Меню
Бесплатно
Главная  /  Упражнения  /  Продолжить цифровой ряд 2.7.14 45. Методика «Числовые ряды», или Оценка математического мышления. Методика «Сложные аналогии»

Продолжить цифровой ряд 2.7.14 45. Методика «Числовые ряды», или Оценка математического мышления. Методика «Сложные аналогии»

Диагностика Мышления

Тест Липпмана «Логические закономерности».

Диагностическая цель: Исследование логического аспекта мышления.

Процедура тестирования. Испытуемым предлагают письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения задания фиксируется.

Числовые ряды:

1) 2, 3, 4, 5, 6, 7

2) 6, 9, 12, 15, 18, 21

3) 1, 2, 4, 8, 16, 32

4) 4, 5, 8, 9, 12, 13

5) 19, 16, 14, 11, 9, 6

6) 29, 28, 26, 23, 19, 14

7) 16, 8, 4, 2, 1, 0,5

8) 1, 4, 9, 16, 25, 36,

9) 21, 18, 16, 15, 12, 10

10) 3, 6, 8, 16, 18, 36

Обработка и интерпретация результатов.

Ключ к методике «Логические закономерности».

Предъявленные ряды Правильные ответы
2, 3, 4, 5, 6, 7 8;9
6, 9, 12, 15, 18, 21 24;27
1, 2, 4, 8, 16, 32 64;128
4, 5, 8, 9, 12, 13 16;17
19, 16, 14, 11, 9, 6 4;1
29, 28, 26, 23, 19, 14 8;1
16, 8, 4, 2, 1, 0,5 0,25;0,125
1, 4, 9, 16, 25, 36, 49;64
21, 18, 16, 15, 12, 10 9;6
3, 6, 8, 16, 18, 36 38;76

Оценка результатов производится с помощью таблицы.

Оценки результатов по методике Липпмана.

Время выполнения задания (мин, с) Количество ошибок Баллы Уровень развития логического мышления
2 мин. и менее Очень высокий уровень логического мышления
2 мин. 10 с- 4 мин. 30 с Хороший уровень, выше, чем у большинства людей
4 мин 35 с- 9 мин 50 с 3+ Хорошая норма большинства людей
4 мин 35 с- 9 мин 50 с Средняя норма
4 мин 35 с- 9 мин 50 с 2-3 3- Низкая норма
10 мин.- 15 мин. 4-5 Ниже среднего уровня развития логического мышления
10 мин.- 15 мин. 0- 3 2+ Низкая скорость мышления, «тугодум»
Более 16 мин. Более 5 Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы либо высокое переутомление

Числовые ряды:

1) 2, 3, 4, 5, 6, 7

2) 6, 9, 12, 15, 18, 21

3) 1, 2, 4, 8, 16, 32

4) 4, 5, 8, 9, 12, 13

5) 19, 16, 14, 11, 9, 6

6) 29, 28, 26, 23, 19, 14

7) 16, 8, 4, 2, 1, 0,5

8) 1, 4, 9, 16, 25, 36,

9) 21, 18, 16, 15, 12, 10

10) 3, 6, 8, 16, 18, 36

Методика «Сложные аналогии».

Диагностическая цель: Методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей.



Процедура тестирования. В «Образце» расположены 6 пар слов, каждый из которых присущи определенные отношения, например, «Овца- стадо» - часть и целое, «Малина – ягода» - определение, «Море – океан» - различаются в количественном отношении, и т. д. В части «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых испытуемые должны сопоставить с одним из образцов, например, «Глава – роман» аналогично «Овца – стадо» (указать номер аналогичного образца: «Глава – роман» - 1).

Инструкция: На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 буков, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «Образец». Вы должны во- первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблице «Образец». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «Образец» аналогу. Время выполнения задания – 3 минуты».

Обработка и анализ результатов. Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по «ключу».

Образец:

Овца- стадо

Малина- ягода

Море- океан

Свет- темнота

Отравление- смерть

Враг- неприятель

Стимульный материал:

Анализ результатов производится с помощью таблицы.

Уровень развития понятийного мышления по методике Сложные аналогии»

Количество ошибок Балы Уровень развития понятийного мышления
Очень высокий уровень логически- понятийного мышления, безошибочно «улавливается» логика понятий в своих и чужих рассуждениях
Хороший уровень, выше, чем у большинства людей, умеет логически четко выражать свои мысли в понятиях
3+ Хорошая норма большинства людей, резко бывают неточности в использование понятий
3-4 Средняя норма, подчас допускаются ошибки, неточности в использовании понятий
5-6 3- Низка норма, часто «путано», неточно выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения
7 и более Ниже среднего уровня понятийного мышления, либо русский язык не является «родным», человек не различает разницы понятий.

Ключ к методике «Сложные аналогии»

Предъявленные паря слов Правильный ответ
Испуг – бегство
Физика – наука
Правильно – верно
Грядка – огород
Похвала - брань
пара – два
Слова – фраза
Бодрость – вялость
Свобода – независимость
Месть – поджог
Десять – число
Праздность – безделье
Глава – роман
Покой - движение
Бережливость – скупость
Прохлада – мороз
Обман – недоверие
Пение - искусство
Капля – дождь
Радость - печаль

Образец:

Овца- стадо

Малина- ягода

Море- океан

Свет- темнота

Отравление- смерть

Враг- неприятель

Предъявленные паря слов Правильный ответ
Испуг – бегство
Физика – наука
Правильно – верно
Грядка – огород
Похвала - брань
пара – два
Слова – фраза
Бодрость – вялость
Свобода – независимость
Месть – поджог
Десять – число
Праздность – безделье
Глава – роман
Покой - движение
Бережливость – скупость
Прохлада – мороз
Обман – недоверие
Пение - искусство
Капля – дождь
Радость - печаль

Методика «Числовые ряды», или Оценка математического мышления.

Диагностическая цель: Исследование логического аспекта математического мышления.

Инструкция: «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерности построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения – 5 минут».

Стимульный материал. Лист бумаги с напечатанными на нем примерами.

Числовые ряды

1) 24 21 19 18 15 13 _ _ 7

2) 1 4 9 16 _ _ 49 64 81 100

3) 16 17 15 18 14 19 _ _

4) 1 3 6 8 16 18 _ _ 76 78

5) 7 16 9; 5 21 16; 9 _ 4

6) 2 4 8 10 20 22 _ _ 92 94

7) 24 22 19 15 _ _

Обработка результатов производится по ключу:

1) 12 9 5) 13

2) 25 36 6) 44 46

3) 13 20 7) 10 4

4) 36 38

Оценка производится по количеству правильно написанных чисел. Норма взрослого человека – 3 и выше.

Интерпретация результатов.

Если испытуемый затрудняется ответить при решение подобных задач, это может обозначать, не видит в нем скрытых закономерностей, поэтому не может ими пользоваться, следовательно, его логическое мышление в математике развито слабо.

Числовые ряды

1) 24 21 19 18 15 13 _ _ 7

2) 1 4 9 16 _ _ 49 64 81 100

3) 16 17 15 18 14 19 _ _

4) 1 3 6 8 16 18 _ _ 76 78

5) 7 16 9; 5 21 16; 9 _ 4

6) 2 4 8 10 20 22 _ _ 92 94

7) 24 22 19 15 _ _

Методика «Обобщение».

Диагностическая цель: Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Процедура тестирования. Испытуемым необходимо прочитать слова каждого ряда, определить «лишнее» слово и сказать, что объединяет оставшиеся слова.

Сущность методики состоит в установлении закономерностей, лежащих в основе построения числового ряда и нахождении числа, которое должно продолжить этот ряд.

Рассмотрим методику выполнения задания на конкретных примерах:

28 26 24 22 …….

3 6 12 24 ……

Слева даны числовые ряды. Например, числовой ряд 1,2,3,4,5. Закономерность его построения состоит в том, что каждое последующее число больше предыдущего на единицу, т.е. – число, которое может продолжить этот ряд – 6.

Посмотрите на правую часть задания, где даны ответы. Верный вариант (пример № 1) приведен под индексом «3».

Второй пример: даны числа 28,26,24,22. Каждое последующее число меньше предыдущего на два, т.е. число, которое может продолжить этот ряд – 20. Верный вариант ответа в графе «4».

Третий пример: даны числа 3,6,12,24. Каждое последующее больше предыдущего в два раза. Следующим числом должно быть 48. Но в вариантах ответа его нет. Значит, верным ответом является вариант «1» – верного ответа нет.

Методика «Числовые ряды» составлена по принципу возрастающей трудности. В основе построения числовых рядов могут лежать арифметические действия сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень, извлечения корня. Могут встречаться сочетания двух арифметических действий (например, сложение и умножение) или два идущих параллельно числовых ряда в одном задании.

На выполнение методики «Числовые ряды» отводится 8 минут .

СТИМУЛЬНЫЙ БЛАНК К МЕТОДИКЕ 2 «ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ»

7 10 13 16 19 22

14 15 17 18 20 21

17 13 20 16 23 19

64 49 36 25 16 9

174 171 57 54 18 15

7 3 21 8 3 24 9

1,5 3 5,5 9 13,5

Данный ресурс из серии «Гимнастика для ума». Продолжи числовой ряд. Часть 2, создан для учащихся 3-4 классов. Работа ведётся по управляющим кнопкам Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе. В работа использован технологический приём "Анимированная сорбонка".

Цель: формирование общеинтеллектуальных умений.
Задачи: способствовать развитию внимания, памяти; развивать навыки самоконтроля при работе над заданием на персональном компьютере; воспитывать интерес к сложным заданиям.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Серия «Гимнастика для ума » Продолжи числовой ряд Часть 2 Автор презентации: Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области 2016

Слайд 2
Ребята! Подумайте, какая закономерность использована при построении данных числовых рядов, и продолжите их. Для проверки кликните по карточке с вопросом. Желаю удачи!

Слайд 3
? 2 ? 1 8 7 6 5 4 3

Слайд 4
? 3 ? 3 9 9 7 7 5 5

Слайд 5
? 2 ? 2 8 2 6 2 4 2

Слайд 6
? 29 ? 33 5 9 13 17 21 25

Слайд 7
? 7 ? 4 22 19 17 14 12 9

Слайд 8
? 25 ? 32 4 5 7 10 14 19

Слайд 9
Информационные источники Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2015 (Серия «Учебно-методический комплект) Рамка Стрелка Русалочка Водоросли Морской декор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия «Гимнастика для ума». Найди лишнее слово. Часть 1

Данный ресурс из серии «Гимнастика для ума». Найди лишнее слово. Часть 1, создан для учащихся 1-4 классов. Работа ведётся по управляющим кнопкам Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групп...

Серия «Гимнастика для ума». Найди лишнее слово. Часть 2

Данный ресурс из серии «Гимнастика для ума». Найди лишнее слово. Часть 2, создан для учащихся 1-4 классов. Работа ведётся по управляющим кнопкам Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групп...

Серия «Гимнастика для ума». Найди общее название. Часть 2

Данный ресурс из серии «Гимнастика для ума». Найди общее название. Часть 2, создан для учащихся 1-4 классов. Работа ведётся по управляющим кнопкам Данный ресурс можно использовать при фронтальной, гру...

Серия «Гимнастика для ума». Продолжи числовой ряд. Часть 1

Данный ресурс из серии «Гимнастика для ума». Продолжи числовой ряд. Часть 1, создан для учащихся 3-4 классов. Работа ведётся по управляющим кнопкам Данный ресурс можно использовать при фронтальной, гр...

Шкалы: уровень развития логического мышления

Назначение теста

Исследование логического аспекта математического мышления.

Инструкция к тесту

Детский вариант: «Внимательно прочитай каждый ряд чисел и в две свободных клеточки напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд».

Примеры:

Пример №1 2 4 6 8 10 12 14 16
Пример №2 10 9 8 7 6 5 4 3
Пример №3 3 3 4 4 5 5 6 6
Пример №4 1 7 2 7 3 7 4 7

Дописанные цифры выделены курсивом .

Тест

№1 3 4 5 6 7 8
№2 5 10 15 20 25 30
№3 8 7 6 5 4 3
№4 9 9 7 7 5 5
№5 3 6 9 12 15 18
№6 8 2 6 2 4 2
№7 5 9 12 13 16 17
№8 27 27 23 23 19 19
№9 8 9 12 13 16 17
№10 1 2 4 8 16 32
№11 22 19 17 14 12 9
№12 4 5 7 10 14 19
№13 12 14 13 15 14 16
№14 24 23 21 20 18 17
№15 16 8 4 2 1 1/2
№16 18 14 17 13 16 12
№17 12 13 11 14 10 15
№18 2 5 10 17 26 37
№19 21 18 16 15 12 10
№20 3 6 8 16 18 36

Инструкция к тесту

Взрослый вариант : «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерности построения каждого ряда и вписать вместо черточек «-» недостающие числа. Время выполнения работы - 5 минут».

Тестовый материал

№1 24 21 19 18 15 13 - - 7
№2 1 4 9 16 - - 49 64 81 100
№3 16 17 15 18 14 19 - -
№4 1 3 6 8 16 18 - - 76 78
№5 7 16 9 5 21 16 9 - 4
№6 2 4 8 10 20 22 - - 92 94
№7 24 22 19 15 - -

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Детский вариант

№1. 9 10 №11. 7 4
№2. 35 40 №12. 25 32
№3. 2 1 №13. 15 17
№4. 3 3 №14. 15 14
№5. 21 24 №15. 1/4 1/8
№6. 2 2 №16. 15 11
№7. 29 33 №17. 9 16
№8. 15 15 №18. 50 65
№9. 20 21 №19. 9 6
№10. 64 128 №20. 38 76

Взрослый вариант

№1. 12 9 №5. 13
№2. 25 36 №6. 44 46
№3. 13 20 №7. 10 4
№4. 36 38

Интерпретация результатов теста

Если испытуемый затрудняется при решении подобных задач, это может обозначать, что он плохо анализирует цифровой материал, не видит в нем скрытых закономерностей, поэтому не может ими воспользоваться, следовательно его логическое мышление в математике развито слабо.

Источники

Методика “Числовые ряды” / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.139-140.