Меню
Бесплатно
Главная  /  Сочинения   /  Маленький рассказ о древних людях. Жизнь древних людей. История древнего человека. Просмотр видеосюжета “Происхождение человека”

Маленький рассказ о древних людях. Жизнь древних людей. История древнего человека. Просмотр видеосюжета “Происхождение человека”

Первые люди жили племенами, общинами. У них были общие жилища, коллективный труд. Так легче было выживать. К тому же, живя общиной, старшие обучали младших изготавливать орудия труда из камня и дерева, охотиться. Знания и умения передавались, таким образом, из поколения в поколение.

Овладение огнем

Человек всегда боролся с природными стихиями. И огонь оказался первой из стихий, покоренной человеком. Лесные пожары, вулканические извержения познакомили людей с огнем. Люди хотели научиться не только противостоять огню, но и научиться использовать его для своей пользы, добывая его искусственным путем. Добывать огонь очень трудно, поэтому его сохраняли, берегли, чтобы избегать каждодневного трудоемкого процесса. Русский путешественник тринадцатого века С.П. Крашенинников, исследуя жизнь древних народов Камчатки, в своей книге описал процесс добывания огня: на сухой дощечке с ямкой крутили палочку до тех пор, пока не появлялся дым и огонь в сухих травинках возле ямки. Эти приспособления (древние камчадалы) всегда носили с собой, обернув их в сухую бересту.

Орудие труда и оружие

Орудия труда, и предметы домашнего обихода первобытные люди мастерили из камня, кости и дерева. Основные орудия труда делали из камня, а ими обрабатывали кость и дерево. От камня откалывали куски нужной формы, потом научились шлифовке, но работа таким инструментом все равно шла медленно. Древние люди Камчатки, по свидетельству С.П. Крашенинникова, топоры делали из китовой и оленьей кости или из яшмы в виде клина, привязывая их к кривым топорищам ремнями. Ими они долбили лодки из цельного куска дерева, это занимало около трех лет. Ножи, стрелы, копья, ланцеты мастерили из горного хрусталя. Иглами из собачьих костей шили одежду и обувь. Наличие ланцетов, кстати, свидетельствует о том, что люди даже на ранней стадии своего развития имели представление о медицине. Индейские племена ирокезов, историю которых изучал американский этнограф девятнадцатого века Л.Г. Морган, стреляли из очень тугих луков, тетиву которых могли натянуть только очень сильные мужчины. Тупой конец стрелы был оперен по спирали, и это придавало вращательное движение стрелы в полете, что, в свою очередь, обеспечивало горизонтальное движение и точность попадания. Позднее эту идею использовали конструкторы в винтовом нарезе стволов винтовок. Кроме луков, древние индейцы делали каменные томагавки и боевые дубинки.

Домашняя утварь, приготовление пищи

Домашнюю утварь древние люди в разных концах земли делали из веток деревьев и кустов, из бересты, скорлупы кокосовых орехов, дерева, бамбука, кожи. Хранили продукты в плетеных корзинах. Варили еду в деревянных долбленых корытах, бросая в них раскаленные камни. А когда люди научились делать посуду из глины, то стала возможна настоящая варка . Вилками служили палочки, а ложками – морские и речные раковины. Собирательство, охота, рыболовство В первобытную эпоху люди занимались присваивающей формой хозяйства – собирательством плодов, корнеплодов, улиток, крабов, личинок, птичьих яиц. Это была работа женщин. Мужчины охотились и ловили рыбу. Для охоты существовали разные приемы: облавы, загоны, капканы, ловушки, сети. Народы арктических регионов охотились на морских животных. Цель охоты – добыча пищи и других средств существования, то есть: шкур, кости, жира, перьев, сухожилий, рогов. Рыбу ловили, целясь в нее острыми палками, камнями, а позднее плели для ловли сети.

Скотоводство

Присваивающие формы хозяйства сменяются со временем производящими. И одна из них – скотоводство. Оно возникло из охоты, путем приручения и разведения животных. Первой одомашнили собаку, которая служила на охоте, охраняла дом. Позже одомашнили свиней, коз, овец, а еще позднее – крупный рогатый скот. Последней приручили лошадь.

Земледелие

Положили начало женщины, которые занимались собирательством. Каменными топорами вырубались и сжигались деревья, таким образом, расчищались участки в лесистых местностях. Рыхлили землю с помощью палки-копалки с острым концом, потом стали мастерить палки с плоскими концами (отсюда произошла лопата), а еще позднее придумали мотыгу, которая вначале была обычным суком с отростком, а потом к суку стали привязывать острый камень, рог животного или костяной наконечник. В разных частях земли люди выращивали на своих полях те растения, которые обитают в этой местности в диком виде. В Индокитае – рис, в Америке – кукуруза, тыква, картофель, в Азии – пшеница, в Европе – капуста и т.д.

Ремесла

Древних людей жизнь вынудила осваивать ремесла. В зависимости от местных условий и наличия сырья развивались разные ремесла. Самые ранние из них – работа по дереву, обработка коры, шкур, плетение, выделка кожи и войлока, а также гончарство. Есть догадка, что гончарство возникло тогда, когда плетеные сосуды женщины начали обмазывать глиной или в кусках глины выдавливали углубления для жидкости.

Существует несколько теорий происхождения человека. Одна из них – теория эволюции. И даже несмотря на то, что пока так и не дала нам однозначный ответ на этот вопрос, ученые продолжают исследовать древних людей. Вот о них мы и поговорим.

История древних людей

Эволюция человека насчитывает 5 млн. лет. Древнейший предок современного человека – человек умелый (Homo habilius) появился в Восточной Африке 2,4 млн. лет назад.

Он умел добывать огонь, строить несложные укрытия, собирать растительную пищу, обрабатывать камень и пользоваться примитивными каменными орудиями труда.

Предки человека стали делать орудия труда 2,3 млн. лет назад в Восточной Африке и 2,25 млн. лет назад в Китае.

Первобытный человек

Около 2 миллионов лет назад самый древний из известных науке видов человека, человек умелый (Homo habilis), ударяя одним камнем о другой, изготовил каменные орудия труда – оббитые особым образом куски кремня, чопперы.

Ими резали и пилили, а тупым концом, в случае необходимости, можно было раздробить кость или камень. Множество чопперов различной формы и размеров были найдены в Олдувайском ущелье (Танзания), поэтому эту культуру древних людей стали называть олдувайской.

Человек умелый жил только на территории . Первым покинул Африку и проник в Азию, а потом в Европу человек прямоходящий (Homo erectus). Он появился 1,85 млн. лет назад, а исчез 400 тыс. лет назад.

Удачливый охотник, он изобрел множество инструментов, обзавелся жилищем и научился пользоваться огнем. Орудия, которыми пользовался человек прямоходящий, были крупнее, чем орудия ранних гоминид (человек и его ближайшие предки).

При их изготовлении применялась новая технология – оббивка каменной заготовки с двух сторон. Они представляют следующую ступень культуры – ашельскую, названную по первым находкам в Сент-Ашеле, предместье Амьена во .

В своем физическом строении гоминиды существенно отличались друг от друга, поэтому они и разделяются на отдельные группы.

Человек древнего мира

Неандертальцы (Homo Sapiens neaderthalensis) жили в Средиземноморском регионе Европы и на Ближнем Востоке. Они появились 100 тыс. лет назад, а 30 тыс. лет назад бесследно исчезли.

Примерно 40 тыс. лет тому назад на смену неандертальцу пришел человек разумный (Homo sapiens). По месту первой находки – пещера Кро-Маньон в Южной Франции – этот тип человека иногда называют также кроманьонцем.

В России уникальные находки этих людей были сделаны близ и Владимира.

Археологические исследования говорят о том, что кроманьонцы разработали новый способ изготовления каменных лезвий ножей, скребков, пил, наконечников, сверл и других каменных орудий – они откалывали от крупного камня отщепы и заостряли их.

Около половины всех инструментов кроманьонцев было сделано из кости, которая прочнее и долговечнее дерева.

Из этого материала кроманьонцы делали и такие новые орудия, как иглы с ушками, крючки для ловли рыбы, гарпуны, а также резцы, шила и скребки, чтобы скоблить шкуры животных и выделывать из них кожу.

Различные части этих предметов крепились друг к другу при помощи жил, веревок из растительных волокон и клейких веществ. Перигорская и ориньякская культуры получили названия по тем местам во Франции, где были найдены не менее 80 различных видов каменных орудий данного типа.

Значительно усовершенствовали кроманьонцы и способы охоты (загонная охота), добывая северного и благородного оленей, мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей, волков и других животных.

Древние люди изготовляли копьеметалки, а также приспособления для ловли рыбы (гарпуны, крючки), силки для птиц. Кроманьонцы жили главным образом в пещерах, но вместе с тем они строили разнообразные жилища из камня и землянки, шатры из шкур животных.

Они умели изготовлять шитую одежду, которую нередко украшали. Из гибких ивовых прутьев люди делали корзины и ловушки для рыбы, а из веревок плели сети.

Жизнь древних людей

В питании древних людей важную роль играла рыба. На реке ставили ловушки для некрупной рыбы, а более крупную били острогой.

Но как действовали древние люди, когда река или озеро были широкими и глубокими? Рисунки на стенах пещер Северной Европы, сделанные 9-10 тыс. лет назад, изображают людей, которые в лодке преследуют северного оленя, плывущего по реке.

Прочный деревянный каркас лодки обтянут шкурой животного. Эта древняя лодка напоминала ирландский куррах, английский коракль и традиционный, до сих пор использующийся инуитами каяк.

10 тыс. лет назад в Северной Европе был еще ледниковый период. Найти высокое дерево, из которого можно выдолбить лодку, было трудно. Первая лодка такого типа была найдена на территории . Ее возраст около 8 тыс. лет, и сделана она из .

Кроманьонцы уже занимались живописью, резьбой и скульптурой, о чем свидетельствуют рисунки на стенах и потолках пещер (Альтамира, Ласко и др.), фигурки человека и животных, сделанные из рога, камня, кости и слоновых бивней.

Главным материалом для выделки орудий на протяжении долгого времени оставался камень. Эпоха преобладания каменных орудий, насчитывающая сотни тысячелетий, носит название каменного века.

Основные даты

Как бы ни старались историки, археологи и другие ученые, достоверно узнать о том, как жили древние люди, мы не сможем никогда. Но все же науке удалось очень серьезно продвинуться в изучении нашего прошлого.

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Цели урока:

  1. дать учащимся представление о первобытных людях;
  2. развивать кругозор, речь и память уч – ся
  3. воспитывать интерес к истории.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.

II. Вступительная беседа.

Сегодня мы приступим к изучению второй книги “Мир вокруг нас”. Откройте содержание и посмотрите, что мы будем изучать в этой книге? (Ответы детей. Историю)

Крошка сын к отцу пришёл
И спросила кроха:
“Историю знать хорошо, или это плохо?”

А что такое история? (Ответы детей. История - наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.)

Слайд 1 “История – наука о прошлом”.

История – это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает “исследование, рассказ о событиях прошлого”.

Слайд 2 “Древнегреческий учёный Геродот”.

Почти 2,5 тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд “История”, он стал первым учёным-историком, мы называем его “отцом истории”. История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.

История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

И сегодня мы начинаем наше путешествие по этой дороге.

Слайд 3 “История человечества”.

Историю человечества можно разделить на несколько больших эпох:

Первобытная история;
- история Древнего мира;
- история Средних веков;
- история Нового времени;
- история Новейшего времени.

III. Новая тема.

Слайд 4. Начало истории человечества.

Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Ответы детей. О наших предках, о первобытных людях.)

Слайд 5. Первобытный мир.

Сегодня мы отправимся в путешествие по первобытному миру. Предстоит узнать:

  1. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
  2. Найти отличительные черты первобытного человека от современного.

А как люди узнали о первобытных людях? (Ответы детей. Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.)
- А кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки? (Ответы детей. Археологами.)

Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, “следы” которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

Слайд 6-13. Первобытный человек, живший около миллиона лет назад.

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

IV. Физкультминутка.

Просмотр видеосюжета “Происхождение человека”.

Работа в группах. Первая группа “юные историки” получают задание.

Рассмотрите рисунки на стр. 5. Найдите отличительные черты первобытного человека от современного.
- Прочитайте текст на стр. 4-6 и постарайтесь ответить на вопрос. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
- Вторая группа (одарённые дети) . Составить рассказ о первобытном человеке.

V. Закрепление изученного.

Почему первобытные люди жили группами? (Ответы детей. В одиночку не возможно было справится с трудностями жизни.)
- Почему им не нужно было заботиться о теплой одежде? (Ответы детей. Они жили там, где всегда тепло.)
- Для чего строили жилища первобытные люди? (Ответы детей. Дома им были необходимы для того, чтобы защититься от палящих солнечных лучей, непогоды, хищников.)
- Для чего они изготавливали орудия труда? (Ответы детей. Разделывать, разрезать шкуру животного)
- Чем занимались мужчины? (Ходили на охоту, рыбалку.)
- Чем занимались женщины? (Срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, черепах, выкапывали съедобные корешки, собирали то, что давала им природа.)
- Почему первобытные художники рисовали животных? (От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.)

Рассказ о первобытном человеке.

Пример рассказа:

Древнейший человек сильно отличался от современного, был похож на крупную обезьяну, но ходил на двух ногах. Руки были длинные, свешивались до колен. Лбы были низкие, покатые. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома строили для того, чтобы защититься от непогоды и хищников. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Женщины и дети срывали плоды с деревьев, находили съедобные корешки, разыскивали яйца птиц и черепах. А мужчины добывали на охоте мясо. В то время на земле жили мамонты.

Какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории? (Люди не только занимались охотой и рыболовством, но и стали заниматься земледелием, скотоводством. Они научи
лись строить прочные дома, изготавливать орудия, шить одежду, изготавливать глиняную посуду).

Охота и собирательство занимали очень большое место в жизни первобытных людей. Но успех охоты и собирательства зависит от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям съедобное зерно. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Догадались они, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна - получилось, да еще как: где упало одно зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте, например, дикую свинью, приносили домой и оставшихся от нее поросят. Помещали детенышей в загон, кормили их, растили, и оказалось, что теперь неудача на охоте не страшна людям: вот она, еда - в загончике возле дома. Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы.

VІ. Итог урока.

Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
- Чем отличается первобытный человек от современного?
- Дети, что интересного вы расскажите близким о первобытном человеке?

Домашнее задание: Составить рассказ о первобытном человеке.

Историки определили время появления первого человека на Земле – это произошло около 2, 5 миллионов лет назад: тогда он еще был покрыт шерстью и не имел собственного языка. Его называют “человек умелый” или австралопитек. Около полутора миллионов лет назад ему на смену пришел “человек умелый” – более развитый и имеющий зачатки культуры.

Как жили древние люди: быт

В суровых условиях выжить в одиночку было невозможно, поэтому люди объединялись в общины, где занимались коллективным трудом. Орудия труда у них были общие, добыча также разделялась между всеми членами общины. Благодаря такому устройству появилась возможность передавать знания из поколения в поколение: старшие члены общины обучали младших нужным навыкам, если появлялась новая информация, она добавлялась к уже известной – так происходило ее накопление.

Орудия труда и огонь

Орудия труда древних людей были достаточно примитивными: основные орудия делались из камня, которым потом обрабатывали дерево и кость. Из каменей, откалывая куски нужной формы и размера, первобытные люди делали скребки, рубила и копья, которые пришли на смену просто заостренной палке. Посуда, в основном, выдалбливалась из дерева или костей животных. Позже человек научился плести корзины и сети для ловли рыбы. Раскапывая стоянки древних людей, археологи получили массу важных находок, по которым и были восстановлены эти факты.

В то время человек уже пользовался огнем, но добывать его еще не мог, так что костры тщательно сохранялись.

Рис. 1. Древний человек добывает огонь.

Охота и собирательство

Труд уже на этой стадии делился на женский и мужской. Более слабые, женщины, занимались собирательством, отыскивая в лесу травы, корешки и ягоды, а также птичьи яйца, личинки, улиток и т. п. Мужчины уходили на охоту. Как охотились древние люди?

Они не только использовали облавы, но и рыли ловушки, делали капканы.

И охота, и собирательство – это присваивающие формы хозяйства, которые принуждали племена к кочевому образу жизни: опустошая одну местность, они переходили в другую. Когда появились лук и стрелы, пищи стало добываться больше, опустошение происходило быстрее. К тому же стоянки нужно было располагать близко к воде, а это усложняло поиски нового места. Так условия вынудили людей перейти от присваивающей формы к производящей.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Первобытный охотник.

Земледелие и скотоводство

Сначала люди стали приручать животных, и первым они одомашнили собаку, которая впоследствии помогала пасти стада и охотиться, а также охраняла дом. Затем были приручены свиньи, козы и овцы. Овладев навыками их разведения, древний человек смог завести и крупный рогатый скот. Стада также были общинными.

Последней одомашнили лошадь – это произошло приблизительно в 4 веке до н. э. Самыми первыми, по археологическим свидетельствам, это сделали племена, проживавшие в западной части евразийских степей.

Земледелием занимались женщины. Выглядел процесс посадки так: палкой-копалкой рыхлилась земля, куда кидались семена местных полезных растений. Позже на смену этому примитивному орудию пришла лопата, которая делалась из дерева с помощью каменного скребка, потом ее заменили мотыгой: палкой с суком, а потом палкой с привязанным к ней острым камнем.

Появление неандертальцев

Этот вид человека появился около 200 тысяч лет назад. К этому времени человек уже научился добывать огонь, его жизнь стала более ритуализированной. Из-за наступление ледникового периода люди перешли жить в пещеры, у них появились ремесла, например, выделываение шкур, из которых шили шубы. В тот же период зародилось искусство: рисунки, сделанный рукой первобытного человека, пока были очень примитивны – просто полосы и линии, но скоро появились и изображения животных. Такой развитой формы общения, как письмо, у неандертальцев не было.

Рис. 3. Неандерталец.

Неандертальцы вымерли 30 тысяч лет назад, и причина этого до сих пор не известна. Основная версия – вытеснение более развитыми кроманьонцами, “людьми разумными”.

Что мы узнали?

Из статьи на тему “Древние люди” (5 класс) мы узнали, что, согласно данным археологов, древнейшие люди по истории своего происхождения прошли четыре стадии развития от человека прямоходящего до человека разумного. У них были примитивные орудия труда и оружие, они занимались сначала присваивающими, а затем производящими формами деятельности, жили общинами.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 1337.