Меню
Бесплатно
Главная  /  Упражнения  /  Миссия марс. Миссия выполнима: России отвели ключевую роль в экспедиции на Марс. На днях NASA рассказало о подробностях новой миссии

Миссия марс. Миссия выполнима: России отвели ключевую роль в экспедиции на Марс. На днях NASA рассказало о подробностях новой миссии

Аналитика

24.05.2018 08:00

Укринформ

Илон Маск не из тех, кто нарушает обещания. Поэтому вероятность увидеть видео с человеком на “красной планете” в ближайшие 6 лет — достаточно высока

Похоже, экспедиции на Марс ближайшие несколько лет станут реальностью, а затем - буднями. В последние две недели появились несколько сверхважных сообщений, которые позволяют на это надеяться. Первая новость — от NASA (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США), в 2020 году Марс посетит экспедиция. Правда, она будет состоять не из людей, а из “марсохода”, оснащенного вертолетом. Задача “марсохода” собрать образцы почв и воздуха для исследования степени пригодности атмосферы Марса для жизни. Вторая новость появилась 22 мая: Илон Маск представил фотографии космического пилотируемого корабля Crew Dragon, который, судя по всему, и будет перевозить людей на Марс. А в ночь на 23 мая компания Илона Маска SpaceX запустила ракету Falcon 9, которой и планируют вывести корабль Crew Dragon на траекторию полета к Марсу.

Экипаж — есть, ракета — есть, космический корабль — тоже есть. Вот так, за полтора-два года мы станем свидетелями исторического события — экспедиции на Марс. Это будет историческое событие, ведь до сих пор на Марс отправляли только специальные зонды. Они собрали несравненно меньше информации, чем соберет “марсоход” от NASA по нескольким причинам. Во-первых, зонды не могли двигаться по поверхности планеты, а потому собирали данные только определенной местности, что не позволяло ученым сделать заключение о, например, пригодности или непригодности условий на Марсе для жизни. Представим это на Земле: зонд приземляется на Эвересте, где значительно ниже давление и температура воздуха, а ученые решают, что такие условия по всей планете. А исследования NASA - это до 10 приборов, которые дадут комплексные данные об атмосфере, почве и климате разных мест планеты.

Вскоре после экспедиции “марсохода”, “красную планету” посетит и человек — по информации NASA, это планируется в 2024 году. Укринформ решил разобраться, как идет подготовка к исторической миссии на Марс.

Марс-2020”: первичная цель - выяснить, пригодна ли планета для жизни

В целом, сообщение об отправке “марсохода” в 2020 году — не новость, а лишь подтверждение от NASA ранее озвученных планов. Ведь еще в 2013-м космическое агентство США официально объявило о начале миссии “Mars Rover 2020”, предусматривавшей запуск на планету “марсохода”. Вертолет, которым “марсоход” оснащен, будет иметь винты, способные вращаться со скоростью в 10 раз большей скорости винтов вертолета на Земле. На Марсе он будет перемещаться по поверхности своеобразными прыжками — поднимаясь вверх, пролетать определенное расстояние и спускаться на грунт..


Марсоход, который через два года полетит на Марс

Правда, вертолет сможет летать лишь три-четыре минуты в сутки (судя по всему, земные). Основная задача была сделать его относительно легким — 1,8 кг, ведь будь он тяжелее — не смог бы летать, поскольку плотность воздуха на Марсе — в сотню раз меньше, чем на Земле. Именно поэтому вертолет снарядили небольшими аккумуляторами, не предназначенными обеспечивать длительный полет прибора. Поэтому остальное время аккумуляторы должны заряжаться. Как именно? С помощью встроенной солнечной батареи, которая будет полностью обеспечивать его энергию.

Несмотря на все это, “марсоход”, по мнению сотрудников NASA, сможет собрать множество полезной информации. В частности, 8 его приборов будут собирать образцы почв, воздуха и пыли, измерять скорость ветра и т.д. Например, прибор “The Mars Oxygen In Situ Resource Utilization Experiment” попытается производить кислород из диоксида углерода, который содержится в атмосфере Марса. Еще есть радиолокатор для изучения геологической структуры поверхности планеты.

Значение миссии с “марсоходом”, судя по комментариям ученых, велико. В частности, американский ученый и популяризатор науки Билл Най высказался в поддержку миссии “Марс-2020”: “Сейчас мы находимся достаточно близко от ответа на несколько важных вопросов: была ли жизнь на Марсе, или было раньше на Марсе много влаги — океаны и моря, возникла ли там жизнь и уже оттуда разлетелась по космосу?” И это — не преувеличение, ведь исследования, которые будут проводить ученые на основе собранных “марсоходом” образцов с Марса, могут дать ответы на эти вопросы.

Человек на Марсе — в 2024-м — реально. Ракета и космический корабль — почти готовы

Тем временем, полет на Марс “человеческой” экспедиции был анонсирован на 2024 год и подготовка к нему идет полным ходом. В ночь на 23 мая компания SpaceX в очередной раз запустила ракету Falcon 9, которой, по информации компании, планируется доставить на орбиту Марса сначала “марсоход”, а потом и комический корабль с экипажем.

Итак, Falcon 9 — двухступенчатая тяжелая ракета-носитель, части которого пригодны для многоразового использования. Речь идет о первой ступени, то есть той, которая стартует с земли и разгоняет вторую ступень, летящую через атмосферу Земли. На высоте примерно в 70 км первая ступень “отстыковывает” вторую и возвращается на землю. До декабря 2015 года инженеры не могли сделать так, чтобы первая ступень после падения с 70-километровой высоты оставалась пригодной для использования. Но теперь она может возвращаться на Землю целой. Сейчас первые ступени американских космических ракет возвращаются на Землю уже регулярно.


“Многоразовость” первой ступени и боковых ускорителей ракет серии Falcon значительно снизила стоимость полетов. В частности, по словам Илона Маска, запуск ракеты Falcon Heavy 7 февраля 2018 года обошелся в 90 млн долларов, даже при том, что первую ступень не удалось успешно посадить на Землю. Но основная цель была посадить именно боковые ускорители, с чем компания успешно справилась. Для сравнения, запуск подобной ракеты от крупнейшего конкурента SpaceX — компании ULA от Boeing, стоил бы 435 млн долларов. Следовательно, в ближайшее время полеты на Марс могут еще потерять в цене, если удастся возвращать и вторые ступени ракет.

Да и корабль, который доставит людей на Марс, уже строится. Илон Маск представил его финальный дизайн, а сам он будет построен к августу т.г., когда за помощью Crew Dragon с ним можно будет отправить полезный груз на Международную космическую станцию. А уже в декабре 2018 года Crew Dragon испытают и пилоты, которые также полетят ним на МКС. В случае успешного испытания, именно он и доставит на Марс первых людей.

Таким образом, в ближайшее десятилетие нам выпадет возможность стать свидетелями того, во что все только читали в фэнтези-книжках и смотрели в голливудских фильмах. По крайней мере, на это можно надеяться. Хотя сейчас полет на Марс Илон Маск и NASA только обещают, но можно не сомневаться, что так и будет. Ведь они в 99% случаев выполняют свои обещания.

Николай Романюк , по материалам СМИ

МОСКВА, 29 ноя - РИА Новости . Участники проекта "Марс-2020" официально приступили к постройке пятого марсохода НАСА, главной задачей которого будет сбор потенциальных следов жизни на красной планете, сообщает Лаборатория реактивного движения НАСА.

"Проблема того, существует или существовала ли когда-либо жизнь за пределами Земли, является одной из главных загадок для науки и человечества в целом. Те образцы, которые мы соберем в ходе этой миссии, помогут нам приблизиться к ответу на этот фундаментальный вопрос - одни ли мы во Вселенной?", — заявил Кен Фарли (Ken Farley), научный руководитель миссии "Марс-2020" из Лаборатории реактивного движения НАСА.

В декабре 2012 года, после успешной посадки марсохода Curiosity в кратер Гейла на экваторе Марса и начала изучения тайн этого высохшего озера, НАСА объявило о намерении создать еще один ровер, который должен отправиться на красную планету в 2020 году.

Как изначально подчеркивали в НАСА, этот марсоход по своей начинке будет полным наследником Curiosity — он будет основан на той же платформе, что и четвертый ровер НАСА, но при этом будет оснащен другим набором инструментов. Их главным предназначением будет не поиск следов воды, а проверка способности Марса в прошлом и сегодня поддерживать жизнь.

Из-за проблем внешнеполитического характера этот марсоход, в отличие от двух других марсианских миссий НАСА, Curiosity и зонда Mars-Odyssey, не будет оснащен российским детектором воды NORD, который разрабатывался для этого ровера в ИКИ РАН группой Игоря Митрофанова. С другой стороны, на борту "Марса-2020", пока не получившего официальное имя, будет установлен микрофон, что позволит нам впервые "услышать" звуки Марса.

Использование той же технологической платформы, как подчеркивали в НАСА, должно было заметно сократить стоимость ровера. Curiosity обошелся налогоплательщикам США в более чем 2,5 миллиарда долларов, что неоднократно побуждало ряд конгрессменов попытаться "закрыть" дорогостоящий проект, чья изначальная стоимость не должна была превысить 800 миллионов долларов, а чей запуск должен был состояться в 2009 году.

Инженеры НАСА, по словам Фарли, уже приступили к постройке самого марсохода, примерно 85% компонентов которого будет унаследовано от Curiosity, и сборке семи новых научных инструментов, в том числе миниатюрного бура и специального "шкафа", в котором будут накапливаться образцы пород с потенциальными следами жизни, найденные "Марсом-2020" во время его скитаний по планете.

Для поиска этих следов, как отметили ученые, на "Марс-2020" будут установлены рентгеновские спектрометры и ультрафиолетовые лазеры, способные находить следы ароматических углеводородов и других потенциальных "кирпичиков жизни" в грунте красной планеты, а также новый набор камер и радар, способный искать залежи льда и воды на больших глубинах.

При сборке "Марса-2020", как отметили в НАСА, инженеры учтут все проблемы, которые возникли в работе его предшественника, и установят новые колеса, не разрушающиеся при движении по острой гальке, а также новый бур и систему забора грунта.

Пока НАСА не выбрало место для посадки своего пятого ровера - на эту роль сейчас претендуют кратер Джезеро, плато Большой Сырт и кратер Гусева. Каждый из этих регионов может таить в себе следы древней марсианской жизни, и пока Фарли и его коллеги не готовы сказать, какой из них привлекает их больше.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Насколько далеко человечество сможет продвинуться в освоении космоса в ближайшие 10 лет? Станут ли возможны туристические полеты, колонизация Луны и путешествия на Марс? Постоянный автор опросил трех экспертов космической отрасли.

Такого количества захватывающих событий в области изучения космического пространства не было с 1960-х годов.

Американское агентство НАСА недавно совершило пробный запуск корабля "Орион" - первого пилотируемого космического аппарата после закрытия программы "Спейс Шаттл". НАСА также разрабатывает мощный носитель SLS, который по своим характеристикам может сравниться лишь с американским "Сатурном-5" - самой грузоподъемной космической ракетой в истории. Европейское космическое агентство спустило аппарат на поверхность кометы в 510 млн километров от Земли. Китай работает над созданием "Тяньгун-2" - второй по счету орбитальной станции.

Кроме того, на экономику космической отрасли влияют частные компании, которые разрабатывают суборбитальные и орбитальные пилотируемые полеты и даже экспедиции на Марс.

В ближайшие несколько лет завершится строительство телескопа имени Джеймса Уэбба - орбитальной обсерватории размером с теннисный корт. Устройство разместят в одной из точек либрации системы Земля-Солнце.

Возможно ли создание лунных баз и колонизация Марса к 2020-м годам?

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Возможно, в ближайшие годы на Луне обустроят космическую базу

Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к нескольким экспертам в области исследований космоса: Скотту Пейсу , директору американского Института космической политики в Вашингтоне; редактору журнала Spaceflight, в прошлом - сотруднику НАСА Дэвиду Бейкеру и профессору планетологии в британском Открытом университете Монике Грейди .

Наши эксперты сходятся во мнении, что в краткосрочной перспективе направления развития космических исследований предсказать довольно непросто, не в последнюю очередь из-за влияния факторов внутренней и внешней политики. При этом нашлось целых шесть тем, прогнозы по которым у опрошенных экспертов не совпали.

Человечество вернется на Луну

Бейкер: Это произойдет хотя бы потому, что Луна - вот она, висит у нас над головой, достаточно только взглянуть на небо. Полет до нашего спутника занимает всего три дня, и задача отправки туда астронавтов в относительно краткосрочные экспедиции технически вполне осуществима. Китай очень серьезно настроен по поводу запуска пилотируемого корабля к Луне.

Грейди: Я думаю, на Луне будет создана полупостоянная база. О колонизации речь не идет, но Луну можно было бы использовать для запуска экспедиций на Марс и к другим объектам Солнечной системы.

Пейс: Проблема нынешней политики США в области космических исследований заключается не только в том, что мы сняли Луну с повестки дня и предпочли ей довольно туманные перспективы полетов к Марсу и астероидам. Мы еще и подвели большое количество международных партнеров, заинтересованных в изучении Луны. Необходимо возобновить работы по лунной программе, поскольку она имеет геополитическую, технологическую и экономическую ценность как для США, так и для наших основных партнеров.

Но на Марс мы пока не полетим

Грейди: Сейчас Марс является приоритетной целью пилотируемых экспедиций. Тем не менее, я не вполне понимаю, что именно должно произойти после того, как мы на него слетаем и водрузим там флаг. Сейчас идут споры по поводу возможного превращения всего Марса в охраняемую зону наподобие заповедников на Земле.

Пейс: Когда НАСА заявило, что собирается отправить пилотируемую экспедицию на Марс, многие иностранные космические агентства дали понять, что им участие в подобной программе не по зубам. В стратегическом смысле США выбрали направление исследований, исключающее возможность международного сотрудничества - наиболее важного ресурса в современном мире.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Возможно, из "красной планеты" нужно сделать заповедник

Бейкер: По сути НАСА попало в зависимость от имиджа, который ему навязали в Белом доме. Представления общества о том, какими возможностями располагает НАСА, весьма отличаются от реального положения дел. Новый пилотируемый корабль "Орион" рассчитан максимум на трехнедельный автономный полет. Он не сможет поддерживать жизнедеятельность астронавтов при многомесячном перелете к Марсу. Нынешние планы марсианской экспедиции опасны своей непродуманностью и несвоевременностью.

Китай и Индия - крупные космические державы

Бейкер: Индия и Китай участвуют в космической гонке. Я полагаю, что конкуренция между этими двумя странами в ближайшие несколько лет будет постепенно усиливаться.

Пейс: Вряд ли стоит говорить в этом случае о космической гонке. Для Китая национальная космическая программа является средством усиления патриотических чувств населения и, как следствие, повышения рейтинга популярности Коммунистической партии. Кроме того, это и возможность развивать космическую отрасль, а также прививать молодому поколению китайцев интерес к науке и технике.

Бейкер: В странах Запада космические программы пересматриваются при каждой смене правительства. Из-за отсутствия последовательности в политике исследования космоса впустую тратится слишком много времени и финансовых ресурсов. У Китая в этом смысле есть преимущество – его недемократическая политическая система способна составлять планы на несколько лет вперед и добиваться выполнения поставленных задач.

Будущее МКС

Пейс: НАСА намерено сохранить свое присутствие на Международной космической станции до 2024 г. Вопрос в том, останутся ли к этому времени на станции наши российские партнеры. Это зависит от дальнейших отношений между Вашингтоном и Москвой. И американская, и российская космические программы в очень большой степени завязаны на МКС, в этом смысле мы сильно зависим друг от друга. Сейчас делается все возможное для того, чтобы проблемы во взаимоотношениях между двумя странами не повлияли на программу совместной эксплуатации МКС.

Бейкер: Россияне не смогут эксплуатировать МКС в одиночку, поскольку вся она им не принадлежит. Думаю, станцию просто сведут с орбиты. К 2020 г. срок службы ее первоначальных модулей перевалит за 20 лет.

Пейс: Будущее станции зависит от будущего международного партнерства. Если у нас не будет четкого понимания того, чем мы собираемся заниматься после закрытия программы МКС, мы просто останемся не у дел. Разумеется, пилотируемая космонавтика на этом не закончится, но лидером в этой области Запад быть перестанет.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Полеты к астероидам менее оправданны, чем полеты на Луну, считает эксперт

Бейкер: Существуют серьезные опасения по поводу технического состояния МКС. За последний год количество человеко-часов, затраченных на поддержание ее работоспособности, заметно выросло.

Пейс: К середине 2020-х гг. Китай выведет на орбиту собственную станцию, и европейцы обсуждают с Пекином возможность запускать к ней своих астронавтов.

Космический туризм от частных перевозчиков

Бейкер: Думаю, что XCOR Aerospace (американская компания, разработавшая суборбитальный космоплан горизонтального взлета и посадки. - Би-би-си) и Virgin Galactic (фирма, планирующая организовывать суборбитальные космические полеты. - Би-би-си) начнут возить людей в космос. Разумеется, их клиентура в основном будет состоять из туристов-толстосумов, но, на мой взгляд, у этих проектов имеется и потенциал в смысле проведения суборбитальных научных экспериментов.

Грейди: Первыми в космос отправятся миллионеры и люди, помешанные на современных технологиях (возможно и сочетание этих качеств) - точно так же, как сверхбогачи стали первыми пассажирами самолетов. Не будем забывать, что на заре пассажирской авиации многие авиакомпании - например, British Airways - являлись государственными предприятиями. Та же история произойдет с полетами на Луну. На данный момент такие программы по силам лишь государственным космическим агентствам, но постепенно ими начнут заниматься и частные компании наподобие SpaceX и Virgin Galactic - или те, что придут вслед за ними.

Пейс: Отсутствие у американского правительства конкретных планов в области освоения космоса после окончания эксплуатации МКС таит в себе довольно серьезную угрозу нарождающемуся коммерческому сектору. В отсутствие четко выраженного государственного спроса на развитие космических технологий частным компаниям будет очень непросто выжить. SpaceX и Orbital обязаны нынешним развитием своих возможностей миллиардам долларов целевых инвестиций со стороны НАСА.

Бейкер: Будущее - не за мегаконцепциями эпохи Вернера фон Брауна (немецкий пионер ракетостроения, принимавший непосредственное участие в лунной программе США. – Би-би-си) , а за консолидацией частных корпораций и обретения ими независимости от государства. В этом случае, я думаю, результаты не заставят себя ждать.

Человечество продолжит покорять космос

Пейс: Чтобы понять, что представляет собой человечество, необходимо отдавать себе отчет в том, куда мы способны полететь, что мы там увидим, что нового можем узнать и какой опыт привезем на Землю. Мы хотим (и должны) увидеть как можно больше уголков космоса: в одних случаях - своими глазами, в других - при помощи автоматических станций.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Возможно, такие виды за окном однажды станут доступны всем

Грейди: Несомненно, автоматика в будущем по функциональности сравняется со способностями человека, так что больше не будет нужды привлекать астронавтов к выполнению научных или технических задач. Но человечеству присуща любознательность - мы хотим принимать непосредственное участие в событиях и присутствовать при новых открытиях. Люди все равно продолжат летать в космос, но путь нам будут прокладывать роботы.

Бейкер: Хотя работа над крупными исследовательскими программами продолжится (и, надеюсь, завершится их реализацией), вряд ли подобные проекты станут основой развития исследований космоса. Скорее всего, отраслью будут двигать рынок и отдельные личности - уже сейчас происходит демократизация космической программы.

Грейди: Безусловно, космические исследования помогают развитию технологий и способствуют созданию новых рабочих мест. Например, британская космическая отрасль является один из крупнейших источников поступлений в госбюджет. Я смотрю в будущее с оптимизмом - космос продолжает вдохновлять и манить нас.