Меню
Бесплатно
Главная  /  Сочинения  /  Направления работы по повышению конкурентоспособности выпускника. Конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений на рынке труда: методические подходы. высших учебных заведений на рынке труда

Направления работы по повышению конкурентоспособности выпускника. Конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений на рынке труда: методические подходы. высших учебных заведений на рынке труда

Как уже отмечалось, конкурентоспособность вуза во многом зависит от конкурентоспособности его выпускников, которые представляют собой продавцов знаний и профессиональных навыков на рынке трудовых ресурсов.

В последние годы динамика спроса на рынке труда на специалистов определенного профиля и квалификации вступила в противоречие с традиционно сложившейся их подготовкой, что вынуждает вузы учитывать предъявляемые к ним требования со стороны работодателей, которые считают, что вузовская подготовка отстает от запросов бизнеса.

По мнению работодателей, выступающих заказчиками образовательных услуг, главными проблемами вузов, осуществляющих подготовку выпускников экономических специальностей, являются устаревшие программы и оторванность от практики. Однако это не единственные проблемы. Сравнительный анализ ответов опрошенных работодателей в период 2000–2010 гг. показал увеличение их требований, предъявляемых к выпускникам экономических вузов (табл. 5.7) .

Таблица 5.7. Требования работодателей к выпускникам экономических вузов

Требования работодателей

Умение понимать миссию компании

Свободное владение иностранным языком

Владение компьютерными и информационными технологиями

Умение адаптироваться к деловой культуре компании

Готовность работать в команде

Наличие опыта работы

Способность системного мышления

Способность к переработке большого объема информации и вычленению главной

Умение применять на практике полученные в вузе знания

Нацеленность на карьеру

Из табл. 5.7 следует, что перечень требований к выпускникам вузов за десять лет значительно расширился. Это во многом обусловлено развитием новых тенденций в содержании и структуре рабочих мест. Работодатели стремятся обеспечить бо́льшую гибкость наемного труда через ротацию рабочих мест, разнообразие трудовых навыков, повышение адаптивности, непрерывное обучение, внедрение гибких графиков рабочего времени и т. п.

Современный выпускник должен обладать так называемым проектным типом мышления, в основе которого лежит не стремление к стабильной и постепенной карьере в рамках одной организационной структуры, а интерес к конкретному проекту и достижению признания коллег-профессионалов.

Изменение требований работодателей происходит не только в профессиональной сфере труда, но и в социально-психологической и социально-культурной плоскостях. Если основными морально-психологическими качествами работника раньше были: дисциплина, знание своего места в организационной иерархии и технологической цепочке, исполнительность, то новые императивы ориентируют на бо́льшую инициативу и самостоятельность, способность работать во временных рабочих группах (командах), высокую мотивацию к переобучению.

Западные эксперты утверждают, что образовательная услуга производится качественно только в том случае, если вуз знает своего потребителя и требования работодателя.

В последнее время российские работодатели проявляют заинтересованность в установлении контактов с высшими учебными заведениями с целью определения требований к будущим специалистам. Ниже приведены результаты исследования, проведенного независимым рейтинговым агентством "РейтОР".

Пример

Результаты исследования показали слабый учет реальных проблем отрасли при организации учебного процесса и отсутствие у выпускников навыков решения конкретных производственных задач (3,1%), недостаточный уровень владения современными знаниями и навыками применительно к отрасли (2,9%), низкий уровень самообразования выпускников, поиска нужной информации (2,8%).

Были выявлены также негативные факторы, влияющие на закрепление молодых специалистов на предприятиях, среди которых выделяются недостаточный размер заработной платы, отсутствие навыка самостоятельного анализа и решения возникающих проблем, а также неумение применять полученные знания. При приеме на работу наиболее важными критериями для работодателей являются репутация вуза, наличие у выпускника соответствующей специальности, средний балл диплома. Были также определены причины необходимости дополнительной подготовки молодых специалистов, которую вынуждены проводить предприятия. Наиболее важными из них считаются недостаток практических навыков и умений, отсутствие опыта работы в команде. Приведенные факты свидетельствуют о том, что бизнес стал серьезнее относиться к образованию, так как его развитие требует привлечения все большего количества квалифицированных специалистов.

Конкурентоспособность выпускников зависит от их востребованности на рынке труда, которая определяется уровнем знаний, полученных в результате освоения образовательной программы, способностей и личных качеств.

По мнению работодателей, конкурентоспособность выпускников характеризуют следующие факторы: знание современных технологий, способность проводить переговоры и деловые встречи, умение применять теоретические знания на практике, способность генерировать новые идеи, мотивация к карьерному росту, жизненный оптимизм и др.

В учебной литературе предлагаются различные модели, характеризующие конкурентоспособность специалиста. Модель, представленная в табл. 5.8, ассоциируется с успехом как в профессиональной, так и в личностной сферах.

Таблица 5.8. Модель конкурентоспособности специалиста

Компетенции и способности выпускника

Составляющие

Общенаучные

Умение вести научно-исследовательскую деятельность

Умение структурировать знания и проводить эксперименты

Умение оценивать результаты исследований.

Умение применять экономические законы и теории, определять экономические показатели

Умение анализировать, моделировать и разрабатывать стратегии

Способность к самостоятельной подготовке

Способность участвовать в разработке инновационных методов, средств и технологий в области профессиональной деятельности и др.

Общетехнические и гуманитарные

Знания в области:

математики;

психологии;

правоведения;

информационных технологий;

иностранных языков и др.

Экономические и организационно-управленческие

Знания в области:

маркетинга;

менеджмента;

экономики;

инновационного менеджмента.

Умение разработать бизнес-план

Умение организовать работу коллектива

Специальные

Знания, умения и навыки в конкретной области деятельности

Широкий кругозор в конкретной области деятельности

Способности

Аналитические

Творческие

Практические

К непрерывному профессиональному росту

К непрерывному саморазвитию

К лидерству

Личные качества

Ответственность

Добросовестность

Инициативность

Оценка проводилась по 5-балльной шкале.

Аннотация:

В статье обозначена проблема повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда. Конкурентоспособность выпускника определена как система способностей, ориентированная на социум, сложное интегральное свойство личности, способность максимального расширения собственных возможностей, высокое качество результатов ее деятельности. Проанализированы факторы, влияющие на возможности реализации и развития, накопленных молодыми специалистами в процессе профессионального образования знаний, умений и навыков. Выявлены факторы, оказывающие первостепенное влияние на повышение конкурентоспособности выпускников вузов в современных условиях.

Ключевые слова:

конкуренция, конкурентоспособность, выпускник, высшее образование, сфера образования, ВУЗ, личность, система подготовки.

Прежде всего, человек - это биосоциальное существо. Каждый из нас, уже с рождения, наделен определенными качествами, их принято называть врожденными, и к ним мы можем отнести, например, темперамент, психический склад личности, гендерные, половые и возрастные особенности и другие. Но ведь человеку недостаточно обладать лишь этим набором качеств. Сейчас очень важно отличаться от других людей не врожденными особенностями, а приобретенными, например, объемом накопленных знаний и умений, уровнем образования, что, по сути, и делает наше существование уникальным и отличным от других.

Для целей нашего исследования важно определить, что следует понимать под конкурентоспособностью личности. Согласимся с позицией Т.Г.Кутейцыной, объясняющей конкурентоспособность личности как систему способностей, ориентированную на социум, включающую свойства и качества личности, которые характеризуют максимальное расширение собственных возможностей, высокое качество результатов ее деятельности, определяют соответствующее индивидуальное поведение и обеспечивают внутреннюю гармонию и уверенность в себе .

Важно понимать, что понятие «конкурентоспособность» произошло от слова «конкуренция». Оно является комплексным, многофункциональным, системным, междисциплинарным и многоуровневым. Ученые из множества научных сфер занимались проблемами образования и его взаимосвязи с экономикой.

Значимыми составляющими национального богатства, в нынешних условиях, являются уровень образования и интеллектуальный потенциал социума, а основой прогресса, безопасности и стабильности страны - уровень образованности, профессиональной подготовки человека, его умение решать нестандартные задачи и стремление к творчеству^^. 67].

Человечество переживает смену веков и тысячелетий, что неизбежно влечет за собой глобальные изменения в социальной сфере: на смену индустриального общества пришло постиндустриальное общество, основным отличием которого является изменение отношения к человеку. Если в индустриальном обществе человек - объект и средство, то в постиндустриальном, он субъект и главная цель развития.

Сегодня, актуальность проблемы конкурентоспособности студентов и выпускников ВУЗов стоит очень остро. Ведь, не редки случаи, когда в период студенческой жизни абсолютно нет времени на поиск, а тем более, па сам процесс работы в организации. Поэтому, как только студент выходит из стен ВУЗа, он тут же сталкивается с высокими требованиями работодателей, особенно с теми, что касаются опыта работы .

В России о конкурентоспособности личности стали говорить не так давно. Во времена СССР, к данному понятию относились предвзято, ибо считали, что конкуренция - это антагонистическая борьба за более выгодные условия производства и сбыта товаров между частными производителями; при капитализме - она считалась борьбой за получение наивысшей прибыли между капиталистами; в социалистическом обществе считалось, что конкуренции нет .

Разумеется, в годы СССР выпускнику ВУЗа было гораздо легче влиться в социальную структуру общества, при том, что он обладал качественными знаниями и участвовал в общественной жизни. Поэтому, юный специалист в мог добиться более высокооплачиваемой и интересной работы, а значит, что он обладал высокой конкурентоспособностью. В то время студент или выпускник мог обладать и минимальными знаниями и навыками, и не оказаться безработным. Ведь в Советском союзе система планирования позволяла обучать лишь столько специалистов, сколько это требовалось для поддержания должного уровня экономики, именно поэтому выпускники ВУЗов не сталкивались с трудностями трудоустройства . Сейчас же современная Россия столкнулась с наступлением поры всесторонней оценки конкурентоспособной личности во всех сферах общественной жизни.

В настоящее время в России очень важно обеспечивать молодежь фундаментальными и постоянно совершенствующимися знаниями, которые поспособствовали бы формированию потребности в саморазвитии. Такое самостоятельное развитие важно для индивида как для создания профессиональной карьеры в настоящем, так и для обеспечения устойчивого политического и социального положения в будущем. Сейчас основной миссией образования стало развитие и воспитание высокообразованной, свободной и духовной личности, которая способна к самообразованию в условиях постоянно изменяющегося мира .

Обязательным качеством для высокообразованной личности является профессиональная, образовательная, социальная, культурно- духовная и информационно-коммуникативная компетенции. Чтобы сформировать эти компетенции у выпускника, очень важно совершить переход в образовательных заведениях от традиционного знаниево- ориентированного образовательного процесса к компетентностному . Это предоставит возможность обеспечить конкурентоспособность выпускников ВУЗов, которые смогут, благодаря данному подходу, выполнять социальные функции в обществе, участвовать в развитии инновационной экономики и реализовывать свой личностный и профессиональный потенциал.

Вопрос о формировании конкурентоспособности выпускников сейчас является одной из самых актуальных проблем, стоящих перед ВУЗами. Понятие конкурентоспособность можно определить не только такими показателями, как востребованность профессии па рынке труда, уровень квалификации, мобильность, но и учитывать, что сюда также заложены жизненные цели, принципы, установки и самосознание будущего специалиста.

В конкурентоспособности выпускника можно выделить следующие составляющие: квалификационную, личностную, деловую и мотивационную :

  • - квалификационной составляющей присваивается центральное место среди остальных, так как она напрямую касается профессиональной трудовой деятельности и тем или иным образом затрагивает другие составляющие конкурентоспособности;
  • - личностная составляющая играет огромную роль при отношении и поведении выпускника к работодателю;
  • - деловая составляющая подразумевает, конкурентные преимущества молодого специалиста и влияет на формирование стратегии поведения во взаимодействии с работодателем, а также на построение карьерного роста;
  • - мотивационная является системообразующей составляющей, так как она определяет необходимые качества и способности для развития, также она связана и с системой ценностей и целей выпускника, которые так или иначе связаны с их трудовой деятельностью.

При рассмотрении составляющих конкурентоспособности недостаточно учитывать лишь потенциал выпускника, поскольку, помимо этого существуют еще и объективные особенности, например промежуточное положение выпускника, так как в процессе обучения ВУЗ оказал некое воздействие (соответствие выпускника требованиям данного учебного заведения), также выпускник подвергается влиянию требований работодателя и рынка труда. Немаловажным фактором здесь являются и условия, которые уже сложились на рынке труда, степень адаптированное™ к ним самого выпускника и умение эффективно взаимодействовать с работодателем.

В современный период высшее образование претерпевает значительные изменения и появляются некие тенденции в его развитии, например: введение информационных технологий в образовательную сферу, увеличение значимости стабильного взаимодействия между образовательной, научной и производственной сферой, повышение роли стандартизации учебных процессов, ужесточение конкуренции среди учебных заведений, что позволяет увеличивать качество работы каждого из них и др.

Бесспорно, особую значимость сейчас приобретает умение молодого специалиста приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям в экономике и технологиях. И задача высшего образования в данном случае должна заключаться в формировании у него способностей самостоятельно и непрерывно приобретать знания на протяжении всей жизни. Ведь на просторах современной экономики, человек, с его способностями, потенциалом, умениями, навыками и знаниями становится самым важным ресурсом. Поэтому, в качестве основного приоритета в социально-экономическом развитии страны выступает система самосовершенствования личности за счет качественного преобразования всей системы образования.

Современные требования экономики приводят к созданию многоцелевого образования, которое обеспечивает подготовку конкурентоспособных кадров. Например, целями такого образования можем выделить: формирование современной, социальной личности, формирование надлежащих компетенций специалиста, подготовка квалифицированных кадров.

Безусловно, наиболее конкурентоспособными выпускниками являются выпускники учебных заведений, которые занимают лидирующие позиции на рынке образовательных услуг. В данном случае, конкуренция предстает как соперничество за привлечение способных абитуриентов между образовательными учреждениями. Немаловажным фактором являются участие в инновационно-инвестиционной деятельности и труды профессорско-преподавательского состава.

Одним их главных критериев эффективности ВУЗов является конкурентоспособность их выпускников. В широком смысле конкурентоспособность специалиста подразумевает степень полезности качеств рабочей силы потенциальному покупателю - работодателю, а в узком - обладание такой профессией и такими качествами, которые дают работнику преимущество в борьбе с конкурентами за вакантное рабочее место . Уровень конкурентоспособности молодого специалиста во многом зависит от степени его соответствия профессиональным знаниям и личностным качествам требованиям профессии.

Компетентность выпускника - еще один существенный фактор, способствующий повышению его конкурентоспособности. Она проявляется, как правило, в профессиональной деятельности и содержит способности, знания, умения и навыки, которые необходимы для претворения в жизнь творческой деятельности личности.

В Японии, например, особое внимание уделено развитию целостного мышления, обеспечивающееся совместными усилиями организаций и ВУЗов. В США конкурентоспособность команды формируется за счет эффективности их деятельности.

Самыми распространенными системами подготовки специалистов являются: германская (в приоритете - химия, математика, физика, биология, то есть, естественное научная система) и американская (философия, социология, история, психология, то есть, гуманитарные науки). В связи с переходом России к рыночным отношениям, получила развитие американская система подготовки кадров, которая проявила себя в экономическом образовании. Однако, такой подход, в основном, дает сведения о прошлом, нежели о перспективах будущего, так как трудоемкость обучения при этом невысокая. И помимо ответа на вопросы кто? когда? каковы результаты? специалистам необходимо отвечать на вопросы и такого типа как: почему? как с этим работать? и к чему это может привести в будущем? Ведь, при ответе на последние вопросы, трудоемкость обучения сможет значительно увеличиться. Итак, гуманитарная подготовка не в состоянии создать систему образования, которая отвечала бы современным требованиям. Таким образом, возникает необходимость, использовать в учебных программах системную подготовку по вопросам экономической теории, маркетинга, менеджмента, экономики предприятий и др., тем самым повышая конкурентоспособность выпускников.

Таким образом, успешность молодого специалиста, а именно его конкурентоспособность на рынке труда, во многом зависит не только от качества предоставляемого образования, но и от личностных характеристик. Чтобы ВУЗам «вырастить» компетентного и способного выпускника, необходимо мотивировать студентов к самостоятельной работе, к развитию его творческих способностей в ходе учебных занятий и во внеучебной деятельности, а также не оставлять без внимания взаимодействие теоретического и практического обучения.

Список использованной литературы:

  • 1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://slovaronlinc.com/search?vord=KOHKypeHniiK.
  • 2. Карпенко, Е.З. Развитие системы профессиональной ориентации в интересах увеличения отечественного человеческого капитала // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014.- № 6. - С.148-153.
  • 3. Карпенко, Е.З. Сверхзанятость учащейся молодежи как фактор снижения качества человеческого капитала // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015.-№ 8. - С.69-75.
  • 4. Карпенко, Е.З. Условия формирования и развития человеческого капитала // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015.- № 2. - С.65-70.
  • 5. Конкурентоспособность выпускников высшего профессионального образования на рынке труда [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/77/366/34271 .php
  • 6. Королева С.И. Результаты доступности и качества образования // Вестник Академии. 2011,-№4.-С.117- 119.
  • 7. Кутейницына Т.Г. Конкурентоспособность специалиста: критическое прочтение отечественных публикаций - 2014 - №2.- С. 1-24.
  • 8. Михалкин В.С. Концепция целостности естественно-научного цикла дисциплин технического ВУЗа // Интеграция образования.- 2003.-№1.-С.77-79.
  • 9. Москвитин Г.И. Теория и практика принятия решений. М: Издательство. Кно- рус, 2016.
  • 10. Общие основы педагогики [Электронный ресурс]

URL:http://www.studfiles.ru/preview/l 721433/page:3/ - пособие.

11. Терелянская И.В. Психологические подходы к понятию конкурентоспособности личности/ И.В. Терелянская, И.В. Курышева // Мир науки, культуры, образования,- 2012.-№2.-С.236-238.

Колобова Татьяна Викторовна

магистрант факультета Экономики, управления и финансов. АНО ВО «Российский новый университет»

Определяется качеством его подготовки в вузе, а именно практикоориентированным обучением и развитием личностной готовности к будущей профессиональной деятельности. Работодатели сегодня испытывают потребность в молодых специалистах, обладающих адекватной оценкой своих карьерных притязаний и возможностей принимающей организации, готовых начать карьеру с низовых ступеней, а также отличающихся мобильностью, адаптивностью и способностью быстро переучиваться. Немаловажным качеством с точки зрения работодателя, является клиент-ориентированность молодого специалиста, под которой понимается подчинение своих интересов интересам клиента как на уровне сознания, так и на уровне обыденного поведения.

Анализ исследований. Изучение активности будущих выпускников университетов в вопросах трудоустройства позволяет выделить четыре основные группы:

  • 1) «выдающиеся выпускники» «маяки», которые составляют гордость вуза, обладают развитыми деловыми и личностными качествами. К моменту окончания вуза они уже владеют собственным бизнесом или имеют несколько предложений от разных работодателей. Их число не превышает 10% всех выпускников;
  • 2) «карьеристы» это 40% выпускников, нацеленных на успех в профессиональной деятельности, имеющих трудовой опыт и положительную практику трудоустройства;
  • 3) «инфантильные» 30% выпускников, которые не способны к развитию своей карьеры, не готовы прикладывать усилия для поиска работы и несамостоятельны в трудоустройстве;
  • 4) «спящие» немотивированные студенты с неопределенными планами профессионального роста. Их численность составляет около 20% выпускников .

Таким образом, у половины выпускников существует конфликт между желанием работать по полученной в вузе специальности и степенью готовности реализовать это желание. В то же время у 50% выпускников выражены карьерные установки.

Это позволяет выделить следующие модели поведения выпускников:

  • - индивидуально-карьерная модель поведения, для которой характерно стремление добиться личного успеха в жизни. Такие выпускники одновременно учатся и работают, стараются добиваться всего самостоятельно; в них заинтересованы многие компании;
  • - неопределенная модель поведения: молодые люди не определились в своей профессиональной жизни, неадекватно оценивают свои возможности. Работодатели теряют интерес к тем кандидатам, которые при собеседовании необоснованно завышают свои требования к будущей работе, либо готовы рассматривать предложения на различные позиции в разных сферах деятельности;
  • - несамостоятельная модель поведения, свойственная выпускникам, достаточно способным, но не ориентирующимся в требованиях современного рынка труда, не владеющими технологиями поиска работы .

Цель. В плане нашего изучения, важное значение, имеет рассмотрение профессионального самоопределения как необходимого и важного аспекта профессионализации личности как специфического вида активности, содержанием которой является достижение смысловой определенности в самоотношении и отношении к выполняемой деятельности, структурирование и интеграция своего профессионального будущего.

Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем:

  • 1) потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;
  • 2) самоопределение ориентировано в будущее; личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему.

Профессиональное самоопределение рассматривается различными авторами:

  • а) как специальная деятельность в ответ на проблемную ситуацию, как процесс, имеющий собственную динамику и содержание;
  • б) как один из критериев успешности профессионального становления, заключающийся в адекватности профессионального выбора;
  • в) как психологический механизм профессионального развития личности, обеспечивающий разрешение внутриличностных противоречий и переход на более высокий уровень профессионального самосознания .

Можно выделить три уровня профессионального самоопределения:

  • - высокий (сформированность интересов, соответствие личных качеств избранной профессии, твердое убеждение в правильности выбора);
  • - средний (отсутствие устойчивого интереса, убежденности в правильности выбора);
  • - низкий (отсутствие интереса, воли, желания достичь высоких результатов, малая активность, оценка себя в плане будущей профессии).

Алексей Валерьевич Никитин, директор ГАОУ СПО «Калужский колледж информационных технологий и управления», председатель ССУЗов Калужской области:

— В современном обществе основным критерием эффективности работы образовательного учреждения являются качество подготовки и конкурентоспособность выпускников.

Многие учреждения профессионального образования Калужской области провели мониторинг удовлетворённости работодателей качеством выпускников, учитывая такие показатели, как адаптированность, работоспособность, самостоятельность, исполнительность, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, обучаемость, профессиональная подготовка. Большинство показателей были выше среднего, но такой ключевой показатель, как профессиональная подготовка, оказался ниже средних значений.

Кроме того, в современных условиях возникает потребность в качественно новых профессиях и специальностях, востребованных на региональных рынках труда и обеспечивающих ключевые направления становления и развития производств. Среди инновационных технологий обучения особый интерес представляет дуальная модель профессионального обучения, преимуществом которой является согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов, высокая степень практико-ориентированности и, как следствие, обеспечение высокого процента трудоустройства выпускников.

Разработанные и внедрённые в Калужском колледже информационных технологий и управления и ООО «Фольксваген Груп Рус» экспериментальные учебные планы, программы для подготовки студентов, контрольно-измерительные материалы стали основой качественно нового экспериментального учебно-методического комплекса по специальностям «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» («Автомехатроника») и «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики» («Мехатроника»). И работодатели положительно оценили качество подготовки и профессиональные компетенции выпускников колледжа.

В 2011-2012 годах в колледже разработаны и внедрены аналогичные учебно-методические комплексы и контрольно-измерительные материалы для других востребованных производством профессий и специальностей: специалист по покраске, специалист по металлоконструкциям, складская логистика.

Эффективное взаимодействие учреждений профессионального образования и работодателей имеет большое практическое значение как для системы профобразования области, так и для регионального рынка труда. Внедрение элементов дуальной системы обучения, компетентностный подход в обучении позволяют существенно повысить качество подготовки квалифицированного специалиста, сделав его конкурентоспособным на рынке труда.

Работа по подготовке квалифицированных специалистов на базах образовательных учреждений профобразования выявила и некоторые серьёзные проблемы. Более того, нерешение некоторых из них ставит под угрозу существование самой системы подготовки кадров. В частности, это частичное или полное отсутствие в учреждении специалистов, способных проводить обучение по техническим специальностям (гидравлика, пневматика, электротехника, электроника, промышленная энергетика); старение существующих кадров; отток молодых специалистов; невозможность высокой оплаты труда; несовершенство трудового законодательства; повышение квалификации кадров в организациях и учреждениях, не имеющих зачастую необходимых учебно-методических и материально-технических ресурсов.

В нашем регионе успешно работают различные технопарки. Созданы и развиваются производственные кластеры: автомобилестроение, фармацевтика, металлургия, электроника, сельское хозяйство и др. Все представители производственной сферы — современные высокотехнологичные предприятия, нуждающиеся в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. Внедрение в образовательном процессе практико-ориентированного обучения, а также практические рекомендации могут быть взяты за основу при формировании новых научно-методических комплексов по новым профессиям и специальностям, востребованным работодателями, т.е. профессиональные компетенции могут быть эффективно сформированы для любой отрасли.

В то же время региональная стратегия в сфере подготовки кадров обязательно должна учитывать все особенности экономического развития региона. Результатом этой работы будет высокое качество профессионального образования, удовлетворение потребностей работодателя в квалифицированных специалистах, востребованность выпускника образовательного учреждения на рынке труда, успешная работа предприятий, экономическое развитие региона, развитие системы профессионального образования региона, инвестиционная привлекательность Калужской области.