Меню
Бесплатно
Главная  /  География  /  Минприроды поддержало идею онф об обязательной экоэкспертизе при изменении границ особо охраняемых природных территорий. «размещение и установление границ оопт Изменение границ оопт регионального значения

Минприроды поддержало идею онф об обязательной экоэкспертизе при изменении границ особо охраняемых природных территорий. «размещение и установление границ оопт Изменение границ оопт регионального значения

Тема: «РАЗМЕЩЕНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ ООПТ»

■ применения минеральных удобрений и химических средств за­щиты растений;

■ транзитного прогона домашних животных;

■ нахождения, проезда и прохода посторонних лиц и автотранс­порта вне дорог общего пользования;

■ сбора зоологических, ботанических и минералогических коллек­ций (кроме предусмотренных планами научных исследований заповедника);

■ пролета самолетов и вертолетов ниже 2 тыс. м, преодоления са­молетами звукового барьера над территорией заповедника;

■ иной деятельности, нарушающей естественное развитие природ­ных процессов.

К 31 декабря 2002 г. в Российской Федерации насчитывалось 100 го­сударственных природных заповедников общей площадью 33,711 млн. га, в том числе сухопутной (с внутренними водоемами) - 27,238 млн. га, что составляет 1,59% всей территории России. Заповедники располо­жены в 19 республиках, пяти краях, 35 областях, одной автономной об­ласти, семи автономных округа. При создании заповедников не всегда выдерживались названные выше научные принципы: на некото­рые заповедники, например, возложены функции разведения редких животных (зубры, бобры, пятнистые олени и др.) с искусственной под­кормкой и другими видами вмешательства в природный процесс. В конце XX в. общая площадь заповедников значительно возросла в основном в связи с организацией крупных заповедников в тайге и тундре Сибири и Дальнего Востока. Из-за недостатка средств уровень охраны заповед­ников, особенно вновь созданных, пока далек от необходимого: на одно­го сотрудника в среднем приходится 3 тыс. га заповедных площадей, а в некоторых новых заповедниках 30-60 тыс. га. Заповедники с наи­меньшей степенью изменения природных комплексов, крупнейшие по площади, наиболее строго охраняемые, включены в программу ЮНЕСКО «Человек и биосфера» и получили статус биосферных. В ми­ре насчитывается около 300 таких заповедников в 60 странах, из них 26 в России. В биосферных заповедниках охраняются природные комплек­сы и генофонд, имеющие всемирное значение, реализуются программы глобального мониторинга фоновых параметров окружающей среды.

Заповедники разных видов были в СССР и остаются в России ос­новной формой особо охраняемых природных территорий. За рубежом близкой по задачам формой организации особо охраняемых природных территорий являются природные резерваты. С 1980-х годов

в нашей стране, кроме заповедников, стали создаваться национальные природные парки - наиболее распространенная в мире форма особо ох­раняемых природных территорий, предусматривающая более диффе­ренцированный режим охраны и использования. К 31 декабря 2002 г. в Российской Федерации имелось 35 национальных парков общей пло­щадью 6,968 млн. га (0,41% площади Российской Федерации) . Со­гласно российскому законодательству, к национальным паркам по зада­чам и статусу близки природные парки, находящиеся в ведении регио­нов. К началу 1997 г. в России было 10 природных парков ; создание природных парков осуществляется или планируется на ближайшие годы во многих субъектах Федерации.

Национальные парки (природные парки) - природоохранные, эко-лого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, терри­тории (акватории) которых включают природные комплексы и объек­ты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую цен­ность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма (фото 18).

Хозяйственная деятельность допускается только в той мере, в какой она не препятствует выполнению основной функции заказника. В неко­торых охотничьих хозяйствах организуются системы скользящих заказ­ников, когда поочередно в разных частях хозяйства на несколько лет устанавливается запрет охоты.

Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях при­родные комплексы, объекты естественного и искусственного происхож­дения. Памятниками природы могут быть объявлены:

■ живописные местности;

■ эталонные участки нетронутой природы;

■ участки культурного ландшафта (старинные усадьбы, парки, ал­леи, каналы, древние копи т.п.);

■ места произрастания ценных, реликтовых, малочисленных, ред­ких и исчезающих видов животных и растений;

■ лесные массивы и участки леса, особенно ценные своими харак­теристиками (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений);

■ природные объекты, играющие большую роль в поддержании гидрологического режима ;

■ уникальные формы рельефа и связанные с ними природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, мореные гряды, дюны, барханы, ги­гантские наледи, гидролакколиты и т.п.);

■ геологические обнажения, имеющие особую научную ценность;

■ геолого-географические полигоны, в том числе классические уча­стки с выразительными следами сейсмических явлений;

■ местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

■ участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, водохранили­ща и пруды;

■ природные гидроминеральные комплексы;

■ термальные и минеральные источники, месторождения лечеб­ных грязей;

■ береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, ла­гуны, бухты и т.п.);

■ объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и деревья, имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземп­ляры экзотов, эндемиков, реликтов, валуны, ледники, водопады, вулканы, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты, историко-мемориальные комплексы).

Памятники природы изымаются из хозяйственного использования, на территориях, где они расположены, запрещается всякая деятельность, наносящая им ущерб. Собственники, владельцы и пользователи земель, на которых находятся памятники природы, обязаны их охранять. Ре­жим охраны и допустимые виды использования памятников природы определяются с учетом их особенностей и состояния и фиксируются в паспорте. Паспорта памятников природы разрабатываются природоох­ранными органами и утверждаются местными органами власти.

К 31 декабря 2002 г. в России было 36 памятников природы феде­рального значения общей площадью 23,8 тыс. га и более 9 тыс. памятни­ков природы регионального значения (общая площадь 4,053 млн. га, или 0,24% площади России).

Курортные и лечебно-оздоровительные зоны не предполагают изъятия территорий и объектов из хозяйственного использования, но ограничивают его формы. Вводятся ограничения или запреты на въезд автотранспорта, размещение промышленных предприятий, электростан­ций, применение удобрений и пестицидов, формы лесопользования. Режим охраны определяется характером курорта. Объектом охраны могут быть подземные воды, водоемы, леса и т.д. К 31 декабря 2002 г. в Российской Федерации лечебно-оздоровительными местностями и ку­рортами признаны 116 территорий общей площадью 2 040 444 га - 0,12% территории Российской Федерации, в том числе федерального значе­ния - 23 (636 409 га), регионального значения - 74 (1 376 945 га), мест­ного значения - 19 (27 090 га) .

Этнические территории - особая разновидность особо охраняемых природных территорий, на которых объектом охраны становятся тра­диционные формы природопользования этнических групп: оленевод­ство, охота, рыболовство, кустарные промыслы, традиционный образ жизни. Статус этнической территории предполагает отказ от современ­ных интенсивных форм ведения хозяйства, содействие возрождению традиционной духовной и материальной культуры.

2. Функции особо охраняемых природных территорий

Существует большое количество территорий с особо ограниченным режимом при­родопользования, на которых охрана ландшафтов и их компонентов, экосистем или их частей направлена на достижение не экологических, а иных, преимущественно хозяйственных, культурно-исторических, рек­реационных и других целей, а режим охраны устанавливается в соот­ветствии с функциями ООПТ. Это зеленые зоны городов , водоохран­ные зоны рек, лесозащитные полосы, округа санитарной охраны под­земных вод и др. С учетом этих категорий выделяются следующие основные функции особо охраняемых природных территорий.

Заповедно-эталонная функция означает, что выполняющая ее тер­ритория предназначается для сохранения информации о нетронутой природе, ее исследования, организации мониторинга и поддержания экологического равновесия в наиболее уязвимых местах, имеющих клю­чевое значение для сохранения природы крупных регионов. Эту функ­цию осуществляют заповедники и резерваты, памятники природы и ча­стично заказники.

Объектозащитная функция - поддержание экологического равно­весия для обеспечения функционирования хозяйственных или иных объектов. Эту функцию выполняют охранные лесополосы у железных и автомобильных дорог, водных объектов, охранные зоны национальных парков.

Ресурсозащитная функция - охрана природных комплексов ради сохранения природных ресурсов, используемых в хозяйстве. Эту функ­цию выполняют заказники, заповедно-охотничьи хозяйства, округа са­нитарной охраны подземных вод.

Средозащитная функция - поддержание экологического равнове­сия ради обеспечения щадящей прижизненной эксплуатации всех при­родных ресурсов в комплексе. Для этого существуют зеленые зоны го­родов, курортные зоны, национальные парки и др.

3. Размещение особо охраняемых территорий

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, имею­щие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эс­тетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное зна­чение, изъятые в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов мест­ного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый право­вой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечеб­но-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с земельным Кодек­сом, федеральными законами.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на ко­торых находятся пригородные зеленые зоны, городские леса, городские парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповед­ники, и др.).

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памят­ников природы, национальных парков, природных парков, ден­дрологических парков, ботанических садов, территорий тради­ционного природопользования коренных малочисленных наро­дов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федера­ции, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В пределах земель особо охраняемых природных территорий запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучени­ем природных комплексов и объектов и не предусмотренная феде­ральными законами и законами субъектов РФ. Изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих целевому назначению указанных территорий, не допускается.

В целях защиты земель особо охраняемых природных террито­рий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилега­ющих к ним земельных участках можно создавать охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая не­гативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон долж­ны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников зе­мельных участков, землепользователей, землевладельцев и арен­даторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особо­го правового режима.

В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государствен­ной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объя­вить землями особо охраняемых природных территорий, с после­дующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

На землях особо охраняемых природных территорий федераль­ного значения запрещают:


  • предоставлять садоводческие и дачные участки;

  • строить федеральные автомобильные дороги, трубопроводы, линии электропередачи и другие коммуникации, а также строить и эксплуатировать промышленные, хозяйственные и жилые объекты, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий;

  • проезжать и ставить механические транспортные средства, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогонять скот вне автомобильных дорог;

  • осуществлять иные виды деятельности, запрещенные феде­ральными законами.
Хозяйственная зона включает центральную усадьбу и прилегаю­щие сельскохозяйственные угодья. Размещать ее целесообразно на краю землепользования. Это уменьшит ее площадь , сократит аре­алы земель у дорог, построек с повышенным фактором беспокой­ства для диких животных. В случае необходимости для популяри­зации идей охраны природы и т. п. проектируют участки для рек­реационного использования. Их площади определяют аналогично расчетам под учреждения отдыха. Землепользование заповедника должно быть компактным, иметь минимальную линию соприкос­новения с окружающей территорией. Границы должны проходить по естественным рубежам. К землям природоохранного назначения относят земельные уча­стки:

водоохранных зон рек и водоемов; запретных и нерестоохранных полос; лесов, выполняющих защитные функции; противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных лесо­насаждений; иные земли, выполняющие природоохранные функции.


  • применение ядохимикатов при борьбе с вредителями , болезня­ми растений и сорняками; использование навозных стоков на удоб­рение; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобре­ний, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами; живот­новодческих комплексов и ферм;

  • проведение без соответствующих согласований строительства новых и расширение действующих объектов производственного назначения и социальной сферы.
В пределах прибрежных полос рек, озер и водохранилищ дополнительно к ограничениям, указанным для водоохранных зон, за­прещается: распашка земель; выпас, организация летних лагерей скота; применение удобрений.

Прибрежные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

К землям рекреационного назначения относятся земли, предназ­наченные и используемые для организации отдыха, туризма, физ­культурно-оздоровительной и спортивной деятельности населе­ния.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, занятые домами отдыха, пансионатами, кемпингами, объектами физической культуры и спорта, туристических баз и яхт-клубов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, туристских парков, лесопарков, учебно-туристских троп, трасс, детских и спортивных лагерей, других аналогичных объектов.

К землям историко-культурного назначения относятся земли:


  • объектов культурного наследия народов Российской Федера­ции (памятников истории и культуры), в том числе объектов архе­ологического наследия;

  • достопримечательных мест, в том числе мест бытования исто­рических промыслов, производств и ремесел;

  • военных и гражданских захоронений.
Земли историко-культурного назначения используют строго в соответствии с их целевым назначением. Изъятие земель истори­ко-культурного назначения и не соответствующая их целевому на­значению деятельность не допускаются.

Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурно­го назначения, у собственников земельных участков, землепользо­вателей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законода­тельством.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих иссле­дованию и консервации, может быть запрещена любая хозяй­ственная деятельность.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градострои­тельной среды в соответствии с федеральными законами, закона­ми субъектов Российской Федерации устанавливают зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводят особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих зе­мель. Земельные участки, не отнесенные к землям историко-культурного назначения и расположенные в указанных зонах ох­раны, используют согласно правилам землепользования и заст­ройки в соответствии с требованиями охраны памятников исто­рии и культуры.

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназна­чены для лечения и отдыха граждан.

К особо ценным относятся земли, в пределах которых имеют­ся природные объекты и объекты культурного наследия, пред­ставляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, со­общества растительных, животных организмов, редкие геологи­ческие образования, земельные участки, предназначенные для осу­ществления деятельности научно-исследовательских организа­ций).

Размещают особо охраняемые земли при разработке гене­ральной схемы землеустройства территории Российской Феде­рации, схем землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схем землеустройства муниципальных и других административно-территориальных образований, а также при формировании целевых земельных фондов, районировании и зонировании земель.

В отдельных случаях при необходимости можно разрабатывать самостоятельные схемы размещения особо охраняемых террито­рий федерального, регионального и муниципального уровней.

Окончательно размещают особо охраняемые объекты землеуст­ройства и отводят им земли на основе проектов межхозяйственно­го землеустройства.

На основании утвержденных в установленном порядке схем и проектов землеустройства соответствующие органы принима­ют решения о резервировании и выделении в натуре земельных участков, которые объявляют особо охраняемыми территориями, а также об установлении их границ.

Установление границ территорий особо охраняемых земель предус­матривает отображение их на материалах кадастровых съемок, зак­репление и обозначение на местности.

В необходимых случаях на участках земли и водного про­странства, прилегающих к особо охраняемым территориям, созда­ют охранные зоны с ограниченным режимом , по результатам вы­полненных работ подготавливают паспорт особо охраняемой терри­тории, включающий перечень мероприятий, нормативов и требо­ваний по поддержанию режима природопользования и необхо­димые графические документы.

Границы особо охраняемых природных территорий могут подрезать - минприроды предлагает узаконить исключение из них в случае необходимости земли, озер и рек. Такое решение может будет принять, если это не повредит природному ландшафту и биологическому разнообразию.

В понедельник заканчивается общественное обсуждение проекта поправок в закон об особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Экологи отнеслись к инициативе негативно - Гринпис России, например, считает, что это может ослабить всю заповедную систему и противоречит Конституции. В минприроды с этим категорически не согласны.

Предполагается, что изменить границы ООПТ можно будет в трех случаях: если земли расположены в границах поселений, если они необходимы для обеспечения безопасности государства и по решению президента. Как пояснили "РГ" авторы проекта, сделать это можно будет только после государственной экологической экспертизы и публичных слушаний.

Забирать земли у заповедников можно будет, если это не повредит биологическому разнообразию

"Невозможность изменения границ заводит в правовой тупик решение актуальных вопросов, связанных с деятельностью хозяйствующих субъектов, функционированием населенных пунктов, жизнедеятельностью граждан, проживающих на отдельных природных территориях", - пояснили в минприроды.

Национальный парк "Тункинский" в Бурятии, к примеру, создан целиком в границах Тункинского муниципального района. "Его общая площадь около 1,2 миллиона га (включая ряд населенных пунктов), что не может не вызывать противоречий между интересами развития национального парка и муниципального образования. Аналогичная история - Командорский заповедник, созданный целиком в границах Алеутского района Камчатского края, включая райцентр - поселок Никольское. Национальный парк "Себежский" в Псковской области включает в себя часть городской застройки города Себеж", - приводят примеры в министерстве.

Некоторые поселки изначально были заложены в качестве баз заповедника и за прошедшие десятилетия были "заселены" бывшими сотрудниками - уволенными и вышедшими на пенсию, их детьми и внуками. "Воронежский заповедник сегодня вынужден тратить многомиллионные суммы на решение коммунальных проблем - все эти здания и сооружения у него на балансе. При этом минприроды (по просьбе самого заповедника) готово часть этих зданий и коммуникаций передать на баланс города Воронежа. Это позволит заповеднику те же дефицитные многомиллионные средства направлять не на коммуналку, а на решение своих непосредственных задач (охрана, наука, просвещение), рассказали в минприроды.

Такие же проблемы испытывает и Центрально-Черноземный заповедник.

Исключить из ООПТ земли, расположенные в границах населенных пунктов, проект поправок предписывает правительству до 31 декабря 2019 года.

ПОПРАВКИ

к проекту федерального закона № 826412-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий),

принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 21 октября 2015 года

1) В статье 1:

а) дополнить пунктом 1 следующего содержания:

«1) дополнить статьей 22 следующего содержания:

Статья 22. Изменение границ особо охраняемых природных территорий

1. Изменение границ особо охраняемых природных территорий допускается в случае расширения этих территорий путем включения в их состав соответствующих земельных участков и водных объектов либо в случае исключения из их состава земельных участков и водных объектов, если это исключение не влечет за собой угрозу для сохранения природных ландшафтов и культурных ландшафтов (включая их фрагментацию), представляющих собой особую экологическую, эстетическую, научную и культурную ценность, и сохранения биологического разнообразия (в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания).

2. Изменение границ особо охраняемых природных территорий федерального значения, в случае исключения из их состава земельных участков и водных объектов, допускается только в отношении:

а) земельных участков, расположенных в фактических границах поселений на дату издания настоящего федерального закона, прилегающих к внешним границам соответствующих особо охраняемых природных территорий, кроме случаев, когда такие земельные участки необходимы для реализации задач, возложенных на соответствующие особо охраняемые природные территории в соответствии с законодательством;

б) земельных участков и водных объектов, необходимых для осуществления деятельности по организации обороны Российской Федерации, обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, при отсутствии альтернативных решений по размещении соответствующих объектов;

в) земельных участков и водных объектов по отдельным решениям Президента Российской Федерации, принимаемым при отсутствии альтернативных решений стратегических задач социально-экономического развития.

3. Изменение границ особо охраняемых природных территорий федерального значения путем включения в их состав земельных участков и водных объектов осуществляется Правительством Российской Федерации.

4. Изменение границ особо охраняемых природных территорий федерального значения в случае исключения из их состава земельных участков и водных объектов, осуществляется Правительством Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации.

Все участки, исключаемые из состава государственных природных заповедников и национальных парков, включаются в охранную зону соответствующих особо охраняемых природных территорий.

Решение Правительства Российской Федерации об исключении земельных участков из состава из состава государственных природных заповедников и национальных парков, должно также предусматривать включение их в охранную зону соответствующего государственного природного заповедника или национального парка.

Решения об исключении земельных участков из состава государственных природных заповедников и национальных парков принимаются с учетом возможности соответствующей территориальной компенсации.»;

5. Изменение границ особо охраняемых природных территорий в случае исключения из их состава земельных участков и водных объектов, осуществляется:

при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих такое изменение границ в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

с учетом результатов публичных слушаний по проекту изменения границ особо охраняемых природных территорий, проводимых в каждом населенном пункте муниципального образования, находящемся в границах участка особо охраняемой природной территории, в отношении которого осуществлялась подготовка соответствующих изменений границ.

6. Изменение границ особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в случае исключения из их состава земельных участков и водных объектов осуществляется на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных пунктом 1 и пунктом 5 настоящей статьи.»;

б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11) дополнить статью 2 пунктом 12 следующего содержания:

«12. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения, обеспечивают предотвращение схода с особо охраняемых природных территорий селей и оползней, угрожающих жизнедеятельности людей, населенным пунктам, функционированию хозяйственных и иных объектов, расположенных на прилегающих территориях.

Планы мероприятий по предотвращению схода селей и оползней с особо охраняемых природных территорий утверждаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся соответствующие особо охраняемые природные территории, и реализуются подведомственными указанным органам организациями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения.»;

г) дополнить пунктом 41 следующего содержания:

«41) в статье 10:

д) в пункте 1 слово «систему» заменить словом «сеть»;

е) в пункте 2 второе предложение исключить;

ж) в пункте 3 слова «в соответствии с» исключить.»;

з) пункт 8 изложить в следующей редакции:

«пункт 2 статьи 14 изложить в следующей редакции:

«2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, национальные парки могут быть созданы также путем преобразования государственных природных заповедников.»;

и) пункт 9 дополнить подпунктом а1 следующего содержания:

«а1) пункт 11 после слов «охраняемой зоны» дополнить словами «, а также площади зоны традиционного экстенсивного природопользования»;

к) в пункте 13 перед словами «и государственного» включить слова «,государственного природного заповедника «Эрзи»;

2) В статье 2:

а) пункт 1 дополнить подпунктом «г» следующего содержания:

«г) дополнить подпунктом 9:

«9) материалы обоснования изменения границ особо охраняемых природных территорий федерального значения, в результате которого из таких территорий исключаются земельные участки и водные объекты;

б) пункт 2 дополнить подпунктом «в» следующего содержания:

«в) дополнить подпунктом 6 следующего содержания:

«6) материалы обоснования изменения границ особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в результате которого из таких территорий исключаются земельные участки и водные объекты.»;

в) дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:

«3) в абзаце первом пункта 1 статьи 14 слова «подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12» заменить словами «подпунктах 7.1, 7.3 и 9 статьи 11 и подпунктах 4.1 и 6 статьи 12»;

4) пункт 1 статьи 14 дополнить подпунктом 1.2 следующего содержания:

«1.2. Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в подпункте 9 статьи 11 и подпункте 6 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представленных материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы, при наличии в составе направляемых материалов:

документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия на природные комплексы и объекты особо охраняемой природной территории хозяйственной и иной деятельности, намечаемой на соответствующем земельном участке или водном объекте, предлагаемым к исключению из состава особо охраняемой природной территории;

материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.»;

3) дополнить статьями 9 и 10 следующего содержания:

«Статья 9

Внести в статью 28 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 40, ст. 3822; 2005, № 1, ст. 17; 2006, № 1, ст. 17; 2007, № 43, ст. 5084; 2011, № 49, ст. 7039; 2015, № 27, ст. 3978) следующие изменения:

1) в части 1 перед словами «с участием» включить слова «, а также по проектам изменения границ особо охраняемых природных территорий в соответствии с требованиями Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»,»;

2) часть 3 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) проекты изменений границ особо охраняемых природных территорий, в случае исключения из их состава земельных участков, расположенных в границах соответствующих поселений.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения настоящего Федерального закона, предусматривающие полномочия Правительства Российской Федерации по исключению из состава государственных природных заповедников и национальных парков земельных участков, расположенных в фактических границах поселений, действуют до 31 декабря 2020 года.

Особо охраняемые природные территории регионального значения.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве регулируются Законом города Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве».

Планирование системы развития ООПТ в городе Москве осуществляется в составе схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий (далее – Схемы), разрабатываемой на основе Генерального плана развития города Москвы и градостроительных планов территорий административных округов города Москвы.

Схема определяет перечень существующих и планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий регионального значения и подлежит обязательному учету при разработке всех видов градостроительной и проектной документации.

На землях, предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий, приостанавливается предоставление земельных участков, оформление исходно-разрешительной и разработка проектной документации на размещение, строительство и реконструкцию объектов на срок до принятия соответствующего решения.

ООПТ, не предусмотренная Схемой, может быть образована по предложениям граждан, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, а также органов местного самоуправления.

В случае, если создание ООПТ не предусмотрено Схемой, заинтересованные лица направляют в ДПИООС предложения об образовании особо охраняемой природной территории с указанием предполагаемого местоположения и категории особо охраняемой природной территории.

ДПИООС рассматривает предложения заинтересованных лиц, а если создание ООПТ предусмотрено Схемой, то по собственной инициативе, при наличии оснований принимает решение о подготовке Материалов комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах города Москвы, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий города Москвы (далее – Материалы).

Материалы должны содержать:

  • обоснование необходимости образования особо охраняемой природной территории;
  • сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования особо охраняемой природной территории;
  • описание границ особо охраняемой природной территории;
  • иные сведения.

Резервирование земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального значения, и ограничение их использования осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

Установить, что до утверждения градостроительной документации, обосновывающей развитие каждой особо охраняемой природной территории, предоставление земельных участков юридическим лицам и гражданам, деятельность которых не связана с охраной, содержанием и использованием особо охраняемой природной территории, не производится.

Материалы подлежат согласованию с префектом административного округа, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды, Департаментом земельных ресурсов города Москвы, Москомархитектурой, а также подлежат государственной экологической экспертизе.

После подготовки Материалов ДПИООС направляет их в Правительство Москвы либо дает мотивированный отказ.

На основании Материалов, согласованных в установленном порядке и получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы, Правительство Москвы принимает решение об образовании особо охраняемой природной территории.

ДПИООС направляет в Правительство Москвы следующие материалы:

  • проект постановления Правительства Москвы об образовании особо охраняемой природной территории, согласованный в установленном порядке;
  • описание и схему границ особо охраняемой природной территории;
  • предложения по установлению режима особой охраны особо охраняемой природной территории.

Утверждение границ ООПТ является основанием для прекращения использования земельных участков в целях, не соответствующих режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории. Изъятие земельных участков и возмещение убытков, связанных с изъятием земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, лицам, деятельность которых несовместима с функционированием данной территории, производится в порядке, установленном законодательством.

Корректировка границ ООПТ осуществляется Правительством Москвы при наличии согласованных в установленном порядке Материалов по обоснованию и положительного заключения государственной экологической экспертизы. Уменьшение общей площади особо охраняемой природной территории при корректировке ее границ не допускается.

Лицами, которым земельный участок для целей хозяйственного использования был предоставлен до 2001 года, вправе осуществлять на нем ограниченную хозяйственную деятельность, если данная деятельность не нарушает установленного режима охраны и использования ООПТ.

Реализация проектов размещения и реконструкции объектов капитального строительства в границах ООПТ допускается в физкультурно-оздоровительных, спортивных, эколого-просветительских и рекреационных целях в соответствии с режимами охраны и использования ООПТ, установленными положением об ООПТ, утвержденным проектом планировки ООПТ, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Действующее законодательство города Москвы допускает возможность упразднения (ликвидации) ООПТ. Такое упразднение ООПТ возможно по следующим основаниям:

  • гибель природных и (или) историко-культурных объектов, являющихся основой особо охраняемой природной территории;
  • гибель памятника природы или заповедного участка в целом.

Порядок упразднения ООПТ действующим законодательством прямо не предусмотрен, но представляется аналогичным порядку создания ООПТ. Представляется, что аналогичным способом и по тем же основаниям можно упразднить и планируемую к созданию ООПТ. Также ООПТ (созданная, планируемая к созданию), вошедшие в Схему, могут быть упразднены путем внесения изменений в данную Схему. В данном случае, изменение Схемы будет являться основанием для внесения изменений в генеральный план города Москвы.

Природные и озелененные территории.

Первоначально понятие «озелененные территории природного комплекса» появилось в Законе города Москвы от 21.10.1998 N 26 "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы" (утратил силу в связи с принятием Градостроительного кодекса Москвы).

Озелененная территория природного комплекса - часть природного комплекса города Москвы, на которой располагаются искусственно созданные парки, сады, бульвары, скверы, малозастроенная территория жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, в пределах которой не менее 70 процентов поверхности занято растительным покровом;

В настоящее время правовой статус озелененных территорий регулируется Законом Москвы от 05.05.1999 г. «О защите зеленых насаждений», Градостроительным кодексом Москвы (ГрК Москвы) и Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" (далее – Приказ Госстроя). Так, согласно закону «О защите зеленых насаждений» озелененные территории - участки земли, на которых располагаются растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники, малозастроенная территория жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, в пределах которой не менее 70 процентов поверхности занято растительным покровом.

Согласно ГрК Москвы к озелененным территориям, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий, относятся:

  • озелененные территории общего пользования, в том числе скверы, бульвары, сады, парки, иные территории;
  • озелененные территории ограниченного использования;
  • озелененные территории специального назначения.

В соответствии с Приказом Госстроя выделяются три основных категории озелененных территорий, каждая из которых имеет свои особенности по отношению к гражданскому обороту (отношения к собственности, продажа, аренда), режимам пользования и способам хозяйствования:

  • озелененные территории общего пользования - территории, используемые для рекреации всего населения города (в крупнейших городах-"миллионниках" - жителей планировочных и жилых районов). Расчет потребности в них рассчитывается на все городское население или население планировочного или жилого района плюс так называемое "временное население" - приезжие, туристы, иногородние торговцы и т.д.;
  • озелененные территории ограниченного пользования. Это территории в пределах жилой, гражданской, промышленной застройки, территорий и организаций обслуживания населения и здравоохранения, науки, образования, рассчитанные на пользование определенными группами населения;
  • озелененные территории специального назначения: санитарно-защитные, водоохранные, защитно-мелиоративные зоны, кладбища, насаждения вдоль автомобильных и железных дорог, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства, территории, подпадающие под действие Федерального закона "Об особо охраняемых территориях". Расчет потребности в озелененных территориях данной категории ведется с учетом их функционального назначения.

К природным территориям в городе Москве относятся обладающие природоохранными, природно-рекреационными, средозащитными и иными природными качествами территории, не отнесенные в установленном порядке к особо охраняемым природным территориям, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий.

Перечень и размеры ПиОТ в городе Москве нормативно закреплены Постановлением Правительства Москвы от 19.01.1999 N 38 "О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий" (вместе с "Перечнем территорий Природного комплекса г. Москвы (кроме особо охраняемых природных территорий и объектов Природного комплекса Центрального административного округа)".

Границы ПиОТ нашли свое закрепление в Разбивочных чертежах-актах (РЧА) Москомархитектуры и в схемах Генерального плана города Москвы.

Осуществление градостроительной деятельности в городе Москве ведется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.

Озелененные территории, в том числе зеленые массивы, а также участки земли, предназначенные для развития озелененных территорий, застройке, не связанной с их функциональным назначением, не подлежат.

Режимы регулирования градостроительной деятельности на природных и озелененных территориях, в том числе их функциональное назначение, устанавливаются в соответствии с ГрК Москвы.

Режимы регулирования градостроительной деятельности ПиОТ определяют:

  • функциональное назначение территории;
  • требования и ограничения в части благоустройства территории;
  • требования и ограничения в части строительства, реконструкции, использования объектов капитального строительства, в том числе объектов:
  • необходимых для обеспечения охраны и содержания территории;
  • необходимых для обслуживания посетителей;
  • иных объектов, не противоречащих режимам охраны особо охраняемых природных территорий, режимам охраны и использования природной, озелененной территории;
  • иные требования и ограничения градостроительной деятельности.

Режимы регулирования градостроительной деятельности на ПиОТ устанавливается в составе территориальных, отраслевых схем, проектов планировки территории, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Установление, изменение границ ПиОТ осуществляется Правительством Москвы при наличии положительного заключения ДПИООС.

Границы ПиОТ как правило изменяются в редких случаях при наличии соответствующего обоснования путем принятия отдельных постановлений Правительства Москвы. Однако, в последнее время сложилась практика изменения границ ПиОТ путем утверждения документации по планировке территории.

При этом, изменение границ ПиОТ допускается только при условиях соблюдения установленных показателей баланса территорий и иных видов территорий или увеличения доли природных и озелененных территорий в балансе территорий.

Так, согласно ст. 54 ГрК Москвы показатели баланса площадей ПиОТ, с одной стороны, и площадей иных видов территорий, с другой стороны устанавливаются Генеральным планом города Москвы, схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве, территориальными схемами и отраслевыми схемами, документацией по планировке территории.

Указанные показатели баланса устанавливаются применительно:

  • ко всей территории города Москвы;
  • к территориям административных округов города Москвы, районов города Москвы;
  • к территориям функционально-планировочных образований.

Анализ утвержденных проектов планировки показывает, что практически во всех изученных материалах балансировка озелененных территорий проводилась в рамках одного административного округа.

Видимо, это единственно возможный способ балансировки, поскольку именно при его использовании обеспечивается одновременно баланс и всего города и административного округа, как того требует ст. 54 ГрК Москвы. Если балансировать по городу, то тогда пострадает баланс округа.

Практики упразднения существующих ПиОТ в Москве до настоящего момента не было. Основная масса специалистов, занимающихся данными вопросами в структуре органов государственной власти Москвы или подведомственных им проектных организациях, полагают что это невозможно без изменения действующего законодательства.

Анализ нормативно-правовых актов города Москвы, регулирующих данные правоотношения, подтверждает данный тезис в части упразднения существующих ПиОТ.

Дело в том, что предусмотренные в ст. 54 ГрК Москвы показатели баланса отсутствуют в Генеральном плане города Москвы, а также в территориальных схемах и отраслевых схемах. Документация по планировке территории зачастую не разработана и не утверждена.

При таких обстоятельствах на практике за основу баланса принимают показатели площадей ПиОТ, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 19.01.1999 N 38. Соответственно, проектная документация различного уровня может предусматривать изменение границ и даже перенос существующих ПиОТ, однако при условии сохранения баланса по округу (ст. 54 ГрК Москвы).

Учитывая изложенное, единственным возможным способом упразднения ПиОТ является исключение данной территории из утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 19.01.1999 N 38 перечня ПиОТ.

Основанием для такого исключения может стать обращение ДПИООС в Правительство Москвы с предложением об исключении из перечня территории ПиОТ на основании обосновывающих материалов (возможно методики) и заключения Государственной экологической экспертизы.

Таким образом, алгоритм упразднения ПиОТ представляется следующим:

  1. Обращение заинтересованного лица в ДПИООС,
  2. Проведение экологических исследований, подготовка обосновывающих материалов,
  3. Государственная экологическая экспертиза обосновывающих материалов (при необходимости),
  4. Подготовка проекта постановления Правительства Москвы с пояснительной запиской,
  5. Направление предложения об упразднении ПиОТ с обосновывающими материалами в Правительство Москвы,
  6. Принятие Правительством Москвы постановление об упразднении ПиОТ и внесении изменений в постановление № 38.
  7. Разработка, согласование и утверждение градостроительной документации (проект планировки территории) с учетом ликвидированных ООПТ / ПиОТ

7.2.1. Территориальные особенности современного размещения

особо охраняемых территорий

Для обеспечения устойчивости территории необходимым условием является формирование оптимального экологического каркаса, ключевыми звеньями которого являются особо охраняемые природные территории. Анализ существующей сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) показал недостаточную степень обеспеченности республики особо охраняемыми природными территориями. Существующая сеть ООПТ носит островной характер, природоохранные объекты отрезаны друг от друга и не соединены зелеными коридорами, необходимыми для формирования экологического каркаса.

Создание и развитие республиканской системы ООПТ является одной из важнейших задач территориального планирования и направлено на сохранение уникальных и типичных экосистем, генофонда животных и растений. Учитывая, что регион Средней Волги отнесен к числу приоритетных по важности сохранения биологического разнообразия России, формирование системы особо охраняемых природных территорий в Республике Марий Эл, характеризующейся значительным видовым разнообразием флоры и фауны, обилием чистых озёр и рек, имеющих уникальное значение, приобретает особую значимость.

Общая площадь природно-заповедного фонда в настоящее время составляет 114,3 тыс. га или 4,9 % территории республики, что недостаточно для сохранения экологического равновесия при градостроительном развитии рассматриваемой территории.

В категорию земель особо охраняемых природных территорий включены государственный природный заповедник «Большая Кокшага» (21,5 тыс. га), государственное учреждение национальный парк “Марий Чодра” – 36,6 тыс. га, земли рекреационного назначения - базы отдыха, санатории, и т. д.. – 0,5 тыс. га. В составе земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения находятся природные заказники и памятники природы регионального значения общей площадью 55,9 тыс. га.

В настоящее время структуру ООПТ регионального значения составляют государственные природные заказники и государственные памятники природы, доля которых составляет в общем природоохранном фонде около 65%. Особенно многочисленны памятники природы, юридический статус которых не всегда определён (таблица 7,3).
Современная сеть особо охраняемых природных территорий Республики Марий Эл на 01.01.2006 г.

Таблица 7.3


Категория ООПТ

Федерального значения

Регионального

значения


Местного значения

Всего

Коли-чест-во

Пло-щадь,

Коли-чест-

Пло-щадь,

Коли-чес-во

Пло-щадь, га

Коли-чест-во

Пло-щадь,

Заповедники

1

21554

-

-

-

-

1

21554

Национальные природные парки

1

36875

1

36875

Заказники

9

38050

9

38050

Памятники природы

-

-

52

16980

52

16980

Ботанические сады

-

-

1

72

-

1

72

Городские леса

800

800

Итого

2

58429

62

55102

3

800

69

114331

% от площади республики

2,5

В последние годы отмечается негативная тенденция уменьшения площади особо охраняемых природных территорий. По сравнению с данными на 01.01.2003 г. площадь ООПТ уменьшилась на 56,1 тыс. га. В соответствии с постановлениями Правительства Республики Марий-Эл прекратили существование 4 природных заказника регионального значения: зоологический заказник «Васильсурские дубравы» (постановление Правительства Республики Марий Эл от 04.03.2005 г.№ 59), биологический заказник «Полевой» (постановление Правительства Республики Марий Эл от 04.03.2005 г. № 59) биологический заказник «Устье-Кундышский» (постановление Правительства Республики Марий Эл от 18.05.2004 г. № 145), биологический заказник «Пекшеевский» (постановление Правительства Республики Марий Эл от 04.03.2005 г. № 59). В таблице 7.4 дана характеристика существующих охраняемых природных объектов.
Сеть особо охраняемых природных территорий

Республики Марий Эл

по состоянию на 01.01.2006г.

Таблица 7.4


№ п/п

Катего-рия, статус и наимено-вание ООПТ

Местоположение


Пло-щадь

тыс. га


Год образования

Цель создания


Перспективы разви-тия

Государственные природные заповедники федерального значения

1

«Боль-шая Кокша-га»

»,

21,55

1993

Биосферный. Сохранение и изучение типичных природных комплексов Марийской низменности

Расши-рение границ

Национальные природные парки федерального значения

1

«Марий Чодра»

МО «Волжский муниципальный район

36,88

1985

Охрана природных комплексов, использова-ние в рекреацион-ных и научных целях.

Государственные природные заказники и памятники природы регионального значения

1

«Лебе-дань»

МО «Звениговский муниципальный район»

1,67

1977

Лесомелиоративный. Сохранение уникального хвойно-лиственного массива леса в лево-бережной пойме р. Большая Кокшага.



2

«Марьерский»

МО «Звениговский муниципальный район»

0,2

1982

Биологический. Охрана водяного ореха – чилима, занесенного в Красную книгу России и ряда других стран.

Сохранение в существующих грани-цах

3

«Кумьинский»

МО «Килемарский муниципальный район»»

15,5

1979

Биологический. Охрана, контроль и регулирова-ние исполь-зования охотничье-промысло-вых животных

Сохранение в существующих грани-цах

4

«Камен-ная гора»

МО «Моркинский муниципальный район»

1,3

1997

Комплекс-ный заказник

Сохранение в существующих грани-цах

5

«Емешевский»



5,8

1994

Биологичес-кий зааказник. Охрана, контроль и регулирова-ние исполь-зования охотничье-промысло-вых живот-ных (байбака).

Сохранение в существующих грани-цах

6

«Горное Заделье»

МО «Куженерский муниципальный район»

0,56

1997

Комплексно-го назначе-ния для сохранения уникального «горного» ландшафта со штольня-ми-камено-ломнями и редких видов растений.

7

«Тога-шев-ский»

« МО «Килемарский муниципальный район

3,4

2000 г

Биологический. Сохранение, восстанов-ление мест обитания и численности редких и исчезающих видов животных (популяции длиннопалого рака) и растений. На территории заказника расположен мужской монастырь «Троице-Сергиевская пустынь».

8

«Моркинский»

МО «Моркинский муниципальный район»

9,5

2002

Биологический. Охрана и воспроизводство ценных охотничье-промысловых животных.

9

«Холод-ный ключ»



0,12

2002

Биологический. Сохранение редких видов растений.

Итого:

38,5

I

Памятники природы

1

«Клено-вая гора»

входит в состав

НП «Марий Чодра» МО «Волжский муниципальный район.


0,4

1976

Ботанический ГПП, научное и рекреационное значение

2

«Болото Березо-вое»

МО «Волжский муниципальный район».

входит в состав

НП «Марий Чодра»


0,03

1986 .

Зоологический ГПП, охрана редких и ценных водоплавающих птиц

3

«Болото Желез-ное»

входит в состав

НП «Марий Чодра»« МО «Волжский муниципальный район.


0,4

1986 г.

Зоологический ГПП, охрана редких и ценных водоплавающих птиц.

4

«Родник Зеленый ключ»

Входит в состав

Н/П «Марий Чодра»


-

1976 г.

Водный ГПП

5

Озеро Шунгалдан-

Входит в состав

Н/П «Марий Чодра»


0,9

1983 г.

Водный ГПП

6

Озеро Глухое

Входит в состав

Н/П «Марий Чодра»


0,03

1976 г.

Водный ГПП

7

Озеро Яльчик

Входит в состав

Н/П «Марий Чодра»


0,14

1976 г.

Водный ГПП

8

Озеро Кичиер

Входит в состав

НП «Марий Чодра»


0,05

1976 г.

Водный ГПП

9

Кленовогорская дубрава

Входит в состав

Н/П «Марий Чодра»


0,02

Ботанический ГПП,

Итого

1,07

10

Болото Большое-

МО «Звениговский муниципальный район»

0,75

1987 г.


11

Болото Марьерское

МО «Звениговский муниципальный район»

0,82

1987 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

12

Болото Сорочинское-

МО «Звениговский муниципальный район»

0,15

1987 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

13

Озеро Таир

МО «Звениговский муниципальный район»

0,05

1976 г.

Водный ГПП

14

Озеро Лисички-но

МО «Звениговский муниципальный район»

0,02

1976 г.

Водный ГПП

15

Озеро Шордоер

МО «Звениговский муниципальный район»

0,01

1976 г.

Водный ГПП

16

Озеро Малый Марьер

МО «Звениговский муниципальный район»

0,02

1976 г.

Водный ГПП

17

Озеро Большой Марьер

МО «Звениговский муниципальный район»

0,09

1976 г.

Водный ГПП

18

Озеро Малый Мартын

МО «Звениговский муниципальный район»

0,01

1976 г.

Водный ГПП

19

Река Шуйка-

МО «Звениговский муниципальный район»

0,06

1987 г.

Ихтиологический ГПП, сохранение популяции хариуса, имеет научное значение

20

Гора Карман Курык

МО «Звениговский муниципальный район»

Входит в состав

НП «Марий Чодра»


0,04

1976 г

Охране подлежат склоны горы, покрытые древесно-кустарниковой и травяной растительностью»

21

Озеро Черное (Шутьер)

МО «Звениговский муниципальный район»

0,01

1976 г

Водный ГПП

22

Озеро Круглое (Йыргещкеер)

Входит в состав НП «Марий Чодра»

0,01

1976 г.

Водный ГПП

23

Озеро Кужьер (Долгое)

МО «Звениговский муниципальный район»

Входит в состав НП «Марий Чодра»


0,02

1976 г.

Водный ГПП

24

Эталон-ные леса-

МО «Параньгинский муниципальный район»

0,05

1994 г.

Ботанический ГПП

25

Река Ирека

МО «Мари-Турекский муниципальный район»

0.04

1996 г.

Ихтиологический ГПП

26

Лиственничные леса

МО «Сернурский муниципальный район»

0,003

1976 г.

Ботанический ГПП

27

Каменная гора

МО «Куженерский муниципальный район»

0,02

1997 г.

28

Эталон-ные насаждения ели

МО «Куженерский муниципальный район»

0,02

1986 г.

Ботанический ГПП, охрана древесно-кустарниковой растительности. Имеет научное и учебно-просветительское значение

29

Нолькин камень

МО «Куженерский муниципальный район»

0,01

1986 г

Охрана коренных пород Казанского яруса Пермской системы, редких видов растений.

30

Озеро Табашинское

МО «Оршанский муниципальный район».

0,03

1976 г

Водный ГПП

31

Болото Криуль

МО «Медведевский муниципальный район»

0,06

1987 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

32

Болото Мартын

МО «Медведевский муниципальный район»

0,8

1987 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

33

Озеро Большой Мартын

МО «Медведевский муниципальный район»

0,07

1976

Водный ГПП

34

Роща листвен-ницы сибирс-кой

МО «Килемарский муниципальный район»

0,7

1987 г.

Ботанический ГПП

35

Мадар-ское болото

МО «Килемарский муниципальный район»

0,23

1976 г

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

36

Болото Купланг-ское

МО «Килемарский муниципальный район»

4,99

1987 г

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

37

Тыр Болото

МО «Килемарский муниципальный район»

1,05

1976 г

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

38

Озеро Шамьяры

МО «Килемарский муниципальный район»

0,09

1976 г.

Водный ГПП

39

Озеро Кумьяры

МО «Килемарский муниципальный район»

0,12

1976 г.

Водный ГПП

40

Озеро Лужьяр

МО «Килемарский муниципальный район»

0,1

1976 г

Водный ГПП

41

Нагорная дубрава

МО «Горномарийский муниципальный район»

0,01

1985 г.

Ботанический ГПП

42

Кедровая роща

МО «Горномарийский муниципальный район»

0,4

1976 г.

Ботанический ГПП

43

Болото Карасьяр

МО «Горномарийский муниципальный район»

1,6

1987 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

44

Большеозерское болото

МО «Горномарийский муниципальный район»

1,26

1976 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

45

Озеро Нужьяр

МО «Горномарийский муниципальный район»

0,03

1976 г

Водный ГПП

46

Озеро Карасьяр

МО «Горномарийский муниципальный район»

0,03

1976 г.

Водный ГПП

47

Болото Волчье

МО «Горномарийский муниципальный район»

1,4

1976 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

48

Шереметевский парк



0,01

1994 г.

Ландшафтный ГПП, историко-культурное значение

49

Болото Подвес-ное

МО «Юринский муниципальный район»

0,8

1976 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

50

Болото Шидыяр (Туриловское болото)

МО «Юринский муниципальный район»

1,01

1976 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

51

Озеро Гусинец

МО «Юринский муниципальный район»

0.01

1994 г.

Водный ГПП

52

Озеро Светлое

МО «Юринский муниципальный район»

0.01

1994 г.

Водный ГПП

53

Ботани-ческий сад-(памят-ник природы)

ГО

«Город Йошкар-Ола»


0.07

1939 г

Ботанический ГПП

Итого

17,05

Всего ООПТ регионального значения

55,102

Анализ существующей сети особо охраняемых природных территорий показал очень низкую степень обеспеченности округа особо охраняемыми природными территориями – 4,9 %. (7,3 % в 2002 году). Распределение особо охраняемых территорий по административным районам крайне неравномерно. Для большинства ООПТ не соблюдены оптимальные площади, обеспечивающие сохранение типичных состояний, режимов и межкомпонентных связей в экосистемах разных типов. Примером может служить Марьерский заказник, созданный с целью охраны водяного ореха, занесенного в красную книгу России. Существуют также определённые сложности, связанные с учётом и контролем режима охраны, вследствие большого количества памятников природы (более 50), рассредоточенных по территории и не имеющих зафиксированных границ.

Для сохранения устойчивости природных экологических систем необходимым условием является наличие оптимального экологического каркаса в виде особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Корректно сформированная сеть охраняемых природных территорий решает задачи сохранения в неизменном состоянии уникальных природных комплексов и объектов, типичных для различных географических зон и подзон природных комплексов ландшафтов, биологического разнообразия генофонда растительного и животного мира.

      1. Обоснование проектных предложения по резервированию земель под особо охраняемые природные территории

регионального значения

Осуществление градостроительной деятельности должно проводиться с учетом требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, в связи с чем, в схеме территориального планирования предусматривается максимальное соблюдение режима охраны существующих ООПТ, увеличение площади земель природоохранного назначения за счет создания новых ООПТ и расширения площади существующих объектов

Для расширения сети ООПТ в ряде районов Республики Марийским Государственным Университетом проводятся научные исследования и натурные обследования по выявлению особо ценных природных комплексов, редких видов растений и животных, занесенных в Красные книги России и Республики Марий Эл, результаты исследований использованы для обоснования необходимости сохранения существующих и организации новых охраняемых объектов. Планируемое увеличение площади особо охраняемых природных территорий направлено на обеспечение экологической стабильности территории республики.

Предлагаемые варианты организации ООПТ регионального значения на I -ю очередь.

1. Создание комплексного природного заказника «Васильсурские Дубравы» на териртории МО «Горномарийский район» с изъятием из состава земель сельскохозяйственного назначения площадью 12000 га (на территории ликвидированного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 04.03.2005 г. № 59 зоологического заказника «Васильсурские Дубравы»).

В западной части Горномарийского района на правом берегу Волги на территории бывшего зоологического заказника сохранились уникальные лесные массивы с нагорными дубравами и ясенем, отмечаются редкие виды растительного и животного мира, своеобразен рельеф и гидрографическая сеть. Объявление территории комплексным (ландшафтным) заказником необходимо для сохранения и восстановления природного комплекса в целом.

Цель создания комплексного природного заказника «Васильсурские Дубравы:

Охрана и восстановление уникальных нагорных дубрав;

Охрана среды обитания охотничьих видов животных;

Охрана редких и исчезающих видов растений;

Сохранение в целом природного комплекса правобережья реки Суры.

2. Создание комплексного природного заказника «Заволжский» на территории МО «Звениговский муниципальный район» без изъятия из состава земель Кокшайского лесхоза, площадью 2000 га.

В пределах природного заказника предусматривается организация природно-исторического комплекса регионального значения «Заволжская лесная дача». Основной функцией заказника является сохранение водоохранных лесов, имеющих ключевое средообразующее и ресурсоохранное значение. В проектируемой системе ООПТ республики объект необходим в качестве ключевого звена экологического каркаса – участка хвойно-лиственных лесов на междуречьи устьевых участков рек Большая Кокшага и Малая Кокшага.

3. Расширение границ комплексного государственного природного заказника «Горное Заделье», расположенного на территории МО «Куженерский муниципальный район» на землях Куженерского лесхоза.

Площадь комплексного государственного природного заказника «Горное Заделье», в современных границах составляет 560 га. Для эффективной охраны ландшафтов возвышенной части Вятского Увала представляется целесообразным расширение границ комплексного государственного природного заказника «Горное Заделье», созданного для сохранения уникального «горного» ландшафта со штольнями-каменоломнями и редких видов растений, включенных в Красные книги России и Республики Марий Эл. В предлагаемые границы заказника включены памятник природы «Урочище Нолькин Камень», расположенный на отрогах Вятско-Марийского вала, а также долина и террасы р. Нолька. Общая площадь заказника составит 1100 га.

Увеличение площади заказника и организация охранной зоны позволит обеспечить стабильное функционирование этой территории как природного резервата, имеющего научное, познавательное, экологическое и рекреационное значение.

4. Создание комплексного природного заказника «Устье-Кундышский» на териртории МО «Медведевский район» без изъятия из состава земель сельскохозяйственного назначения площадью 8000 га (на территории ликвидированного биологического заказника «Устье-Кундышский» постановление Правительства Республики Марий Эл от 18.05.2004 г. № 145).

Цель организации заказника – сохранение и восстановление природных комплексов правобережья р. Малая Кокшага, выполняющих ключевую роль в обеспечении экологического равновесия.

Предлагаемые варианты организации ООПТ регионального значения на расчетный срок.

1. Организация природного парка «Вятские Увалы» на территории МО «Моркинский муниципальный район» и МО «Куженерский муниципальный район» без изъятия из земель лесного фонда, площадью 20000 га.

Выделенная территория расположена в районе хвойно-широколиственных и елово-пихтовых лесов южной части Вятско-Марийского вала и имеет исключительно важное значение для поддержания баланса естественных процессов в биосфере. Леса Вятских Увалов выполняют важную средофомирующую функцию для всего региона, являются регулятором водного баланса территории, воздействуют на формирование климата, препятствуют развитию экзогенных геологических процессов. Значительное видовое разнообразие флоры и фауны, обилие рек и ручьев, имеющих уникальное значение по водному режиму, делают перспективными использование планируемого парка для целей рекреации.

Основные функции природного парка – сохранение природных комплексов Вятских Увалов, среды обитания охотничьих видов животных, охрана редких видов растений, сохранение и использование рекреационных ресурсов, экологический мониторинг, научно-исследовательская деятельность.

2. Создание комплексного природного заказника «Большой Марьерский».

Комплексный природный заказник «Большой Марьерский» организуется на территории МО «Звениговский муниципальный район» без изъятия из состава земель Гослесфонда Кокшайского лесхоза общей площадью 10000 га.

В проектируемой системе ООПТ округа участок необходим в качестве ключевого звена экологического каркаса – участка типичных болотных угодий и уникальных озер, сохранившихся в естественном состоянии.

Территория для создания комплексного заказника выделена в среднем течении р. Б. Кокшага и включает биологический заказник Марьерский, площадью 0,2 га и 7 памятников природы: озера Большой Марьер, Малый Марьер, Лисичкино, Шордоер; болота Сорочинское, Марьерское, Большое. Сохранение 8-ми самостоятельных объектов малых по площади весьма проблематично, в связи с чем, включение их в общие границы единой особо охраняемой территории обеспечит поддержание экологического баланса территории.

Основные задачи проектируемого заказника:

сохранение и восстановление природных комплексов: болотных и озерных;

сохранение и восстановление численности промысловых животных;

сохранение мест обитания исчезающих и редких видов животных;

систематическое проведение биотических мероприятий, режимных и учетных работ в целях создания благоприятных условий сохранения, восстановления и воспроизводства охраняемых объектов животного и растительного мира;

сохранение природного комплекса заказника в целом.

В результате предлагаемого расширения и перераспределения ООПТ площадь особо охраняемых природных территорий составит 160 тыс. га (6,8 % от площади республики).

Для расширения заповедного фонда республики необходимо увеличение территории особо охраняемых природных территорий федерального значения: государственного природного заказника «Большая Кокшага» с целью создания биосферного заповедника; национального парка «Марий Чодра» с целью увеличения рекреационной части парка вдоль р. Илеть. Расширение территории государственного природного заповедника и национального парка учреждается постановлением Правительства Российской Федерации.

В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти Республики Марий Эл должны принять решение о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий – комплексного природного заказника «Васильсурские дубравы». Земельный участок в составе земель сельскохозяйственного назначения подлежит переводу в земли особо охраняемых природных территорий.