Меню
Бесплатно
Главная  /  Сочинения  /  Индивидуальное занятие. «Постановка звука. Подготовительный этап. Конспект индивидуального логопедического занятия: Звук, этап автоматизации Конспект занятия подготовительный этап постановки звука с

Индивидуальное занятие. «Постановка звука. Подготовительный этап. Конспект индивидуального логопедического занятия: Звук, этап автоматизации Конспект занятия подготовительный этап постановки звука с

Материал: картинки с изображением перелетных птиц (аист, журавль, ласточка, скворец, грач и др.).

Развитие пространственного восприятия. Релаксация

Посмотри и скажи, где находится аист - перед тобой или за тобой? Посмотри, какая птица находится за тобой? Какую птицу ты видишь слева, справа?

Птицы готовятся к полету. Покажите, какие у них сильные крылья (напряжение).

Имитация полета (расслабление).

Развитие моторики пальцев рук

Сорока, сорока,

Сорока-белобока.

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей скликала.

Гости во двор -

Кашу на стол.

Этому - на тарелочке,

Этому - на блюдечке,

Этому - в чашечке,

Этому - в мисочке,

А этому ничего не дала.

Ты воды не носил,

Ты каши не варил.

Вот тебе ложечка -

Свари себе кашку.

Тут пень,

Тут колода,

Тут дрова,

Тут горячая вода.

Массаж или самомассаж

Упражнение на дыхание

Выработка правильного диафрагмального дыхания. Игровое задание «Шарик - ямочка».

Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух - образовалась ямочка.

Статическое упражнение на развитие ротового выдоха. «Наступила осень, задули ветры сильные. Ослабел ветер, дует легкий ветерок». Дутье на листочки.

Мимико-артикуляционные упражнения

Изобрази грустных аистов. Покажи, как им не хочется покидать родные края. Улыбнись, передай им свое хорошее настроение.

Упражнения для губ

«Птенчики широко открыли клювы и просят пищу».

Летом птенчики были маленькие, им мама-птица приносила пищу. Покажите, как они открывали клювики.

Открыть широко рот, как при произнесении звука [а]. Челюсти напряжены и неподвижны, зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык уложить на дно ротовой полости. Удерживать это положение под счет до 5, затем до 7. Закрыть рот.

«Зеленый дятел прощается с соловьем». Кончик языка лежит за нижними зубами. Произнести звукосочетания киэй-киэй-киэй. Раскрыть рот, улыбнуться, обнажая все зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет до 5, затем закрыть рот.

Упражнения для языка

«Язычок пролезает сквозь дверную щелочку. Он хочет попрощаться с птицами». Покусывание кончика языка зубами с выдвижением его вперед. Поднимание и опускание кончика языка вверх-вниз.

«Клювы разных птиц».

Покажите, какой широкий клюв у утки.

Широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5-7.

«Клюв аиста».

Высунуть изо рта узкий и острый язык. В случае затруднений предложить ребенку дотянуться языком до конфеты или другого предмета.

«Песенки птенчиков». Как-то раз, летом, на лесной полянке птенчики учились петь. Произнесение звуков: а-ааа, о-оооо, у-уууу, ы-ыыыы; с утрированной артикуляцией, с изменением силы и высоты голоса.

Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук». Произносятся звуки [с], [з], [л, [з], [ш], [ж], [л] и др. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук [л].

Есть ли звук [л] в словах лунь, ласточка, сидел, махал, дятел, соловей ?

Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.

Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.

Цели

  1. Постановка и автоматизация звука [С].
  2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
  3. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.

Задачи

Образовательные:

  • Постановка и закрепление фонемы [С]в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
  • Обогащение словаря.

Коррекционные:

  • Формирование навыков слогового анализа.
  • Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
  • Развитие мышление, память, внимание.
  • Развитие .
  • Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.

Воспитательные:

  • Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
  • Воспитание трудолюбия.
  • Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
    Оборудование

Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.

Ход занятия

Организационный момент

Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?

Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.

Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.

Игра “Услышь и хлопни”

Цель: развить фонематический слух.

  • Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].

Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.

  • Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.

А теперь приготовимся к разминке.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.

Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).

Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.

  • Улыбка

Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.

  • Лопатка

Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.

  • Варенье

Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.

  • Иголка

Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.

Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.



Дыхательная гимнастика

Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.

  • Надуваем щеки

Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.

  • Трубач

Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.

Пальчиковая гимнастика

А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.

Постановка звука

Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.

  • Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
  • Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
  • Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
  • А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
  • Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
  • Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
  • А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.

Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.

Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.

Механический способ

Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.

Постановка звука:

  1. Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
  2. Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
  3. Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.

Автоматизация звука

Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.

Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.

  • в слогах

Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.

Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.

Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления .

  • в словах

А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.

Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.

Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?

  • в предложениях

Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.

  • в текстах

Посмотри на картинку. Что ты видишь?

Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.

Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.

Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.

А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.

Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.

Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.

Итог занятия

Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!

Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.

Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.

Конспект индивидуального логопедического занятия

Подготовительный этап к постановке звука [с]

Цели:

    Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звука [с].

    Выработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, для правильного произношения звука [с].

    Выработка длительной направленной воздушной струи.

    Развитие мелкой моторики.

    Развитие внимания, памяти.

Оборудование: зеркало; карандаш; ватный шарик; маленький шарик; развивающая игра «Подбери по смыслу».

Ход занятия:

    Организационный момент

Инструкция: Здравствуй! Какое у тебя настроение? Сегодня будем с тобой выполнять упражнения для твоего язычка, чтобы он был у тебя сильным и послушным. Но прежде, чем мы приступим к упражнениям для твоего язычка, мы разомнем твои пальчики, чтобы они тоже были послушными и ловкими.

Пальчиковая гимнастика:

А) «Пальчики здороваются» - соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.), а затем «Крепкое рукопожатие» - надавливание подушечек пальчиков.

Б) «Солнечные лучи» - разжимание пальцев, не расцепляя «замка».

В) Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

Г) Маленький шарик положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

2 . Уточнение акустику-артикуляционных характеристик звука [с], выработка артикуляционного уклада и длительной направленной воздушной струи.

Артикуляционная гимнастика:

А) «Улыбка»

Б) «Заборчик» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

В) «Научим язычок слушаться» - приоткрыть рот, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Пошлепывая язык губами, произносить «пя, пя, пя» на одном выдохе.

Г) «Широкий язык» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык на губе, так, чтобы края касались уголков рта. Губу не подворачивать, не напрягать. Удерживать так язычок под счет до 5.

Д) «Почистим зубки» - Улыбнуться и поводить языком по внутренней стороне нижних зубов из стороны в сторону, потом вверх-вниз.

Е) «Язычок силач» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, язык упирается в зубы. Напрягать язык под счет до 5.

Ж) «Загнать мяч в ворота» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произносить длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

З) «Сдуй снежинку» - улыбнуться, положить широкий передний края языка на нижнюю губу и, как бы длительно произносить звук [ф], сдуть ватный шарик – «снежинку» с ладони.

3. Развитие внимания, памяти.

Игра «Подбери по смыслу».

Инструкция: навози все предметы, нарисованные в игре. Подбери парную картинку по смыслу к каждому предмету на больших картах и объясни, почему они подходят друг другу.

4. Итог занятия

Мы с тобой сегодня занимались, ты выполнял все правильно, был внимательным, молодец!

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Подготовила С. Р. Ушакова, учитель-логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида №34 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район ТЕМА:...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Подготовила С. Р. Ушакова, учитель-логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида №34 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район ТЕМА: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗВУКА «С» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ Оборудование: мультимедийная презентация «Артикуляционная гимнастика «Внуки в гостях у дедушки и бабушки», пособие на развитие дыхания «Горячий чай», сухой бассейн, мелкие предметы посуды для сухого бассейна, символ звука «С» Ход: Вид работы Содержание Цель Артикуляционная гимнастика Развитие дыхания Жили были дедушка и бабушка. К ним в гости приехали внуки «Толстячки»,«Худышки» Бабушка с дедушкой им улыбнулись, «Заборчик» Поцеловать они всех потянулись. «Трубочка» Внукам на блюдца блины положили «Блинчик» Чашки поставили, чаю налили, Очень горячий, его остудили! Блинчик с вареньем малиновым вкусным «Вкусное варенье» Дуем на блинчик, жуём и прикусим. «

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Подготовила С. Р. Ушакова, учитель-логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида №34 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район ТЕМА: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗВУКА «С» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ Оборудование: мультимедийная презентация «Артикуляционная гимнастика «Внуки в гостях у дедушки и бабушки», пособие на развитие дыхания «Горячий чай», сухой бассейн, мелкие предметы посуды для сухого бассейна, символ звука «С» Ход: Вид работы Содержание Цель Артикуляционная гимнастика Развитие дыхания Жили были дедушка и бабушка. К ним в гости приехали внуки «Толстячки»,«Худышки» Бабушка с дедушкой им улыбнулись, «Заборчик» Поцеловать они всех потянулись. «Трубочка» Внукам на блюдца блины положили «Блинчик» Чашки поставили, чаю налили, Очень горячий, его остудили! Блинчик с вареньем малиновым вкусным «Вкусное варенье» Дуем на блинчик, жуём и прикусим. «Наказать язычок» «Обезьянка» Чаю попили - никто не обижен. Вкусный был завтрак - мы губки оближем. «Вкусное варенье» После завтрака чистили зубы «Почистим зубы» Вправо и влево, внутри и снаружи. Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата:подготовить к произношению звука «С». Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз. Развивать силу и длительность выдоха Развитие фонематического слуха После завтрака нужно помыть посуду. Воды нет! Как услышишь, что вода появилась: С-С-С – хлопни в ладоши: А – У – И – С – М – Н – Д – С – Ш – З – С … Учить выделять звук «С» на фоне других звуков Развитие мелкой моторики Пошла вода! Посуду моем в белой пене, достаем и отгадываем. Что это? (Ребенок находит и называет наощупь посуду в сухом бассейне) Развивать мелкую моторику пальцев рук Итог Оценка Навели порядок, теперь можно и отдохнуть. Что тебе понравилось и запомнилось сегодня? Ты сегодня молодец! Все выполнял правильно. На память тебе – наклейка.

Конспект индивидуального занятия.

Тема: «Звук [С]. Подготовительный этап»

Цели:

    Продолжать учить выполнять артикуляционные упражне­ния для звука [с] в полном объеме.

    Формировать длительную направленную воздушную струю.

    Упражнять в различении слов, близких по звучанию.

    Учить определять наличие звука [с] в ряду звуков.

    Продолжать учить образовывать форму родительного падежа имен существительных.

    Развивать мимическую и интонационную выразительность, память, внимание, целостное восприятие, мелкую моторику.

    Закрепить названия основных цветов.

Оборудование:

Книга со сказкой «Колобок» с иллюстрациями; карточки с артикул. упражнениями; предмет­ные картинки (сосна, санки, насос или чайник); мячи, неровные дорожки; разрезная картин­ка с изображением мяча.

1. Организационный момент.

Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии мы будем рассказывать сказку. Ты узнал эту сказку? Как она называется? Колобок

2. Артикуляционная гимнастика.

Жили – были дед да баба. Жили они в домике за высоким забором. (Выставляется символ артикуляционного упражнения «Заборчик») Жили они, не тужили. По утрам они чистили свои зубки. Вот так….(упр. «Почисти зубки») Бабка месила тесто и пекла деду блинчики. (Упр. «Блинчик). Дед очень любил блинчики, чтоб не обжечься дул на них. Вот так….(упр. «Остуди блинчик») Жила у бабки с дедкой кошка. Она выгибала свою спинку. Вот так….(упр. «Киска спинку выгибает») Кошка ловила мышей, потому что они мешали ей спать, все время пищали: «Пи пи пи». Вот испекла бабка как-то не блины, а колобок, да положила его на окно студиться. Скучно стало лежать колобку, он прыг, да покатился по дорожке.

3. Восприятие звука в начале слов

Повстречал колобок …Кого? Зайца. Что сказал заяц колобку?

Выполни мое задание, тогда я тебя не съем.

(Логопед выставляет картинки: сосна, санки. Просит внимательно слушать и говорить: «ДА», только когда слово будет названо правильно.)

Фанки танки шанки ханки сянки хянки санки тянки санки щанки

Фафна хахна сосна фасна шашна сясьна сосна сашна сахна тасна

4. Формирование длительной направленной воздушной струи.

Заяц любит играть в футбол. Давай забьем ему гол.

5. Восприятие звука в потоке звуков

Покатился колобок дальше. А навстречу ему волк. У волка прокололось колесо, ему надо его накачать насосом. Насос свистит ССССС. Волк будет накачивать колесо, а ты, если услышишь, что насос работает правильно, хлопни в ладоши.

6. Развитие мелкой моторики

Помоги медведю пройти по узкой дорожке, а то он очень неуклюжий. (Хождение пальчиками по шершавой дорожке)

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мишке помогать.

Раз, два, три, четыре, пять

Будут пальчики шагать.

Пальчиковая гимнастика с мячиками.

Эта ручка - правая,

Эта ручка - левая.

Дети показывают правую, затем левую ладонь. На ладонях мячики.

Я на мячик нажимаю,

Я зарядку делаю.

Попеременно сжимают и разжима­ют ладони.

Будет сильной правая,

Будет сильной левая.

7. Развитие целостного восприятия, закрепление основных цветов.

Шла лисичка, обронила свою игрушку, а собрать не может. Помоги лисичке, она тогда не съест нашего колобка. Какого цвета получился твой мяч?

8. Итог

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец, а кто помогал рассказывать – умница!!!

Кого встретил колобок первого? (зайца)……