Меню
Бесплатно
Главная  /  Сочинения  /  Когда начали изучать литосферу. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Строение земной коры. Что такое литосферные плиты

Когда начали изучать литосферу. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Строение земной коры. Что такое литосферные плиты

Литосфера - твердая оболочка Земли.

Введение

Литосфера имеет важное значение для всех живых организмов, которое проживают на ее территории.

В первую очередь, на суше или внутри нее живут люди, животные, насекомые, птицы и т.д.

Во-вторых, данная оболочка земной поверхности обладает огромными ресурсами, которые необходимы организмам для пропитания и жизни.

В-третьих, способствует функционированию всех систем, подвижность коры, пород и почвы.

Что такое литосфера

Термин литосфера состоит из двух слов – камень и шар или сфера, что в буквальном переводе с греческого языка означает твердая оболочка земной поверхности.

Литосфера не является статической, а находится в постоянном движении, из-за чего плиты, породы, ресурсы, полезные ископаемые, а также вода обеспечивают организмы всем необходимым.

Где находится литосфера

Литосфера находится на самой поверхности планеты, уходит внутрь мантии, до так называемой астеносферы – пластичный слой Земли, состоящей из вязких пород.

Из чего состоит литосфера

Литосфера имеет три взаимосвязанных элемента, к которым относятся:

  • Кора (земная);
  • Мантия;
  • Ядро.

строение литосферы фото

В свою очередь, кора и самая верхняя часть мантии – астеносфера являются твердыми, а ядро состоит из двух частей – твердой и жидкой. Внутри ядро имеет твердые породы, а снаружи окружен жидкими веществами. В состав коры входят горные породы, возникшие после остывания и кристаллизации магмы.

Осадочные породы возникают различными способами:

  • Когда разрушается песок или глина;
  • В ходе протекания химических реакций в воде;
  • Органические породы возникли из мела, торфа, угля;
  • Из-за изменения состава пород – полностью или частично.

Ученые установили, что литосфера состоит из таких важных элементов, как кислород, кремний, алюминий, железо, кальций, минералы. По своей структуре литосфера делится на подвижные и стабильные, т.е. платформы и складчатые пояса.

Под платформой принято понимать участки земной коры, которые не двигаются, в результате наличия кристаллической основы. Она бывает либо гранитной, либо базальтовой. В середине континентов обычно располагаются древние платформы, а по краям – те, которые возникли позже, в так называемый докембрийский период.

Складчатые пояса возникли после того, как сталкивались друг с другом. В результате подобных процессов возникают горы и горные хребты. Чаще всего они располагаются по краям литосферы. Наиболее древние можно увидеть в центре материка – это Евразия, или по самим краям, что характерно для Америки (Северной) и Австралии.

Образование гор происходит постоянно. Если по тектонической плите проходит горный массив, то это означает, что некогда тут произошло сталкивание плит. В литосфере выделяют 14 плит, что составляет 90% всей оболочки. Бывают, как большие, так и малые плиты.

тектонические плиты фото

Самыми большими тектоническими плитами считаются Тихоокеанская, Евразийская, Африканская, Антарктическая. Литосфера под океанами и континентами отличается. В частности, под первыми оболочка состоит из океанической коры, где почти нет гранита. Во втором случае, литосфера состоит из осадочных пород, базальта и гранита.

Границы литосферы

Черты литосферы имеет различные очертания. Нижние границы размыты, что связано с вязкой средой, высокой проводимостью тепла и скоростью сейсмических волн. Верхняя граница – это кора и мантия, которая достаточно толстая, и способная измениться только из-за пластичности породы.

Функции литосферы

Твердая оболочка земной поверхности обладает геологическими и экологическими функциями, что определяет протекание жизни на планете. Участие в ней принимают воды, расположенные под землей, нефть, газы, поля геофизического значения, процессы, участие различных сообществ.

Среди самых важных функций выделяют:

  • Ресурсную;
  • Геодинамическую;
  • Геохимическую;
  • Геофизическую.

Функции проявляются под воздействием природных и техногенных факторов, что связано с развитием планеты, деятельностью людей и образованием различных экологических систем.

  • Литосфера возникла в процессе того, что постепенно освобождались вещества из мантии Земли. Подобные явления еще иногда наблюдаются на дне океана, в результате чего появляются газы и немного воды.
  • Мощность литосферы меняется в зависимости от климата и природных условий. Так, в холодных регионах, она достигает максимального значения, а в теплых – остается на минимальных отметках. Самый верхний слой литосферы обладает упругостью, а нижний – очень пластичный. Твердая оболочка Земли постоянно находится под влиянием воды и воздуха, что вызывает выветривание. Оно бывает физическое, когда порода распадается, а ее состав не меняется; а также химическое – появляются новые вещества.
  • Из-за того, что литосфера постоянно двигается, меняется облик планеты, ее рельеф, структура равнин, гор, низкогорья. Человек постоянно оказывает влияние на литосферу, и это участие не всегда полезное, вследствие чего происходит серьезное загрязнение оболочки. В первую очередь, это связано с накоплением мусора, применением ядов и удобрений, что меняет состав грунтов, почвы, живых существ.

Конспект урока 5 класс

Тема: Литосфера - «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Строение земной коры.

Цель урока : сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных особенностях, о движении литосферных плит.

Задачи:

Ознакомить учащихся с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро и их отличительными особенностями. Дать понятие - литосфера.

Продемонстрировать результат движения литосферных плит.

Развивать умения учащихся анализировать информацию, читать схему, выделять главное, использовать дополнительную информацию, работать с географической картой.

Обучать учащихся работе с электронными учебниками.

Способствовать формированию географического мышления школьников, географической культуры.

Ход урока:

Организационный момент

Эмоциональный настрой.

Здравствуйте ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Садитесь. Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое: учебник, тетрадь, простой карандаш, ручка.

Актуализация знаний

Космонавты, летавшие в космическом пространстве, говорят, что она при взгляде из космического корабля имеет превосходный голубой цвет. Выглядит как драгоценная голубая жемчужина.

Этот цвет обусловлен свойствами атмосферы и тем, что Мировой океан покрывает 71% её площади.

О чём или о ком идет речь? (О планете Земля)

Ребята, я вам сейчас прочитаю текст. Вы его внимательно прослушаете текст, а затем ответите на ряд вопросов.

«Первоначально планета была холодной, затем стала разогреваться, а впоследствии стала, вновь остывать. При этом «лёгкие» элементы поднимались, а «тяжёлые» опускались. Так сформировалась первоначальная земная кора. Тяжёлые элементы образовали внутреннее вещество планеты - ядро и мантию».

О чём говорят эти строки? (О гипотезе происхождения Земли. Гипотеза Шмидта - Фесенкова имеет меньше противоречий и отвечает на большее количество вопросов.)

Из какого облака образовалась наша планета? (Из холодного газопылевого облака.)

Какова форма Земли? (Форма Земли шарообразная.)

Вспомните из материала природоведения, какие внешние оболочки Земли вам известны? (Земля имеет следующие внешние оболочки: атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера.)

Оболочки взаимодействуют между собой? (Да)

Мотивация учебной деятельности.

Раз - кружочек,

Два - кружочек,

Три - кружочек,

Снова круг...

Сколько разных оболочек!

Не Земля, а просто лук!

Земля устроена хитро

Сложней любой игрушки:

Внутри находится ЯДРО,

Но не ядро от пушки!

Потом, представьте, МАНТИЯ

Лежит внутри Земли.

Но не такая мантия,

Что носят короли!

Потом - ЛИТОСФЕРА

(Земная кора).

Выбрались мы на поверхность,

Ура!

А посреди этой ЛИТО -

ГИДРОСФЕРА разлита.

ГИДРО не ГИДРА.

Еще иногда

Люди ее называют -

ВОДА!

Ну, а за этою сферой

Встречаемся мы с АТМОСФЕРОЙ.

(Это и воздух, и облака...)

А что там за ней? - Неизвестно пока!

(А. Усачёв)

Задание "Шифровка".

Расшифруйте тему урока

С О Р Л А И Ф Т Е

Ответ: ЛИТОСФЕРА

Подготовка учащихся к усвоению новой темы.

Ребята, а вы любите сказки? Сейчас я вам хочу рассказать одну сказку. Готовы слушать?

В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь Закир. Был у него сын - удалой добрый молодец Иван - царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.

Решил царь Закир испытать своего сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван - царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».

Отправился Иван Закиров сын в путь - дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства - государства. Видит: перед ним 4 белых дворца стоят с золотыми крышами, а над ними надпись - «Атмосфера», «Гидросфера», «Биосфера», «Литосфера». Прочитал Иван надписи и призадумался, что это такое.

Ребята, давайте подскажем Ивану, что обозначают эти слова.

Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил? »

«Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать, да только не могу определить, куда мне направиться. Помоги мне, добрый человек.

Старец объяснил, что нужно идти Ивану во дворец под названием «Литосфера».

« Есть ли в этой стране ключ Земли?»- спрашивает царевич. «Есть - то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна».

«А как же мне туда попасть?»- спрашивает Иван.

«Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечает ему старик».

Взял Иван Закиров сын в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная. Глубже роет Иван, тверже становятся породы. Попадаются ему железняки - бурый, магнитный, руды полезных металлов.

Увлекся работой Иван - царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне нужен, обещал я батюшке добыть его!»

«Ну что ж, отгадаешь мои задания, отдам тебе заветный ключ!»- ответила царевна и протянула Ивану конверт с заданиями.

«Загадывай, - сказал Иван - царевич, - попробую отгадать!».

Каково внутренне строение Земли?

Внутреннее строение Земли сложное. В ее центре расположено ядро. Затем следует мантия, и земная кора. Строение Земли можно сравнить с яйцом.

Оно состоит из скорлупы, белка и желтка. Скорлупа - это словно дышащая земная кора. Она очень тонкая. Белок - мантия. Желток - ядро.

В виде схемы это можно изобразить так:

Внутренне строение Земли = ядро + мантия + земная кора.

Что представляет собой ядро?

Ядро делится на два слоя: внутренне ядро - твердое, внешнее - жидкое. Состоит из железа и никеля.

Раньше считали, что ядро Земли гладкое, почти как пушечное ядро.

Предполагают, что поверхность ядра состоит из вещества, обладающего свойствами жидкости. Граница внешнего ядра находится на глубине 2900км.

А вот внутренняя область, начинающаяся с глубины 5100км, ведет себя как твердое тело. Это обусловлено очень высоким давлением. Даже на верхней границе ядра теоретически рассчитанное давление составляет около 1, 3 млн. атмосфер. А в центре достигает 3 млн. атмосфер. Температура здесь может превышать 10 000 С°.

Возможно, вещество внешнего ядра включает относительно легкий элемент, скорее всего серу.

Состав ядра = железо + никель

Какими свойствами обладает вещество мантии?

Мантия в переводе с лат. языка означает «покрывало». Она занимает до 83% объема планеты и подразделяется на верхнюю и нижнюю мантию. Вещество мантии из - за большого давления находится в твердом состоянии, хотя температура мантии равна 2000 С°. Средний слой мантии немного размягчен, а внутренний и наружный слои находятся в твердом состоянии.

Первая залегает до глубины 670 км. Быстрое падение давления в верхней части мантии и высокая температура приводят к плавлению вещества.

На глубине от 400 км под материками и 10 - 150 км под океанами, т. е в верхней мантии, был обнаружен слой, где сейсмические волны распространяются сравнительно медленно. Этот слой назвали астеносферой (от греч. «астенес» слабый). Астеносфера более пластичная, чем остальная мантия, служит «смазкой», по которой перемещаются жесткие литосферные плиты.

Из чего же она состоит? Главным образом из горных пород, богатых магнием и железом. Породы мантии отличаются большой плотностью.

Из чего состоит нижняя мантия, пока остается загадкой.

Что такое земная кора?

Земная кора - это твердая верхняя оболочка Земли. Она в масштабе всей Земли представляет тончайшую пленку и по сравнению с радиусом Земли ничтожна. Она достигает максимальной толщины 75 км над горными массивами Памира, Тибета, Гималаев. Несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет сложное строение.

Земная кора

океаническая материковая

5-10км 30-80 км

Верхние границы земной коры изучены хорошо при помощи бурения скважин (метод глубинного бурения).

Самая глубока скважина имеет глубину всего лишь 15 км. По сравнению с размерами Земли эта величина очень мала. Но, несмотря на то, что вглубь Земли человек проник всего на несколько километров, кое - какие сведения о внутреннем ее строении ученые получили с помощью геофизических методов. Геофизики на поверхности или на некоторой глубине от поверхности производят взрывы. Специальные, очень чуткие, приборы записывают, с какой скоростью распространяются колебания внутри Земли. Так, геофизики установили, что до глубины в среднем 30 км земной шар состоит из песка, известняка, гранита и др. пород.

С глубиной в земной коре изменяется и температура. Температура верхнего слоя литосферы изменяется по сезонам года. Ниже этого слоя до глубины около 1000 м наблюдается закономерность: на каждые 100м глубины температура земной коры возрастает в среднем на 3 градуса.

Как происходило образование земной коры?

Образование земной коры происходило миллиарды лет назад из вязко-жидкого вещества мантии - магмы.Входившие в его состав наиболее распространенные и легкие химические вещества - кремний и алюминий - застывали в верхних слоях. Затвердев, они больше не тонули и оставались на плаву в виде своеобразных островков. Но эти островки не были устойчивыми, они находились во власти внутренних мантийных течений, которые увлекали их вниз, и нередко попросту тонули в раскаленной магме. Магма (от греческого таgmа -густая грязь) - расплавленная масса, образующаяся в мантии Земли. Но шло время, и первые небольшие твердые массивы постепенно соединялись между собой, образуя территории уже значительной площади. Подобно льдинам в открытом океане, они перемещались по планете по воле внутренних мантийных течений.

Как же удалось людям составить представление о внутреннем строении Земли?

Ценную информацию о строении Земли человечество получает в результате бурения сверхглубоких скважин, а также с помощью специальных сейсмических методов исследования (от греч. «seismos» - колебание). Так изучают геофизики нашу Землю. Этот метод основан на изучении скорости распространения в Земле колебаний, возникающих при землетрясениях, извержениях вулканов или взрывах. С этой целью используют специальный прибор - сейсмограф. Уникальную информацию о недрах Земли ученые-сейсмологи получают из наблюдений за извержениями вулканов. Наука сейсмология - наука о землетрясениях. На основании сейсмических данных в строении Земли выделяют 3 главные оболочки, отличающиеся химическим составом, агрегатным состоянием и физическими свойствами.

Литосфера

Каменная оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии, называется литосферой. Под ней находится разогретый пластичный слой мантии. Литосфера как бы плавает по этому слою. Мощность литосферы в разных областях Земли изменяется от 20 до 200 километров и более. В целом под континентами она толще, чем под океанами. Учёные установили, что литосфера не монолитна, а состоит из литосферных плит. Они отделены друг от друга глубокими разломами. Выделяют семь очень крупных и несколько более мелких литосферных плит, которые постоянно, но медленно перемещаются по пластичному слою мантии. Средняя скорость их движения около 5 сантиметров в год. Некоторые плиты полностью океанические, но большинство имеют разные типы земной коры.

Литосферные плиты движутся относительно друг друга в разных направлениях: или отодвигаются, или, наоборот, сближаются и сталкиваются. В составе литосферных плит перемещается и их верхний «этаж» — земная кора. Благодаря движению литосферных плит меняется расположение на поверхности Земли материков и океанов. Материки то сталкиваются между собой, то отодвигаются друг от друга на тысячи километров.

А теперь ребята давайте вернемся к нашей сказке

«Молодец, Иван - царевич, правильно отгадал мои задания с ребятами, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери», сказала ему царевна.

Поклонился Иван и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.

Практическая работа

Заполните таблицу с помощью учебника

Земная кора

Мантия

Ядро

Размеры

5 - 75 км

2900 км

3500 км

Составные части

материковая

океаническая

верхняя мантия

нижняя мантия

внешнее ядро

внутреннее ядро

Состояние

твердая

особое (вязкое)

внешнее - жидкое

внутреннее - твердое

Температура

небольшая, с глубиной повышается на 3 на каждые 100 м

высокая -

2000 С

очень высокая -

2000 - 5000 С

Способы изучения

наблюдение, дистанционный (с космоса), бурение скважин

геофизические

сейсмология

Тестовые задания. Выберите правильный ответ.

1.Земля состоит из:

а) Ядра и мантии

б)Мантии и земной коры

в) Ядра, мантии и земной коры

г)Ядра и земной коры.

2. Ядро Земли состоит из:

а) Одного слоя

б) Двух слоев

в) Трех слоев

Подведение итогов. Оценивание учащихся. Рефлексия.

Ребята сегодня на уроке мы ставили задачи: изучить внутреннее строение Земли, методы изучения и литосферу.

Как вы думаете, мы справились с этими задачами?

То есть цель урока достигнута?

У каждого из вас на парте лежат напечатаны смайлики, которые показывают настроение.

Отметьте, какое настроение было у вас сегодня на уроке.

Урок закончен. Всем спасибо. Молодцы!

И любые негативные литосферные изменения способны усугубить глобальный кризис. Из данной статьи вы узнаете о том, что такое литосфера и литосферные плиты.

Определение понятия

Литосфера представляет собой внешнюю твердую оболочку земного шара, которая состоит из земной коры, части верхней мантии, осадочных и изверженных пород. Определить нижнюю ее границу довольно сложно, но принято считать, что литосфера заканчивается с резким уменьшением вязкости горных пород. Литосфера занимает всю поверхность планеты. Толщина ее слоя не везде одинакова, она зависит от рельефа местности: на континентах - 20-200 километров, а под океанами - 10-100 км.

Литосфера Земли по большей части состоит из магматических изверженных пород (около 95 %). Среди этих пород преобладают гранитоиды (на континентах) и базальты (под океанами).

Некоторые думают, что понятия «гидросфера»/«литосфера» означают одно и тоже. Но это далеко не так. Гидросфера - это своеобразная водная оболочка земного шара, а литосфера - твердая.

Геологическое строение земного шара

Литосфера как понятие включает в себя также геологическое строение нашей планеты, поэтому, чтобы понять, что такое литосфера, его следует детально рассмотреть. Верхняя часть геологического слоя называется земной корой, толщина его варьируется от 25 до 60 километров на континентах, и от 5 до 15 километров - в океанах. Нижний слой называется мантией, отделяется от земной коры разделом Мохоровичича (где резко изменяется плотность вещества).

Земной шар состоит из земной коры, мантии и ядра. Земная кора - твердое вещество, но ее плотность резко меняется на границе с мантией, то есть на линии Мохоровичича. Поэтому плотность земной коры - величина нестойкая, но среднюю плотность данного слоя литосферы можно вычислить, равняется она 5,5223 грамм/см 3 .

Земной шар представляет собой диполь, то есть магнит. Земные магнитные полюса располагаются в южном и северном полушариях.

Слои литосферы Земли

Литосфера на континентах состоит из трех слоев. И ответ на вопрос о том, что такое литосфера, не будет полным без их рассмотрения.

Верхний слой строится из самых разнообразных осадочных пород. Средний условно называется гранитным, но состоит не только из гранитов. Например, под океанами гранитовый слой литосферы вообще отсутствует. Приблизительная плотность среднего слоя составляет 2,5-2,7 грамм/см 3 .

Нижний слой также условно называется базальтовым. Он состоит из более тяжелых пород, его плотность, соответственно, больше - 3,1-3,3 грамм/см 3 . Нижний базальтовый слой располагается под океанами и материками.

Классифицируют также и земную кору. Различают материковый, океанический и промежуточный (переходный) типы земной коры.

Строение литосферных плит

Литосфера сама по себе не является однородной, она состоит из своеобразных блоков, которые называются литосферными плитами. Они включают в себя как океаническую, так и материковую земную кору. Хотя есть случай, который можно считать исключением. Тихоокеанская литосферная плита состоит только из океанической коры. Состоят литосферные блоки из складчатых метамофизованных и магматических пород.

Каждый материк имеет в своем основании древнюю платформу, границы которой определяются горными хребтами. Непосредственно на площади платформы располагаются равнины и только отдельные горные хребты.

На границах литосферных плит довольно часто наблюдается сейсмическая и вулканическая активность. Различают три типа литосферных границ: трансформные, конвергентные и дивергентные. Очертания и границы литосферных плит довольно часто меняются. Мелкие литосферные плиты соединяются между собой, а крупные - наоборот, раскалываются.

Перечень литосферных плит

Принято выделять 13 основных литосферных плит:

  • Филиппинская плита.
  • Австралийская.
  • Евразийская.
  • Сомалийская.
  • Южно-Американская.
  • Индостанская.
  • Африканская.
  • Антарктическая плита.
  • Плита Наска.
  • Тихоокеанская;
  • Северо-Американская.
  • Плита Скотия.
  • Аравийская плита.
  • Плита Кокос.

Итак, мы дали определение понятия «литосфера», рассмотрели геологическое строение Земли и литосферных плит. С помощью этой информации можно теперь с уверенностью ответить на вопрос о том, что такое литосфера.

Состояние покоя неизвестно нашей планете. Это касается не только внешних, но и внутренних процессов, что происходят в недрах Земли: её литосферные плиты постоянно двигаются. Правда, некоторые участки литосферы довольно устойчивы, другие же, особенно те, что находятся на стыках тектонических плит, чрезвычайно подвижны и постоянно содрогаются.

Естественно, подобное явление люди без внимания оставить не могли, а потому на протяжении всей своей истории изучали и объясняли его. Например, в Мьянме до сих пор сохранилась легенда о том, что наша планета оплетена огромным кольцом змей, и когда они начинают двигаться, земля начинает содрогаться. Подобные истории не могли надолго удовлетворить пытливые человеческие умы, и чтобы узнать правду, самые любопытные сверлили землю, рисовали карты, строили гипотезы и выдвигали предположения.

Понятие литосферы содержит в себе твёрдую оболочку Земли, состоящую из земной коры и пласта размягчённых горных пород, входящих в состав верхней мантии, астеносферы (её пластичный состав даёт возможность плитам, из которых состоит земная кора, передвигаться по ней со скоростью от 2 до 16 см в год). Интересно, что верхний слой литосферы упругий, а нижний – пластичный, что даёт возможность плитам при движении сохранять равновесие, несмотря на постоянные сотрясения.

Во время многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что литосфера имеет неоднородную толщину, и во многом зависит от рельефа местности, под которым находится. Так, на суше её толщина составляет от 25 до 200 км (чем старше платформа, тем она больше, а самая тонкая находится под молодыми горными хребтами).

А вот самый тонкий пласт земной коры – под океанами: его средняя толщина колеблется от 7 до 10 км, а в отдельных регионах Тихого океана доходит даже до пяти. Слой самой толстой коры расположен по краям океанов, наиболее тонкий – под срединно-океаническими хребтами. Интересно, что литосфера еще полностью не сформировалась, и процесс этот продолжается поныне (в основном – под океаническим дном).

Из чего состоит земная кора

Строение литосферы под океанами и континентами отличается тем, что под океаническим дном нет гранитного слоя, так как океаническая кора во время своего формирования много раз подвергалась процессам плавления. Общими для океанической и материковой коры являются такие слои литосферы, как базальтовый и осадочный.


Таким образом, земная кора состоит в основном из горных пород, которые формируются во время остывания и кристаллизации магмы, по трещинам внедряющейся в литосферу. Если при этом магма не смогла просочиться на поверхность, то она сформировала такие крупнокристаллические горные породы, как гранит, габбро, диорит, вследствие ее медленного охлаждения и кристаллизации.

А вот магма, которая сумела выбраться наружу, за счёт быстрого остывания, образовала мелкие кристаллы – базальт, липарит, андезит.

Что касается осадочных пород, то они в литосфере Земли образовались по-разному: обломочные появились в результате разрушения песка, песчаников и глины, химические сформировались благодаря различным химическим реакциям в водных растворах — это гипс, соль, фосфориты. Органические были образованы растительными и известковыми остатками – мел, торф, известняк, уголь.

Интересно, что некоторые породы появились из-за полного или частичного изменения их состава: гранит трансформировался в гнейс, песчаник – в кварцит, известняк – в мрамор. Согласно научным исследованиям, учёным удалось установить, что литосфера состоит из:

  • Кислорода – 49%;
  • Кремния – 26%;
  • Алюминия – 7%;
  • Железа – 5%;
  • Кальция – 4%
  • В состав литосферы входит немало минералов, самые распространённые – шпат и кварц.


Что касается структуры литосферы, то здесь различают стабильные и подвижные зоны (иными словами, платформы и складчатые пояса). На тектонических картах всегда можно увидеть обозначенные границы как устойчивых, так и опасных территорий. Прежде всего это Тихоокеанское огненное кольцо (расположено по краям Тихого Океана), а также часть Альпийско-Гималайского сейсмического пояса (Южная Европа и Кавказ).

Описание платформ

Платформа – это практически неподвижные части земной коры, которые прошли очень долгий этап геологического формирования. Их возраст определяют по этапу образования кристаллического фундамента (гранитного и базальтового слоёв). Древние или докембрийские платформы на карте всегда находятся в центре континента, молодые – или на краю материка, или между докембрийскими платформами.

Горно-складчатая область

Горно-складчатая область была сформирована во время столкновения тектонических плит, что расположены на материке. Если горные хребты были сформированы недавно, возле них фиксируется повышенная сейсмическая активность и все они расположены по краям литосферных плит (более молодые массивы относятся к альпийскому и киммерийскому этапу образования). Более старые области, относящиеся к древней, палеозойской складчатости, могут располагаться как с краю материка, например, в Северной Америке и Австралии, так и по центру – в Евразии.


Интересно, что возраст горно-складчатых областей учёные устанавливают по самым молодым складкам. Поскольку горообразование происходит беспрестанно, это даёт возможность определить лишь временные рамки этапов развития нашей Земли. Например, наличие горного хребта посреди тектонической плиты свидетельствует о том, что когда-то здесь проходила граница.

Литосферные плиты

Несмотря на то, что литосфера на девяносто процентов состоит из четырнадцати литосферных плит, многие с этим утверждением не согласны и рисуют свои тектонические карты, говоря о том, что существует семь больших и около десяти малых. Это разделение довольно условно, поскольку с развитием науки учёные или выделяют новые плиты, или же признают определенные границы несуществующими, особенно когда речь идёт про малые плиты.

Стоит отметить, что самые крупные тектонические плиты очень хорошо различимы на карте и ими являются:

  • Тихоокеанская – самая большая плита планеты, вдоль границ которой происходят постоянные столкновения тектонических плит и образуются разломы – это является причиной её постоянного уменьшения;
  • Евразийская – покрывает почти всю территорию Евразии (кроме Индостана и Аравийского полуострова) и содержит наибольшую часть материковой коры;
  • Индо-Австралийская – в её состав входит австралийский континент и индийский субконтинент. Из-за постоянных столкновений с Евразийской плитой находится в процессе разлома;
  • Южно-Американская – состоит из южноамериканского материка и части Атлантического океана;
  • Северо-Американская – состоит из североамериканского континента, части северо-восточной Сибири, северо-западной части Атлантического и половины Северного Ледовитого океанов;
  • Африканская – состоит из африканского материка и океанической коры Атлантического и Индийского океанов. Интересно, что соседствующие с ней плиты движутся в противоположную от неё сторону, поэтому здесь находится наибольший разлом нашей планеты;
  • Антарктическая плита – состоит из материка Антарктида и близлежащей океанической коры. Из-за того, что плиту окружают срединно-океанические хребты, остальные материки от неё постоянно отодвигаются.

Движение тектонических плит

Литосферные плиты, соединяясь и разъединяясь, всё время изменяют свои очертания. Это даёт возможность учёным выдвигать теорию о том, что около 200 млн. лет назад литосфера имела лишь Пангею — один-единственный континент, впоследствии расколовшийся на части, которые начали постепенно отодвигаться друг от друга на очень маленькой скорости (в среднем около семи сантиметров в год).

Существует предположение, что благодаря движению литосферы, через 250 млн. лет на нашей планете сформируется новый континент за счёт объединения движущихся материков.

Когда происходит столкновение океанической и континентальной плит, край океанической коры погружается под материковую, при этом с другой стороны океанической плиты её граница расходится с соседствующей с ней плитой. Граница, вдоль которой происходит движение литосфер, называется зоной субдукции, где выделяют верхние и погружающиеся края плиты. Интересно, что плита, погружаясь в мантию, начинает плавиться при сдавливании верхней части земной коры, в результате чего образуются горы, а если к тому же прорывается магма – то и вулканы.

В местах, где тектонические плиты соприкасаются друг с другом, расположены зоны максимальной вулканической и сейсмической активности: во время движения и столкновения литосферы, земная кора разрушается, а когда они расходятся, образуются разломы и впадины (литосфера и рельеф Земли связаны друг с другом). Это является причиной того, что вдоль краёв тектонических плит расположены наиболее крупные формы рельефа Земли – горные хребты с активными вулканами и глубоководные желоба.

Рельеф

Не удивляет, что движение литосфер непосредственно влияет на внешний вид нашей планеты, а разнообразие рельефа Земли поражает (рельеф – это совокупность неровностей на земной поверхности, которые находятся над уровнем моря на разной высоте, а потому основные формы рельефа Земли условно делят на выпуклые (материки, горы) и вогнутые – океаны, речные долины, ущелья).

Стоит заметить, что суша занимает только 29% нашей планеты (149 млн. км2), а литосфера и рельеф Земли состоят в основном из равнин, гор и низкогорья. Что касается океана, то его средняя глубина составляет немногим меньше четырёх километров, а литосфера и рельеф Земли в океане состоят из материковой отмели, берегового склона, океанического ложа и абиссальных или глубоководных желобов. Большая часть океана обладает сложным и разнообразным рельефом: здесь есть равнины, котловины, плато, возвышенности, хребты высотой до 2 км.

Проблемы литосферы

Интенсивное развитие промышленности привело к тому, что человек и литосфера в последнее время стали чрезвычайно плохо уживаться друг с другом: загрязнение литосферы приобретает катастрофические масштабы. Произошло это вследствие возрастания промышленных отходов в совокупности с бытовым мусором и используемыми в сельском хозяйстве удобрениями и ядохимикатами, что негативно влияет на химический состав грунта и на живые организмы. Учёные подсчитали, что за год на одного человека припадает около одной тонны мусора, среди которых – 50 кг трудноразлагаемых отходов.

Сегодня загрязнение литосферы стало актуальной проблемой, поскольку природа не в состоянии справиться с ней самостоятельно: самоочищение земной коры происходит очень медленно, а потому вредные вещества постепенно накапливаются и со временем негативно воздействуют и на основного виновника возникшей проблемы – человека.

Тема урока: Земная кора и литосфера.

Цель урока: формирование представлений о литосфере, земной коре и ее строении с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:

- обучающие:

Формирование представлений о строении земной коры и литосферы;

- дать определение понятий «литосфера», «земная кора», «океаническая земная кора», «материковая земная кора», «литосферные плиты»;

Определять и сравнивать строение материковой и океанической земной коры;
-по карте «Строение земной коры», называть основные литосферные плиты;

Формирование навыков использования новых информационно-коммуникативных технологий с учетом стандарта второго поколения;

- развивающие:

- развивать навыки по поиску информации, ее обработке, сравнению, описанию и анализу;

- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

Развивать у обучающихся интерес к предмету;

- воспитательные:

- воспитывать информационную культуру.

Оборудование : глобус, таблица «Внутреннее строение Земли»

Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.

Методы: Наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие, эмоциональный настрой. Подготовка к началу урока.

2.Повторение изученной темы.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Каково внутреннее строение Земли?

Что такое горные породы и минералы?

Как делятся горные породы по происхождению?

Какие виды осадочных пород вы знаете?

Какие горные породы распространены в нашей местности?

Как происходит преобразование горных пород?

- Какие оболочки Земли вы знаете? литосфера (это земная кора и верхняя часть мантии), гидросфера (водная оболочка Земли), атмосфера (воздушная оболочка Земли), биосфера (сфера жизни).

- Когда возникла Земля? (4,5 млрд.лет тому назад в результате столкновения каменных тел «планетоидов», возникших из пыли и газа)

- Какова форма и размеры Земли? (Земля не имеет форму идеального шара, она сплюснута у полюсов. Средний радиус-6371 км. Длина экватора - 40076 км).

-Каково же внутреннее строение Земли? (В центре расположено ядро, затем следует мантия (с греч. «покрывало») и земная кора (каменная оболочка земли).

3.Сообщение темы и целей урока.

Итак, мы приступаем к изучению верхней части литосферы .

Назовите тему урока. Какие цели мы поставим с вами.

4.Изучение новой темы.

Коллективная работа.

Учащиеся работают по тексту учебника на с. 68 и по рис.4.4 записывают в тетрадях краткую информацию о внутреннем строении Земли (слои, толщина, состояние)

Земная кора

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, подводят итог работы в тетрадях.

Каково строение земной коры?

Какие типы земной коры выделяют?

В чём различия?

Земная кора : толщина от 5км - до 75км, твердая, температура с глубиной повышается в среднем на 3 градуса на каждые 100 м, давление с глубиной повышается.

Типы земной коры.

Земная кора

океаническая материковая

5-10 км 30-- 80 км.

Другой вариант работы.

Работа с рисунком 4.4 (учебник, с. 68).

Задание. Проанализируйте рисунок 4.4 и заполните таблицу:

1-й слой - осадочный

мощность - 1 м

2-й слой - базальтовый

3-й слой -магматические породы общая мощность - 5-10 км


1 -й слой - осадочный

мощность - 20-25 км

2-й слой - гранитный

3-й слой - базальтовый /

в горных районах - 60-75 км

на равнинах - 30-50 км

общая мощность - 50-100 км

Вопросы:

    Назовите среднюю мощность материковой и океанической земной коры.

    Какой слой, в отличие от материковой, отсутствует в океанической коре.

Сформулируйте определение: Что такое земная кора?

Это внешняя твёрдая (кора) , верхняя часть . Ниже коры находится , которая отличается составом и физическими свойствами - она более плотная, содержит в основном тугоплавкие элементы. Разделяет кору и мантию , или сокращённо Мохо, на которой происходит резкое увеличение скоростей .

Как вы думаете одинаковое строение имеет земная кора на всех планетах?

Нет, она есть на других планетах тоже, но только Земля обладает корой двух типов: океанической и континентальной. На других планетах она состоит из базальтов.

5.Физминутка.

Лети-лети лепесток,

Через Запад на Восток,

Через север через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешся ты Земли -

Быть по моему вели:

«Вели, чтобы мои ученики сели за парты!»

Учитель рассказывает о строении литосферы.

Что же такое литосфера? Что она в себя включает?

Каменная оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии, называется литосферой.

Что находится под ней?

Разогретый слой мантии. Литосфера как бы плавает по этому слою. Мощность литосферы в разных областях Земли меняется от 20 до 200км. Учёные установили, что литосфера не монолитна, а состоит из литосферных плит.Они отделины друг от друга глубокими разломами.

Как вы уже знаете, под земной корой располагается мантия. Слагающие ее породы отличаются от горных пород земной коры: они более плотные, тяжелые. Земная кора прочно скреплена с верхней мантией, образуя с ней единое целое – литосферу.

Под литосферой находится разогретый пластичный слой мантии. Литосфера как бы плавает по нему. При этом она перемещается в разных направлениях: поднимается, опускается и скользит горизонтально. Вместе с литосферой перемещается и земная кора – внешняя часть литосферы. Литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки – литосферные плиты.

Всего на Земле выделяют семь очень больших литосферных плит и несколько более мелких, которые медленно перемещаются по пластичному слою мантии. Средняя скорость движения 5 сантиметров в год. Движутся они в разных направлениях относительно друг друга. Литосферные плиты по-разному взаимодействуют между собой. Перемещаясь по пластичному слою мантии, они в одних местах раздвигаются, в других – сталкиваются друг с другом.

Благодаря движению литосферных плит менялось расположение материков и океанов. Материки то сталкивались между собой, то отодвигаются друг от друга на тысячи километров.

6.Практическая работа.

Учащиеся самостоятельно работают с атласом стр. 8-9, 20-21.

Работа в контурных картах.

Учащиеся подписывают крупные плиты и разукрашивают их (цвета используем такие же, как на рисунке) ); в контурной карте указать границы и названия плит литосферы

Учащиеся подводят итоги работы в контурных картах: называют крупные литосферные плиты.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

1.Перечислите названия крупнейших литосферных плит.

2.Найдите и покажите на рисунке границы раздвижения и границы столкновения литосферных плит.

3.Определите, на какой литосферной плите вы живете (Евразийская).

Если присмотреться к очертаниям берегов континентов, разделенных Атлантическим и Индийским океанами, то в глаза бросится интересная особенность. Выступ северо-восточного побережья Южной Америки хорошо вписывается в Гвинейский залив у берегов Африки. Западный берег Австралии нетрудно состыковать с восточным побережьем полуострова Сомали, а обращенное к африканскому материку побережье острова Мадагаскар – с противоположным берегом Мозамбикского пролива.

Многие научные факты говорят в пользу того, что некогда современные материки составляли единый массив суши. По-видимому, со временем он был разбит гигантскими разломами и распался на отдельные части, которые разошлись в разные стороны и стали основой для современных континентов.

Работа с текстом учебника стр. 69.

Работа по вопросам.

Кто выдвинул гипотезу «дрейфа материков» (Вегенер)

Что он предположил?(Что когда-то на Земле был один материк- Пангея)

О чём говорит «Теория литосферных плит»? (Пангея 200миллионов лет назад, распался, дав начало современным материкам)

Пангея

200 млн.лет назад

Гондвана Лавразия

180 млн.лет назад

? ?

Подведение итога работы.

Литосфера, земная кора (каменная оболочка земли) не является цельной оболочкой, а состоит из плит, которые находятся в постоянном движении.

Плиты двигаются по размягченной мантии, как по маслу в горизонтальном направлении (со скоростью 1-6 см в год) и вертикальном направлении (со скоростью несколько мм в год).

Силы, которые вызывают движение литосферных плит, возникают при перемещении вещества мантии (как при кипении воды происходит смешивание верхних и нижних слоев)

Можно предположить, что современная форма материков и океанов в будущем может совершенно отличаться.

7. Закрепление:

Задание: В предложенный текст вставьте пропущенные понятия, цифры:

1 Возраст Земли около _________.

2. Наиболее распространенной гипотезой считается ________.

3. Земная кора бывает __________________.

    Средняя мощность материковой коры, а океанической ______..

    В океанической коре отсутствует _________ слой.

    Литосфера делится на __________ плит.

    Когда сближаются плиты, одна из которых имеет океаническую кору, а другая - материковую, возникают.

    Причинами движения литосферных плит являются ______________.

    В результате разлома Лавразии возникли _________________.

10. В результате разлома Гондваны возникли______________.

Тест.

1. Возраст Земли около:

а) 10 млрд. лет

б) 4,5 млрд. лет

в) 1млрд. лет

2. Наиболее распространенной гипотезой происхождения Земли считается гипотеза:

а) О. Шмидта

б) Ж. Бюффона

в) П. Лапласа

3. Земная кора бывает:

а) материковая и океаническая

б) равнинная и океаническая

в) морская и материковая

4. Общая мощность материковой коры

а) 0,5 –12 км

б) 50 –100 км

в) 35-40 км

5. Какой слой отсутствует в океанической коре?

а) гранитный

б) осадочный

в) базальтовый

6. Литосфера делится на:

а) 5 плит

б) 7 плит

в) 10 плит

Самопроверка. «5» - ни одной ошибки; «4» - от одной до трех ошибок; «3» - четыре-пять ошибок; «2» - более пяти ошибок.

Ответы на тест.

1-Б

2-А

3-А

4-Б

5-А

6-Б

8.Подведение итогов урока.

Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились?

9. Задание на дом § 26; ответить на вопросы с.69;

Составить 5 вопросов по теме урока.

Творческое задание: построить модель Земли из пластилина.

10.Рефлексия.

Если урок понравился, то давайте похлопаем друг другу (приём «Похлопаем себе и соседу»)