Меню
Бесплатно
Главная  /  География  /  Критерии оценки качества экскурсии. Критерии оценки, комплексная оценка экскурсионных объектов. Оформление экскурсионного маршрута

Критерии оценки качества экскурсии. Критерии оценки, комплексная оценка экскурсионных объектов. Оформление экскурсионного маршрута

Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта Мишина Лариса Александровна

10.3. Качество экскурсий

Любая экскурсия должна соответствовать определенному уровню качества. На качество экскурсии может влиять:

1) правильно (не правильно) выбранные цели и задачи экскурсии;

2) доходчивость излагаемого материала;

Для того, чтобы обозначить границы экскурсии, необходимо правильно подобрать тему экскурсии, чтобы люди могли по одному названию определить, интересует их данная экскурсия или нет. В качестве темы могут быть выбраны:

1) жизнь и творчество известного человека;

2) экологическое состояние какой-либо местности;

3) культурные достопримечательности города, села и т. д.

Тема, заявленная в названии, при проведении экскурсии должна полностью раскрываться, чтобы у слушателей не осталось впечатления недосказанности.

Следующим критерием качества экскурсии является соответствие экскурсии ее цели. При определении цели нужно четко представлять себе, чего нужно добиться при проведении экскурсии, какие эмоции она должна вызвать у слушателей. Если по окончании экскурсии у слушателей не осталось никаких эмоций, значит цель экскурсии не была достигнута и ее качество не соответствует требованиям.

Для того чтобы экскурсия была более доходчивой для слушателей, нужно совместить в ней три средства наглядности:

1) подлинные экскурсионные объекты по маршруту экскурсии (памятники культуры, растения и деревья, о которых ведется рассказ экскурсовода);

2) словесная наглядность, достигаемая ярким интересным рассказом экскурсовода;

3) материал из «портфеля экскурсовода».

Портфелем экскурсовода принято называть комплекс пособий для туристов с целью восстановления звеньев зрительного ряда. Это могут быть старые фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, географические схемы, карты, чертежи, открытки, рисунки, письма. Если тема экскурсии связана с природой, то в качестве материалов «портфеля экскурсовода» могут выступать гербарии, различные геологические образцы, фотографии прошлого состояния природного объекта, которое не сохранилось в настоящее время.

Однако следует помнить, что перенасыщение экскурсии наглядными материалами может вызвать не интерес, а усталость от чрезмерного количества ненужных сведений. Поэтому при выборе наглядных материалов необходимо руководствоваться следующим критериями:

1) необходимость их использования;

2) их необычность (если показывать туристам то, что они видели уже не раз, экскурсия может показаться им скучной);

3) выразительность. Нужно определить, насколько конкретный материал отвечает цели экскурсии, и может ли он полностью передать идею представляемой информации;

4) познавательная ценность. Нужно чтобы продемонстрированное средство наглядно максимально обогащало экскурсию, добавляло ей яркость.

Перечень пособий, входящих в состав «Портфеля экскурсовода» должен меняться со временем, учитывая все изменения и дополнения в теме экскурсии.

Экскурсия должна строиться в зависимости от того, какие люди будут ее слушателями.

Соблюдение правильной техники ведения экскурсии также влияет на качество экскурсии. От техники ведения зависит и уровень удовлетворенности экскурсантов, и наличие необходимых условий для восприятия материала.

К технике ведения экскурсии можно отнести :

1) знакомство экскурсовода с группой слушателей. Если до места показа нужно ехать на автобусе, экскурсовод при входе в автобус знакомится с группой, представляется им сам и называет туроператора, который организовал экскурсию. Затем экскурсовод зачитывает правила безопасности при проведении экскурсии. Если вся экскурсия проходит на автобусе, то экскурсовод читает текст экскурсии, стоя в передней части автобуса лицом к слушателям;

2) проверка наличия всех слушателей производится перед тем, как начать рассказ, после того, как группа приехала на место экскурсии и покинула транспорт;

3) расстановка группы у объекта экскурсии должна соответствовать требованиям безопасности во избежание травм, давки и т. д.;

4) проведение экскурсии (включает ответы на вопросы слушателей, работу с «портфелем экскурсовода», работу с микрофоном).

Из книги Квинтэссенция, или менеджмент для менеджеров автора Холден Филип

6 Тотальное качество Определение Приведение клиента в состояние восхищения благодаря полной преданности каждого служащего делу компании. Качество начинается и заканчивается

Из книги Прорыв в бизнесе! 14 лучших мастер-классов для руководителей автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Свой бизнес. Все, что нужно знать начинающим предпринимателям автора Малитиков Павел Николаевич

Ассортимент, качество и количество Сразу же позаботьтесь о широком ассортименте. Вы должны предлагать выпечку на любой вкус, чтобы каждый покупатель смог приобрести то, что ему нравится. Идеальный вариант – не менее десяти видов выпечки. Одна тележка в среднем

Из книги 100 способов избавиться от комплексов автора Черниговцев Глеб Иванович

Любовники (их количество и качество) Если говорить о количестве любовников, причину для переживаний и, как следствие этого, комплекса отыскать можно практически всегда: любовников было слишком мало – «Я никому не нужен (не нужна), я никому не нравлюсь!»; любовников было

Из книги Руководство по закупкам автора Димитри Никола

Из книги Мудрость лидера автора Жалевич Андрей

21 обязательное качество лидера Джон Максвелл, ведущий эксперт по вопросам лидерства, в своей книге «21 обязательное качество лидера. Как стать человеком, за которым последуют другие» рассказывает о том, какими чертами нужно обладать, чтобы люди пошли завами .1.

Из книги Кто куда, а я вперед! Стратегия успеха в бизнесе и в жизни автора Командина Надежда

Тотальное качество «Первая цель – качество, а прибыль сама придет». Принцип японского менеджмента.В 1993 году была учреждена премия Ишикавы за лидерство в достижении качества. Она присваивалась человеку или команде, которые благодаря своему лидерству вносили вклад в

Из книги Коммерческий договор. От идеи до исполнения обязательств автора Толкачев Андрей Николаевич

Из книги Клиентология. Чего на самом деле хотят ваши покупатели автора Грейвс Филип

Из книги Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта автора Мишина Лариса Александровна

Глава 10. Проведение экскурсий 10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий Экскурсия – это интеллектуальная деятельность человека в свободное время, направленная на получение новой информации.Можно выделить несколько основных признаков

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий Экскурсия – это интеллектуальная деятельность человека в свободное время, направленная на получение новой информации.Можно выделить несколько основных признаков экскурсии:1) наличие экскурсионной

Из книги 90 шагов к счастливой семейной жизни. От Золушки до Принцессы автора Свияш Александр Григорьевич

10.2. Правила безопасности при проведении экскурсий При проведении экскурсий следует строго соблюдать правила безопасности.Рассмотрим некоторые из первоочередных мер, обеспечивающих безопасность туристов при проведении экскурсий:1) проведение перед экскурсиями

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №91»

Рабочая программа

коррекционно-реабилитационного курса

«Школа экскурсоводов»:

«Знай! Люби! Гордись!»

Срок реализации программы: 1 год

Объем программы: 34 часа.

Разработчик:

Анейчик Маргарита Владимировна.

Ульяновск-2015

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основании Закона « Об образовании», Типовом положении «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (утверждено Постановлением правительства РФ от 12. 03.1997г. № 288), Уставе школы, Письма Министерства Образования и науки РФ «О специфике деятельности в специальных (коррекционных) учреждениях 1-8 видов».

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона. Именно школьное краеведение, как одна из форм внеурочной деятельности учащихся, выдвигает на первое место приоритет воспитательных задач; возможности реализации принципов адаптивной педагогики; интегрированный характер содержания, применение общеучебных навыков познания и способов деятельности, реализацию личностного, деятельного исследовательского подхода в процессе деятельности; ее внешнюю привлекательность для учащихся, вызывающей непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся.

Внеклассная, внеурочная работа позволяет углубить знания учащихся, полученные на уроках, расширить представления об их практическом использовании, совершенствовать умения детей проявлять себя в активной деятельности, развивать личностные качества индивида, которые позволяют ему повышать уровень общей культуры, грамотности речи, владение техническими средствами обучения. Кроме того, она способствует решению проблемы организации досуга воспитанников во внеурочное время, решению задач школы полного дня.

Одной из форм внеклассной работы является «Школа экскурсовода». Новизна данной программы в том, что она носит интеграционный характер и отражает многообразие содержательной стороны подготовки экскурсоводов. Программа содержит перечень практических работ и экскурсий, требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы.

Данная программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (12-14 лет).

Принципы функционирования программы:

    Принцип продуктивности-дети и взрослые производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.

    Принцип культуросообразности-ориентация воспитанников на культурные, духовные, нравственные ценности.

    Принципы творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона.

    Принцип коллективности - воспитание у детей социально-значимых качеств, развитие их как членов общества.

    Принцип коррекционно-развивающей работы: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, деятельный принцип, комплексность всех видов деятельности, единство задач (развивающей, профилактической, коррекционной).

Самодеятельные экскурсии, позволяют включить в процесс подготовки и проведения экскурсии каждого ученика, использовать возможности социокультурного пространства региона, особенности и традиции школы- интерната 3-4 видов, что обеспечивает комплексное решение задач курса.

Целью курса «Школа экскурсоводов « Знай! Люби! Гордись!» для обучающихся, воспитанников является развитие активной общественной деятельности учащихся через вовлечение их в деятельность по собиранию, накоплению и оформлению материалов о событиях минувших дней, связанных с историей образования детей с глубоким нарушением зрения и историей г. Ульяновска, подготовка экскурсоводов.

Задачи:

1.Систематизировать знания учащихся об истории создания школ для незрячих и слабовидящих детей.

2.Развивать умения находить, перерабатывать, применять и сохранять информацию.

3.Повышать уровень интеллекта и общей культуры обучающихся, воспитанников.

4.Углублять знания об образовании детей с дефектами зрения.

5. Повышать у учащихся интерес к изучению истории своей школы и города.

6. Познакомить на практике с деятельностью экскурсовода.

7. Упражнять в оформлении экскурсионных материалов.

8. Расширять представления у детей об истории г. Ульяновска.

9.Развивать общественную активность.

10. Совершенствовать целеустремленность, настойчивость и стремление к достижению цели.

11. Развивать умения работать с источником информации.

12. Развивать качества личности активных членов гражданского общества.

13. Совершенствовать умения по рациональному использованию остаточного или слабого зрения.

Условия реализации программы:

Реализация программы рассчитана на использование традиционных и нетрадиционных форм воспитания, нестандартных технологий, коррекционно-развивающих методов и приемов. В соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей с ОВЗ, отклонениями в поведении необходимо использовать коррекционно-развивающие приемы:

Создание эмоционально-доброжелательного комфорта;

Ситуации успеха;

Занимательность и новизна;

Алгоритм действий;

Динамизм;

Чередование труда и отдыха;

Посильные задания;

Авансирование успеха;

Индивидуальная помощь;

Наличие у учащихся интереса к предмету, мотивации, источников информации;

Общественно полезная значимость собранного материала,

Возможность применения результатов работы в рамках школы-интерната.

Коррекционно развивающую работу будет необходимо осуществлять по направлениям:

Коррекция отношений ребенка к самому себе - изменение внутренних установок, системы нравственных ценностей;

Коррекция отношений к другим людям - развитие эмпатии, приобретение

навыков речевого общения и коммуникативности;

Коррекция отношений к жизни – формирование способностей к нравственному и достойному месту в жизни.

Методы:

Практический:

    Работа с источником информации.

    Упражнение в сборе, переработке и изложении информации.

    Упражнение в проведении экскурсий.

    Беседа по изученным материалам.

    Исследование изучаемых материалов.

Методы определения результативности:

    Проверка знаний.

    Контроль усвоения материала.

    Самостоятельное проведение экскурсий.

    Контроль использования соответствующей терминологии.

    Проверка грамотности и точности изложения материал.

Ожидаемые результаты:

Должны уметь: находить, получать, перерабатывать и сохранять информацию с использованием различных источников.

Систематизировать по теме и оформлять материал экскурсии; проводить экскурсии по избранным темам; излагать материал в соответствии с требованиями культуры и речи и нормами русского языка; рационально использовать остаточное или слабое зрение, выполнять требования по имиджу экскурсовода.

Должны знать:

Историю образования незрячих и слабовидящих в Ульяновской области.

Историю, традиции и принципы деятельности школы-интерната 3-4 видов Ульяновске.

Интересные факты из истории г. Симбирска (Ульяновска) и информацию о некоторых памятных местах.

Результатом всей работы по данной программе станет то, что практически каждый ребенок сможет выступить в роли экскурсовода и рассказать много интерес

Алгоритм проведения самодеятельной экскурсии:

а) определение целей и задач экскурсии, ее места в структуре учебного курса. Учитель знакомит учащихся с процессом подготовки и проведения экскурсии (выбор объектов – распределение класса по объектам – самостоятельный подбор экскурсионного материала в учебных группах – каждая группа во время экскурсии знакомит остальных учащихся с одним из объектов – подведение итогов – использование материалов экскурсии), формами контроля;

б) определение целей и задач экскурсии, ее места в структуре учебного курса;

в) выбор экскурсионных объектов. (Беседа, работа с картой, литературными материалами и другими источниками информации);

г) составление маршрута экскурсии;

д) определение путей и способов подъезда к месту начала экскурсионного маршрута и выезда от его конечной точки. Определение мер безопасного продвижения конечной точки. Определение мер безопасного продвижения по маршруту, запасных вариантов маршрута (возможностей его сокращения), аварийных выездов. Определение протяженности, ходового времени и времени проведения (от школы до школы). Определение мест укрытия от дождя, перекуса, расположения туалетов. Выбор остановочных точек с учетом оптимального обзора экскурсионных объектов и соблюдения мер безопасности;

ж) сбор информации по каждому из экскурсионных объектов. Отбор содержания в соответствии с темой и задачами экскурсии. Подбор иллюстративного, литературного материала.

Ожидаемые результаты

    Должны уметь : находить, получать, перерабатывать и сохранять информацию с использованием различных источников

Систематизировать по теме и оформлять материал экскурсии; проводить экскурсии по избранным темам; излагать материал в соответствии с требованиями культуры речи и нормами русского языка; рационально использовать остаточное или слабое зрение, выполнять требования по имиджу экскурсовода.

    Должны знать :

Историю образования школ для детей с глубоким нарушением зрения;

Историю образования незрячих и слабовидящих в Ульяновской области;

Историю, традиции и принципы деятельности школы- интерната III -IV видов в Ульяновске;

Историю г. Ульяновска и информацию об его основных исторических памятниках, отражающих этапы развития города.

Результатом всей программы станет то, что все дети смогут практически ознакомиться с профессией экскурсовода, провести самостоятельно экскурсию и рассказать много интересного.

Критерии оценки мастерства экскурсовода :

Владение темой.

Экскурсанты хотят видеть в экскурсоводе компетентную личность, знатока. Любые неточности и ошибки сразу подрывают доверие. Поэтому при подготовке экскурсии существенное внимание нужно уделять полноте раскрытия темы, четкости структуры, логическим переходам от фрагмента к фрагменту. Немаловажно и то, каким экскурсовод преподносит материал, учитывает особенности группы, с которой работает. Экскурсовод должен не просто рассказывать заученный текст, а чтобы текст был обращен к слушателям. Экскурсовод должен уметь установить с группой контакт, который начинается со вступительной беседы: представиться, изложить план экскурсии, продемонстрировать готовность учитывать пожелания аудитории. Степень контактности проявится и в заключительной части экскурсии. Заключение - повод сконцентрировать восприятие на главном в содержании экскурсии, выделить доминанту, обобщить увиденное, наконец, настроить экскурсанта на то эмоциональное состояние, с которым он покинет экскурсию.

Показателем расположенности экскурсовода к общению является владением им вопросно- ответным методом который позволяет поддерживать диалог. Вопросы могут прямыми и косвенными. Экскурсовод старается при этом поддерживать тон доверительной беседы.

При этом важно, чтобы он продемонстрировал готовность признать эрудицию собеседников, формулируя вопросы, например, следующим образом: «вы, конечно, помните…», «вы, скорее всего, знаете…», «вы, вероятно, уже догадались…». Главная цель вопросов - заострить проблему, иногда озадачить слушателей тем самым добиться предельного внимания, соучастия в размышлениях.

Экспонат - основа общения, вокруг которого и строится диалог. От экскурсовода требуется умение ВЛАДЕТЬ ПРИЕМАМИ ПОКАЗА, всячески подчеркивая приоритет предмета: выбор точки обзора, способность расположить группу так, чтобы всем было видно и слышно, стоять к экспонату не спиной, а вполоборота и при первом упоминании посмотреть на него, так как это движение непременно повторят экскурсанты.

Еще одним критерием является СООТНОШЕНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА. Последний имеет подчиненное значение, создает установку на восприятие, и потому экскурсия ни в коем случае не должна превращаться в лекцию. Это дается с трудом даже опытным мастерам. Чтобы сосредоточить внимание группы, экскурсоводы используют ПАУЗУ, помогающую сосредоточиться на рассматривании.

Важнейшим критерием оценки мастерства экскурсовода является его РЕЧЬ. Речь экскурсовода - речь собеседника, а не информатора, и от нее помимо грамотности требуется естественность интонации. Начинающий экскурсовод не должен копировать искусственную «экскурсионную» манеру произнесения, необходимо внимательно следить за темпом речи, громкостью голоса. Наконец, важна эмоциональная насыщенность речи. Одинаково плохое впечатление производят и быстро утомляют и сухая, лишенная личностного отношения, и излишне взволнованная, с заметными «пережимами» и эмоциональными всплесками речь.

Конечно, главной задачей будущего экскурсовода должна стать подготовка текста экскурсии, состоящего, как правило, из вступительной беседы, основной и заключительной частей. Во вступительной беседе рекомендуется познакомиться с группой, назвать тему, основные вопросы, огласить порядок проведения экскурсии.

В короткой заключительной беседе подводится итог экскурсии и выясняется, как слушатели усвоили главные вопросы темы. Будущему экскурсоводу необходимо знать, что продолжительность экскурсии определяется не только содержанием темы, но и особенностями слушателей. Учащиеся начальной школы могут активно воспринимать рассказ 15-20 минут, средних классов- 30-40 минут, старших- 45-60 минут.

Учебно-тематический план образовательной области

п/п

Разделы и темы

Теоретическая часть

Практическая часть

1.1.

Раздел 1. Введение. Подготовка экскурсоводов.

Сообщение о профессии экскурсовода.

1час

1.2.

Экскурсия в музей истории: »Это короткое слово – УАЗ».

2 часа

1.3.

Основные принципы подготовки и проведения экскурсии

1 час

1.4.

Техника и методика проведения экскурсии.

3часа

1.5.

Этапы подготовки экскурсии.

1час

1.6.

Методика показа объектов экскурсии.

1 час

1.7

Самодеятельная экскурсия.

1 час

1.8

Работа над содержанием экскурсии

1 час

2.1

Раздел 2. «История создания школ слепых»

«Дитя ночи» (О создании современной системы рельефно-точечной письменности для слепых Гаюи и Луи Брайля) Ключ Брайля.

2 часа

2.3

Оформление стенда « История образования слепых в Ульяновской области»

2часа

2.2

Школы для слепых в Ульяновской области

2 часа

2.4

Школа-интернат III -IV видов г. Ульяновска

а) Возникновение школы в г. Ульяновске

б) Зарождение и сохранение традиций

в) Дружный рабочий коллектив

г) Ученическое самоуправление

д) Творческая деятельность воспитанников

5 часов

2.6

Индивидуальная отработка экскурсий. Пробные экскурсии.

2часа

2.5

Запись текстов индивидуальных экскурсий.

2 часа

3.1

Раздел 3. «Исторический и современный Ульяновск»

«История двух мостов». Прогулка на катере. Практика экскурсовода.

1час

3.2

«Венец-жизнь моя!» Краеведческий вечер. Практика экскурсоводов.

1 час

3.3

«Как все начиналось» Презентация.

1час

3.4

«Еще идут старинные часы». Практика экскурсовода.

1 час

3.5

История Памятника букве « Ё»

Практика экскурсовода.

1 час

3.6

«Нам здесь жить» (Ульяновская область на взлет!») Презентация.

1 час

3.7

Итоговое.

1час

Итого:

10часов

24 часа

Содержание программы

Раздел 1. Введение. Ознакомление учащихся с задачами курса. Принятие плана работы.

1.1 Сообщение о профессии экскурсовода . Ознакомление с критериями оценки мастерства экскурсовода.

    1. Экскурсия в музей истории Ульяновского автомобильного завода: «Это короткое слово УАЗ».

      Основные принципы подготовки экскурсоводов . Принципы: целенаправленность, логическая последовательность, наглядность, конкретность. Виды экскурсий.

1.4 Техника проведения экскурсии . Свободное изложение темы. Требования к речи экскурсовода. Эмоциональность изложения и приподнятое настроение во время проведения экскурсии. Использование пауз. Установление контакта с группой. Внешний вид экскурсовода.

1.5 Этапы подготовки экскурсии. Цель, задачи, выбор темы, отбор литературы и экскурсионных объектов, подготовка текста, комплектование «портфеля экскурсовода», составление методической разработки, проведение.

    1. Методика показа объектов . Предварительны осмотр. Экскурсионный анализ. Прием реконструкции событий. Прием зрительного сравнения. Показ наглядности. Показ мемориальных досок.

1.7 Самодеятельная экскурсия . Выбор темы. Алгоритм проведения. Структура экскурсии. Составление плана экскурсии.

1.8 Практическое занятие: Работа над содержанием экскурсии . Заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсии. Хронометраж.

Раздел 2. «История создания школ слепых».

2.1 Практическое занятие. Отработка плана экскурсии о Луи Брайле и Гаюи . «Дитя ночи». (О создании современной системы рельефно-точечной письменности для слепых. Ключ Брайля). Отработка метода рассказа и его приемов. Владение экскурсоводом невербальными средствами общения.

2.2 Практическое занятие: « Школы для слепых в Ульяновской области». Сбор и обработка информации. 1906г.- с. Ховрино Карсунский уезд;1934-36гг.- Ульяновск, К.Либнехта, бывшая Лесинная; 1948г.с. Зимницы Старокулатнинского р-на; 1949г с. Новоспасское; 1954г. с.Канадей; 1968г. с. Цильна; 1998г. Ульяновск.

2.3 Практическое занятие. Оформление стенда «История образования слепых в Ульяновской области» . Отработка навыков оформления стендов.(Отработка методики показа и приемов демонстрации).

2.4 «Возникновение школы-интерната для слепых и слабовидящих детей в Ульяновске». Зарождение и сохранение традиций. Дружный рабочий коллектив. Творческая деятельность воспитанников. (Работа по владению содержанием и методикой проведения экскурсии. Определение методов и приемов для каждой экскурсии).

2.5 Практическое занятие. Запись текстов индивидуальных экскурсий с использованием электронных носителей.

2.6 Практическое занятие. Индивидуальная отработка экскурсии . Проведение пробных экскурсий по школе-интернату (для каждого по одному объекту).

Раздел 3. « Исторический и современный Ульяновск».

3.1 Практическое занятие. Прогулка на катере по Волге для членов кружка.

«История двух мостов». Практика экскурсовода. Отработка умений контактировать с группой и навыков показа.

3.2 Краеведческий вечер : «Венец-жизнь моя!». Отработка навыков работы с мультимедийными комплексами. Отработка умений сочетать показ и рассказ. Отработка навыков выразительного преподнесения материала и речевого этикета.

3.3Практическое занятие : Презентация о становлении Ульяновского телевидения. Встреча с интересными людьми: «Как все начиналось».

3.4Практическое занятие: Практика экскурсовода. « Еще идут старинные часы» . История создания и современность. Отработка техники ведения экскурсии.

3.5Практическое занятие: Практика экскурсовода. «История создания памятника букве «Е». Отработка техники ведения экскурсии.

3.6 Практическое занятие: Практика экскурсовода. Презентация «Ульяновская область, на взлет!». Отработка навыков работы с мультимедийным комплексом, умений налаживать контакт с группой и выразительного преподнесения материала.

3.7 Итоговое. Подведение итогов работы школы экскурсоводов «Знай! Люби! Гордись!». Рефлексия.

Критерии оценивания ЗУН экскурсоводов.

п/п

Ф.И. ученика

Умение находить и перерабатывать информацию по заданной теме.

Умение систематизировать и оформлять материал экскурсии.

Умение самостоятельно провести экскурсию в соответствии с алгоритмом.

Умение связать рассказ с показом.

Культура речи.

Артистизм и эмоциональность.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Критерии оценивания:

1 балл - отсутствие сформированных ЗУНов;

2 балла - слабо сформированы;

3 балла – не устойчиво сформированы;

4 балла – сформированы ЗУНы;

5 баллов – самостоятельно используют ЗУНы.

Учебно-методический комплекс

1.Дьякова Р. А., Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения, М., Просвещение, 1998

2.Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу-М., Профиздат, 1976г.

3.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., ЦРИБ « Турист», 1992г.

4.Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения. Учебное пособие.- М., ЦРИБ «Турист», 1981г.

5.Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода. Учебное пособие - М., ЦРИБ « Турист», 1986г.

6.Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс., Методические рекомендации-М., 1983г.

7.Илюхин М.М. Особенности и средства показа в экскурсии. Методические рекомендации-М., 1980г.

8.Краеведение, М., Просвещение, 1987г.

9. Колдаков А.И., Антонов Н.К. История образования слепых в Ульяновской области, Ульяновск, 2008г.

10.Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М., 1964г.

11.Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. Учебное пособие-М., Политиздат, 1978г.

12. Подготовка и проведение экскурсий. Методические рекомендации-М., 1974г.

13.Савина Н.В, Горбылева З.М. Экскурсоведение. - Минск,2004г.

14.Требования к методической разработке экскурсии, М., 1979г.

15. Типовое положение о специальном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.- Вестник образования-1997г.№6.

16. Трифонова В.А., Степанова О.А. Попытка организации координированной системы помощи детям с отклонениями в развитии. - ж. «Дефектология»-1996г.,№1.

17. Журнал «Мономах». Областная типография «Печатный двор»1998г, 2000г.2002г., 2005г.

18.Маргерет Дэвидсон. Дитя ночи. -ООО « ИПТК «Логос» ВОС»., М.,-2007г.

Для общей оценки экскурсионных ресурсов, необходимо рассматривать все основные составляющие по отдельности. То есть отдельно анализировать - экскурсионные объекты, местность, а так же работу гида или экскурсовода. (прил.3)

В комплексе экскурсионных ресурсов особое место занимают культурно-исторические объекты, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Историко-культурный потенциал является основой данного вида туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. Привлекательность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса .

Оценка культурных комплексов для экскурсионных целей производится следующими методами:

1. Ранжирование культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. Производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, областного и местного значения;

1. Необходимое и достаточное время для осмотра. Этот метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма. Для определения времени осмотра объекта необходима классификация объекта по основанию, которое бы отражало продолжительность осмотра, а именно по степени организации объекта для показа и места положения экскурсантов по отношению к объекту осмотра.

2. Надежность. Обусловливается такими факторами, как устойчивость к рекреационным нагрузкам и стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.

3. Емкость. Определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от таких факторов, как аттрактивность объекта осмотра и психофизиологические возможности человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.

4. Типология по рекреационной значимости. За основу типологии принимается информационная сущность культурно-исторических объектов: уникальность, типичность среди объектов данного вида, познавательное и воспитательное значение и аттрактивность.

Оценка деятельности экскурсоводов или гидов заключается в следующем:

Четкость организации экскурсии - наиболее удобный и конкретный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Организация показа объектов изложена в логической последовательности и обеспечении зрительной основы для раскрытия темы.

Умение заинтересовать экскурсантов. Связано с вызовом сопереживания и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоциональной и рациональной памяти. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, ссылки на прецеденты, образность высказываний.

Грамотность. Необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный и производственный опыт.

Никогда не следует забывать, что многие люди слышат то, что хотят слышать. Отсюда необходимость принимать во внимание эмоционально-психологические расслоения каждой аудитории. Для повышения доступности весьма эффективен прием, заключающийся в сообщении малоизвестной информации (новизна и оригинальность), а также в сочетании разнохарактерных сведений и их достоверности.

Знание темы, умение отвечать на вопросы. Основано на заранее продуманном распределении по всему пространству речи новых мыслей и аргументов, периодической интерпретации ранее сказанного.

Умение общаться. Включает в себя владение ораторскими приемами, четкость и громкость речи. А так же грамотное построение предложений, правильные словоударения, использование метафор и прочее.

Эмоциональность. Выражается в эмоционально напряженной речи выступающего, его мимике, жестах и позе, свидетельствующих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание -- все это конкретные формы экспрессивности.

Оригинальность и самобытность. Умение вовремя пошутить, вставить остроумное замечание. Юмор создает естественную паузу для отдыха людей, сближает и настраивает на благожелательный лад.

Критерии оценки маршрута:

Соответствие задачам и содержанию предлагаемой экскурсии

Знание мест проведения экскурсии

Рациональность (оптимальность) последовательности посещаемых мест.

Степень сложности, трудности маршрута и предполагаемых памятных мест.

Критерии оценки содержания экскурсии:

Наилучшая (не перегруженная и не очень бедная) насыщенность содержания фактами и сведениями, рациональность (оптимальность) отбора фактов, сведений для экскурсии.

Логичность - последовательность предоставления информации, наличие логических переходов

Лаконичность. Заключается в устранении лишних слов, общих фраз, а так же объектов, не предназначенных для данного вида деятельности.

Соответствие последним научным данным. Информация должна исходить из фактических данных, которые были получены в ближайшее время.

Из полученной информации, можно сделать вывод, что при рассмотрении экскурсионных ресурсов чаще всего используются два вида оценок: качественная и количественная. Однако существует еще одна оценка- экономическая.

Количественная оценка включает в себя:

1) показатели объема запасов, необходимых для определения потенциальной емкости экскурсионных ресурсов, оптимизации нагрузок;

2) показатели площади распространения ресурсов, благоприятных для экскурсионного использования.

3) продолжительность комфортного сезона использования экскурсионных ресурсов, определяющих сезонность использования и развития экскурсионного туризма.

Качественная оценка рекреационных ресурсов включает в себя степени благоприятных свойств для определенного вида или цикла рекреационных занятий. То есть представляет:

Эстетическую ценность

Воспитательный эффект

Безопасность

Аттрактивность.

Экономические параметры продукции экскурсионной деятельности и комплексная экономическая оценка экскурсионных ресурсов тесно связаны:

Инженерно-строительное качество территорий, характеризующее их пригодность к застройке;

Оснащенность транспортными коммуникациями;

Природные условия, в том числе рекреационная ценность территории;

Состояние окружающей среды;

Уровень развития социальной инфраструктуры;

Расположение участков территорий относительно сложившихся транспортных связей с городским центром, с местами приложения труда и т.п.;

Другие аспекты привлекательности территорий, в том числе престижность, социально-экономические условия проживания населения, административный статус, культурное значение и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что стоимостная оценка экскурсионных ресурсов включает в себя:

Функциональные удобства территорий для проживания населения и размещения различных объектов строительства;

Природно-климатические особенности и рекреационная ценность территории;

Привлекательность (престижность) территорий;

Социально-культурный потенциал, развитость систем обслуживания и другие факторы качества и потребительной стоимости участков городских территорий.

Из информации представленной выше следует, что экономическая оценка рекреационных ресурсов представляет собой систему показателей, отражающих экономические результаты экскурсионной деятельности с учетом их качественных свойств.

Любой турист испытывает сложности в незнакомом для него пространстве без сопровождения экскурсовода. На сегодняшний день вопрос, касающийся экскурсионного обслуживания, стоит достаточно остро.

На сегодняшний день вопрос, касающийся экскурсионного обслуживания, стоит достаточно остро.

А значит экскурсионное обслуживание является неотъемлемой частью данной сферы. В музейной деятельности этот вопрос воспринимается неоднозначно.

Особенности работы экскурсовода в современном музее

Анализируя опыт работы музеев западных стран, можно увидеть, что в большинстве из них экскурсии не проводятся вообще. В следствии чего работа экскурсовода в этих учреждениях является неуместной.

Методист вместо экскурсовода

Экскурсовод часто заменяется методистом, работающим с учителем перед его посещением музея вместе с учениками.

В этом случае учитель заранее знакомится с экспозицией музея, а во время его посещения сосредотачивает внимание учащихся именно на тех экспонатах, которые иллюстрируют все то, о чем было рассказано на уроке.

Также в некоторых музеях могут работать методисты, чья деятельность направлена на работу с экскурсоводами туристических групп.

Отношение потребителей к экскурсионному обслуживанию в музеях

Причины скептического отношения к работе экскурсовода

Скептическое отношение к музейным экскурсоводам вызвано несколькими причинами, среди которых не последнее место занимает длинное и довольно нудное изложение информации, касающейся экспозиции музея.

Но как бы то ни было, экскурсия является одной из составляющих системы непрерывного неформального и формального образования. Поэтому на данный момент полностью отказаться от этого направления в деятельности музея невозможно.

Однако музеи с ежедневной аудиторией в несколько тысяч человек просто не в состоянии заранее обеспечить экскурсоводов для всех желающих. А это значит, что экскурсионное сопровождение необходимо заменить какими-то альтернативными вариантами.

Замена экскурсионному сопровождению

  1. путеводитель;
  2. аудиогид;
  3. информационный и игровой медиаконтент и так далее.

Критерии качества экскурсионной деятельности

На сегодняшний день не имеется четко разработанных критериев, с помощью которых можно было бы оценить показатели эффективности экскурсоводов, как и нет научно обоснованной системы отбора кадров для ведения экскурсионной деятельности.

Однако на основе мнений специалистов-экскурсоведов и анализе теории и практики руководитель музея получает возможность самостоятельного определения целей и задач экскурсии.

Также он может определить признаки качественного экскурсионного продукта.

Критерии оценки работы экскурсовода могут быть разработаны руководителем музея на основе заповедей, изложенных в докладе одного из известных ученых Александра Федоровича Котса.

В соответствии с данными заповедями можно определить такие критерии:

  1. Своевременность встречи экскурсовода с группой
Если экскурсовод не придет вовремя, то посетители, в период ожидания, могут самостоятельно «нахвататься» всякой информации. И тогда будет очень сложно увлечь их своим рассказом.
  1. Предоставление музейно-лекционной «увертюры»

Экскурсию стоит начать с общей характеристики музея, включающей сведения об:

  • объеме;
  • плане;
  • порядке предстоящего осмотра экспозиции.
  1. Подготовленность к «самозащите»
Часто слушатели просто забрасывают экскурсовода различными вопросами, поэтому он всегда должен быть на полном «вооружении».
  1. Умение налаживать контакт с музейной аудиторией, степень привлечения внимания слушателей
Экскурсовод обязан помнить, что его деятельность направлена на создание контакта со всей группой экскурсантов, а не только с теми, кто бежит впереди всех.
  1. Четкость изложения информации
Стоит помнить, что рассказ во время просмотра экспозиции должен быть четко структурирован и вестись в таком тоне, который бы вызывал у слушателей не раздражение, а заинтересованность.
  1. Умение занимать правильную позицию во время экскурсии
Ни в коем случае экскурсовод не должен поворачиваться к слушателям спиной или закрывать своей фигурой экспонаты. Не стоит вести осмотр тех музейных объектов, которые не входят в русло объяснений. Необходимо отвлекать внимание аудитории от ненужных образов.
  1. Умение соразмерять время лекции, ее тему, экспозицию и силы слушателей
Экскурсовод обязан построить свой рассказ таким образом, чтобы вложиться в запланированное время.
  1. Уровень заинтересованности слушателей рассказом экскурсовода

Необходимо следить за тем, чтобы экскурсия вызывала интерес у слушателей. Поэтому при появлении первых признаков усталости музейных зрителей, экскурсовод должен менять свою тактику, использовав для этого все свои «боезапасы»:

Материал проверен экспертами Актион Культура

  • бодрую речь;
  • острое словцо;
  • юмор;
  • темперамент;
  • тембр голоса.
  1. Логическое завершение экскурсии
В конце экскурсии в обязательном порядке стоит позаботиться о ее логическом завершении. Было бы неразумным отпускать слушателей из стен учреждения без идейно-обобщающих итогов.
  1. Уровень удовлетворенности аудитории проведенной экскурсией
Не стоит поощрять тех слушателей, которые по окончании экскурсии возвращаются, чтобы оббегать те залы, осмотр которых не был включен в план экскурсии. Такие действия являются ни чем иным, как высказыванием неудовлетворенности работой экскурсовода.
  1. Обеспечение доброжелательной атмосферы во время тематической экскурсии
Любая музейная экскурсия должна приносить чувство праздничности и идейной удовлетворенности, то есть стать настоящим праздником не только для слушателей, но и для самого экскурсовода.

На сегодняшний день проблема отбора кадров для осуществления экскурсионной деятельности и наличия критериев оценки качества их работы остается одной из актуальных проблем учреждений культуры

Опираясь на теоретические и практические выводы данного вида деятельности, а также учитывая мнения многих специалистов, работающих в сфере экскурсоведения, руководители музеев самостоятельно определяют цели и .

Как обеспечить качество экскурсии

Несмотря на длительную работу нескольких институтов культурологии Российской Федерации критерии качества экскурсионной деятельности отсутствуют до сегодняшнего дня. Чтобы как-то выйти из этой ситуации, сотрудникам музеев было предложено в качестве критериев взять несколько заповедей, прозвучавших в докладе известного ученого Александра Федоровича Котса.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Озвученные заповеди могут послужить каноном для каждого работника музея, который проводит экскурсию. Ведь придерживаясь их, можно значительно повысить эффективность данного вида деятельности.

Каких заповедей придерживаться в осуществлении экскурсионной деятельности

Экскурсионная деятельность - это одно из главных направлений в работе музея, привлекающее посетителей. Поэтому к ней стоит осуществлять особый подход. С целью обеспечения высокого качества экскурсии стоит придерживаться нескольких правил, разработанных на основе вышеуказанных заповедей:

Материал проверен экспертами Актион Культура

  • экскурсовод никогда не должен опаздывать приходом к группе, поскольку у тех, кто собрался на экскурсию, может пропасть интерес к усвоению так называемой умственной пищи;
  • начинать экскурсию стоит с общей характеристики музея, включая его объем, план и порядок предстоящего осмотра экспонатов. Ведь данная информация может вызвать у посетителей интерес к тем объектам, которые предстоит увидеть в ходе экскурсии;
  • экскурсоводу стоит держать экскурсантов на определенном расстоянии и не позволять им «наваливаться» на него, уметь обеспечить себе «самозащиту»;
  • между экскурсоводом и музейной аудиторией не должно существовать никакого пространственного контакта, контактировать с посетителями желательно только на психологическом уровне;
  • работа с определенной группой, так же как и экскурсионная деятельность музея в общем, должна быть направлена на обслуживание не тех, кто бежит впереди всех, а на тех, кто посетил музей с целью познания чего-то нового, способствующего интеллектуальному развитию;
  • материал лекции, проводимой во время экскурсии в музее, нужно излагать четко, ровным голосом, поскольку гремящая скороговорка или вялый шепот может вызвать разочарование в аудитории слушателей;
  • очень важно переключать внимание слушателей именно на те объекты, которые касаются темы осмотра, ни в коем случае при этом не закрывать спиной экспонаты;
  • в обязательном порядке стоит правильно распределять время лекции, объединив в единое целое тему экскурсии, время ее проведения, экспозицию и силы собравшейся аудитории;
  • увидев на лицах экскурсантов усталость, необходимо сделать все, чтобы снова возобновить их интерес, например, вставить шутку, сменить тембр голоса, кинуть острое словцо и так далее;
  • экскурсия должна иметь логичное завершение;
  • не стоит позволять музейным зрителям по окончании экскурсии еще раз пробежать залами музея, поскольку такие осмотры являются не чем иным, как моментом недовольства экскурсоводом;
  • необходимо осуществить такой подход к проведению экскурсии, чтобы и группа, и сам экскурсовод смогли почувствовать атмосферу настоящего праздника.