Меню
Бесплатно
Главная  /  Содержания  /  Дифференциация шипящих звуков речевой материал. Тексты для автоматизации и дифференциации шипящих и свистящих звуков картотека по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему. Вставьте в слова пропущенные буквы Ч или Щ

Дифференциация шипящих звуков речевой материал. Тексты для автоматизации и дифференциации шипящих и свистящих звуков картотека по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему. Вставьте в слова пропущенные буквы Ч или Щ

Открытое занятие на методическом объединение:

Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах

«В гости к бабушке- загадушке»

Учитель- логопед Сафина Л. А.

Организационная часть :

Логопед . Ребята. Посмотрите,к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети .Здороваются.

Логопед. Ребята,а вы любите сами ходить в гости?

Дети. Да.

Логопед. Я бабушка- загадушка., хочу вас пригласить к себе сегодня в гости. а живу я в красивом домике, рядом с волшебной полянкой. На этой волшебной полянке растет зеленая травка, потому что здесь тепло круглый год.

А отправимся мы туда по лесной тропинке, под веселую музыку.

Упражнение на координацию движений с речью.

Ты шагай, ты шагай. Дети ходят высоко поднимая колени

руки разведены в стороны

Ноги выше поднимай. Шагают на всей ступне, руки на поясе.

И топай по дорожке.

Веселей стучите ножки.

Ты беги, ты беги.

На носочках ты беги Бегут на носках руки согнуты перед груд.

И на пяточках пойдем.

Топать громко мы начнем Ходят на пятках руки за спиной.

Ты скачи,ты скачи, Скачут руки на поясе

На лошадке ты скачи.

Маршируй веселее. Маршируют.

Ножки топают дружнее.

Логопед . Вот мы и пришли. Посмотрите как красиво на моей полянке. Она действительно, волшебная. Как вы думаете почему?

Дети . Потому, что сейчас зима, а на полянке лето. Ребята отгадайте мою загадку: На полянке мы растем

Очень дружно мы живем

У нас ни пальцев нет, ни рук

Лишь только лепестки вокруг

(цветы)

Логопед . Посмотрите сколько красивых цветов, полюбуемся ими. Я для вас приготовила красивые цветы. Давайте понюхаем, как они пахнут.

Дыхательная гимнастика: «Ах, как пахнет!»

Вдох- вдыхаем «аромат» цветка, на выдохе произносим – «Ах, как пахнет!»

Упражнение выполняем 3-4 раза.

Логопед . А теперь давайте присядем на поляну и полюбуемся деревьями.

(рассматриваем части дерева: ствол, крона, корни).

Артикуляционная гимнастика: «Дерево».

Текст произносит взрослый

Движения или статичная поза

рук

языка

Однажды пальчики пошли в лес: топ -топ, топ - топ -топ.

Имитация ходьбы пальчиков в за данном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указатель ным

Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

2. Подошли к опушке - ровной-ровной, гладкой-гладкой

Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены

Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе

3. На опушке - большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх.

Язык высовывается и напряженно тянется к носу.

4. Дерево растет

Руки тянутся вверх, к солнышку

Язык тянется к носу

5. Вот его крона

Пальцы чуть согнуты

Скругленные края языка загнуты вверх «чашечкой»

6. Крона состоит из веток и листьев

Пальцы напряженно вытянуты и широко расставлены. Ладони со единяются «чашечкой»

Язык в позе чашечки

7. Листья, которые так весело играют с ветерком летом, осенью опадают

Пальцы широко расставлены и по переменно двигаются. Кисти рас слаблены, руки свободно опущены вдоль туловища

Движения языком вверх-вниз (язык со скругленными краями). Язык расслабленно опускается на нижнюю губу

8. Вот его корни

Кисти рук тыльной стороной соеди няются у запястья, пальцы напря женно тянутся вниз

Язык напряженно тянется вниз

9. На дереве гнездо. В нем живет птица. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Ей надо кормить птенцов

Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой». Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в сто роны.

Язык «чашечкой».
Язык движется вверх-вниз и попе ременно в стороны или убирается за зубы

А теперь сядем за столы.

Основная часть:

Логопед . Посмотрите на эти два предмета: справа от меня –сундук, слева- шкатулка. Повторите эти слова за мной.

Дети. повторяют.

Логопед . Скажите,чем эти два предмета отличаются друг от друга?

Дети: сундук больше,чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок….

Логопед . А в чем их сходство?

Дети. Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.

Логопед обобщает и уточняет значения данных слов (сундук-ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком; шкатулка- небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей.)

Логопед . Произнесите слово шкатулка и выделите первый звук.

Дети. Ш-ш-ш

Логопед . Кому мы подражаем когда произносим этот звук.

Дети . Так шипит змея.

Логопед . Показ буквы и уточнение артикуляции (что делают губы.когда произносим звук Ш – губы вытягиваются трубочкой, зубы сближены, а что делает язычок- язычок поднимается за верхние зубки -резцы).

Логопед . А теперь произнесем слово сундук и выделим первый звук.

Дети. С -с-с.

Логопед . Кому мы подражаем,когда произносим звук С.

Дети. Ветру.

Логопед . Да, так поет свою песенку ветерок. Показ буквы и уточнение артикуляции (что делают наши губки, когда мы произносим звук С- губы улыбаются, зубы смыкаются, а язычок лежит в низу и упирается в нижние зубки-резцы.)

Логопед. Сегодня мы будем, учиться различать звуки (Ш) и (С) Я для вас приготовила задание: нужно все картинки разложить в шкатулку и сундук. Если в слове слышится звук Ш, то картинку (предмет) положите в шкатулку, если слышите звук С, то в сундук.

Дети . Я положила носки в сундук. Я положил катушку в шкатулку… и т.д.

Логопед . Молодцы,справились с моим заданием.

Логопед . А теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка. Поиграем в игру «Ловишки».

Когда вы услышите слог со звуком Ш – нужно присесть, а когда услышите слог со звуком С- нужно встать и поднять руки в верх.(ша-са,су-шу, се-ше, ши-си, ос-ош, ыс-ыш, оша- ыса).

Логопед . Отдохнули, размялись. А теперь посмотрите внимательно на доску, что вы видите? Картинки. Постарайтесь объяснить каждое слово из пары, выделяя звуки Ш и С.

Уши- усы; маска- Машка; башня- басня; мишка- миска; крыса- крыша; кашка- каска; шитый- сытый.

Составить с каждым словом предложение.

Логопед . Молодцы и с этим заданием справились.

Логопед . Ребята отгадайте загадку.

Встает рано, ложится поздно,

Светит ярко, греет жарко.

Дети . Солнышко!

Логопед . Есть ли в этом слове звук Ш и С. Где стоит звук С?

Дети . В начале слова.

Логопед . А где стоит звук Ш?

Дети. В середине слова.

Логопед. Посмотрите на моё СОЛНЫШКО, чего у него не хватает?

Дети. Лучиков.

Логопед . Давайте поможем СОЛНЫШКУ и подарим ему лучики.

(На картоне желтого цвета дети заранее обводили свою ладошку и вырезали её ножницами.)

Логопед . Какое получилось солнышко.

Дети. Яркое, ласковое, лучистое, горячее, золотое, нежное, теплое….

(Когда ребенок говорит, логопед кладет ему в ладошку вязаное солнышко.)

Логопед. Отдохнем понежимся на солнышке. Я вас всех приглашаю на полянку.

Дети ложатся на ковер в свободных позах. Звучит фонограмма «Спокойное море».

Логопед. Будто мы лежим на травке,

На зеленой на муравке,

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко (длительная пауза).

Хорошо понежиться, полежать под лучами ласкового солнышка. Но пора вставать. (Дети встают)

Итог занятия:

Логопед. Понравилось вам у меня в гостях?

Дети. Да.

Логопед .Что необычное вы сегодня увидели?

Дети. Мы побывали в гостях у лета! Видели красивые цветы, грелись под лучами летнего солнышка!........


Подберите упражнения, необходимые для постановки “ р “.

1. Под языком быстрыми колебательными движениями двигать ватной палочкой, ребёнок при этом произносит да или тж.

2. «Язык-барабанщик». Многократно постучать по нёбу за верхними резцами кончиком языка (рот при этом открыт!): ды-ды-ды-ды…

3 «Болтун – болботун». Поболтать язычком, как бы дразнясь, ударяя им по верхней губе (язык при этом широкий!)

4. Постановка Р из межзубного положения.

Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.

Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…» Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!

5. "Автомат": губы в улыбке, зубы соединены, часто произносить Д-Д-Д.

6. "Протолкни язычок": то же положение, только язык проталкивать сквозь сомкнутые зубы с усилием. 5-7 раз.

7. «Пылесос»- пылесос хорош также для развития подвижности кончика языка.Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД(пылесосим) и при этом включаем звук пылесоса. При правильном выполнении слышится звук Р.

8. Упражнения-слоги, которые надо произносить быстро и ритмично:

дыдыдыдыдыды....адыдыадыды....тыдытыдытыды.

дыдадыдадыда...адыдаадыда...тыдытыдытыды....

дыдодыдодыдо...адыдоадыдо...тыдотыдотыдо...

9. "Болтушка (или "Индюк"): высунутый широкий язык на звуке А выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный Р. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации Р. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

10. Ребенок произносит звук Ж, длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончк языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный Р. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного Р в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

11. Выполняется в 3 приема:

1) присосать язык к твердому небу ("Грибок")

2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)

3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

Речевой и дидактический материал для дифференциации шипящих и свистящих звуков.

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[Ш]

Произносить слоги, учиться различать звуки [С], [Ш].

са-ша ша-са са-ша-ша

сы-ши ши-сы СЫ-ши-ШИ

сэ-ше ше-сэ сэ-ше-ше

со-шо шо-со со-шо-шо

су-шу шу-су су-шу-шу

са-ша-са ша-са-ша

сы-ши-сы ши-сы-ши

сэ-ше-сэ ше-сэ-ше

со-шо-со шо-со-шо

су-шу-су шу-су-шу

Произносить слова, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша, Сашенька, сынишка, старушка, солнышко, смешной, суша, сушка, старший, сушить, смешить, спешить, слушать, страшный, шест, шерсть, шалость, шелестеть, шесть, душистый, пушистый, трусишка, бесшумный. Писать - решать Коса - каша

Лиса - Миша Шалаш - салат

Кусок мешок Сила -шило

Носок -пушок Каска- кашка

Сумка -шутка Маска -Машка

Крыса- крыша Миска- мишка

Проговаривать предложения, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины. Пушистая кошка бесшумно подкралась к мышке. Сынишка сочинил смешной стишок. Рядом с ромашками растёт душистый горошек. Сети сушатся на солнышке на шестах.

Выучить стихотворения, учиться различать звуки [С], [Ш].

ЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ

На лугу горошек, кашка,

А кувшинки у реки,

Вдоль дорог цветут ромашки,

А на поле - васильки.

Колокольчик на опушке

Мне кивает головой.

Колокольчик на опушке

Светло-синий, голубой.

В огороде нашем

Нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла

Не смотрите, что мала.

Я песком посыплю густо

Всю дорожку у ворот,

А ещё ступеньки, спуски,

Потому что - гололёд.

Дед Мороз принёс подарки:

Шашки, шахматы и марки,

Кукол, мишек и машины,

Две хлопушки и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка.

НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ

Намою ладошку лист похож у клёна,

Осенью - оранжевый, летом он зелёный.

Словно перышки, листочки у рябинки,

Что склонилась тихо над тропинкой.

У осины листья, как монеты,

У каштана - словно опахала,

Было листьев очень много летом,

Осенью их очень мало стало.

Самый первый день весны,

Самый-самый первый.

На опушке, у сосны,

Распустилась верба.

Проговаривать скороговорки, учиться различать звуки [С], [Ш].

Стеша спешила,

Рубашку шила,

Да поспешила -

Рукав не дошила.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Как в капюшоне

Он смешон.

Подготовить пересказ, учиться различать звуки [С], [Ш] в тексте.

У Саши пушистая кошка Салли. Салли послушная. Она бесшумно ходит по дому. Часто кошка спит на солнышке. А когда стемнеет, кошка ловит в сарае страшных мышей.

АЛЁШИНА ШАПКА

Шёл Алёша из школы и увидел на старой черешне полосатую кошку. Алёша хотел спугнуть кошку и бросил в неё шапку.

Шапка повисла на ветке. Что делать? Пришлось Алёше лезть на черешню за шапкой. Будешь знать, как шалить, Алёша!

Отработав произношение звуков [С] и [Ш] в словах, провести подвижные игры.

БЕЛКА СМЕЛКА Белка Смелка в лес ходила, Идут по кругу, взявшись за руки

Белка с ёлки шишки сбила. Останавливаются, четыре прыжка на носочках.

Шишки сбила, шишки ела Поочерёдно подносят руки ко рту.

Шишки ела, нам велела.

А мы шишек не едим, Бегут по кругу.

Белке смелке отдадим. Останавливаются, делают бросательные движения.

Вот на ветках, посмотри По четыре хлопка руками по бокам и

В красных майках снегири по четыре наклона головы. Распушили перышки, На первое слово частые потряхивания руками,

Греются на солнышке. - Головой вертят, на второе - хлопок по бокам

Улететь хотят! По два поворота головы на каждую строку

Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по группе, взмахивая руками

За метелью! За метелью!

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ -[Ж]

Проговаривать слоги, учиться различать звуки , [Ж].

за-жа жа –за за-жа-жа

зы-жи жи -зы зы-жи-жи

зе-же же-зэ зе-же-же

зо-жо жо-зо зо-жо-жо

зу-жу жу-зу зу-жу-жу

за-жа-за жу-зу-жу

зы-жи-зы жи-зы-жи

зэ-же-зэ же-зэ-же

зо-жо-зо жо-зо-жо

Проговаривать слова, учиться различать звуки , [Ж].

Зажим, зажать, зажигалка, железо, жизнь, забежать, задержать, закружить, завизжать Звук - жук Зал - пожар

Роза - рожа Коза - кожа

Лиза - лыжа Гроза - дрожать

Лизать - держать Тазы - ужи

Сказать - бежать Корзинка -пружинка

Разный - бумажный Резвый - нежный

Проговаривать предложения, учиться различать звуки , [Ж].

Возле лужи - зелёная жаба. Бронзовые жуки зажужжали над розами. У Зои жёлтый резиновый зайка. Зина зажигает газовую плиту. Дядя Жора режет железо. Зоя любит золотистое желе из крыжовника. Желатин нужен для заливного.

Выучить стихотворение, учиться различать звуки , [Ж]

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Серый козлёнок,

Жёлтый утёнок,

Ёжик-иглун,

Зайка-скакун -

К нам приходите,

Сон приводите.

Встаньте, зверюшки,

Ближе к подушке.

Сон посерёдке,

Тихий и кроткий.

Подготовить пересказ, учиться различать звуки -[Ж].

Мама и Жанна загорали на пляже. Вдруг на зонт приземлился жук. У жука бронзовая спинка и зелёный животик. Жанна взяла жука и отнесла его на зелёную лужайку.

Отработав произношение звуков и [Ж] в словах, провести подвижную игру.

Дождик, дождик, веселей! Четыре прыжка на носочках.

Капай, капай, не жалей! Ещё четыре прыжка.

Только нас не замочи! Потянулись, сомкнули руки над головой.

Зря в окошко не стучи Четыре прыжка на левой ноге.

Брызни в поле пуще: Четыре прыжка на правой ноге.

Станет травка гуще!. Потянуться, руки вверх.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]--[Ш]-[Ж]

Произносить цепочки слогов, учиться различать звуки [С], , [Ш], [Ж].

са-за-ша-жа са-ша-за-жа са-жа-за-ша

сы-зы-ши-жи сы-ши-зы-жи сы-жи-зы-ши

сэ-зэ-ше-же сэ-ше-зэ-же сэ-же-зэ-ше

со-зо-шо-жо со-шо-зо-жо со-жо-зо-шо

су-зу-шу-жу су-шу-зу-жу су-жу-зу-шу

Произносить цепочки слов, учиться различать звуки [С], , [Ш], [Ж].

Сани - залы - шарик - жало

Суп - зуб - шут - жук

Сом - зонт - шов - жор

Лиса - Лиза - Луша-лыжа

Пасу - козу - укушу - вяжу

Носок - возок - мешок - снежок

Учимся различать звуки [С], , [Ш], [Ж] в предложениях.

У Оксаны плюшевый жираф и заводная мышка. Жёлтые розы стоят возле книжного шкафа. Женя катает зайку и собаку в жёлтой машине. Саша и Жанна забежали за Машей. Возле кустов жёлтые ромашки. За забором жасмин и шиповник. На дне рождения дети ели мороженое, шоколад и арбузы.

Выучить потешки, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], , [Ш], [Ж]в словах.

Петушок, петушок

Носит красный гребешок,

На сапожках шпоры,

На хвосте узоры.

Конь бежит,

Вся земля дрожит

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит.

Петушок в сапожках

Песни поёт.

Курочка в серёжках

Избушку метёт.

Весна-красна

На чём пришла?

На жёрдочке,

На бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

Выучить стихотворения, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], , [Ш], [Ж] в словах.

Кукует кукушка в лесу, на опушке,

В болоте, за кочкою спорят лягушки,

В сарае в соломе заблеял ягнёнок,

В ночном возле речки заржал жеребёнок.

В кроватке не спит наш Кирюшка упрямый,

Сынишке поёт колыбельную мама.

И глазки закрыл непослушный сынишка,

И выпал из рук его плюшевый мишка.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Первый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы.

И зима настала. (И.Суриков)

СНЕЖИНКИ

На что похожи лёгкие снежинки?

Ответить сложно, я скажу вам прямо.

На звёздочки, на искорки, на льдинки

И на салфетку, что связала мама.

НЕНАСТЬЕ.

Не пускают в гости Настю.

На дворе с утра ненастье.

Дождь косой стучит в окно,

Даже днём уже темно.

На газонах грязь и лужи,

Ветер в лужах листья кружит.

ЧТО ЗА ЧЕМ?

За зимой весна, за летом осень,

Отзвенит капель, придёт жара,

А потом деревья листья сбросят,

И наступит снежная пора.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], , [Ш], [Ж].

В БЕРЛОГЕ

Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый Мишка берлогу. Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит Мишка, с боку на бок переворачивается. Над его берлогой наросла белая снежная крыша. Медведь продышал в ней круглую дырку. И над берлогой вьётся тонкий парок. (по В.Бианки)

МАЙСКИЙ ЖУК

Развернулись на берёзах нежные листочки. В зелёной траве распустились золотые одуванчики. Выползают из-под земли майские жуки. Очистит жук от земли лапки, расправит крылышки и полетит. Много таких жуков в мае, оттого их майскими и прозвали. (по Г. Скребицкому)

Женя и Жанна пошли за ежевикой. За ними побежала Жучка. Ежевика растёт на опушке леса. Женя собирала ежевику в жёлтую кружечку, а Жанна - в большой кувшин. Вдруг Жучка залаяла. Она увидела ежей в зарослях ежевики. А Женя испугалась, уронила кружечку, рассыпала ежевику. «Не плачь, Женя, ежевики много, наберём ещё»,- сказала Жанна.

Отработав произношение звуков [С], , [Ш], [Ж] в словах, провести подвижные игры.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, расставив руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся приседают

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо-влево.

Будто опять закружиться хотят Поднимаются, кружатся на носочках.

СНЕЖНАЯ БАБА

Сегодня из снежного мокрого кома идут по кругу,

Мы снежную бабу слепили у дома катят перед собой воображаемый ком.

Стоит наша баба у самых ворот Показывают руками изображение бабы.

Никто не проедет, никто не пройдет Грозят указательным пальцем

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!» идут по кругу,

(И.Демьянов)

5. Какие виды работ возможны для развития фонематического восприятия?

Работа над формированием фонематического восприятия предполагает следующую последовательность:

*На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау - 1ый а; 2ой - у).

*Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, там).

*Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют соответствующие схемы.

*Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.

*Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали прочитанные слова и предложения.

№ 3 Звуки С-Ш

  1. Слова: Саша, шесть, сушки, шоссе, солнышко, машинист, шестнадцать, штепсель, шестьдесят, шахматист, шестьсот, путешественник, пастушок, пастушка, шалость, стишок, стеклышко, пушистый, сынишка, усмешка, старушка, успешно, послушный, трусишка, бесшумный, смешинка, веснушки.
  2. Счет 1-10 – сынишка, шахматист, пастушок, старушка.
  3. Заучивание скороговорок:

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

4. Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, они) в наст. врем.:

Сшибать шишки с сосны.

Собирать сосновые шишки.

№ 4 Звуки С-Ш

  1. Словосочетания: Наташины веснушки, веселый пастушок, послушный малыш, пушистая кошка, смешные стишки, опасное путешествие, роскошная шкатулка, голосистый соловушка, ласковое солнышко, душистый ландыш, пушистая ушанка, сушеные груши, смешные потешки, скошенный луг, шумное шоссе, шелестят камыши, лесная опушка, спелая вишня.
  2. Родственные слова: Смешить – смех, смешок, смешинка, смешной, насмешка, усмешка, смешно. Спешить – спешка, поспешно, поспешный.
  3. Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Вы, Мы, Он, Она, Они): Спешить по шоссе и есть сушки. Шептать на ушко бабушке смешной стишок. Сушить пуховые подушки на солнышке.

№ 2 Звуки С-Ш

  1. Слоги: са-ша, со-шо, сы-ши, су-шу, ша-са, шо-со, ши-сы, шу-су, саш, сош, суш, сыш, шас, шос, шус, шис.
  2. Выделение звуков С, Ш в словах:

сатин, шагать, сыпать, шорох, сорить, шипеть, шуметь, сухой, сырой, сытый, вермишель, васильки, сметана, картошка, катушка, швабра, корешок, опушка, новоселы, листья.

  1. Добавь слог СИ или ШИ: гу(си), гру(ши), ло(си), малы(ши), выне(си), тря(си), воро(ши), кры(ши).
  2. Образовать новые слова с приставками С-, СО-: мешать – смешать, прошу – спрошу, шил – сшил, пляшет – спляшет, шью – сошью, рисуешь – срисуешь, несёшь – снесёшь, пишешь – спишешь, берешь – соберешь, трясешь - стрясешь.

№ 7 Звуки С-Ш

  1. Предложения: Машины несутся по шоссе. Листья шелестят в саду. Груши сушатся на крыше. Мыши шуршат в сарае. Кошка греется на солнышке. Высокие сосны шумят в лесу. Душистый ландыш распустился на лесной опушке. Голосистый соловушка поёт в саду. Кусты покрылись снегом. Тихо шумят осинки в осеннем лесу. Наташа нашла пестрый шарфик.
  2. Пословицы: Не спеши языком, спеши делом. Как постелешь, так и поспишь. В согласном стаде волк не страшен. В пасмурную погоду сено не высушишь. Нет на свете краше родной сторонушки. Хорош садовник, хороши и груши. Кошке – игрушки, мышке – слёзы. Поспешишь – людей насмешишь.

№ 3 Звуки С-Ш

  1. Слова: сухо, слышно, шустрый, соловушка, поспешно, шанс, шелест, шествие, шесток, посошок, нашествие, шерсть, шест, смешной, спешка, пеструшка, штепсель.
  2. Счет 1-10 – путешественник, штепсель.
  3. Заучивание чистоговорки:

Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,

А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

4. Подбор признаков и действий на звуки С, Ш к предмету:

Кошка (какая?) большая, пушистая, смешная, ушастая, плюшевая. Что делает? Спешит, дышит, шалит, спит, ест.

5. «Отгадай слово» (пропущены С или Ш):

Апка, .нки, .уба, .ом, .мка, .лем, .ова, .айба, .оль, .умит, .ок, .уп, .ум, .пать, ду., ква., анана., камы., компа., мы..

№ 11 Звуки С-Ш

Русские народные скороговорки:

Веселей Савелий, сено пошевеливай.

Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша.

Дуб дубовистый, широкозеленолистный.

Сшила Саша Сашке шапку. Сашка шапкой шишки сшиб.

Хоть щука и востра, да не съест ерша с хвоста.

Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте.

У Степана есть сметана, простокваша и творог.

На опушке в избушке живут старушки-болтушки.

У каждой старушке лукошко. В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

№ 5 Звуки С-Ш

  1. Словосочетания: шелестят в тишине, шуршат в сарае, слышны в саду, спешат в школу, сушить на вешалке, несутся по шоссе, сыплется пушистый снег, слышится сильный шум, висит Мишина шуба, слышна весёлая песня.
  2. Рассказ «Сосна» (заучивание или пересказ):

Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке, – большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой. А сзади доносится шум соснового леса.

  1. Выделение из рассказа слов: со звуками «С», «Ш» в одном слове; со звуком «С»; со звуком «Ш».

№ 6 Звуки С-Ш

  1. Счет 1-10 со словосочетаниями: пушистая сосна, сосновая шишка, пенистый шампунь, синяя шаль.
  2. Спряжение в настоящем времени: (Я, Ты, Он, Она, Они)

Спешить в лес за сосновыми шишками.

Спешить из леса домой с сосновыми шишками.

Шептать дедушке на ушко смешную сказку.

  1. Проговаривание предложений:

Саша спешит по шоссе и несёт сушки.

Машинист спешит по шоссе и несёт сушки.

Путешественник …. Пастушок …. Пастушка ….

  1. Подбор предметов к признакам:

Смешной (-ая, -ое). Душистый (-ая, -ое). Бесшумный (-ая, -ое).

№ 8 Звуки С-Ш

Скороговорки:

В шалаше шесть шалунов. Шапкой Саша шишки сшиб.

Мамаша дала Саше сыворотку из простокваши.

Наша серая кошка сидела на крыше,

а ваша серая кошка сидела выше.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей,

Две мыши поплоше несли по два гроша.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Слишком много ножек у сороконожек.

Парус наш на совесть сшит. Нас и шторм не устрашит.

Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть.

Слышен шорох в камышах – от него шумит в ушах.

Сто бесстрашных лягушат цаплю шепотом страшат.

№ 9 Звуки С-Ш

Стихи:

– Разговаривайте тише! – просят маленькие мыши.

Не шумите утром рано. Кошка спит в углу дивана…

Ночью мы в сыром подвале с кошкой в салочки играли

Не будите нашу кошку – отдохнет пускай немножко.

Мышка сушек насушила. Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали, зубы сразу же сломали.

Пять веселых лягушат по делам своим спешат.

Пока мокро, пока лужно, до реки допрыгнуть нужно.

Если встретишь лягушат, не мешай, они спешат.

Я взяла под мышку плюшевого мишку.

В ванну посадила и пошла за мылом.

Оглянулась – ой, ой, ой! Расшалился мишка мой.

№ 10 Звуки С-Ш

Простокваши дали Клане – недовольна Клаша:

– Не хочу я простокваши, дайте просто каши.

Дали вместо простокваши нашей Клаше каши.

– Не хочу я просто каши так, без простокваши.

Дали вместе с простоквашей каши нашей Клаше.

Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей.

А поела – встала. «Спасибо,» – сказала.

Мышонку снится страшный сон, что не мышонок он, а слон.

Что в Африку приехал он, в слоновью лёг кровать.

Стал спать и там увидел сон, что он мышонок, а не слон,

И что не в Африке спит он, а дома он опять.

«Какой мне страшный снится сон!» – во сне проснувшись,

Думал он и спрашивал спросонок: «Я слон или мышонок?»


Ёжик ([ж], [ш], [с])

Жил на опушке лесной
Ёжик под старой сосной.
Шишки ходил собирать,
Чтобы с ежонком играть.

Мышь с мышонком ([ш], [ж], [с], [с"], [з])

Зашептала тихо мышь:
«Что ж, сыночек, ты не спишь?»
«Я дрожу, - сказал он мыши, -
Шум в лесу я страшный слышу».
«Ты не бойся, мой малыш,
Это дождик», - шепчет мышь.

Совы ([ш], [с], [с"])

На макушке старой ели,
На сухом суку сидели
Две подружки, две совы,
Две большие головы.

Три старушки ([с], [с"], [з], [ш], [ж])
Вышел мишка на опушку,
Там - волшебная избушка.
Три весёлые старушки
В ней с утра пекут ватрушки.
Тут из леса вышли лоси -
Угостить ватрушкой просят.
А за ними волк с лисой,
Ёжик, белка и косой.
И у всех лесных зверюшек
По гостинцу для старушек.
Ёж - лукошечко волнушек,
Белка им грибочки сушит,
Мишка - дров, берёсты - лось,
Волк с лисой - пушнины воз,
A зайчишка - серый хвост -
Шерстяную шаль принёс.
В шаль старушка нарядилась -
И в девчушку превратилась.

Про мышей ([ш], [с], [з])

В тишине шептали мышки,
Что мышата меньше шишки,
Что пушистой кошке Мушке
Лучше спать бы на подушке,
A не бегать за мышами,
Не шуршать бы камышами.
Но от шёпота мышей
Вся у кошки встала шерсть.
Шевелит она ушами:
«Не пора ли за мышами?»
Если слышит мышек кто-то,
Начинается охота.
Лучше б мыши-глупыши
Не шептали бы в тиши.

Котёнок ([ш], [ж], [с], [с"])
Котёнок - чуть больше напёрстка,
На брюшке - пушистая шёрстка,
И рыжие с чёрным полоски
Со спинки уходят на хвостик.

Дождик ([ш], [ж], [с], [с"])
Шлёпал дождь по свежим лужам,
И сейчас сидит, простужен.
Дождик, ножки посуши
Где-нибудь в лесной глуши.

Дождливый день ([ш], [ж], [с], [с"])
Мокрая кошка на кресле лежит.
В будке промокшая Жучка дрожит.
Дождик, скорее все слёзки пролей.
С солнышком нам и светлей, и теплей.

Пушок и Снежок ([ш], [ж], [с])
Кот Пушок и пёс Снежок
Вышли вместе на лужок.
Кот за мышкой побежал,
Пёс - на солнышке лежал.

Жёлтый жук ([ж], [ш], [з], [с], [с"])
Жёлтый жук жужжит, бедняжка,
Что ему живётся тяжко;
На берёзке, на осинке -
Западни из паутинки.

Детский сад ([с], [с"], [ж], [ш])
Листья кружат, листопад.
В сад сестру приводит брат.
И в дожди, и в снегопад
Мамы в сад с детьми спешат.

Усы ([ш], [ж], [с], [з])
У кошки есть усы и уши.
Нужны ей уши, чтобы слушать.
Но вот зачем, не знаем мы,
Нужны животному усы?

Пастушок ([с], [ш])
Саша - лучший пастушок.
Он берёт с собой рожок,
Сумку из рогожки
С миской, сушкой, ложкой.

Зайка ([с], [з], [ш])
Скачет зайка по опушке
Возле заячьей избушки.
Ищет он грибы волнушки,
Чтоб засаливать в кадушке.
Не нашёл он ни волнушки,
Ни горькушки, ни серушки,
Сел и с горя чешет ушки
У избушки на опушке.

Жук и лягушка ([ж], [ш], [с])
Жук купил лягушке
Жёлтые подушки,
А жуку лягушка
Подарила сушки.
Спит теперь лягушка
На больших подушках,
A жучок и мушка
С мёдом съели сушки.

Нож ежа ([с], [с"], [ш], [ж])
Затупился нож ежа,
Плачет ёжик без ножа.
Поточить ежовый нож
Попросил колючий ёж.
Заточили старый ножик,
Очень радовался ёжик.

Лягушкино брюшко ([ш], [ж], [с])
В камыше желтело брюшко
У лягушки у квакушки.
Вшестером решили мушки
Жить под носом у старушки.
Доживали эти мушки
В жёлтом брюшке у лягушки.

Лягушка Маша ([ш], [ж], [с], [з])
Ёж с ежонком Пашей
В гости шёл к лягушке,
A лягушка Маша Насушила сушки.
Чай лесной душистый
Для гостей дымится,
На траву душицу
Маша не скупится.
Вкусный запах пляшет,
По лесу витает,
Так лягушка Маша
Ёжиков встречает.

Весна в пути ([ж], [ш], [с])
Весна уж в пути - лежебока-снежок
Об солнечный лучик снежинки обжёг.
От боли заплакал, ручьём убежал,
Подснежникам нежным он путь указал.
Весна уже ближе, уж скоро жара.
Ежихе с ежом вылезать уж пора.
Согрелся на солнце живот у ужа,
Жуки на лужайке жужжат и кружат.

Смешинка ([ш], [с], [с"], [ц], [з])
Сашеньке нашей смешинка попала.
Целые сутки она хохотала.
Всё-то смешным ей казалось тогда,
Даже ушиблась, и то - не беда.

Кошка у кассы ([ш], [ж], [с], [с"], [з])
Однажды пушистая кошка
Поесть попросила немножко.
У кассы железнодорожной
Ей дали сырочек творожный.

Щенок и птичка ([щ"], [ч"], [ж], [ш], [с])
Щебечет птичка для щенка.
И чёрный нос дрожит, пока
Звенит пичужкин голосок,
Так нежен, чист и так высок!
Щенок в восторге: для него
Звучит такое волшебство!
О, никогда не сможет он
Нарушить песни этой звон.
И птичка рада: повстречала
Она любителя вокала.

Лягушка ([ш], [с], [с"])
Весною лягушка сидит в камышах,
За мошкою смотрит она, чуть дыша.
И только кувшинки в озёрной глуши
Лягушкины вздохи услышат в тиши.

Кошки ([с], [с"], [ш], [ж])
На окошке, свесив ножки,
Целый день болтали кошки,
Что у рыжих у котов
Больше пышных нет хвостов;
Что ушли куда-то мыши,
А куда - никто не слышал;
Что с утра на лужах лёд -
Позже солнышко встаёт;
И что ножки бедных кошек
Очень мёрзнут без калошек.
Тяжела кошачья жизнь -
Спи, мурлыкай, ешь, лежи.

Сороконожка ([ш], [ж], [с], [з], [з"])
В «Пассаже» босоножки
Брала сороконожка -
На каждую на ножку
По жёлтой босоножке.
Ещё взяла застёжки
Детишкам на сапожки.
А нашей кошке Пушке -
Пуховые подушки.

Ужи и жабы ([ж], [ш], [с], [с"])
Три доверчивых ужа
Пили чай у старых жаб.
Меж собой шептались жабы:
«Кабы съесть бы нам ужа бы!
Долго б сыты были мы,
И под кроною сосны
Мы б толстели, хорошели
И в густой траве кишели».
Их услышал старый уж
И подумал: «Что за чушь?
Мы б давно всех жаб поели,
Если б дружбы не жалели».
И обиделись ужи,
И отдельно стали жить.
Жабы долго извинялись,
Но ужи не возвращались.

Ёжик ([с], [с"], [з], [ш], [ж])
Спят и зайцы, спят и лисы,
Только ёжик в лес пошёл.
Красну ягодку и листик
На дорожке он нашёл.
Дальше видит - что такое? -
В луже звёздочка лежит.
Что за чудо голубое?
Надо листиком прикрыть.
Только утром под листочком
Ёжик солнышко нашёл.
Ничего-то он не понял,
Рассмеялся и ушёл.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКОРОГОВОРКИ

1. На дифференциацию шипящих звуков (свистящие исключены)

Кот Пушок пошёл на лужок.

Вышла на площадь рыжая лошадь.

Рыжая Клуша лежит в луже.

У мышей - мышата, у ежей - ежата.

Положи в мешок ржаной пирожок.

2. На дифференциацию свистящих и шипящих звуков

Саня - шахтёр, Миша - шофёр.

Серый зайка спит на лужайке.

Можно и подождать, лишь бы не опоздать

Ветер-суховей шевелит шалфей и щавель.

В озере жили щуки, ерши, жуки и лещи.

В шкафу лежат вещи ваши, в буфете стоят чашки наши.

Лисица-сестрица сочинять мастерица.

В роще - скворцы, в парнике - огурцы.

Овцы - в овчарне, собаки - на псарне.

Сварили из кизила кисло-сладкий кисель.

Снег сошёл - за зимой ушёл.

Мы ели салат на опушке лесной.

Стоял наш шалаш под высокой сосной.

Смешной шут пришёл в суд.

Сашу послали в «Пассаж», чтобы купила сутаж.

Серый сурок нашёл шнурок.

У собаки на шее кожаный ремешок.

Зелёная жаба жевала жука, а птичка клевала с сучка паучка.

Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины. Пушистая кошка бесшумно подкралась к мышке. Сынишка сочинил смешной стишок. Рядом с ромашками растёт душистый горошек. Сети сушатся на солнышке на шестах.

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой. Паша - трусишка, страшно ему. Поспешишь - людей насмешишь. Кошки сидят на окошке и смотрят на солнышко. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я смотрю на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Рыбаки в шалаше пробудилися. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут.

Выучить наизусть стихи.

Я сама братишке Лёше
Тряпкой вытерла калоши.
Чтоб не наследила кошка,
Сшила кошке я сапожки.

Весёлая старушка
Весь день сегодня шьёт.
На круглую катушку
Глядит пушистый кот.
Устала шить старушка
И села у ворот,
А с кругленькой катушкой
Играть пустился кот.
(К. Стюарт)

Серый плутишка.

Был у Миши котишка - серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый.
Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

Тема:

Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, в словах и предложениях.

Цель:

Научить ребенка различать звуки Ж и Ш. Выделять их в словах и предложениях.

Задачи:

Формировать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

Формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различия звуков по признакам: глухие – звонкие.

Развивать чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, память.

Уметь дифференцировать звуки в словах.

Развивать связную речь.

Оборудование

Мяч, игрушки: жук, змея; схематические картинки, компьютерная игра « Разложи картинки»,

Оргмомент

Сегодня мы отправимся в лес, чтобы познакомиться со сказочными героями. Смотрите, кто к нам летит! Жук! Внимательно послушай, что тебе скажет жук. Логопед берет игрушку жука и произносит: « Здравствуйте, я ШУК, я так торопился на встречу с вами, что потерял свою ЖАПКУ!»

Логопед обращается к ребенку: «Кто это? Что потерял? Какие звуки перепутал жук? Какой звук слышится в слове жук? Какой звук слышится в слове шапка? Будем учить жука не путать звуки Ш-Ж.

Основная часть

Подойди к зеркалу и покажи жуку упражнения, которые необходимо выполнять, чтобы правильно произносить звуки.

1. Артикуляционные упражнения

1. – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер» – змея шипит – Ш-Ш-Ш.

2. – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер» – жук жужжит – Ж-Ж-Ж.

2. Речевая дыхательная гимнастика.

Пропевание слогов на одном выдохе. Развитие фонационного «речевого» дыхания.

жа жо жу жи

жа жо жу жи же

ша шо шу ши

ша шо шу ши ше

3. Дифференциация звуков в слогах.

Подготовить к звуковому анализу. Продолжать работу над формированием слоговой структуры. Развивать мелкую моторику.

Логопед предлагает ребенку отгадать по описанию, кто прячется в лесу за елкой. По описанию ребёнок узнает змею. Появляется Змея.

Какой звук произносит змея, когда шипит Ш или Ж?

Игра «Жук -рогач». Логоритмическое упражнение. Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, память, голос, интонационную выразительность. Закрепить умение выполнять движения в соответствии с музыкой и песенным текстом.

Ребенок по мелодии отгадывает песню. Поет её, выполняя соответствующие тексту движения:

Вот летит жук-рогач –

Самый первый силач,

Руки расположены на уровне груди. Пальцы сжаты в кулачки. Выбрасывание рук вперёд, одновременно разжимая пальцы рук.

У него, у жука

На головушке – рога.

Руки расположены на уровне груди. Ребёнок шевелит «рогами», подняв вверх второй и третий пальцы рук. На слово рога, меняет положение пальцев, выставляя второй и четвёртый пальцы.

Игра «Хлопни – топни» На слог ЖА – хлопнуть в ладоши, на слог ША – топнуть ногой. Произнесение слогов поочередно, затем усложняется количеством и сменой слогов, соблюдая ритмический рисунок. (Например: ЖА-ЖА, 2 раза хлопнуть, ША-ША-ША, 3 раза топнуть, затем наоборот). Данное упражнение развивает чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание.

4. Выделение звуков Ж -Ш из слов.

Учить дифференцировать звуки в словах.

Логопед просит ребенка научить жука правильно произносить звуки Ш – Ж в словах. Компьютерная игра «Разложи картинки». Картинки со звуком Ш надо переместить в одну корзинку, а со звуком Ж – в другую.

5. Разучивание и проговаривание чистоговорок.

Жили-были на сосне

Две большие шишки.

Жили-были под сосной

Две смешные мышки.

И шипели мышки:

– Эй, вы там на вышке,

Вниз спускайтесь, шишки!

Удивились шишки:

– Подождите, мышки!

Вас на вышку позовем

И, как в сказке, заживем.

6. Изменение слов. Игра с мячом. Логопед бросает мяч о пол, называя, при этом слово со звуком Ш, ребенок ловит и бросает мяч обратно, называет тоже слово, заменив звук Ш на Ж:

Шить – жить Житье – шитье

Шаль – жаль Жито – шито

Шалить – жалить Лежа – Леша

Шутка – жутко Мажут – машут

Уши – ужи Наживка – нашивка

7. Физкультминутка. « Ветер»

Ветер дует нам в лицо!

(Подули и помахали руками перед собой)

Закачалось деревцо

(Подняли руки над головой и покачались)

Деревцо все выше, выше.

(Потянулись руками вверх, приподнимаясь, на цыпочки.)

Ветерок все тише, тише.

(Медленно опустить руки и присесть)

8 Составить предложения про ежа, жука, мышку и произнести их с разной интонацией.

9. Рассказы цепной структуры.

Развивать связную речь. Логопед читает рассказ, ребенок пересказывает его с помощью схематических картинок.

1) Около леса раскинулась лужайка.

На лужайке гулял Женя.

Женя увидел жука.

Жук сидел на ежевике.

Ежевику Женя положил в жбан.

В жбане у Жени жалобно жужжал жук.

Жука пожалел Женя.

Женя посадил жука на ежевику.

2) Шура пошел в цирк Шапито.

В Шапито шутил и смешил людей шут.

Шут рассказывал смешные шутки.

Шутки шута рассмешили Шуру.

10. Подведение итогов занятия.

прислала

Ващенко Натлья
учитель-логопед