Меню
Бесплатно
Главная  /  Поле тока  /  Иллюзия восприятия в психологии человека. Лекция: Иллюзии восприятия Виды иллюзий психология

Иллюзия восприятия в психологии человека. Лекция: Иллюзии восприятия Виды иллюзий психология

Многие опыты «Физпрактикума» построены так, что для них не требуются сложные приборы и установки. Это не только позволяет любому читателю повторить эксперименты, но и придает им дополнительную эффектность – интересно исследовать нетривиальные физические явления при помощи самых незамысловатых средств . Однако в таких опытах можно встретиться и с трудностями, в частности с ошибками восприятия. Если в серьезной экспериментальной установке регистрирующим элементом служит точный прибор, то в опытах «физпрактикума» результат регистрирует сам экспериментатор – его глаза, уши, руки. А «показания» органов чувств человека неоднозначны и зависят от множества побочных факторов, начиная с условий наблюдения и кончая настроением наблюдателя.

Иллюзий, связанных с человеческими чувствами, известно очень много; даже перечислить их в одной статье было бы трудно. Не все они могут считаться иллюзиями в полном смысле слова, то есть каким-то случайным или подстроенным обманом – иногда это просто особые свойства наших органов чувств, о которых мы не знаем или забываем. Такие иллюзии порой играют значительную роль и в научных исследованиях. Примером тому служит оптический эффект, с которым так или иначе сталкивался каждый, – параллакс.

Параллаксом называют кажущееся относительное смещение объектов, находящихся на разном расстоянии от наблюдателя. Это смещение возникает при движении его глаз. Так, глядя в окно поезда, можно заметить, что ближние деревья уходят назад гораздо быстрей, чем дальние, а самые далекие и вовсе почти не отстают – пейзаж за окном словно поворачивается вокруг точки, в которой взгляд пересекает линию горизонта. Немалое значение имеет другой, более простой случай параллакса – изменение показаний прибора в зависимости от положения глаза; при движении глаза влево стрелка на фоне шкалы сдвигается вправо, и наоборот. Если у вас дома не найдется никакого стрелочного прибора, эксперимент можно поставить с весами в магазине. Когда вашу покупку положат на них, сделайте шаг влево. Показания весов уменьшатся на одно-два деления. Сделайте пару шагов вправо, и показания увеличатся. Вес покупки, оказывается, зависит от вашего положения перед прилавком.

Чтобы избавиться от ошибки параллакса, в точных приборах стрелку делают очень тонкой, а под шкалой располагают зеркальную полоску. При считывании показаний прибора голову нужно держать так, чтобы сама стрелка и ее отражение в зеркале совпадали. Тогда взгляд строго перпендикулярен плоскости шкалы и ошибка исключена. К сожалению, не все ошибки параллакса так легко поддаются исправлению. Скажем, при регистрации быстро-протекающих процессов с помощью некоторых высокоскоростных кинокамер возникают параллактические искажения, связанные с относительным движением пленки и элементов оптической системы. Борьба с такими искажениями – сложная техническая задача.

Еще один пример вредной иллюзии. Поставьте на лист бумаги перевернутый стакан и, обводя карандашом его край, нарисуйте друг за дружкой три дуги: маленькую, с центральным углом около десяти градусов, среднюю, с углом градусов сорок, и большую, градусов сто двадцать. Сравните их кривизну. Даже прекрасно зная, что они начерчены с помощью одного стакана, а значит, радиус их кривизны один и тот же, трудно избавиться от впечатления, будто маленькая дуга имеет минимальную кривизну, а большая – максимальную. Интересно, что с дугами, превышающими половину окружности, иллюзия не возникает; наблюдатель отчетливо видит настоящий диаметр таких больших дуг и замечает, что он одинаков у всех кривых.

Многие знают опыт с двумя мыльными пузырями, которые соединяют между собой одной трубкой. Давление внутри пузыря обратно пропорционально его радиусу, и потому воздух из меньшего пузыря переходит в больший, пока от меньшего не останется лишь небольшой сегмент, имеющий тот же радиус кривизны, что и большой пузырь. Однако если вы проделаете этот опыт сами, вам наверняка покажется, что кривизна уцелевшего пузыря намного больше кривизны маленького кусочка мыльной пленки в противоречие с названным законом. Можете не проверять формулу для давления внутри пузыря: всему виной оптическая иллюзия, описанная в примере с дугами. Эта же иллюзия проявляется и в другой ситуации. Качество поверхности часто контролируют по правильности картины интерференционных полос, возникающей при отражении света, например, по совершенству формы колец Ньютона. Этот простой опыт легко проделать дома, достаточно на плоскую пластинку положить линзу выпуклостью вниз и рассматривать точку касания на темном фоне. Вы увидите концентрические цветные кольца (кольца Ньютона). Складывая две плоские пластинки, можно наблюдать ряды параллельных или расходящихся полос, восьмерки и более сложные картины. Полосы изгибаются тем круче, чем быстрей меняется толщина воздушного зазора между двумя стеклянными поверхностями, то есть чем больше на них неровностей. Но если вы захотите сравнить качество поверхности в разных местах, нужно помнить, что длинная интерференционная полоса может показаться изогнутой сильнее, чем короткая, даже если в действительности это не так.

Еще ошибочней бывают результаты сравнительной оценки площадей и объемов. Это тем более неожиданно, что линейные размеры тренированный глаз оценивает довольно точно. Попробуйте угадать, во сколько раз объем куба, изображенного на рисунке справа, больше объема левого куба? Какое соотношение между объемами цилиндров? Эллипсоидов? Минутку, не читайте дальше текст! Сделайте оценку и запомните числа.

Рис. 1. Результаты сравнительной оценки площадей и объемов

А теперь проверьте результаты. Объем правого куба больше объема левого в два раза, объемы цилиндров относятся как один к тридцати, эллипсоидов – как один к трем. А насколько площадь черного кольца меньше площади белого круга, который оно ограничивает?

Рис. 2. Насколько площадь черного кольца меньше площади белого круга, который оно ограничивает?

Измерив их, нетрудно убедиться, что площади равны. В данном случае иллюзия усиливается не только «провокационным» вопросом, но и специальной раскраской: черные предметы кажутся человеческому глазу меньше белых. Этот эффект называют иррадиацией, Значение таких ошибок в оценке площади и объема для наших опытов очевидно.

Целый ряд зрительных иллюзий связан с движением. Подвесьте на темном фоне яркий грузик на белой нитке и попробуйте разглядывать этот маятник двумя глазами, поместив перед одним из них темное стекло (подойдет стекло от солнцезащитных очков). Вы заметите, что маятник описывает вытянутый эллипс. Убрав стекло, легко убедиться, что он по-прежнему качается в одной плоскости. Закройте стеклом другой глаз, и маятник вновь двинется по эллипсу, только в другую сторону (если стекло перед левым глазом, маятник кажется вращающимся по часовой стрелке, если перед правым – против часовой стрелки). Иллюзия будет еще сильней, если сосредоточить взгляд на нити недалеко от точки подвеса, Эта иллюзия объясняется тем, что наш глаз замечает светлые предметы быстрей, чем темные (разница во времени, конечно, очень невелика – доли секунды.

Качающийся маятник виден глазу, закрытому стеклом, немного отстающим по сравнению со своим истинным положением, а другой глаз видит его как обычно. Это рассогласование и рождает впечатление объемности при плоском движении маятника. Подобные иллюзии могут привести к ошибкам при изучении движения предмета, по-разному рассеивающего свет в различных направлениях.

Механизм человеческого зрения вообще достаточно сложен и окончательно не ясен: в нем участвуют не только хрусталик и сетчатка, но и сам мозг. Поэтому при случайных переключениях внимания наблюдателя также могут возникать некоторые иллюзии. Общеизвестный пример – «выворачивающийся куб», который кажется обращенным к нам разными гранями в зависимости от того, на какой из его вершин сосредоточен взгляд. Другую иллюзию того же типа можно наблюдать с помощью картонного пропеллера, вращающегося на небольшом гвоздике. Такую вертушку нужно рассматривать в сумеречной комнате на фоне светлого окна, чтобы видеть только ее контур и не иметь возможности определить, какая из лопастей пропеллера находится ближе, а какая дальше. Иногда кажется, что пропеллер вращается в одну сторону, а иногда – в другую. Сосредоточившись, можно небольшим усилием воображения «переключать» направление вращения вертушки по своему желанию. Да, что там направление вращения вертушки! Способность человека, видеть то, что он ожидает увидеть, значительно шире, и это доказывают многие курьезные примеры.

В книге М. Миннарта «Свет и цвет в природе» указано, что различные люди видят в расположении пятен на Луне достаточно четкий рисунок, образующий человеческое лицо в профиль, анфас или в три четверти, женскую фигуру, старуху с вязанкой хвороста, зайца, омара и многое другое. Эдгар По в рассказе «Сфинкс» описывает, как неверное представление о расстоянии до объекта может вызвать ошибочную оценку его размеров. Небольшое насекомое, медленно ползущее по паутинке за оконным стеклом, представилось рассказчику огромным чудовищем, стремительно перемещающимся по отдаленному холму, а слабый звук, изданный насекомым, показался ему громким криком. Последняя деталь показывает, что такому обману подвержено не только зрение, но и слух. Незнакомые, непонятные звуки часто пугают человека лишь потому, что, не имея точных сведений о расстоянии до их источника, он преувеличивает их громкость. Впрочем, акустические обманы встречаются реже, чем зрительные, поскольку от наших ушей в мозг поступает значительно меньше информации, чем от глаз. Из особенностей слуха стоит подчеркнуть лишь одну. Наша способность определять на слух, где расположен источник звука, основана на разной силе сигналов, приходящих в правое и левое ухо; мы ожидаем найти источник с той стороны, откуда звук громче. Если же сила обоих сигналов одинакова (например, когда источник находится в вертикальной плоскости, проходящей через центр головы), звук кажется раздающимся прямо в мозгу, и точное положение источника указать трудно. Завяжите глаза вашему товарищу и попросите его определить место, в котором вы постучали ложечкой по стакану. Он будет правильно находить это место во всех случаях, кроме тех, когда расстояние от стакана до обоих ушей окажется одинаковым.

Может подвести даже такое простое чувство, как осязание. Скрестите указательный и средний пальцы одной руки и коснитесь ими острого ребра какого-нибудь предмета (стола, шкафа) так, чтобы ощутить его кончиками обоих пальцев. Закройте глаза и сосредоточьтесь на ощущениях своих пальцев. Вам покажется, что вы ощупываете не одно, а два ребра. Проведите пальцами вдоль ребра до его конца – это усилит эффект. Слегка поверните пальцы вокруг их оси в одну и другую сторону – два воображаемых ребра разойдутся немного в стороны, а затем вновь сблизятся. Проведите теперь пальцами от переносицы до кончика носа, и вам покажется, что у вас два носа вместо одного. Эта иллюзия связана с необычным взаимным расположением пальцев: сигналы, посылаемые ими в мозг, «расшифровываются» по прежней схеме, которая теперь не соответствует действительности.

Особенно трудно распознаются иллюзии, причина которых заключена в непривычном сочетании ощущений разных органов чувств. Положите в раковину воздушный шарик, наполните его водой и попробуйте поднять. Быть может, с первой попытки это не удастся – вы невольно сделаете слишком слабое усилие и будете удивлены большим весом шарика. Между тем, если бы то же количество воды было налито в кастрюлю, вы сразу приложили бы нужную силу. Тяжесть воды ассоциируется с ощущением жесткого корпуса кастрюли, а тонкие резиновые стенки воздушного шарика ассоциируются с его ничтожным весом. Это поначалу и вводит в заблуждение.

Наш вестибулярный аппарат тоже не всегда работает точно, особенно если зрительные образы противоречат его ощущениям. Это рождает ошибки в определении вертикали и горизонтали. Велосипедисту, спускающемуся по склону, дорога кажется менее крутой, чем на самом деле, – привыкший к горизонтальному положению земли глаз автоматически делает поправку, отсчитывая углы от плоскости дороги. Другой пример. Иногда приходится подниматься по выключенному эскалатору. Обратите внимание, насколько неуверенными бывают несколько первых шагов. Привычка наклоняться вперед, чтобы не упасть, шагнув на уходящую из-под ног ленту, настолько сильна, что мы бессознательно следуем ей, даже когда видим, что ступени неподвижны. Ощущение вертикального и горизонтального направлений зависит не только от зрительных впечатлений, но и от стереотипов, сформировавшихся в мозгу человека. Из этого следует, кстати, что все опыты по механике нужно проводить на поверхности, горизонтальность которой проверена каким-либо уровнем, а не только нашими собственными ощущениями.

Может показаться, что иллюзии и обманы чувств проявляются в особых условиях и вряд ли встретятся нам при проведении опытов. Возможно, не в каждом эксперименте они играют заметную роль. Однако встречаются ситуации, которые без их учета не объяснить. Вот одна из подобных ситуаций.

Поставьте на плиту чайник с небольшим количеством воды и дайте ей закипеть. Затем, выключив огонь, слегка приподнимите чайник. Постарайтесь запомнить ощущение тепла, которое передалось вам от нагретой ручки. Теперь быстро долейте в чайник один-два литра холодной воды из заранее приготовленной кастрюли. Закройте крышку и снова приподнимите чайник, оценивая температуру ручки. Вы с удивлением обнаружите, что она не только не стала холоднее, но даже несколько нагрелась! Можно долго ломать голову над тем, почему ручка чайника нагревается при доливании в него холодной воды, можно даже придумать несколько объяснений разной сложности и разной правдоподобности. А истинное объяснение совсем просто. Конечно же, за короткое время опыта ручка не успела ни остыть, ни нагреться. Более горячей она кажется лишь потому, что чайник стал тяжелее, и его ручка с большей силой давит на вашу ладонь.

Описание ошибок наших органов чувств можно было бы продолжить; их причины бывают не только психофизиологическими, но и чисто физическими, и это, помимо практических соображений, также привлекает к ним внимание физика. Во всяком случае, такие ошибки представляют собой настолько обширный и интересный предмет исследований, что человек, познакомившийся с ними поближе, не пожалеет о затраченных усилиях, даже если ему потом не придется столкнуться с иллюзиями и использовать полученные знаний в конкретной работе.

Литература

  1. Я.И. Перельман. Занимательная физика. Москва – Ленинград. 1947 г.
  2. М. Миннарт. Свет и цвет в природе. Москва. 1958 г.
  3. Д.Р. Джадд. Г. Вышецки. Цвет в науке и технике. Москва. 1978 г.
  4. С. Толанский. Оптические иллюзии. Москва 1967 г.

Все мы когда-то сталкивались с таким понятием, как иллюзия или иллюзорное восприятие. И приблизительно догадываемся, что подразумевает это понятие. Но давайте разберемся подробнее в этом вопросе и узнаем о том, какие бывают виды иллюзий и что это значит на самом деле.

Что это?

Иллюзия - illusio, в переводе с латыни означает насмешку, заблуждение и обман. Это искаженное или ошибочное восприятие реальности, окружающих предметов и явлений, принятие мнимого за реальное. Здесь включается игра воображения и появляются ложные образы.

Это становится следствием таких факторов :

  • создается оптический обман, когда при нормальной работе органов чувств искажается зрительный образ;
  • при наркотических, патологических или аффективных состояниях человека;
  • во время сильных болевых ощущений или чувства действительность воспринимается неадекватно;
  • в период надежды и ожидания;
  • при наличии важных потребностей и стремления их срочно удовлетворить происходит искажение видимого объекта. Например, уставшему и жаждущему путнику в пустыне постоянно видится мираж и исчезает;
  • возникает как следствие нарушения одного из пяти органов чувств;
  • уровень также влияет на появление иллюзий, поэтому, как известно, при отсутствии знаний появляются домыслы и легенды;
  • проводилось много исследований, в которых социум влиял на реальное восприятие. Если у человека сложилось определенное мнение о чем-либо, то под давлением остальной массы людей восприятие действительности искажалось или уменьшалась его острота.

В повседневной можно часто услышать понятие иллюзии, которое заменяет собой мечтания и надежды, считающиеся нереальными и несбыточными. Это, скорее, полет творческой фантазии.

В нашей суровой действительности иллюзорное восприятие может быть методом спрятаться от реальности в и фантазиях, облегчающих существование человека в социуме и его психологическое состояние.

Важно! Следует отличать иллюзию от галлюцинации, так как первую можно легко отличить и понять ее появление, и ее могут видеть все без исключения люди. Галлюцинации - это скорее расстройство восприятия, когда разнообразные объекты появляются там, где их быть не может. И это специализация уже психологов и психиатров.

Иллюзии здоровых людей

Иллюзии далеко не всегда являются патологией, так, например, обычному человеку могут слышаться шаги за спиной, возвращаясь темной ночью домой, при отсутствии кого-либо вокруг. Рассмотрим, какие иллюзии могут быть у психологически и физически здоровых людей.

Физические

Физические нарушения сознания многообразны и наиболее распространены. Они не зависят от психологического состояния человека и время от времени появляются у большинства людей.
Это связано с оптическим обманом , когда глаза видят определенный предмет или явление, а мозг воспринимает эту информацию по-своему.

Так, например, пилоты рассказывают, что во время ночного перелета через , когда звезды и луна четко отражаются на водной глади, создается впечатление о полете в перевернутом состоянии.

При получении информации из внешнего мира в человека начинается множество процессов по обработке данных, и результаты могут оказаться неточными.
Немалую роль здесь играет и освещение. Например, все мы видели радугу, но это только обман , ведь к ней нельзя приблизиться, потрогать и почувствовать.

Когнитивные

Когнитивные иллюзии появляются из-за уже устоявшегося предположения о мире на бессознательном уровне. К ним относятся самые известные оптические обманы, такие как:

  • геометрический зрительный обман;
  • парадокс;
  • фикция;
  • упрощение мозгом информации, даже если правильный ответ кажется нерациональным.

Среди них различают :
  • иллюзию искажения и восприятие размеров, над которыми работали Понцо, Геринг, Мюллер-Лайер и Орбисон. На плоскости искажаются изображения, связанные с перспективой. Если изображать их в пространстве, то иллюзия пропадает;
  • невозможность фигур. Здесь искажается восприятие в связи с противоречивостью соединений фигуры, которая на первый взгляд кажется обычным трехмерным объектом;
  • иллюзия восприятия лиц связана с уже устоявшимся взглядом на мир. С расстояния одного метра, при взгляде на вогнутую часть маски, она нам будет казаться выпуклой, потому что в жизни нам не встречаются вогнутые лица, и наш мозг принимает решение, что она выпуклая;
  • рассмотрение фигуры и фона. Глядя на некоторые картинки, нужно самостоятельно принять решение, что из изображенного фигура, а что - фон. Здесь правильного ответа не существует;
  • обман зрения, когда статические рисунки кажутся нам движущимися.

Физиологические

Физиологические иллюзии напрямую связаны с особенностями восприятия действительности при нормально работающих всех органов чувств.
При получении информации они не работают совместно, и каждый выдает свою информацию.

Именно это расхождение в работе мозга, вестибулярного аппарата и других органов приводит к появлению заблуждения.

Примеров достаточно много, например :

  • если надавить на глаз, то предмет, на который вы смотрите, будет раздваиваться, что связано со смещением оси;
  • если смотреть в окно из стоящего поезда на соседний, который движется, то создается впечатление, что движется именно ваш поезд;
  • частое сопровождение пилотов и космонавтов - эффект противовращения, когда во время тренировок и испытаний, во время быстрого вращения, нарушается деятельность вестибулярного аппарата и создается эффект вращения в обратную сторону.

Аффективные

Аффективные или аффектогенные иллюзии возникают как следствие чрезмерной реакции человека, особенно страха, тревоги или мнительности.

Это состояние может появиться темной ночью, когда, проходя по парку или улице, каждый встречный человек может показаться маньяком.

Или под воздействием страха может появиться иллюзия, что у кого-то вместо случайного предмета в руках нож или другое опасное орудие.
Потому и действия, совершенные в таком состоянии, как правило, идут на собственную защиту, иногда с тяжелыми последствиями.

Важно! Аффективное расстройство опасно для окружающих, потому при первых его признаках нужно находиться подальше от такого человека и срочно вызывать скорую помощь.

Патологические иллюзии восприятия регулярно изучаются в психологии и психиатрии как нарушение ассоциативного процесса душевнобольного, его , и поведения.
Основными характеристиками и признаками патологических иллюзий являются:

  • индивидуальный проявления, так как одна и та же иллюзия невозможна у нескольких человек;
  • эксклюзивность фантома заключается в том, что он не повторяется у душевнобольного;
  • абсолютно перцептивное искажение, то есть из одного реального видимого объекта появляется другой, без какого-либо сходства;
  • непонятность ситуации, когда предмет воображения абсолютно выпадает из действительности, исключая возможность какого-нибудь объяснения;
  • отсутствие критики и осознания факта иллюзии как таковой, стремления что-либо исправить;
  • тенденция к превращению фантома в галлюцинацию;
  • последующее нарушение поведения больного, дезориентация в пространстве, он может прятаться, разговаривать сам с собой, убегать или нападать.

Патологические нарушения сознания условно делятся на четыре вида: вербальные, органические, парейдолические и осознаваемости.

Во время вербальных иллюзий искажается восприятие звуковых раздражителей и разговоров окружающих.
Во время разговоров людей рядом, в советах и вопросах, обращенных к душевнобольному, ему кажутся только упреки, насмешки, укоры или даже угрозы.

Это касается также телевидения и радиовещания - все это только обращение к нему. При этом настоящее содержание разговора или информации абсолютно не доходит до человека.

При наличии тревоги, подозрительности и страха появляется такое понятие, как аффективная вербальная иллюзия.

Органические нарушения восприятия реальности еще называют метаморфопсиями. Под этими понятиями подразумевается извращенное или искаженное восприятие предметов в пространстве, их формы, цвета, расположения и величины.
Также меняется ощущение состояние покоя реального объекта или его движения. Такие фантомы делятся на два вида :

Этот вид иллюзии впервые выведен К. Ясперсом и заключается в том, что больному постоянно кажется, что рядом кто-то находится, хотя он совершенно один в помещении.
Это искажение является началом к возникновению галлюцинаций и бредового состояния.

Парейдолические

С греческого para означает около, а eidoles - образ. Это обман зрения фантастического или экзотического содержания.

В обыденной жизни вместо рисунка на обоях или коврового узора, вместо кроны деревьев, очертания облаков появляютсясказочные фигуры, образные персонажи.
Привычная и реальная картинка трансформируется в фантастических птиц, зверей, появляются красочные пейзажи и сцены различного содержания.

Этот фантом - достаточно частое следствие употребления наркотических веществ, таких как гашиш, ЛСД или опиум, а также в состоянии сильного алкогольного опьянения. Это свойственно больным с живым и сильным воображением. Такое часто наблюдается также у людей, которые страдают частой .

В отличие от других проявлений, это очень сложно остановить, и чем больше больной всматривается в объект, тем реальней для него он становится.

Иллюзии - довольно интересный предмет для изучения учеными, и с каждым годом становится все более популярным у простых людей. Поэтому лучше знать и отличать незначительные иллюзии здорового человека и психические расстройства.

(например, оптическая иллюзия: ложка, частично погруженная в стакан с водой, воспринимается как надломленная);

  • Звуковые иллюзии, например тон Шепарда .
  • физиологические - связаны с особенностями периферических или центральных звеньев анализаторов (органов чувств) человека (например, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару предметов одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более легкий, покажется более тяжелым, чем предмет, находящийся в другой руке) (см. Установка (психология) , а также на сайте: Контрастная иллюзия по Узнадзе и расширение ее на 3 и более объектов)
  • аффективные - возникают под влиянием выраженных колебаний настроения или в связи с остроформирующимся аффектом страха , тревоги ;
  • вербальные - возникают в результате искаженного восприятия реальных разговоров окружающих людей;
  • органические (метаморфопсии) - искаженное зрительное восприятие формы, величины, цвета , пространственного расположения, состояния покоя или движения реально существующего предмета; различают аутометаморфопсии (ощущения изменения величины, формы частей собственного тела) и экзометаморфопсии (нарушения восприятия окружающих предметов); данный вид расстройств восприятия может наблюдаться не только у психически больных, но и у психически здоровых людей с патологией органа зрения;
  • иллюзии осознаваемости (воплощенной осознаваемости) - ощущение, что рядом якобы кто-то находится; этот вид иллюзий выделен К. Ясперсом ; по мнению автора, данный вид иллюзий является признаком формирования галлюцинаций и бреда ;
  • парейдолические (функциональные иллюзии) - особый вид иллюзий, при которых из сложных узоров (на ковре, зимнем стекле) возникают и постепенно развиваются сложные фантастические картины.
  • Статическая картинка может вызвать иллюзию движения при рассматривании.

    Ссылки

    • В блоге много оптических иллюзий, 3D картинок и многое другое.
    • Более 3 тыс. оптических иллюзий (иллюзии движения, стереограммы, невозможные фигуры, иллюзии контраста и цвета.
    • КосиГлаза.ру - только авторские работы: стерео фото и стереокартинки .

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Иллюзия (психология)" в других словарях:

      иллюзия - (иллюзия восприятия) неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств; искажение восприятия частных признаков некоих предметов или изображений. Иногда так называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное восприятие.… … Большая психологическая энциклопедия

      Иллюзия контроля одно из когнитивных искажений, выражающееся в тенденции людей верить в то, что они каким либо образом могут влиять на события, которые на самом деле от них не зависят или зависят в гораздо меньшей степени. Эффект… … Википедия

      Иллюзия (лат. illusio заблуждение, обман) Иллюзия (эпистемология) ошибочное представление о познаваемой действительности вообще. Иллюзия трансцендентальная вид заблуждения, представление о недоступном для опыта Иллюзия извращённое восприятие … Википедия

      Наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

      Страсти на Нью Йоркской фондовой бирже Психология денег направление … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Иллюзия (значения). Иллюзия (лат. illusio заблуждение, обман) искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, допускающее неоднозначную интерпретацию. Иллюзии… … Википедия

      Иллюзия прозрачности одно из когнитивных искажений, выражающееся в тенденции людей переоценивать способность других понимать их и свою способность понимать других. Содержание 1 Общие сведения 2 История исследования … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Установка. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Установка неосознанное психологическое сост … Википедия

      Одно из ведущих направлений в западной психологии. Появилось в конце 19 в. в Германии и Австрии. Для объяснения явлений психической, жизни Г. взяла на вооружение принцип целостности, несводимости элементов психической жизни к простой сумме ее… … Новейший философский словарь

      Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Федеральный бюджет Муниципальный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок … Википедия

    Книги

    • Психология корпоративного мошенничества. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры , Тарасов Александр Николаевич. В учебнике детально изложена психология корпоративного мошенничества в четкой последовательности: мотивы, цели, способы, результаты. Автор дает научно обоснованные ответы на вопросы, почему…

    Иллюзии восприятия - это искаженные восприятия реальных объектов. Они могут происходить в разных модальностях, но наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обман зрения) чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Известен ряд иллюзий, обусловленных несовершенством органа чувств. Чаще всего выделяют следующие виды иллюзий.

    1. Связанные, так или иначе, с особенностями строения глаза . Из житейского опыта мы знаем, что светлые предметы кажутся больше в сравнении с равными им темными (черными) предметами. Эта иллюзия - результат эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке глаза.

    2. Обусловленные контрастом . Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Кружки одинакового размера кажутся разными в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших. Каждый из нас был в подобной ситуации, когда среди маленьких детей мы казались себе великанами, а попав в группу людей значительно выше себя по росту, испытывали чувство, что мы уменьшились в росте.

    3. Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными линиями при их действительном равенстве. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удаляется больше, чем расстояние, заполненное продольными.

    4. Связанные с перенесением свойств целой фигуры на отдельные части , которые ведут к ошибочным зрительным образам. Это самый большой класс иллюзий.

    5 Обусловленные отношениями «фигуры» и «фона». Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др.

    6. Портретные. Многим приходилось видеть «загадочные» портреты, которые всегда смотрят на нас, следят за нами, обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Отходя, мы видим все лицо в том же положении и нам кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

    Однако подавляющее большинство иллюзий возникает не из-за несовершенства органа чувств, а из-за ложного суждения о воспринимаемом объекте, поэтому можно сказать, что обман возникает при осмысливании образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, выполнении сравнительных измерений, исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию. Есть иллюзии, возникающие из-за особых условий наблюдения (например, наблюдение одним глазом или при неподвижных осях глаз). Они также исчезают при устранении необычных условий наблюдения.


    Чувственное познание мира и личность

    Ощущения и восприятие, несмотря на простоту и подчиненное, вспомогательное положение по отношению к более сложным психическим познавательным процессам, оказывают значительное влияние не только на особенности протекания познания, но и на развитие личности в целом. При одновременном отсутствии зрения и слуха (слепоглухонемоте) ребенок вообще не может развиваться как личность без специальной помощи со стороны окружающих. Отсутствие одного вида ощущения также ограничивает возможности развития человека и формирование его как личности. Так, специальные исследования показывают, что люди слепые и плохо видящие часто астеничны, ипохондричны.

    Те же, кто не слышит или страдает тугоухостью, могут быть обидчивы, у них отмечается повышенная тревожность. Вообще люди с дефектами органов зрения и слуха, оказавшимися в нашей цивилизации ведущими, очень часто становятся нерешительными, робкими, зависимыми от окружающих. Из-за некорректного отношения окружающих к возможностям этих людей познавать мир у них нередко формируются сверхценные идеи ущербности, сочетающиеся с такими качествами, как принципиальность, высокий уровень нравственных требований по отношению к себе и окружающим.

    Что касается нарушений других видов ощущений, не относящихся к сфере значимых для жизни в обществе, здесь диапазон отношений к такого рода нарушениям велик - от полного равнодушия до преклонения перед их феноменальными особенностями, что также влияет на развитие личности. Мы терпимо относимся к тому, что наши близкие не различают запах, или у них понижена вкусовая чувствительность, мы сочувствуем тем, кто имеет повышенную чувствительность к ускорению и укачивается, или тем, кто страдает дальтонизмом (неразличением цветов - обычно красного и зеленого).

    Рассматривая психофизиологические характеристики ощущений, мы отмечали, что одна из них - синестезия - обладает такой особенностью как индивидуальность, т.е. в отличие от других характеристик не обязательна для каждого человека и может представлять собой неповторимое сочетание ощущений. Обычно отмечают зрительно-слуховую синестезию, но она может быть и зрительно-вкусовой, и обонятельно-зрительной и т.п. Такое необычное отражение свойств окружающей действительности не может не влиять на особенности личности. Для большого количества людей, обладающих синестезией, ее особенность легла в основу их профессиональной деятельности.

    Так, композитор А.Н. Скрябин создавал музыкальные произведения, каждый звук которых был для него цветным, что и легло в основу современной цветомузыки. Специально для других людей он создал цветомузыкальный аппарат, для него звук и так был цветным. В то время как для художника Микалоюса Чюрлёниса цвета издавали звуки, он рисовал «музыкальные» картины. Для многих парфюмеров создаваемые ими композиции ароматов соединены со зрительными образами, которые часто передаются потребителям либо через название («Весенний вальс», «Южная ночь») или в последнее время с помощью соответствующих видеоклипов («Old Spays» с крутой морской волной). Поэтому многие современные методы воздействия на людей опираются на особенности их сенсомоторной организации .

    В мироощущение многих народов входит явление синестезии, которое закрепляется в их языке. Так, антропологам давно известно, что у индейцев центральной Америки, племен юго-восточной Азии, негров центральной Африки существуют такие ассоциации в языке: хорошие вещи и люди сопоставляются с понятиями «высокий» и «светлый», плохие - «низкий» и «темный».

    В одном эксперименте проверялась связь между мироощущением и оптическим обманом. Психологи разделили испытуемых на три подгруппы по их мироощущениям. В первую вошли люди с положительным мироощущением: полностью довольные своей внешностью и здоровьем, успехами в работе и семейной жизнью. Вторая группа состояла из людей, высказывающих неудовлетворенность. И, наконец, к третьей отнеслись испытуемые с промежуточным мироощущением. Больше всего подверженными оптическому обману оказались испытуемые из второй группы, меньше всего - из первой. Испытуемые, включенные в третью группу, и здесь занимали промежуточное положение .

    Не только ощущение и восприятие влияют на развитие и существование личность, имеет место и обратный процесс. В первую очередь он касается процесса восприятия. У него даже есть особая характеристика - апперцепция , представляющая собой влияние на образ восприятия прошлого опыта воспринимающего субъекта, его социально-культурного окружения, а также мышления, эмоционального состояния субъекта и т.п. факторов.

    Таким образом, точность восприятия может определяться:

    - прошлым опытом воспринимающего. Влияние сложившегося практического опыта проверял австрийский психолог И. Колер с помощью призматических очков. Их длительное ношение перестало влиять на испытуемых, они откорректировали свое восприятие с помощью практики;

    - значимостью отдельных признаков воспринимаемых объектов;

    - профессиональной тренированностью воспринимающего;

    - особенностями отношения личности к процессу восприятия. Так, большое число ошибок восприятия встречается у субъектов с повышенной готовностью принять мнение других и пониженной критичностью;

    - предпочитаемым стилем анализа получаемой информации . В этом случае выделять разные типы восприятия. Чаще всего говорят об аналитическом или синтетическом типе восприятия;

    - умственным уровнем субъект;

    - эмоциональными или физиологическими состояниями субъекта в момент восприятия (вспомним стрессовую ситуацию или состояние аффекта).

    Восприятие дает человечеству первый объективный способ научного познания мира - наблюдение . Такому восприятию присущи наличие цели, волевого усилия при его осуществлении и самостоятельный выбор объекта восприятия. Оно носит систематичный характер. Наблюдение возникает благодаря внутренней активности личности. Ему предшествует предварительная подготовка: постановка задач наблюдения, планирование процесса наблюдения. Обычно наблюдение сопровождается ведением записей о его результатах и процессе.

    На результативность наблюдения влияют знания и умения, которыми обладает человек, устойчивость его произвольного внимания, а также синхронность в совместной работе речи, восприятия и мышления. Наблюдению необходимо обучаться. Человек, владеющий методикой наблюдения, обретает особое свойство личности, называемое наблюдательностью , под которой подразумеваетсясвойство индивида, проявляющееся в умении подмечать существенные, в том числе и малозаметные, особенности предметов и явлений . Наблюдательность приобретается в жизненном опыте, предполагает наличие у человека таких свойств личности, как любознательность и пытливость.

    Живая психология. Уроки классических экспериментов Степанов Сергей Сергеевич

    Иллюзии психологической защиты

    Одно из глубоко укоренившихся предубеждений состоит в том, что человек в своем поведении всегда руководствуется принципом разумной целесообразности, четко осознает мотивы своих действий и может логично обосновать каждый свой шаг. Усомниться в этом – значит отказать человеку в разумном и осознанном поведении. Однако, по мнению психологов, возможности нашего сознания не стоит преувеличивать. Многие поступки бывают продиктованы такими мотивами, которые самим человеком не осознаются. Это не значит, что они лишены смысла. Дело в том, что условия нашей жизни чрезвычайно многообразны и далеко не во всем благоприятны. Человек же стремится организовать свою жизнь таким образом, чтобы максимально смягчить любые отрицательные влияния. Такое поведение настолько естественно и непроизвольно, что сознание зачастую даже не подключается к его осуществлению.

    Неужели можно совершить поступок, не отдавая себе отчета, почему и зачем это делается? Психологические наблюдения свидетельствуют, что с нормальным человеком, находящимся, как говорится, в здравом уме и ясной памяти, такое происходит постоянно. Каков же психологический механизм этого явления?

    Одним из первых обратил на это внимание Зигмунд Фрейд. Еще в конце XIX века, на заре своей блестящей карьеры, он в качестве простого стажера посетил клинику во французском городе Нанси. В ту пору там практиковал известный психиатр Ипполит Бернгейм, пытавшийся лечить различные душевные заболевания с помощью гипноза.

    Как известно, гипнотический сон представляет собой своеобразное состояние психики, при котором высшие уровни сознания как бы отключаются. В этом состоянии, при отсутствии волевого контроля, в подсознание гипнотизируемого могут быть внедрены разнообразные установки и инструкции. (На этом принципе основаны, в частности, попытки лечения вредных привычек методом так называемого кодирования.) После пробуждения человек не отдает себе отчета в приобретенных установках, поскольку они не подверглись осмыслению и сознательному анализу.

    Опыты и демонстрации Бернгейма произвели сильное впечатление на молодого Фрейда. Особое его внимание привлекли случаи так называемого постгипнотического внушения. В состоянии гипнотического сна человеку давалась инструкция по пробуждении открыть зонтик, стоявший в углу комнаты. И действительно, человек, пробудившись, то есть включив механизмы своего сознания и житейского здравого смысла, совершал это внешне абсолютно бессмысленное действие. Более того – когда ему задавали вопрос, зачем понадобилось открывать зонтик в помещении, следовал весьма убежденный ответ. Это могла быть демонстративная реакция: «Мне так захотелось, и все!» Но чаще ответы были более логичны. Например: «Я желал удостовериться, мой ли это зонтик» или «Хотел проверить, не сломана ли у него спица» и т. п.

    Поскольку внушенная инструкция миновала фильтр сознания, человек не мог ее помнить. Тем не менее она побуждала его к совершению конкретного действия, пускай и абсолютно нелогичного. Сознание же включалось для того, чтобы обосновать и оправдать поведение.

    Из подобных наблюдений Фрейд сделал важный теоретический вывод о том, что поведение человека может побуждаться мотивами, которые он сам не осознает и истолковывает неправильно. На этой основе им была разработана обширная теория, в которой роль главных побудителей человеческого поведения отводилась глубинным бессознательным влечениям. По прошествии лет эта теория даже многими видными последователями Фрейда подверглась критическому переосмыслению, поскольку страдала некоторой односторонностью и включала ряд не вполне оправданных преувеличений. Однако и сегодня многие психологи не могут не признать справедливости ряда закономерностей, выявленных в русле этого подхода. Прежде всего это касается так называемых механизмов психологической защиты.

    В «Психологическом словаре» мы находим такое определение: «Психологическая защита – система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состоянием тревоги и дискомфорта». Как же функционируют эти механизмы?

    На протяжении эволюции все живые организмы – от муравья до человека – выработали три основных способа избавления от страдания. Первый способ – самый действенный. Это непосредственное отражение угрозы, устранение неудобства, разрешение проблемы. Так хищник, оскалив клыки, бросается на соперника, осмелившегося вторгнуться на его территорию. Или человек, измученный холодом, разводит огонь или строит теплое жилище. Но не все проблемы можно таким образом разрешить. Тот же волк, столкнувшись с хищником посильнее, предпочтет обратиться в бегство. Птица не умеет обогреться и с наступлением холодов отправляется в теплые края. И человек, встретив очень сильного врага, спасается бегством. А если условия его жизни складываются неблагоприятно и нет надежды их улучшить, человек снимается с места и отправляется на поиски лучшей доли. Таким образом, второй способ избавления – это бегство, уход.

    Но бывают ситуации, от которых уйти не удается. И тогда в действие вступают внутренние защитные резервы. Их действие направлено на то, чтобы путем изменения самого организма снизить возможный ущерб. Например, воздействие холода способствует усилению выделения организмом тепла, а также мышечной активности (дрожанию), которое уменьшает вредное влияние охлаждения. Если в тело проник инородный предмет, например пуля, и организм не способен его вывести, то этот предмет покрывается капсулой, препятствующей распространению продуктов его окисления. Еще один механизм – мимикрия, стремление слиться со средой посредством маскирующей окраски. Таким образом, внутренняя защита вступает в действие тогда, когда внешняя защита в виде агрессии или бегства не срабатывает.

    В повседневной жизни человек пользуется всеми этими способами. Причем агрессия чаще существует не в реальном поведении, а в умственном плане, обусловливая особую работу мышления и воображения. Очень часто наша неприязнь к какому-то человеку (и даже тайное желание ему всяческих неприятностей) порождается не его объективными недостатками, а тем плохо осознаваемым фактом, что поведение этого человека, само его существование угрожает нашему благополучию. Например, в подростковой среде отличник нередко имеет репутацию «воображалы», «подлизы», «маменькиного сынка» и т. п. и потому встречает презрение со стороны сверстников. Дело не в том, что он действительно таков. Гораздо чаще такого рода неприязнь порождена неспособностью посредственных учеников сравниться с ним в учебных достижениях. Успехи отличника раздражают и заставляют видеть в нем множество отрицательных черт, в основном вымышленных или по крайней мере преувеличенных. А если представляется случай подставить «воображале» подножку (как в переносном, так и в буквальном смысле), то такая агрессия обычно есть не что иное, как психологическая защита троечника от угрозы признать собственную посредственность.

    Бегство, уход из ситуации также может быть не только реальным, но и внутренним, осуществляемым в самосознании. Нередко мы отказываемся от какого-то дела, если не уверены в благоприятном исходе или заранее подозреваем, что, взявшись за дело, получим в результате неприятные переживания. Человек, которого беспокоит чувство вины от невыполненных обязанностей, постепенно приучается отказываться от них в пользу более безопасных для себя занятий. Причем этот отказ происходит незаметно для сознания и кажется сам собою разумеющимся: человеку просто «не хочется» участвовать в каком-то деле. Так, стесняясь своего плохого телосложения и не рассчитывая стать рекордсменом, он отказывается от спортивных занятий. Преподаватели физкультуры хорошо знают, что их уроки прогуливают главным образом ребята с цыплячьими мышцами, для которых каждый подход к турнику чреват конфузом. Но именно для них такой уход (причем и в буквальном смысле) наиболее вреден: исключив физкультуру из репертуара своей деятельности, они рискуют так и не выработать здорового телосложения и правильной осанки, от недостатка которых страдают. Так или иначе, разного рода уходы в конечном счете приводят не только в ограничению собственного Я, к сужению своих возможностей, но и к усугублению своих проблем.

    Бывает, что человек полностью погружается в какое-то занятие, которое становится в его жизни основным в ущерб другим. Это явление психологи называют компенсацией, а в тех случаях, когда такой уход делает невозможными иные занятия, – сверхкомпенсацией. Тогда все душевные силы человека находят приложение только в одной деятельности, приобретающей почти навязчивый характер. Иногда компенсация служит восполнением неудовлетворенных желаний, неуверенности в себе и в конечном счете ведет к тому, что человек может достичь даже выдающихся результатов в избранной деятельности. Например, подросток, отчаявшись утвердиться в какой-то полезной деятельности, может стать звездой местной дискотеки, поражая сверстников своей исключительной пластикой. Но поскольку другие стороны его личности не получают развития, то несмотря на достигнутые успехи, человек оказывается не избавлен от неосознаваемых внутренних терзаний.

    При вдумчивом самоанализе можно установить, какие недостаточно развитые стороны нашей личности и нереализованные стремления компенсируются в наших увлечениях. Это понимание нужно не для того, чтобы, обнаружив компенсаторный характер увлечения музыкой, компьютерными играми или коллекционированием, категорически отказаться от этих занятий, а для того, чтобы осознать нереализованные стороны собственного Я и своевременно скорректировать их.

    Уход иногда приобретает вид прямого отрицания внешних обстоятельств. Например, школьник, своим бледным выступлением фактически сорвавший постановку ученического спектакля, очень быстро перестраивается, начинает вообще отрицать факт конфуза и даже рассказывать о своем блестящем выступлении. Озабоченная мать, утомленная переживаниями в связи с хронической неуспеваемостью сына, вдруг проникается мыслью о его исключительной одаренности и начинает всем рассказывать о его достоинствах. Такого рода отрицание вызвано стремлением сознания оградиться от мучительных переживаний.

    Перцептивная защита в некоторых случаях бывает настолько сильной, что органы чувств буквально отказываются работать. Известны случаи, когда ребенок, оказавшийся, например, свидетелем безобразной сцены между родителями, временно терял зрение и слух.

    Стремление уйти из неприятных ситуаций часто выражается в непреднамеренном забывании, которое в психологии называют вытеснением. Человек может забыть имена своих обидчиков или события, воспоминания о которых причиняют ему страдания. Нормальное самосознание всегда способствует забыванию особо неприятных эпизодов нашей жизни. Поэтому мы, вспоминая прошлое, склонны чаще вспоминать именно хорошее.

    Однако беда в том, что вытеснение происходит не «вовне», в «внутрь». Изгнанные из сознания, неприятные образы и впечатления оказываются загнаны вы глубины подсознания, продолжая оттуда неявно влиять на наше поведение. «Необъяснимый» упадок настроения, безотчетная неприязнь к кому-то чаще всего объясняются действием именно этого механизма.

    Нетрудно заметить, что эти защитные механизмы работают в каждом из нас. Например, многие искренне считают, что не способны к иностранным языкам. Однако в большинстве случаев эта «неспособность» есть лишь проявление бессознательных опасений оказаться не на высоте на фоне людей, хорошо владеющих иностранным языком.

    Бывает, что подросток, желая ничем не отличаться от своих товарищей, отказывается одеваться так, как советуют родители. В этом проявляется стремление «быть как все», что удовлетворяет потребность в безопасности. Такого рода социальная мимикрия часто побуждает подростков во всех чертах походить на членов своей компании из страха быть ими отвергнутыми. Стыд от отсутствия модных аксессуаров выступает в качестве защиты от еще более угрожающего страха перед неприязнью сверстников. Узость сознания не позволяет подростку выявить подлинную причину своего стыда и волевым усилием победить ее.

    Социальная мимикрия проявляется и в том, что мы стараемся быть похожими на людей, от которых мы зависим или которых мы боимся. Сын старается походить на отца не только из восхищения им, но часто из неосознанных соображений безопасности. Такого рода защита была обнаружена, когда установили, что некоторые дети стараются походить на своих обидчиков. Этот механизм получил название идентификации с агрессором. Каждому нелишне задуматься над тем, с кем он идентифицирует себя и тем самым обеспечивает более эффективное овладение обстоятельствами жизни.

    Процессу идентификации мы научаемся в течение жизни неосознанно и стихийно, путем переноса наблюдаемой у другого программы поведения на сходные собственные ситуации. Это намного проще и экономичнее, чем создавать новую программу поведения для самого себя.

    Если в идентификации мы как правило приписываем себе положительные (или воспринимаемые как таковые) свойства другого человека, то как же быть с нашими отрицательными чертами? Если человек вдруг обнаруживает себя как трусливого, лживого, скупого, бездарного, то ему ненавистно осознавать себя таким, тем более если представление о самом себе диктует ему быть смелым, честным, щедрым, деятельным, талантливым. Конечно, самосознание может отрицать такое несоответствие. Но если оно бросается в глаза, и механизм вытеснения оказывается бессилен? Тогда самосознание поступает иначе. Рассуждение примерно таково:» Если не только я, но и другие трусливы и лживы, то я не одинок в своих недостатках. Более того – у других они выражены еще сильнее. Значит, я менее труслив, а следовательно смел». Этот процесс приписывания другим собственных свойств (как правило нежелательных) получил в психологии название проекции. Мы склонны как бы проецировать на других свои особенности, уподобляя их себе. Это своего рода идентификация наоборот.

    Еще один пример психологической защиты заставляет вспомнить об уже описанном опыте Берн-гейма, в котором человек вопреки здравому смыслу находил рациональное объяснение своему иррациональному поступку. С подобными примерами мы встречаемся на каждом шагу. Когда ученик получает двойку, у него всегда найдутся причины, с помощью которых он объясняет себе и другим свою неудачу. Послушайте его, и вы узнаете, что учитель был пристрастен, не в духе, попался «плохой» вопрос, временно отказала память и т. п. Такие «удобные» объяснения объединяются под общим названием рационализации. Обнаружив расхождение между своими представлениями о себе и собственным поведением, человек ищет способы уменьшения чувства вины и тревоги и начинает приписывать себе благовидные мотивы. В общественном сознании мотивы поведения подразделяются на «хорошие» и «плохие». И выбор «хорошего» мотива для приписывания его себе чаще всего приобретает характер рационализации.

    Рационализация может принимать и особо извращенные формы, например, принижения, дискредитации объекта невыполнимого желания. По аналогии с известной басней тут можно вести речь о принципе «кислого винограда». В басне Лиса, отчаявшись достать виноградные гроздья, успокоила себя объяснением: виноград, мол, незрел, а потому вовсе ей и не нужен. Такие самооправдания нередки. Повсюду можно встретить благородных бессребреников, кичащихся своим презрением к материальным благам. На поверку это «благородство» чаще всего оказывается неуклюже замаскированной неспособностью собственными усилиями добыть эти блага.

    Возможно и обратное объяснение, которое стоило бы назвать принципом «сладкого лимона». Благодаря этому механизму человек без страха воспринимает неудачи, убеждая себя в том, что речь, собственно говоря, идет не о провале, а об успехе. Мол, постигшая его неудача позволила предотвратить по меньшей мере несколько неминуемых драматических последствий.

    Но не стоит смешивать подобное манипулирование проблемами с умением некоторых людей в каждой плохой ситуации находить что-то хорошее. Тут есть одно существенное различие. Оптимистически настроенный человек полностью осознает, что ему в чем-то не посчастливилось. Но только вместо того, чтобы жалеть себя или вырабатывать защитные механизмы, он находит позитивные стороны, опирается на них и уверенно движется по жизни дальше. Таким образом, психологическую защиту нельзя однозначно рассматривать как полезное или вредное явление. Позволяя сохранить устойчивость личности на фоне дестабилизирующих переживаний, самозащита в то же время лишает человека возможности активно воздействовать на ситуацию и устранить источник переживаний. Полезный эффект защиты в большей степени проявляется, когда масштаб беспокоящей проблемы относительно невелик. При серьезном кризисе, требующем устранения его причин, психологическая защита играет скорее негативную роль, затушевывая его и снижая его эмоциональную значимость. В любом случае проблему невозможно решить, отвернувшись от нее. Успех никому не гарантирован, но он весьма вероятен. И только собственные конструктивные действия повышают эту вероятность.

    Из книги Люди, которые играют в игры [книга 2] автора Берн Эрик

    Иллюзии Детские иллюзии чаще всего связаны с поощрениями и наказаниями. Поощряется хорошее, наказывается плохое. У маленьких детей обычно имеется какой-нибудь Санта Клаус, который «следит» за их поведением и все учитывает. Но он есть только у малышей. Дети постарше в него

    Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

    ЛЕКЦИЯ 33. Способы психологической защиты В ситуациях, когда интенсивность потребности нарастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Ф. В. Бассин определяет психологическую защиту как

    Из книги Монстры и волшебные палочки.Такой вещи как гипноз не существует? автора Хеллер Стивен

    Иллюзии. Лас-Вегас, Невада. Сверкают огни, возбуждение витает в воздухе. Молодая пара, проводящая свой медовый месяц, собирается поучиться играть в «Черного Джека» и направляется в шикарное казино. Там они видят игрока, сидящего за столом «Черного Джека» с тысячами

    Из книги Диагностика способности к общению автора Батаршев Анатолий

    Механизмы психологической защиты Рассмотренные выше приемы и способы психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности несомненно способствуют формированию коммуникативных и организаторских качеств личности, при правильном их

    Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

    Способы психологической защиты В ситуациях, когда интенсивность потребности нарастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Ф. В. Бассин определяет психологическую защиту как нормальный

    Из книги Аутогенная тренировка автора Решетников Михаил Михайлович

    Преодоление психологической защиты Напомним, что целенаправленно можно повлиять только на то, что остаётся в поле сознания а автоматизированные и автономные действия управляются подсознательно и находятся вне сферы волевых решений. Поэтому ключевая задача

    Из книги Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации автора Либина Алена Владимировна

    Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

    ЧАСТЬ I СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ СОВЛАДАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

    Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

    ЧАСТЬ II КОНЦЕПЦИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТА: ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СОВЛАДАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

    Из книги Все виды манипуляций и методы их обезвреживания автора Большакова Лариса

    Глава 14 Изучение совладания и психологической защиты в медицинской и реабилитационной практике Исследования показывают, что психологическая защита является ключевым фактором риска возникновения различных соматических заболеваний и ранней смертности наравне с

    Из книги Ху из ху? [Пособие по психологической разведдеятельности] автора Курпатов Андрей Владимирович

    Эгозащитные механизмы - механизмы психологической защиты Механизмы эгозащиты впервые были описаны Анной Фрейд (1936–1966). Не все психологи и психиатры принимают психоаналитические концепции и идею активного бессознательного. Д. Хамлин (1985), профессор философии

    Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

    Следствие психологической защиты. Связь с механизмами самообмана Вайлант (1971) предложил иерархию по уровню состоятельности разных механизмов психологической защиты (таблица 2–3). Он в долгосрочной перспективе изучал людей, чтобы оценить индивидуальные защитные

    Из книги автора

    4.1.3. Стресс, вызванный когнитивным диссонансом, и механизмы психологической защиты Как мы уже выяснили выше, источником многих стрессов являются эмоции человека, которые провоцируют его на спонтанные реакции вопреки голосу разума, пытающегося спокойно и рационально

    Из книги автора

    Глава 7. Приемы психологической защиты Человек может осознанно или неосознанно выбирать ту или иную стратегию защиты из описанных выше, а также комбинировать их. К примеру, если он уходит, хлопнув дверью, он использует стратегию бегства (прерывание контакта) и при этом

    Из книги автора

    «ЗАЩИТЫ»: ТОЛЩИНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОЖИ Существует множество классификаций характера человека, одну из таких классификаций предложил американский психолог Эрнст Хартман. Он оформил в научных терминах то, что на бытовом уровне и так было известно каждому из нас: есть

    Из книги автора

    27. Механизмы психологической защиты Замещение – замена вытесненного фрустрирующего (вызывающего тяжелые переживания) объекта, потребности или деятельности на другой объект, потребность или деятельность. Замещение может проявляться в виде ошибочных действий, острот,