Меню
Бесплатно
Главная  /  Механика  /  Капканы огэ. Задачи-ловушки на егэ по математике. Непроверяемые безударные гласные в корне

Капканы огэ. Задачи-ловушки на егэ по математике. Непроверяемые безударные гласные в корне

Есть мнение, что с тестовой частью ЕГЭ можно успешно справиться, если запомнить базовые правила и регулярно выполнять типовые задания. Действительно, многие навыки легко доводятся до автоматизма. Однако выполнять тестовые задания «на автомате» всё же не стоит: можно угодить в «капкан» и потерять драгоценные баллы. Вывод: со всеми до единого тестовыми заданиями нужно работать осознанно . «Автоматизм» здесь не поможет, и «натаскивание» бесполезно.

Остановимся на самых распространённых «ловушках» и постараемся в них не попадаться. В конце концов, предупреждён — значит вооружён.

Проверяемые безударные гласные в корне.

Чтобы не ошибиться в их написании, необходимо подобрать проверочное слово (однокоренное слово и форму слова) так, чтобы на стало падать ударение: тр…ва – трАвы – тра ва . Это правило знакомо даже первоклассникам. И всё же…

***

«Ловушка» 1.

Глаголы с суффиксами -ЫВА-, -ИВА- не могут быть проверочными словами!

Попробуйте-ка подобрать проверочное слово к слову оп…здать . Увы, некоторым из нас коварная интуиция подскажет формы глагола опА здывать, опА здывает и т.п. Однако проверочными будут родственные слова пО здний , пО здно – а значит, в корне слова опо здать пишется о .

Почему же слово опоздать не может быть проверочным, в то время как другие подобные глаголы для этих целей успешно используются? Вспомним: прив…дить – привО дит, п…сать – пИ шет.

Внимание, правильный ответ: слову опаздывать быть проверочным мешает суффикс -ЫВА-. Дело в том, что при образовании форм глаголов с суффиксами -ЫВА- И -ИВА- происходит чередование О и А в корне. Поэтому проверять гласные в корнях такими глаголами не стоит.

Итак, запоминаем: глагол с суффиксом -ЫВА- или -ИВА- не может быть проверочным словом!

Опо здать: проверочное слово — по здний (а НЕ опа здыва ть ),

раскро ить: проверочное слово кро й (а НЕ раскраива ть ),

насто ять : проверочное слово насто й (а НЕ настаива ть ).

***

«Ловушка» 2.

Подбирая проверочное слово, учитывайте значение!

Слова могут звучать абсолютно одинаково, но при этом писаться по-разному. Всё зависит от значения.

Сравните: сп…шите (текст с доски) и сп…шите (на урок) . В обоих словах на месте пропуска слышится один и тот же гласный звук – средний между [и] и [э]. Однако мы подбираем разные проверочные слова и вставляем на месте пропусков разные буквы: спи шите в первом случае и спе шите – во втором.

В тестах ЕГЭ подобные слова пишутся с пометкой в скобках. Например, разв…вается (на ветру) или разв…вается (ребёнок) . Не пренебрегайте такими пометками. Они означают, что слово можно писать по-разному в зависимости от значения. Разумеется, вы уже подобрали проверочные слова и знаете, что в первом случае нужно вставить букву е (проверочное слово – ве ять ), а во втором – и (проверочное слово – разви тие ).

***

Непроверяемые безударные гласные в корне.

Казалось бы, какие могут быть «ловушки» в словах с непроверяемыми гласными? Учи их, старайся запомнить как можно больше и как можно лучше – и будет тебе счастье. Но не тут-то было! «Капканов» и здесь предостаточно.

***

«Ловушка» 3.

Не проверяйте написание гласных словами, которых нет!

Одна из самых распространённых ошибок в том, что непроверяемые гласные нередко путают с проверяемыми и даже пытаются подобрать к ним проверочные слова.

Нельзя проверить ударением выделенные гласные в словах: игно рировать, экстре мальный, утра мбовать, нава ждение. Это слова с непроверяемыми гласными!

Гласную о в слове игно рировать нельзя проверять словом игнор хотя бы по той причине, что слово игнор является жаргонизмом и в литературном языке его пока нет.

Букву е в слове экстре мальный нельзя проверять словом экстри м . Слова эти пришли в наш язык разными путями. Так уж получилось, что существительное экстрим заимствовано из английского языка совсем недавно, гораздо позже, чем слово экстре мальный (от французского extreme ).

Слово утра мбовать не имеет ничего общего с тро мбом . А значит, и проверять его этим словом не стоит. Слово утрамбовать пришло в наш язык в начале 19 века из польского, где tra mbować значит «топтать ногами» , и в русском языке является непроверяемым.

Слово нава ждение не имеет ничего общего с во ждением , потому и гласные в корнях этих слов пишутся разные – а и о соответственно. Более того, гласная в корне слова нава ждение непроверяемая, а в слове во ждение – проверяемая (проверочное слово — водит ). Слово наваждение пришло в русский язык из старославянского – от нава дити, то есть «обмануть» .

***

Чередующиеся безударные гласные в корне.

У каждого корня с чередованием есть строго закреплённое за ним значение – старайтесь не забывать об этом, повторяя правила.

«Ловушка» 4.

Корни бывают омонимичными!

Что значит омонимичные корни ? Так же, как и слова-омонимы, эти корни звучат и даже пишутся одинаково, но имеют абсолютно разные значения.

Корень гар//гор связан с горением, сгоранием, загоранием : го реть, сго рать, приго реть, зага р и т.п. Корень гор есть и в словах с другим смыслом, однако чередующимся в них уже не является. В слове го ристый безударная о в корне проверяемая (проверочное слово – го ры ); в слове го ревать – о в корне также проверяется – словом го ре .

Значение чередующегося корня раст//ращ//рос «то, что связано с ростом, растительностью» : ра стение, взра щённый, водоро сли . В слове ро са гласная в корне проверяемая (ро сы ).

Чередующийся корень тер//тир связан с трением, стиранием : выте р, зати рать. Гласная е в корне слова поте рять проверяемая (поте ря) .

Чередующийся корень кас//кос имеет значение «касание, прикосновение»: касаться, коснуться. Гласная о в слове ко са (в любом значении) проверяемая о сы) . Проверяется ударением и о в корне слова ко сой (ко со) .

Очень часто школьники путают с омонимичными корнями чередующийся корень мир//мер , который имеет значение «умирание, замирание» . Не забываем, что являются проверяемыми, а не чередующимися гласные в корнях слов:

прими рять (врагов) – проверяем словом мир ,

приме рять (костюм) – проверяем словом примерка ,

сми риться – проверяем словом сми рный .

Разумеется, это не все «капканчики», которые расставляют для вас составители тестов ЕГЭ. «ЕГЭ похож на минное поле», — признался один из выпускников… Возможно, он прав. Но ни «мины», ни «ловушки» не страшны тому, кто добросовестно готовится к экзамену.

Проверьте, насколько хорошо вы готовы к выполнению задания 8 на ЕГЭ по русскому языку:

1. Во-первых, изучите критерии оценивания сжатого изложения.

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы

2

но

упустил или добавил 1 микротему

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но

упустил или добавил более 1 микротемы

0

ИК2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

3

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста

2

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста

1

Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

7

2. Во-вторых, помните, что объём изложения не должен быть менее 70 слов, а количество микротем должно соответствовать количеству абзацев (их всегда три).
3. В-третьих, изучите способы сжатия текста.
-Исключение: исключить можно детали, второстепенные факты, фрагменты с описаниями, повторы, синонимы, уточняющие конструкции и др.
-Обобщение:при обобщении следует заменить однородные члены предложения обобщающим словом и др.
-Упрощение:при упрощении следует заменить сложное предложение простым, объединить несколько предложений, разбить сложное предложение на простые, заменить прямую речь на косвенную.
В каждом абзаце следует применить один или несколько способов сжатия текста.
4. В-четвёртых, ознакомьтесь с 35-ю текстами с сайта ФИПИ. Один из этих текстов попадется вам на реальном ОГЭ в 2018 году.

35 текстов для написания сжатого изложения.

№1 Про дружбу

Прослушать текст

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня - изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время - цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

№2 Про дружбу

Прослушать текст

Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов. И всё же нельзя уверенно сказать, что подобная общность определяет дружбу, ведь могут подружиться люди разных профессий.

Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно! Дружба - равенство и сходство. Но в то же время дружба - это неравенство и несходство. Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну. Один дружит и дарит свой опыт, другой в дружбе обогащается опытом. Один, помогая слабому, неопытному, молодому другу, познаёт свою силу, зрелость. Другой, слабый, познает в друге свой идеал, силу, опыт, зрелость. Так, один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах.

Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.

№3 Про дружбу

Прослушать текст

Дружба - это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом.

Для дружбы нужно очень многое, прежде всего взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет. Конечно, друг может совершать ошибки. Но ведь все мы несовершенны. Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это не принципиально.

Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы жизнь немыслима.

№ 4 Про дружбу

Прослушать текст

Когда я учился в школе, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет проходить в какой-то иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать другие люди. А на самом деле сложилось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными. Круг знакомых возрос необычайно. Но настоящие друзья, старые, подлинные друзья, приобретаются в молодости. Молодость - это время сближения.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не теряйте друзей. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Хорошие навыки молодости облегчать жизнь. Дурные усложнят её и затруднят. Помните русскую пословицу: "Береги честь смолоду"? В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать. Дурные не дадут спать.

№5 Про дружбу

Прослушать текст

Что же действительно заключается в этом, казалось бы, привычном для всех понятии дружба? Если говорить по-научному, то дружба - это бескорыстные взаимоотношения между людьми, которые основываются на общих симпатиях, интересах и увлечениях. Настоящий друг всегда рядом, плохо ли нам, хорошо ли. Он никогда не попытается воспользоваться вашей слабостью в своих целях и всегда придёт на помощь, когда он так нужен. Он не только поможет в беде, но и искренне порадуется в минуты счастья вместе с вами.

Но, к сожалению, подобные отношения постепенно сходят на нет. Бескорыстная дружба понемногу становится пережитком прошлого. Друзья сейчас для нас - это люди, способные помочь в том или ином вопросе, или те, с кем можно неплохо провести время. На деле же, если у кого-то из якобы близких друзей случается кризис, друзья куда-то испаряются до тех пор, пока этот кризис не пройдёт. Эта ситуация знакома практически каждому. Одним словом, выгодная дружба стремительно вытесняет дружбу бескорыстную.

Мы должны помнить, что многие проблемы, кажущиеся грандиозными и пугающими, без особого труда можно решить, если рядом есть надёжные друзья. Дружба даёт уверенность в завтрашнем дне. Она делает человека смелее, свободнее и оптимистичнее, а жизнь его теплее, интереснее и многограннее. Верная дружба духовно объединяет людей, способствуя развитию в них стремления к созиданию, а не разрушению.

№6 Про дружбу

Прослушать текст

Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, все равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.

Люди очень часто употребляют это слово в своем языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба - это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры. Тогда они смогут дружить, даже если их отношения к определенным явлениям жизни разные. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но все равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство - отличительная черта настоящей дружбы.

№7 Про игрушки

Прослушать текст

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но, несмотря на все появляющиеся новинки, такие, как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде. Ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

Игрушка - это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбрать игрушку, помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрений. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

№8 Про книги

Прослушать текст

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком. Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни.

Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками,- и есть любовь, приближающая человека к счастью.

№9 Про драгоценные книги

Прослушать текст

Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг - он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год - разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день - открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь.

Впечатления детства - самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души - это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь, формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.

№10 Про книги

Прослушать текст

Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. В-третьих, она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.

Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Авалон гораздо лучше, чем путь домой.

Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них. Классическая литература - это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Естественно, читайте научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире, поможет вам определить свой путь в жизни, даст возможность саморазвитию. Надеемся, что эти доводы, приведённые в пользу чтения, сделают книгу вашим лучшим другом.

№11 Про литературу

Прослушать текст

Нам лишь кажется, что, когда с нами что-то случается, - это уникальное явление, единственное в своем роде. На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе. Любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни - всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано, найдены причины, ответы и запечатлены на страницах художественной литературы. Дело за малым: бери и читай и всё найдёшь в книге.

Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо, удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления. Мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит.

Вот мы взяли в руки книгу. Что происходит в нашей душе? С каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. С помощью литературы человек становится Человеком. Не случайно книгу называют учителем и учебником жизни.

№12 Про чтение

Прослушать текст

В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.

Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.

№13 Про воспитание

Прослушать текст

Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема - это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность - чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.

№ 14 Про семью

Прослушать текст

Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Отца дети уважали и слушались. Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья.

Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу, вместе с игрой, начинали делать что-то полезное.

Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям.

№ 15 Про поиски себя

Прослушать текст

Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. Это естественно. Только вот как он находит своё место? Какими путями идёт к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный.

Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно: лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу" - слов нет. Себялюбцы вызывают чувств осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё я. И, конечно, сделать это не всегда просто.

Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.

№ 16 Про искренность

Прослушать текст

Многие думают, что быть искренним - значит открыто и прямо говорить то, что думаешь, и делать то, что говоришь. Но вот незадача: человек, сразу озвучивающий то, что первое взбрело ему в голову, рискует прослыть не только естественным, но и невоспитанным, а то и глупым. Скорее, искренний и естественный человек тот, кто умеет быть самим собой: снять маски, выйти из привычных ролей и показать своё истинное лицо.

Главная проблема в том, что мы плохо знаем себя, гонимся за призрачными целями, деньгами, модой. Мало кто считает важным и нужным направить вектор внимания в свой внутренний мир. Нужно заглянуть в своё сердце, остановиться и проанализировать свои мысли, желания и планы, чтобы понять, что истинно моё, а что навязанное, продиктованное друзьями, родителями, обществом. Иначе ты рискуешь всю жизнь тратить силы на цели, которые тебе на самом деле вовсе не нужны.

Если ты заглянешь в себя, то увидишь целый мир, бесконечный и многогранный. Ты обнаружишь свои особенности и таланты. Надо только изучать. И тебе, конечно же, не станет легче и проще, но станет интереснее. Ты найдёшь свой жизненный путь. Единственный способ стать искренним - это познавать себя.

№ 17 Про взросление

Прослушать текст

Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?

Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у друзей, родственников и знакомых. Но в целом, самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других.

Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым - значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.

№ 18 Про детство и взросление

Прослушать текст

В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию. По природе своей ребенок - существо инстинктивно предрасположенное к счастью. Какой бы трудной и даже трагичной ни была его жизнь, он все равно радуется и постоянно находит для этого всё новые и новые поводы. Возможно, потому что пока не с чем сравнить жизнь. Он ещё не подозревает, что может быть как-то иначе, но скорее всего, все-таки потому, что душа еще не успела покрыться панцирем и более открыта добру и надежде, чем душа взрослого человека.

А с возрастом все словно выворачивается наизнанку. Как бы спокойно и благополучно ни складывалась жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, нескладицу, неполадку, прицепимся к ней и почувствуем себя глубоко несчастными. И мы верим в придуманную нами драму, искренне жалуемся на нее друзьям, тратим на переживания время, здоровье, душевные силы.

Лишь когда случается действительно настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе: «Господи, каким же я был глупцом, когда страдал из-за какой-то ерунды. Нет, чтобы жить в свое удовольствие и наслаждение каждой минутой.»

№ 19 Про выбор

Прослушать текст

Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остается за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть.

Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы все-таки принимаем в юности. Как считают ученые, вторая половина второго десятилетия жизни - самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

Понятно, что такой выбор - дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не все. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

№20 Про культурного человека

Прослушать текст

Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому, умение быть благодарным, любовь к природе и родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжёт. Он сохранит самообладание и достоинство в любых жизненных ситуациях. Он имеет чётко поставленную цель и добивается её. Главная же цель такого человека - увеличивать добро в мире, стремиться к тому, чтобы все люди были счастливы. Идеалом культурного человека является подлинная человечность.

В наше время люди уделяют слишком мало времени культуре. А многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходит с детства. Ребёнок знакомится с традициями, переходящими из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и своей родины, познаёт культурные ценности. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу.

№ 21 Про культуру

Прослушать текст

Слово "культура" многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов.

Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение.

Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. Культура - огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее.

№22 Про нравственность

Прослушать текст

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть! - воскликнул человек. - Я ничего хорошего для него не сделал... ». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Нравственность - это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю Вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть Вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни - прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

№23 Про юношескую любовь

Прослушать текст

Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?

Юношеская мечта о любви - это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять.

Любовь - это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир.

№24 Про неуверенность в себе

Прослушать текст

Неуверенность в себе - проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине XX века. Именно тогда стало понятно: все усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьезных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.

А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствовать себя зависимым: чужие оценки кажутся ему более важными и значимыми, чем собственные. Каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное - ему хочется одобрения ото всех: начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненную ситуацию.

Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни ученые ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.

№25 Про власть

Прослушать текст

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми - это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.

№26 Про искусство

Прослушать текст

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство - это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

№27 Про искусство

Прослушать текст

В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества.


Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиги. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму, и нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову жизнь.

Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о матери. «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своим мамам. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час, ведь благодарные дети - лучший подарок для них.

№31 Про взаимовыручку и взаимопомощь

Прослушать текст

В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах, как взаимовыручка и взаимопомощь. А человеческое общество как раз и сформировалось, и продолжает существовать благодаря общему делу и помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга. И как теперь мы можем поддерживать абсолютно противоположную точку зрения, гласящую о том, что нет иных интересов,кроме наших собственных?

И дело тут даже не в том, что это звучит эгоистично. Дело в том, что именно в этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы. Понимаете, насколько это глубже, чем кажется? Ведь индивидуализм разрушает общество, а, стало быть, и ослабляет нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.

И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство.Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых — это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в волнениях, радостях и печалях.

Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности.Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.

Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного.

ОГЭ по русскому языку 2017-2018, изложение ОГЭ по русскому языку 2017-2018, сжатое изложение ОГЭ 2017-2018, тексты сжатое изложение ОГЭ 2017-2018, тексты сжатое изложение с ФИПИ, аудиозаписи сжатое изложение ОГЭ по русскому языку, как написать сжатое изложение по русскому языку, способы сжатия текста ОГЭ, способы сжатия текста ОГЭ, исключение ОГЭ, обобщение ОГЭ, упрощение ОГЭ, замена ОГЭ, слияние ОГЭ, написать сжатое изложение ОГЭ, проверить сжатое изложение ОГЭ, готовые сжатые изложения ОГЭ по русскому языку, критерии оценивания сжатого изложения ОГЭ 2017-2018, тесты ОГЭ 2017-2018 по русскому языку, открытый банк заданий ОГЭ ФИПИ, сравнение ОГЭ, фразеологизм ОГЭ, метафора ОГЭ, олицетворение ОГЭ, эпитет ОГЭ, приставки ОГЭ, приставки ПРЕ/ПРИ ОГЭ по русскому языку, простаки на З/С ОГЭ по русскому языку, суффиксы ОГЭ, Н/НН ОГЭ, нейтральный синоним ОГЭ по русскому языку, словосочетание ОГЭ по русскому языку, управление ОГЭ, примыкание ОГЭ, согласование ОГЭ, грамматическая основа ОГЭ, подлежащее ОГЭ, сказуемое ОГЭ, обособленное обстоятельство ОГЭ, обособленное определение ОГЭ, приложение ОГЭ, причастный оборот ОГЭ, деепричастный оборот ОГЭ, вводное слово ОГЭ, обращение ОГЭ, сочинительная связь ОГЭ, подчинительная связь ОГЭ, сложносочинённое предложение ОГЭ, сложноподчинённое предложение ОГЭ, бессоюзное предложение ОГЭ, последовательное подчинение ОГЭ, однородное подчинение ОГЭ, параллельное подчинение ОГЭ, решать тесты ОГЭ по русскому языку, бланк ОГЭ по русскому языку 2017-2018, сочинение ОГЭ по русскому языку 2017-2018, композиция сочинения ОГЭ по русскому языку 2017-2018, сочинение ОГЭ 15.1, сочинение ОГЭ 15.2, сочинение ОГЭ 15.3, написать сочинение ОГЭ, проверить сочинение ОГЭ, клише написания сочинения ОГЭ 2017-2018, как написать сочинение ОГЭ по русскому языку, клише для написания сочинения ОГЭ по русскому языку, клише для написания аргументов по русскому языку ОГЭ, клише для написания заключения ОГЭ по русскому языку, критерии оценивания сочинения 15.1, критерии оценивания сочинения 15.2, критерии оценивания сочинения 15.3, цитаты ОГЭ по русскому языку, примеры написания сочинения ОГЭ, готовые сочинения ОГЭ, словарь понятий 15.3, темы сочинений 15.3, темы сочинений 15.3 из ОБЗ, темы сочинений из ОБЗ, критерии ГК ОГЭ по русскому языку, что такое внутренний мир человека, что такое выбор, что такое доброта, что такое драгоценные книги, что такое жизненные ценности, что такое любовь, что кале материнская любовь, что такое настоящее искусство, что такое неуверенность в себе, что такое нравственный выбор, что такое сила духа, кто такой сильный человек, что такое взаимовыручка, что такое счастье


1. С чего начать сочинение на экзамене.

1) Лист не подписывать никак. Писать строго по предложенному тексту, а для этого следует читать с ручкой, вникая в содержание текста, отмечая проблемы, поднятые автором, обратить внимание на Ф.И.О. автора, крат. статью о нём.

2) Писать строго по плану, каждый пункт с абзаца, отступ 2 см.)

2. Вступление (2-4 предложения) - это тема текста. Образцы вступлений, например, об одинокой старости

а) вопросительное предложение: Почему в наше время так много одиноких пожилых людей? Кто в этом виноват? Что нужно сделать, чтобы изменить эту ситуацию?

б) приём умолчания. Одинокая старость... Как больно смотреть...

в) приём градации: Детство. Юность. Старость.

г) цитата из текста, д) назывное предложение; е) ряды однородных членов; ж) пословицы и поговорки. Как известно... Как сказал кто-то из великих...

з) риторический вопрос

3. Формулировка проблем, поднятых в тексте автором.

В тексте... ф.и.о. поднимаются важные... (актуальные, злободневные) проблемы современности (нашего времени, нашего общества). Проблема..., ..., ... Почему?.. Чем объяснить?.. Может ли?.. Эти непростые (сложные) вопросы задаёт автор и пытается найти на них ответ .Чтобы правильно обозначить проблему, нужно ответить на вопрос: Что хотел сказать автор текста. Например, если, прочитав текст, мы говорим, что автор хотел показать, как сильно, бескорыстно родители любят своих детей, то проблема в тексте: сила родительской любви

4. Комментарий к проблеме. Прокомментировать - это значит пропустить текст через себя. (Что заставило автора задуматься над этим?)

Чтобы мы поняли насколько важны проблемы, поднятые в тексте, автор рассказывает нам о... (что заставило автора задуматься над...)

Благодаря этому, мы видим (понимаем), как важно автору было донести до нас свои размышления.

5. Позиция автора - отношение автора к проблеме, ответ на вопрос темы, желательно повторить ф.и.о. автора, можно использовать цитирование (Рассказывая о..., автор обращает наше внимание на..., призывает нас к..., заставляет задуматься над... Для него важно...)

6. Собственная позиция о проблеме - нужно согласиться или не согласиться с атором (Текст (ф.и.о. автора) не может никого оставить равнодушным, и я полностью разделяю позицию автора. Автор, безусловно, прав, считая, что..., так как..., во-первых,...

Здравствуйте, дорогие выпускники! Грустный факт — все задачи с кратким ответом на самом экзамене (профильный уровень) безошибочно решает лишь небольшая часть сдающих, а именно около 25 процентов школьников. К сожалению, почему-то, статистики по России найти не удалось, может у вас есть точные данные или официальный анализ, можете написать в комментариях.

Но факт остаётся фактом и при том пренеприятным. Да! Порой сразу после экзамена наступает озарение – ту же осознаются ошибки и хочется ударить от негодования по рядом стоящему дереву, но что толку. Драгоценные баллы уже бездарно потеряны …

Даже подготовленные ребята, допускают «смешные» ошибки, или на несложном примере теряют неоправданно много времени. Почему? Как говориться – есть причины и нюансы.

Разберём несколько «хитреньких» заданий. Конечно, на самом деле никаких ловушек для вас составители задач не планировали, просто так их называют в быту.

В этой статье сделан акцент на некоторых из них отдельно. Они просты, но почему-то при решении ребята частенько ошибаются. Итак!

26644. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. После удержания налога на доходы Мария Константиновна получила 9570 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата Марии Константиновны?

Обратите внимание, что 9570 рублей это зарплата после удержания 13%. Значит разделив 9570 на 87 мы узнаем сколько рублей соответствуют 1 проценту, далее остаётся умножить полученный результат на 100, и мы определим заработную плату до удержания:

Многие привыкли решать через составление пропорции.

Всю зарплату (а она нам неизвестна) – это х рублей принимаем за 100%. 9570 рублей это зарплата после удержания и соответствует она 87 процентам. Пропорция:

9570 рублей - 87%

х рублей — 100 %

Вычисляем:

Ответ: 11000

*В чём допускают ошибку и почему?

Многие очень привыкли к типу заданий, где данная в условии величина есть именно та, которую нужно принять за 100 процентов. И начинают «придумывать» такие пропорции как:

9570 рублей — 100%

х рублей — 87 %

В результате получают величину меньше 9570 и записывают её как ответ. Просто оцените изначально – если сказано, что это зарплата после удержания, то понятно, что в итоге мы должны получить число больше чем 9750.

77349. В сентябре 1 кг винограда стоил 60 рублей, в октябре виноград подорожал на 25%, а в ноябре еще на 20%. Сколько рублей стоил 1 кг винограда после подорожания в ноябре?

25 процентов от 60 это:

Значит в октябре виноград стал стоить 60+15=75 рублей.

20 процентов от 75 это:

Значит в ноябре он стал стоить 75+15=90 рублей.

*Можно решить используя следующую форму записи (суть одна):

Определим цену килограмма после первого подорожания:

Определим цену после второго подорожания, при чём считать будем уже относительно цены 75 рублей:

*В чём допускают ошибку?

После первого подорожания считают, что второе подорожание происходит относительно начальной цены в 60 рублей. И получают, что второй раз цена выросла на

В итоге получают 75+12=87 рублей.

Ребята, забудьте про начальную цену! Всё: второе подорожание происходит относительно 75 рублей. Это вроде бы и понятно, но начинаем чудить зачем-то.

77368. Решите уравнение

Используем формулу квадрата суммы (разности) двух чисел (выражений):

Вычисляем:

Проверка:

Ответ: -1,5

*Что сказать?…

После того, как пример появился перед глазами, так и хочется приравнять выражения стоящие под знаками квадратов (и некоторые это делают):

Что получаем? Решения нет! Как нет? Так не бывает… И начинаем думать – как же так? Может составители заданий ошиблись? А то и паника начинается.

Если видите, что у вас квадраты выражений, то сразу применяйте формулы сокращённого умножения.

Кстати, такая ошибка чревата. Будет у вас например задание:

Решить (2х+5) 2 =(6х+1) 2 . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них.

Приравняете вы выражения под корнями и получите 1. А верным ответом является совсем другое число.

**Есть ещё вариант решения. Можно перенести выражение стоящее справа в левую сторону и использовать формулу разности квадратов:

77382. Решите уравнение log х–5 49=2. Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них.

Всё вроде бы просто. По свойству логарифма:

Решаем квадратное уравнение:

*Можно было сразу определить, что выражение, стоящее под знаком квадрата равно 7 или –7, так как только эти два числа при возведении в квадрат дают 49 и решить можно было так:

корни равны 12 и –2.

Важно! Обратите внимание, что при х = –2 основание логарифма имеет отрицательное значение (известно, что его основание должно быть положительным). Если вы просто выберите меньший корень не проверив его по условию определения логарифма, то ответ запишите не верным. Решением является корень 12.

*В чём допускают ошибку? Не проверяют корни на соответствие условию логарифма. Получили два корня и выбрали меньший из них, и ошибка получилась.

27437. В параллелограмме АВCD sin A = (√21)/5. Найдите cos B.

Известно, что синусы смежных углов равны. Значит синусы двух любых соседних углов параллелограмма равны, то есть:

Теперь из основного тригонометрического тождества остаётся найти cos B. Из sin 2 B + cos 2 B =1 следует, что

*Перед корнем мы поставили знак «–». Почему?

Из рисунка видно, что угол В тупой (он больше 90 градусов). А косинус угла от 90 до 180 градусов отрицателен (см. тригонометрическую окружность).

*В чём допускают ошибку?

Перед корнем упускают знак минус, и получают положительное число. Это происходит из-за того, что основное тригонометрическое тождество часто используется при решении прямоугольного треугольника и мы настолько привыкаем, что перед корнем у нас стоит плюс, что видимо это как-то отпечатывается в сознании.

**Понятно, в прямоугольном треугольнике углы острые, поэтому и значения тригонометрических функций углов положительны. Но вы помните! При выражении числа (выражения) стоящего под знаком квадрата перед корнем всегда будет «±» и что касается тригонометрического тождества, получим:

То есть сразу при прочтении условия смотрите, какую тригонометрическую функцию какого угла (острого или тупого) нужно найти.

Если это тупой угол, то косинус, тангенс и котангенс должны получиться отрицательными.

Если это острый угол, то все тригонометрические функции должны быть положительными.

*Другой путь решения

Ответ: –0,4

В следующем задании никаких хитростей нет, но оно вызывает вопросы. Не паникуйте! Помните, что практически все логарифмические уравнения решаются через применение основных свойств логарифма.

315121. Найдите корень уравнения

Скажите, кому из вас знакомо свойство:

Если знакомо, то отлично! Вы можете использовать его смело:

*Только не забудьте о том, что выражение стоящее под знаком логарифма больше нуля, то есть проверьте корень.

А как быть если это свойство вы не знаете? Решаем по шагам используя «обычные» свойства (они вам должны быть знакомы):

Проверим выражение под знаком логарифма:

Ещё есть ряд задач без каких-то там «хитростей». И вероятность того, что вам они на ЕГЭ попадут мала, но она есть. Данные формулы в школьном курсе используются редко, поэтому имейте их ввиду.

27923. Боковые стороны равнобедренного треугольника равны 40, основание равно 48. Найдите радиус описанной окружности этого треугольника.

Но формулы указанные ниже помнить нужно!

1. Площадь треугольника (формула Герона):

2. Формула радиуса описанной окружности:

3. Формула радиуса вписанной окружности:

Данные задания включены вкнигу «Самые хитрые задачи ЕГЭ по математике». Там собрано более 180 заданий, которым следует уделить особое внимание. Рекомендуем к изучению!

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.