Меню
Бесплатно
Главная  /  Конспекты  /  Презентация по русскому языку "ударение". Презентация "орфоэпические нормы" Замечаете ли вы ошибки, связанные с постановкой ударения в слове, в речи ваших собеседников? Как вы на них реагируете

Презентация по русскому языку "ударение". Презентация "орфоэпические нормы" Замечаете ли вы ошибки, связанные с постановкой ударения в слове, в речи ваших собеседников? Как вы на них реагируете

Гипотеза: жители села
и школьники нарушают
нормы ударения,
потому что не придают
значения правильному
произношению слов.

Цель работы исследовать
соблюдение норм
ударения жителями
села Сенокосное
Раздольненского
района

В процессе достижения цели решались
следующие задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- разъяснить понятие «языковая норма»;
- изучить особенности ударения в русском
языке;
- выяснить причины нарушения норм
ударения;
- исследовать соблюдение норм ударения
жителями села Сенокосное;
-внести посильный вклад в решение
проблемы нарушения орфоэпических норм
-жителями села Сенокосное.

Объектом исследования
является культура речи
школьников и
представителей
старшего поколения.

.
Предмет исследования –
ошибки, связанные с
нарушением норм ударения.

С.И. Ожегов, известный русский
лингвист, составитель "Словаря русского
языка", общий тираж которого свыше 7
миллионов экземпляров, писал, что
«культура речи- это умение правильно,
точно и выразительно передавать свои
мысли средствами языка»

Речевая норма - это образец
единообразного, общепризнанного
употребления элементов языка
ПЕШКОВСКИЙ
АЛЕКСАНДРМАТВЕЕВИЧ (1878–1933),
русский лингвист, специалист по русскому
языку

Разноместность - это способность ударения
падать на любой слог русского слова:
на первый - и́конопись, на второй - экспе́рт,
на третий - жалюзи́, на четвёртый апартаме́нты. Во многих же языках
мира ударение прикреплено к определённому
слогу.
Подвижность - это свойство ударения
перемещаться с
одного слога на другой при изменении
(склонении или спряжении)
одного и того же слова: вода́ - во́ду, хожу́ хо́дишь. Большая часть слов
русского языка (около 96 %) имеет подвижное
ударение.

Причины отклонений от норм ударения

* Причины отклонений
от норм ударения
* Местные диалекты. Так, в
северорусских говорах
существует тенденция к
переносу ударения на
приставку: за́веса, при́говор.
* Заимствованные слова.
Иностранные слова
русифицируютс постановки в
них ударения по аналогии с
похожими русскими словами.
Например, бамбу́к - бамбука́
(вместо бамбу́ка) появилась
под влиянием примерно таких
форм, как барсу́к - барсука́.
*Просторечие - люди
говорят так, как им
удобно
(зво́нишь,поло́жил,
красиве́е).
* Профессионализмы:
и́скра - искра́ (у
шоферов), добы́ча до́быча (у горняков,
нефтяников).
*СМИ (средства
массовой информации)

Нужно ли соблюдать нормы ударения?

*Нужно ли соблюдать
нормы ударения?
да 96%
нет 4%

Соблюдаете ли вы нормы ударения?

*
да 83%
нет
11%
в общении
6%

Замечаете ли вы ошибки, связанные с постановкой ударения в слове, в речи ваших собеседников? Как вы на них реагируете?

*
Замечаете ли вы ошибки, связанные с
постановкой ударения в слове,
в речи ваших собеседников?
Как вы на них реагируете?
замечают
31%
замечают,
но не
исправляют
54%
не замечают
15%
Ряд 1

Как вы думаете, почему ваши сверстники допускают ошибки в постановке ударения?

*
Как вы думаете, почему ваши
сверстники допускают ошибки в
постановке ударения?
не хватает
знаний
74%
невнимательность
7%
19%

Результаты исследования знаний норм ударения учащимися 6 класса

* Результаты исследования знаний норм
ударения учащимися 6 класса

ТОрты, позвонИшь, положил,
красИвейший,
хвОя, развитОй (язык), копИровать,
добЫча,баловАть,
слУчай, звалА, нАчатый, красИвее,

Результаты исследования знаний норм ударения учащимися 9 класса

*
Результаты исследования знаний
норм ударения учащимися 9 класса
гЕнезис, камбалА, дивчИна,
обеспЕчЕние, диспансЕр,
украИнский, втрИдо-рога, включИшь,
столЯр,звалА, нАча-тый, красИвее,
позвонИшь,простынЯ,
твОрОг,закУпорить,баловАть

Результаты исследования знаний норм ударения учащимися 10 класса, учителями, работниками школы, родителями

*
Результаты исследования знаний норм
ударения учащимися 10 класса, учителями,
работниками школы, родителями
Задание. Расставьте ударения в словах:
газопровОд, валовОй, гастронОмия,
дефИс,Августовский,каталОг,Искра,зАня
-тый, намЕрение, жалюзИ,медикамЕнты,
коклЮш, крапИва, кремЕнь, баловнИк,
арест,алкогОль,апострОф,гренадЕр,
освЕдомить, исчЕрпать, закУпорить,
включИшь, облегчИть, завИдно

Результаты проверки знаний анкетируемых

*Результаты проверки
знаний анкетируемых
учителя
10 класс
0,58
тех.персо0,57
н.родители
0,55
9 класс
0,5
6 класс
0,29
0,15
правильно
неправильно

Буклет
«Нормы ударения в стихах»
Он звонИт,
Они звонЯт.
Очень
встретиться
хотят.
Самолёты
прилетят
В аэропОрты.
Подарок выбрать
мне помог
Один хороший
каталОг.
Сок я слИвовый
купил,
Дома банку я
открыл.
Оказался сок
томатный.
Ничего мне не
понятно.
Природа
красивой
созданА,
Нуждается в
нашей защите
она
Мне купите
сладкий торт,
Ну а лучше
тОрты.
День отчётности
настал,
Время закрывать
квартАл.
КрасИвее я буду
всех,
И ждёт меня
успех.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

УДАРЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

УДАРЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ Цель: ?

Ударение, акцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью фонетических средств.

Различаются словесное ударение, тактовое (синтагматическое) и фразовое У. Эти виды У. связаны с линейной структурой высказывания, членимого на определённые отрезки. БСЭ

Особый вид У.- логическое, связанное со смысловым подчёркиванием важнейшего слова предложения.

В языке У. выполняет различные функции: смыслоразличительную (сигнификативную), например "замок" - "замок", разграничительную (делимитативную) - особое фиксированное У., указывающее границу - начало или конец - слова (например, в чешском, венгерском языках); объединительную (кумулятивную), спаивая элементы слова в одно целое.

У. исторически изменчиво, в процессе развития языка один тип может сменяться другим.

Прочитайте стихотворение И.Бунина и расставьте ударения. Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет; Колокольчики, ландыши в чаще зеленой цветут; На рассвете в долинах теплом и черемухой веет; Соловьи до рассвета поют. Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы... Все цветет и поет, молодые надежды тая... О весенние зори и теплые майские росы! О далекая юность моя! Что создает ритм, особое звучание, мелодику стихотворения? На какие части слова падает ударение?

Подведем итоги. Что значит ударение в слове? Мы хотим правильно говорить, то есть учимся правильно говорить на литературном языке, а он предполагает нормированность, соблюдение правил. Разве есть четкие правила постановки ударения? Ударение в русском языке свободное. Оно предполагает разноместность, в отличие от других языков (например, во французском ударный всегда последний слог). Но разноместность не предполагает вольность. Ударение подобно биению сердца: мы не вспоминаем о нем, пока кто-то не исказит слово.

Ударение - это музыкальный тон. Но усвоение ударения в русском слове сопряжено с трудностями: оно свободное, подвижное, то прикрепляется к определенному слогу, то изменчивое. Например, обратите внимание, как звучит современное слово добы́ча у И.А.Крылова: «...на до́бычу стремится» или су́дарь у Грибоедова: «...поклон, суда́рь, отвесьте» Менялся язык народа. Например: в современном русском литературном языке слово воро́та с ударением на втором слоге остается при склонении (у воро́т, к воро́там, за воро́тами, в воро́тах) . А вот в пословице слышим: «Пришла беда - отворяй ворота́» или у Кольцова: «Ворота́ тесо́вы растворилися».

Или еще пример: слово деньги. Как сказать правильно: деньга́ми или де́ньгами (богат) ?» Раньше ударение в этом слове было на первом слоге, потом подвинулось на конечный. В словаре Д.Н.Ушакова находим, что в этом слове двоякое ударение (ударение на первый слог считается устаревшим).

Наши помощники - орфоэпические и этимологические словари, произведения художественной литературы. Однажды ученица назвала ударение «миротворцем», который мирит ссорящиеся безударные гласные О и А, Е и И, когда они стоят не под ударением. И мы не должны сомневаться, если что - зовем «миротворца».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением".

Упражнения,подобранные в презентации, помогут учащимся отработать изученный материал по теме "Безударные гласные, проверяемые ударением" в 5 классе....

Урок русского языка в 5 классе "Слог, ударение"

Урок разработан по материалам учебника " Русский язык 5 класс" для общеобразовательных учреждений под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта....

"Слог и ударение", урок русского языка, 5 класс

Урок изучения нового материала по разделу "Фонетика". Повторение понятий "слог", "звуки гласные и согласные", "ударение". Изучение нового материала - особенности русского ударения. Закрепление нового...

«Орфоэпические нормы» - Ударение. Принципы русской орфографии. Традиционный Написание сложилось исторически, при проверке обращаемся к этимологии. Орфоэпическая разминка. Перед мягкими согласными парные твердые согласные смягчаются. Правило 5: дч и тч произносятся как [ч"] (на стыке морфем). Исторические чередования. Нормы произнесения гласных звуков.

«Фонетика, звуки и буквы» - Согласные звуки. Решаем вместе. Сочетания дч, тч произносятся как [Ч’]. Укажите ошибочное суждение. В каком слове звуков больше, чем букв. В слове РАЗГНЕВАННЫЙ все согласные звонкие. Фонетика. Твердые и мягкие согласные. Перед звонкими согласными глухие озвончаются. В каком слове произносится гласный [о].

«Ударение» - Красивее, говорливее, полнее. 7)В произношении терминов. Кухонный, значимый. 9)Неразличение омонимов. Односоставное, переходный глагол. 8)В полных прилагательных. Вариативность ударения. Стрела- стрелы. Свёкла, нефтепровод, досуг, ворожея. Прикус (общеупотребит.) – прикус (спец.) Шелковый (общеупотребит.) – шелковый (спец.).

«Плакаты по русскому языку» - Звуки. Шкала звучности. Буквы. Ударные. Сонорные. Рекомендации: Пишем читаем. Сильная позиция. Мягкие. ! Запускать ссылки можно в произвольном порядке! Слабая позиция. (Меняют своё качество). Сонорные согласные. Глухие согласные. Звонкие согласные. Всегда твёрдые. Обозначают мягкость согласных. Звуки и буквы.

«Фонетика - раздел науки о языке» - Фонетика. Согласные звуки. Тренировочные упражнения. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий). Прочитайте данные слова. Прочитайте словосочетания. Составьте словосочетания с данными парами слов. Распределите данные слова в два столбика. Запишите транскрипцию следующих слов. Что изучает фонетика.

«Фонетический разбор слова» - Обозначь гласные звуки. Ёжик. Фонетический разбор слова. Лев. Гласные буквы. Порядок разбора. Ь и Ъ. Согласные звуки и буквы. Деревья. Фонетический разбор.

Всего в теме 19 презентаций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Ударение»

Это деревушка Ударная. Её жители ударные труженики. Почему они бьют молоточками? По каким буквам они бьют молоточками?

Замок Замок Купив жене кольцо в подарок, Сэр Генри возвращался в замок. Ворота он открыть не смог: Дворецкий поменял замок.

Кружки Кружки Из теста сделали кружки. Из них слепили пирожки, Компот налили в кружки: - Отведайте, подружки!

Белки Белки На ветку дуба Сели белки, Устроив в роще посиделки. Шеф-повар просит нас: «Сынки! Для торта сбили бы белки!»

Ударный слог, ударный слог,- Он назван так недаром… Эй, невидимка – молоток, Отметь его ударом! И молоток стучит, стучит, И чётко речь моя звучит. Иногда от перестановки ударения меняется смысл слова.

Ударение может падать на любой слог. Вкусная(___), холодная(___), ароматный (___) 1 2 3

Ударение не ставят в словах с буквой ё Груша, вишня, слива, берёза Дача, кот, домик, крыша Ударение не ставят в словах с 1 слогом

Итоги урока: Изменяет … Может падать на слог Не ставят в словах с … - Всегда ударная … смысл слова любой буквой ё. гласная буква

Ты просто молодец! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

Урок по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с использованием информационных технологий " Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове " проводится в первом классе в период обучения грамоте. ...

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".Цель: умение ставить ударение, опираясь на смысл слов.Задачи урока...

Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

УДАРЕНИЕ Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3 МО «Ахтубинский район» Дроздова Вера Александровна ПРИМЕЧАНИЕ. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение.

2 слайд

Описание слайда:

Ударение – это… Выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы с помощью свойственных языку фонетических средств называется ударением в широком смысле. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить. В нашей речи различают три типа ударения: словесное, логическое и эмфатическое (от греч. emphasis – выразительность).

3 слайд

Описание слайда:

Виды ударений Словесное Логическое Эмфатическое особое выделение одного из слогов слова заво́д, дрожу́, дрожи́шь, выделяет не слоги, а целые слова в предложении может падать на любое слово речевого такта: Я хочу учиться. – Я хочу учиться. – Я хочу учиться. служит для подчеркивания эмоциональной стороны слова. Достигается это долгим произношением ударного гласного, иногда и протяжным произношением согласного

4 слайд

Описание слайда:

Особенность ударения Отличительные особенности русского ударения - его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись - на первом слоге; фонарь, подполье - на втором; ураган, орфоэпия - на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других - меняет своё место (сравните: тОнна - тОнны и стенА - стЕну - стЕнам и стенАм). Последний пример демонстрирует подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. Отличительные особенности русского ударения - его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись - на первом слоге; фонарь, подполье - на втором; ураган, орфоэпия - на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других - меняет своё место (сравните: тОнна - тОнны и стенА - стЕну - стЕнам и стенАм). Последний пример демонстрирует подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм.

5 слайд

Описание слайда:

Ударение в именах существительных Место ударения может зависеть от происхождения слова. Так, большинство заимствованных из французского языка слов сохраняет ударение на последнем слоге: визави́, парте́р, жалюзи́, диспансе́р, несессе́р, канапе́, консоме́

6 слайд

Описание слайда:

Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков (финалью): -а́л (в иноязычных словах): пена́л, фина́л, порта́л, фиска́л, кварта́л (на произношение этого слова обратите особое внимание: ударение на последнем слоге ставится независимо от того, в каком значении употреблено слово: жить на шестом кварта́ле; сдача дома намечена на второй кварта́л); -а́тай (-а́тайство; -а́тайствовать): глаша́тай, завсегда́тай, согляда́тай, хода́тай, хода́тайство, хода́тайствовать (существительноехода́тай и производные от него очень часто произносятся неправильно); -прово́д (в сложных словах): газопрово́д, мусоропрово́д, нефтепрово́д, но: электропро́вод; -ле́ние (в отглагольных существительных с основой на согласный): дробле́ние, мышле́ние (мы́шление – устаревшее), уведомле́ние, усугубле́ние; -ме́н (в заимствованиях из английского языка, где -мен дословно переводится как «человек»): полисме́н, джентльме́н. Исключение: ба́рмен. !!! Слово фено́мен (редкое, необычное, исключительное явление) – греческого происхождения и не подчиняется данной модели. По отношению к человеку оно может произноситься и с ударением на последнем слоге (феноме́н), но такое произношение всё же не является правильным.

7 слайд

Описание слайда:

Ударение производного слова может определяться по производящему слову, то есть тому, от которого образовано существительное: -ие (ударение в отглагольном существительном обычно совпадает с ударением в однокоренном глаголе): сосредото́чить → сосредото́чение; обеспе́чить → обеспе́чение; упро́чить → упро́чение; ве́дать → испове́дать, испове́даться → испове́дание, вероиспове́дание, воспроизвести́ → воспроизведе́ние; Обратите внимание на то, что этому правилу не подчиняются существительные на -ле́ние (мы́слить – мышле́ние, уве́домить – уведомле́ние). -ота́ (существительные, образованные от прилагательных): полный → полнота́, немой → немота́, сирый → сирота́ (мн. ч. – бедные сиро́ты); -о́та (существительные, образованные от глаголов): дремать → дремо́та; зевать → зево́та; ломать → ломо́та. *** Иногда постановка ударения может определяться значением и стилем повествования. Так, в литературной речи встречается произношение воздви́жение и воздвиже́ние: первое – при использовании слова в значении «церковный праздник» (торжественная служба на воздви́жение), второе – в значениие «действие по значению глагола воздвигать» (воздвиже́ние колонн). Обратите внимание на произношение слова знамение: в любом значении ударение ставится на первый слог (крестное зна́мение, зна́мение времени).

8 слайд

Описание слайда:

Ударение в словах с одинаковой финалью (сочетанием конечных звуков) может зависеть от значения слова: -ло́г (неодушевлённые объекты): катало́г, некроло́г, моноло́г, диало́г (исключение – ана́лог); -́лог (наименования лиц по роду занятий): фило́лог, зоо́лог, ихтио́лог; -ме́тр (единицы измерения): киломе́тр, сантиме́тр, дециме́тр; -́метр (измерительные приборы): баро́метр, гальвано́метр, хроно́метр. Исключения: амперме́тр, вольтме́тр.

9 слайд

Описание слайда:

Иногда на постановку ударения в слове влияет целая система факторов. Наибольшие колебания наблюдаются в существительных с финалями -анин (-ане) и -ия. Так, в словах на -анин (-ане), обозначающих лиц по месту жительства, ударение обычно ставится на предпоследний слог: горожа́нин, углича́нин, волжа́нин. В словах, заимствованных из старославянского языка (как правило, это книжные слова с более абстрактным значением или слова религиозной тематики), ударение обычно падает на последний слог: граждани́н (ср.: горожа́нин), христиани́н (ср.: крестья́нин) Слова, связанные по тематике с историей Древней Греции и Древнего Рима, с библейскими событиями и сюжетами, обычно сохраняют ударение того географического названия, от которого они образованы: Афи́ны → афи́нянин, афи́няне; Слова на -ия в настоящее время имеют тенденцию к перемещению ударения к концу слова. Постановка ударения в словах на -ия может зависеть от количества слогов. Трёхсложные слова чаще имеют ударение на первом слоге: а́рия, ма́ния, ма́фия. Но возможны и исключения (обычно это слова не латинского, а греческого происхождения): месси́я, вити́я, стихи́я. В многосложных словах наблюдается тенденция к постановке ударения в середине слова: фотогра́фия, гастроно́мия, гомеопа́тия, наркома́ния, психопа́тия, эпиле́псия.

10 слайд

Описание слайда:

При затруднении следует обращать внимание на финали. Так, ударение на конце слова обычно имеют существительные с такими финалями: -атри́я, -карди́я, -пси́я, -стени́я, -тези́я, -терапи́я, -терми́я, -урги́я, -фили́я, -хрони́я: психиатри́я, тахикарди́я, биопси́я, астени́я, анестези́я, трудотерапи́я, металлотерми́я, литурги́я, некрофили́я, синхрони́я. Напротив, ударение в середине слова обычно имеют слова с финалями -фо́бия, -ло́гия, -га́мия, -но́мия, -ма́ния, -го́ния, -мо́ния, -тро́пия, -на́рия, -гра́фия, -то́рия, -ме́трия, -ре́ссия, -па́тия, -кра́тия, - ́ция: русофо́бия, аполо́гия, монога́мия, гастроно́мия, наркома́ния, аго́ния, филантро́пия, ветерина́рия, орато́рия, геоме́трия, агре́ссия, гомеопа́тия, плутокра́тия, кинематогра́фия, девальва́ция, конфирма́ция. Однако возможны колебания и в словах с одинаковыми финалями. Ср.: фее́рия, фанабе́рия, мисте́рия – истери́я, дифтери́я; какофо́ния, симфо́ния – телефони́я, стереофони́я. Иногда такие колебания захватывают и однокоренные слова. Так, существительное симметрия имеет два равноправных варианта произношения –симме́трия и симметри́я, но существительное асимметри́я уже имеет только один литературный вариант (произношение асимме́трия не рекомендуется). Подобное явление можно наблюдать в словах договор, приговор, заговор. Существительные заговор и приговор имеют один литературный вариант произношения: за́говор – с ударением в начале слова; пригово́р – с ударением на конце слова. До недавнего времени единственно правильным считалось произношение догово́р. Сейчас допустимой признаётся и очень частотная в речи форма до́говор, однако употреблять её всё же не следует.

11 слайд

Описание слайда:

Определённые колебания в постановке ударения наблюдаются и в отдельных формах имён существительных Так, в косвенных падежах единственного числа существительных мужского рода второго склонения в ряде слов ударение остаетсянеподвижным (постоянным): аэропорт – аэропо́рта (но: в аэропорту́), Бальзак – Бальза́ка, бунт – бу́нта, верблю́д – верблю́да, воз – во́за (но: на возу́), воя́ж – воя́жа, ко́готь – ко́гтя, ло́коть – ло́ктя, марш – ма́рша, но́готь – но́гтя, сте́бель – сте́бля, торт – то́рта, фаза́н – фаза́на, фарш – фа́рша, шаг – ша́га (но в сочетании с числительными: два шага́; с предлогом в: в шагу́; в сочетании: на каждом шагу́), шарф – ша́рфа, шёлк – шёлка. В других случаях наблюдается передвижение ударения с основы слова на окончание: бинт – бинта́, блин – блина́, герб – герба́, кисель – киселя́, прут – прута́, серп – серпа́, столяр – столяра́. В ряде случаев в литературном языке сосуществуют несколько вариантов произношения: гусь – гу́ся (допустимо – гуся́); пруд – пру́да (допустимо – пруда́; в предложном падеже – на пруду́); мост – обе формы (моста́ имо́ста) равноправны.

12 слайд

Описание слайда:

Ударение в глаголах Ударение в прошедшем времени глагола обычно падает на тот же слог, что и в неопределённой форме: сидЕть – сидЕла, стонАть – стонАла, прЯтать – прЯтала, начинАть – начинАла. Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода прошедшего времени переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др.:жить – жил – жИло – жИли, но жилА; ждать – ждал – ждАло – ждАли,но ждалА; лить – лил – лИло – лИли, но лилА. Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.).

13 слайд

Описание слайда:

Примечание* исключение составляют глаголы прошедшего времени женского рода с приставкой вы–, которая перетягивает ударение на себя: вЫжить – вЫжила, вЫлить – вЫлила, вЫзвать – вЫзвала; у глаголов класть, красть, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: крАла, слАла, поcлАла, отослАла. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода): начАться – начАлся, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь. Ударение в глаголе звонить и образованных от него приставочным способом глаголах позвонить, перезвонить при спряжении падает на окончание: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт; позвонИшь, позвонИт, позвонИм, позвонИте, позвонЯт; перезвонИшь, перезвонИт, перезвонИм, перезвонИте, перезвонЯт.

14 слайд

Описание слайда:

Ударение в прилагательных Ударный слог полной формы ряда прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы; немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы. У некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно нередко падает на основу в форме мужского, среднего рода и множественного числа и на окончание в форме женского рода: прАвый – прав – прАво – прАвы – правА; сЕрый – сер – сЕро – сЕры – серА; стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее- : сильнА – сильнЕе, больнА – больнЕе, живА – живЕе, стройнА – стройнЕе, правА – правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва – красИвее, печАльна – печАльнее, протИвна – протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

15 слайд

Описание слайда:

Ударение в некоторых причастиях и деепричастиях ● Если ударение в полной форме причастий падает на суффикс -ённ-, то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведЁнный – проведЁн, проведенА, проведенО, проведенЫ; завезЁнный – завезЁн, завезенА, завезенО, завезенЫ. ● Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом-т-. Если суффиксы неопределённой формы -о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдёт на один слог вперёд: полОть – пОлотый, колОть – кОлотый, согнУть – сОгнутый, завернУть – завЁрнутый. ● Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, пожИть - пожИв, положИть – положИв, понЯть – понЯв, предАть – предАв, предпринЯть – предпринЯв, прибЫть – прибЫв, принЯть – принЯв, продАть – продАв, пропИть – пропИв, создАть – создАв.

16 слайд

Описание слайда:

Фразы – «запоминалки» Срубили ель, нашли щавЕль. Он звонИт, Они звонЯт. Очень встретиться хотят. Долго ели тОрты, не налезли шорты Как у нашей Марфы есть в полоску шАрфы