Меню
Бесплатно
Главная  /  Содержания  /  Задания на автоматизацию звука х. Автоматизация звука через формирование семантического поля. Занятие для детей с ОНР подготовительной группы. Предложения со звуками Х и Х". Повторять и запоминать

Задания на автоматизацию звука х. Автоматизация звука через формирование семантического поля. Занятие для детей с ОНР подготовительной группы. Предложения со звуками Х и Х". Повторять и запоминать

6. Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, плавно выдохнуть через нос сначала без голоса, затем с голосом (м____).

7. Вдохнуть широко открытым ртом, плавно выдохнуть носом (рот не закрывать).

Постановка звука [х]

1. По подражанию.

Проводится игра «Погреем ладошки» (при широко открытом рте).

Логопед спрашивает: «Как люди смеются?» Ребенок отвечает: «Ха-ха-ха...»

2. Механическим способом.

Произносить звук [ф] или [с], нажать шпателем на переднюю часть языка и отодвинуты язык назад.

Итог занятия

Логопед говорит, что ребенок очень хорошо занимался, четко произносил звук [х].

Звук [Х] (автоматизация)

Автоматизация звука [х] на материале слогов и слов и предложений, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фиксированного выдоха, фонематического слуха.

Занятия по автоматизации звука идентичны занятию по его постановке. В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.

В раздел «Упражнения на дыхание» вводится новое упражнение.

Вдохнуть носом, плавно выдохнуть ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а__).

Произнесение слогов

ха__ ху__ ха__ ха__ фа__

ха__ ха__ ху__ ху__ ха__ ха__ ма__

ха__ ха__ ха__ ху__ ху__ ху__

Произнесение слов со звуком [х]

Повторить слова: «хала», «уха», «муха», «халва», «халат», «хомяк», «хохот», «хурма», «хулиган», «хохолок».

Произнесение предложений со звуком [х]

(по картинкам)

Предложения составляются и произносятся по картинкам:

«У уха муха», «Муха у уха», «У мамы хомяк».

Произнесение текстов

Выучить стихотворение.

Сухойморозный воздух

Нос щиплет в январе.

Сегодня что-то мерзнет

В этой статье:

Звук Х - согласный, задненебный, ротовой, глухой, щелевой.

Отсутствие или искажение звука (хитизм) встречается у детей довольно редко. Чаще при нарушениях произношения он заменяется на К, С, Т.

Легко вызывается подражанием при использовании упражнений («Подуем теплым воздухом», «Погреем руки»).

Закрепление в речи звука Х следует начинать только после освоения ребенком изолированного звука и верного его произношения в слогах.

Артикуляция звука Х

Сходна со звуком К. При изолированном произношении губы нейтральны: свободны, расслаблены, находятся в позиции следующего звука.

Конец языка соприкасается с нижними зубами. Язык сильно напряжен, передняя и средняя часть его спинки опущены, задняя примыкает к твердому нёбу, оставляя посередине узкую щель.

Сквозь нее проходит выдыхаемый воздух в виде струи, который и производит шум. Голосовые связки находятся в разомкнутом состоянии, мягкое небо поднимается вверх.

Автоматизация звука Х в начале слов

Слова проговаривают не торопясь, внятно произнося их и выделяя интонационно необходимый для закрепления звук. Для лучшего результата повторяют каждое слово по 2-3 раза.

Ха-ха, халат, халва, халиф, хамелеон, хата, хариус.

Хобот, ходики, холм, холст, холод, ходит.

Худой, художник, хула, хулиган, хурма, хутор.

В сочетании с согласными

Хвала, хвастун, хвоя, хлеб, хлопок, хлопушка, хлопья, хром, храп, хна, хрусталь.

Автоматизация звука Х в середине слов

Повторять по несколько раз, интонацией выделяя нужный звук. При возникновении затруднений нужно разбить сложное слово на слоги.

В сочетании с гласными

Охота, уха, ухо, пешеход, муха, поход, сахар, буханка, черепаха, пароход, находка, ухабы, сохатый, охотник, знахарь.

В сочетании с согласными

Лохматый, вахта, чихнуть, шахматы, пихта, бархат, расход.

Детям необходимо объяснить значения всех непонятных для них слов.

Автоматизация звука Х в конце слов

Произносить по паре слов за раз, медленно, растягивая голосом нужный звук.

Пух, мех, мох, мах, вдох, смех, отдых, воздух, лопух, скоморох, падишах, чертополох.

Предложить ребенку закончить слово:

Лопу…(х), запа…(х), горо…(х), пасту…(х), сме…(х), мо…(х), ме…(х).

Упражнение «Много (чего?)»

Мухи - мух, яхты - яхт, шахты - шахт, пихты - пихт, петух - петухов.

Автоматизация звука Х в словосочетаниях

Каждая пара слов произносится медленно, повторяется несколько раз, при необходимости дробится на слоги.

Хитрый хамелеон, мохнатый мех, пахучие духи, хороший уход, хрустящий хлеб, хрупкий хрусталь.

Автоматизация звука Х в предложениях

Для закрепления правильного произношения предложите ребенку повторять фразы вслед за вами. Постепенно увеличивайте скорость от разбивки на слоги до темпа разговорной речи.

Харитон ходил на охоту.

Лохматый хомяк хвастал хвостом.

Уха из хариуса.

Хорек ухватил петуха за хвост.

Отработка звука в рассказах

Можно предложить ребенку небольшой рассказ. Например, можно приготовить разные картинки с изображениями животных и предметов, в названиях которых встречается звук Х.

Вместе с ребенком, раскладывая картинки, можно придумывать рассказ по этим карточкам.

Акцент при произнесении каждой карточки делать на Х. Также можно озвучивать высказывания героев своего рассказа.

Приведем пример.

Собраны картинки с изображениями: хомяка, хитрой лисы, хромого зайца, хлеба, хаты в лесу, храброй мыши.

Показываем карточку и начинаем рассказ:

Как-то раз Храбрая мышь повстречала Хомяка — соседа. УХ и весело было им вдвоем, просто уХаХатывались, рассказывая друг другу истории — ХА-ХА-ХА, да ХО-ХО-ХО. Мышка то и дело подХиХикивала — Хи-Хи-Хи.

Вдруг на полянку выскочил Хромой заяц. Храбрая мышь не испугалась, но за Хомяка спряталась. Заяц был чем-то взволнован и пристанывал — оХ-оХ-оХ.

Храбрая мышь уХитрилась приблизиться к Хромому зайцу и ХХХвать его за Хвостик. Заяц и вовсе расстроился и говорит: аХ, ты Храбрая мышка. Зачем сХватила меня за мой Хвостик! АХ, аХ, аХ.

Храбрая мышка отвечает: потому что я Хоть и маленькая, но очень ХХХрабрая!

Заяц говорит: да не слишком ты ХХХвастайся. не ХХХвались пока. Вон там Хворост Хрустит. Посмотрим, будешь ли ты теперь Храбрая.

Из-за Хвойных деревьев появилась Хитрая лиса. УХ-уХ-уХ, умаялась я. ХХХоть бы кто помог мне, Хворост тащу в свою Хатку. Хочу печку истопить, Хлебушек постряпать.

Храбрая мышь вызвалась помочь, Хвалится — я Хлебушек люблю, я тебе помогу, Хворост твой до Хатки донесу.

А лиса была ХХХитрая, преХХХитрая. СХватила Храбрую мышку, да и Ходу дала в Хвойный лесок, в свой Хуторок.

Вот и рассказику конец.

Автоматизация Х в скороговорках и чистоговорках

Хороший и чистоговорки. Они легко запоминаются и обеспечивают тренировку верного произношения.

Хорошая халва - хозяйке хвала.

Хохотушка буква ХА хохотала: «Ха-ха-ха».

Прохор да Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Закрепить звук в речи в игровой форме помогут стихи:

Иха-иха-иха-иха - громко топала слониха,

Иха-иха-иха-иха - быстро прыгала зайчиха,

Иха-иха-иха-иха - быстро бегала лосиха,

Аха-аха-аха-аха - не спешила черепаха.

* * *
Ха-ха-ха - варится уха.

Хи-хи-хи - поедим ухи.

Ху-ху-ху - съели мы уху.

Хи-хи-хи - больше нет ухи.

Ходил хорек на елку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой.

(Г. Сапгир)

Постановка и закрепление в речи звука Х достигается достаточно быстро. В самых сложных случаях произношение исправляют механически (например, из С’ при помощи шпателя). , стихи и загадки ускорят процесс процесс автоматизации и сделают его более увлекательным.

Чистоговорки с [Х], [Х"]:

Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.

Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи: быстры лапки у блохи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе.

Фразы со звуками [Х], [Х"]:

Собери сухой хворост.

Хитрый хорь поймал хомяка.

У хамелеона длинный хвост.

Харитон собирал хворост.

Стихотворные тексты со звуками [Х], [Х"]:

Хомячок охрип от крика:

Разве хорь болеет гриппом?

Ой, хорёк, какой ты врун,

Я от хохота умру! (А. Пудваль)

Хохотушка

Хохотала звонко Мила,

В рот смешинка угодила.

И смешинку потеряла. (Ф. Бобылев)

Хвастливый хамелеон.

Хвастался хамелеон своим хвостом

Хвостатым хищникам. Потом…

– Что стало с ним, с его хвостом?

– Ни хамелеона, ни хвоста.

Ведь нет у хищников поста.

История, увы, проста. (Е. Карельская)

Хомячок

Хомка, хомка, хомячок -

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Чистит лапки, воду пьёт.

Прибирает Хомка хатку

И выходит на зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Хочет Хомка сильным стать! (А. Каменчук)

Хорь охотник

Да хохлаток впопыхах разбудил.

Да проснулся Петух,

На Хоря сверху бух!

Нехороший тот курятник, плохой!.. (В. Суслов)

Хорек ходил на елку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой. (Г. Сапгир)

Хочешь великаном стать?

На ходули надо встать!

Ахи, охи, хохот, смех.

Скоморохи выше всех! (В. Берестов)

Скороговорки со звуками [Х], [Х"]:

Хохотушка буква Х

Хохотала: «ха-ха-ха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Звук Х и Х".

В начале слова: Хаты, хан, халат, хаос, халва, хорёк, хомут, холод, ход, холм, хобот, худой, худоба, хутор, хурма. Хвоя, хвост, хворост, хлам, хлопья, хлопоты, хлопушка, хлыст, хлеб, хрен, хруст, хищный, хирург.

В середине слова : Уха, муха, папаха, эпоха, помеха, пряха, рубаха, ольха, черепаха, засуха, мачеха, неряха, стряпуха, охать, сахар, махал, знахарь, лихач, буханка, ухабы, пахнет, шахматы, сухо, охота, пехота, ухо, уход, тихоня, охотник, поход, ледоход, вездеход, тихоход, хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта, вихрь.

В конце слова : Запах, размах, впотьмах, мох, вдох, выдох, врасплох, скоморох, пух, дух, петух, лопух, воздух, пастух, вслух, олух, мех, орех, смех, грех, наспех, стих, верх.

Словесная игра "Подбери слово". Тренировать ребёнка в подборе слов со звуком [х].

Слон – слониХа, морж – моржиХа, кабан – кабаниХа, страус – страусиХа, бобр – бобриХа, ёж – ежиХа, попугай - попугаиХа и т.д.

То же самое, с парами слов: пловец – пловчиХа. сторож – сторожиХа, трус – трусиХа, портной – портниХа и проч.

Предложения со звуками Х и Х".

Хата без хозяина. Ахнуло эхо. На грядках сеют горох. Горох сахарный. В бухту вошёл пароход. Охотник поехал на охоту. Я ел ореховую халву. Муха – горюха села на ухо. Я купил буханку хлеба. Михаил идёт в поход. Михаил отдыхает. Хозяйка готовить уху. Хитрая лиса охотится на петуха. Духи хорошо пахнут

Закончить предложения, добавив слова со звуком Х.

В бухту вошёл (пароход).

На болоте растёт (мох)

На грядках сеют (горох)

По утрам поет (петух)

В воздухе летает тополиный (пух)

В квартире большая, уютная (кухня)

Машина дала обратный (ход)

Дети перестали шуметь, стало (тихо)

Стадо пасёт (пастух).

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи, игры.

У страха глаза велики.

Хорошую речь хорошо и выслушать.

Хороший человек хорошо и работает.

Хорош ёрш в ухе, а лещ в пироге.

Хорошо сказал, хорошо и поехал.

Страх хуже смерти.

На словах тих, а на деле лих.

Вкусная халва – мастеру хвала.

Кабы этот смех – да на всех.

Каков уход, таков и доход.

Делано наспех – и сделано на смех.

Хлеб за брюхом не ходит.

Хорош заяц белый, а охотник смелый.

Есть еще порох в пороховницах.

Худого не хвали, а хорошего не корми.

Снег на полях – хлеб в закромах.

Хоть ноги длинные у смеха, но не доводят до успеха.

Хорошо того учить, кто хочет все знать.

Хороший товар сам себя хвалит.

Полон хлевец белых овец. (подушка)

Ходит, ходит, а в избу не заходит. (дверь)

Не пух, не всех, а оденет всех. (хлопок)

Слаще мёда, легче пуха.

Отдохни! – все шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить. (лень)

Прохор и Пахом ехали верхом.

Ха - ха – ха – вкусная уха!

Ху – ху – ху – мы едим уху.

Ох - ох - ох –на болоте мох.

Хе – хе – хе – сидит птичка на ольхе.

"Х" все ходит, ходит, ходит,

Места, что ли не находит?

Уха была не плоха,

Хороша была уха.

Не вынеся этого смеха,

Он встал и уехал.

Хохотушка – буква "Х"

Засмеялась: ха – ха – ха.

Хомяку сказал хорёк:

"Хвост твой узок, мой широк"

Не хочешь великаном стать?

На ходули надо встать.

Охи, охи, хохот, смех –

Скоморохи выше всех.

Был в саду переполох – там

Расцвел чертополох.

Чтобы сад не заглох

Пропололи чертополох.

Рассказ "Хомяк – хвастун"

Жил был хомяк-хвастун.

Каждый вечер на холме собирались множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

Хотите, верьте, хотите нет, - начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего. Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: "Чего расхрюкался? Хомяков не видел, что ли?" А он: "хрю-хрю", да "хрю-хрю". Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил и забросил на самую верхушку дерева.

Ух ты! – восхитились хомяки.

Что, что потом!? – хором спросили хомяки.

Я… потом…

Да не тяни же ты! – взмолились хомяки.- Хорошенькое дело! – обиделся хвастунишка. – Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?

Стихи на букву (звук) - Х.

ха-ха-ха, ха-ха-ха

Есть у нас два петуха,

хи-хи-хи, хи-хи-хи

Всё дерутся петухи,

ху-ху-ху, ху-ху-ху

Клювы все у них в пуху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи

Хватит драться, петухи!

ха-ха-ха, ха-ха-ха

Без хвостов два петуха.

Хорь.

Хмурый-хмурый ходит Хорь –

На него напала хворь.

Чахнуть стал и сохнуть.

Ни вздохнуть, ни охнуть!

Смотрит хитрая куница

Сверху с пихты на Хоря:

– Ты сходил бы, Хорь в больницу,

Не вздыхал, не охал зря.

У тебя, наверно, Хорь –

Корь!

В. Суслов.

На охоте

Шёл охотник на охоту,

увидал в кустах кого-то.

Он затвором щёлк да щёлк,

и на снимке вышел волк.

В. Викторов

Тихо, тихо снег идёт,

белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд

во дворе лопатой.

М. Познанская

Ходики ходят,

они на ходу.

Ходики встали:

попали в беду.

Ходит по лесу хорёк -

хищный маленький зверёк.

С. Маршак

Костя хлеб жуёт сухой. -

Ты бы ел его с ухой!

Мох - тот же мех. К чему меха?

Мне шубу сшил портной из мха.

Мягка, легка... Один лишь грех:

совсем не греет этот мех.

В. Лунин

Хомяк не хочет в зимний холод

ходить, испытывая голод,-

хитрец холодною порой

храпит в хоромах под землёй.

Хороши цыплятки у Хохлатки!

Хохлатка квохчет, кудахчет:

Ах, вы мои милые

не хворые, не хилые,

хорошохонькие!

Ах! Ах!

Тихо, тихо...

Тихо, тихо,

тихо, тихо

мы по комнате пройдём.

На диване тихо, тихо

мы усядемся вдвоём.

Посидим с тобою тихо,

может, час, а может, два.

Говорить мы будем тихо

очень тихие слова.

За окошком тихо, тихо

клён о чём-то шелестит.

Всюду тихо, тихо, тихо,

потому что мама спит.

В. Орлов

Хомячок

Хомка, хомка, хомячок -

полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

чистит лапки, воду пьёт.

Прибирает Хомка хатку

и выходит на зарядку:

раз, два, три, четыре, пять,

хочет Хомка сильным стать!

А. Каменчук.

На охоту хорь в курятник ходил,

да хохлаток впопыхах разбудил.

Да проснулся Петух,

на Хоря сверху бух!

Хорь со страху еле ноги унёс.

Ох, и больно, и обидно до слёз!

И сидит он, и ворчит под ольхой:

Нехороший тот курятник, плохой!..

В. Суслов

Хотел бы я выучить птичий язык

Хотел бы я выучить птичий язык!

Хотел бы я птичьи заботы понять,

хотел бы их крики и споры унять,

хотел бы от хищников их охранять,

хотел бы их песни вовсю распевать!

Я птицам сказал бы:

Спасибо вам, птицы,

было бы очень тоскливо!

Е. Карганова.

Медвежье ухо

Зайчихе заяц говорит:

Пропали мы, старуха:

в траве смотри-ка, что торчит.

Что? Что?

Медвежье ухо!

Медведь! Как выскочит сейчас!

Как зарычит! Как схватит нас!..

Нет, нет, не так уж я проста,-

Зайчиха отвечала,-

чтобы медведя от куста

совсем не отличала...

Медвежье ухо - это куст.

Я ем его! Ты слышишь хруст?

А. Шибаев.

Хорек ходил на елку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой.

Г. Сапгир.

Хочешь великаном стать?

На ходули надо встать!

Ахи, охи, хохот, смех.

Скоморохи выше всех!

В. Берестов.

Хохотала звонко Мила,

В рот смешинка угодила.

Ха-ха-ха! Вдруг – бух! – упала

И смешинку потеряла.

Ф. Бобылев.

Хомяку сказал хорек:

«Хвост твой узок,

мой – широк!...»

Б. Тимофеев.

Был в саду переполох –

Там расцвел чертополох.

Чтобы сад твой не заглох,

Прополи чертополох.

Вкусная халва –

мастеру хвала.

Хохотушка буква Х

Хохотала: «ха-ха-ха!»

Сердце так и гложет страх!

Ах!

Эх!

Ох, беда уже близка!

Вот и ждет меня доска.

Притворюсь-ка, что я глух.

Хоть бы в классе свет потух!

Ух!

Ах!

Эх!

Ох!

Ух… не вызвали.

Ц. Ангелов.


Слоги неоднократно повторяются: КА-КА-КА-…, КО-КО-КО-…, КУ-КУ-КУ-…, КЭ-КЭ-КЭ-…, КЫ-КЫ-КЫ-….
КА: каша, калач, казна, казак, карандаш, Катя, калоши, кабачок, каркает и т.д.
КО: кот, кошка, Коля, корь, коршун, копья, кольт, кость, Костя, коклюш и т.д.
КУ: курица, кулёк, кукла, кукушка, кушак, кусок, кулич, кубик, куртка и т.д.
Посложнее, - в середине: акула, сокол, вокал, вокзал, Максим, скворец и т.д.
«Ласковые» слова – неиссякаемый источник звука [К] в конце слова: стол – столиК, палец – пальчиК, нос – носиК, дом – домиК и т.д.. Конечно, «ласковый» вариант слова должен вспомнить ребёнок. Игру «Ласковые слова» хорошо проводить с мячом.
Словообразование даст огромный материал для закрепление звука К:
«Животные и их детёныши» : кот- котёноК, лиса – лисёноК, волк – волчоноК, медведь – медвежоноК, скворец – скворчоноК, грач – грачоноК, бобр – бобрёноК и т.д.
«Профессии и занятия людей»: ученица – учениК, умница – умниК, модница – модниК, море – моряК, рыба – рыбаК, пожар – пожарниК, двор – дворниК и т.д.
Отработав звук [К] на материале слов, приступайте к чистоговоркам :
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока.
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека?
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко.
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку.
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку.
Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак.
Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок!
Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук?
Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг!
Скороговорки , - это высший пилотаж в произношении любых звуков:
Ковал кузнец на наковальне подкову скакуну.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон!
Карлик Карл кувыркался на ковре.

Ходит квочка около дворочка,
Водит деток около клеток.

Купи кипу пик.
Курит турка трубку, клюёт турка крупку.
Наша река широка, как Ока.
Как Ока, широка наша река.
Так, как Ока, широка наша река.

Около кола колокола.
Я сидела у Оки, ела яблоки.
Коси, коса, пока роса.
Роса долой - и нам домой.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

Константин констатировал.
Коли Коля около колли,
То и колли около Коли.

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет козa с косым козлом,
Идет козa с босым козлом.

А стихотворные тексты можно найти в любых детских книжках:
Мы купили кошке
К празднику сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать.
П. Воронько.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
С. Маршак.
– Котик-кот, иди к доке,
Расскажи о колоске!
– Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я!
Г. Виеру.
На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет.
А. Шибаев.

Закрепление звука [Г] в речи ребёнка

Закрепление звука [Г] идёт в той же последовательности, что и [К]: слоги, слова, чистоговорки, тексты, скороговорки.
ГА: газ, газета, газон, галка, галдеть, гагара, гать, гамак, гавань, гармошка и т.д.
ГО: голод, город, гость, гордый, горло, горлинка, горы, горец, гончий, гонг и т.д.
ГУ: гусь, гусыня, губы, гулять, гули, гусли, гурьба, гуща и т.д.
Га-га-га, га-га-га: у кого болит нога?
Га-га-га, га-га-га: не болит уже нога.
Га-га-га, га-га-га: вязнет в сене нога.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь тебе могу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: сидит синичка на снегу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: гусь посеется на лугу.
Го-го-го, го-го-го: конь смеётся: «И-го-го!»
Стихотворные тексты со звуком [Г]:
Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
(Г. Виеру)
Гусь
— Га-га-га! — гогочет гусь.
— Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Всё гляжу, не нагляжусь!
(Н. Коётарев)
Снегири сидят в снегу:
Сядут в снег – и ни гу-гу.
Зря сычи их стерегут
На заснеженном лугу.
(А. Пудваль)
Грач качался в гамаке,
Гуси – в волнах на реке.
Мимо голуби летели
И на веточку присели.
Веточка качается-
Неплохо получается.
(А. Пудваль)
Скороговорки со звуком [Г] достаточно сложны:
В гнезде – гагара, у гагары птенцов пара.
Ганна съела галушку, Герман – горбушку.
Шлёпают гуськом гусак за гусаком.
Свысока смотрит гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.
Говорила им горилла, приговаривала,
Говорила, говорила, приговаривала.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Гонец с галер сгорел.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…


Летела гагара над амбаром,
А в амбаре сидела другая гагара

Итого гагар – пара..

Прекрасная тренировка для закрепления мягких звуков – чистоговорки и скороговорки:
Ки-ки-ки, ки-ки-ки: ёлки очень высоки.
Ке-ке-ке-, ке-ке-ке: спит котенок в уголке.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги: мяч поймал, - теперь беги!
Ги-ги-ги, ги-ги-ги: Гена, маме помоги!
Ги-ги-ги, ги-ги-ги: не забудь про сапоги.
На звук Кь
У мышки в норке
Крошки и корки.
В кладовке у мышки
Кусочки коврижки.
У мышки-норушки
Шкварки в кружке.
У мышки в кадушке
Грибочки-волнушки.
В миске у мышки
Остатки закваски,
А в погребочке
Сырки и колбаски.
На двери – крючочки,
Цепочки, замочки…
(И. Лопухина)

Закрепление звука [Х, ХЬ] в речи ребёнка

Чистоговорки с [Х], [Х"]:
Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи: быстры лапки у блохи.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе.
Фразы со звуками [Х],[Х"]:
Собери сухой хворост.
Хитрый хорь поймал хомяка.
У хамелеона длинный хвост.
Харитон собирал хворост.
Стихотворные тексты со звуками [Х], [Х"]:
Хомячок охрип от крика:
- Разве хорь болеет гриппом?
Ой, хорёк, какой ты врун,
Я от хохота умру!
(А. Пудваль)

Хохотушка
Хохотала звонко Мила,
В рот смешинка угодила.
Ха-ха-ха! Вдруг – бух! – упала
И смешинку потеряла.
(Ф. Бобылев)
Хвастливый хамелеон.
Хвастался хамелеон своим хвостом
Хвостатым хищникам. Потом…
– Что стало с ним, с его хвостом?
– Ни хамелеона, ни хвоста.
Ведь нет у хищников поста.
История, увы, проста.

(Е. Карельская)

Хомячок
Хомка, хомка, хомячок —
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Чистит лапки, воду пьёт.
Прибирает Хомка хатку
И выходит на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Хочет Хомка сильным стать!
(А. Каменчук)
Хорь охотник
На охоту хорь в курятник ходил,
Да хохлаток впопыхах разбудил.
Да проснулся Петух,
На Хоря сверху бух!
Хорь со страху еле ноги унёс.
Ох, и больно, и обидно до слёз!
И сидит он, и ворчит под ольхой:
— Нехороший тот курятник, плохой!..
(В. Суслов)
Хорек ходил на елку к волку,
Унес хлопушку втихомолку.
Теперь хорек своей хлопушкой
Зверей пугает, словно пушкой.
(Г. Сапгир)
Хочешь великаном стать?
На ходули надо встать!
Ахи, охи, хохот, смех.
Скоморохи выше всех!
(В. Берестов)
Скороговорки со звуками [Х], [Х"]:
Вкусная халва – мастеру хвала.
Хохотушка буква Х
Хохотала: «ха-ха-ха!»
Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Коррекционно-развивающие задачи.

Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность).

Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под, над по значению.

Научить правильно произносить звуки [X] — [Х! ], дифференцировать их на слух и в произношении.

Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать слова с определенным количеством слогов.

Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.

Продолжать учить писать зрительные диктанты.

Задание 1 . Взрослый предъявляет ребенку картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если ребенок услышит правильное название, то он должен хлопнуть в ладоши, а если искаженное — то нет:

баман — панам — банан — банам;

ваван — даван — диван — ванан;

альбом — альбон — альмон — аньбом — аблем — альпом;

витавин — митанит — фитамин — митавим — витамин — виталим.

Задание 2 . Знакомство с предлогом под.

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие команды: положить мяч под стул, поднять мяч над стулом; положить книгу под стол, поднять книгу над столом. Потом спрашивает: «Куда ты положил мяч?» или «Что ты с ним сделал?» Ребенок отвечает. Затем взрослый поднимает мяч над столом и спрашивает: «Где находится мяч (по отношению к столу)?» Взрослый вспоминает с ребенком значение предлога над, объясняет значение предлога под, знакомит с его графическим изображением. Затем взрослый предлагает выполнить следующие задания:

— договорить предложения:

Лампа висит над... Ручка упала под...

— выбрать нужный предлог:

Мальчик поднял мяч... головой. Девочка положила книгу... подушку;

— исправить ошибку:

Лампа висит под столом. Заяц спит в лесу над елкой;

— составить предложения из заданных слов:

Самолет, лететь, лес, над; гриб, расти, елка, под;

— самостоятельно составить предложения с предлогами над и под.

Задание 3 . Знакомство со звуком [X].

Взрослый предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением. Сколько слогов в этом слове?

светло — темно, жарко — ...(холодно).

хлеб, холодно, хоккей, ходули.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [X]:

губки и зубки свободны;

кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;

горлышко «молчит».

Символ звука: дедушка храпит: XXX... .


Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4 . Фонетическое упражнение.

Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ... (на плавном длительном выдохе).

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X]»:

х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо..

Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:

ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...

Задание 7 . Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.

пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...

Задание 8. Дидактическое упражнение «Составь слово»:

хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки; му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.

Задание 9 . Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:

Не вкусно без соли,

Не сытно без... (хлеба)

Легкий, а не пух,

Мягкий, а не мех,

Белый, а не снег,

Но оденет всех. (Хлопок)

Назвать последний звук в слове:

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох)

С красным гребнем,

Посадили зернышко,

Выросло солнышко. (Подсолнух)

Задание 10 . Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длинное слово и самое короткое.

Задание 11 . Самостоятельно подобрать слова со звуком [X], состоящие из одного, двух, трех, четырех слогов.

Задание 12 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [X].

Задание 13 . Выучить чистоговорки:

Ха-ха-ха — испугали петуха.

Ху-ху-ху — ели мы уху.

Их-их-их — ветерок затих.

Ох-ох-ох — зеленый мох.

Задание 14. Знакомство со звуком .

Символ звука: детям весело, они смеются: хьхьхь...


Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук »:

хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь...; хитрый, молоко, химия, машина, хирург.

Задание 16. Повторить за взрослым серию слогов (с выделением голосом любого слога).

хя-хе-хю-хи; ахь-охь-ухь-ихь...

Задание 17 . Повторить за взрослым ряд слов. Объяснить ребенку значение каждого слова. Разделить эти слова на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово:

хижина, хитрый, хирург, хищник, хек.

Задание 18 . Выучить чисто говорку:

Хи-хи-хи — в поле пели петухи.

Задание 19. Дифференциация звуков [X] — . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-...

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и ). Объяснить ребенку значение незнакомых слов:

муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.

Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу». Назвать первый звук в словах:

хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-рость, -рец, -рый).

Выбрать из ряда слов те, которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, подходит это слово к слову храбрец или нет.)

молодец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец, лодырь.

Подобрать слова со звуками [X] и . Выучить скороговорку:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

Задание 20 . Знакомство с буквой X.

Хорошо хвалить, хихикать,

Худо — хвастаться и хныкать.

О. Гофман

На что похожа буква X?

Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и леве рук.

Игры с буквой.

Задание 21 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.

Выкладывание схем из кружков. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:

уха, мох, муха, мухи, хата, Хома.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

муха — мухи; хата — хатка — хатки.

Чтение и запись предложения по памяти после зрительного предъявления:

У Хомы хата.