Меню
Бесплатно
Главная  /  Сочинения  /  Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Тема: Звуки и буква Зз. план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе:"Знакомство с буквой З,зь" Игра «

Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Тема: Звуки и буква Зз. план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе:"Знакомство с буквой З,зь" Игра «

Разделы: Работа с дошкольниками

Оборудование: картинка с изображением комара или бумажный комарик на ниточке, картинки символы для характеристики звука ; мешочек с предметами, в названии которых слышится звук [З] “чудесный мешочек”, крупа (кукуруза или фасоль) для выкладывания буквы 3; индивидуальные футляры с символами звуков для звукового анализа, сигнальчики.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психогимнастика “Комар”

Дети встают в полукруг, педагог поднимает над ними комарика на ниточке и произносит: З-з-з-з.

Скажите, ребята, с каким звуком прилетел к нам комарик?

Покажите, как меняется выражение вашего лица, когда назойливый комарик к нам пристает, когда мы “боимся комара”, “когда комар нас укусил”, когда “мы не боимся комара”.

II. Вводная часть.

Изолированное произношение, артикуляции звука [З] и его характеристика

Давайте еще раз произнесем все вместе звук “назойливого комарика”: З-З-З
- Когда мы его произносим, что делают наши губы, зубы. язык, воздушная струйка?
- Если воздушная струйка встречает препятствие, значит этот звук какой? (это согласный звук)
- Работает ли “голосовой моторчик”, когда этот звук произносите? Какой это согласный звук? (это согласный звонкий звук)
- Есть ли у этого звука “мягкий братец”? (есть мягкий звук [З"])

III. Основная часть.

1. Работа над звуками [З] и [З"] в слогах.

Игра “Повтори правильно”

I. Вариант: Дети делятся на две команды, одна команда повторяет по три раза слоги с твердым звуком[З], а вторая с мягким [З"]

2. Работа над звуками [З]и [З"] в словах.

Игра “Придумай слово на звук [З]”

Педагог читает текс, останавливаясь в тех местах, где необходимо договорить слово на звук [З].

“Зина утром встала, постель...(заправила) , сделала... (зарядку) , почистила… (зубы) . Паста, которой она чистила, называется...(зубная) . Зина причесалась, косички (заплела) , бант... (завязала) и пошла па кухню... (завтракать) .

Физкультурная минутка.

Скок – поскок, скок-поскок (подпрыгиваем)
Зайка прыгнул на пенек (подпрыгнули на двух ногах)
Зайцу холодно сидеть (обхватили себя двумя руками)
Нужно лапочки погреть, (потереть руки)
Лапки вверх, лапки вниз (поднимаем и опускаем руки)
На носочках подтянись (подняться на носочках и потянуть руки вверх)
Лапки ставим на бочок, (руки на поясе)
На носочках скок-поскок, (прыжки, на носочках меняя ноги)
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки. (приседаем)

Упражнение “Определение мести звука в слове” Игра “Чудесный мешочек”.

Педагог предлагает детям “чудесный мешочек”, в котором находятся предметы со звуками [З] или [З"] в названиях. Дети подходят к педагогу по одному, достают предмет. Называют его и определяют какой звук слышится в слове: твердый или мягкий и где он слышится в начале, середине, в конце слова.

Упражнение на формирование правильного фонематического представления. Игра “Какое слово звучит правильно?”

Педагог раздает детям сигнальчики и просит слушать внимательно слова, которые она будет зачитывать. Если слово звучит неверно, дети поднимают красный сигнальчик, правильно синий.

Слово для упражнения: зайка.

Зайка – зайка – зайка – зыйка – зака – зайка.
Зайка – сайка – шайка – зайка – жайка.

Закрепление звука [З] в предложениях Игра “Незнайкины предложения”.

Педагог просит помочь исправить предложения, которые составил Незнайка:

Зоя телефон позвонит.
Розы ваза поставили в зеленая.
У зубы зайка заболел.
Коза зеленая глаза.

Работа с буквой З.

Выкладывание буквы из крупы (дети берут крупы и выкладывают букву З).

Игра “Собери слова”.

(На доске зарисована схема).

Педагог просит детей собрать и записать на листках все возможные слова с буквой З (зубы, зонты, тазы).

Разделить слова на слоги.
- Изменить эти слова так, чтобы каждое из них имело по одному слогу.
- Изменить теперь так, чтобы в этих словах появилось три слога.
- Выложите звуковые схемы этих слов.

Дифференциация звуков [З] - [С].

Какой звук очень похож на звук [З] по произношению? Что у них общего? В чем различия?

Игра “В слове слог договори, будь внимательным”, смотри!”

Педагог предлагает детям добавлять либо слог зы, либо слог сы к началу слов которые будут произноситься:

Та... (зы), ко... (сы). или (зы), но... (сы), ва.. (зы), бу... (сы), ча... (сы), бере... (зы), колба... (сы), рель... (сы), арбу... (зы), гро... (зы).

Игра “Подскажи словечко”.

Педагог просит подсказать подходящее для стихотворения слово:

Распустились утром розы.
На цветах сверкают... (росы) (повторяют все двустишие вместе)
Щиплет травушку коза
Косит травушку... (коса)
На столе лежала сайка
А по лесу бегал... (зайка)
Лиза пробовала суп
Заболел у Лизы… (зуб)

IV. Подведение итога занятия.

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ФФНР по теме «Звуки [з], [з’], буква З»

Автор: Пышнограева Елена Николаевна, учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида с приоритетным направлением по художественно-эстетическому воспитанию», г. Лиски
Описание материала : предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме: «Звуки [з], [з’], буква З». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы, воспитателям логопедических групп, логопедам.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР по теме «Звуки [з], [з’], буква З».
Интеграция образовательных областей «Развитие речи», «Познание», «Социализация».
Цель: Знакомство со звуками [з], [з’], буквой З,
Задачи:
Образовательные: Научить детей давать сравнительную характеристику звуков [з], [з’], закреплять умения составлять схемы слов, учить пересказывать тексты с опорой на наглядно-графический план.
Развивающие: Развить фонематический слух, память, логическое мышление, тонкую, общую и артикуляционную моторику.
Речевые: Развивать связную речь, умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные: Воспитывать у дошкольников аккуратность, самостоятельность, любовь к природе, уважительное отношение к окружающим.
Демонстрационный материал:
Модели артикуляции звуков, куклы настроения, буква З, «Феи звуков».
Раздаточный материал:
Разрезные картинки, схемы слов, фишки синего, зеленого, красного цвета, зеркала, части буквы З, бумага, простой карандаш.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, подведение итога.
Ход НОД
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Логопед.
Ребята, вспомните правила поведения на занятии:
1, 2, 3, 4, 5 –
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать,
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Посмотрите на модели звуков. Сядет тот, кто отгадает слово.

(небо, дождь, гром, друг, лес, дом)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Логопед.
Достаньте из белого конверта части, соберите разрезную картинку.
Отгадайте загадки.
Отгадку назовет тот, у кого такая картинка.
Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору У стволов грызет кору. (заяц)

Лежит веревка, Шипит плутовка. Брать её опасно, Укусит. Ясно? (змея)

От дождя
спасает, А сам намокает. Хотя намокает, Но не промокает. (зонт)

Он могучий и с рогами,
В шерстяной жилетке, На спине огромный горб, Ест траву, а так же ветки! (зубр)

Чёрненькая собачка,
Свернувшись, лежит,
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (замок)

Друг за другом встали доски,
Как тигриные полоски.
Только тигр не убежит –
Грядки с луком сторожит. (забор.)

Логопед.
Произнесите первый звук в каждом слове?
Правильно, это звук [з]. Возьмите зеркала, произнесите звук [з]. Что происходит с губами, когда вы произносите этот звук?
Дети: «Улыбаются».
Логопед: А язычок?
Дети: «Лежит у нижних зубов».
Логопед: Какой дует ветерок при произнесении звука?
Дети: Холодный.
Логопед. На сегодняшнем занятии мы познакомимся со звуками [з], [з’] и буквой З.
Звуки [з] и [з’] обозначаются буквой З. Посмотрите на нее.
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!

Возьмите синий конверт. Выложите букву З из частей.


На что похожа буква З?
На эту букву посмотри, Она совсем как цифра три.
Произнесите звук [з]. Охарактеризуйте его.


Произнесите мягкий звук.
Хлопните в ладоши, когда услышите звуки [з], [з’] в словах:
зонт, жаба, корзина, мак, зебра, жираф, рыба, земляника, суп, медуза, насос, замок, забор.
Возьмите схемы слов.
Определите место звука [з] в словах: забота, коза, зубы, медуза.


Составьте схему слова зал.
Получите из зал – ал – ла – зил.
ФИЗМИНУТКА
Сегодня из снежного, мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у самых ворот.
Никто не проедет, никто не пройдет.
Знакома она уже всей детворе.
А Жучка все лает: «Чужой во дворе!»
Игра с мячом «Наоборот»:
день-…, грусть-…, зло-…, холод-…, ложь-…, друг-…, юг-…, чистота-…, отдых-…
И мы продолжаем работу.
Послушайте рассказ.
Захар шел по лесу и увидел рябину. На дереве росли ягоды. Мальчик протянул руку и сорвал гроздь. «Покормлю птичек», - подумал Захар. Вдруг прилетел снегирь. Он выхватил ягоды и сел на дерево. Мальчик потер лоб. Чудеса!
- Что увидел мальчик?
- Что росло на дереве?
- Что сделал Захар?
- О чем он подумал?
- Кто прилетел?
- Что сделал снегирь?
- Что сделал Захар?
- Возьмите бумагу и карандаш. Изобразите предложения графически.
- Но сначала подготовим пальчики к работе:
1, 2, 3, 4, 5,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.

Перескажите рассказ.
- Посмотрите на кукол настроения. Выберите ту, у которой такое же настроение, как у Захара.


- Почему выбрали эту куклу? (грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление)
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- С какими звуками познакомились на сегодняшнем занятии?
- Какой буквой обозначаются эти звуки?

Цели занятия:

Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков «з, зь»;
- закрепить умения детей в установлении соответствия между органом артикуляционного аппарата и моделью артикуляции соответствующих звуков «з, зь»;
- развивать умения детей различать звук в слоговых рядах;
- развивать фонематические представления;
- продолжать развивать звуковой анализ и синтез слов;
- закрепить согласование существительных с глаголами, развитие навыков словообразования;
- развивать умение произносить слова, предложения с заданным звуком, выделять из текста;
- развитие мышления, воображения;
- знакомство с буквой «З», чтение слогов, слов, предложений.

Оборудование: картинки звездолета, « звездных человечков»,замка, животных (зебра, зубр, стрекоза, кузнечик, зайка, медузы), птиц (зяблик, поползень, зимородок, зарянка), растений (земляника, подберезовик), продукты (изюм, зефир), предметы (замок, гвозди, корзина, занавеска). Схемы звуков, буквы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

На какой планете мы живем? (На земле)
Кто мы? (Земляне, дети Земли.)
А кто живет на звездах? (Дети звезд.) Они посылают нам свои любимые звуки «З, Зь».

2. Сообщение темы занятия.

Дети звезд посылают нам звездные сигналы: з-з-з, зь-зь-зь.

3. Характеристика звуков детьми.

При произнесении звука З губы полураскрыты в улыбке, между зубами небольшая щель, широкий кончик язычка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх, по средней части языка образуется желобок, воздушная струя проходит по желобку языка между зубами, голос работает.

Язычок широкий – ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко З-з-з… произнесём.
З заливисто звенит,
Звонко Зь в словах звучит!

Звук [З]- согласный, твердый, звонкий. Обозначается символом:

Звук [Зь]- согласный, мягкий, звонкий. Обозначается:

4. Развитие фонематического восприятия.

Дети звезд приглашают нас в гости. На чем мы отправимся в звездное путешествие? (На звездолете,)
Почему его так называют?.(Ответы детей)
Определите место звука «З» в слове звездолет? (Звук «З» в слове звездолет стоит в начале и середине слова). Логопед выставляет картинку звездолета.

Логопед читает стихотворение:

Звездолет мы смастерили.
К звездам путь открыть решили.
Звездолет, звездолет,
Отправляемся в полет.

5. Произношение звуков «З», «Зь» в слогах. Развитие просодии.

Логопед. Мы выходим на связь с обитателями Звезды. Вы будете произносить слоги с разной интонацией, при этом должны запомни слоги по порядку и не переставлять их. Иначе связь со звездой прервется.

ЗА-зо-зу- произнесите вопросительно;
Зя-зё-зе-зю- произнесите утвердительно»
Зве-звя-зве- произнесите удивительно;
Зву-зва-звы- произнесите радостно.

6. Произношение звуков в словах.

Логопед. Звездные дети просят нас с собой взять предметы, в названии которых есть звуки «З, Зь». Ребята, что возьмем? (Дети называют предметы и определяют место звука в слове).

Логопед. Догадайтесь, какой предмет я возьму, В его названии два звука «А», первый звук «В». Третий «З». Это …(ваза). А я еще хочу взять с собой «зди – гво». Что это? (Гвозди).

Логопед выставляет изображение замка.
Логопед. А можем ли мы взять с собой замок? Дети объясняют, что нет. Потому что зАмок — это здание, оно не войдет в звездолет.

Логопед. Скажите слово так, чтобы ударным стал звук «О». (ЗамОк) Чем похожи эти слова? Дети объясняют, а логопед показывает картинки этих предметов.

Логопед. Можно взять с собой и животных. (Выставляет картинки животных, а дети выбирают только тех в названии которых есть звуки «З, Зь»)

Логопед. Кого можно взять? (Зайку, козу, бизона, зубра, зебра, обезьяна, змея). Определите какой звук «З, Зь» находятся в слове и его позицию в слове? Дети можно взять насекомых, морских животных и птиц (Кузнечик, стрекоза, медуза, зяблик, поползень, зимородок, зарянка).

Логопед. Поставьте на верхнюю часть нашего звездолета слова со звуком «З», а на нижнюю – слова со звуком «Зь».

Логопед. Ребята давайте для угощения детей Звезды возьмем…(зефир, изюм, землянику). В этих словах вы услышали…(звук «зь»). Наверное, на Звезде не растут грибы, поэтому возьмем и гриб, но только тот, в названии которого есть звук «з» (Подберезовик). Правильно, а почему его так называют? (Они растут под березами).

Логопед. Мы всё с вами взяли. Как все эти предметы можно назвать? (груз). Что мы с нашим грузом сделаем? (погрузим). Отсек, где будет лежать груз, называют….(грузовым).

7. Согласование существительных с глаголами.

Логопед. В грузовом отсеке есть….(замок, задвижка, защелка, засов).
Замок мы что сделаем?..(закроем)
Защелку — защелкнем
Задвижку — задвинем.

8. Звучит музыка.

Логопед. Мы отправляемся в полет. Смотрите, вот Звезда.
Дети произнося слова:

К далекой Звезде добрались!
Звездолет наш опустись.
Нас встречают дети Звезд!

Логопед выставляет картинки Звездных детей.

9. Физминутка.

Мы летели высоко.
Мы летели низко.
Мы летели далеко.
Мы летели близко.
Добрались мы до Звезды.
Вот какие молодцы.

Декламация сопровождается движениями рук.

10. Звуко – слоговой анализ и синтез слов.

Логопед. Покажем предметы, которые привезли с земли. Найдите его. В названии предмета один слог, первый звук «з», второй звук «о». Что это? (Зонт). Измените слово так, чтобы в нем стало два слога (Зонтик). Назовите животное, в названии которого один слог.(зубр). Назовите животное в названии которого четыре слога и последний слог «на» (Обезьяна).

Логопед. Ребята давайте познакомим наших звездных детей со звуковым анализом слова. Разложите слово « ваза» на звуки и дайте характеристику каждому звуку (Работа со звуковыми схемами).

11. Знакомство с буквой «З»

Логопед. Угадайте какое слово спряталось в двух перепутанных слогах — «зон»-«би» (бизон). Назовите второй слог — Зон. Ребята, а одного звездного мальчика так зовут Зон, а имя девочки вы сможете сами отгадать если соедините звуки — а, з, а (Аза). Давайте выложим из букв имена наших звездных друзей. А в тетрадях напишем предложения:

У Азы зонт. У Зона бизон.

12. Итог занятия.

Логопед. Наше путешествие подходит к концу. Ребята мы с вами привезли с собой что-то вкусное (Зефир, изюм). Угостим наших звездных детей и сами попробуем.

А сейчас садитесь в наш звездолет, и мы отправляемся домой на Землю.

Жгутова Ирина Владимировна,
учитель- логопед.
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 компенсирующего вида
г. Курганинска

Дата публикации: 12.04.18

НРМОБУ «Усть-ганская СОШ»

Конспект НОД по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе

Учитель-логопед: Капитан Е.Ю.

«Усть-Юганская СОШ», 2018г.

«Как заяц зиму выгонял. Звуки (З-Зь). Буква (З)»

Образовательные задачи. Знакомство со звуками (З-Зь) и буквой (З). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Совершенствование навыка чтения слогов, слов с буквой (З).

Развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Дидактическое пособие «Птичка» для определения места звука в слове на каждого ребенка, набор «Предложение.Слова.Слоги» на каждого ребенка, индивидуальныекассы букв, фишки трех цветов –«светофоры» на каждого ребенка.

Ход занятия:

  • Организационный момент:
  • Дети, какое время года наступило? (весна). Да, весна, а зима не хочет уходить, она поселилась в замкеи радуется. (СЛАЙД-1). А хотите расскажу вам сказку про зиму и заца?
  • А в это время в лесу холодно, голодно зверям. (СЛАЙД-3). Собрались звери на совет и решили отправить выгонять Зиму самого сильного, самого смелого, самого отважного…..Зайца! (СЛАЙД-3).
  • Физминутка. Ребята, а давайте поможем зверям (дети стоят в кругу).
  • Пока звери спорили, нужен медведь или нет, Зима смеялась, хохотала, да так, что потеряла что-то (букву (З) ). (СЛАЙД -6).
  • Все звери кричат на Зиму (логопед произносить отдельные слова –Уйди, да, ага, иди…) , а Зима не понимает. Ребята, нужно опять помочь нашим героям: нужно подобрать правильно слова, со смыслом. Что это получится? (ответы детей). Правильно, предложение. Какие правила предложения мы знаем?
  • Зима поняла, что сильные противники попались ей, что не справиться ей с Зайцем и его друзьями и убежала (СЛАЙД – 7). Звери в лесу радуются, наступила весна, долгожданное тепло. И мы с вами помогли Зайцу прогнать Зиму, молодцы. А что для этого сделали?
  • ИТОГ занятия.

Ребята, садится тот, кто прочитает слова с изученными буквами (слова написаны на доске).

Скажите, какой звук мы слышим в словеЗЗЗЗ ИМА? (ответы детей).

Давайте определим характеристику звука (З ): (Д/пособие «Сломанный телевизор» - шаблон телевизора прикладывается к губам логопеда, где видно артикуляцию звука)- звук согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом (ответы детей).

У зимы есть подруга-Зебра, почему? (ответы детей). (СЛАЙД-2).

Зима сказала Зебре, чтобы она дарила ей каждый день подарки с ее любимым звуком (ЗЬ). Зебра принесла корзину для подарков и стала звать на помощь помощников – пришел Козел. Давайте подумаем, почему Зебра взяла корзину, а не сумку и пришел Козел, а не Коза? (ответы детей). Сейчас возьмите пособие «Птички» для определения места звука в слове и найдем, где Зима спрятала свой звук в этих словах (дети работают с пособием). Зебра и Козел решили подарить Зиме:

Газету, зеркало, резинки, сова - почему? Что лишнее? (ответы детей).

(Во время появления очередной картинки проводятся речевые игры с этой картинкой: «Один – много», «Из чего сделаны», «Однокоренные слова», а также определение места звука в слове.)

Подумал Заяц, погоревал, а деваться некуда.

Ребята, а какой звенящий звук мы слышим в словеЗЗЗЗаяц? (ответы детей).(Проводится аналогичная работа со звуком (З), как со звуком (ЗЬ)).

А теперь давайте поиграем: я называю разные звуки, а вы поднимаете определенный цвет светофора. (Развитие фонематического слуха, закрепление ранее изученных звуков – дети поднимают карточки синего,красного, зеленого цветов).

Идет Заяц по лесу, а навстречу ему Зима. (СЛАЙД-4)

Уходи, Зима!!!-говорит боязливо заяц.

Нет, не уйду никуда, мне и здесь хорошо, а ты один со мной не справишься! Ха-ха-ха!

Опечалился Заяц, горевал-горевал и придумал позвать друзей (СЛАЙД-5): Змею, она позвала козу, у козы большие глаза, коза позвала кузнечика, кузнечик привез с собой воз.(Во время появления каждой картинки определяется место звука в слове с пособием «Птички») .Что такое воз? (формирование знаний о слове).

К словам будем добавлять маленькое слово –ЗА - будет получаться другое слово:

Змея говорит: -Я буду кидать в Зиму снежки. А мы с вами будем – ЗА кидывать Зиму –дети имитируют движение .

Заяц говорит: - Я буду носить Змее снежки. А мы с вами будем – За носить – имитация детьми.

Глаза будут манить Зиму. А мы – ЗА манивать – вращение глазами и головой.

Кузнечик говорит: - Я буду пугать Зиму. А мы – ЗА пугивать- вращение руками.

Звери будут катить воз со снежками. А мы с вами – ЗА катывать –имитация. МОЛОДЦЫ, садитесь на места.

Еще заяц позвал медведя – он нужен? Почему? (ответы детей).

На что похоже? Это фотография наших звуков- (З-Зь), буква (З).

А теперь прочитаем слоги с нашей буквой (З)- (чтение слогов, слов).

1.Предложение пишется с большой буквы.

2.В конце предложения ставится точка.

3.Слова пишутся отдельно.

Молодцы! А теперь придумаем предложение, чтобы Зима: ушла, убежала, ускакала….(дети называют глаголы действия).

А какая Зима? (дети называют прилагательные).

(В ходе работы дети придумали предложение:

ЗЛОБНАЯ ЗИМА УБЕГАЕТ.)

Сейчас выполним с вами разбор предложения(выполняется разбор по схеме: предложение, количество слов, слогов, звуко-буквенныйанализ слова Зима.

Программное содержание: закреплять правильное произношение звуков [з] , [з,] в речи, продолжать учить определять позицию этих звуков в словах, совершенствовать навыки детей в проведении звуко-буквенного анализа слова, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.

Оборудование: предметные картинки со звуками [з] , [з,] (заяц, замок, забор, зуб, зима, зебра, зяблик, зонт, коза, мозаика, обезьяна, газеты) , буква З, схемы для определения позиции звука в словах, фишки, кассы, тетради, карандаши, символические ромашки для чтения.

I. Организационный момент.

1) Повторение изученного ранее материала.

Первыми сядут те дети, которые назовут слова, в которых есть звук н, а затем те, которые назовут слова со звуком нь.

Дети садятся в определенной последовательности. Если возникли затруднения, логопед предлагает вспомнить, чем твердый звук отличается от мягкого, и дать характеристику звукам н и нь.

II. Основной этап.

Сообщение темы.

1. Изучение нового материала.

Логопед показывает две картинки с изображением Зайца и Зебры, и предлагает определить первые звуки в этих словах.

2. Работа со звуками.

Произнесение звуков З, Зь. Наблюдение за артикуляцией с подключением

акустического и тактильно-вибрационного контроля. Характеристика

артикуляции звуков З, Зь:

  • губы в улыбке;
  • зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
  • кончик языка упирается в нижние зубы;
  • посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;
  • голосовые связки работают.

Дети произносят эти звуки сначала тихо, затем громко.

Дети дают характеристику звукам З, Зь:

З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;

Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.

Логопед. Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок) .

Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)

Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)

3. Развитие фонематического слуха:

Дифференциация звуков по твердости-мягкости.

Логопед предлагает взять в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую –

зеленый. Логопед произносит звуки, слоги, слова со звуками З, Зь. Дети на

каждый слог поднимают соответствующий сигнальный квадрат. (Сигнал

синего цвета на звук З, сигнал зеленого цвета на звук Зь)

З, М, О, П, ЗЬ, ЗЬ, З, Ы, Й, Л, ЛЬ, З, З, ЗЬ, ЗЬ…

АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ...

Зебра, зонт, козел, мама, машина, Зоя, злаки, зима, забор…

4. Звуки в слогах.

Игра «Запомни и повтори» :

Дети слушают и произносят слоги.

Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

5. Звуки в словах. Работа со схемами и фишками.

Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки и определить,

какой звук есть в каждом из этих слов з, или зь и указать позицию звука в

слове. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем один из детей

озвучивает, что получилось.

6. Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка. - (шагаем на месте)

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, - (движения руками: в стороны, вверх, в стороны,

Раз и два, раз и два!

7. Звуки [з] , [з,] во фразе.

Повтори скороговорки:

За-за-за - вот белая коза.

Зу-су-зу – я пасу козу.

За-за-за – на лугу коза.

За-за-за – здесь пасётся коза.

За-за-за - ест сочную траву коза.

Зы-зы-зы – будет молоко у белой козы.

Дети вслед за логопедом повторяют чистоговорки.

8. Развитие связной речи.

Логопед предлагает детям придумать свою чистоговорку со звуками з, зь.

9. Обучение грамоте:

а) Знакомство с графическим изображением звуков [з] , [з,] . Логопед

показывает детям букву з и предлагает подумать, на что похожа буква З, а

затем написать эту букву в тетрадях по образцу. Дети выполняют задание.

б) Работа с кассами. Выкладывание слогов за, уз, аз.

Логопед предлагает детям прибавить такую букву к слогу аз (в начало,

середину, или конец), чтобы получилось слово таз.

в) Звуко-буквенный анализ слова ТАЗ. (состоит из трех звуков, одного

слога, дают характеристику каждому звуку).

г) Чтение слогов по ромашке.

10. Итог НОД.

  1. Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали? Дают их характеристику.
  2. С какой буквой мы сегодня познакомились?
  3. Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.