Меню
Бесплатно
Главная  /  Упражнения  /  Социологическая концепция г спенсера. Эволюционная концепция герберта спенсера. Вклад в социологию Г.Спенсера

Социологическая концепция г спенсера. Эволюционная концепция герберта спенсера. Вклад в социологию Г.Спенсера

Органическая теория управления Спенсера

Г.Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм.

Эволюция - это составная часть философии природы, так как социальная эволюция часть общего процесса эволюции.

Предмет социологии – это «изучение эволюции (развития) в ее наиболее сложной форме».

Каждое эволюционное изменение реализуется через установление нового состояния равновесия. Уравновешивание между какой-то системой и внешними условиями (силами) Спенсер называет приспособлением (адаптацией) к ним.

Спенсер выделяет:

· неорганическую эволюцию (развитие Земли, Вселенной);

· органическую (биологическую и психологическую);

· надорганическую (социальную, морально-этическую).

В основе механизма социальной эволюции в теории Спенсера лежат три фактора:

1. возникает дифференциация ролей, функций, власти, престижа и собственности, так как люди в основе своей неравны с точки зрения приобретенного наследства, индивидуального опыта, условий, в которых они живут, случайностей, лишений, с которыми сталкиваются.

2. существует тенденция к усилению неравенства, углублению специализации ролей, росту неравенства власти и достатка. В результате первоначальные дифференциации, постепенно расширяются.

3. общество начинает делиться на фракции, классы, группы по классовым, национальным или профессиональным различиям. Появляются границы, охраняющие эти объединения, поэтому возвращение к гомогенности становится невозможным.

Чтобы подчеркнуть направление, в котором движется эволюционный процесс, Спенсер впервые ввел полярную, дихотомическую типологию обществ. В ней противоположные идеальные типы представляют собой стартовую и конечную точки хронологической последовательности.

Основное понятие прогресса по Спенсеру – это дифференцированные изменения в направлении все большей разнородности. Критериями прогресса являются:

Переход социальных систем от меньшей к большей разнородности;

Приспособление внутренних отношений к внешней среде, постепенное приспособление человека в моральной сфере к общественной среде;

Рост значения вторичных, социокультурных элементов среды;

Рост численности населения (жизнь - самоцель общественной эволюции)

Органицизм. Одна из глав «Оснований социологии» прямо называется «Общество есть организм».

Спенсер перечисляет ряд сходств между биологическим и социальным организмами:

1) общество, как и биологический организм, в отличие от неорганической материи, на протяжении большей части своего существования растет, увеличивается в объеме (например, превращение маленьких государств в империи);

2) по мере роста общества усложняется его структура так же, как усложняется структура организма в процессе биологической эволюции;

3) как в биологическом, так и в социальном организме дифференциация структуры сопровождается аналогичной дифференциацией функций;

4) в процессе эволюции дифференциация структуры и функций биологического и социального организмов сопровождается развитием их взаимодействия;

5) аналогия между обществом и организмом может быть перевернута ‑ можно сказать, что каждый организм есть общество, состоящее из отдельных индивидов;

6) в обществе, как и в организме, даже когда жизнь целого расстроена, отдельные составные части могут продолжать существование, по крайней мере, какое-то время.

Все это, по мнению Спенсера, позволяет рассматривать человеческое общество по аналогии с биологическим организмом.

Однако Спенсер видит между ними и существенные различия:

1. составные части биологического организма образуют конкретное целое, в котором все элементы соединены неразрывно, тогда как общество представляет собой дискретное целое, живые элементы которого более или менее свободны и рассеяны.

2. в индивидуальном организме дифференциация функций такова, что способность чувствовать и мыслить сосредоточена лишь в определенных его частях, тогда как в обществе сознание разлито по всему агрегату, все его единицы способны чувствовать наслаждение и страдание если и не в равной степени, то приблизительно одинаково.

3. в живом организме элементы существуют ради целого, в обществе ‑ наоборот, «благосостояние агрегата, рассматриваемое независимо от благосостояния составляющих его единиц, никогда не может считаться целью общественных стремлений. Общество существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага общества. Следует всегда помнить, что как бы ни были велики усилия, направленные к благосостоянию политического агрегата, все притязания этого политического агрегата сами но себе ничто и что они становятся чем-нибудь лишь в той мере, в какой они воплощают в себе притязания составляющих этот агрегат единиц» .

Последние принципы отрицают идею полного тождества общества и организма. Не следует забывать, что Спенсер ‑ индивидуалист. Если у Конта социальное целое предшествует индивиду и последний не является даже самостоятельной ячейкой общества, то у Спенсера, напротив, общество ‑ лишь агрегат индивидов. Растворение индивида в социальном организме он считает недопустимым. Отсюда и важное уточнение, что общество ‑ не просто организм, а «сверхорганизм».

Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов. Поддерживающая система - это организация частей, обеспечивающих в живом организме питание, а в обществе - производство необходимых продуктов. Распределительная система обеспечивает связь различных частей социального организма на основе разделения труда.

Регулятивная система в лице государства обеспечивает подчинение составных частей целому.

Специфические части общества - это учреждения, институты. Спенсер насчитывает шесть типов институтов: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Эволюцию каждого из них он пытается проследить с помощью сравнительно-исторического анализа.

Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820–1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм».
Эволюция – это универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Спенсер – сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом. Он приравнивает общество к организму. В таком организме, как общество, Спенсер обнаруживает выделившиеся подсистемы, которые в свою очередь подразделяются дальше: внутренняя система выполняет задачу сохранения организма путем приспособления к условиям «пропитания»; внешняя система выполняет функции регулирования и контроля между подсистемами и в отношении окружающей систему среды; промежуточная система ответственна за распределение, транспортировку и коммуникацию. Спенсер считал, что эволюция любого организма:
1)тесно связана с его приспособлением к среде, т.е. в случае с обществом, к природе;
2)предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а, следовательно, и его постоянное усложнение.
Изменение общества, его постепенная дифференциация являются проявлением социальной динамики, причем динамика понимается широко, так как включает не только состояние дисбаланса и развития, но и состояние относительной стабильности, когда процессы развития замедляются. Естественная структура общества для Спенсера та, в которой выделяются церковные, политические, профессиональные, семейные, промышленные институты общества.
Понятие «эволюция» в социологической теории Спенсера играет важную роль при объяснении не только изменения общества в целом, но и индивидуальных, частных, личностных феноменов.
Спенсер выделял два типа общества:
1)военное, т.е. основанное на принуждении и жестком социальном контроле;
2)индустриальное, представляющее больше свободы своим членам за счет ослабления централизации и контроля.
В отличие от военного общества индустриальное характеризуется большей разнородностью, которая обеспечивает прогресс. Жесткий контроль и централизованное управление неблагоприятны для общества, так как они препятствуют его развитию и ограничивают свободу составляющих его индивидов.
Несмотря на то что теория Спенсера заимствовала некоторые идеи из эволюционной концепции Дарвина, он не считал, что жизнью общества управляет принцип «выживает сильнейший». Данный принцип, считал ученый, действовал лишь на примитивных стадиях развития общества. Для индустриального общества более характерен дух согласия, сотрудничества и альтруизма. Целей на этом этапе общественной жизни достигают силой убеждения, а не агрессией.
Во второй половине XXв. интерес к концепции Спенсера возродился в связи с возникновением таких направлений социологии, как системный анализ и структурный функционализм



9) Социологическая теория К. Маркса
Марксистское понимание сущности человека и человеческого общества возникло в рамках целостного марксистского миропонимания, развитого К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм представляет собой совокупность теорий, относящихся ко многим областям объективной действительности. Это, в частности, философское, социологическое, экономическое и другие учения. Все эти теории тесно взаимосвязаны и представляют собой единое целое.
К. Маркс – видный политический деятель, философ, социальный теоретик и экономист. Самой известной особенностью идей Маркса является представление о связи между социальной и экономической жизнью общества. Экономика (базис) включает три обязательных элемента:
1)средства производства (орудия и материалы);
2)работника;
3)того, кто присваивает продукт производства. Данные элементы присутствуют во всякой экономике, различия же сводятся к тому, в каком они соотношении;
4)работник может владеть или нет средствами производства (отношения владения);
5)присвоение продукта производства может определяться тем, что неработающий класс имеет собственность или на средства производства, или на труд, или на то и другое одновременно (отношения собственности).
Основой классовой теории Маркса стало разграничение работников на тех, кто живет своим трудом, и тех, кто имеет право на присвоение продуктов труда. Опираясь на это разграничение, он описывал производственные отношения. Производственные отношения отражают существующее разделение труда определяются уровнем развития орудий труда. Все описываемые Марксом формации фактически строятся на противопоставлении двух классов. Но это не значит, что структура общества двоичная, часто структура реального общества включает в себя классы, являющиеся рудиментами ранее существовавших форм общества.
Надстройка – это социальные формы, которые детерминируются базисом. К ним Маркс относил семью, государство, идеологию. Утверждается, что у Маркса вся социальная жизнь детерминирована экономическими процессами. В действительности соотношение между экономикой и обществом в теории Маркса не столь жестко. К примеру, он считал, что такие социальные институты, как семья и государство, не только относительно независимы от экономики, но могут оказывать на нее влияние. Детерминация надстройки базисом сводится в основном к тому, что ее характер в значительной мере зависит от экономических интересов господствующего социального класса.
Маркс первым придал социологический смысл понятию «отчуждение», под которым он понимал отчужденность труда и его продукта от человека, который выполняет свою работу по внешнему принуждению. Понятие «отчуждение» для Маркса имело две стороны:
1)это структурная часть капиталистического общества;
2)это психологическое состояние, которое переживает производящий класс в условиях капиталистического производства.
К. Маркс разработал концепцию социального изменения, по которой двигателем истории является классовая борьба. Это означает, что трансформации экономической структуры сами по себе не способны вызывать социальные изменения: для этого необходимо активное вмешательство людей, точнее, угнетенного класса.

10) Социологическая теория Э. Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм (1858–1917)– французский социолог «классического периода», оказавший огромное влияние на становление социологии как автономной науки. Основные труды: «Общественное разделение труда», «Метод социологии», «Самоубийства», «Элементарные формы религиозной жизни».
Он полагал, что социология сможет стать наукой только в том случае, если у нее будут собственные предмет и метод.
Предмет социологии – это социальные факты, которые составляют особую социальную реальность, имеющие собственные качества и законы. Социальным фактом у него является любой социальный феномен, который накладывает определенные ограничения на действия индивида и одновременно является внешним, объективным по отношению к нему (не является результатом его субъективной мотивации). Примерами социального факта могут служить закон, норма, язык, религиозные верования и обряды (то, что существует до индивида и помимо него). Именно социальные факты управляют человеком.
Дюркгейм сформулировал три основных правила социологии. Правило первое состоит в том, чтобы рассматривать социальные факты как вещи. Это означает, что:
1)социальные факты являются внешними для индивидов;
2)социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они строго наблюдаемы и безличны;
3)устанавливаемые между социальными фактами причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества. Правило второе состоит в том, чтобы систематически отмежевываться от всех врожденных идей. Это означает, что:
1)социология должна порвать все свои связи с любыми идеологиями и личностными пристрастиями;
2)она также должна освободиться от всяких предрассудков, которыми обладают индивиды по отношению к социальным фактам. Правило третье состоит в признании первенства (примата) целого над составляющими его частностями. Это означает признание того, что:
1)источник социальных фактов находится в обществе, но не в мышлении и поведении индивидов;
2)общество представляет собой автономную систему, которая управляется своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию индивида.
Таким образом, в теории Дюркгейма уменьшается роль индивида в социальной реальности, на него с момента рождения оказывается сильное давление. Дюркгейм обозначил два типа социального давления:
1)принуждение, исходящее извне (от окружающих индивида людей и общества в целом);
2)давление перенесенных внутрь норм, которые становятся некими внутренними двигателями человека.
Утрату ценностей он называл анемией. Анемия – состояние, когда общество теряет свою регулирующую функцию, а человек перестает верить в общественные ценности.
Дюркгейм провел глубокое исследование самоубийства. Он выделил четыре типа самоубийства:
1)эгоистическое самоубийство, совершаемое по личным мотивам;
2)анемическое самоубийство, вызванное тем, что индивид чувствует отсутствие норм или их непереносимое противоречие;
3)альтруистическое самоубийство, которое совершается членами группы ради других ее членов;
4)фаталистическое самоубийство, являющееся результатом чрезмерного социального давления и чрезмерной социальной регуляции.

11)Социологическая теория М. Вебера
М. Вебер (1864–1920)– немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовс-кой социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных западных социологических школах и привела в 70-х гг. XXв. к своеобразному «веберовскому ренессансу».
М. Вебер ставит в качестве необходимой предпосылки социологии не общество, а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Вебе-ру общественные институты (государство, право, религия и т.д.) должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов. Он отрицал идеи, что общество первично в отличие от составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей.
В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.
Однако Вебер не остановился на крайнем индивидуализме. Неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его индивидов». В этой «ориентации на другого» получает свое признание и «социально общее», в частности «государство», «право», «союз» и т.д.
Отсюда «признание» – «ориентация на другого» – становится одним из центральных методологических принципов социологии Вебера.
Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).
По мнению Вебера, предметом социологии должно стать не столько непосредственное поведение индивида, сколько его смысловой результат, так как характер массового движения в большей мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие эту массу индивиды.
При перечислении возможных видов социального действия Вебер выделяет четыре: ценностно-рациональное; целерациональное; аффективное; традиционное.
1.Ценностно-рациональное действие подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или любую другую иначе понимаемую, безусловно, собственную самоценность определенного поведения, взятого просто как таковое независимо от успеха.
2.Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Деятель просчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать в своих целях.
3.Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта.
4.Традиционное действие диктуется привычками, верованиями, обычаями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог, основатель органицистского направления в социологии, рассматривавшего общество по аналогии с живым, биологическим организмом. Общество, как и биологический организм, в процессе своего развития растет, увеличивается в объеме (например, превращение небольших государств в империи). Эволюция общества, как и эволюция организмов, идёт от простых форм к более сложным (от орды к племени, от племени к союзу племён, нации и т.д.). Процесс развития начинается с простого количественного роста и разнообразия составляющих общественную систему единиц, которые начинают выполнять специализированные функции. Г. Спенсер определяет функции как несходные действия несходных частей определённого организма.

По мере роста общества его структура усложняется так же, как усложняется структура организма в процессе биологической эволюции. Сущность эволюции он видел в переходе от гомогенности (однородности) к гетерогенности (разнородности) благодаря непрерывному взаимодействию двух процессов: дифференциации (нарастающего разнообразия структур внутри любых систем) и интеграции (объединения расходящихся частей в новые целостности). По аналогии с живым организмом общество имеет три системы органов. Поддерживающая система обеспечивает производство необходимых продуктов, распределительная - связь различных частей социального организма на основе разделения труда, а регулятивная - подчинение составных частей целому (государство, церковь). Специфические части, "органы" общества - это социальные институты. Г. Спенсер выделяет шесть типов социальных институтов: родства, образования, политические, церковные, профессиональные и промышленные. В период промышленной революции общества стали более сложными в результате углубляющегося разделения труда и развития таких специализированных институтов, как фабрики, банки, фондовые биржи и т.д. Усложнение структуры общества с необходимостью требует новых форм координации и организации.

Двумя полюсами эволюции общества Г. Спенсер признавал военный и индустриальный типы устройства общества. Причем эволюция идет по направлению от первого ко второму. При военном типе общества ндивид подчинен целому. В индустриальном обществе социальная организация становится более гибкой, появляется политическая свобода, власть рассматривается как выражение воли индивидов, а кооперация индивидов становится добровольной. Военное и индустриальное общества различаются также типами борьбы за существование. Для военного типа общества характерны военные конфликты, истребление или порабощение побеждённого победителем. При индустриальном типе общества преобладает промышленная конкуренция, где побеждает "сильнейший" в отношении способностей, талантов, т.е. в области интеллектуальных и моральных качеств. Такого рода борьба является благом для всего общества, а не только для победителя, т.к. в результате растет интеллектуальный и моральный уровень общества в целом, объем общественного богатства.

Однако Г. Спенсер считал, что существуют и различия между обществом и организмом. Так, для общества характерна меньшая зависимость части (индивида) от общества. В организме часть существует ради целого, а в обществе - наоборот, оно существует для блага своих индивидов. Он полагал, что общественная организация по своему уровню тем выше, чем успешнее она служит благосостоянию людей. Условием успешного социального "развития Г. Спенсер считал принципы "равной свободы" индивидов, ограниченной лишь свободой других индивидов; равного влияния всех индивидов и социальных слоев на принятие политических решений; свободной, конкуренции.

Г. Спенсер рассматривал эволюцию как противоречивый, но в основном постепенный процесс, не допускающий сознательного вмешательства извне. Социальные революции рассматривались им как болезнь общества, а социалистическое переустройство - как противное органическому единству социальной системы и эволюционному прогрессу, основанному на выживаемости наиболее приспособленных и одаренных.

Г. Спенсер одним из первых ввел в научный оборот такие понятия как "социальная система", "социальный институт", "социальная дифференциация и интеграция" и др., которые широко употребляются в социологии и сохраняют до сих пор свое значение. Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций его структурных элементов, он тем самым заложил основы структурно-функционального направления в социологии, получившего позднее научную разработку в трудах Э. Дюрк-гейма, Т. Парсонса и др.

Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и со­циолог, основатель органицистского направления в социологии, рассматривавшего общество по аналогии с живым, биологическим организмом. Положение об обществе как организме и идея соци­альной эволюции представляют два главных принципа спенсеровской социологии. Общество, как и биологический организм, в процессе своего развития растет, увеличивается в объеме (например, превращение небольших государств в империи). Как и эволюция организмов, эволюция обществ идёт от простых форм к более сложным (от орды к племени, от племени к союзу племён, наций). Процесс развития начинается с простого количественного роста и разнообразия составляющих общественную систему единиц, кото­рые начинают выполнять специализированные функции. Г. Спенсер определяет функции как несходные действия несходных частей определённого организма.

По мере роста общества его структура усложняется так же, как усложняется структура организма в процессе биологической эволюции. Сущность эволюции он видел в переходе от гомогенно­сти (однородности) к гетерогенности (разнородности) благодаря непрерывному взаимодействию двух процессов: дифференциации (нарастающее разнообразие структур внутри любых систем) и ин­теграции (объединение расходящихся частей в новые целостности). По аналогии с живым организмом общество имеет три систе­мы органов. Система питания (экономические отрасли) обеспе­чивает производство необходимых продуктов, распределительная (пути сообщения) - связь различных частей социального организ­ма на основе разделения труда, а регулятивная - подчинение со­ставных частей целому (государство, церковь). Специфические части, "органы" общества - это социальные институты. Г. Спенсер выделяет шесть типов социальных институтов: родства, образова­ния, политические, церковные, профессиональные и промышлен­ные. В период промышленной революции общества стали более сложными в результате углубляющегося разделения труда и раз­вития таких специализированных институтов, как фабрики, банки, фондовые биржи и т.д. Усложнение структуры общества с необхо­димостью требует новых форм координации и организации.

Двумя полюсами эволюции общества Г Спенсер признавал военный и промышленный типы устройства общества. Причем эволюция идет по направлению от первого ко второму. При воен­ном типе общества совместные действия людей, их кооперация осуществляется принудительно, воля гражданина во всех видах деятельности, как общественной, так и частной руководится волею правительства. В промышленном обществе социальная организа­ция становится более гибкой, появляется политическая свобода, власть рассматривается как выражение воли индивидов, а коопе­рация индивидов становится добровольной. Военное и промыш­ленное общества различаются также типами борьбы за существо­вание. Для военного типа общества характерны военные конфлик­ты, истребление или порабощение побежденного победителем. При промышленном типе общества преобладает промышленная конкуренция, где побеждает "сильнейший" в отношении способно­стей, талантов, то есть в области интеллектуальных и моральных качеств. Такого рода борьба является благом для всего общества, а не только для победителя, так как в результате растет интеллек­туальный и моральный уровень общества в целом, объем общест­венного богатства.

Г Спенсер был убежденным индивидуалистом и либералом и считал, что растворение индивида в социальном организме не­допустимо. Проводя многочисленные аналогии между обществом и живым организмом, учёный указывал и на существенные различия между ними. Так, для общества характерна меньшая зависимость части (индивида) от общества. В организме часть существует ради целого, а в обществе - наоборот, оно существует для блага своих индивидов. Он полагал, что общественная организация по своему уровню тем выше, чем успешнее она служит благосостоянию лю­дей. Условием успешного социального развития Г. Спенсер считал принципы "равной свободы" индивидов, ограниченной лишь свобо­дой других индивидов; равного влияния всех индивидов и социаль­ных слоев на принятие политических решений; свободной конку­ренции.

Г Спенсер рассматривал эволюцию как противоречивый, но в основном постепенный процесс, не допускающий сознательного вмешательства извне. Социальные революции рассматривались им как болезнь общества, а социалистическое переустройство - как противное органическому единству социальной системы и эво­люционному прогрессу, основанному на выживаемости наиболее приспособленных и одаренных.

Г. Спенсер одним из первых ввел в научный оборот такие понятия как "социальная система", "социальный институт", "социаль­ная дифференциация и интеграция", которые широко употребляются в социологии и сохраняют до сих пор свое значение. Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций его структурных элементов, он тем самым предвосхитил многие положения структурно-функционального направления в социологии, получившего позднее научную разработку в трудах Э.Дюркгейма, Т. Парсонса и других.

1. Французский ученый Огюст Конт считается родоначальником социологии. СОЦИОЛОГИЯ, по его мнению, должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления, которые рассматриваются во. взаимосвязи:

  • для рассмотрения общества ввел термины "порядок" (уравновешенность групп и членов, общества, объединенных общими идеями и целями) и "прогресс" (использование знаний о законах развития и функционирования общества для решения назревших проблем);
  • в социологии выделил два основополагающих раздела: "статику" (изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество) и "динамику" (анализ общества через выявление социальных изменений и прогресса);
  • принимал общество как живой организм, обладающий собственНОЙ структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага;
  • выделил четыре структурных элёмента (класса) в социальной структуре общества: 1) ученые; 2) банкиры, торговцы и предприниматели; 3) земледельцы; 4) рабочие. Отношения между классами основываются на разделении. труда и координации их деятельности. Достичь социального согласия этим группам удается при помощи социальных институтов: семьи, государства и религии.

Также О.Конт сформулировал закон трех стадий прогресса человеческого общества в соответствии с развитием человеческого разума: теологическая. метафизическая. позитивная.

Теологическая стадия (с древнейших времен до 1300 г.) характеризуется господством религиозного мировоззрения, существованием натурального хозяйства, преобладанием военно-авторитарных политических режимов, дающая сверхъестественное объяснение природным явлениям, Она делилась Коном на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. На этапе фетишизма люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов. В период политеизма жизнью наделялись "фиктивные существа" (греческие, римские боги), вмешательством которых объяснялось все происходящее. Эпоха монотеизма принесла единобожие в лице христианства;



метафизическая стадия (1300 - 1800 гг.) характеризуется разрушением католицизма, старых верований и связанного с ними общественного порядка. Но эта эпоха породила революцию, "анархическую республику", индивидуализм, либерализм, демократию, выступающие как главное препятствие нормальному развитию общества;

позитивная стадия (XIX в.) характеризуется распространением наук и ростом их общественного значения, повсеместным развитием ремесел и промышленности. Достоянием истории становятся военный дух и милитаристский образ жизни; на смену аристократии приходит социократия - правление ученых, владеющих социологическими знаниями. На место старой, традиционной религии приходит позитивизм, проповедывающий всеобщую любовь и поклонение личности, обществу, человечеству.

2. Герберт Спенсер (1820-1903) был одним из самых ярких прёдставителей натуралистической ориентации в социологии, утверждавший, что «невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии».

Опираясь на эту идею, Г.Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм.

Эволюция - это интеграция материи.

Спенсер выделяет. неорганическую эволюцию (развитие Земли, Вселенной); органическую (биологическую и психологическую); надорганическую (социальную, морально-этическую).

В основе механизма социальной эволюции в теории Спенсера лежат три фактора:

1. возникает дифференциация ролей, функций, власти, престижа и собственности, так как люди в основе своей неравны с точки зрения приобретенного наследства, индивидуального опыта, условий, в которых они живут, случайностей, лишений, с которыми сталкиваются.

2. существует тенденция к усилению неравенства, углублению специализации ролей, росту неравенства власти и достатка. В результате первоначальные дифференциации, постепенно расширяются.

3. общество начинает делиться на фракции, классы, группы по классовым, национальным или профессиональным различиям. Появляются границы, охраняющие эти объединения, поэтому возвращение к гомогенности становится невозможным.

Чтобы подчеркнуть направление, в котором движется эволюционный процесс, Спенсер впервые ввел полярную, дихотомическую типологию обществ. В ней противоположные идеальные типы представляют собой стартовую и конечную точки хронологической последовательности.

Военное общество - это распространение армейской организации на все сферы общественной жизни. Отсюда не только запретительное право, единственно допустимое в промышленном обществе, но и прямая регламентация того, -что следует делать. В военной организации каждый член общества занимает предназначенное ему положение, будучи пожизненно «приписан» к определенной позиции в организационной иерархии. Вознаграждение за труд и почести распределяются здесь, как правило, не по его качеству и квалификации, а согласно позиции и рангу в иерархии. Право охраняет не интересы индивида, личности, а в первую очередь незыблемость статусной иерархии власти. Соответственно, структура обществ военного типа жесткая, малоподвижная и сопротивляется всяким изменения Люди в них консервативны и малоинициативны, плохо приспосабливаются к новым условиям, как и общество в целом. Среди обществ, наиболее приближающихся к военному типу, Спенсер называет Древний Египет, Спарту, Россию.

Промышленный тип общества - это аналог «современного общества». В обществе, длительно живущем в условиях неизбежно слабеет принуждение, возрастают гибкость подвижность социальной организации. Индивиды не прикованы статусно к одному месту или занятию и свободно меняют свои социальные позиции. Сплачивающими силами вместо примитивного принуждения становятся знание и приобретенная психологическая гибкость, уживчивость людей. Отношения в промышленном обществе - это совокупность идеальных условий - которые должна создать социальная эволюция. Среди таких условий названы: децентрализация; торжество принципа «разрешено все, что не запрещено законом»;

8 Основное содержание символического интеракционизма.

Как широкая теория, символический интеракционизм возник в 20-е годы XX века, в Чикагской школе. Основателем его является американский социолог Джордж Мид. Термин «символический» обозначает, что здесь делается акцент на смысле, который вкладывают действующие индивиды, когда они вступают во взаимодействие, интеракцию друг с другом, в этой теории общество рассматривается с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие. Другими словами, общество можно объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей, ибо только здесь обнаруживает себя значимый символ, определяющий акт поведения. Определение значимого символа происходит в сознание человека, которое наполняется смыслами, исходящими из внешнего мира. Символический интеракционизм сосредотачивается на анализе символических аспектов социальных взаимодействий. Основной принцип интеракционизма тот, что индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, то есть личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет, из себя для других в социальном мире. Символических интеракционистов объединяет не строгая теория, а общность видения социального процесса, трактуемого как процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия их участниками. В ходе этого переопределения меняется и объективная (с точки зрения взаимодействующих индивидов) среда социальной деятельности, ибо мир, по представлениям интеракционистов, имеет полностью социальное происхождение. Различные группы вырабатывают различные миры, которые меняются в процессе изменения значений в ходе социального взаимодействия.

В первые десятилетия нашего века изучение Я - концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Я - концепция (лат. conceptus – понятие) - система представлений человека о самом себе. Формирование Я– концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Основными источниками Я – концепции выступают:

1. Сравнение себя с другими

2. Свидетельства восприятия другими

3. Оценка результатов деятельности

4. Переживание внутренних состояний

5. Восприятие своего внешнего облика

Символический интеракционизм опирается на три основные посылки:

  • Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений - символов, которыми они наделяют элементы своего окружения.
  • Во-вторых, эти значения (способ связи явления и символа) выступают продуктом социального повседневного межличностного взаимодействия – интеракции.
  • И, наконец, в-третьих, эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. "Я" и "другие" образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически и возможно отделить Я от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго - в том, что касается их взаимозависимого отношения.

Другие концепции, символического интеракционизма.

По Блумеру Символический интеракционизм покоится на 3 базовых посылках:

  • Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как социальные силы. Символический интеракционизм предлагает детерминизм значений.
  • Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях.
  • Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах.

Значительное место в работах, Блумер уделил коллективному поведению людей. Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных форм существования. Блумер выделяет такие формы спонтанного поведения, как:

  • толчения
  • коллективное возбуждение
  • соц. Инфекция

Которые при определенных условиях способны вылиться в новые формы группового и институционального поведения:

  • действующая толпа (спонтанно образованная группа, без общих значений и ожидании, нет признанного лидерства)
  • экспрессивная толпа (эмоциональные порывы - карнавалы, ритуальные танцы - как эмоциональная разрядка от тревожащих значений)
  • масса (спонтанное коллективное группирование людей, которые возбуждены значением какого-либо события)
  • общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные, критические действия).

Кульминация научного и обществ, успеха Символического интеракциониста пришлась на 70-80-е гг. В эти же десятилетия сформировались такие направления, как социальная феноменология и этнометодология, родственные Символическому интеракционизму и основывающиеся на том же самом мировоззренческом фундаменте.