Меню
Бесплатно
Главная  /  Упражнения  /  Развитие силовых качеств на уроках физической культуры. Развитие скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Развитие силовых качеств на уроках физической культуры. Развитие скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

В настоящее время миллионы людей приобщаются к активным занятиям физическими упражнениями, участвуют в спортивных соревнованиях.

Стремительными темпами развивается спорт высших достижений, еще более широко распространяется массовая физическая культура,

различные формы физической активности людей (в том числе оздоровительный бег, фитнес, плавание, туризм и др.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фесенко Алексей, студент

Развитие скоростно-силовых способностей на уроках физической культуры.

В настоящее время миллионы людей приобщаются к активным занятиям физическими упражнениями, участвуют в спортивных соревнованиях. Стремительными темпами развивается спорт высших достижений, еще более широко распространяется массовая физическая культура, различные формы физической активности людей (в том числе оздоровительный бег, фитнес, плавание, туризм и др.)

Все это подтверждает, что в наши дни физическая культура и спорт приобретают такую специальную значимость, какой не имели, пожалуй, никогда в истории человечества. Физическая культура существенно воздействует на различные стороны жизни людей - их трудовую деятельность, общественные отношения, образование, воинскую службу, и как следствие возрастает потребность общества в занятиях физическими упражнениями.

На настоящем этапе существует много систем удовлетворения этой общественной потребности. Одной из таких систем является школьная система физического воспитания.

Значение в формировании личности школьника придается физическому воспитанию. Существенная сторона физического воспитания -процесс развития двигательных качеств. Одна из главных задач школы -научить детей качественному проявлению двигательных задатков, которыми они наделены от рождения. Управление движениями становится возможным под воздействием нормативных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью .

Зачастую учителя физической культуры не придают большого значения целенаправленному развитию физических качеств, сосредотачивая свое внимание лишь на обучении определенным умениям и навыкам, которыми должны овладеть занимающиеся за время обучения в школе.

Значение спорта и физической культуры для гармонического, всестороннего развития личности в наше время трудно переоценить. Спорт, как составная часть физической культуры, является важным средством физического воспитания. В свою очередь физическое воспитание является частью общего воспитания и направлено на укрепление здоровья, гармоническое развитие организма. Это один из показателей состояния физической культуры в обществе.

Принцип всестороннего, гармонического развития личности требует соблюдения единства и взаимосвязи различных сторон воспитания. Практика показывает, что спортивные достижения доступны только всесторонне и физически гармонично развитым людям.

Регулярные занятия физической культурой и спортом улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. Немаловажно, что у тех, кто занимается физической культурой и спортом, повышается уверенность в себе, укрепляется сила воли, что помогает достигать поставленные жизненные цели.

Средствами развития силовых способностей в целом являются различные несложные по структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три основных вида:

Упражнения с внешним сопротивлением (упражнения с тяжестями, на тренажерах, упражнения с сопротивлением партнера, упражнения с сопротивлением внешней среды: бег в гору, по песку, в воде и т.д.)

Упражнения с преодолением собственного тела (гимнастические силовые упражнения: сгибание- разгибание рук в упоре лежа, на брусьях, в висе; легкоатлетические прыжковые упражнения и т.д.)

Изометрические упражнения (упражнения статического характера).

В качестве основных средств развития скоростно-силовых способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Иначе говоря, для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при котором значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения принято называть скоростно-силовыми. Эти упражнения отличаются от силовых повышенной скоростью и, следовательно, использованием менее значительных отягощений. В числе их есть немало упражнений, выполняемых и без отягощений .

Обязательным методическим условием при развитии скоростно-силовых качеств является выполнение каждого повторения с максимально важным результатом, то есть, коэффициент напряженностью при выполнении должен быть как можно ближе к первому результату .

Выбор средств, при помощи которых развиваются скоростно-силовые, да и собственно силовые способности зависит от методов. К наиболее распространенным методам развития скоростно-силовых способностей можно отнести следующие:

Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимально силового напряжения по средствам работы с непредельными отягощениями с максимальной скоростью. Упражнения при этом выполняются с полной амплитудой применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.

-«ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которое направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц, например, спрыгивание с возвышений высотой 45-75см с последующим мгновенным выпрыгивание вверх или прыжком в длину. После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения.

Игровой метод предусматривает воспитание скоростно - силовых способностей в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают проявлять большую силу в минимально короткие промежутки времени.

Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку соревнующимся приставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимально волевые усилия.

Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: методы повторного выполнения упражнения и методы вариативного (переменного) выполнения упражнения с варьированием скорости и веса отягощения по заданной программе в специально созданных условиях.

Таким образом, правильное и гармоническое физическое развитие человека может быть обеспечено лишь при условии разносторонней физической подготовки. Однако нельзя забывать, что при формировании физической культуры необходимо учитывать, что духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое.

Физическая культура и спорт способствуют восстановлению и укреплению общей работоспособности, улучшают деятельность нервной системы, увеличивают умственную работоспособность. Физическое воспитание создает лучшие условия для умственной работоспособности и содействует развитию интеллекта, стимулирует развитие потребности и способностей к самопознанию и самовоспитанию.

Литература:

1.Дешле, С.А. Развитие силовых способностей у учащихся 1-3 классов [текст]// Физическая культура в школе.- М.: физкультура и спорт, 1982.-№4-с.21-23.

2. Гупсаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников [текст]/А.А. Гупсаловский.- Минск, 1978.-88с.

3. Любомирский, Л.Е. Управление движениями у детей и подростков [текст]/Л.Е. Любомирский.-М.: Педагогика, 1970.-96с.

4. Антропова, М.В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности [текст]/ М.В. Антропова. М., Просвещение, 1968.-251с.

5. Годик, М.А. Спортивная метрология[текст]/ М.А. Годик.- М.: Физкультура и спорт,1988.-191с.

6.Антропова М.В. Гигиена детей и подростков[текст]/ М.В. Антропова. -М.: Медецина.1977.-334с.


Урок физической культуры " Развитие силовых качеств, динамической силы"

Задачи:

1) развивать силовые качества, динамическую силу, используя комплексы упражнений на гимнастических снарядах;

2) ознакомить с классификацией снарядов, используемых в спортивной гимнастике;

3) совершенствовать силовые качества, используя игровые ситуации.

Оснащение: гимнастические скамейки, гимнастическая стенка, канат, ленточки, флажки (2 шт.).

Ход урока

Вводная часть (8–10 мин. )

Учитель. Я приветствую вас, ребята, на нашем очередном уроке по спортивной гимнастике, которая для вас является хорошей школой в формировании не только физических качеств, но и личностных. Ваша собранность, дисциплинированность, внимательность позволяют думать, что уроки спортивной гимнастики пошли вам на пользу. Это видно и по вашей осанке, и по вашим манерам, и по вашим жестам.

1. Начинаем наш урок с выполнения поворотов в движении направо и налево:

Повороты налево в шеренгах и колоннах: шаг правой ногой, не приставляя левую, с поворотом налево на носок правой ноги; шаг левой, приставить правую (6–7 раз );

Повороты налево и направо в движении в колоннах и шеренгах по два (3 раза ).

2. Закончили выполнение строевых упражнений. Прослушайте, какие у вас характерные ошибки. Постарайтесь их не повторять при выполнении данного задания. Думайте об этом.

Итак, о ваших ошибках во время выполнения поворотов в движении направо и налево:

а) преждевременное или запоздалое выполнение команды: «Нале-во!» («Напра-во!»);

б) поворот «налево» («направо») выполняется на левой (правой) ноге;

в) неполный поворот в указанном направлении;

г) нарушение осанки (туловище наклонено вперед, голова опущена, плечи сведены вперед);

д) поворот и шаг с поворотом выполняются с согнутыми ногами.

Еще раз напоминаю: обратите внимание на мои замечания.

3. Бег в легком темпе в колонне по одному с переходом на ходьбу (1,5–2 мин. ).

Основная часть (25–30 мин. )

1. Переходим к выполнению комплексов упражнений на гимнастических снарядах .

Комплекс «А». Упражнения на гимнастической скамейке:

Сгибание и разгибание рук в упоре на гимнастической скамейке (6–7 раз );

Потряхивание рук с опусканием их вниз (10–15 с );

Из положения сидя на скамейке (ноги фиксировать) наклоны назад с возвращением в и.п. Выполнять с положением рук за головой (6–8 раз );

Поочередные подскоки на одной ноге с потряхиванием другой ноги и опущенных вниз рук (10–15 с ).

Сейчас вы выполнили комплекс упражнений на одном из гимнастических снарядов. Я думаю, что сейчас вполне уместно ознакомить вас с классификацией снарядов.

Пройдемся по залу. Вот перекладина. Она относится к классическим снарядам. Впервые введена на гимнастической площадке в 1811 г. Ф.Л. Яном и Э. Айзеленом. В те времена гриф перекладины был из дерева. В 1850 г. на перекладине появился стальной гриф.

Сейчас мы приближаемся к гимнастической стенке – это вспомогательный тренировочный снаряд. Гимнастическую стенку иногда называют шведской, так как она происходит из шведской гимнастики. Гимнастическую стенку используют главным образом для упражнений силового характера, а также для выработки правильной осанки, для развития гибкости и для упражнений на растягивание, поднимание вверх и опускание вниз. Сочетание гимнастической стенки с гимнастической скамейкой создает подходящую плоскость, которая особенно применяется в детской гимнастике. На этом мы закончим небольшой экскурс в историю снарядовой гимнастики и продолжим нашу практическую часть.

Комплекс «Б». Упражнения на гимнастической стенке:

Лазанье по канату, прикрепленному к верхней рейке гимнастической стенки, переступая ногами по рейкам (6–8 раз );

Расслабленные движения рук вперед и назад из положения одна впереди, другая сзади (10–12 с );

Вис присев спиной к гимнастической стенке. Прогнуться, опираясь ногами о пол (6–8 раз );

Поочередные подскоки на одной ноге с потряхиванием другой, туловища, опущенных рук (30–40 с ).

2. Закончили выполнение комплексов. Я думаю, вы не откажетесь закрепить приобретенные силовые качества в хорошо знакомых вам подвижных играх.

Игра «Бег на руках », содержание игры: Играющие объединяются в пары. Каждая пара принимает положение упора на руках, лежа плечом к плечу. Руки, поставленные рядом, связывают лентой. По сигналу пары передвигаются лежа в упоре на руках до установленной отметки (флажка), затем так же возвращаются обратно. Игра проходит в виде эстафеты. Разделились на две команды. Начинаем игру. Внимание! Первые пары в каждой колонне готовы? Марш! (1–2 раза )

3. Вот еще одна игра предлагается вам. Называется она «Гусеница ». Участвуют две команды. Игроки каждой из команд принимают положение упора сидя в колонке, взявшись руками за стопы сзади сидящего по команде. Соперники располагаются перед линией старта (головной игрок). По сигналу обе «гусеницы» движутся вперед до отметки (флажка) (6–8 см), а затем возвращаются обратно. Побеждает команда, финишировавшая первой. Команде, игроки которой во время движения разъединялись, дается штрафное очко. Если наберется три штрафных очка, вне зависимости от первенства на финише, команде засчитывается поражение. Внимание! Приготовились к игре… Начали! (1–2 раза )

Заключительная часть (3–5 мин. )

Построение в общую шеренгу. Сообщаю результаты вашего труда на сегодняшнем уроке физической культуры. Вы, ребята, достаточно хорошо ознакомились с комплексами упражнений для развития такого важного качества как сила и сумели в условиях игровой деятельности проявить себя с самой лучшей стороны. Сила – на вашей стороне.

Объявляю оценки следующим учащимся… Наш урок окончен. Вы свободны и можете приступать к своей последующей деятельности. До свидания!

Уж кто не пытался давать совета по ее совершенствованию: и официальные учреждения, и общественные организации, и ученые лирики - теоретики, и практики, и солидные пенсионеры. Как начнешь читать всевозможные инструкции, слушать всякие советы - голова кругом идет. Если образно: представим себе перевернутую пирамиду. На верху в широкой ее части - много разных советчиков, а внизу острие упирается в одного учителя физической культуры. И, боясь, чтобы эта пирамида его не раздавила, бедный учитель вынужден изворачиваться, как может, зная, что на всех все равно не угодишь. Поскольку определенных критериев оценки деятельности учителя физической культуры до сих пор нет, работа его в основном оценивается по внешним признакам. Наверное, трудно подсчитать, сколько кандидатов защищали диссертации на тему школьной физической культуры. Причем делалось это на базе школ, непосредственно в ее стенах. И, как правило, как только экспериментальная работа заканчивалась, так кандидаты собирали свои пожитки и уезжали. Могут сказать: все это известно, критиковать, все горазды, а что конкретно вы предлагаете? Я думаю так: прежде чем ставить перед школой требования в области физического воспитания, необходимо проанализировать ее возможности и потом, в соответствии с ними, четко сформировать основную задачу школьного физического воспитания. А задача - это обеспечение крепкого здоровья и всесторонней подготовленности детей.

Просмотр содержимого документа
«Развитие силовых качеств на уроках физической культуры»

Развитие силовых качеств на уроках физической культуры

Из опыта работы

учителя физкультуры

Дудка В.И.

п. Степной

Кавказский район

МБОУ СОШ № 10

Тяжелые времена переживает сегодня физическая культура.

Уж кто не пытался давать совета по ее совершенствованию: и официальные учреждения, и общественные организации, и ученые лирики – теоретики, и практики, и солидные пенсионеры. Как начнешь читать всевозможные инструкции, слушать всякие советы – голова кругом идет. Если образно: представим себе перевернутую пирамиду. На верху в широкой ее части – много разных советчиков, а внизу острие упирается в одного учителя физической культуры. И, боясь, чтобы эта пирамида его не раздавила, бедный учитель вынужден изворачиваться, как может, зная, что на всех все равно не угодишь. Поскольку определенных критериев оценки деятельности учителя физической культуры до сих пор нет, работа его в основном оценивается по внешним признакам. Наверное, трудно подсчитать, сколько кандидатов защищали диссертации на тему школьной физической культуры. Причем делалось это на базе школ, непосредственно в ее стенах. И, как правило, как только экспериментальная работа заканчивалась, так кандидаты собирали свои пожитки и уезжали. Могут сказать: все это известно, критиковать, все горазды, а что конкретно вы предлагаете? Я думаю так: прежде чем ставить перед школой требования в области физического воспитания, необходимо проанализировать ее возможности и потом, в соответствии с ними, четко сформировать основную задачу школьного физического воспитания. А задача – это обеспечение крепкого здоровья и всесторонней подготовленности детей.

Острая неудовлетворенность физическим воспитанием школьников отмечается всеми, кто вовлечен в этот процесс или имеет к нему отношение. У учащихся от класса к классу снижается интерес к урокам физической культуры. Родители обеспокоены здоровьем детей, от части связывая его с физическим воспитанием в школе.

Большую тревогу вызывает цифра, данная военными комиссариатами. Почти 40 – 45% призывников признаны больными и призыву в армию не подлежат. Поэтому, учителю физической культуры в деле подготовки юношей – старшеклассников к службе в армии отводится не последнее место.

Развитие двигательных качеств – основа подготовки юношей к службе в армии и трудовой деятельности. Правильная организация физической подготовки – эффективно содействует повышению у старшеклассников дисциплинированности, организованности, формирует моральную стойкость, быструю реакцию, т.е. все, что необходимо будущему защитнику Родины. Укрепление здоровья, закаливание организма, гармоническое развитие молодежи, подлежащей призыву в армию – одна из важнейших задач общеобразовательной школы.

За годы обучения в школе у детей в организме происходят значительные функциональные и физиологические преобразования, на основе которых развиваются и совершенствуются двигательные способности. Особое значение для развития приобретают занятия физической культурой, на которых одновременно осваиваются новые движения и совершенствуются двигательные качества. Эти процессы между собой неразрывно связаны и зависят от возрастных особенностей, веса, роста, массы скелетных мышц, системы дыхания и кровообращения и других органов и систем организма школьника. Известно, что школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех без исключения двигательных способностей. Однако в определенные периоды развития темпы естественного прогресса в изменении двигательных способностей не одинаковы. Прежде всего, они зависят от биологических закономерностей, возрастных изменений организма на различных этапах его становления. Вместе с тем, величина и характер изменений во многом определены индивидуальными и экономическими факторами. Но тем не менее особая роль в совершенствовании физических качеств школьников принадлежит целенаправленному педагогическому воздействию, предусмотренному школьной программой по физической культуре.

Двигательные качества школьников совершенствуются в процессе освоения различных движений, а также путем направленного воздействия специальных физических упражнений и методических приемов их выполнения.

Соотношение между временем, отведенным на формирование двигательных навыков и развитие двигательных качеств, изменяется в связи с возрастными особенностями становления двигательной функции. Чем сложнее техника движений, тем труднее ее осваивать, тем больший удельный вес в уроке занимают элементы обучения, система подводящих и специальных упражнений. Это требует больше времени, что в свою очередь, может снизить общую физиологическую нагрузку. В практике физического воспитания принято условное разделение средств и упражнений преимущественной направленности на развитие выносливости, быстроты, силы и других качеств. Все виды двигательной подготовки школьников находятся в органической взаимосвязи, составляя сложную динамическую систему сопряженного взаимодействия структур и функций, обусловленную спецификой того или иного физического упражнения.

Двигательные качества формируются по преимущественному проявлению выносливости, силы, быстроты, ловкости. Выделяют также скоростно-силовые качества, скоростно-силовую выносливость.

Важное значение имеют подбор и применение подготовительных упражнений. Они могут быть близкими к разучиваемым действиям. В их числе – движения типа многоскоков, бега с высоким подниманием бедра, бег с доставанием высоко подвешенных предметов и др.

Уроки в старших классах носят выраженную тренировочную направленность и способствуют повышению физической подготовленности учащихся.

Выносливость – одно из основных двигательных качеств человека – проявляется как способность к продолжительной и эффективной мышечной деятельности при реализации силы, быстроты, ловкости. Выносливость является критерием работоспособности – чем она выше, тем длительнее преодолевается утомление. В целом уровень выносливости и ее проявление зависят от четырех основных параметров: возможности организма преобразовать биохимическую энергию в механическую работу; адаптация организма к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде; устойчивости нервных центров и психического состояния; уровня владения техникой движения. Условно выносливость различают по режиму работы мышц: статистическую и динамическую.

Для комплексного развития двигательных качеств и повышения функциональных возможностей организма школьников наиболее эффективным способом организации учебного труда учащихся является круговая тренировка.

Правильно примененный метод круговой тренировки заметно увеличивает плотность урока – повышает его воспитательный эффект. Для этого в зале оборудуют несколько мест для занятий. Учащиеся по одному или небольшими группами по порядку направляются к месту занятий, где выполняют указанные учителем упражнения на всех станциях одновременно и по сигналу переходят на следующие места занятий. Круговая тренировка помогает не только одновременно развить физические качества (силу, скорость, выносливость, ловкость, гибкость), но также совершенствовать их комплексно (скорость – сила, сила – выносливость и т.д.)

Круговую тренировку рекомендуют использовать 5 – 6 раз в учебной четверти с интервалами 1 – 2 недели. Тренировку можно включать в основную часть урока. Методы ее использования и организация занятий просты и не требуют сложных приспособлений.

Физическая культура Г.Б.Мейксон 1988г. Москва «Просвещение»

Спортивная гимнастика Ю.К.Гавердовский 2004г. Москва – «Физическая культура и спорт»

Как стать сильным и выносливым. Е.Н.Литвинов 2011г. Москва «Просвещение»

Искусство быть здоровым ч.2 А.М.Чайковский 2009г. Москва «Физкультура и спорт» (переработанное)