Меню
Бесплатно
Главная  /  География  /  День информации Дни информации – комплексные мероприятия, рассчитанные. День информации «Здравствуй! Я – новая книга! Тематический день информации в библиотеке

День информации Дни информации – комплексные мероприятия, рассчитанные. День информации «Здравствуй! Я – новая книга! Тематический день информации в библиотеке

Белый снег, синий лед,
Золотой круговорот
Ёлок, шалостей, затей,
Хлопьев, улочек, гостей,
Смех, сиянье и полет,
Это – Новый год!

С. Шестаков

В Библиотеке – центр общения и информации в канун Нового года прошел настоящий праздник: с Дедом Морозом и Снегурочкой, с Лошадкой – символом года, с зайчиками, мишками и другими зверушками. А еще на праздник пришли принцы и принцессы, дамы-красавицы и мушкетеры. Всем было весело – ребята читали стихи, пели песни, под музыку водили хороводы вокруг елки. Самый-самый настоящий Дед Мороз раздавал подарки и не забывал спрашивать, какой добрый поступок совершил гость праздника в уходящем году. Ребята потихонечку нашептывали Деду Морозу свои желания.

Дорогие наши, Друзья библиотеки - пусть все ваши желания сбудутся! Дорогой Дедушка Мороз, положи нашим читателям под елочку всего пять коробочек: первую - наполни здоровьем, вторую - удачей, третью - добром, четвертую - терпением, а в пятую положи веру! И перевяжи все эти коробочки ленточкой счастья! Спасибо, Дедушка Мороз!

Приглашаем на выставку "Талисман года"

Уважаемые читатели! В Библиотеке – центр общения и информации открылась выставка творческих работ «Талисман года»! Познакомиться с выставкой можно в часы работы Библиотеки.

Библиотечное новогоднее путешествие

В Библиотеке - Центр общения и информации начались новогодние праздники.

Новый год… Есть в нем что-то волшебное, загадочное. Во всех странах Новый год встречают по-разному, но повсюду у этого праздника есть общие черты: надежда на счастье и вера в чудо.

Сегодня учащиеся из 24 школы совершили новогоднее путешествие в разные страны, познакомились с интересными традициями и обычаями встречи Нового года других народов. Ребята с удивлением услышали трогательную историю самой новогодней песенки «В лесу родилась елочка», необыкновенную судьбу ее автора, Р. А. Кудашевой. Они приняли участие в настоящем спектакле, где сами и были актерами. Им пришлось побыть и елочкой, и метелью, и мужичком, и лошадкой. Остальные сопровождали действия пением главной новогодней песенки.

«Звездный час» с новогодними загадками выявил участников - победителей, которым предстояло сразиться в подвижных конкурсах за главный приз.
Не везде на нашей планете Новый год приходит в одно и то же время, не везде новогоднее веселье пахнет елкой и морозом, существуют невероятное количество примет, поверий и легенд у разных народов, но всегда этот праздник связан с радостью и надеждой на будущее.

Под Новый год желания сбываются,
Под Новый год все в жизни получается.
Становятся вдруг легкими задачники,
Удача прилетает к неудачникам,
Обиды все и горести прощаются,
Мечты людей, заветные, сбываются,
Становятся враги друзьями верными -
Все злое испаряется, наверное.
Становится гораздо лучше свет -
Прекрасней праздника, конечно, нет.

День здорового образа жизни

В Библиотеке – центр общения и информации 28 ноября был объявлен Днем здорового образа жизни. В этот день состоялась акция «Меняем сигарету на конфету». Участниками акции стали читатели от 14 лет и старше. Открытие акции началось с показательного процесса «Суд над сигаретой», который прошел в рамках инфо-часа «Пусть завтра будет у всех». Целый час вместе с учащимися 24 школы сотрудники библиотеки говорили о здоровье, о здоровом образе жизни и о вредных привычках, разрушающих наше здоровье.

Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Её не купишь ни за какие деньги. Глубоко ошибается тот, кто считает, что о своем здоровье должны заботиться только люди среднего и пожилого возраста. «Береги платье снову, а здоровье смолоду» - это не пустые слова, ведь будучи больным, невозможно воплотить в жизнь свои мечты, не хватит сил на преодоление жизненных задач. Быть здоровым стало и модно, и престижно. Основой обсуждения стал специально подготовленный для этой встречи буклет «Не погибай по неведению», в котором рассказывается о том, что включает в себя понятие «Здоровый образ жизни»:

  • Движение
  • Гигиену
  • Питание
  • Отказ от вредных привычек

В результате встречи мы пришли к выводу, что слова знаменитого древнегреческого врача Гиппократа актуальны во все времена: «Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь вам дается только один организм. Если вы полагаете, что поскольку здоровы сейчас, то будете здоровы всегда, вы ошибаетесь».
Существует научно доказанный факт, что здоровый образ жизни позволяет людям жить до ста лет и более! Эти люди не курят, не пьют, ведут здоровый образ жизни. Давайте помнить, что основа здорового тысячелетия – это здоровое наше столетие! Хорошее здоровье – основа долгой, счастливой и полноценной жизни.

"Встречи на Завеличье"
К 85-летию со дня рождения В.С. Пикуля

24 октября в Библиотеке - центр общения и информации прошла очередная встреча в клубе «Встречи на Завеличье», посвященная 85 - летию со дня рождения В.С.Пикуля.

Судьба отвела писателю всего 62 года жизни. За 40 лет литературной деятельности Валентин Пикуль создал более 30 романов и повестей. Все его творчество от первой до последней строчки служит воспитанию в читателе чувства патриотизма, уважения к памяти предков, любви к Родине.

Конечно, романы В. Пикуля не являются документальным повествованием. Но несомненной заслугой писателя можно назвать то, что ему удалось привлечь внимание читателей к истории — прежде всего, к истории отечественной. Ему удалось соединить хронику исторических событий с увлекательным сюжетом, что обусловило необычайную популярность его романов.

Они публиковались в журналах, которые затем расходились по рукам в копиях. Книги Пикуля продавались по купонам в качестве вознаграждения за сданную макулатуру. Все его книги пользовались огромным успехом, популярность его была необыкновенной.

Сам писатель в своей автобиографии писал: «Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и сильнее разумом. История воспитывает в нас необходимое чувство национальной гордости. Сравнивая прошлое с настоящим (и делая выводы на будущее), читатель должен знать, что наше государство не имело блаженных времен, а жизнь русского народа всегда была сопряжена с преодолением неслыханных кризисов».

На встречу с писателем собрались его поклонники. Специально для этой встречи из даров читателей были отобраны книги писателя и предложены в подарок всем любителям творчества писателя. Такой подарок всем понравился и, смеем надеяться, что он займет достойное место в личных библиотеках наших читателей.

Поэзия совести и любви
К 90-летию со дня рождения Э. Асадова

26 сентября в библиотеке состоялось заседание клуба «Встречи на Завеличье». Поздравить членов клуба с праздником людей элегантного возраста пришли малыши из МДОУ № 53 «Золушка» и вокальная группа Детского Центра «Надежда» с педагогами.
Продолжился вечер встречи чтением любимых стихов.

Очень давно одному из сотрудников нашей библиотеки была передана читателем старая тетрадь со стихами, среди которых были и стихи Э.Асадова. Теперь этой тетради уже более сорока лет… Оказалось, что у многих членов клуба бережно хранятся такие же тетради, и они любезно согласились принести их…

Говорят, что жизнь поэта в той или иной степени отражена в его произведениях. Но бывает и так, что судьба художника уже сама по себе является легендой, и в таком случае к ней возникает особый читательский интерес. Жизнь Э. Асадова - пример такой судьбы. Прошедший войну с 1941 по 1944 г., Э.Асадов имел много наград, среди которых была и Золотая Звезда Героя Советского Союза. Но самой главной, самой дорогой наградой поэт считал доверие к себе и любовь миллионов читателей.

В награду же выпало мне за труд,
Без всякого громкого утвержденья,
Сияние глаз, улыбок салют
И миллионное сердец биение.
И пусть без регалий большого званья,
Я, может, счастливее всех стократ.
А если точней, то народа признанье -
Самая высшая из наград.

Когда Эдуарда Асадова спрашивали, какие темы волнуют его больше всего - военные, гражданские, лирические или, быть может, стихи о природе? Он отвечал так: « Для меня нет любимых или нелюбимых тем. Ибо пишу не холодным рассудком, а сердцем. И только о том, что меня глубоко волнует. И лирикой считаю не только стихи о любви, но и вообще все, что выходит из-под моего пера. То, что прошло через сердце- лирика». В завораживающих строках о любви, войне, дружбе, природе, чувствах каждый может найти что-нибудь свое. На нашей встрече почти все присутствующие читали любимые строки Э.Асадова. Его помнят, его стихи по - прежнему любят…


Когда я сгину в вихре грозовом,
Друзья мои! Вы в смерть мою не верьте!
Я - ваш поэт! Я воевал со злом
За ваше счастье пулей и стихом,
А для поэта не бывает смерти!

Итоги акции "Лучший читательский формуляр"

15 сентября в Библиотеке - Центр общения и информации прошло подведение итогов летней акции "Лучший читательский формуляр". Сотрудники библиотеки ставили целью выявление и поощрение лучших читателей и пользователей. Номинации в конкурсе были очень разнообразные: "Самый рассудительный читатель", "Любитель книжных тайн", "Музыкальный эрудит", "Читающие подружки", "Самый любознательный читатель" и др.

В день подведение итогов многие читатели пришли с мамами и папами, и все вместе приняли участие в литературном поединке за ПРИЗ УДАЧИ. Чтобы получить его, ребята должны были доказать, что они не просто много книг прочитали, но и помнят книжных героев, могут рассказать об их приключениях и странствиях. Пришлось потрудиться и родителям - они вспоминали невиданных зверей из сказочных стран и помогали называть заданные предметы из черного ящика. ПРИЗ УДАЧИ завоевал Александров Александр, ученик 5 класса Би-школы, а все остальные получили благодарственные грамоты и книги в подарок.

День информации "Удивительный дар - СЛОВО"

В игре «Словарные забавы» участие принять мог каждый читатель. Как выяснилось, загадки, ребусы и шарады любят отгадывать и взрослые и дети. В библиографической игротеке «Мир молодого мудреца» соревновались ученики 3-го класса. Ребятам была рекомендована книга:

Даль, В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: соврем. написание: избранное: более 700 ил. / В. И. Даль. - М. : АСТ: Астрель, 2007. - 160 с.

Особенность этой книги - цветные иллюстрации. Открыв ее, вы сможете не только прочесть толкования давно забытых слов, узнать необычные значения слов уже известных, но и увидеть на полотнах знаменитых художников их зрительные образы.
Например:
ЛАПОТЬ, лапоток, лаптишко, лаптище - короткая плетенная обувь на ножную лапу, по щиколотки.
Плели: из лык (лычники), мочалы (мочалыжники, плоше), реже из коры ракиты, ивы (верзни, ивняки), тала (шелюжники), вяза (вязовики), березы (берестяники), дуба (дубовики), из тонких корней (коре ники), из драни молодого дуба (дубачи), из пенковых оческов, разбитых ветхих веревок (курпы, крутцы, чуни, шептуны), из конских грив и хвостов (волосяники ), наконец, из соломы (соломенники).

Каждый участник Дня информации получил закладку с информацией о В.И. Дале и его работах.

"Песочные фантазии"

23 августа в Библиотеке - Центр общения и информации педагог Дворниченко Анастасия Владимировна провела мастер - класс по рисованию песком.

Взаимодействие с песком - одно из популярных в мире направлений арт-терапии. Специалисты уже давно обратили внимание на позитивный психологический эффект обучения рисованию песком.Занятия позволяют избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствуют снятию напряжения, тревожности и фобий. В настоящее время очень распространены занятия, проводимые педагогами не только с детьми, но и совместно с их родителями! Создание картины ребенком с помощью мамы или папы доставляет ему массу положительных эмоций, а родителям помогает лучше понять своего ребенка!

На мастер - класс пришли ребята самого разного возраста - от 3-х до 12-ти лет - и всем было интересно!

С помощью педагога и родителей горсть песка в руках детей превращалась в бабочку, в дельфина, а то и в лес или в море! Ребята быстро освоили приемы рисования на песке. Это оказалось интересно, полезно и просто здорово! Каждый получил на память буклет - памятку «Песочные фантазии».

Детская писательница Маша Лукашкина в гостях у библиотеки

Р.Л.Стивенсон «Книга»
(перевод М.Лукашкиной)

Гляди, как прыгают детишки
Вокруг подаренной им книжки.
И ты последуй их примеру:
Порадуйся, попрыгай в меру.
С тем любопытством, что и дети,
Перелистай страницы эти.
Прочти хоть про себя, хоть вслух.
И к смыслу не останься глух.

Розовые очки от М.Лукашкиной
Как вы думаете, кому нужны розовые очки? Наверное тому, у кого плохое настроение.
У ребят, пришедших на встречу с детской писательницей Марией Лукашкиной, настроение было отличное. Они познакомились со стихами Марии Михайловны, поучились определять стихотворные размеры, поняли, что книги интересно не только читать, но и писать. Ведь автор всегда может объяснить, откуда «берутся старушки», «чем кончаются дорожки» или «где живут гномы».

Мария Лукашкина часто печатает свои произведения в «Мурзилке». На встречу она «привела» главного героя - Мурзилку. Он очень быстро познакомился с ребятами, подружился с ними, а на память подарил всем свой журнал, посоветовал чаще читать его.

Оказалось, что многие ребята пробуют сочинять стихи. За стихотворение «Города» автор, Ксения Сопенко, ученица 25 школы, получила приз от М.Лукашкиной - книгу «Розовые очки».

Видеоотчёт о встрече в библиотеке

День информации "Земля моя знакомая и незнакомая"

В Библиотеке - Центр общения и информации 18 июня прошел День информации «Земля моя знакомая и незнакомая». Участниками мероприятий, прошедших в рамках Дня информации, стали ребята из детских оздоровительных лагерей школ №8, 24, 4.

Наши гости побывали в заочном путешествии по заповедным местам Псковщины, посетили Полистовский заповедник, узнали о многих чудесных обитателях болотного края. Путешествие называлось «Маленькие чудеса большой природы» и, действительно, удивительно, что маленькая росянка - это насекомоядное растение, травяная и остромордая лягушки и серая жаба - тоже маленькие обитатели болот...Много познавательной информации приготовили работники библиотеки для этой встречи. Например, на выставке книг «Заповедные места Псковщины» был представлен материал о растениях и животных, занесенных в Красную книгу Псковской области.

Обзор литературы «Через книгу в мир природы» включил в себя такие книги:

Шишкин. Сказка о лесном художнике / [Галина Ветрова]. - М. : Белый город, 2001. - 11 с.

«Много художников жило в России, а мало кто был так знаменит, как Шишкин.

Больше всего на свете любил изображать леса, реки, деревья… Все вместе это называется «пейзаж». И почти всегда на его картинах светило яркое солнце, сияло голубое небо, зеленела трава. Любил он, чтобы все было красивое, сильное, здоровое» - это сказка об искусстве.

Выдумка тесно переплетается с реальной историей и помогает юному читателю легко запомнить необходимые термины, важные факты, а главное - сами картины знаменитого художника.

Сладков, Н. И. Лесные тайнички : рассказы и сказки / Николай Сладков; рис. Н. Чарушина. - М. : Детская литература, 2002. - 398 с. - (Школьная библиотека).

Сладков, Н. И. В лес по загадки : (Юным следопытам) : фотокнижка / Н. Сладков. - Л. : Детская литература, 1983. - 95 с.

Для того, чтобы оказаться в диком лесу, вовсе необязательно каждый раз брать билет на поезд и ехать в дальние края - можно просто протянуть руку к книжной полке и взять книгу Николая Сладкова, уютно устроиться в любимом уголке и перенестись в прекрасный мир природы... В лесу вы сможете увидеть много всего интересного.

Узнаете, например, как медведи по весне просыпаются оттого, что подтаявший снег им «штаны намочил». А вот испытание для вашего вкуса: как вы думаете, что вкуснее - ивовые почки или березовые? Вы узнаете, что существуют птицы, которые летят на зиму не в теплые края, а наоборот - прилетают к нам, в наши леса.

Писатель Николай Сладков все свои произведения посвятил природе. Он писал: “Все ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки еще интереснее искать. Что там грибы, орехи! Соберешь - успокоишься. А как загадки разыскиваешь - так покой потеряешь. А как нашел загадку - так отгадку подавай, значит, в лес иди, отгадку ищи. И пошло- поехало - конца не видно!”

Афонькин, С. Ю. Деревья : шк. путеводитель: для сред. и ст. шк. возраста / С. Ю. Афонькин; ил. Е.В. Коньковой. - СПб. : Балтийская книжная компания, 2006. - 95 с. - (Узнай мир).

Прочти эту богато иллюстрированную книгу и ты узнаешь много нового о нашем "зеленом друге". Каждый лес имеет свой облик и характер. Растения в нем располагаются ярусами. В зоне умеренного пояса, где мы с вами живем, два первых яруса занимают хвойные и лиственные деревья, третий - кустарники, а самые нижние (четвертый и пятый) - кустарнички, мхи и травы.

Детская Энциклопедия. Деревья от А до Я . - 1998.- №5. - 43 с. - (Аргументы и факты).

На протяжении всей истории человечества дерево играло огромную роль в жизни людей.

Чего только не делали из этого податливого материала.

О разнообразных свойствах некоторых деревьев и их значении в жизни людей рассказывается в этом издании.

Сергеева, М. Н. Растительный мир. Книга рекордов : Факты, поражающие воображение / Мария Сергеева. - М. : ОЛИСС: ЭКСМО, 2009. - 128 с.

Уникальные создания, преобразующие солнечную энергию в живую материю; легкие Земли, питающие атмосферу кислородом; экстремалы, живущие в суровых климатических условиях; природные доктора и целители - все самое интересное о растительном мире в этом издании.

Деревья: факты, находки, открытия / [авт. текста Д. Берни; пер. с англ. В. Свечников]. - М. : Махаон, 2010. - 64 с. + 1 электрон. опт. диск (DVD ROM).

В этой удивительной книге вы встретитесь с такими привычными и все же незнакомыми существами - деревьями. Узнаете, сколько лет живут лесные великаны и как им удается стать такими огромными. Вы прочитаете о том, какие бывают на Земле леса и какие удивительные деревья в них растут. А еще вас ждут встречи с лесными народами, которые на протяжении тысячелетий устраивали свои жилища в лесах. Отлично разбираясь в растениях, они знали, какие из них ядовиты, а какие можно использовать в качестве лекарств. В некоторых частях света люди обитают в лесах и поныне. Их жизнь протекает в полной гармонии с природой.

Но в последнее время существованию лесных народов угрожает вторжение цивилизации - интенсивная вырубка деревьев и непривычные болезни, которыми они заражаются от туристов. Необычная информация содержится на страницах книги, где деревья - герои мифов и легенд. Например: в скандинавской мифологии есть дерево с названием «Мировое дерево» - это огромный ясень, растущий на далеком неведомом острове. Его корни уходят в подземный мир, а ветви достигают небес и простираются над всеми странами света. Дерево кормит и богов, и людей, и всех животных. Время, потраченное на чтение этой книги - это время, проведенное с пользой для вашего кругозора.

Подготовленная информация сопровождалась видеоматериалами: «Самые высокие деревья»; «Самые красивые деревья»; «Самые необычные деревья» и др. Ведущий подготовил фотографии простого и в то же время необычного растения нашего города - ивы шаровидной. На основе фотографий провели мозговой штурм «Загадка нашего города»: посмотрите видеоряд изображений дерева, которое растет в нашем городе. Как называется дерево? Удивлению не было предела, так как никто не угадал это дерево.

Всем желающим дана была возможность изготовить листовки-памятки запрещающих знаков: что нельзя делать в лесу!
В течение Дня информации наши читатели пополняли знания о живой природе, знакомились с познавательной экологической литературой, читали стихи о природе:

Природа - это дом,
в котором мы живем,
И в нем шумят леса,
текут и плещут реки.
Под небом голубым,
под солнцем золотым
Хотим мы в доме том
жить вовеки.

А. Куклин


Пушкинский день России

Есть одно имя, которое известно и дорого каждому человеку с детства. Пушкин…
В память о великом русском поэте с уч-ся 4 школы в библиотеке Центр общения и информации проведен литературный праздник «Что за мудрость в этих сказках!»

Читаю сказки Пушкина
И вижу пред собой
Кота в цепях ученого
И белку под сосной.
Сидит царица гордая
И в зеркальце глядит,
А зеркальце волшебное
Ей правду говорит.
Прекрасная царевна
На лавочке лежит,
А верная собака
Вокруг нее кружит.
Герои сказок Пушкина
Всегда со мной, везде:
И в радости, и в горе,
В печали и беде.
Придут ко мне на помощь,
Развеселят меня.
Я буду о них помнить,
Они - мои друзья.

(Барановская Оксана, Великолукский район, Псковская область)

Из вступительной беседы юные почитатели А.С.Пушкина узнали новые факты о детстве маленького Саши. Особое оживление и вопросы у детей вызвал рассказ о годах учебы в Царскосельском лицеи. Им было интересно узнать, чем же лицей того времени отличался от современного детского дома или интерната. Активно ребята участвовали в литературной викторине «Лучший знаток сказок А.С.Пушкина», дружно отгадывали героев и названия сказок. Кот Ученый передал ребятам волшебный лукоморский мешок, в котором были спрятаны разные разности из сказок Пушкина.

В конце мероприятия дети с удовольствием читали любимые строки из стихотворений поэта у книжной выставки.

Праздник лета и книги в библиотеке

Вот и закончился еще один учебный год. Праздник лета, солнца, смеха и, конечно, книги в Библиотеке - Центр общения и информации продолжался несколько дней.

Праздник сопровождался чудесами, приключениями на сказочном острове «Чтение». Наши гости показали свои знания, смекалку отвечая на вопросы шуточных экзаменов, например, им нужно было вспомнить сказочный персонаж, лезущий вон из кожи вон (Царевна-лягушка) или назвать имя персонажа, которого «поляки называют - Едзина, чехи - Езинка, словаки - Ежи Баба» (Баба Яга).

Сдав экзамены, праздник продолжился на улице, где уже пришлось показать не только знания прочитанных книг, но и силу, выносливость, сноровку.

В первые дни каникул дети получили в подарок замечательный праздник! Так пусть же наступившее лето будет добрым, теплым, книжным!

Акция "Хочу дружить с природой"

5 июня первыми гостями Библиотеки - Центр общения и информации стали малыши из детского сада №53 «Золушка» - так началась акция по привлечению дошкольников к чтению.

Ребята познакомились с писателем и художником Е. Чарушиным, с его рисунками и иллюстрациями к рассказам. Прочитали и обсудили рассказы про маленького котенка Тюпку. С азартом вспоминали и рассказывали стихи про котов, кто не знал стихотворения, тот описывал своего домашнего питомца с помощью наводящих вопросов ведущего. Например:
Библиотекарь: «Соня, какая порода у твоего кота?»
Соня, немного подумав: «Нормальная».
Библиотекарь: «Рената, твой котик любит есть мясо?»
Рената: «Любит. У него нет зубов, у меня тоже нет зубов, выпали (открывает и показывает рот)»
Библиотекарь: «Витя, покажи какой величины твой кот?»
Витя: «Такой, тако-ой, тако-о-ой (с комочка, изображенного с помощью ладошек, сложенных вместе, «кот» вырастает огромным, по мере раскрытия этих ладошек)!»

Встреча закончилась дружным мяуканьем детей и библиотекарей.

К 1150-летию славянской письменности

1150-летие создания славянской письменности в Библиотеке - Центр общения и информации отметили Днем информации «Письма славянского узорчатая вязь».

На выставке «Просветившие землю славянскую» были представлены издания, посвященные создателям первой славянской азбуки Кириллу и Мефодию, которые рассказывают о жизни-подвиге первоучителей славян. Эти ученые мужи создали славянскую азбуку, которой мы пользуемся и по сей день.

Большой интерес у маленьких читателей вызвала книга:

Воскобойников, В. М. Кирилл и Мефодий / Валерий Воскобойников; худож. Ю. и М. Черепановы. - М. : РОСМЭН, 2005. - 63 с. - (Душа России. Наши православные святые).

В книге содержится много интересных подробностей не только о жизни Кирилла и Мефодия, но и рассказ о Византии, о древних городах Крыма, о жителях славянских земель, о борьбе за православие.

Час познаний «Искусно предки книги украшали» посетили ученики 5-го класса лицея №4. С удивлением была прослушана и просмотрена информация о том, что книги в старину украшали золотом, серебром, драгоценными камнями, что книги имели замочки и ножки, на которые книгу ставили, а уж потом раскрывали для чтения. В то, что в публичных библиотеках книги приковывались к полкам железными цепями, ребята поверили только тогда, когда увидели соответствующее фото слайд-презентации.

В этот день для читателей в формате «прямого высказывания» состоялся блиц-практикум «Жило-было слово». Школьникам предлагали для опознания устаревшие слова, которые они могли растолковать сами или с помощью словарей: ВЫЧЕНИЕ - учение, ГЛАГОЛ - слово, ЛЕПШИЙ - лучший, ХЫТРЕЦ - художник, творец, ЛЕПОТА - красота и др. В этот день ребята узнали, что значит быть не просто «одноклассниками», а «однокашниками».

И они стали ими: «в старинной русской школе существовал обычай: когда ученик заканчивал какую-то часть обучения - выучил буквы, прочитал первую книгу - он приносил «горшок каши» учителю за науку. С тех пор однокашниками и называют всех тех, кто учился вместе, а значит, ел одну кашу».

Каша, сваренная по старинному рецепту, была вкусна и полезна!

"И память о войне нам книга оставляет"

7 мая в 11.00 в рамках Международной Акции «Читаем детям о войне» в Библиотеке-Центр общения и информации прошли громкие чтения «И память о войне нам книга оставляет». В акции приняли участие учащиеся 1-х классов 24 школы.

Почетным гостем стала ветеран Великой Отечественной войны Глазунова Надежда Ефимовна. Войну она встретила подростком, но, несмотря на юный возраст, трудилась в тылу, заменяя ушедших на фронт взрослых. Затем вступила в подпольную организацию. Вместе с такими же мальчишками и девчонками помогала партизанам подрывать вражеские склады, машины, ходила в разведку, спасала раненых бойцов.

После выступления Надежды Ефимовны была объявлена минута молчания в память о погибших, а затем ребята поздравили ее с праздником, прочитав стихи и вручив цветы.

Для совместного чтения была выбрана книга Ю.Яковлева «Как Сережа ходил на войну». Прослушав текст сказки, первоклассники узнали, как маленький Сережа превратился в бойца, в груди которого билось, набиралось сил и крепло сердце, способное в нужный момент остановить любого врага, а в сознании мальчика звучали слова Деда: «Ты хотел знать, как совершают подвиг… Это ведь жизни человеческой стоит».


Нам не забыть о той войне,

Прошедшей уже в прошлом веке.

Она в тебе, она во мне,

Как в каждом русской человеке.

(И.Никитина)

Праздничное заседание клуба «Встречи на Завеличье»

6 мая в Библиотеке - Центр общения и информации состоялось праздничное заседание клуба «Встречи на Завеличье».

Среди членов клуба есть и ветераны Великой Отечественной войны, и дети войны, и труженики тыла.

Поэтому всех пришедших на вечер встречал праздничный «салют» на асфальте, который устроили дошколята из детского сада № 35 и 53.

Они долго и старательно рисовали на асфальте свои подарки ветеранам, затем очень трогательно поздравили всех присутствующих и вручили им цветы.

После теплых слов участники вечера вспоминали о том, что пережил каждый во время войны. Их воспоминания сопровождала книжная выставка «Победа в сердце каждого живет» и презентация «Хроника войны. 1941 - 1945 г.»

Мастер-классы к Пасхе "Пасхальная мозаика"

Накануне светлого праздника Пасхи в Библиотеке - Центр общения и информации участники Псковской областной некоммерческой общественной организации «Цветик - семицветик» Орехова Злата Юрьевна и Дворниченко Анастасия Владимировна подготовили и провели цикл мастер - классов с детьми дошкольного возраста, посвященный этому празднику.

Дошколята с большим вниманием слушали о русских пасхальных традициях, рассказывали о традициях своих семей, с удовольствием раскрашивали яйца, делали пасхальные деревья в разных техниках, «пекли» куличи.

Часть совместно выполненных работ можно увидеть на выставке в Поганкиных палатах, остальные работы представлены на выставке в библиотеке.

Несколько слов о празднике Пасхи

Праздник Пасхи - многовековая традиция, «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Пасха, такой светлый праздник, объединял людей в едином чувстве, настроении и состоянии души. Он объединял и семьи. Члены семьи, пусть на короткое время, собирались вместе, объединенные общим делом: подготовкой к празднику, радостным чувством, веселым застольем. Вот и сейчас Пасха, а с ней и те обряды, обычаи, что складывались веками, возвращаются на русскую землю.

В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями. Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашенок. Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. Молодые парни и девчата взбирались на крыши домов, чтобы лучше рассмотреть, как будет «играть» и «веселиться» солнышко.

На Руси существовало поверье, что на Пасху солнце «играет». Дети же обращались к солнцу с закличками:
Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче.
И зима - теплее,
А весна - милее!
В лесу вырастут грибы,
В огороде - бобы,
В поле - рожь и ячмень,
В саду - зеленый хмель.

А как красив и радостен пасхальный стол! Традиционно пасхальными блюдами были и остаются пасха, кулич и крашеные яйца. В русской традиции готовить пасхальные блюда начинали заранее: в понедельник, вторник - раскрашивали яйца, в среду - четверг - пекли куличи, делали пасху, а в субботу освящали пасхальную еду в церкви. Освященные яйца, куличи, пасху всегда ставили в центре стола. Первоначально было принято красить яйца только в красный цвет, но сейчас полет фантазии этим не ограничивается.

Краеведческая игра "Псков через века"

26 апреля сотрудники Библиотеки - Центр общения и информации совместно с МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» провели ежегодную общегородскую краеведческую игру по станциям «Псков через века».

Для участия в игре приглашались команды обучающихся 6 - 9 классов школ города. Всего приняло участие более 160 человек.

Игра проходила традиционно по станциям. На каждой станции (Кремль, памятник В.И. Ленину, Библиотека - Центр общения и информации, Центр Туризма) ребята выполняли различные задания на знание основных событий истории города. Каждая команда подготовила творческое задание по теме «Подарок Пскову к 1110 - летию первого упоминания в летописи…».

Талант есть чудо неслучайное…

В Библиотеке - Центр общения и информации прошло очередное заседание клуба «Встречи на Завеличье», посвященное творчеству замечательного поэта Е.Евтушенко. Его имя давно и прочно вошло в современную поэзию, широко распространилось в жизни людей разных поколений. Популярность поэзии Е.Евтушенко заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в особом неравнодушии к человеческим судьбам, умении находить ключ к душам разных людей. В 1956 году двадцатитрехлетний поэт заявил о себе настолько громко и впечатляюще, что был услышан всеми, а сказанное в те далекие годы звенит до сих пор:

Я разный -
я натруженный
и праздный,
я целе -
и нецелесообразный,
неудобный,
застенчивый и наглый,
злой и добрый.
Я так люблю.
Чтоб все перемежалось!
И столько всякого во мне перемешалось-
от запада
и до востока,
от зависти и до восторга!

Понятно, что не все в поэзии Евтушенко одинаково сильно и убедительно. Но он разъясняет свою точку зрения дотошно, подробно; всегда хочет быть в своих стихах объективным, он любит людей и пишет о них тепло и уважительно, а это - главное!
Разговор о поэте сопровождался чтением стихов, просмотром видео.

«Умелые руки скобарят»

18 апреля в рамках проекта "Познай свой край родной" в Библиотеке - Центр общения и информации состоялся мастер - класс «Умелые руки скобарят», который провела известный в нашем городе керамист Елена Дмитриевна Румянцева.

Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быте предметы, но в руках талантливых мастеров самые обычные вещи превращались в настоящие произведения декоративно - прикладного искусства. Елена Дмитриевна напомнила ребятам, что самый лучший инструмент - это наши руки и хорошее настроение, с которым надо приступать к работе. А глина - это такое чудо, сама подскажет, что и как лепить!

Каждый присутствующий получил по кусочку «сырой» глины - и работа закипела! Пока ребята старались понять, что им подсказывает их кусочек глины, Елена Дмитриевна рассказывала о себе, о своем увлечении, о том, где можно заготовить и как обработать глину. К концу встречи из одинаковых кусочков глины у ребят получилась целая армия котиков, ежиков, роботов и других глиняных заготовок. Дома ребята их высушат и разрисуют. Чтобы работы получились ярче и интереснее, библиотекари порекомендовали обратиться к книге: Федотов, Г. Послушная глина : основы художественного ремесла / Геннадий Федотов. - М. : «АСТ-Пресс», 1997. - 141 с.

«Первый шаг сделан, а все остальное будет зависеть от вкуса и фантазии, от трудолюбия и пытливости. Не боги горшки обжигают…» - напутствовала своих учеников Елена Дмитриевна.
А чтобы показать, чему ранее научились, ребята принесли в библиотеку свои работы и оформили выставку «Наши руки не для скуки».

Прощание с азбукой

17 апреля в Библиотеке - Центр общения и информации для первоклассников из 24 школы прошел праздник "Прощание с Азбукой".

Пролетели месяцы напряжённого труда. За это время ребята очень выросли, повзрослели, многое узнали, многому научились. Испытали первые трудности и научились их преодолевать. Атмосфера удивления, восторга, интереса к чтению царила весь праздник.

Ребята с удовольствием разгадывали шарады и ребусы, составляли мини-рассказы о первой школьной книге - Азбуке. В этом им помогла выставка «Буква за буквой, книга за книгой», на которой были представлены только лишь некоторые созданные разными авторами веселые и занимательные «азбуки».

Продолжилась встреча составлением своей «сказочной» азбуки. Ребята дружно вспоминали любимых книжных героев и расставляли их в алфавитном порядке. Закончилась встреча чтением стихов современных детских писателей. На память каждый получил разноцветные закладки с рекомендательным списком литературы и сладкие призы.

К Дню космонавтики



К Дню космонавтики

12 апреля в Библиотеке - Центр общения и информации прошло несколько встреч с учащимися, посвященных Дню космонавтики.

Кого из нас не манило удивительное величие звезд, кто не мечтал слетать на Луну или узнать, есть ли жизнь на Марсе?
Звездное небо - загадка, которую подарила нам природа, а наши мероприятия чуть - чуть приоткрыли для ребят завесу над тайнами Космоса.

На наших встречах ребята узнали об истории освоения космического пространства, о профессии космонавта, о том, как работают, живут, отдыхают люди в космическом доме.
Ребят интересовало, как спят и работают космонавты, как и что они едят. Беседа, в которой все принимали участие с большим удовольствием, протекала очень оживленно. Ребята узнали, что такое невесомость и на час почувствовали себя настоящими космонавтами. Встреча закончилась обзором книг с выставки «Будущим космонавтам».

С книгами, посвященными космосу, познакомились более ста учащихся из школ №4 и №8.

"Библиографическая карусель"

Карусели, карусели,
Сели, сели, полетели,
Завертелись, закрутились,
Зажужжали, покатились!
Задрожали, завизжали,
Вместе за руки держались.
Как захватывает дух,
Ух!
Н. Краснянская

11 апреля в Библиотеке - Центр общения и информации начала свою работу «Библиографическая карусель». Участники цикла занятий - ученики 2 и 4 классов.
На первом занятии ребята дружно вспоминали, что нового они узнали о книге в прошлом году - историю книги, структуру и справочный аппарат современной книги.

Продолжило встречу подробное знакомство детей с энциклопедиями. Ребята узнали, что детские энциклопедии бывают самые разные: одно- и многотомные, яркие, красочные и скромные, с развернутыми занимательными текстами и лаконичные, похожие на комиксы с краткими комментариями… А бывают энциклопедии универсальные, отраслевые, тематические, региональные… И в каждой энциклопедии есть свой справочный аппарат, с помощью которого ребята вели поиск информации.

В игровой форме школьники выполнили практические задания на закрепление нового материала. На вопрос: «Что вы узнали для себя нового на библиотечном мероприятии?», ребята сообща пришли к ответу, что справочные издания интересные и надежные помощники в учебе!

День информации "История языка - история народа"

«История языка - история народа» - так назывался День информации, проведенный в Библиотеке - центр общения и информации. В программе дня:
Открытие выставки «Слов драгоценные клады» с обзором словарей русского языка.
Лингвистическая игра «Слово - дело великое».

Во вступительной части встречи участники познакомились и обсудили притчу Эзопа «О языке». Затем началась игра между командами «Зело» и «Добро». Вопросы легкой разминки помогли игрокам сосредоточиться.

Затем начались конкурсы посложней: «Объяснялки», «Пословица недаром молвится» и др. В конкурсе «Коротко и ясно» участникам состязания предлагалось передать смысл выражения одним словом.

На встрече ребята бурно обсуждали чистоту нашего языка, и в итоге пришли к выводу, что изучать родной язык - это не только необходимо, но и очень интересно.

Беседа-диалог "Псков - город воин"

28 февраля в Библиотеке - Центр общения и информации с учащимися 4 класса состоялась беседа о защитниках земли русской "Псков - город-воин".

Твое горевое величье
Прославить отважно берусь,
Российской земли пограничье -
Псковщина - военная Русь.
О.Алексеев

Наш Псковский край в давние - давние времена (как и на сегодняшний день) был порубежным краем, и очень часто чужеземного врага встречали жители именно псковской земли. Выходили на встречу врагу русские дружины, а вели их в бой самые отважные псковичи. О них и пошел рассказ на очередной встрече с четвероклассниками.

Защитники земли псковской - это и святые благоверные князья Всеволод Гавриил, Довмонт Тимофей и Александр Невский. Из далекого прошлого перед ребятами встали картины героической борьбы псковичей: Ледовое побоище, оборона города от войск польского короля Стефана Батория, шведского короля Густава Адольфа.

Немало псковичей героически сражались в Отечественной войне 1812 года.

Особое внимание в беседе было уделено событиям Великой Отечественной войны и памятным местам Пскова, связанным с ними. Больше всего ребят поразило число жертв фашистского террора. Они узнали, что весь город был опутан целой сетью концлагерей, в которых погибло 225 тысяч заключенных. Только вдумайтесь! Сейчас в нашем городе проживает около 200 тысяч жителей!

Но даже в наше мирное время есть горячие точки, где, как и в древности, нужны сила, честь и отвага псковичей!

За доблестные подвиги псковского народа в 2009 году Пскову было присвоено звание «Город воинской славы».

Познавательный час "След Пантеры"

25 февраля в Библиотеке-Центр общения и информации состоялся для учащихся 9 класса 4 школы познавательный час «След Пантеры».

Хотя Великая Отечественная война закончилась очень давно, ее эхо звучит и поныне. В нашей стране война затронула судьбы миллионов людей. Слова А.В. Суворова о том, что война не считается законченной, пока не похоронен последний из погибших на ней солдат, к сожалению, актуальны до сих пор. Многие солдаты и офицеры так и остались лежать на полях былых сражений. Их родственники и по сей день не могут ничего узнать о судьбе своих «пропавших без вести» близких.

Военно - патриотическая общественная организация «След Пантеры» занимается поиском без вести пропавших солдат Красной армии на территории Псковской области, поиском родственников найденных бойцов. О деятельности этой организации и рассказал ребятам один из организаторов «Следа Пантеры» подполковник Советской Армии в отставке Проказа Георгий Сергеевич.

Большой интерес вызвал его рассказ о подъеме советского самолета времен войны в Новосокольническом районе, сопровождаемый показом документального фильма из архива объединения «След Пантеры». Поразила ребят и цифра найденных и перезахороненных солдат - около восьми тысяч.

Литературно - музыкальный вечер «Чтобы помнили…»

20 февраля в Библиотеке - Центр общения и информации в клубе «Встречи на Завеличье» прошел литературно - музыкальный вечер «Чтобы помнили…».

Участники вечера познакомились с творчеством С.Алексиевич, стихами и песнями воинов - афганцев. Всех ветеранов военной службы поздравили юные гитаристы детского центра «Надежда».

Неожиданным и приятным стало поздравление депутата Псковского областного собрания Брячак О.М. Чаепитие продолжило вечер: пели военные песни, читали стихи о военных буднях, танцевали и, конечно, пили чай.

«До слез трогательно и торжественно прошел праздник, посвященный защитникам Отечества. Отрадно, что в подготовке принимала участие молодежь. Уходили духовно обогащенными, с хорошим настроением» - из отзыва вдовы псковского художника, участника Сталинградской битвы В. С.Силиной.

К Дню защитника Отечества

Первыми поздравили своих пап и дедушек маленькие читатели библиотеки.
Юные художники из кружка «Каляка - маляка» презентовали свою первую выставку-подарок творческих работ.

На презентации ребята читали стихи, посвященные своим любимым папам, вместе с папами и мамами участвовали в конкурсах, а в конце встречи получили заслуженные награды - грамоты и сладкие призы.

Познавательный час «Красуются псковские храмы над вечной светлой водой»

31 января в Библиотеке - Центр общения и информации в рамках проекта «Познай свой край родной!» прошел познавательный час «Красуются псковские храмы над вечной светлой водой».

Виртуальное путешествие по Пскову позволило школьникам увидеть и сравнить древний и современный город Псков - необыкновенно красивый и своеобразный.

На примере псковских храмов ребята познакомились с особенностями каменного зодчества древнего Пскова. «Что ни город, то норов»,- так гласит древняя поговорка Руси. Все храмы и крепости нашего города самобытны и неповторимы. В этом дети убедились, ответив на вопросы конкурса "Архитектурная мозаика".

Знакомясь с храмами Пскова ребята узнали что многим из них даны имена не просто по святому или церковному празднику, которому они посвящены, но также названия связаны с окружающей местностью или происшедшим историческим событием. Эти имена звучат как музыка -Успение с Жабьей Лавицы, Никола Со Усохи, Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья, Храм святителя Василия Великого на Горке, Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома, Церковь Святого Преподобного Варлаама Хутынского...

К мероприятию ребята подготовили творческие работы - рисунки храмов, церквей, монастырей Пскова и небольшие рассказы о них.


Лучшие работы сопровождали рассказ библиотекаря о храмах Пскова.

Подведение итогов творческого конкурса "Талисман года"

13 января в Библиотеке - Центре общения и информации состоялся праздник в честь подведения итогов творческого конкурса «Талисман года».

2013 год по восточному гороскопу - Год Змеи. Эта мудрая Змея и стала хозяйкой нашего праздника. А помогали ей самые разные змейки, змеи и змеюшки.

Первыми представляли себя змеи из научно - популярных книг и энциклопедий. Ребята узнали о вредных и полезных змеях, о том, что с древних времен у многих народов змея служит символом власти, мудрости и могущества. В Малайзии на острове Пенанг есть Храм Змей. До сих пор не объяснимо то, что в определенные праздники по китайскому календарю в храм сползается невиданное количество змей, и что за все это время не был укушен ни один посетитель храма. Любопытно было узнать, что самая длинная змея в мире - это питон по имени Пушистик из зоопарка в городе Огайо: в свои 18 лет он весит 136 кг, длина его тела - 7м 31см, эта змея занесена в книгу рекордов Гиннеса. Самая старая змея в мире - удав по имени Попай - прожил 40 лет 3 месяца и 14 дней.

Далее состоялся парад - презентация литературных змей. В параде приняли участие герои книг В.Благова «Свободу Змею Горынычу», Р.Киплинга «Рикки - Тикки- Тави», «Маугли», П.Бажова «Голубая змейка», братьев Гримм «Белая змея», Г.Остера, К.Дойля «Пестрая лента и др.

Дети-участники праздника в рамках конкурса представили стихи о змеях собственного сочинения.

С большим удовольствием все гости праздника принимали участие в конкурсе змеиных модельеров, скороговорок «Все о ней же», отвечали на вопросы литературной викторины «Кто это? Из какой книги», разгадывали шарады, составляли слова из найденных букв и слогов.

Завершился праздник подведением итогов конкурса «Талисман года». Жюри конкурса определило победителей в номинациях: «Рисунок», «Поделка», «Литературное произведение» по разным возрастным категориям.
Все победители получили благодарственные письма и подарки. Помощь в приобретении подарков оказала депутат Псковской городской Думы Соколова Наталья Викторовна.

ДЕНЬ ИНФОРМАЦИИ
(компас в мире новинок)

В интерьере сегодняшнего времени портрет современника проще представить за монитором компьютера, с ноутбуком, чем с книгой в руках.
XXI век - век информационных технологий, и с этим не поспоришь. И всё же мнение, что ограничить своё познание окружающего мира можно только телевизором и ИНТЕРНЕТОМ, считается опасным заблуждением.
Есть такая миссия хорошей литературы - сближать людей, объединять поколения. Отцы и матери, дедушки, бабушки и внуки, дети и учителя, читающие одни и те же книги, начинают лучше понимать друг друга.
Ещё Н. А. Рубакин писал, что «библиотека - это не место для пассивной выдачи книг читателю, как отпускают товар в лавке; это оружие и оружие острое, это искры, которые зажигают человека интересом к науке, знанию, борьбе».

Каким бы высокообразованным не был человек, перед ним всё же стоят задачи воспитания совести, человечности, добра, вне которых всестороннее развитие и активная жизнь невозможны. Любой из нас нуждается и в советчике, и в друге, и в собеседнике. Все эти роли нередко способны выполнить хорошая, умная книга. Помочь каждому подобрать именно такую литературу и должен библиотекарь.
Наша библиотека проводит традиционные дни информации для всех категорий читателей. В течение дня можно будет познакомиться с книжными новинками по различным тематикам, прослушать подробный обзор новых поступлений.
Сегодня библиотеки остаются самыми доступными для населения очагами культуры. Мы замечаем, что количество активных, постоянных читателей снижается. Запросы читателей чаще связаны с удовлетворением сиюминутных или развлекательных нужд. У детей и подростков преобладают учебные и познавательные мотивы. Особое внимание уделяется категории читателей пожилого возраста. Их интересует серия «здоровье », «Женские романы», детективы, «Это интересно», «Жизнь замечательных людей и т.д.

26 октября в МУК «МЦБ » был проведён день информации. Вниманию читателей были представлены новинки художественной, научно-познавательной, справочной литературы. Особое внимание было уделено серии книг по медицине, технике, сельскому хозяйству. Студентам предложены учебники по экономике, бухгалтерскому учёту, праву. Огромный интерес вызвали новые авторы: Коэльо, Вишневский, Шилова, Н. Перумов, Ф. Пулман, С. Лукьяненко. Фантастическая серия «S .T.A.L.K.E.R», а также авторы, такие как Р. Глушков, В. Шалыгин, В. Орехов, А. Степанов, привлекли внимание молодёжи. Любительницы женских романов также остались довольны.
На обзор новых поступлений был приглашён 10 «А » кл. Чалтырской СШ № 1 (кл . рук. Чибичян Г. Г.). Со вступительным словом о роли библиотек в современном мире, о значении книги в жизни человека перед уч-ся выступила библиотекарь читального зала Шакирова А. В.. Далее она провела обзор новых поступлений серии энциклопедий «Аванта »: «Великие люди мира», «Культуры мира», «Языки мира», «Биология », «Искусство », «Великие полководцы», «Автомобили мира». Учащимся была раскрыта ценность данных изданий, их информационно-энциклопедический материал, который поможет им в учебном процессе. Особый интерес у ребят вызвала серия книг о цивилизациях: «Византийская цивилизация», «Японская цивилизация», «Цивилизация Древнего Рима» и др..
Серия книг «Загадки древних цивилизаций»: Д. Лэнг «Армяне », «Грузины », Э. Паркер «Татары », Т. Сулимирский «Сарматы », были особенно отмечены. Учащихся привлекло оформление и содержание книг, актуальность изучения народов Кавказа в современном мире.
Библиотекарь Арзуманян М. С. провела обзор новых поступлений по серии «Узнай мир», включающая книги Г. А. Крылова «Автомобили », «Великие открытия и изобретения», Черненко Г. Т. «Мотоциклы », Махлина М. Д. «Насекомые », Шпаковский В. О. «Индейцы » и др. Данная серия книг привлекла внимание учащихся своим ярким оформлением, краткостью изложения познавательного материала.

Наша культура является неотъемлемой и составной частью общемирового культурного наследия в высших его проявлениях. Мы побеждали в самых крупных мировых сражениях, первыми покорили космос, завоевали все возможные спортивные титулы и т.д. Обо всём этом расскажут книги серии «Имя Россия» - из самого масштабного проекта года на Российском телевидении: «Александр II», «А . С. Пушкин», «А . В. Суворов» и др. Кто главный герой отечества? Правитель? Мученик? Поэт? Воин? Мыслитель? Страна сделала исторический выбор, а книги расскажут нам о наших величайших соотечественниках за всю историю страны.
В помощь профессиональному образованию были предложены следующие книги: Барановский К. А. «Официант - бармен», «Облицовщик - плиточник», «Столяр - плотник» и др.
Обзор был завершён предложенной литературой серии «Мир фантастики». Фантастика - это увлекательное чтение, это книги, в которых наука присутствует постольку, поскольку…
Наши новинки очень заинтересовали слушателей и посетителей. Такие авторы, как О. Волоцкая «Войти в тень», А. Гравацкий «Мама », Д. Казаков «Вторжение Химеры» и др. особенно читаемы сегодня.
Ко дню информации был подготовлен бюллетень новых поступлений, выпущены буклеты «Край родной», «Мир фантастики», «Как сохранить здоровье», включающие библиографические списоки новинок.
Далее уч-ся самостоятельно ознакомились с новой литературой. Многие из них взяли на дом понравившиеся книги. В течение всего дня все читатели могли свободно познакомиться с новинками и выбрать книгу по душе.
«Книги - это корабли мысли», — сказал древний философ. И мы надеемся, что этот корабль никогда не зайдёт в гавань тишины и уныния, а будет бережно нести свой драгоценный груз от поколения к поколению.

«Сайт библиотеки» - http://www.detionline.ru/lying.htm. МУК «Объединение муниципальных библиотек» Центральная детская библиотека». http://www.etika.ru/articles/3. Появились и интернет - хамы, которые мешают вам общаться друг с другом. http://www. content-filtering.ru/children/highschool. http://www.saferinternet.ru/. На портале «Тырнет – детский Интернет» опубликован универсальный список «белых сайтов».

«Школьная библиотека» - Духовно-нравственное воспитание школьников в современной библиотечной среде. Работа с одаренными детьми. Разработка и апробация методики поиска нужной информации читателям. Содействие развитию интереса к чтению через участие в конкурсах и фестивалях. Духовно - нравственное и гражданско - патриотическое воспитание школьников в библиотечной среде.

«Сайты - библиотеки» - Я, Хобо: Времена Смерти (Фантастика) В.Ершов. Сергей Александрович Есенин esenin.niv.ru. Электронные библиотеки. «Ты выдумал меня…» Анна Ахматова. Рассказы ездового пса (Мемуары) Б.Аль-Атоми. Loitering (Проза) О.Покровская. Театр - драма "Энума Элиш". Оружие Возмездия (Не фантастика) Г.Бобров.

«День библиотек» - Для вас основа всех основ - Чтоб свет души не гас. Больше вам любознательных читателей, интересных книг и бескорыстной преданности делу. Республиканская юношеская библиотека Татарстана. Желаем творческих успехов, вдохновения, оптимизма. Первая рукописная газета на Руси - "Куранты". Справочно-библиографический аппарат библиотеки состоит из традиционных и электронных каталогов и картотек.

«Библиотека книг» - Как называется самая крупная библиотека в России? О книге и библиотеке. И.А. Крылова. В каком веке появились первые библиотеки? Библиотека британского музея в Лондоне. Возглавляли библиотеку крупнейшие учёные: Эратосфен, Зенодот, Аристарх и др. Библиотека. Попасть туда может любой, кому нужно работать с уникальными фондами.

СБО – это процесс обеспечения потребителей библиографической информацией.
Библиографическое обслуживание, исходя из современного понимания термина, возникло в библиотеках сравнительно недавно, если иметь в виду их многовековую историю. В настоящее время оно стало важнейшим участком работы библиотек. От состояния библиографического обслуживания зависят многие показатели работы библиотеки, в том числе эффективность использования ее фондов.

Одним из видов этого обслуживания является библиографическое информирование.

Библиографическое информирование подразумевает как систематическое, так и эпизодическое обеспечение библиографической информацией читателей и пользователей в соответствии с их постоянно действующими (долговременными запросами).

Цель этой работы – регулярное оповещение о выходе новых изданий, о полученных библиотекой новинках, а также об имеющейся в данной библиотеке литературе по тем темам и проблемам, которые интересуют читателей в течение длительного периода или постоянно.

Библиографическое информирование подразделяется на три разновидности: индивидуальное, групповое и массовое информирование.

Рассмотрим в первую очередь массовое библиографическое информирование .

В ГОСТе 7.0-99 «Информационно- библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» ему дано такое определение: «Массовое информирование – это информирование широкого круга потребителей информации по социально-значимым темам».

Главная цель – содействие общему образованию и самообразованию пользователей, ведется по инициативе библиотеки самостоятельно или совместно с другими библиотеками и организациями – редакциями газет, журналов, радио, телевидения. Совместная работа заранее планируется. При массовом библиографическом информировании применяются различные формы информирования читателей о новой литературе, об интересных мероприятиях, подготавливаемых библиотекой. Такие формы должны быть, прежде всего, оперативными и доступными для всех читателей.

К формам массового информирования относят:

  • Картотеки новинок;
  • Списки (бюллетени) новых поступлений;
  • Выставки новых книг, периодических и других изданий;
  • Выставки-просмотры новой литературы и дни новой книги;
  • Устные библиографические обзоры новинок;
  • Плакаты и закладки, посвященные новым книгам;
  • Дни информации и другие формы.

В библиотеках организуются выставки и открытые просмотры новых поступлений, цель которых – ознакомить читателей с различными изданиями (книгами, журналами, электронными инф.изданиями), поступившими в библиотеку за определенный период времени. Необходимо также показывать на них издания, приобретенные ранее, но по каким-либо причинам не востребованные до сих пор читателями.

Выставки – просмотры являются постоянными, но состав представленных на них материалов должен время от времени обновляться. Продолжительность их устанавливается библиотекарем с учетом регулярности поступления новинок и их количества. Следует учитывать, что в течение этого времени издания с выставки не выдаются, читатель, просмотрев и отобрав нужную для себя литературу, может заполнить и оставить у библиотекаря заявку на книгу. По этим заявкам, в дальнейшем, библиотекарь устанавливает очередность выдачи книги на дом и сможет выявить эффективность выставки-просмотра.

Устные библиографические обзоры новинок применяются не только как самостоятельные формы ознакомления читателей с новыми поступлениями, но и как существенное дополнение к выставкам новинок. В обзоре дается подробная информация о наиболее интересных, по мнению библиотекаря, изданиях.

Для информирования читателей о новых или заслуживающих внимания книгах непосредственно в помещениях фонда рекомендуется использовать закладки и плакаты типа «Новая книга», «Об этой книге спорят», а также специальные полочные разделители.

День информации – это комплексная форма библиографического информирования, рассчитанная на разнородную по составу читательскую аудиторию. День информации может быть полностью посвящен новинкам, и в этом случае на нем экспонируются все полученные в течение определенного периода (1-2 месяца) издания по всем отраслям знания, в том числе информационные и библиографические, аудиовидеоматериалы, компакт-диски и прочие.

В программу Дня информации включается:

  1. выставка просмотр новых поступлений,
  2. устный библиографический обзор (по разделам или отдельным темам выставки),
  3. беседы и консультации о том, как следить за новыми изданиями, сбор заявок от читателей.

Дни информации могут быть тематическими. Например: «Зеленая аптека», «Терроризм, вчера, сегодня, завтра», «Что день грядущий нам готовит?». В ходе их проведения подбирается литература по теме, организуются выставки и открытые просмотры, проводятся тематические обзоры, приглашаются специалисты для консультаций, оформляются заказы на книги, журналы и др. издания. Дни информации проводятся регулярно, в определенное время, и посещать его могут все желающие. О месте и времени их проведения библиотека заранее извещает читателей и пользователей, а также заинтересованные организации и учреждения.

Библиотеки участвуют в правовом просвещении не только своих читателей, но и всего населения региона (района, города, села), распространяя информацию о документах органов местного самоуправления законодательного и нормативного характера. В этих целях библиотеки собирают нормативные акты, постановления и распоряжения органов местной власти, организуют и систематизируют специализированные фонды, отражают их в каталогах и картотеках и БД (базах данных). Например: «Местное самоуправление», «Социальная информация региона». Библиотеки систематически распространяют информацию о местных бюджетах, налогах и муниципальной собственности; о статистических данных по экономике, развитии материально-технических ресурсов региона; о социально- культурных и образовательных программах; об экологическом состоянии окружающей среды и мерах по ее защите и т.д.

Групповое библиографическое информирование – по ГОСТу это «информирование групп потребителей информации, объединенных по признаку сходства информационных потребностей».

Главное требование к групповому библиографическому информированию – строгая дифференциация (группировка читателей по определенным признакам – демографическим, социально-профессиональным, возрастным и т.д.). в библиотеках выделяются приоритетные группы: например предприниматели, специалисты центра занятости, соц. защиты, специалисты предприятий, организаций и учреждений не имеющих своих библиотек, специалисты занимающиеся переквалификацией, а также небольшие по численности группы читателей – любителей природы, автолюбителей и т.д.

Групповое библиографическое информирование может быть как постоянным, так и эпизодическим, а по содержанию – межотраслевым, тематическим, проблемно- тематическим. Оно осуществляется как в текущем, так и в ретроспективном режиме.

Выявление и изучение информационных потребностей конкретных групп специалистов должно проводиться систематически, для чего применяется их анкетирование и собираются заявки, устанавливается порядок обеспечения заинтересованных лиц информацией (периодичность, дни недели, время, обратная связь и т.д.). например для учителей – предметников.

Формы группового библиографического информирования могут быть разнообразными.

  • Отраслевые и тематические списки нови нок. Некоторые библиотеки могут на договорной основе подготовить отраслевые и тематические списки новинок, указатели новой литературы. Списки новинок по профилю предприятий и организаций рассылаются для информирования их сотрудников.
  • Тематические и комплексные выставки- просмотры (в помещении библиотеки и выездные). Тематические как правило ретроспективные, выездные могут организовываться по договоренности с руководителями предприятия или организации, заинтересованных в использовании информации. Заранее оговариваются сроки проведения, часы работы, место проведения и лица, ответственные за выставку. На таких выставках можно представить различные виды документов: книги, журналы, аудио и видео материалы, СД-ром, ксерокопии и неопубликованные материалы. Выставки – просмотры для конкретных групп читателей могут проводиться по актуальным вопросам политики, права, экономики, культуры, искусства в помощь профессиональной деятельности.
  • Информационные стенды типа «Библиотека информирует»
  • Тематические устные библиографические обзоры проводятся по темам представляющим интерес для конкретных групп потребителей информации во время выставок просмотров, а печатный текст затем можно распространять по запросам за умеренную плату.
  • Тематические папки-досье включают в себя как первичную информацию (копии статей) так и библиографическую информацию (списки новых книг и публикаций в периодических изданиях). Они должны регулярно пополняться новыми материалами и выдаются на определенный срок потребителям для ознакомления.
  • Дни специалиста проводятся по заранее разработанному плану. Его продолжительность может составлять от 1 до 3 дней, а специфика влияет на характер подготовки и проведения данного мероприятия. Главное здесь – это ознакомление определенной группы специалистов с современными информационными и библиотечно-библиографическими ресурсами, которые могут использоваться для выявления нужной литературы. Программа Дня специалиста (например, Дня учителя) предусматривает:
  1. краткое вступительное слово ответственного за его проведение
  2. лекцию ведущего специалиста (преподавателя вуза соответствующего профиля)
  3. обзоры специальной литературы
  4. обмен опытом по внедрению новейших достижений, например мультимедиа-технологий в образовательном процессе
  5. выставку – просмотр, на которой обязательно должны быть представлены текущие и ретроспективные информационные и библиографические издания, библиографические публикации в книгах и журналах и т. д.
  • Ярмарки информационных услуг, например, для безработных, пенсионеров, ветеранов, инвалидов, молодежи можно предоставить консультационную помощь при поиске работы путем предоставления им электронных баз данных «Биржа труда», сведений о курсах переквалификаций, дать консультацию или выполнить справку по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты или дать адреса организаций. Необходимо поддерживать сотрудничество с «Консультант плюс».

Использование тех или иных форм зависит от специфики и возможностей библиотеки. Нужно уметь взаимодействовать, работать в тесном сотрудничестве с другими организациями, например со школами. Знакомиться с учителями, учебными программами, учебниками, запросами преподавателей и учащихся. Учитывая все для текущего комплектования, создания баз для библиографического информирования. Для учеников затем можно подготовить экспресс-информации, бюллетени новых поступлений, библиографические списки и указатели (в помощь образовательным программам)

Индивидуальное информирование по ГОСТу – «информирование индивида в соответствии с его потребностями»

В настоящее время приоритетным является библиографическое информирование руководителей органов местного самоуправления, предприятий и организаций, муниципальных служащих, специалистов сферы культуры и искусства, здравоохранения и образования, предпринимателей. Систематическое обеспечение их информацией осуществляется в строгом соответствии с постоянно действующими запросами – как правило, по узким, частным темам и проблемам. Во многих случаях подобные запросы вызваны конкретными служебными ситуациями и связаны с использованием краеведческой информации.

Основные формы ИБИ

  • устные сообщения (лично или по телефону),
  • подготовка подборок или досье (для просмотра и отбора необходимых материалов во время посещения библиотеки),
  • передача информации по факсу (электронной почте)

работа по ведению ИБИ трудоемкая, сложная, поэтому число абонентов может быть малым. И выявляются абоненты не при записи, а в течение определенного периода времени, работниками отдела обслуживания в ходе индивидуальных бесед, наблюдений или анкетирования. Анализируя полученные сведения, составляют картотеки ИБИ и постоянно действующих запросов в алфавитном порядке тем, и согласовываются сроки доведения информации до каждого абонента, а в те дни, когда ему передается информация, в картотеке делается об этом специальная запись. Устное оповещение хорошо тем, что можно установить непосредственный контакт с потребителем информации, и сделать выводы о полезности подобранного материала. Можно рассылать информацию на специальных бланках, информационных листках или карточках. На них находятся библиографическое описание, справочная аннотация и т.д. Карточки, накапливаясь, образуют личную тематическую картотеку для пользователя ИБИ.

Информирование отличается от справки тем, что ведется систематически в соответствии с долговременно действующими запросами.
Анкета абонента индивидуального библиографического информирования:
1. Ф.И.О.
2. Год рождения
3. Образование
4. Профессия
5. Специальность
6. Место работы, должность
7. Адрес, телефон (домашний, рабочий)
8. Название темы (тем), по которым требуется информирование
9. Цель информирования (работа, учеба, интерес)
10.Источники информации, просматриваемые самостоятельно
11.Виды материалов, включаемых в информацию (книги, отдельные статьи и др.)
12.Периодичность информации (ежеквартально, ежемесячно, по мере поступления документов).

Все вышеуказанное относится и к абонентам коллективного информирования.
Обратите особое внимание на заполнение карточек в «Картотеке индивидуального и коллективного информирования».
Образец. Лицевая сторона

Оборотная сторона
18.02.2009 - информационный список «Новые поступления в библиотеку» 2009 г. № 2
12.06.2009 - информационный список по периодике «Законы для человека» - 8 статей, взято 4
29.06.2009 - обзор «Законы, которые нас защищают», состоящий из 9 документов, взято 5 документов
Количество информации - сколько раз был проинформирован абонент. Форма информирования может быть различной - извещение, информационный список, бюллетень новых поступлений в … библиотеку, открытые просмотры, книжные выставки, обзор, устное сообщение и т.д.
Просмотрено - сколько книг (статей) включено в информацию.
Взято - сколько книг (статей из журнала или газет) взял читатель. Эта цифра должна подтверждаться записями в читательском формуляре.

Как правильно учитывать вашу работу по информированию?
Бюллетень новых поступлений - в него включено 50 названий, из них 10 книг - в разделе «Государство и право», но только 3 из них соответствуют теме информирования «Законодательство по социальной защите». Абонент ознакомился с «Бюллетенем» и попросил новый учебник по правоведению. Запись в карточке должна быть такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 3; взято – 1.
Хотя книга выбрана с помощью «Бюллетеня», но теме информирования она не соответствует.
Информационный список - за единицу информации берется не № журнала или газеты, а статья или заголовок. Например: в список включено 2 книги, 5 статей из 1-го журнала, 2 статьи из 2-х газет - 9 названий. Абонент взял 1 журнал, 1 книгу, 1 газету из представленных в списке. В этом случае запись на лицевой стороне карточки будет такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 9; взято – 7.
На оборотной стороне карточки необходимо записать дату информирования и название (или №) информационного списка. Все сведения об источниках информирования абонентов должны быть отражены на оборотной стороне карточки и более подробно (с подробным списком литературы) в какой-нибудь отдельной тетради или папке, чтобы можно было легко проверить.

К наиболее эффективным формам ИБИ относятся ИРИ и ДОР. Но не все библиотеки способны обеспечить работу на должном уровне, т. к. главные требования являются: осуществление инф. в автоматизированном режиме, максимальная полнота доводимой до абонента информации, краткое раскрытие содержания материал, наличие постоянно действующей обратной связи с абонентом.

Дифференцированное информационное руководителей – различных уровней специально подготовленной информацией, в частности, электронно-библиографической, предназначенной для решении задач социального управления

Избирательное распространение информации – систематическое обеспечение информацией о текущих поступлениях документов в соответствии с постоянно действующими запросами при обязательной обратной связи с последующей выдачей по требованию потребителя документов и копий и фактографической информации.

Как и другие виды деятельности библиотек работа по БИ планируется в годовом и текущих планах библиографической службы, учитывается и анализируется. Для улучшения работы рекомендуется иметь в библиотеке справочный аппарат, в который могут входить картотека абонентов и сводная картотека или служебная база данных (орган. и ведение библиографом).

Картотека абонентов состоит из разделов:

  • в алфавите фамилий – абоненты ИБИ
  • абоненты группового БИ (в алфавите названий предприятий и организаций, а внутри – по алфавиту фамилий абонентов)
  • темы ИБИ (по алфавиту)
  • темы группового БИ (по алфавиту)

сводная картотека отражает данные об абонентах и темах постоянных запросов, в соответствии с которыми производится БИ всех абонентов. Она позволяет библиогр. службе контролировать и координировать работу с другими организациями и учреждениями, вести её более эффективно.

Разделы:

  • абоненты (с выделением абонентов индивидуального, группового и коллективного информирования)
  • темы (по алфавиту тем постоянных запросов)

Учет работы ведется в спец. тетради или журнале по принятой в конкр. библиотеке форме.

Единица учета постоянно действующих запросов – сам запрос, тема.

Ед. уч. сигнальных оповещений, направленных абонентам – оповещ. об 1 источнике информации.

Ед. уч. по массовому БИ – мероприятие – выставка, обзор, ДИ, ДС. Учет проводится по количеству мероприятий, зарегистрированных в дневнике работы библиотеки. Там же отмечаются кол. выданных документов, число участников. Мероприятие, предусматривающее одновременное использование нескольких форм информирования учитывают как 1. Вся проделанная работа должна анализироваться.

Литература.

  1. Зиновьева, Н. Б. Основы современной библиографии: учеб. пособие / Н. Б. Зиновьева. – М. : Либерея-Бибинформ, 2007. – 104 с.
  2. Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / Д. Я. Коготков. – СПб. : Профессия, 2003. – 304 с.
  3. Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие / И. Г. Моргенштерн. – СПб. : Профессия, 2005. – 208 с.
  4. Справочник библиографа / Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Миникина. – СПб. : Профессия, 2005. – 529 с.

Этой дате была посвящена акция «Современная библиотека – мир новых возможностей», которая проходила в Торопецкой центральной библиотеке с 26 по 30 ноября.

Сотрудники библиотеки предложили своим читателям много нового, интересного и полезного.

В день открытия Недели информации оформленная в читальном зале книжная выставка «Кто владеет информацией – тот владеет миром» представила читателям все ресурсы Торопецкой библиотеки: книги, периодику, библиографические, информационные и электронные издания.


Для группы безработных и студентов Торопецкого техникума состоялись экскурсии «Знакомьтесь: известная и неизвестная библиотека», где они имели возможность наглядно познакомиться с ресурсами всех отделов библиотеки и задать интересующие их вопросы.

Специалист Департамента Федеральной государственной службы занятости населения с группой безработных Торопецкого района приняли участие в «Презентации реальных возможностей», которую провела библиотекарь читального зала А.В.Латышева.

Преподавателям Подгородненской общеобразовательной школы была представлена электронная презентация выставки новых книг «Искусство быть родителем». Учителя как специалисты, работающие с детьми, заинтересованно прослушали беседу о новых книгах, поступивших в Торопецкую центральную библиотеку по воспитанию детей и подростков. Это же мероприятие прошло на родительском собрании 4 класса в СОШ №1.

«Информация - залог успеха» - так называлось плановое заседание клуба «ШАГ».

Юноши и девушки узнали, что если человек имеет доступ к нужной информации, то повышается эффективность труда, появляется возможность сэкономить время, получить ответы на все интересующие вопросы.

Работник абонемента М. И. Кузнецова представила вниманию студентов Торопецкого техникума обзор новых книг для юношества «Книжный мир фантастики». Особое внимание привлекли книги: «Метро 2033» Д. Глуховского, и «Остров выживших» К. Трэвисса, по которым созданы компьютерные игры.

"По следам Гродненского гусарского полка" - так называлось мультимедийное путешествие, которое провела для молодежи Л. И. Медведева, заведующая сектором краеведения. Студенты прошли путь по местам сражений и дислокаций Гродненского гусарского полка, сформированного в Торопце в 1806 году.

Представителям старшего поколения Л. Н. Сергеева, библиотекарь абонемента, предложила выставку «Любимая проза на экране» и видеообзор об известных кинороманах.

Информационный час «Игры недоброй воли» провела библиотекарь по массовой работе М.О.Дмитриева для учащихся 6,8,9 классов средних школ №1 и 2 (всего 64 человека).

Ребята узнали об опасности и сложности игровой зависимости, услышали грустные примеры о современных подростках, променявших реальную жизнь на виртуальную.

За этот период число посещений библиотеки составило 720, из них посещений массовых мероприятий – 233. Записалось 22 новых читателя.

Проведено 13 массовых мероприятий.