Меню
Бесплатно
Главная  /  Поле тока  /  Театральные постановки по басням крылова. Русская классика на школьной сцене - басни крылова. III. Усвоение новых знаний

Театральные постановки по басням крылова. Русская классика на школьной сцене - басни крылова. III. Усвоение новых знаний

Дата публикации: 10.06.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

ГБОУ РО «НЕКЛИНОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЁТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ИМ. 4-Й КРАСНОЗНАМЁННОЙ ВОЗДУШНОЙ АРМИИ»

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЦЕНАРИЙ ОБЩЕШКОЛЬНОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Мораль сей басни такова»

КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВОК БАСЕН И.А.КРЫЛОВА

РАЗРАБОТАЛ:

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕТЕРЕВЯТНИКОВА Н.Ф.

ТАГАНРОГ

Люблю, где случай есть, пороки пощипать

И. А. Крылов

Дата проведения: ___________ февраля 2016г.

Место проведения: актовый зал школы

    Воспитание патриотизма: поддержание устойчивого интереса к родному языку и литературе, истории своей страны;

    Выявление и поддержка одарённых детей;

    Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков воспитанников (актёрского мастерства, выразительного чтения, декламации, художественного пересказа);

    Формирование чувства прекрасного, любви к чтению

Оформление зала:

    Художественно оформленные цитаты - «морали » басен И.А.Крылова, цитата-эпиграф;

    Портрет баснописца;

    Мультимедийная установка;

    Презентация «Басни дедушки Крылова»;

    Презентации для художественных номеров (по классам);

    Видеоролик «Лётная школа читает Крылова»;

    Стол жюри; протоколы подведения итогов; сценарий мероприятия.

Оформление сцены:

    Кресло и стол под старину; в кресле с пером в руке и листом бумаги - артист в облике баснописца Крылова; на столе свеча.

Участники: воспитанники I, II курсов, педагоги школы.

Оргкомитет смотра-конкурса

Учителя русского языка и литературы

Жюри конкурса

Представители администрации школы, воспитатели взводов.

Критерии оценки и требования к выступлениям:

    Уровень декламации: внятность и слышимость речи; правильность ударений;

    Уровень исполнительского мастерства, артистичность и сценическая культура;

    Уровень художественного вкуса в подборе костюма, декораций, реквизита;

    Оригинальность интерпретации басни;

Регламент выступления:

Время выступления не ограничено

Подведение итогов конкурса

Победители и призёры конкурса в каждой возрастной группе награждаются грамотами.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

На экран сцены выведена презентация «В гостях у И.А. Крылова». Звучит музыкальный фрагмент «Бабочки» Франсуа Куперена, французского композитора, органиста и клавесиниста XVIII века.

Зрители проходят в зал, занимают свои места.

Под музыку Преображенского марша в форме офицеров 1812 года выходят ведущие.

Господа, вы слышали? Баснописец Крылов написал новую басню «Волк на псарне» и прислал её лично фельдмаршалу.

Да-да! Говорят, сам Кутузов указал на себя, как на ловчего, и, снявши шапку, провел рукой по седым волосам, читая слова: «А я, приятель, сед».

А Волк - это, конечно, вероломный Наполеон.

Настоящий патриот, господа, настоящий патриот наш дедушка Крылов.

ВЕДУЩИЙ 1. (В образе поэта XIX века)

Славных лиц в России много:

Тех, кто край родной любя.

Укреплял державу строго,

Не жалел в трудах себя.

Тот эскадру вёл отважно,

Тот солдат, тот славный князь.

Дел узор вплетали важный

В историческую связь.

Нить истории прекрасна

Златом добрых славных дел.

Жизнь того лишь не напрасна,

За Отчизну кто радел.

ВЕДУЩИЙ 2. (В образе поэта XIX века)

Любя Отечество, люблю я тех душою,

Которы общею не страждут слепотою.

На моды не смотря, привыкли тем гордиться,

Что привела судьба их русскими родиться.

В числе их ты, Крылов!..

ВЕДУЩИЙ 3. (В образе поэта XIX века)

Где нужно, он навесть умеет

Своё волшебное стекло,

И в зеркале его яснеет

Суровой истины чело.

Весь мир в руках у чародея,

Все звери дань ему несут.

Но дудке нашего Орфея

Все звери пляшут и поют.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль.

Он баснями себя прославил.

И слава эта - наша быль.

ВЕДУЩИЙ 4. (В образе поэта XIX века)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессметные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Ведущий-Крылов (растроганно; с пером и бумагой):

Спасибо, спасибо, друзья поэты! Спасибо, друзья!

(В раздумье, обращаясь к залу, назидательно):

Как часто я слыхал такое рассужденье:

«По мне пускай что хочешь говорят,

Лишь был бы я в душе не виноват!»

Нет; надобно ЕЩЁ уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

Друзья, вам знать всего нужнее,

Что слава добрая вам лучше всех прикрас

И что она у вас

Весеннего цветка нежнее.

Как часто и душа и совесть в вас чиста,

Но лишний взгляд, словцо, одна неосторожность

Язвить злословью вас дает возможность -

И ваша слава уж не та.

Ужели не глядеть? Ужель не улыбаться:

Не то я говорю; но только всякий шаг

Вы свой должны обдумать ТАК,

Чтоб было НЕ к чему злословью и придраться.

(Садится в кресло у стола под старину; на столе свеча, чернильница, перо, бумага).

(Качая головой):

Уж сколько раз твердили миру,

Что в баснях есть мораль, но только все не впрок.

Невеждам, неучам, лентяям и невежам

Хочу сегодня я преподнести урок.

Мы вместе вспомним басни дедушки Крылова,

Их мудрая мораль жива века.

Быть может, кто-то в них узнает друга,

Иль словно в зеркале, увидит он себя.

Вот лучший мне подарок в День Рожденья!

Друзья мои, порадуйте меня!

На сцене пусть царит сегодня вдохновенье,

И дружба, и веселье пусть царят!

Воспитанников лётной школы славный, дружный,

Литературно одарённый коллектив!

Под руководством педагогов ваших

Скорее в путь! Пусть лучший победит!

Позвольте вам, друзья, представить

Тех, кто судьбами сегодня правит.

Представление жюри конкурса.

Баснописец.

Сегодня, в век борьбы с коррупцией и казнокрадством

Инсценировка басни «Щука» особо актуальна, Вам признаться.

Плутовку-Лисоньку покажет без прикрас

11 «Б» класс.

Инсценировка басни «ЩУКА»

Баснописец.

Министры сколько раз твердили миру:

«Пора образование менять!».

Какие же всех ждут нас перемены,

Покажет 10 «Б» − наш просвещённый класс.

Инсценировка басни «ВОСПИТАНИЕ ЛЬВА»

Баснописец.

Как счастливы в друзьях бываем мы!

Тот нас ушицей угостит, а этот - добрым словом.

Насколько лучше было б, скажем мы,

Порой помочь нам ДЕЛОМ, а не разговором!

Об этом басня, что покажет всем

Наш артистичный класс 11 «Ж».

Инсценировка басни «КРЕСТЬЯНИН В БЕДЕ»

Баснописец.

О взяточниках скажут тут,

Что рыльце у него в пуху.

По этой актуальнейшей проблеме

10 «Е» представит рассужденье.

Инсценировка басни «ЛИСИЦА И СУРОК»

Баснописец.

А следующий сюжет нам с детства всем знаком:

Когда в товарищах нет пониманья цели, согласья нет и нет к работе страсти,

То дело - нам 10 «Ж» поведает о том -

Не сдвинется, как воз из всем известной басни.

Инсценировка басни «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»

Баснописец.

Ну, до чего же трудно нам, мужчинам,

Бывает девушек понять, разборчивых, спесивых.

11 «Е» на этой сцене, здесь

Девицам всем урок сумеет преподнесть.

Инсценировка басни «РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА»

***********************************************

Друзья! Позвольте конкурса лиричное теченье

Прервать смиренной прозой тут.

Дадим жюри немного поработать.

А зрителям … не то, чтоб отдохнуть,

А эрудицией блеснуть!

Задание: Продолжите афоризмы - крылатые слова из басен Ивана Андреевича Крылова.

    А ларчик ….. просто открывался.

    Хоть видит око, …….. да зуб неймёт.

    Слона - то …. я и не приметил.

    От радости ……… в зобу дыханье спёрло.

    А Васька слушает……. да ест.

    Да только воз …….. и ныне там.

    Кукушка хвалит Петуха за то,………..Что хвалит он Кукушку.

    Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать ……..пирожник.

    Кто про свои дела кричит всем без умолку, ………

    В том, верно, мало толку.

    У сильного ………… всегда бессильный виноват.

    Как под каждым ей листком ……. Был готов и стол и дом.

    Ты всё пела? Это дело. ……………… Так пойди же попляши.

******************************************************

Баснописец.

Талантов в нашей школе и не счесть:

Певцы, танцоры, музыканты есть.

10 «Г» собрал в квартете,

В ком тяга ко всему прекрасному на свете.

Инсценировка басни «КВАРТЕТ»

Баснописец.

В наш век самопиара и пиара

Любая шавка, моська, обезьяна

Себе дорогу к звёздам расчищает

И славу о себе преумножает

За счёт других людей, достойных и прекрасных.

10 «А» научит разбираться

В особенностях современного пиара.

Инсценировка басни «СЛОН И МОСЬКА»

Баснописец.

Мораль из следующей басни

Понять способен далеко не каждый:

Намёк здесь на вопрос национальный,

А может, политических намёк.

11 «А» у нас один из лучших.

Порядок, дисциплина здесь царят.

Не испугать их баснею с подтекстом,

На сцене тоже не впервой им выступать.

Инсценировка басни «ВОЛК И ЯГНЁНОК»

Баснописец.

Итак, 11 «Г», экзамен скоро!

Учитель вам передаёт привет.

Всё танцевали, пели - это дело.

Теперь, как говорится, попляши!

Для постановки басню выбрали с намёком.

Её мы с детства помним хорошо.

Послужит пусть она серьёзным ВАМ уроком,

А зрителям пусть будет всем смешно!

Инсценировка басни «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ»

Баснописец.

10 «З» представит «Кот и Повар».

Хоть в басне политический намёк,

Но показалось нашим фантазёрам,

Что в басне современный есть урок.

Инсценировка басни «КОТ И ПОВАР»

Баснописец.

Друзья! Сегодня о друзьях мы много говорили.

И вновь поговорим о дружбе тут.

11 «Е» сейчас расскажет нам басню про Демьяна и Фоку.

Инсценировка басни «ДЕМЬЯНОВА УХА»

************************************************

И вновь мы объявляем перерыв!

Вновь зрителей услышать мы хотим

И новый конкурс объявляем!

Задание: Узнайте героя басни.

    Она "наелась желудей досыта, до отвала". (Свинья).

    Он "виноват уж тем", что кому-то "хочется кушать". (Ягнёнок).

    Она хотела сжечь море. (Синица).

    Она "без души лето целое всё пела". (Стрекоза).

    Она попала "в большие забияки". (Моська).

    Он "обжора и злодей", по словам его хозяина. (Кот Васька).

    Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка).

    У неё есть 5-6 кривляк-кумушек. (Обезьяна).

    Её служба - ходить на задних лапах перед хозяевами. (Болонка Жужу).

    Он решил "с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой". (Ловчий).

    Он кормил своими плодами неблагодарную свинью. (Дуб).

    Он был перекормлен рыбным супом. (сосед Фока).

    У него всё вокруг только "моё". (Волк).

*******************************************

Баснописец.

Да, любознательный народ Вы, школяры!

И до всего вам дело.

Смотрите только, чтоб в потоке новостей

Деревня между глаз да не сгорела.

10 «И» сейчас представит нам

Ещё один сюжет Крылова.

Инсценировка басни «ТРИ МУЖИКА»

Баснописец.

Среди приятелей своих, возможно, вы встречали

Таких, что всё других бы обсуждали.

10 «Д» покажет их.

А вы, надеюсь я, не из таких?

Инсценировка басни «ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА»

Баснописец.

Не будьте падкими на лесть, мы говорим.

Ведь это признак глупости и чванства.

Надеюсь, что 11 «З» вас в этом убедит.

А мы актёрской их игрой здесь будем наслаждаться.

Инсценировка басни «ВОРОНА И ЛИСИЦА»

Баснописец.

Пусть ЭТА басня дедушки Крылова

Научит честь иметь,

Ведь что важней

Для будущего офицера,

Чем быть достойным ей.

С 10 «В» мы басню вспоминаем,

И слушаем, и словно бы читаем.

Инсценировка басни «ДВЕ СОБАКИ»

Баснописец.

У наших исполнителей Крылова

Могли бы мы с тобой кой-что и перенять:

Любовь к литературе, уваженье к Слову.

Актёрскую игру и к сцене страсть.

О том, что перенять, бывает и не худо,

А что перенимать не стоило совсем,

Расскажет нам 11 «Д».

Инсценировка басни «ОБЕЗЬЯНЫ»

Наш конкурс близится к концу.

И скоро огласят нам результаты.

Кто б ни победил,

Вы все − артисты и таланты!

Для вас, воспитанники, и для вас, учителя,

Ещё один сюрприз, друзья!

Его создание держалось долго втайне.

Читают басню «Волк на псарне»

Влюблённые в литературу офицеры школы!

Ну что это, как не признание в любви Крылову!

************************************************************

Итак, для подведения итогов

Даём мы слово представителям жюри.

Спасибо мне и дедушке Крылову -

Ведущим, что сей конкурс провели!

Жюри оглашает результаты.

Награждение победителей.

Слово директора.

Фотографирование участников, учителей.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Цель: Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • Обучающие :
    • Продолжить знакомство учащихся с баснями И.А.Крылова.
    • Наглядно представить своеобразие каждой басни, акцентируя внимание на морали.
  • Развивающие :
    • Продолжить знакомство с театром, с театральной лексикой.
    • Развивать у учащихся творческое воображение, эстетическое чувство и понимание прекрасного.
    • Продолжить развитие различных навыков учащихся во время подготовки спектакля, оформления сцены, создания образа персонажа.
    • Развивать устную диалогическую речь.
  • Воспитательные :
    • Формировать навыки общения и сотрудничества со сверстниками.
    • Воспитывать чувство ответственности за коллективное дело.
    • Формировать эмоциональную культуру личности и ценностное отношение к искусству через инсценирование басен.
    • Прививать любовь к родному слову, языку; содействовать в ходе урока формированию творческой активности и самостоятельности учащихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Форма урока: урок-спектакль.

Технология урока: театральная технология, поисковый метод, информационно-коммуникативная технология, дифференцированный подход.

Подготовительный этап: выбор басни, организация творческих групп, репетиции, подготовка декораций, оформление сцены, изготовление афиш.

Оборудование:

1. Выставка книг с баснями И.А.Крылова.
2. Иллюстрации басен И.А.Крылова.
3. Декорации, на фоне которых происходит действие постановок.

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

На экране телевизора портрет И.А.Крылова и стихотворение П.А.Вяземского, которое читает учитель.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

– Как вы понимаете смысл стихотворения П.А.Вяземского?

– По каким жанровым признакам мы можем определить, что перед нами басня?

II. Мотивация деятельности учащихся

– А как вы понимаете эпиграф к уроку?

Эпиграф: Люблю, где случай есть, пороки пощипать. (И.А.Крылов)

(Да, жизнь писателя и его творчество известны всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес, ведь он смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довёл её до совершенства.)

– Вот и мы с вами сегодня снова отправимся в театр, чтобы встретиться с героями басен Крылова на классной сцене театра «Щелкунчик».

III. Усвоение новых знаний

– Приготовьте ваши билеты, которыми сегодня будут служить ответы, свидетельствующие о знании басен. (На экране телевизора появляются фразы из басен Крылова, по которым нужно назвать произведение. За правильный ответ выдается кленовый лист.)

Знаете ли вы басни И.А.Крылова?

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь!»
«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок»
«Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!»
«Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали»
«За что же, не боясь греха. Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку»
«Чем кумушек считать трудиться. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? – ей Мишка отвечал»
«Услыша суд такой, мой бедный Соловей вспорхнул и – полетел за тридевять полей»

– Молодцы, входите, сначала проходите в гардероб, затем в вестибюль, где мы подождем начала представления. Здесь можем рассмотреть выставку иллюстраций и назвать героев из басен Крылова. (За правильный ответ выдается кленовый лист.)
– Мы будем сидеть с вами в партере. Скажите, где расположены эти места? Несколько билетов в амфитеатре. Куда придется пройти ребятам? Хорошо, что нам не нужно подниматься на балкон. Где он находится? Вот мы и пополнили свои знания о театральном мире. (Звенят три звонка.)

Начинается представление басней «Волк и журавль». Затем следуют инсценировки басен: «Свинья под дубом», «Квартет», «Ворона и лисица», «Мышь и крыса», «Муха и пчела», «Мартышка и очки», «Волк и ягненок», «Тришкин кафтан».

(В антрактах аниматоры предлагают ответить на всевозможные вопросы, выполнить различные задания, продемонстрировать знание басен Крылова. За правильный ответ выдается кленовый лист. Материал можно найти на сайте «Уроки по басням И.А.Крылова».)

  • Продолжите крылатые фразы:
  • Предметы из шкатулки: (Дать название басни)
  • Дополните заглавия басен:
  • Конкурс внимательных читателей:
  • Кто из персонажей басен сказал следующие слова:

IV. Систематизация и обобщение знаний и умений

По окончании инсценировок выясняем, какие же пороки «пощипал» И.А.Крылов в показанных баснях.

– Ребята, какая инсценировка вам больше всего понравилась?
– Удалось ли артистам передать характер героев?
– Выступление кого из ребят вам больше всего понравилось? Почему?

Учитель-режиссер дает заключение о работе выступавших: оценивается знание текста, художественная выразительность и достоверность исполнения, наличие костюмов и декораций.

– Хочется закончить наше выступление стихотворением Михаила Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни «Букварь» постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова!

– Согласны ли вы со словами русского, советского поэта М.Исаковского?

В заключение урока учитель выясняет, сколько кленовых листочков набрали ребята, чтобы выставить оценки за ответы.

Задачи:

  • продолжить знакомство с творчеством великого русского баснописца; учить анализировать, делать выводы;
  • развивать речь, выразительное чтение, образное мышление, любознательность, творческие способности; способствовать развитию семейного чтения;
  • воспитывать интерес к читательской деятельности через классную и внеклассную работу, через библиотеку;
  • воспитывать положительные черты характера.

Оборудование: мультимидийная презентация, портрет писателя, выставка рисунков учащихся, выставка книг, реквизит для инсценировки, раздаточный материал, эпиграф: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

Инсценировка басни Мартышка и Очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу, пропасть! - говорит она, - и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
___
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Слайд 19

6 задание Кроссворд «И.А.Крылов» (Приложение 4 )

1. «На ту беду… близехонько бежала» (Лиса)
2. «Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть… (Квартет)
3. «Знать она сильна, что лает на Слона.» Кто она? (Моська)
4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона)
5. «Вороне где- то бог послал кусочек…» (Сыр)
6. «По улицам … водили, как видно на показ». (Слон)
7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Что это? (Очки)
8. «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надо же беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал …» (Волк)

Слайд 20

Учитель: Вот и подкралась незаметно наша программа к заключительному этапу и прослушайте стихотворение М. Исаковский

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессменные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

– До свидания, до новых встреч!

Сценарий

литературного праздника,

посвященного

245- летию со дня рождения

Ивана Андреевича Крылова

Учитель: Агафонова Л.А.

2013-2014 учебный год

Цель мероприятия: расширить знания учащихся о жизни и творчестве И.А.Крылова.

Задачи: познакомить с биографией и произведениями великого баснописца; формировать читательский интерес; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать у детей навык общения, культуры поведения и чувства взаимопомощи.

Подготовительный этап:

Организация выставки книг И.А.Крылова в библиотеке школы.

Работа над учебным проектом «Мы рисуем басни И.А.Крылова».

Сценарий праздника

«Поэт и мудрец слились в нём воедино»(Н.В.Гоголь), «Его басни переживут века»(К.Н.Батюшков).

1. Вступительное слово учителя: - В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник. Около памятника всегда много детей. Они с интересом рассматривают фигуру человека, который сидит в кресле. У него доброе, умное лицо. Немного ниже кресла на памятнике – различные животные. Здесь и лиса, и волк, и обезьяна… Это памятник Ивану Андреевичу Крылову – великому русскому баснописцу. А животные – это герои его произведений.

Вспомним основные факты биографии Крылова.

1 ведущий. Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье небогатого армейского офицера. Отец был постоянно занят, и маленького Ваню воспитывала мать, простая женщина, без всякого образования, но умна и добрая. После смерти отца семья оказалась в крайней нужде. С десяти лет мальчик вынужден работать. У него хороший почерк, и его берут в канцелярию переписывать бумаги.

2 ведущий. Восемнадцатилетний Крылов пишет свои первые басни. Позднее появляются сатирические стихи и комедии. Правительство предупреждает Крылова, что его ждёт суровое наказание, если он не прекратит писать. Но И.А.Крылов не бросает литературной работы. Теперь он пишет только басни. Герои басен – животные, вещи, растения. Но под их видом изображаются всё те же люди: добрые и злые, умные и глупые, трудолюбивые и ленивые, имеющие власть и бесправные.

1 ведущий . В баснях Крылов обвиняет помещиков, живущих за счёт крепостных крестьян, несправедливый суд, решающий все дела в пользу богатых. И.А.Крылов прожил 75 лет. Жизнь сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

2 ведущий. 13 февраля исполнилось 245 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова. И его имя всё так же близко и дорого каждому русскому человеку. Много баснописцев появилось в последующие времена, но всё же дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует над басенным миром.

Учитель: - А теперь пришло время показать, как вы знаете басни И.А.Крылова. Состязаться будут две команды, им поочерёдно задаются вопросы. За каждый правильный ответ жюри ставит один балл. Победит команда, получившая большее количество баллов. А лучшие чтецы примут участие в конкурсе чтецов. Удачи!

Конкурсное чтение басни ___________________________________________ 9 класс

I. Закончить цитату из басни Крылова. Как она называется?

(за правильное название – дополнительный балл)

1. Сыр выпал – /с ним была плутовка такова/ «Ворона и Лисица».

2. У сильного – / всегда бессильный виноват/ «Волк и Ягненок».

3. Когда в товарищах согласья нет – /на лад их дело не пойдет/ «Лебедь, Рак и Щука».

4. Ты все пела? Это дело – /Так поди же попляши/ «Стрекоза и Муравей».

5. Ай, Моська! Знать она сильна – /Что лает на слона/ «Слон и Моська».

6. А вы, друзья, как ни садитесь – /Все в музыканты не годитесь/ «Квартет»

Конкурсное чтение басни ___________________________________________ 1 класс

II. Вспомнить пропущенное слово в названии басни:

«Лягушка и … (Вол)».

«Волк на … (псарне)».

«Кот и … (повар)».

«Стрекоза и … (Муравей)».

«Щука и …(Кот)».

«Осёл и … (Соловей)».

«Волк и … (Ягнёнок)».

«Зеркало и … (Обезьяна)».

Конкурсное чтение басни ___________________________________________ 2 класс

III. «Сумка с потерянными и найденными вещами».

Определить, кому принадлежат вещи, Дополнительный балл команде, которая назовёт басню.

Кость («Волк и Журавль»)

Ноты («Квартет»)

Зеркало («Зеркало и Обезьяна»)

Очки («Мартышка и очки»)

Шкатулка («Ларчик»)

Сыр («Ворона и Лисица»)

Литературная пауза: чтение басен педагогами наизусть.

Конкурсное чтение басни ___________________________________________ 3 класс

V. Узнайте басню по иллюстрации (на слайдах презентации)

Конкурсное чтение басни ___________________________________________ 4 класс

VI. «Волшебная шкатулка»

Приходилось ли вам слышать слова из басни в обычной речи, без ссылки на источник?

Как называются такие слова? /Крылатые/.

(Вниманию учеников предлагается «волшебная шкатулка». В ней лежат карточки с «крылатыми» словами из басен Крылова. Ученики по очереди достают карточку, читают выдержку и объясняют смысл выражения.)

1. А Васька слушает да ест. «Кот и Повар»

/Употребляется в значении: один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания/.

2. А ларчик просто открывался. «Ларчик».

3. У сильно всегда бессильный виноват. «Волк и Ягненок»

/Употребляется при незаслуженных обвинениях старшими младших по возрасту или должности/.

4. Рыльце в пуху. «Лисица и Сурок».

/Употребляется в значении: быть причастным к чему-либо преступному, неблаговидному/.

5. Избави, Бог, и нас от этаких судей. «Осел и Соловей»

/Так говорят, когда человек берется судить о том, чего сам не понимает/.

6. Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник «Щука и Кот»

/Мораль: каждый должен заниматься своим делом/.

Конкурсное чтение басни ___________________________________________ 5 класс

VII. «Угадай персонаж»

    «Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой…»

(К Муравью. «Стрекоза и Муравей»)

2. «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище!

Хотел бы очень я сам посудить,

Твоё услышав пенье,

Велико ль подлинно твоё уменье?»

(К Соловью. «Осёл и Соловей»)

3. «Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.

Погодите! Как музыке идти?

Ведь вы не так сидите…»

(К Ослу, Козлу, косолапому Мишке. «Квартет»)

    Что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа. (Обезьяна, «Зеркало и Обезьяна»)

    Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что не знаком

Ты с нашим Петухом:

Ещё б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился. (Осёл, «Осёл и Соловей»)

    Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью… (Ягнёнок, «Волк и Ягнёнок»)

    Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришёл мириться к вам… (Волк, «Волк на псарне»)

    Ничуть меня то не тревожит;

В нём проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею. (Свинья, «Свинья под дубом»)

Конкурсное чтение басни ___________________________________________ 6 класс

VIII. «Вспомни название басни»

/Учитель читает известные строчки, надо назвать, из каких басен они взяты/

«А я скажу: по мне уж лучше пей, да дело разумей». («Музыканты»)

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и Ягнёнок»)

«Ты сер, а я, приятель, сед, и волчью вашу я давно натуру знаю…» («Волк на псарне»)

«»Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!» («Стрекоза и Муравей»)

«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!» («Слон и Моська»)

«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». («Квартет»)

Конкурсное чтение басни ___________________________________________ 7 класс

IX . «Имена»

Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова. Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

СЛОН СТРЕКОЗА ЗЕРКАЛО

МОСЬКА МУРАВЕЙ ОБЕЗЬЯНА

ОСЁЛ ВОРОНА КУКУШКА

МУЖИК ЛИСИЦА ПЕТУХ

Конкурсное чтение басни ___________________________________________ 8 класс

Подсчёт очков. Объявление победителей.