Меню
Бесплатно
Главная  /  Сочинения  /  Презентация " формирование связной речи". «Особенности развития связной речи дошкольников». Презентация особенности овладения речью ребенка дошкольного возраста

Презентация " формирование связной речи". «Особенности развития связной речи дошкольников». Презентация особенности овладения речью ребенка дошкольного возраста

МБДОУ № 2 « Детский сад « Ласточка»

Презентацию подготовила воспитатель Манджиева Г.З.


Связная речь - смысловое развернутое высказывание(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности.


Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.


Диалогическая речь (диалог)

процесс непосредственного речевого общения,

характеризующийся поочередно сменяющими одна

другую репликами двух или более лиц.

  • Собственно речевые умения
  • Умения речевого этикета .
  • Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе
  • Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы .
  • Невербальные (неречевые) умения .

Монологическая речь (монолог) – процесс

непосредственного общения, характеризующийся

речью одного лица, обращенной к слушателям

или к самому себе

  • Логически последовательное высказывание
  • Выражает мысль одного человека
  • Полная формулировка и развернутость.
  • Литературная лексика .
  • Длительное и предварительное обдумывание.
  • Стимулируется внутренними мотивами

Описание – это характеристика предмета в статике

Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях

Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного

образца в устной речи

Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания






« Котенок »

У Кати жил котенок.

Катя

любила котенка.

Она поила котенка

молоком.

Котенок любил играть

с Катей.

« Рыбалка »

Илюша собрался на рыбалку.

Он накопал червей и

пошел к реке. Сел Илюша на

берегу и закинул удочку.

Скоро ему попался лещ,

а потом – окунь. Мама

сварила

Илюше вкусную уху.



Например, в дидактической игре "Уложи куклу спать" воспитатель учит детей последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна

Сюжетно-дидактические игры

Игры с предметами

Игры-инсценировки

Словесные игры


Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы

В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др.


Игры с помощью которых

формируют умение выделять

существенные признаки предметов,

явлений: «Отгадай-ка?», «Да – нет»

Игры с помощью которых

развивается умение обобщать

и классифицировать

предметы по различным

признакам: «Кому что нужно?»,

«Назови три предмета?»,

«Назови одним словом»

Игры, используемые для

развития у детей умения

сравнивать, сопоставлять,

делать правильные

умозаключения: «Похож – не похож»,

«Кто больше заметит небылиц?»

Игры на развитие

внимания, сообразительности,

быстроты мышления,

выдержки, чувства юмора:

«Испорченный телефон»,

«Краски», «Летает – не летает»


Подбор картинок по общему признаку .

В игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?" дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.

Подбор картинок по парам . – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.




Вспомни случай

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному .


Бюро путешествий

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.


Мой репортаж

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.


Рассказы по картинкам

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом .


Чем закончилось?

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!


Критерии определения уровня развития связной речи:

Соответствие высказывания теме. Раскрытие темы.

Наличие четкой структуры высказывания – начало, середина, конец.

Использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания.

Использование средств выразительности: в описаниях – определений, сравнений, метафор; в повествованиях – диалога героев, элементов описания и т. д.

Индивидуальность в выборе языковых средств (отсутствие речевых штампов и шаблонов).


Правила речи воспитателя:

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры);

Помнить о содержательности своей речи (о чем и сколько говорит, что сообщается детям);

Помнить о возрастной педагогической направленности речи (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» - Логопед. Составление шуточного рассказа. Описание предметов. Рассказы по серии сюжетных картинок. Презентация и распространение педагогического опыта. Подвижное рассказывание. Использование круговых диаграмм. Инновационные формы работы. Пересказ рассказа. Обучение рассказыванию. Развитие связной речи.

«Методика развития речи» - Средства осуществления программы. ФГТ к речевому развитию дошкольников. Задачи речевого развития в соответствии с ФГТ. Связь МРР с другими науками. Становление методики развития речи. Связная речь. Основные вопросы. Развитие всех компонентов устной речи. Дар слова. Родной язык. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

«Работа по развитию речи» - Необходимость проведения коррекционно-речевой работы. Этап усвоения звука. Планирование индивидуальной работы. Взаимодействие с логопедом. Формирование словаря. Подготовительный этап. Отклонения в речевом развитии. Правильная речь. Индивидуальная работа по развитию речи. Коррекционно-речевая работа.

«Методы развития речи» - Метод имитации. Средства развития речи. Культура речепроизношения. Метод пересказа. Виды монологов. Развитие сюжета. Формирование грамматического строя речи. Организация работы. Задачи словарной работы. Развивающий потенциал. Создание благоприятной языковой среды. Метод разговора. Практические методы.

«Скороговорки для развития речи» - Предложения по использованию методики. Использование скороговорок в развитии речи. Борьба с дефектами речи. Итоги логопедических занятий. Речевое развитие детей. Результаты обследования речевого развития детей. Скороговорки. Основные результаты. Малые формы. Контакт. Скороговорка. Речевая гимнастика.

«Речевое развитие дошкольников» - Компетентностный подход. Цели образования. Задачи речевого развития. Дошкольное детство. Аспекты общения. Образовательная область. Общение. Образовательная область «Коммуникация». Структура возрастной периодизации. Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Структура программы «Истоки».

Всего в теме 27 презентаций

Презентация на тему: Особенности речевого развития детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи








1 из 7

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Характеристика познавательной деятельности детей с ОНР Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую и звуконаполняемость словСвязное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитие словесно-логического мышления.Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя вовлечься в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемость, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.

№ слайда 4

Описание слайда:

Три уровня ОНР(Р. Е. Левина) Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием. У детей находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Дети пользуются жестами и мимикой. Речь ребёнка понятна лишь в конкретной ситуации.

№ слайда 5

Описание слайда:

Второй уровень речевого развитияу детей появляется фразовая речь. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьёй, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детёнышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т.д.Характерным остаётся ярко выраженный агромматизм. Понимание обращённой речи остаётся неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.

№ слайда 6

Описание слайда:

Третий уровень речевого развитияхарактеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов.

№ слайда 7

Описание слайда:

Работа воспитателя в группах с общим недоразвитием речи Воспитатель закрепляет речевые навыки детей, полученные на логопедических занятиях. Воздействие воспитателя должно быть многоаспектным, направленным на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольника. Особое внимание должно уделяться развитию мышления (процессов анализа, синтеза, обобщения, противопоставления), внимания, памяти, что создаёт необходимые предпосылки для формирования речи.Воспитатель должен помочь ребёнку овладеть всеми видами деятельности, которая предусмотрена программой массового детского сада. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, на правильное отношение детей к окружающим, выработку правильного поведения в коллективе, а так же развитие их этических и нравственных представлений.

Ирина Сокас
Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста »

…Чтобы научиться говорить,

надо говорить. "

М. Р. Львов

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития . Среди разнообразных средств общения главное место занимает речь.

Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию , к построению своей личности, своего внутреннего мира.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется

постепенно, вместе с развитием ребенка через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Именно через общение и деятельность люди передают от одного поколения к другому огромный опыт познания и преобразования окружающего мира, опыт общественных отношений, социальных форм поведения. Кроме того, общение между людьми, особенно между взрослыми и детьми, - важнейший канал удовлетворения духовных потребностей. Именно общение помогает ребенку утвердить себя в мире природы и общественных отношений, творчески выразить присущие ему природные силы, осуществлять саморазвитие .

Основная цель работы по развитию речи детей - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова , т. е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский) .

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие , с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Проблема речевого развития – одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста . Огромное влияние языка на психическое развитие и поведение детей отмечается в исследованиях советских психологов и педагогов (Е. А. Аркин, Е. И. Тихеева, А. Н. Гвоздева, Л. С. Выготский и др.) . В последнее время вопрос о проблемах развития речи как средства общения, несформированности у детей коммуникативного поведения, инфантильности, неумении строить партнерские отношения в детском сообществе и т. д. вызывают особую тревогу у педагогов, психологов, а также родителей.

В дошкольном образовательном учреждении уделяется немало внимания развитию речи детей .

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей . Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи . Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Для того чтобы эффективно решать многогранные задачи воспитания, вовлекать детей в целесообразную содержательную деятельность, необходимо развитое общение , богатый арсенал средств и методов и приемов воспитательно- образовательного воздействия, способных мобилизовать, организовать, активизировать деятельность воспитанников.

План: 1. Связная речь. 2. Значение связной речи. 3. Показатели связного высказывания. 4. Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте. 5. Линии развития связной речи. 6. Средства развития связной речи. 7. Соблюдение принципа интеграции образовательных областей в развитии связной речи. 8. Работа с родителями. 9. Индивидуальная работа.




1 – дети учатся мыслить, учась говорить и совершенствуют речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин). 2 – развивается чувство красоты языка (выразительность, образность). 3 – выполняет важнейшие социальные функции, помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности ребенка. 4 - Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.






Младший дошкольный возраст: 1 - Речь разговорная, простая форма диалогической речи 2 - Речь структурна, неоформленная, существительные заменяются местоимениями, используются глаголы. 3 – Чаще используются короткие предложения, характерны инверсии (нарушение порядка слов в предложении). 4 – Речь ситуативна, речь больше выражает, чем высказывает. 5 – Речь более эмоциональна, эмоциональность проявляется по отношению к предмету, а не к содержанию речи. Изложение экспрессивно, выражает не содержание, а впечатление.




1 – Речь более монологична, дети отвечают на вопросы кратко или развёрнуто. 2 – Структурно могут оформлять разные типы связного высказывания. 3- Используют все типы предложений. 4 – Речь контекстная (понятна для всех окружающих, определяется задачами и характером общения ребёнка с детьми). 5 – Речь более выразительна. Переходит от использования невербальных средств к речевым, но ещё недостаточно развита для передачи эмоционального отношения к описываемым предметам и явлениям.








Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят; - Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков; Последовательность; - Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.; - Правильный ритм, отсутствие длительных пауз; - Культура изложения в широком смысле слова: - правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям, - интонационная выразительность речи, - достаточная громкость, отчетливость произношения.


Разговор (преднамеренный и непреднамеренный), - беседа (целенаправленное обсуждение чего-либо, подготовленный диалог), - занятия по обучению рассказыванию, - пересказ литературных произведений, - рассказывание по игрушке, - рассказывание по картине, - рассказывание их опыта, - творческое рассказывание, рассуждение.


Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.


Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как: Способствует формированию у дошкольников эмоционально – ценностного эстетического отношения к миру; Развивает эмоционально – чувственную сферу ребенка и его художественно- образное мышление, как основу развития творческой личности; Способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства. Преимущества интегрированных занятий: способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, такие занятия снимают перенапряжение, перегрузку организма малыша. углубляются представления детей о различных понятиях и закономерностях, расширяется кругозор;


Основные формы развития связной речи:* 1. Организация образовательных ситуаций. 2. Ситуации общения. Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя: сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей; предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка); предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент; использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов. 3. Занятия.


Основной же формой работы по развитию связной речи являются занятия, где обобщаются и систематизируются знания по теме, где ребенка учат рассуждать и делать самостоятельные выводы. На занятиях по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу, уже со 2 младшей группы на занятиях педагогам необходимо активно использовать различные игровые методы и приемы. *(подгруппы)


Индивидуальная работа: Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводится не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития.


Работа с родителями: (в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду Н.Е.Веракса) Изучение особенностей общения взрослых с детьми в семье. Рекомендации родителям, использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния. Показать родителям ценность диалогического общения с ребенком. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками. Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничуству.


Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.