Меню
Бесплатно
Главная  /  Волны  /  Опера «Порги и Бесс. Гершвин. Опера «Порги и Бесс История порги и бесс

Опера «Порги и Бесс. Гершвин. Опера «Порги и Бесс История порги и бесс

Место первой постановки

Бостон , Колониальный театр

«Порги и Бесс » (англ. Porgy and Bess ) ― опера Джорджа Гершвина в четырех актах и девяти картинах. Впервые поставленная в 1935 году, опера на первых порах пользовалась сдержанным успехом, но с 1950-х годов начала завоёвывать широкую известность в США, а затем и во всём мире. «Порги и Бесс» ― одна из вершин творчества композитора . Музыкальный материал, выбранный Гершвином для создания оперы, разнообразен и основан на джазовых и блюзовых мотивах, негритянском фольклоре, импровизации. В либретто использована имитация «неправильного» народного произношения.

История создания

В 1926 году Гершвин познакомился с романом Дюбоза Хейуорда «Порги» и написал автору письмо, в котором выражал желание совместно с ним создать оперу на этот сюжет. Хейуорд согласился, но к полноценной работе над оперой Гершвин, занятый другими проектами и дирижёрской деятельностью, смог приступить лишь в 1934. За это время Хейуорд и его жена Дороти переработали роман в театральную постановку с элементами музыки (были добавлены спиричуэлы). Спектакль имел большой успех и выдержал 367 представлений.

В конце 1933 года Гершвин, Хейуорд и нью-йоркская «Театральная гильдия» подписали контракт об опере. Летом следующего года композитор отправился в Фолли-бич, где, проникнувшись местной атмосферой и музыкой, приступил к созданию произведения. Либретто оперы и бо́льшая часть текста некоторых арий принадлежит Хейуорду, однако для некоторых номеров (в том числе знаменитого «It Ain’t Necessarily So») стихи написаны Айрой Гершвином, братом композитора.

Гершвин завершил создание оперы в Нью-Йорке, а первая (пробная) постановка состоялась 30 сентября 1935 в Колониальном театре Бостона . Через месяц опера была поставлена на Бродвее . Этой постановкой руководил ученик Вахтангова - Рубен Мамулян . Всего было дано 124 представления, что многие сочли неудачей.

Действующие лица

  • Порги , нищий калека ― баритон
  • Бесс , молодая негритянка ― сопрано
  • Кроун , портовый грузчик ― баритон
  • Спортинг Лайф , наркоторговец ― тенор
  • Обитатели Кэтфиш-Роу: Роббинс , грузчик ― баритон Сирина , его жена ― драматическое сопрано Питер , торговец мёдом ― тенор Лили , его жена ― сопрано Мария , соседка Порги ― меццо-сопрано Фрезиер , адвокат ― баритон Джейк , рыбак ― лирический баритон Клара , его жена ― сопрано Владелец бюро похоронных принадлежностей ― баритон Нельсон ― баритон Торговка клубникой ― сопрано Минго, Анни, Джим и другие обитатели негритянского квартала, сыщик, следователь, полицейский, торговец крабами, дети.

Действие происходит в Кэтфиш-Роу, бедном негритянском квартале одного из южных городов США.

Сюжет

Во дворе дома во время игры в кости вспыхивает ссора - пьяный грузчик Кроун убивает соседа и скрывается. Все отворачиваются от его подружки, красотки Бесс. Только нищий калека Порги впускает её к себе в дом.

Спустя месяц Порги называет Бесс своей женой. Во время пикника на заброшенном острове появляется Кроун и силой уводит с собой Бесс.

Бесс лежит в бреду в доме Порги. В минуту просветления она призналась Порги, что любит его, но не может устоять перед Кроуном.

После бури чудом спасшийся Кроун крадется к дому Порги и не замечает руки Порги с ножом. В завязавшейся борьбе Порги убивает Кроуна - теперь он стал настоящим мужем Бесс.

Начинается расследование убийства. Полицейские хватают Порги. Торговец наркотиками из Нью-Йорка по прозвищу Спортинг Лайф настойчиво соблазняет Бесс кокаином и прелестями большого города - ведь Порги уже не вернётся. Через неделю Порги возвращается. Но дома его ждёт страшная весть: Бесс уехала в Нью-Йорк с торговцем. Порги садится в свою тележку, запряжённую козой, и отправляется на север за своей любимой Бесс.

Знаменитые арии

  • «Summertime » (колыбельная Клары из первого действия)
  • «My Man’s Gone Now»
  • «It Ain’t Necessarily So» (песня Спортинг Лайфа)
  • «I Loves You, Porgy»

Примечания

Ссылки

См. также

  • В году Михаил Лавровский поставил балет «Порги и Бесс» на музыку Гершвина
  • В 1957 г. вышла запись исполнения оперы дуэтом Луиса Армстронга и Эллы Фитцжеральд, являющаяся неповторимым образцом исполнения творения Джорджа Гершвина 1935 г. двумя выдающимися музыкантами времен расцвета мирового джаза.
  • В году Нэш, Н. Ричард написал сценарий к фильму Отто Преминжера «Порги и Бесс» , получившему Оскар за «Лучший саундтрек к музыкальному фильму », и номинированному на Оскар за «лучшие костюмы», «лучший звук», «лучшую операторскую работу». Также был номинирован на премию «Золотой глобус» за «лучшую женскую роль» (Дороти Дэндридж) и «лучшую мужскую роль » (Сидни Пуатье) в году.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Порги и Бесс" в других словарях:

    Опера Джорджа Гершвина "Порги и Бесс" - Опера Порги и Бесс (Porgy and Bess), созданная в 1935 г. композитором Джорджем Гершвином (1898 1937), жителем Нью Йорка, выходцем из семьи евреев иммигрантов из России, является гордостью американской культуры и входит в международный оперный… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Бесс: Бесс (умер 329 до н. э.) персидский аристократ. Бесс, Сабина (р. 1961, de:Sabine Baeß) фигуристка ГДР, чемпионка мира 1982, 1983 в парном катании. Королева Бесс прозвище английской королевы Елизаветы I. Чёрная… … Википедия

    - << 31 я Церемонии награждения 33 я >> 32 я церемония награждения премии «Оскар» … Википедия

    17 я церемония вручения премии «Золотой глобус» 10 марта 1960 год Лучший фильм (драма): «Бен Гур» Лучший фильм (комедия): «В джазе только девушки» Лучший фильм (мюзикл): «Порги и Бесс (англ.) … Википедия

    11 июля - 1762 на российский престол вступила Екатерина II Урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода. В 1745 году была выдана замуж за наследника российского престола цесаревича Петра. В… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лавровский. Михаил Лавровский Имя при рождении: Михаил Леонидович Иванов Дата рождения: 29 октября 1941(1941 10 29) (71 год) … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чернова. Наталья Чернова Имя при рождении … Википедия

    Джордж Гершвин англ. George Gershwin … Википедия

    Айра Гершвин Ira Gershwin Имя при рождении: Израэл Гершовиц (англ. Israel Gershowitz) Псевдонимы: Артур Фрэнсис (англ. … Википедия

    - «Summertime» ария, написанная Джорджем Гершвином в 1935 году для оперы «Порги и Бесс». Авторы текста: ДюБос Хейвард и Айра Гершвин (брат Джорджа). За основу для написания арии Гершвин взял украинскую колыбельную песню Ой ходить сон… … Википедия

Книги

  • Концертная фантазия на темы из оперы Дж. Гершвина?Порги и Бесс?. Транскрипция для кларнета, фагота , Фролов И.. Концертная фантазия на темы из оперы Дж. Гершвина?Порги и Бесс?. Транскрипция для кларнета, фагота…

с. 1

ЛИБРЕТТО

Республика Башкортостан

Учалинский район

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств села Уральск

ЛИБРЕТТО

оперы Дж. Гершвина “Порги и Бесс”

Уральск 2013год

Либретто оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс»/Сост. И.К. Шайхина – Уральск МБОУ ДОД ДШИ РБ, 2013. – 28с. Ил./

Творческая группа:

Джордж Гершвин, DuBose Хейуорд, и Айра Гершвин

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОПЕРЫ

Роман Хэйворда был опубликован в 1925 году и имел громкий успех. В основе книги – реальные истории, трансформированные писателем в известный сюжет. Задолго до создания романа «Порги и Бесс» Дюбос Хэйворд вёл очень тяжёлый образ жизни, ему приходилось зарабатывать на хлеб самым простым трудом. Он работал разносчиком газет, продавцом книг, затем страховым агентом. Не раз по дороге в контору Хэйворд встречал нищего чернокожего, безногого инвалида, который передвигался на тележке с помощью впряжённой в неё… козы. Никто не знал его историю, но относились к нему с уважением и симпатией, прозвав его Козлиным Сэмми. Сэмми и стал прототипом главного героя романа. Прочие же персонажи выдуманы Хэйвордом, однако их образы получились чрезвычайно гармоничными и привлекательными.

Однажды ночью Джордж Гершвин не мог заснуть. Чтобы успокоиться, он взял роман Хейворда. И вдруг прочёл его на одном дыхании, забыв о необходимости хотя бы небольшого ночного отдыха. Наутро Гершвин написал Дюбосу Хэйворду письмо с просьбой о встрече, а через неделю они съехались в Нью-Джерси, где подолгу гуляли вдвоём по пляжу и разговаривали о «Порги и Бесс». Это произошло в 1926 году, и до начала 1930-х Гершвин не имел возможности заняться оперой так, как ему хотелось.

Весной 1932-го Гершвин возобновил контакты с Хэйвордом, но наладить творческую обстановку снова не удалось. Для работы требовалось, чтобы и писатель, и композитор жили в одном городе, а лучше всего – в одном доме, чтобы постоянно совещаться по сюжету. Однако Хейворд не желал покидать свой дом на юге США, а Джордж Гершвин по разным обстоятельствам никак не мог надолго уезжать из Нью-Йорка. Время шло, Джордж страшно нервничал, писал одно письмо за другим, и таким образом они несколько месяцев общались с писателем. Хэйворд присылал ему литературные тексты сцен, Айра Гершвин создавал стихотворные тексты для песен. Гершвин писал музыку, пока что уделяя внимание, прежде всего центральным эпизодам.

Только летом 1934 года Джордж Гершвин смог уехать на юг, в Чарлстон, чтобы встретиться там с писателем. Нелишне было также сменить обстановку, немного развеяться. Вместе с кузеном Гарри – художником, писавшим картины из жизни темнокожих американцев, – Гершвин наслаждался новыми местами.

Джордж и Гарри поселились в деревянном домике у моря на островке Фолли-Айленд, в десяти милях от Чарлстона. Композитору хотелось вжиться в быт бедного поселения, его простых жителей – ведь именно в таких условиях жили герои его будущей оперы.

В домике не было никакого комфорта, ночами налетали тучи комаров, а днём не давали покоя мухи.

Но Гершвин был счастлив. Он целыми днями ходил пешком, изучал остров, наслаждался морским воздухом, наблюдал за красотой морского побережья, любовался игрой волн.… Но главное, что хотел понять Джордж Гершвин в убогой рыбацкой деревне – это жизнь её обитателей. Он говорил с рыбаками, и когда они начинали петь, вторил им. Особенно он любил слушать, как они исполняют спиричуэлсы. Когда рыбаки и их жёны напевали свои песни, Джордж вдруг перехватывал роль запевалы, и жители восторженно приветствовали его «соло». Они надолго запомнили удивительного американца, красивого, утончённого, и при этом доброго и общительного.… С особым восхищением они вспоминали его манеру петь их мелодии.

В августе 1934 года Гершвин вернулся в Нью-Йорк и тотчас же погрузился в работу над оперой. Ему казалось, что он никогда не трудился так много, и верил, что эта опера станет его лучшим произведением. Либретто и внушительную часть текстов арий написал Дюбос Хэйворд (например, для арии «Summertime», над словами которой работал также и Айра Гершвин). Для некоторых номеров, в том числе для знаменитого «It Ain’t Necessarily So», стихи написаны одним только Айрой Гершвиным.

В конце рукописи «Порги и Бесс» стоит дата: 23 августа 1935 года. Но Гершвин продолжал работать над оперой каждый день вплоть до дня премьеры. Немало времени и сил было затрачено также на подбор артистов, и только ранее заключённые контракты с режиссёром Рубеном Мамуляном и с дирижёром Александром Смоленсом несколько облегчали постановочную страду.

Начались репетиции на сцене театра, однако исполнителей ролей Порги и Бесс найти не удавалось, хотя Гершвин прослушал к тому времени уже более сотни певцов. И вдруг появились Тод Данкэн и Анни Браун… В кропотливой работе прошло больше месяца, и наконец, 30 сентября 1935 года в Колониэл-театре в Бостоне состоялась премьера «Порги и Бесс». Публика приняла новую оперу Гершвина с огромным подъёмом. Долго бушевали аплодисменты и возгласы «браво!» В Нью-Йорке премьера «Порги и Бесс» прошла 10 октября 1935 года на сцене Альвин-театра, и также имела сокрушительный, бесспорный успех.

Ну, а что же критики?

О, многие рецензии в прессе тех дней запестрели отрицательными эпитетами! Обвиняли Гершвина в вульгарном реализме, который губит красоту, упрекали в непонимании законов оперной драматургии, заклеймили даже эклектиком в музыке.… Поддерживали Джорджа Гершвина лишь театроведы, восхищаясь драматическим и мелодическим даром автора «Порги и Бесс», да слушатели, принявшие новое произведение на «ура», тут же по окончании спектакля начав всюду напевать мотивы из оперы.


Гершвин завершил создание оперы в Нью-Йорке, а первая постановка состоялась 30 сентября 1935 в Колониальном театре Бостона. Через месяц опера была поставлена на Бродвее. Этой постановкой руководил ученик Вахтангова - Рубен Мамулян. Всего было дано 124 представления, что многие сочли неудачей.

| March 11, 2010

КУЛЬТУРА / CULTURE



Anne Brown and Todd Duncan in the 1940 production of "Porgy and Bess "
Сюжет

Опера в трех действиях Джорджа Гершвина на либретто (по-английски) Дю-Боза Хейуарда и Аиры Гершвин, основанном на пьесе «Порги» Дю-Боза и Дороти Хейуард.


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Порги безногий нищий (бас-баритон)

Краун грузчик (баритон)

Бесс его подружка (сопрано)

Джек рыбак (баритон)

Клара его жена (сопрано)

Роббинс обитатель Кэтфиш (тенор)

Сирина его жена (сопрано)

Спортин-Лайф торговец наркотиками (тенор)

Питер продавец меда (тенор)

владелец бюро похоронных принадлежностей (баритон)

Время действия: 1920-е годы .

Место действия: Чарлстон, Южная Каролина, США .


ДЕЙСТВИЕ I

Сцена 1. представляет собой большой двор в рыбацком поселке Кэтфиш-Роу (Чарлстон, штат Каролина). Когда-то здесь жили аристократы, но теперь он населен неграми. Атмосфера жаркой южной летней ночи передается чудесной колыбельной песней, «Summertime» («Летние дни»), которую поет молодая жена и мать, Клара. Ее муж Джек выражает господствующее в этих краях отношение мужчин к противоположному полу в веселой песенке «A Woman Is a Sometime Thing» («Женщина - вещь ненадежная»). В одном углу двора идет игра в кости, в другом - танцуют. На тележке, запряженной козой, въезжает безногий нищий Порги. Все его здесь любят. Мужчины встречают его приветственными выкриками и одновременно ироническими репликами по поводу того, что он «неровно дышит» к девушке Крауна Бесс. В проникнутом горечью и берущем за душу речитативе «When God make cripple, He mean him to be lonely» («Создавая калеку, Бог дал ему в удел одиночество») Порги поет о безысходности своей жизни, утверждая при этом, что женщины его не интересуют. Игроки в кости распаляются, особенно когда в игру вступает Краун, местный хулиган, который уже навеселе. Вскоре под влиянием «порошка счастья» (наркотика), которым его снабдил Спортин-Лайф, он становится весьма агрессивным. Вспыхивает драка, Краун убивает одного из игроков и тут же убегает, бросив свою подружку Бесс. Один из парней, тот самый Спортин-Лайф, торговец наркотиками, пытается - безуспешно - забрать Бесс с собой в Нью-Йорк. Бесс мечется в поисках убежища, но все обитатели Кэтфиш-Роу захлопывают перед ней свои двери. Не таков Порги. Он всегда любил Бесс, но не осмеливался приблизиться к ней - ведь он калека. Но сейчас она в безвыходном положении. Он зовет ее к себе.

Сцена 2. происходит в комнате Сирины, где оплакивают Роббинса, ее мужа, убитого Крауном. Соседи Сирины теперь собрались, чтобы по негритянскому обычаю спеть над телом ее мужа и собрать нужную сумму денег на похороны. Звучит раздирающая душу погребальная песнь. Входит Порги, с ним Бесс. Он тоже хочет внести свою лепту на похороны Роббинса, и, будучи по природе своей лидером, он принимает главное участие в молитвах и утешениях. Сирина сама поет глубоко трогательную погребальную песню (трагический плач) «My Man’s Gone Now» («Муж мой умер»). Являются два белых сыщика и предупреждают, что тело должно быть похоронено не позднее завтрашнего дня, в противном случае оно будет передано студентам-медикам. Уходя, они забирают с собой старого Питера, совершенно невиновного, но на которого у них пало подозрение. Входит довольно симпатичного вида владелец бюро похоронных принадлежностей, тоже, как и сыщики, белый. Нужной суммы на похороны собрать так и не удалось, но он согласен поверить обещанию Сирины заплатить позже. Собравшиеся здесь друзья также дают свои уверения, что соберут недостающую сумму, и действие заканчивается, когда Бесс заводит более возбуждающую песню - экстатичную, со стремительно убыстряющимся ритмом «Oh, the train is at the station» («О, поезд ждет на станции… Он отправляется в землю обетованную»).
ДЕЙСТВИЕ II

Сцена 1. Двор Кэтфиш-Роу месяц спустя. Несмотря на разыгравшийся сентябрьский шторм, рыбак Джек собирается выйти в море. Он чинит сети и поет задорную песню «It Takes a Long Pull to Get There» («Дружней, ребята!»). Что касается Порги, то он живет с Бесс и совершенно счастлив. Никто из соседей не узнает в добродушном весельчаке угрюмого и мрачного прежде инвалида. Он поет о своем счастье в песне под аккомпанемент банджо «I Got Plenty о’ Nutting» («Богат я только нуждою»). Он даже покупает у явившегося сюда юриста Фрейзьера за полтора доллара фальшивые документы о разводе Бесс с Крауном. Вообще-то, развод стоит один доллар, но поскольку Бесс и Краун никогда не были женаты, Фрейзьер требует более высокой платы за свои нелегальные услуги; пришедший сюда же белый юрист м-р Арчдейл выговаривает своему коллеге за то, что тот торгует фиктивными разводами. Он также приносит хорошие новости о Питере, которого освободили из-под ареста. Когда Арчдейл уходит, Порги замечает летящего в небе канюка. Порги поет «Buzzard Song» («Песню канюка»), первоначально изъятую из партитуры самим Гершвином, чтобы сделать оперу короче, но потом восстановленную. Порги поет о том, что эта птица - предвестник неминуемой беды. Яркий оркестровый аккомпанемент в ней передает нарастающее общее ощущение приближающейся беды, которым охвачены Порги и остальные. Вскоре толпа в страхе расходится. Спортин-Лайф предпринимает еще одну попытку уговорить Бесс уехать с ним, но Порги, очень сильному, несмотря на то, что он калека, удается прогнать Спортин-Лайфа. Оставшись одни, Порги и Бесс поют свой любовный дуэт «Bess, You Is My Woman Now» («Теперь ты моя, Бесс»).

Появляется военный оркестр, его сопровождет толпа готовящихся отправиться на пикник на остров Киттиуа-Айленд. Поначалу Бесс хочет остаться с Порги, но ему удается убедить ее поехать повеселиться, и она отправляется на остров без него.

Сцена 2. Пикник на острове Киттиуа-Айленд. Спортин-Лайф поет свою широко известную песенку «It Ain’t Necessarily So» («Вовсе не обязательно»). За ней следует короткая драматичная сцена между Крауном и Бесс. Краун - все еще скрывающийся от полиции - выходит из зарослей. Ему удается застать Бесс одну, и, несмотря на ее объяснения, что она теперь принадлежит Порги, он хватает ее и силой тащит в лес.

Сцена 3. Проходит неделя. Жизнь в Кэтфиш-Роу идет своим чередом. Джек и другие рыбаки готовятся выйти в море. Что касается Бесс, то она вот уже неделю после встречи с Крауном на Киттиуа-Айленд лежит в горячке. Ее соседка Сирина, Порги и другие заботятся о ней, и в конце концов «Доктор Иисус» помогает ей. Каким-то образом Порги узнает, что она была с Крауном, и говорит ей об этом. Но он ее прощает, а она признается, что пообещала вернуться к Крауну. Она хочет остаться с Порги, но боится своей собственной слабости, если Краун вновь придет. Порги обещает защитить ее от Крауна.

Сцена 4 . происходит в комнате Сирины. Разыгрался страшный ураган, и все суеверные соседи молятся, ведь многие из них уверены, что настал день страшного суда. Внезапно раздается резкий стук в дверь. Это Краун. Он зло насмехается над калекой Порги и шокирует всех, утверждая, что Бог ему друг. Но когда Клара видит в окно, что к берегу страшной волной прибило перевернутую лодку ее мужа Джека, только Краун оказывается готовым ринуться на помощь. Оставив малыша на руках Бесс, Клара бросается в бушующий шторм.
ДЕЙСТВИЕ III

Сцена 1. Все три короткие сцены этого действия происходят в Кэтфиш-Роу. Буря стихла. В начале сцены женщины на площади оплакивают погибших в море рыбаков. Появляется Спортин-Лайф. Он намекает на то, что Краун не погиб с рыбаками, а каким-то образом спасся, что он все еще жив и вернется за Бесс и что если у женщины два мужа, то это значит, что у нее нет мужа вообще. За сценой, когда площадь опустела, слышно, как Бесс поет колыбельную маленькой сироте.

Появляется Краун; он пробирается к двери дома Порги, за которой слышит голос Бесс. В тот момент, когда он пролезает под окном, сильная рука Порги хватает его за горло. Порги наносит ему смертельный удар ножом. Краун мертв. Порги радостно восклицает, обращаясь к Бесс: «Теперь у тебя есть муж. У тебя есть Порги!»

Сцена 2. Несколько часов спустя приходит детектив, чтобы отыскать убийцу Крауна, и после недолгого расспроса он уводит Порги, чтобы тот опознал тело. У Спортин-Лайфа новый шанс завладеть Бесс. Задумав избавиться от обоих своих соперников, Порги и Крауна, - он снова начинает убеждать Бесс, обещая вывести ее в большую жизнь. При этом он поет песню «There’s a Boat That’s Leavin’ Soon for New York» («Пароход уходит скоро в Нью-Йорк») - джазовое описание радостей Гарлема. Он также соблазняет девушку наркотиками - «порошком счастья», как он его называет. И Бесс, потерявшая голову от горя, хотя и отвечает ему резко, явно проявляет слабость и начинает уступать.

Сцена 3. Неделю спустя Порги возвращается - полиции не удалось доказать его виновность в убийстве. Он всюду ищет Бесс. Наконец он узнает, что она уехала в Нью-Йорк со Спортин-Лайфом. Порги ничего не знает о Нью-Йорке - он знает только, что он далеко на севере. Калека не может смириться с мыслью потерять Бесс. Он взбирается в свою инвалидную коляску, запряженную козой, и отправляется в далекий сказочный Нью-Йорк. Он уверен, что найдет свою любимую Бесс - ведь его ведет любовь. Опера завершается хором «Господи, я еду в Небесную страну». Он звучит в духе мужественных, полных веры спиричуэлсов.

Тодд Дункан и Анна Браун снялся в оригинальной 1935 Broadway премьеры Порги и Бесс.

Sidney Poitier plays Porgy in the 1959 film version of "Porgy and Bess "

НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ОЦЕНКИ В АФРОАМЕРИКАНСКОЙ СРЕДЕ

Отношение афроамериканцев к «Порги и Бесс» часто было противоречивым. Одни считали, что опера унижает их достоинство и играет на расовых стереотипах, другие защищали это произведение, отмечая его исключительную красоту и огромную эмоциональную силу. Прошедшему классическую подготовку афроамериканскому оперному певцу непросто было решиться на исполнение партии в ней, и даже сейчас, по словам Хассе, «этот вопрос остается деликатным». Легендарный джазовый музыкант и композитор Дюк Эллингтон сетовал, что в «Порги и Бесс» нет социального подтекста. «Думаю, у него были также некоторые сомнения в ее аутентичности», - отметил Хассе. Гарри Белафонте отказался сыграть Порги в киноверсии 1959 года, а меццо-сопрано Грейс Бамбри отнеслась к предложению спеть партию Бесс весьма сдержанно.

Когда Гершвин решил превратить в оперу роман «Порги», написанный в 1924 году писателем-южанином Дюбозом Хейуордом, он отправился в Чарльстон и долгое время впитывал в себя и записывал афроамериканскую музыку. Он стремился достоверно передать дух этой музыки в «Порги и Бесс», но его собственное происхождение вызывало в некоторых кругах сомнения в том, сумеет ли он изобразить суть жизни чернокожих на «Глубоком Юге». Среди почитателей оперы был покойный афроамериканский бас-баритон Уильям Уорфилд, который, как считается, дал одну из лучших трактовок партии Порги. Уорфилд, представший в этой роли в 1952 году, когда возрожденная постановка «Порги и Бесс» была показана на международных гастролях при поддержке Государственного департамента США, заявил критику Джону Ардойну, что эта опера никогда не несла большой социальной нагрузки, и винить ее в этом не следует. «Для меня “Порги” - это главным образом красивая и добрая история, - сказал он. - Когда смотришь “Порги”, не думаешь о том, что правильно, а что неправильно. Тебя просто трогает рассказ о калеке, который влюбляется в заблудшую женщину и пытается спасти ее своей любовью. Думаю, однако, что нынешняя публика воспринимает “Порги” не так, как это было в 1930-е, потому что обстановка в обществе изменилась. Если говорить об опере, то американцы создали множество прекрасных произведений, таких как “Сюзанна” Карлайла Флойда и “Ванесса” Сэмюэла Барбера, - сказал Уорфилд. - Но для меня “Порги” выше их всех”». При таком вкраплении элементов джаза, блюза и спиричуэлов “это музыкальное произведение мог создать только американец”, отметил Хассе. «Не следует считать, что “Порги и Бесс” - это просто подборка музыки, которую создавали афроамериканцы” в 1920-е годы, “точно так же как [опера Жоржа Бизе] “Кармен” не является компиляцией из музыки испанских цыган», - указал он. Напротив, «это новое творение, которое пропускает музыку афроамериканцев сквозь призму белого композитора еврейского происхождения, живущего в большом городе, искушенного в рэгтайме, джазе и популярных песнях, а также получившего хорошую подготовку в области классической музыки».

По словам Хассе, признанию «Порги» шедевром оперного искусства способствовали коренные изменения в американском обществе на протяжении десятилетий, особенно движение за гражданские права в 1950-е и 1960-е годы. Когда в 1976 году хьюстонский театр «Гранд-опера» представил свою постановку, вердикт был почти единодушным: самое смелое произведение Гершвина - это великолепное достижение, которое достойно смотрится на любой оперной сцене. За премьерой в Хьюстоне последовала столь же триумфальная постановка в нью-йоркской «Метрополитен-опера» в 1985 году. «Если бы ему пришлось обратиться к людям, которые впервые слушают “Порги и Бесс”, - сказал Хассе, - он бы дал им такой совет: “Откройте свой слух, сердце и душу этим мелодиям - то пронзительным, то легко парящим, и почти всегда запоминающимся”». america.gov.

Curtain Call в Бостоне для мировой премьеры Порги и Бесс 30 сентября 1935 года. Эльзы находится в крайнем левом, положив руку на плечо Тодд Дункан (Порги) и стоял рядом с Энн Браун (Бесс).

В центре, композитор Джордж Гершвин.


Новозеландский певец Иния Те Вьята перед своими вокальными партиями в опере "Порги и Бесс " в городах, где гастролировал, выезжал на улицу "прослушивать" козла: тот должен был бекнуть.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ


  • В 1983 году Михаил Лавровский поставил балет «Порги и Бесс» на музыку Гершвина

  • В 1957 г. вышла запись исполнения оперы дуэтом Луиса Армстронга и Эллы Фитцжеральд, являющаяся неповторимым образцом исполнения творения Джорджа Гершвина 1935 г. двумя выдающимися музыкантами времен расцвета мирового джаза.

  • В 1959 году Нэш, Н. Ричард написал сценарий к фильму Отто Преминжера «Порги и Бесс», получившему Оскар за «Лучший саундтрек к музыкальному фильму», и номинированному на Оскар за «лучшие костюмы», «лучший звук», «лучшую операторскую работу». Также был номинирован на премию «Золотой глобус» за «лучшую женскую роль» (Дороти Дэндридж) и «лучшую мужскую роль» (Сидни Пуатье) в 1959 году.


Библиографический список


  1. Материал из Википедии - свободной энциклопедии [Электронный ресурс] – режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс] – режим доступа www . music - dic / ru

  3. Балладная опера «Порги и Бесс» [Электронный ресурс] – режим доступ http://music.e-publish.ru

Опера в трех действиях Джорджа Гершвина на либретто (по-английски) Дю-Боза Хейуарда и Аиры Гершвин, основанном на пьесе "Порги" Дю-Боза и Дороти Хейуард.

Действующие лица:

Порги, безногий нищий (бас-баритон) Краун, грузчик (баритон) Бесс, его подружка (сопрано) Джек, рыбак (баритон) Клара, его жена (сопрано) Роббинс, обитатель Кэтфиш (тенор) Сирина, его жена (сопрано) Спортин-Лайф, торговец наркотиками (тенор) Питер, продавец меда (тенор) владелец бюро похоронных принадлежностей (баритон)

Время действия: 1920-е годы. Место действия: Чарлстон, Южная Каролина, США. Первое исполнение: Бостон, 30 сентября 1935 года.

Пьеса Дюбоса и Дороти Хейуард "Порги" имела вполне приличный успех. Но когда Дюбос Хейуард и Айра Гершвин сделали из неё оперное либретто, а брат Айры, Джордж, написал музыку, это произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Общее мнение критики было таково: "Вот наконец первая настоящая и вполне американская опера". Это было в 1935 году. С самого начала своего триумфального шествия по оперным сценам Америки - сперва в Бостоне, затем на Бродвее - она неизменно остаётся в современном оперном репертуаре.

Европы она достигла в 1945 году; тогда опера была поставлена в Швейцарии и Дании труппами, в основном состоявшими из европейских актёров. Но по-настоящему популярной в Европе она стала только после того, как её показала американская негритянская труппа, совершавшая европейское турне. Было это в сезоне 1952/53 годов. Ни одна американская опера, созданная как до, так и после "Порги и Бесс", даже огромный успех опер Джан-Карло Менотти, по-видимому, не поколебала столь прочного положения "Порги и Бесс" в музыкальной жизни западного мира. И даже на Востоке, по крайней мере в России, она была встречена с энтузиазмом.

Действие I

Сцена 1 представляет собой большой двор в рыбацком поселке Кэтфиш-Роу (Чарлстон, штат Каролина). Когда-то здесь жили аристократы, но теперь он населен неграми. Атмосфера жаркой южной летней ночи передается чудесной колыбельной песней, "Summertime" ("Летние дни"), которую поет молодая жена и мать, Клара. Ее муж Джек выражает господствующее в этих краях отношение мужчин к противоположному полу в веселой песенке "A Woman Is a Sometime Thing" ("Женщина - вещь ненадежная"). В одном углу двора идет игра в кости, в другом - танцуют. На тележке, запряженной козой, въезжает безногий нищий Порги. Все его здесь любят. Мужчины встречают его приветственными выкриками и одновременно ироническими репликами по поводу того, что он "неровно дышит" к девушке Крауна Бесс. В проникнутом горечью и берущем за душу речитативе "When God make cripple, He mean him to be lonely" ("Создавая калеку, Бог дал ему в удел одиночество") Порги поет о безысходности своей жизни, утверждая при этом, что женщины его не интересуют. Игроки в кости распаляются, особенно когда в игру вступает Краун, местный хулиган, который уже навеселе. Вскоре под влиянием "порошка счастья" (наркотика), которым его снабдил Спортин-Лайф, он становится весьма агрессивным. Вспыхивает драка, Краун убивает одного из игроков и тут же убегает, бросив свою подружку Бесс. Один из парней, тот самый Спортин-Лайф, торговец наркотиками, пытается - безуспешно - забрать Бесс с собой в Нью-Йорк. Бесс мечется в поисках убежища, но все обитатели Кэтфиш-Роу захлопывают перед ней свои двери.

Не таков Порги. Он всегда любил Бесс, но не осмеливался приблизиться к ней - ведь он калека. Но сейчас она в безвыходном положении. Он зовет ее к себе.

Сцена 2 происходит в комнате Сирины, где оплакивают Роббинса, ее мужа, убитого Крауном. Соседи Сирины теперь собрались, чтобы по негритянскому обычаю спеть над телом ее мужа и собрать нужную сумму денег на похороны. Звучит раздирающая душу погребальная песнь. Входит Порги, с ним Бесс. Он тоже хочет внести свою лепту на похороны Роббинса, и, будучи по природе своей лидером, он принимает главное участие в молитвах и утешениях. Сирина сама поет глубоко трогательную погребальную песню (трагический плач) "My Man"s Gone Now" ("Муж мой умер"). Являются два белых сыщика и предупреждают, что тело должно быть похоронено не позднее завтрашнего дня, в противном случае оно будет передано студентам-медикам. Уходя, они забирают с собой старого Питера, совершенно невиновного, но на которого у них пало подозрение. Входит довольно симпатичного вида владелец бюро похоронных принадлежностей, тоже, как и сыщики, белый. Нужной суммы на похороны собрать так и не удалось, но он согласен поверить обещанию Сирины заплатить позже. Собравшиеся здесь друзья также дают свои уверения, что соберут недостающую сумму, и действие заканчивается, когда Бесс заводит более возбуждающую песню - экстатичную, со стремительно убыстряющимся ритмом "Oh, the train is at the station" ("О, поезд ждет на станции... Он отправляется в землю обетованную").

"Порги и Бесс" является не только первой в истории США национальной оперой, но и принадлежит к десятке лучших музыкальных произведений XX в.

В основу либретто, написанного старшим братом Гершвина Айрой в соавторстве с Дюбозом Хейвордом, лег довольно популярный в то время роман Дюбоза и Дороти Хейворд - «Порги».

Авторы первоисточника ярко и правдиво изобразили жизнь бедных афроамериканцев, живущих в убогих лачугах Кэтфиш-Роу. Образ калеки Порги списал Хэйворд с нищего безногого афроамериканца, которого часто встречал по дороге на работу, когда тот разъезжал по улицам в тележке, запряженной козой. Жители Чарлстона знали несчастного под кличкой Козлиный Сэмми.

Главные герои книги - добрые, хорошие люди, которые, однако, обречены на страдания в современном мире. Это глубоко гуманистическое произведение взывало к сочувствию и пониманию, вызывая сострадание к судьбе героев у читателей.

Роман Хэйворда поразил Джорджа Гершвина с первых страниц. Он сразу почувствовал удивительную силу поэтических образов. Непроизвольно в голове композитора стали возникать мелодии на тему «Порги».

Не долго думая, Гершвин написал Хэйворду письмо, в котором сообщил о намерении сочинить оперу на его сюжет. Писатель эту мысль одобрил.

Уже через неделю они встретились, чтобы лично обсудить будущую оперу. Идея захватила художников, но большая загруженность обоих помешала сразу приняться за работу.

Описанная встреча произошла в 1926 г., и лишь в 1935 г. оперу «Порги и Бесс» услышали зрители.

Публика приняла новую оперу с еще большим энтузиазмом, чем прежние сочинения Гершвина. Четверть часа гремели аплодисменты, и не смолкали восторженные возгласы. Все без исключения бостонские критики восхищались драматическим и мелодическим даром композитора, а Элинор Хьюгес назвала «Порги и Бесс» народной оперой.

«Вот, наконец первая настоящая и вполне американская опера», - резюмировала критика.

С самого начала своего триумфального шествия по оперным сценам Америки - сперва в Бостоне, затем на Бродвее - она неизменно остаётся в современном оперном репертуаре.

ПОРГИ И БЕСС

Музыкальная драма в двух действиях (девяти картинах)

Либретто Дю-Боза Хейуарда и Айры Гершвин

по пьесе Дю-Боза и Дороти Хейуард

Действующие лица

Порги, нищий.....................................................................................................баритон

Бесс, молодая негритянка..................................................................................сопрано

Кроун, портовый грузчик....................................................................................баритон

Спортинг Лайф, торговец наркотиками....................................................................тенор

Обитатели Кэтфиш-Роу:

Роббинс, грузчик................................................................................................баритон

Сирина, его жена...........................................................................драматическое сопрано

Питер, продавец меда............................................................................................тенор

Лили, его жена...................................................................................................сопрано

Мария, соседка Порги...............................................................................меццо-сопрано

Фрезиер, адвокат.............................................................................................. баритон

Джейк, рыбак................................................................................... лирический баритон

Клара, его жена.................................................................................................сопрано

Владелец бюро похоронных принадлежностей …………………………...................................баритон

Нельсон..............................................................................................................баритон

Торговка спелой клубникой.................................................................................сопрано

Минго, Анни, Джим и другие обитатели негритянского квартала, сыщики, следователь, полицейский, торговец крабами, дети.

Действие происходит в Кэтфиш-Роу, бедном негритянском квартале одного из южных городов США.

Краткое содержание

Действие первое.

Картина первая. Кэтфиш-Роу - бедный негритянский квартал одного из южных городов США. Теплый летний вечер опустился на приземистые постройки, серые неказистые домишки, узкие улички и тупики. Откуда-то доносится тихая песня. Это убаюкивает своего маленького сына Клара, бедная негритянка, живущая вместе со своим мужем-рыбаком в одном из ближайших домов.

Постепенно на пустыре перед домами собираются жители квартала, возвращающиеся после тяжелого трудового дня. Каждый вечер они занимаются здесь своим любимым развлечением - игрой в кости. Вот появляется вместе с женой Сириной грузчик Роббинс. Не обращая внимания на протесты супруги, он тотчас же вступает в игру. Выбирается из своего убогого жилища и нищий калека Порги, передвигающийся на тележке инвалида. Он тоже хочет попытать счастья в игре.

На пустырь приходит портовый грузчик Кроуи. Недобрая слава сопутствует этому человеку. Если верить слухам, много нечистых дел лежит на его совести. На этот раз Кроун не один. Его сопровождает возлюбленная, красавица Бесс. Как и ее спутник, молодая негритянка тоже пользуется в Кэтфиш-Роу дурной репутацией..

Включается в игру и пронырливый торговец наркотиками, которого все здесь знают под прозвищем Спортинг Лайфа из Гарлема. Вот и теперь он приехал из Нью-Йорка, чтобы выгодно продать партию кокаина. Играя, он то и дело поглядывает на Бесс.

Постепенно страсти игроков разгораются. Кому-то кажется, что его партнер сыграл нечестно. Вспыхивает драка. Кроун, доведенный до неистовства напитками Спорганг Лайфа, наносит-Роббинсу смертельный удар, В мгновение ока на пустыре не осгается ни одного из играющих. Только резкие трели полицейских свистков оглашают улицы негритянского квартала. Воспользовавшись суматохой, Кроун, наскоро простившись с Бесс, скрывается.

Оставшись одна, Бесс пытается спрятаться, но обитатели ближайших домов в страхе захлопывают перед ней двери. Пользуясь растерянностью девушки, Спортиаг Лайф уговаривает Бесс бежать с ним в Нью-Йорк. Молодая негритянка отвергает гнусное предложение... Все ближе свистки полицейских. Еще минута - и Бесс попадет к ним в руки. Но в последнее мгновенье появляется на своей тележке Порги. Он не может покинуть в беде ту, которую давно и горячо любит. Вместе с ним Бесс скрывается в убогом жилище калеки.

Картина вторая. На квартал опускается черная ночь. Леденит в жилах кровь протяжный вой Сирины, причитающей над телом убитого Роббинса. Один за другим подходят соседи. Они бросают в стоящую на земле миску деньги, потом и кровью заработанные медяки, - иначе бедной Сирине не на что похоронить мужа. Пришедшие подхватывают погребальный плач сраженной горем негритянки - пение становится все громче и громче. Откуда-то появляется сыщик. Он грубо предупреждает Сярину, чтобы она не задерживалась с похоронами, - пусть они состоятся завтра же. Затем начинает допрашивать очевидцев убийства. В качества основного свидетеля он задерживает добродушного продавца меда Дитера и заставляет его следовать за собой. А в миску с глухим звоном все падают и падают трудовые монеты бедняков. Но денег мало даже для самых скромных похорон. Выручает хозяин магазина погребальных принадлежностей, который, смилостившись, соглашается устроить похороны Роббинса даже в ущерб своему карману.

Картина третья. Прошло несколько недель. Многое изменилось за это время в жизни Порги. К нему пришло настоящее человеческое счастье. Теперь жалкое жилище, в котором Порги ютится вместе с любимой, кажется ему раем. Никто из соседей не узнает в добродушном весельчаке прежде угрюмого и мрачного инвалида...

Рыбаки готовятся к выходу в море. Порги желает им счастливого лова, шутит с друзьями. Жизнь кажется ему безоблачной, И не беда, что он по-прежнему беден: пока рядом с ним Бесс - ее глубокие, как небо, глаза, ее улыбка, ласки, песни,- его не етрашит ничто на свете!

На улице появляется Спортинг Лайф. Он пытается пофлиртовать с Бесс, но испуганный грозным видом Порги, удаляется восвояси. Соседи заводят разговор о ежегодном пикнике церковной общины. Зная, что Бесс любит развлечения, они предлагают молодой женщине принять участие в празднике. К ним присоединяется и Порги, которому от души хочется, чтобы его любимая повеселилась. Согласившись, Бесс, радостная и счастливая, отправляется в путь.

На улице остается лишь один Порги.

Действие второе.

Картина первая. Небольшой зеленый остров. Здесь обычно проходят все празднества и народные гулянья. Вот и сейчас сюда приехали почти все обитатели Кэтфищ-Роу и других бедных кварталов города. Пикник в разгаре. Веселье парит на острове. Счастливы липа людей, красочны их наряды.

Появляется, пошатываясь, Стортинг Лайф. Он явно нетрезв. Направо и налево сыплет он плоскими, пошлыми шутками, издевается над церковными притчами и обрядами, задирает гуляющих.

Звучит пароходный гудок. Праздник окончен. Народ спешит на пристань. В числе последних идет Бесс. Неожиданно из придорожных кустов выскакивает Кроун, Молодая негритянка испугана. Она уже давно забыла своего любовника. Бесс просит-Кроуна оставить ее. Но грузчик, не слушая девушку, силой уводит ее с собой.

Картина вторая. Жизнь в Кэтфиш-Роу идет своим чередом. Рыбаки собираются на очередной лов. Торговка ягодами громко зазывает покупателей. Продавцы рыбы и крабов тоже стараются сбыть свой товар...

А в это время в темной комнатушке Порги лежит в горячки Бесс. Рядом с ней Порги и Сирина. Безысходное горе написано на лице несчастного калеки: ему кажется, что любимая никогда уже больше не выздоровеет... Сирина пытается, как только может, утешить Порги. Горячо и страстно звучат ее молитвы.

Бесс приходит в сознание. Она ужасается при одном воспоминании о Кроуне. Боится, что он снова вернется. Порги и Сирина всеми силами успокаивают больную. За окном звучит тревожный колокольный звон - предупреждение о надвигающейся буре. Слышен свист усилившегося ветра. В жилище становится совсем темно.

Картина третья. Ураган разыгрался страшный. Перепуганные женщины набились в комнату Сирины, чтобы спастись от разбушевавшейся стихии. Внезапно раздается грубый стук в дверь. Это Кроун. Погода не остановила его, - он разыскивает Бесс. Грузчик смеется над страхом женщин... Но вот буря как будто затихает. Соседка Порги - Клара выглядывает в окно и туг же в ужасе отшатывается: набежавшая волна принесла перевернутую рыбачью лодку ее мужа. Не накинув на себя даже покрывала, несчастная выбегает на улицу. За ней устремляется Кроун.

Картина четвертая. Глубокая ночь. Буря стихла. Но Порги и Бесс, на руках у которой ребенок Клары, не спят. 3а окном пробегает Спортинг Лайф. Он предупреждает: к жилищу Порги приближается Кроун...

Появляется грузчик. В руках у него нож. В ту же минуту Порги ловко выбивает оружие и сам наносит Кроуну смертельный удар. «Теперь у Бесс настоящий муж!» - восклицает он.

Картина пятая. Хмурое утро застает жителей Кэтфиш-Роу за необычным занятием: они тщательно скрывают следы кровавого происшествия. Появляется полиция, которой уже удалось что-то узнать... Однако к кому бы ни направились стражники, тотчас же двери и окна захлопываются перед ними. Сыщики пытаются что-нибудь выведать у тех, кто остался на улице. Но обитатели квартала словно воды в рот набрали: нет, они ничего не слышали о ночном происшествии. Притворившись другом Порги, следователь узнает, где его жилище. Полицейские уводят калеку, чтобы тот опознал убитого.

Отсутствием Порги стремится воспользоваться Спортинг Лайф. Он уверяет Бесс, что ее возлюбленного взяли как преступника, что он уже никогда не вернется. Ловкий торговец вновь предлагает молодой женщине уехать с ним в Нью-Йорк, обещает роскошную, беспечную жизнь. Ему удается вырвать согласие у обезумевшей от горя Бесс.

Картина шестая. На исходе недели возвращается Порги. Он истосковался по дому, по любимой. Радостно приветствует Порги соседей. Для каждого у него находится ласковое слово или маленький подарок. А Бесс он привез красивое платье...

Внезапно Порги замечает ястреба, парящего над его жилищем. Недоброе предчувствие сжимает его сердце; это вестник несчастья... От соседей Порги узнает всю правду. Бесс больше нет с ним...

Калека не в силах с этим смириться. Молча связывает он в котомку немногочисленные пожитки и на своей неизменной старой тележке отправляется в дальний, неизвестный путь - на поиски возлюбленной. Он уверен, что найдёт свою любимую Бесс - ведь его ведёт любовь.

Опера завершается хором «Господи, я еду в Небесную страну». Он звучит в духе мужественных, полных веры спиричуэлсов.

Многие мелодии из оперы «Порги и Бесс» получили самостоятельную жизнь. «Колыбельная» - «Summertime» (ария Клары) звучит в самых разных вокально-инструментальных интерпретациях. Музыкальные темы оперы стали очень популярными после того, как прозвучали в исполнении джазовых исполнителей - Чарли Паркера, Луи Армстронга и Эллы Фитцджеральд, Майлса Девиса, Оскара Питерсона и Джо Хэндерсона

Summertime

And the livin" is easy

Fish are jumpin"

And the cotton is high

Your daddy"s rich

So hush little baby

Don"t you cry

One of these mornings

You"re going to rise up singing

Then you"ll spread your wings

And you"ll take to the sky

But till that morning

There"s a"nothing can harm you

With daddy and mamma standing by

Summertime,

And the livin" is easy

Fish are jumpin"

And the cotton is high

Your daddy"s rich

And your mamma"s good lookin"

So hush little baby

Don"t you cry

"Порги и Бесс" является не только первой в истории США национальной оперой, но и принадлежит к десятке лучших музыкальных произведений XX в.

В основу либретто, написанного старшим братом Гершвина Айрой в соавторстве с Дюбозом Хейвордом, лег довольно популярный в то время роман Дюбоза и Дороти Хейворд - «Порги».

Авторы первоисточника ярко и правдиво изобразили жизнь бедных афроамериканцев, живущих в убогих лачугах Кэтфиш-Роу. Образ калеки Порги списал Хэйворд с нищего безногого афроамериканца, которого часто встречал по дороге на работу, когда тот разъезжал по улицам в тележке, запряженной козой. Жители Чарлстона знали несчастного под кличкой Козлиный Сэмми.

Главные герои книги - добрые, хорошие люди, которые, однако, обречены на страдания в современном мире. Это глубоко гуманистическое произведение взывало к сочувствию и пониманию, вызывая сострадание к судьбе героев у читателей.

Роман Хэйворда поразил Джорджа Гершвина с первых страниц. Он сразу почувствовал удивительную силу поэтических образов. Непроизвольно в голове композитора стали возникать мелодии на тему «Порги».

Не долго думая, Гершвин написал Хэйворду письмо, в котором сообщил о намерении сочинить оперу на его сюжет. Писатель эту мысль одобрил.

Уже через неделю они встретились, чтобы лично обсудить будущую оперу. Идея захватила художников, но большая загруженность обоих помешала сразу приняться за работу.

Описанная встреча произошла в 1926 г., и лишь в 1935 г. оперу «Порги и Бесс» услышали зрители.

Публика приняла новую оперу с еще большим энтузиазмом, чем прежние сочинения Гершвина. Четверть часа гремели аплодисменты, и не смолкали восторженные возгласы. Все без исключения бостонские критики восхищались драматическим и мелодическим даром композитора, а Элинор Хьюгес назвала «Порги и Бесс» народной оперой.

«Вот, наконец первая настоящая и вполне американская опера», - резюмировала критика.

С самого начала своего триумфального шествия по оперным сценам Америки - сперва в Бостоне, затем на Бродвее - она неизменно остаётся в современном оперном репертуаре.

ПОРГИ И БЕСС

Музыкальная драма в двух действиях (девяти картинах)

Либретто Дю-Боза Хейуарда и Айры Гершвин

по пьесе Дю-Боза и Дороти Хейуард

Действующие лица

Порги, нищий.....................................................................................................баритон

Бесс, молодая негритянка..................................................................................сопрано

Кроун, портовый грузчик....................................................................................баритон

Спортинг Лайф, торговец наркотиками....................................................................тенор

Обитатели Кэтфиш-Роу:

Роббинс, грузчик................................................................................................баритон

Сирина, его жена...........................................................................драматическое сопрано

Питер, продавец меда............................................................................................тенор

Лили, его жена...................................................................................................сопрано

Мария, соседка Порги...............................................................................меццо-сопрано

Фрезиер, адвокат.............................................................................................. баритон

Джейк, рыбак................................................................................... лирический баритон

Клара, его жена.................................................................................................сопрано

Владелец бюро похоронных принадлежностей …………………………...................................баритон

Нельсон..............................................................................................................баритон

Торговка спелой клубникой.................................................................................сопрано

Минго, Анни, Джим и другие обитатели негритянского квартала, сыщики, следователь, полицейский, торговец крабами, дети.

Действие происходит в Кэтфиш-Роу, бедном негритянском квартале одного из южных городов США.

Краткое содержание

Действие первое.

Картина первая. Кэтфиш-Роу - бедный негритянский квартал одного из южных городов США. Теплый летний вечер опустился на приземистые постройки, серые неказистые домишки, узкие улички и тупики. Откуда-то доносится тихая песня. Это убаюкивает своего маленького сына Клара, бедная негритянка, живущая вместе со своим мужем-рыбаком в одном из ближайших домов.

Постепенно на пустыре перед домами собираются жители квартала, возвращающиеся после тяжелого трудового дня. Каждый вечер они занимаются здесь своим любимым развлечением - игрой в кости. Вот появляется вместе с женой Сириной грузчик Роббинс. Не обращая внимания на протесты супруги, он тотчас же вступает в игру. Выбирается из своего убогого жилища и нищий калека Порги, передвигающийся на тележке инвалида. Он тоже хочет попытать счастья в игре.

На пустырь приходит портовый грузчик Кроуи. Недобрая слава сопутствует этому человеку. Если верить слухам, много нечистых дел лежит на его совести. На этот раз Кроун не один. Его сопровождает возлюбленная, красавица Бесс. Как и ее спутник, молодая негритянка тоже пользуется в Кэтфиш-Роу дурной репутацией..

Включается в игру и пронырливый торговец наркотиками, которого все здесь знают под прозвищем Спортинг Лайфа из Гарлема. Вот и теперь он приехал из Нью-Йорка, чтобы выгодно продать партию кокаина. Играя, он то и дело поглядывает на Бесс.

Постепенно страсти игроков разгораются. Кому-то кажется, что его партнер сыграл нечестно. Вспыхивает драка. Кроун, доведенный до неистовства напитками Спорганг Лайфа, наносит-Роббинсу смертельный удар, В мгновение ока на пустыре не осгается ни одного из играющих. Только резкие трели полицейских свистков оглашают улицы негритянского квартала. Воспользовавшись суматохой, Кроун, наскоро простившись с Бесс, скрывается.

Оставшись одна, Бесс пытается спрятаться, но обитатели ближайших домов в страхе захлопывают перед ней двери. Пользуясь растерянностью девушки, Спортиаг Лайф уговаривает Бесс бежать с ним в Нью-Йорк. Молодая негритянка отвергает гнусное предложение... Все ближе свистки полицейских. Еще минута - и Бесс попадет к ним в руки. Но в последнее мгновенье появляется на своей тележке Порги. Он не может покинуть в беде ту, которую давно и горячо любит. Вместе с ним Бесс скрывается в убогом жилище калеки.

Картина вторая. На квартал опускается черная ночь. Леденит в жилах кровь протяжный вой Сирины, причитающей над телом убитого Роббинса. Один за другим подходят соседи. Они бросают в стоящую на земле миску деньги, потом и кровью заработанные медяки, - иначе бедной Сирине не на что похоронить мужа. Пришедшие подхватывают погребальный плач сраженной горем негритянки - пение становится все громче и громче. Откуда-то появляется сыщик. Он грубо предупреждает Сярину, чтобы она не задерживалась с похоронами, - пусть они состоятся завтра же. Затем начинает допрашивать очевидцев убийства. В качества основного свидетеля он задерживает добродушного продавца меда Дитера и заставляет его следовать за собой. А в миску с глухим звоном все падают и падают трудовые монеты бедняков. Но денег мало даже для самых скромных похорон. Выручает хозяин магазина погребальных принадлежностей, который, смилостившись, соглашается устроить похороны Роббинса даже в ущерб своему карману.

Картина третья. Прошло несколько недель. Многое изменилось за это время в жизни Порги. К нему пришло настоящее человеческое счастье. Теперь жалкое жилище, в котором Порги ютится вместе с любимой, кажется ему раем. Никто из соседей не узнает в добродушном весельчаке прежде угрюмого и мрачного инвалида...

Рыбаки готовятся к выходу в море. Порги желает им счастливого лова, шутит с друзьями. Жизнь кажется ему безоблачной, И не беда, что он по-прежнему беден: пока рядом с ним Бесс - ее глубокие, как небо, глаза, ее улыбка, ласки, песни,- его не етрашит ничто на свете!

На улице появляется Спортинг Лайф. Он пытается пофлиртовать с Бесс, но испуганный грозным видом Порги, удаляется восвояси. Соседи заводят разговор о ежегодном пикнике церковной общины. Зная, что Бесс любит развлечения, они предлагают молодой женщине принять участие в празднике. К ним присоединяется и Порги, которому от души хочется, чтобы его любимая повеселилась. Согласившись, Бесс, радостная и счастливая, отправляется в путь.

На улице остается лишь один Порги.

Действие второе.

Картина первая. Небольшой зеленый остров. Здесь обычно проходят все празднества и народные гулянья. Вот и сейчас сюда приехали почти все обитатели Кэтфищ-Роу и других бедных кварталов города. Пикник в разгаре. Веселье парит на острове. Счастливы липа людей, красочны их наряды.

Появляется, пошатываясь, Стортинг Лайф. Он явно нетрезв. Направо и налево сыплет он плоскими, пошлыми шутками, издевается над церковными притчами и обрядами, задирает гуляющих.

Звучит пароходный гудок. Праздник окончен. Народ спешит на пристань. В числе последних идет Бесс. Неожиданно из придорожных кустов выскакивает Кроун, Молодая негритянка испугана. Она уже давно забыла своего любовника. Бесс просит-Кроуна оставить ее. Но грузчик, не слушая девушку, силой уводит ее с собой.

Картина вторая. Жизнь в Кэтфиш-Роу идет своим чередом. Рыбаки собираются на очередной лов. Торговка ягодами громко зазывает покупателей. Продавцы рыбы и крабов тоже стараются сбыть свой товар...

А в это время в темной комнатушке Порги лежит в горячки Бесс. Рядом с ней Порги и Сирина. Безысходное горе написано на лице несчастного калеки: ему кажется, что любимая никогда уже больше не выздоровеет... Сирина пытается, как только может, утешить Порги. Горячо и страстно звучат ее молитвы.

Бесс приходит в сознание. Она ужасается при одном воспоминании о Кроуне. Боится, что он снова вернется. Порги и Сирина всеми силами успокаивают больную. За окном звучит тревожный колокольный звон - предупреждение о надвигающейся буре. Слышен свист усилившегося ветра. В жилище становится совсем темно.

Картина третья. Ураган разыгрался страшный. Перепуганные женщины набились в комнату Сирины, чтобы спастись от разбушевавшейся стихии. Внезапно раздается грубый стук в дверь. Это Кроун. Погода не остановила его, - он разыскивает Бесс. Грузчик смеется над страхом женщин... Но вот буря как будто затихает. Соседка Порги - Клара выглядывает в окно и туг же в ужасе отшатывается: набежавшая волна принесла перевернутую рыбачью лодку ее мужа. Не накинув на себя даже покрывала, несчастная выбегает на улицу. За ней устремляется Кроун.

Картина четвертая. Глубокая ночь. Буря стихла. Но Порги и Бесс, на руках у которой ребенок Клары, не спят. 3а окном пробегает Спортинг Лайф. Он предупреждает: к жилищу Порги приближается Кроун...

Появляется грузчик. В руках у него нож. В ту же минуту Порги ловко выбивает оружие и сам наносит Кроуну смертельный удар. «Теперь у Бесс настоящий муж!» - восклицает он.

Картина пятая. Хмурое утро застает жителей Кэтфиш-Роу за необычным занятием: они тщательно скрывают следы кровавого происшествия. Появляется полиция, которой уже удалось что-то узнать... Однако к кому бы ни направились стражники, тотчас же двери и окна захлопываются перед ними. Сыщики пытаются что-нибудь выведать у тех, кто остался на улице. Но обитатели квартала словно воды в рот набрали: нет, они ничего не слышали о ночном происшествии. Притворившись другом Порги, следователь узнает, где его жилище. Полицейские уводят калеку, чтобы тот опознал убитого.

Отсутствием Порги стремится воспользоваться Спортинг Лайф. Он уверяет Бесс, что ее возлюбленного взяли как преступника, что он уже никогда не вернется. Ловкий торговец вновь предлагает молодой женщине уехать с ним в Нью-Йорк, обещает роскошную, беспечную жизнь. Ему удается вырвать согласие у обезумевшей от горя Бесс.

Картина шестая. На исходе недели возвращается Порги. Он истосковался по дому, по любимой. Радостно приветствует Порги соседей. Для каждого у него находится ласковое слово или маленький подарок. А Бесс он привез красивое платье...

Внезапно Порги замечает ястреба, парящего над его жилищем. Недоброе предчувствие сжимает его сердце; это вестник несчастья... От соседей Порги узнает всю правду. Бесс больше нет с ним...

Калека не в силах с этим смириться. Молча связывает он в котомку немногочисленные пожитки и на своей неизменной старой тележке отправляется в дальний, неизвестный путь - на поиски возлюбленной. Он уверен, что найдёт свою любимую Бесс - ведь его ведёт любовь.

Опера завершается хором «Господи, я еду в Небесную страну». Он звучит в духе мужественных, полных веры спиричуэлсов.

Многие мелодии из оперы «Порги и Бесс» получили самостоятельную жизнь. «Колыбельная» - «Summertime» (ария Клары) звучит в самых разных вокально-инструментальных интерпретациях. Музыкальные темы оперы стали очень популярными после того, как прозвучали в исполнении джазовых исполнителей - Чарли Паркера, Луи Армстронга и Эллы Фитцджеральд, Майлса Девиса, Оскара Питерсона и Джо Хэндерсона

Summertime

And the livin" is easy

Fish are jumpin"

And the cotton is high

Your daddy"s rich

So hush little baby

Don"t you cry

One of these mornings

You"re going to rise up singing

Then you"ll spread your wings

And you"ll take to the sky

But till that morning

There"s a"nothing can harm you

With daddy and mamma standing by

Summertime,

And the livin" is easy

Fish are jumpin"

And the cotton is high

Your daddy"s rich

And your mamma"s good lookin"

So hush little baby

Don"t you cry