

    Рабочее место преподавателя;

    Посадочные места студентов.

    3.1.2. Технические средства обучения:

    Телевизор

    Проектор
    3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам

    3.2.1. Нормативный компонент:


    • ФГОС СОО/ФГОС ООО (по дисциплине);

    • извлечение из ФГОС СПО по специальности;

    • примерная программа учебной дисциплины;

    • рабочая программа учебной дисциплины;

    • календарно-тематический план;
    3.2.2. Общеметодический компонент:

    По управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;

    По написанию и защите рефератов;

    3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:

    план-конспект учебного занятия;

    вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;

    домашние задания;

    перечень тем рефератов, устных сообщений.

    3.2.4. Методический компонент контроля знаний и умений:

    тесты по темам дисциплины;

    контрольные работы.
    3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

    3.3.1. Основная литература

    Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. - М., 2015.

    Обернихина Г . А ., Антонова А . Г ., Вольнова И . Л . и др . Литература. практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. - М., 2014.

    3.3.2. Дополнительная литература

    Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И.В. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И.Н. Сухих.- М., 2014.

    Белокурова С. П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум / под ред И.Н. Сухих. - М., 2014.

    Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М., 2014.

    Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М., 2014.

    Ланин Б. А., Устинова Л. Ю., Шамчикова В.М. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни). 10-11 класс / под ред. Б.А. Ланина - М., 2014.

    Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. - М., 2014.

    Михайлов О . Н ., Шайтанов И . О ., Чалмаев В . А . и др . Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В.П. Журавлева. - М., 2014.

    Сухих И . Н . Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. - М., 2014.

    Сухих И . Н . Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. - М., 2014.

    3.3.3. Интернет-ресурсы:

    История русской литературы XX века: методические разработки. Учебное пособие для студентов-заочников и учителей-словесников. – Режим доступа: http://teneta.rinet.ru/rus/hilit/hilit_metod.htm ;

    Классика.ru: библиотека классической русской литературы. – Режим доступа: http://www.klassika.ru/ ;

    Электронная библиотечная система www/book/ru/

    3.3.4. Художественные произведения

    Противоречивый характер «оттепельных» реформ породил пафос нонконформизма, на основе которого объединялись художники, противостоящие официальной политике в сфере искусства. Инакомыслие художников в политических кругах было названо диссидентством, а в творческих — андеграундом. Искусство андеграунда образовало противоположный соцреалистическому искусству полюс. Между этими крайними точками протекала многогранная, интересная творческая жизнь, основу которой составили поиски путей обновления изобразительно-выразительного языка искусства.

    Развитие литературы в период 1950 — 1980-х годов связано прежде всего с восстановлением принципов реалистического искусства . Процесс этот был обусловлен общественно-историческими обстоятельствами. Литература восстанавливала утраченное соцреализмом 1940 — 1950-х годов социально-аналитическое начало , а многие явления социально-экономического, политико-идеологического характера в действительности были далеки от идеала и нуждались в серьезном осмыслении. Богатейшими возможностями художественных средств реализма пользовались такие прозаики, как Ю. В. Трифонов, Ю. П. Казаков, А. И. Солженицын, В. П. Астафьев, С. П. Залыгин, В.М. Шукшин, В. Г. Распутин, Ю. В. Бондарев и др. При этом неотъемлемой частью литературного процесса 1950 — 1960-х годов являлись «нетрадиционные» для соцреализма модернистские и авангардистские тенденции.

    С модернистской эстетикой было связано творчество А. А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого, В. П. Катаева, В. А. Каверина, В.Т. Шаламова. В 1950 — 1960-е годы литературный модернизм пережил второе рождение в новаторской поэзии Е. А. Евтушенко, Д. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, Ю. П. Мориц, Б. Ш. Окуджавы, И.А. Бродского, в прозе В.П. Аксенова, А.Г. Битова, С. Д. Довлатова.

    Авангардные поиски в литературе вели поэты Г. Н. Айги, В.А. Соснора и др. Особенность авангарда 1960-х заключается в том, что он был противопоставлен не только официальной советской идеологии, но и романтическим идеалам "шестидесятников". Поэты-авангардисты отрицали всякую зависимость от любых ограничений художественного творчества, будь то политический диктат или рамки традиций.

    Переосмысление некоторых эстетических категорий происходило и в реалистической литературе , даже в той, что разрешалась цензурой к печати. Так, этой литературой утверждалось достоинство частного, даже негероического человека. Вспомним, что в советской идеологии героическое понималось как действие, направленное на преобразование действительности, а искусство соцреализма объявлялось «героическим по преимуществу». Последующее развитие литературы переориентировало критерий героического на другие нравственные категории. Литературовед В. Я. Лакшин в статье "Писатель, читатель, критик" (1965) напоминал, что героем человека делает не только подвиг, понимаемый как деяние, направленное вовне, но и постоянное внутреннее подвижничество. После распада СССР в журнале «Знамя» (1992, № 11) в статье критика-эмигранта П. Вайля и вовсе была провозглашена «смерть героя», на смену которому в качестве нормы в литературу пришел «частный» человек .

    Постепенно разнообразились и художественные средства реалистической литературы второй половины XX века. В период 1970 — 1980-х годов авторы активно использовали художественные приемы явной, «вторичной» условности. Психологический реализм сочетался с элементами фантастки и сюрреализма. В целом условные ситуации и обстоятельства, смещение временных и пространственных пластов, притчеобразие и мифоподобие в прозе и драматургии — средства, которыми охотно пользуются современные реалисты.

    В период правления Л.И. Брежнева политика власти в отношении инакомыслящих представителей художественной культуры спровоцировала новый, третий поток эмиграции . В 1970 - 1980-е годы СССР покинули В. П. Аксенов, И. А. Бродский, Г. Н. Владимов, В. Н. Войнович, Ф. Н.Горенштейн, С.Д.Довлатов, А.А. Галич, Ю. М. Кублановский, В. Е. Максимов, С. Соколов и др., был выслан из страны А. Солженицын и многие другие. Их творчество формировалось под влиянием не только русской классической литературы, творчества М. И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака, А. П. Платонова, по и популярной в 1960-е годы в Советском Союзе американской и латиноамериканской литературы. Этим объясняется эстетическое разнообразие русской эмигрантской литературы третьей волны: от реализма до постмодернизма. Оторванные от родины, не принятые «старой эмиграцией», писатели создавали свои альманахи и журналы, из которых наиболее известны парижский «Континент», американские газеты «Новый американец» и «Панорама», журнал «Калейдоскоп», израильский журнал «Время и мы», мюнхенский — «Форум». В период 1985 — 1991 годов в результате ослабления цензуры были опубликованы острокритические статьи, предметом обсуждения в которых стали "деформации социализма", произошедшие за 70 лет существования системы. «Прорабами перестройки», поддержавшими политику М.С. Горбачева, стали «шестидесятники», они рассматривали деятельность Горбачева как продолжение антисталинских реформ «оттепели».

    Границы между официальной культурой и возникшими еще в недрах советского государства субкультурами были окончательно взорваны. Пользуясь терминологией Ю. М. Лотмана, можно сказать, что отечественная культура на рубеже 1980 — 1990-х голов оказалась в ситуации «взрыва». Это, с одной стороны, усложнило, а с другой — разнообразило общественно-культурную жизнь страны. Постепенно налаживались контакты с эмигрантами третьей волны, снимались запреты с их публикаций.

    В результате смягчения политико-идеологического давления в "толстых" литературно-художественных журналах "Новый мир", "Дружба народов", "Октябрь" и других были опубликованы произведения, многие годы хранившиеся в спецхранах и получившие определение "возвращенная литература ". Среди них произведения Платонова, Ахматовой, Гроссмана, Пастернака, Булгакова, Твардовского, Трифонова, Домбровского, Тендрякова, Солженицына и др. В то же время в литературу вошло новое поколение писателей: B.C. Маканин, Р.Т. Киреев, Т.Н. Толстая, Л.С. Петрушевская, В. Н. Крупин, Т.Ю. Кибиров и др.

    Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: "Академия", 2010