Меню
Бесплатно
Главная  /  Поле тока  /  Публичные библиотеки как социальный институт. Библиотека как социальный институт. Связь библиотековедения и социологии

Публичные библиотеки как социальный институт. Библиотека как социальный институт. Связь библиотековедения и социологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие электронной библиотеки. Роль электронных библиотек в информатизации образования. Студенческая молодежь как пользователи электронных библиотек. Электронные библиотеки и информация в электронном виде как компонент информатизации учебного процесса.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2012

    Изучение роли библиотеки в жизни современного читателя. Уровень востребованности традиционных библиотек и степень интереса к ним у жителей г. Караганда. Степень удовлетворенности пользователей качеством обслуживания, услугами и оснащенностью библиотек.

    контрольная работа , добавлен 10.12.2014

    реферат , добавлен 14.05.2011

    Значение публичных библиотек в жизни современного общества. Социальный статус человека в старости. Роль библиотеки в жизни пожилых граждан. Основные услуги публичных библиотек. Основные проблемы библиотечного обслуживания пожилых граждан и их решение.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2011

    Роль и место библиотек в жизни современного читателя. Влияние процесса распространения новых технологий и уровень вытеснения ими традиционных библиотек. Определение объекта и предмета исследования. Логический анализ понятий, концептуальная модель.

    реферат , добавлен 03.09.2011

    Организационно-управленческая деятельность как социальное явление. Система социальной защиты населения в Беларуси. Модели социальных организаций в системе социального менеджмента. Принятие и реализация управленческих решений в системе социальной работы.

    реферат , добавлен 09.02.2011

    Библиотека как социальный институт и её функции. Использование библиотечных ресурсов в учебном процессе. Анализ динамики спроса студентов на них. Изменение статуса и деятельности научной библиотеки вследствие использования новых информационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2015

    Основные предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования как инструмента обоснования социальной политики государства. Система социальных прогнозов и программ в Российской Федерации. Прогнозные расчеты показателей социального развития.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

ВВЕДЕНИЕ

Библиотека - один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека прошла первый этап эволюции общественной миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Особенность современной эпохи заключается в том, что она является ареной сразу двух революций, ментальной и технологической: первая связана с процессом глобализации и формированием новой культурной парадигмы, вторая - с последствиями техногенного взрыва в сфере коммуникаций. Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. Изменение роли, назначения библиотек отражается на взаимоотношениях библиотеки с обществом и отдельными социальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностей библиотечной этики, профессионального сознания библиотечного сообщества.

Все эти явления потребовали поиска новых моделей библиотечного развития, обеспечивающих жизнеспособность библиотеки как необходимого обществу социального института в контексте построения открытого общества знаний.

В данной работе мы рассмотрим вопрос о значимости и роли библиотек в современном обществе.

Библиотека как социальный институт

В современной социальной структуре вырастает потребность в институциализации коммуникативной деятельности, которая может побудить, с одной стороны, к личностному самоопределению (индивидуальному отношению к государственным и гуманистическим просветительским проблемам), с другой - к формированию общественного мнения, культурной политики, направленной на выявление подлинных интересов и потребностей человека. Современное общество нуждается в выработке и использовании способов нетехнической реализации творческих способностей людей, их духовного потенциала, осуществления «коллективных интересов» и «коллективных представлений» о непреходящих человеческих ценностях: свободе, демократии, гражданских и политических правах, общественном договоре, справедливости общественного устройства и т.д.

Социальные институты должны обеспечивать развертывание такой культурно-воспитательной работы, результаты которой в конечном итоге будут определять новые модели социального действия.

Библиотека, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей устойчивость связей и отношений в рамках общества, с полным основанием может быть определена как социальный институт.

Трудно представить себе какую-либо структуру общества, которая могла бы функционировать, не опираясь на библиотеку. Этим объясняется исключительно большое разнообразие видов библиотек, которые обслуживают все без исключения социально-демографические слои общества - от дошкольников до пенсионеров, представителей всех профессий и рода занятий.

Термин «библиотека» происходит от греческого слова «bibliothзkз», где «biblion» означает «книга», а «thзkз» ? «хранилище». Его содержание трактовалось представителями разных школ и эпох далеко не однозначно и менялось вместе с изменением представлений о месте и роли библиотеки в жизни общества. В разных языках это слово обозначает одно и то же: книжный дом, книжный склад, книгохранилище, дом для книг и т. п., - и отражает самое древнее представление о сущности и социальном предназначении библиотеки: сохранность книг.

Назначением первых библиотек и первой их миссией было хранение документированного знания. Первые библиотеки были хранилищами-сокровищницами большей частью закрытого типа, так как существующие в них собрания книг имели материально-ценностное значение. С XIX века ее миссия пополнилась новым предназначением - просвещение народа. По мере развития человеческого общества происходил процесс институциализации библиотеки: к середине XX века она превратилась в интегративный социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты. Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисные явления XX века привели к дальнейшей эволюции библиотеки.

Применение феноменологического подхода дает возможность выявить социокультурные изменения, происходящие с библиотекой в контексте построения общества знаний. В самом общем значении этот подход представляет собой методологическую позицию, описательный метод, позволяющий нарисовать объект путем непосредственного познания, «прямого усмотрения истины в ценностях «конкретной жизни».

Анализ практики позволяет сделать вывод, что современная миссия библиотек продиктована усилением значения информации и знаний в качестве катализатора общественного развития. Федореева, Л.В. Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации: На примере формирования регионального информационно-библиотечного центра в Хабаровском крае: дис. канд. социол. наук: 22.00.04. - Хабаровск, 2005. Она имеет несколько аспектов:

· содействие обращению и развитию накопленного человечеством знания путем обеспечения свободного доступа к нему;

· сохранение документированного знания как общественного достояния.

Миссия библиотеки реализуется в конкретных социальных функциях, соответственно ее трансформация повлекла изменение социальных функций библиотеки. Социальные функции библиотеки представляют собой обобщенный перечень обязанностей библиотеки перед обществом, которые диктуются им, необходимы ему, прямо или косвенно воздействуют на него и соответствуют сущности библиотеки как социального института. Карташов, Н.С. Общее библиотековедение. - Ч. 2. - М., 1997. - С. 4.

Социальные (внешние) функции, являющиеся реакцией библиотеки на потребности общества, способом взаимодействия с внешней средой, рассматриваются как средство адаптации элемента к системе более высокого порядка. «Они способствуют разрешению противоречий со средой, служат средством приспособления к ней. В ходе этого разрешения любая социальная система не только воспроизводит себя в качестве целого, но и постоянно развивается, а именно в этом - суть функционирования библиотеки как социального института». Фирсов, В.Р. Сущностные функции библиотечной деятельности: Культуроведческий подход // Научные и технические библиотеки. - 1985. - № 5. - С.15-20.

Социальные функции современной библиотеки обусловлены ее сущностными особенностями как культурной институции, которые проявляются в сохранении и трансляции документированного знания, обеспечивающего устойчивое общественное развитие, в том числе социальных норм и ценностей культуры, стабилизирующих общество. Однако они имеют динамический характер: степень их развитости и наполнения конкретным содержанием, приоритет отдельных из них в конкретные исторические периоды времени различны. Не изменив названия, функции меняют свое содержание в зависимости от того, какую социальную роль возлагает на них общество. Таковыми функциями являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Мемориальная функция является родовой функцией библиотеки. Сбор и хранение документов, в которых зафиксированы накопленные человечеством знания, образцы и ценности мировой, национальной и местной культуры, было и остается социальным предназначением библиотеки. Библиотека хранит общественное знание, объективированное в конкретных документах как первоэлементах информационных и знаниевых ресурсов, которые, в свою очередь, являются элементами современного информационного пространства.

В фондах многих современных библиотек помимо книг хранятся произведения искусства: картины и гравюры, плакаты и открытки, грампластинки, кассеты и диски с записями произведений литературы, музыкального и киноискусства. Редкие и ценные рукописные и печатные книги, составляющие гордость библиотечных фондов, - книжные памятники относятся к объектам культурного наследия. Уникальные фонды региональных и национальных библиотек разных стран мира также относятся к числу объектов культурного достояния.

Собирая и сохраняя документальные источники, зафиксировавшие духовные достижения человеческой цивилизации, образцы общественных практик, библиотека является воплощением «памяти человечества». Обеспечивая беспрерывное количественное накопление информации, библиотека служит гарантом появления новых качеств социальной памяти.

Библиотека позволяет обществу сохранить необходимый запас прочности во время техногенных аварий и социальных потрясений, чтобы через определенное время восстановить производство, социальные отношения и выйти на новый уровень общественного развития. Тем самым библиотека обеспечивает устойчивость общественной жизни.

При этом библиотека не превращается в архив или склад разрозненных сведений. Осуществляя систематизацию, хранение и распространение культурного наследия, она организует навигацию в мире культуры, в мире информации и знаний. Володин, Б.Ф. Научная библиотека в контексте научной, образовательной и культурной политики: Исторический опыт Германии. - СПб., 2002. - С. 113.

Особенность реализации мемориальной функции состоит в том, что библиотека сохраняет знание и культуру в наиболее удобном для восприятия, распространения и использования виде. Любая библиотека не только заботится о сохранности документов, но и обеспечивает доступ к ним. Современная библиотека решает эту противоречивую задачу путем создания метаданных, экспонирования своих коллекций, перевода сохраняемого документированного знания в другие форматы и на другие носители.

В рамках мемориальной функции современная библиотека собирает и хранит электронные документы. В ситуации неконтролируемого и неуправляемого потока несистематизированной информации, особенно электронной, она выступает как институция, обеспечивающая сохранение и обращение знания, гарантируя соблюдение долговременных стандартов электронных публикаций и поддержание стабильности электронной среды. Библиотека становится базовой структурной компонентой виртуальной среды, которая обладает устойчивостью, однозначной идентификацией, обеспечивает правовое регулирование в отношении предоставляемого доступа к информационным ресурсам.

Реализация мемориальной функции подчинена выполнению библиотекой коммуникативной функции. В рамках коммуникационной функции библиотека организует взаимодействие человека с социальной памятью всего человечества, передавая ему в пользование все накопленное цивилизацией общественное культурное достояние. Библиотека включается в сложную систему социальной коммуникации, «обеспечивающей создание, обработку, хранение и распространение документированных текстов общественного пользования».

Современная библиотека создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные и знаниевые потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационные ресурсы других библиотек и учреждений. При этом необходимо отметить, что информационные потребности пользователей могут носить самый разнообразный характер и касаться как разных сфер профессиональной деятельности, так и повседневной жизни.

Организуя доступ к знаниям, необходимым для разных видов деятельности, библиотека тем самым содействует росту материального благосостояния общества. Информационно-знаниевые ресурсы библиотек являются основой для развития философских, идеологических, религиозных, политических течений, с их помощью формируются и развиваются разные направления в культуре и искусстве. Предоставляя разнообразную информацию своим пользователям, библиотека способствует регулированию действия членов общества в рамках сложившихся социальных отношений. Содействуя разным видам человеческой деятельности, библиотека обеспечивает интеграцию человеческих стремлений, действий и интересов.

Организуя доступ к документам, хранящим эталоны человеческих ценностей, обеспечивающих устойчивое развитие общества, его гуманистический характер, библиотека способствует формированию системы ценностей общества в целом и отдельной личности в частности.

Стремление современной библиотеки обеспечить равный и свободный доступ к общественно значимой информации и знаниям способствует утверждению социальной справедливости, снижению социальной напряженности в обществе. Царева, Р.Н. Роль и место библиотеки в системе ценностей гражданского общества // Информационный бюллетень РБА. - 2005. - № 36. - С. 16-19. Расширение доступности информации повышает роль библиотек как стабилизирующего социального фактора, обеспечивающего социальную безопасность, социальную устойчивость общественного развития, выравнивающего возможности производства и потребления информации разных категорий населения.

Современная библиотека ставит своей целью удовлетворение реальных проблем и запросов своих пользователей. Современное библиотечное обслуживание ориентировано на личность, ее динамично изменяющиеся потребности, основывается на равноправном сотрудничестве библиотечного специалиста и пользователя.

Современной библиотечной практикой накоплен богатый арсенал форм и методов индивидуальной работы с пользователями и удовлетворения их потребностей. Будучи специфическим социальным институтом, библиотека ориентируется на ценности каждого ее реального и потенциального пользователя, становится транслятором этих ценностей для других индивидов, социальных групп и человечества в целом.

Современная библиотека подчеркивает принцип равенства всех пользователей. Особенно в этом отношении важна деятельность публичных библиотек, сохраняющих и передающих культурное наследие всем, независимо от возраста, социального статуса, расы, национальности, вероисповедания, места жительства, пола, языка и других дифференцирующих признаков. Она способствует не разделению, а консолидации общества, предоставляет пользователям стартовый минимум информации, чтобы они могли ориентироваться в обществе, адаптироваться к нему. Тем самым она смягчает социальные конфликты, способствуют всестороннему развитию пользователей.

Библиотека играет важную роль общественного «места». Она не только позволяет людям вступать в неформальные контакты, обеспечивает возможность комфортного общения с другими людьми, но становится «уголком для отдыха», где можно спрятаться от давления технологического мира. В этом случае библиотека выполняет социальную функцию «третьего места», т.е. такого места, где человек чувствует себя защищенным (предполагается, что первые два таких места - дом и работа).

Современная библиотека - институт консолидации общества. Предоставляя возможности для проведения публичных собраний, организуя доступ к существующим информационным сетям, позволяющий каждому гражданину взаимодействовать со средствами массовой информации, местными и федеральными властями, социальными службами, государственными и частными предприятиями, библиотека создает условия для виртуальных и реальных коллективных коммуникаций. Библиотека становится центром общественной жизни, «содержательным элементом социально-культурной инфраструктуры». Акилина, М.И. Публичные библиотеки: тенденции обновления // Библиотековедение. - 2001. - № 2. - С. 17.

Коммуникационная функция тесно переплетается с информационной, которая предполагает сам процесс передачи информации, т. е. процесс коммуникации. При этом понятие «коммуникация» в контексте рассмотрения институциональных качеств библиотеки служит в большей степени для определения принципов социального взаимодействия, а не способов его организации. В то же время информационная функция сопровождает все процессы, связанные с обращением к содержанию документа, пронизывает все элементы библиотечного труда, поскольку любое действие, включающее работу с документами на уровне его содержания, семантики предполагает выделение его смысла, создание преобразованной информации, метазнаний.

Техническая и технологическая модернизация обеспечили укрепление информационной функции современной библиотеки. Библиотека становится полноправным субъектом информационного пространства. Она собирает и хранит документированную информацию и знание, участвует в формировании документального потока и проводит его аналитико-синтетическую обработку, систематизирует и оценивает информационно-знаниевые ресурсы. Осуществляя систематизацию и каталогизацию документов, справочно-библиографическое обслуживание, библиотека создает основу для многих современных информационных и знаниевых процессов.

Особенность информационной функции современной библиотеки в том, что она реализуется ею в тесном взаимодействии с другими субъектами информационного процесса, с использованием различных каналов распространения информации. Библиотека активно участвует в оценке, интерпретации и фильтрации информации, в установлении определенных связей между информационными массивами, чтобы обеспечить доступ пользователей к широкому спектру источников знания и социально значимой информации.

До недавнего времени библиотека определялась физическим пространством, которое она занимает, документными фондами, которыми она располагает, и кругом лиц, к ней причастных. Документные фонды были организованы в пространстве библиотеки таким образом, чтобы пользователь легко мог установить местоположение той или иной единицы хранения, хотя это порождало определенные неудобства, связанные с тематическими или иными принципами организации хранилищ. Исследователь должен был хорошо знать библиотеку, «привыкнуть к ней», чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами, заложенными в ее сложной иерархической структуре.

Современная парадигма библиотечного обслуживания базируется не только на использовании фонда документов конкретной библиотеки, она предполагает использование принципиально новых возможностей доступа к информации вне зависимости от времени и местонахождения как документа, так и пользователя. Для удовлетворения информационных, образовательных, культурных потребностей своих пользователей библиотека делает доступными документированные знания и информацию не только хранящиеся в ее фонде или на жестких дисках ее серверов.

Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим субъектам информационного пространства, в том числе представленным в сети Интернет. С другой - создает электронные информационные ресурсы (базы данных, коллекции оцифрованных документов, веб-сайты и веб-порталы), доступные за ее физическими стенами. Наконец, библиотека предоставляет виртуальные услуги по поиску информации и необходимых знаний.

Виртуализация библиотеки происходит при активном развитии сетевого взаимодействия библиотек. История создания библиотечных сетей насчитывает десятилетия. В России первые сети библиотек появились еще в начале XX века. Наиболее яркими примерами библиотечных сетей являются централизованные библиотечные сети, сформированные в конце 70-х годов ХХ века на принципах административно-командного управления, и система межбиблиотечного абонемента. На принципах сетевого взаимодействия основывалась система методического руководства и внутрисистемного книгообмена, осуществлялась деятельность территориальных библиотечных объединений, межведомственных библиотечных комиссий.

Один из классиков теории сетевого библиотечного взаимодействия Дж. Бекер давал следующее определение библиотечной сети. Это - формальное объединение «...двух или нескольких библиотек для обмена информацией на основе общих стандартов и с помощью коммуникационных средств, преследующих при этом функционально взаимосвязанные цели». Сетевое взаимодействие библиотек: материалы международ. конф. - СПб., 2000. - С. 44.

Сегодня в изменившихся социально-экономических условиях создается и действует огромное количество библиотечных сетей, построенных на принципах, предполагающих добровольность и активность участия, установление взаимовыгодных и партнерских отношений. Целями библиотечного взаимодействия являются создание, накопление и использование документированных знаний и общественно значимой информации.

В условиях нарастающей интенсивности информационно-знаниевого потока, расширения доступности составляющих его ресурсов реализация коммуникационной и информационной функций невозможна без развития когнитивной деятельности современной библиотеки, которая ранее носила вспомогательный характер. Библиотека перестает быть пассивным информационным посредником, она превращается в одну из самых продуктивных и массовых систем управления знаниями.

Ей присущи такие атрибуты сферы знания, как постоянное структурирование, смена контекстов, фильтрация и целевая тематизация, трансляция и обработка. Библиотека предоставляет широкие возможности обращения к коллективной памяти, снимая противопоставление внешнего и внутреннего знания. Библиотека создает особые «метаинструменты», с помощью которых управляет знаниевыми массивами. В их числе системы каталогизации и классификации, библиографирования, способы мониторинга знаниевых потребностей отдельных пользователей, социальных групп, и общества в целом. Систематизируя знания, выделяя фрагментарный и глобальный его уровни, библиотека, обеспечивает объективность и глубину познания окружающего мира. Развитие когнитивной функции библиотеки - залог востребованности социального института библиотеки в обществе знаний.

Современная библиотека преодолевает границы информационной и коммуникационной функций и берет на себя роль другого коммуникационного института - института образования. Образовательная функция библиотеки включает совокупность видов деятельности, направленных на обеспечение духовного воспроизводства общества. Современная библиотека участвует в процессе образования как в широком (трансляция культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума). Обеспечивая единство всеобщего (общекультурного) и особенного (профессионального) образования, библиотека способствует становлению социально компетентной личности. «Такая личность адекватно воспринимает целевое назначение социальных институтов и тенденций их развития. Она способна к овладению развивающими технологиями в системе организации и управления, т.е. способна быть сознательным субъектом социальных процессов» Гончаров, С.3. Аксиологические и креативно-антропологические основы воспитания // Экономика и культура: межвузов. сб. - Екатеринбург, 2003. - С. 255-275..

Выполняя образовательную функцию, библиотека всегда была одним из универсальных способов познания. Универсальность выражается в стратификации общественных потребностей и уровней познавательных задач, решаемых библиотекой, например: первоначальная ликвидация безграмотности вообще или в какой-то отдельной области знания, самообразование или научно-исследовательская работа и т. д.

Без обращения к уже известным текстам практически невозможно познание вообще в какой-либо науке, искусстве, религии. Ведь только при определении соответствующих различий можно отделить элементы нового знания от старого, известного. Библиотека опосредует обращение познающего читателя к текстам другой культуры, языку, истории, обществу.

Кроме того, библиотека связана с познанием производства нового текста, дискурса. С этой точки зрения, она становится инструментом «культуротворчества»: обучает поиску и созданию новых смыслов. В данной ситуации текст является «методологическим полем… существующим в движении дискурса», пересекающим иные произведения, - полем, …пронизанным цитатами, отсылками, эхом, языком культуры».

Библиотека обеспечивает компенсацию разрыва в знаниях людей, постоянно подпитывая их информацией о новейших достижениях науки, техники, культуры. Именно потому и принято считать библиотеки главной базой непрерывного образования и самообразования.

Современная библиотека вносит важный вклад в распространение и повышение информационной культуры, которая, наряду с компьютерной грамотностью, становится одним из важнейших условий деятельности человека как полноценного члена современного и будущего общества. Продуктивность познания во многом зависит от владения навыками предметной дифференциации и конкретизации знаний библиотечными средствами, в том числе - систематизацией. С внедрением современных информационных технологий задача обучить пользователей понимать и применять методы управления знаниями, «фильтровать» информацию, делать собственный индивидуальный критический выбор становится еще более актуальной, поскольку большинство из них не готово самостоятельно работать в электронной информационной среде.

Деятельность, направленная на свободное духовное развитие читателей, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной (репродуктивной и продуктивной) деятельности составляет культурную функцию библиотеки.

Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, библиотека в то же время представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов. Особенно велика роль библиотеки в культурно-репродуктивной деятельности человека, обеспечении преемственности мирового культурного достояния.

Как мощный и вместе с тем чуткий инструмент культурно-репродуктивной деятельности людей библиотека способствует развитию общей культуры пользователей, приобщает их к важнейшим достижениям национальной и мировой культуры, внедряет нормы, традиции, достижения культуры в их сознание, жизнь, быт.

Традиционно присущая библиотекам культурная функция в современном обществе усиливается за счет большего (в условиях всеобщей глобализации) стремления каждого человека и каждого сообщества к самоидентификации и продвижению собственной культуры.

Библиотека через чтение способствует становлению человека как культурной, образованной личности, поскольку обладает уникальными свойствами создания атмосферы интеллектуальных, моральных, эстетических исканий и переживаний под влиянием чтения.

Библиотека способствует «включению конкретного человека в культуру, выступая ее ретранслятором (через духовные ценности, зафиксированные в информационных источниках)». Матлина, С.Г. Заметки на полях «Философских статей» в журнале «Библиотековедение» // Библиотековедение. - 1996. - № 4/5. - С. 102. В этом выражается ее социализирующая функция.

Следует отметить, что библиотека обладает рядом ощутимых преимуществ перед некоторыми другими социальными институтами, вовлеченными в процесс социализации: ее участие в данном процессе не имеет ограничений во времени и доступности. Индивид, осознавая это или не осознавая, остается объектом социализации в течение всего периода, пока он посещает библиотеки.

БИБЛИОТЕКА КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Т. А. АБЕЛЬДИНОВА
Библиотекарь колледжа ПГУ им. С. Торайгырова, г. Павлодар

Библиотека, как социальный институт, всегда занимала определенное место в воспитании духовной культуры личности. Поэтому, поиск ответа на вопрос: каковы функции библиотеки в уравновешивании технократического, прагматического мышления и общечеловеческих ценностей является одной из важных задач.

О духовной миссии библиотекаря говорилось уже в монастырских уставах и наставлениях книгохранителям, где им предписывалось советовать читателям, что читать и как помогать в понимании прочитанного.

Сегодня ситуация с чтением, проблема чтения, вызывает серьезную тревогу общественности. В связи с этим встает вопрос о миссии библиотеки, ее социальных функциях. По этому поводу ведутся серьезные дискуссии в специальной печати . И можно констатировать, что к консенсусу специалисты пока не пришли, а между тем нарастание деструктивных явлений в обществе требует однозначного ответа на вопрос о месте и роли библиотеки в сохранении и воспитании духовной культуры нации.

Нам близка позиция А. Н. Ванеева, который утверждает, что миссия всех библиотек вечна и неизменна и состоит в сохранении и передаче культурного наследия, духовной памяти человечества. Однако мы не можем согласиться с теми теоретиками, которые считают, что деидеологизация нашего общества освобождает библиотеки от воспитательной, культуртрегерской функции, оставляя за ней задачу накопления и передачи информации.

М. Дьюи еще в позапрошлом веке предложил формулу, с которой трудно спорить «Каждому читателю нужную ему книгу в каждой библиотеке». Но вот какую книгу требует читатель в библиотеке, зависит, прежде всего, от уровня его духовной культуры, от того, в каких условиях формировались его потребности. И повлиять на них не запретительными, а образовательными и рекомендательными методами библиотеки обязаны.

Манифест ЮНЕСКО «О публичной библиотеке» декларирует деятельность библиотек как «одну из главнейших предпосылок непрерывного образования, самостоятельного принятия решений и культурного развития личности и социальных групп» .

В современных представлениях о библиотеке можно выделить два аспекта. Один из них заключается в том, что библиотека рассматривается как «память человечества», а это определяет значение мемориальной функции библиотеки, направленной на сохранение культурного наследия для последующих поколений.

Другой аспект – это ориентация на читателя, поскольку библиотека создана для удовлетворения и возвышения читательских потребностей. Отсюда значение просветительской функции.

Соединение этих двух аспектов и определяет гуманистическую миссию библиотеки. Возрождение гуманистической миссии библиотеки, пришедшей на смену идеологической, является одним из перспективных направлений в отечественном библиотековедении.

Однако в ответе на вопрос, в чем заключается сущность и социальное значение библиотечного дела сегодня, ученые не проявляют единства взглядов. Здесь можно выделить несколько подходов к решению проблемы: культурологический, маркетинговый и информационный.

Выразители культурологического подхода убеждены, что библиотека «должна оставаться величественным храмом знаний и культуры, а не превращаться в базар». Так, Ю.В. Климаков видит подобное назначение библиотеки «в собирании и сохранении духовных достижений человеческой цивилизации, содействии в использовании всемирного исторического опыта человечества»

С.А. Порошин расценивает библиотеку как источник духовности . По существу культурологическим можно назвать и подход А.Е. Шапошникова, согласно которому социальная миссия библиотеки состоит в ее «общественно-преобразующей деятельности», имеющей следующие исторические этапы: духовно-нравственный – с XI в., просветительно-образовательный – с XVIII в., культурно-возрожденческий – с начала 90-х гг. ХХ в.

Гуманистическая миссия библиотеки сформирована усилиями философов, просветителей и библиотековедов, которые рассматривали библиотеку как «храм мысли» (А.И.Герцен), «книжное отражение Вселенной» (Н.А.Рубакин). Библиотека – это «могущественное орудие просвещения» (Н.А.Рубакин). Она призвана содействовать гармоничному развитию личности (Л.Б.Хавкина), служить «пользе и интеллектуальному возвышению всех» (В.В.Стасов).

Гуманистическая миссия библиотеки – формировать Читателя с большой буквы, его ценностные ориентации, а не только удовлетворять утилитарные потребности в чтении. Приоритет научно-технической информации и почти полное отсутствие социальной, исторической, эстетической и других видов информации приведет к тому, что цель гуманитарной информации будут видеть, как правило, в информационном обслуживании специалистов в области гуманитарных наук, а не в гуманитарном просвещении читателей.

Поэтому нельзя согласиться, когда информационную функцию объявляют главной, а то и единственной социальной функцией библиотеки, а гуманитаризацию библиотеки и библиотечного образования объявляют «чрезмерной» .

Библиотека, по своей природе, является гуманистическим социальным институтом. При этом, решая свои гуманитарные задачи (содействие повышению уровня образованности, культурного уровня, эстетическому развитию и т.д.), библиотека для их решения использует также информационные методы и средства, новые библиотечные технологии, основанные на применении электронных средств хранения и передачи гуманитарной информации.

Основанием для рассмотрения библиотечной среды как информационно-культурологической послужили некоторые работы, связанные с изучением ее технических и культурологических аспектов. По мнению Ю.А. Шрейдера, информационная среда выступает как объект техники, пока она рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации. Как только среда начинает рассматриваться как средство коммуникации…то она выступает как неотъемлемый фрагмент культуры и должна исследоваться в этом качестве .

Концепция библиотеки как социокультурного института (автор концепции И.М. Фрумин) утверждается в середине семидесятых годов. В соответствии с данной концепцией функции библиотеки дифференцированы на внешние (или социальные) и внутренние (технологические) . Внешние обозначены как сохранение и трансляция памяти человечества, организация массового чтения; внутренние структурно-технологические, обеспечивающие формирование структуры библиотек, их практическую деятельность и управление ими. Социальные функции были представлены, в свою очередь, как общие и специфические.

В начале восьмидесятых годов в связи с развитием процессов информатизации, была сделана попытка проведения анализа функций библиотек на основе информационных представлений о сущности общественных явлений в целом и библиотечной деятельности в частности. А.В. Соколов, в соответствии с информационным системным подходам, выделил две группы функций: сущностные и прикладные.Сущностные (коммуникативная, познавательная, кумулятивная) были признаны первичными социокультурными характеристиками, не зависящими от конкретных социальных условий. Прикладные обозначил как вторичные, касающиеся практической работы . Основное их свойство – динамичность. Роль библиотеки в обществе зависит, по его мнению, от реализации ее сущностных характеристик. Таким образом, А.В. Соколов теоретически обосновал статус библиотеки как социального института – непосредственного участника процессов коммуникации в обществе.

В середине восьмидесятых годов оформляется культурологический подход к библиотеке, который наиболее полно представлен в работах В.Р. Фирсова . Наряду с коммуникативной и познавательной характеристиками библиотеки к сущностным, в рамках данного подхода, относится и ценностно-ориентационная. Этим подчеркивается, что библиотека как социальный институт является, прежде всего, механизмом социализации человека, а не только средством организации информационных процессов в обществе. Социализация личности, по мнению автора, происходит на основе приобщения к культуре.

Таким образом в восьмидесятые годы четко обозначились два подхода в рассмотрении сущности библиотеки как социального института: информационный и культурологческий.

Культурная функция библиотеки – это совокупность видов ее работы, направленная на свободное развитие читателей, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной (репродуктивной и продуктивной) деятельности.

Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, сама выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, библиотека в то же время представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов.

Библиотека не создает каких-либо ценностей, выходящих за пределы ее функционального назначения. Главная ее социальная миссия выражается в том, что она играет незаменимую обеспечивающую, а именно информационную роль по отношению к институту культуры вообще, к культуре каждого конкретного читателя.

Библиотеку можно уподобить улице с двусторонним движением: в одном направлении усилиями библиотекарей поступает к читателям информация об имеющихся достижениях культуры, в другом – движется информация о вновь созданных ее ценностях.

Чтобы проиллюстрировать роль современной библиотеки в духовной жизни общества, достаточно сказать, что если в древности великие творения могли создаваться вне какой-либо связи с библиотечным делом, то ныне они практически невозможны без самого тесного сопряжения творческой мысли с «памятью» человечества, сконцентрированной в библиотеках. Современные писатели, режиссеры, художники, ученые, представители других профессий на определенных этапах творчества не могут обходиться без источников информации, которые предоставляет им библиотека. Разумеется, это не единственное, но важное условие творчества .

Особенно велика роль библиотеки в культурно-репродуктивной деятельности человека. Библиотеки были и остаются наиболее распространенными общественными очагами культуры, образуя самую разветвленную, самую доступную сеть каналов доведения информации о культуре до широчайших слоев населения. В мире действует более одного млн. библиотек с фондом свыше шести млрд. ед. хранения. Ни одно другое учреждение культуры не идет в сравнение с библиотеками в этом отношении. Несопоставимы они и по масштабам обслуживаемой аудитории, если не считать телевидение.

Выступая как мощный и вместе с тем чуткий инструмент культурно-репродуктивной деятельности людей, библиотека способствует развитию общей культуры читателей, приобщает их к важнейшим достижениям национальной и мировой культуры, внедряет нормы, традиции, достижения культуры в их сознание, жизнь, быт. Показательно, что существует неоспоримая связь между культурой населения и численностью библиотек, качеством их фондов, организацией их работы. Не случайно по постановке библиотечного дела можно судить об уровне культуры той или иной страны.

Библиотеки – универсальное средство развития культуры, пропаганды ее достижений. Они охватывают все документально зафиксированное культурное достояние. В пропаганде сокровищницы культуры, они, в отличие от многих других учреждений культуры, способны дойти до каждого человека, ибо в основе их деятельности лежит индивидуальный подход к конкретному человеку.

Наконец, библиотеки – хранительницы культурного наследия всего человечества, отдельных народов, стран. В их фондах сосредоточена информация о культуре прошлого и настоящего. А такие библиотеки, как национальные, призваны вечно хранить эту информацию в виде произведений печати.

Культурная функция библиотеки реализуется путем использования многообразных форм деятельности: от непосредственной выдачи изданий до организации различных любительских объединений, клубов по интересам т.п. Однако основное содержание данной функции остается неизменным. Оно заключается в том, чтобы максимально большее число читателей овладело духовными ценностями культуры, прониклось высотами, идеалами прогрессивной мировой культуры, освободилось от духовной несвободы встало на такой путь развития, который в конце концов приводит к формированию гармонической, всесторонне развитой личности – идеалу представлений о человеке, в котором все совершенно: и мысли, и чувства, и действия.

Связь библиотеки и культуры взаимообусловлена. При этом наиболее важно, кто имеет право доступа и к какой культуре. Любое общество сложно структурировано, раздроблено на субкультуры (например, богатых и бедных, имеющих власть и отстраненных от нее) и раздираемо взаимным непониманием, что препятствует достижения согласия. Библиотека, владея фондами и ресурсами, смогла бы сократить разрыв между субкультурами современного общества, приняв активное участие в борьбе за социальное согласие и участие в общественной жизни.

В частности, библиотека – это способ приобщения людей к книжной культуре независимо от состояния книжного рынка и его конъюнктуры, единственное место, где независимо от своего положения в обществе человек способен взаимодействовать со всем миром книжной культуры. Библиотеки выполняют, таким образом, функцию социального равенства, социальной справедливости.

Личность библиотекаря и библиотека как социально-культурный институт играют важную роль в формировании духовно-нравственной культуры личности. Х. Ортега-и-Гассет высказался так: «Сущность наших размышлений, нашего опыта работы-жизни в библиотеке можно обозначить так: в библиотеке необходимо создание особой среды, формирование особого духовного пространства, с особой аурой. Библиотекарь – это профессия, в которой требуются качества, казалось бы, несовместимые: кропотливость, скрупулезность – и в то же время – одухотворенность, тонкость, глубина, внутренний поиск. Настоящий библиотекарь в нашем понимании – это практический идеалист, который должен решать десятки непростых и необходимых проблем (особенно «здесь» и «сейчас») и одновременно быть человеком, увлеченным главными гуманистическими задачами – строить себя и отношения между людьми» .

Список использованных источников

1 Манилова Т.Л. Библиотека и социальная среда: возможности взаимопонимания // ХХI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека. -М., 2001.- С.162-163.
2 Манифест о публичной библиотеке / ИФЛА/ЮНЕСКО // Через библиотеки – к будущему: Сб.материалов по формированию детско-юношеской информационной политики: В 2ч.:Ч.1.-М.: Школьная библиотека,2004.- С. 156-159)
3 Порошин С.А. Философия библиотеки: к постановке вопроса // Библиотековедение.- 1994.- №5.- с.124
4 Мотульский Р.С. Высшее библиотечное образование в Белоруссии: состояние и перспективы // Науч. и техн.б-ки.-1995.-№3.-С.66
5 Шрейдер Ю.А. Социокультурные и технико-экономические аспекты развития информационной среды // Информатика и культура: Сб. ст.- Новосибирск,1990.- С.50-81
6 Фрумин И.М. Библиотековедение: объект, предмет, функции // Библиотекарь.- 1977.- №2.-С.64-68
7 Соколов А.В. Социальные функции библиотеки и библиографической деятельности // Науч. И техн. Б-ки.Сер.1.-1984.-№6.-С.19-27).
8 Фирсов В.Р. «Сущностные функции» библиотечной деятельности: Культуроведческий подход // Науч. И техн. Б-ки СССР.-1985.-№5.- С.15-20
9 Концепция библиотеки в современном российском библиотековедении // Российское библиотековедение: ХХ век. Направления развития, проблемы и итоги. Опыт монографического исследования / Сост. Ю.П. Мелентьевой.-М.: ФАИР-ПРЕСС, Пашков дом,2003.- с.159
10 Ортега-и-Гассет Х. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве: Сб. / Пер. с исп.-М.: Радуга,1991.-639с.

Термин «библиотека» происходит от гр.где «biblion» означает книга, а «thēkē» − хранилище. Известно, что биб-ки возникли в глубокой древности. Первоначально под биб-кой понимались лишь помещение для хранения книг. Определение биб-ки как книгохранилища сохранилось вплоть до 30-х, а в отдельных случаях 50-х годов прошлого века. Была известна Александриевская биб-ка. Трансформация роли биб-ки от хранилища к образовательному учреждению осуществлялось на протяжении многовековой истории человечества. Образовательная или просветительная роль биб-ки была обусловлена тем, что длительное время в течении многих веков биб-ка существовала в органичном единстве с учебным заведением. В эпоху раннего средневековья местоположением биб-тек были в основном учреждения церкви. К 12-16 векам в Европейских биб-ах возрастает объем светских книг. С изменением духовных интересов общества расширяется круг читателей биб-ки. Это уже преподаватели и студенты, учащиеся. В эпоху возрождения в 15-17 в. с развитием буржуазной идеологии просветительная роль биб-ки усиливается. начиная с середины ХХ в. в профессиональном сознании на смену представлению о биб-ке как архитектурном сооружении и собрании книг стало приходить представление о биб-ке как учреждении. Такое понимание биб-ки нашло отражение в справочных, учебных и официальных изданиях. В конце 1960-х годов Ю.Н.Столяров пришел к выводу, что биб-ка − это система, состоящая из четырех взаимосвязанных элементов: биб фонда, контингента абонентов, библиотечного персонала и материально-технической базы Роль биб-ки меняется, она теперь не просто хранит множество различных документов – главная её задача – помощь найти читателю ответ на любой интересующий его вопрос при помощи литературы. Таким образом, биб-ка возникла благодаря появлению документа, и долгое время была его собирателем и хранителем. С развитием человеческого общества к этой функции добавились иные, биб-ка превращается в социальный институт организации общественного пользования книжных богатств. Как социальный институт биб-ка создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационные ресурсы других биб-ек и учреждений. Следовательно, биб-ке присущи основные функции, которые выполняет социальный институт:− создание возможностей удовлетворять свои потребности и интересы;− регулирование действий в рамках социальных отношений; − обеспечение устойчивости общественной жизни; − содействие интеграции стремлений, действий и интересов индивидов;− осуществление социального контроля.Деятельность любого социального института определяется набором правовых и социальных норм. Биб-ка располагает всеми атрибутами социального института. Специфика биб-ки по сравнению с другими институтами культуры заключается в том, что приобщение к культуре происходит через документы, в которых отражены, закреплены элементы культурной реальности. Биб-ая модель культуры – док-ая модель. Логично выделить следующие четыре сущностных функции библиотеки как социального института: 1. кумуляция – собирание и хранение док-ов и информации о них; 2. классификация – «складывание» док-ов в фонд, выступающий в качестве модели культуры; 3. трансляция – предоставление абонентам классифицированных (то есть выступающих в качестве определенных частей модели культуры) документов и информации о документах; 4. ценностная ориентация – иерархизация элементов модели, выделение ценностей и рекомендация их абонентамТаким образом, именно потребность в информации для осуществления разных видов деятельности послужила первопричиной создания биб-ки как социального института, а удовлетворение постоянно растущих и меняющихся информационных потребностей стало главной целью ее функционирования.



Современная концепция развития библиотеки сводится к выполнению следующих функций: информационная - это совокупность видов её деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства. Реализация функции выражается через удовлетворение информационных потребностей читателей зачет массива информации накопленного в ней. Вне исторические производные функции библиотеки включают в себя мемориальную, кумулятивную, утилитарную, коммуникативную. Кумулятивная функция проявляется в том, что с момента возникновения библиотеки собирают документальные источники информации, в каждой биб-ке осуществляется работа по кумулированию, т.е. сбору информации. Мемориальная проявляется в том, что библиотеки хранят память человечества.

Библиотека (греч. от библио — книга и тека — место хранения) — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. Наряду с библиотечным фондом, библиотека располагает библиотечным персоналом и соответствующей МТБ. Современная библиотека гарантирует открытый, своевременный и беспрепятственный доступ ко всей документированной информации, способствует непрерывному образованию, культурному развитию, поддерживает интеллектуальную свободу, содействуют охране демократических ценностей и гражданских прав. В настоящее время всё более распространяются и включаются в состав библиотечных фондов микрофиши, микрофильмы, аудио- и видеокассеты, диапозитивы, оптические носители (например, CD-ROM).

Считается, что библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., найденное в храме вавилонского города Ниппур. В одной из гробниц близ египетских Фив был обнаружен ящик с папирусами времени II переходного периода (XVIII — XVII вв. до н. э.). В эпоху Нового царства Рамзесом II было собрано около 20.000 папирусов. Самая известная древневосточная библиотека — собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. Основная часть табличек содержит юридическую информацию. В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век до н. э.). Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования всего эллинистического мира. Александрийская библиотека являлась частью комплекса Mouseĩon (музей). В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. В Храм Музейона входило 200.000 папирусов (почти все библиотеки античности были при храмах). В Школе Музейона хранилось 700.000 документов. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.

В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки, при которых действовали скриптории. Там переписывалось не только Священное писание и сочинения Отцов Церкви, но и произведения античных авторов. В эпоху Ренессанса деятели Возрождения, буквально, охотились за сохранявшимися в монастырях греческими и латинскими текстами. Из-за огромной стоимости манускриптов и трудоёмкости их изготовления книги приковывались к библиотечным полкам цепями. Появление книгопечатания внесло огромные изменения в облик и деятельность библиотек, всё более теперь отличавшихся от архивов. Библиотечные фонды начинают стремительно разрастаться. С распространением грамотности в Новое время растёт также число посетителей библиотек.

Социальные функции библиотеки — это комплекс функций библиотеки как социального института, отражающий взаимоотношения библиотеки и общества.

Представления о социальных функциях библиотеки менялись исторически. В античном мире — это «дом мудрости», «дом науки», в средневековье — это оплот религии. Но во все времена основополагающее значение имела деятельность библиотеки как книгохранилища. Для этого библиотека формирует библиотечный фонд, аккумулируя документный фонд, и организует сохранение документов для их дальнейшего использования, тем самым выполняя мемориальную функцию. Предоставление доступа к накопленным человеческим знаниям — основа для выполнения просветительской функции (образовательной). Возрастает роль информационной функции. Библиотека выполняет социализирующую функцию, предоставляя бесплатное усвоение знаний, способствуя полноценной реализации личности.

Наряду с функциями, соответствующими основным потребностям личности в библиотечном обслуживании, библиотека также выполняет функции связанные со специфическими потребностями и интересами личности. Среди них — рекреационная (развлекательная) функция, гедонистическая функция (предполагает участие библиотеки в формировании эстетических идеалов человека, получения им удовольствия от чтения), ценностно-ориентирующая функция. Эти социальные функции библиотеки между собой тесно взаимосвязаны и свойственны различным библиотекам.

Предпосылки возникновения библиотеки — это в основном потребность в сохранении информации. Библиотека является социальным институтом и культурно-просветительским учреждением. Современные концепции развития — электронные библиотеки в сети Интернет.