Меню
Бесплатно
Главная  /  Биология  /  Роль рефлексов в жизни человека. Биологическое значение условных рефлексов. Отличие инстинктов от безусловных рефлексов

Роль рефлексов в жизни человека. Биологическое значение условных рефлексов. Отличие инстинктов от безусловных рефлексов

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕГРИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА И СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. УЧЕНИЕ И.П. ПАВЛОВА О ТИПАХ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности. Условные и безусловные рефлексы.

1. Отличия условных рефлексов от безусловных:

· Безусловные рефлексы - врожденные реакции организма, они сформировались и закрепились в процессе эволюции и передаются по наследству.

· Условные рефлексы возникают, закрепляются, угасают в течение жизни и являются индивидуальными.

· Безусловные рефлексы обязательно возникают, если на опреде­ленные рецепторы подействуют адекватные раздражители.

· Услов­ные рефлексы для своего образования требуют специальных условий, они могут образовываться на любые раздражители (опти­мальной силы и длительности) с любого рецептивного поля.

· Без­условные рефлексы относительно постоянны, стойки, неизменны и сохраняются в течение всей жизни.

· Условные рефлексы изменчи­вы и более подвижны.

· Безусловные рефлексы могут осуществляться на уровне спинного мозга и ствола мозга.

· Условные рефлексы являются функцией коры больших полушарий, реа­лизуемой с участием подкорковых структур.

· Безусловные рефлексы могут обеспечить существование орга­низма только на самом раннем этапе жизни.

· Приспособление орга­низма к постоянно меняющимся условиям среды обеспечивается вырабатывающимися в течение всей жизни условными рефлекса­ми.

· Условные рефлексы изменчивы. В процессе жизни одни услов­ные рефлексы, утрачивая свое значение, угасают, другие выра­батываются.

Биологическое значение безусловных рефлексов.

Организм рож­дается с определенным набором безусловных рефлексов. Они обе­спечивают поддержание жизнедеятельности организма в относительно постоянных условиях существования. К ним относятся безуслов­ные рефлексы:

· пищевые - жевание, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.,

· оборонительные - отдергивание руки от горячего предмета, кашель, чихание, мигание при попа­дании струи воздуха в глаз и др.,

· половые рефлексы - осуществление полового акта, выкармливание и уход за потомством,

· терморегуляционные ,

· дыхатель­ные ,

· сердечно-сосудистые ,

· поддерживающие постоянство вну­тренней среды организма (гомеостаз) и др.

Биологическое значение условных рефлексов.

Образование и значение условных рефлексов достаточно интересные вопрос для рассмотрения.

Значения условных рефлексов

Однажды ученый Павлов разделил все рефлекторные реакции на 2 группы — условные и безусловные рефлексы.

Образование условных рефлексов происходит в процессе сочетания условного раздражителя с безусловным рефлексом. Чтобы это произошло, необходимо соблюдать два условия:

  1. Действие условного раздражителя обязательно должно несколько предшествовать действие безусловного раздражителя.
  2. Условный раздражитель неоднократно подкрепляется воздействием безусловного раздражителя.

Окружающая среда находится в постоянно изменчивых условиях, поэтому для сохранения жизнедеятельности организма и приспособительного поведения и нужны условные рефлексы, воздействие которых возможно благодаря участию больших полушарий головного мозга.

Стоит отметить, что условные рефлексы не врожденные, они образуются на протяжении всей жизни на основе безусловных рефлексов под влиянием некоторых факторов окружающей среды. Такие рефлексы индивидуальны, то есть у особей одного вида один и тот же рефлекс может у одних отсутствовать, а у других присутствовать.

Механизм образования условных рефлексов заключается в процессе установления временной связи между 2 источниками возбуждения в очагах головного мозга. У высших животных они вырабатываются постоянно, особенно у человека. Это можно объяснить динамичностью окружающей среды, постоянной сменой условий жизни, к которым должна быстро приспосабливаться нервная система.

Биологическое значение условного рефлекса огромно в жизни животных и человека – они обеспечивают приспособительное поведение. Благодаря им есть возможность точно ориентироваться во времени и пространстве, находить еду, избегать опасностей и устранять вредные воздействия для организма. Количество условных рефлексов с возрастом все увеличивается. К тому же приобретается опыт поведения, который помогает взрослым организмам лучше приспосабливаться к жизни.

на тему: «Высшая нервная деятельность»

  1. Понятие о высшей нервной деятельности 3
  2. Характеристика условных рефлексов в сравнении с безусловными 5
  3. Порядок выработки условного рефлекса 6
  4. Значение условных рефлексов 8
  5. Значение условных рефлексов в развитии заболеваний у человека 8
  6. Торможение условных рефлексов и значение торможения 9
  7. Типы высшей нервной деятельности (ВНД) 10
  8. Темперамент 11
  9. Значение и знание темперамента в работе с пациентами 12
  1. Понятие о высшей нервной деятельности

Высшая нервная деятельность — это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также «высших» психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение животных и человека в изменяющихся окружающих природных и социальных условиях. Высшую нервную деятельность следует отличать от работы центральной нервной системы по синхронизации работы различных частей организма между собой. Высшую нервную деятельность связывают с нейрофизиологическими процессами, проходящими в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке.

Отделы головного мозга

Непрерывное совершенствование психических процессов высшей нервной деятельности происходит двумя путями — эмпирическим и теоретическим. Теоретический осуществляется в процессе обучения (усвоения чужого опыта). Эмпирический осуществляется в процессе жизни — при получении непосредственного опыта и проверки, сформированных в результате теоретического обучения стереотипов на личной практике.

Высшая нервная деятельность (ВНД) — это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление (поведение) высокоорганизованных животных и человека к окружающей среде. Высшую нервную деятельность центральной нервной системы следует отличать от работы центральной нервной системы по синхронизации работы различных частей организма между собой.

Термин " высшая нервная деятельность" впервые введён в науку И.П. Павловым, считавшим его, эквивалентным понятию психическая деятельность. И.П. Павлов выделил в физиологии высшей нервной деятельности два основных раздела: физиологию анализаторов и физиологию условного рефлекса. В дальнейшем эти разделы были дополнены учением о второй сигнальной системе человека.

Благодаря работам И.П. Павлова физиология высшей нервной деятельности становится наукой о нейрофизиологических механизмах психики и поведения, базирующейся на принципе рефлекторного отражения внешнего мира.

Фундаментом ВНД являются условные рефлексы. Они возникают на основе сочетания действия безусловных рефлексов и условных раздражителей, к которым относятся сигналы, поступающие к человеку через зрение, слух, обоняние, осязание. У человека деятельность коры больших полушарий головного мозга обладает наиболее развитой способностью к анализу и синтезу сигналов, поступающих из окружающей и внутренней среды организма.

Мышление и сознание И.П. Павлов также относил к элементам ВНД. Непрерывное совершенствование высшей нервной деятельности происходит в процессе обучения (усвоения чужого опыта).

Первые экспериментальные исследования на животных связывают с именем римского врача Галена (129— 201гг.н.э.), по мнению которого душевная деятельность осуществляется мозгом и является его функцией. Гален испытывал действие различных лекарственных веществ на животных организмах, наблюдал их поведение после перерезки нервов, идущих от органов чувств к мозгу.

Гален описал некоторые мозговые центры, управляющие движениями конечностей, мимикой лица, жеванием и глотанием. Он различал разные виды деятельности мозга и впервые выдвинул положения о врождённых и приобретённых формах поведения, о произвольных и непроизвольных мышечных реакциях. Однако из-за слабого развития экспериментальных наук на протяжении многих веков изучение психических процессов проходило без связи с морфологией и физиологией мозга.

2. Характеристика условных рефлексов в сравнении с безусловными

Термином "условный рефлекс" И. П. Павлов называл рефлекторную реакцию, которая возникает в ответ на первоначально индифферентный раздражитель в том случае, если он несколько раз сочетается по времени с безусловным раздражителем. В основе образования условного рефлекса лежит либо модификация существующих нервных связей, либо формирование новых.

Условный рефлекс характеризуется следующими признаками:

Гибкость, возможность изменяться в зависимости от условий;

Приобретаемость и отменяемость;

Сигнальный характер (индифферентный раздражитель превращается в сигнал, т.е. становится значимым условным раздражителем);

Осуществление условного рефлекса высшими отделами центральной нервной системы.

Биологическая роль условных рефлексов заключается в расширении диапазона приспособительных возможностей живого организма. Условные рефлексы дополняют безусловные и позволяют тонко и гибко

приспосабливаться к разнообразным условиям окружающей среды (табл. 1).

Таблица 1

Отличие условных рефлексов от безусловных

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

Врождённые, отражают видовые особенности организма

Приобретаются в течение жизни и отражают индивидуальные особенности организма

Относительно постоянные в течение жизни особи

Образуются, изменяются и могут отменяться, когда они становятся неадекватными условиям жизни

Реализуются по анатомическим путям, определённым генетически

Реализуются по функционально-организующимся временным связям

Свойственны всем уровням ЦНС и осуществляются в основном её низшими отделами (спинной мозг, стволовой отдел, подкорковые ядра)

Реализуются при обязательном участии коры головного мозга, и поэтому требуется её целостность и сохранность, особенно у высших млекопитающих

Каждый рефлекс имеет специфическое рецептивное поле и свои специфические раздражители

Рефлексы могут образовываться с любого рецептивного поля на самые разные раздражители

Реагируют на действие наличного раздражителя, которого уже нельзя избежать

Приспосабливают организм к действию стимула, которого ещё нет, его только предстоит испытать, т.е. они имеют предупредительное, сигнальное значение

3. Порядок выработки условного рефлекса

Условно-рефлекторная связь не является врождённой, а образуется в результате научения. У новорождённого ребёнка есть лишь набор нервных элементов для формирования условных рефлексов: рецепторы, восходящие и нисходящие нервные пути, находящиеся в стадии формирования центральные отделы сенсорных анализаторов и мозг, который обладает неограниченными возможностями объединения всех этих элементов.

Формирование условных рефлексов требует определённых условий:

1) наличия двух раздражителей - безусловного (пища, болевой раздражитель и др.), "запускающего" безусловно-рефлекторную реакцию, и условного (сигнального), предшествующего безусловному;

2) неоднократное воздействие условного раздражителя, предшествующее безусловному;

3) индифферентный характер условного раздражителя (не должен быть чрезмерным, вызывать оборонительной или любой другой безусловной реакции);

4) безусловный раздражитель должен быть достаточно значимым и сильным, возбуждение от него должно быть более выраженным, чем от условного раздражителя;

5) формированию условного рефлекса препятствуют посторонние (отвлекающие) раздражители;

6) тонус коры головного мозга должен быть достаточным для образования временной связи - состояние усталости или нездоровья препятствует формированию условного рефлекса.

Процесс формирования классического условного рефлекса состоит из трёх стадий:

Первая стадия - стадия прегенерализации. Для неё характерна выраженная концентрация возбуждения, в первую очередь в зонах проекций условного и безусловного раздражителей. Эта стадия концентрации возбуждения кратковременна, и за ней следует вторая стадия - стадия генерализации условного рефлекса. В основе стадии генерализации лежит процесс диффузного распространения возбуждения (иррадиация). В этот период, условные реакции возникают как на сигнальный, так и на другие раздражители (явление афферентной генерализации). Также реакции возникают в интервалах между предъявлениями условного стимула - это межсигнальные реакции. На третьей стадии, по мере того как подкрепляется только условный стимул, межсигнальные реакции угасают, а условный ответ возникает только на условный раздражитель. Эта стадия получила название стадии специализации, на её протяжении биоэлектрическая активность мозга становится более ограниченной и связана преимущественно с действием условного стимула. Данный процесс обеспечивает дифференцирование (тонкое различение) стимулов и автоматизацию условного рефлекса.

4. Значение условных рефлексов

Условные рефлексы обеспечивают совершенное приспособление организма к меняющимся условиям жизни и делают поведение пластичным. При действии условного сигнала (сигнал, вызывающий соответствующий условный рефлекс) кора больших полушарий обеспечивает организму предварительную подготовку реагирования на те раздражители внешней среды, которые в последующее время окажут своё воздействие.

Условный раздражитель должен несколько предшествовать безусловному раздражителю, т. е. сигнализировать о нем. При образовании условного рефлекса возникает временная связь между центрами анализатора условного раздражителя и центром безусловного рефлекса. Условный рефлекс Павлов назвал временной связью, потому что этот рефлекс появляется только в то время, пока действуют условия, при которых он сформировался. Условные рефлексы являются основой навыков, привычек, обучения, воспитания, развития речи и мышления у ребёнка, трудовой, общественной и творческой деятельности.

Условные рефлексы могут возникнуть, а могут и исчезнуть, если сигнализируют неверно. Однако если необходимость в рефлексе не отпадает, он может существовать всю жизнь.

  1. Значение условных рефлексов в развитии заболеваний у человека

Такими известными учёными, как Ч. Шеррингтон и Р. Магнус было доказано, что рефлексы могут быть достаточно сложными, вовлекающими при своём осуществлении целые системы органов. Примеры таких рефлексов — ходьба, установка головы, глаз и туловища в пространстве.

Было показано, что рефлекторный принцип лежит в основе всех

процессов в организме, связанных с поддержанием жизнедеятельности (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), двигательной

активностью, процессами восприятия и т. д.

Индивидуальные особенности проявления высшей нервной деятельности зависят от характера, темперамента, интеллекта, внимания, памяти и др. свойств организма и психики. Расстройство высшей нервной деятельности человека (невроз) вызывается неблагоприятными условиями внешней среды (биологической и социальной), физическим и умственным перенапряжением и сопровождается нарушениями функций различных органов и систем.

6. Торможение условных рефлексов и значение торможения

Торможение - это активизация тормозных нейронов, которая приводит к снижению возбуждения в центрах уже выработанного условного рефлекса. Торможение условно-рефлекторной деятельности проявляется в форме внешнего, или безусловного, торможения и в форме внутреннего, или условного, торможения.

Внешнее безусловное торможение условных рефлексов - это врождённое генетически запрограммированное торможение одного условного рефлекса другими условными или безусловными. Различают два вида внешнего торможения: запредельное и индукционное.

1. Запредельное торможение условных рефлексов (УР) развивается либо при большой силе стимула, либо при слабом функционировании нервной системы. Запредельное торможение имеет охранительное значение.

2. Индукционное торможение УР наблюдается в случае применения нового раздражителя после выработки УР или вместе с известным раздражителем.

Биологическое значение внешнего торможения состоит в том, что организм задерживает свою реакцию на второстепенных событиях и сосредотачивает свою деятельность на наиболее важных в данный момент.

Внутреннее, или условное, торможение - это торможение, которое возникает внутри рефлекторной дуги в случае неподкрепления условного рефлекса. Биологическое значение внутреннего торможения состоит в том, что если условно-рефлекторные реакции на выработанные сигналы не могут обеспечить приспособительное поведение, необходимое в данной обстановке, особенно когда обстановка меняется, то такие сигналы постепенно отменяются при сохранении тех, которые оказываются более ценными.

Различают три вида внутреннего торможения условного рефлекса: дифференцировочное, угасательное и запаздывающее торможение.

1. В результате дифференцировочного торможения человек начинает различать раздражители, сходные по своим параметрам, и реагирует только на биологически значимые.

2. Угасательное торможение возникает тогда, когда при выработанном условном рефлексе воздействие на организм условного раздражителя не подкрепляется воздействием раздражителя безусловного. Благодаря угасанию организм перестаёт реагировать на сигналы, утратившие своё значение. Угасание помогает освободиться от ненужных лишних движений.

3. Запаздывающее торможение возникает, если выработанный условный рефлекс отодвигать во времени от подкрепляющего его безусловного раздражителя. Запаздывание у детей вырабатывается с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки. Запаздывание - основа выдержки, силы воли, умения сдерживать свои желания.

7. Типы высшей нервной деятельности (ВНД)

Уравновешенность нервных процессов - это сбалансированность процессов возбуждения и торможения, создающая основу для более уравновешенного поведения.

Были выделены дополнительные свойства нервных процессов.

Динамичность - способность мозговых структур к быстрой генерации нервных процессов при формировании условных реакций. Динамичность нервных процессов лежит в основе обучаемости.

Лабильность - скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Это свойство позволяет совершать движения с большой частотой, быстро и чётко начиная и завершая движение.

Активированность - характеризует индивидуальный уровень активации нервных процессов и лежит в основе процессов запоминания и воспроизведения.

На основе различных комбинаций трёх основных свойств нервных процессов формируются различные типы ВНД. В классификации И. П. Павлова выделяются четыре основных типа ВНД, различающиеся по адаптивности к внешним условиям:

1) сильный, неуравновешенный ("безудержный") тип характеризуется высокой силой процессов возбуждения, преобладающих над торможением. Это человек с высоким уровнем активности, вспыльчивый, энергичный, раздражительный, увлекающийся, с сильными, быстро возникающими эмоциями, которые ярко отражаются в речи, жестах и мимике;

2) сильный, уравновешенный, подвижный (лабильный или "живой") тип характеризуется сильными уравновешенными между собой процессами возбуждения и торможения при способности к лёгкой смене одного процесса другим. Это люди энергичные, с большим самообладанием, решительные, умеющие быстро ориентироваться в повой обстановке, подвижные, впечатлительные, ярко выражающие свои эмоции;

3) сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) тип отличается наличием сильных процессов возбуждения и торможения, их уравновешенностью, но при этом низкой подвижностью нервных процессов. Это весьма работоспособные, умеющие сдерживаться, спокойные люди, но медлительные, со слабым проявлением чувств, трудно переключающиеся с одного вида деятельности на другой, приверженные своим привычкам;

4) слабый тип характеризуется слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Это слабовольные, унылые, тоскливые люди, с высокой эмоциональной ранимостью, мнительные, склонные к мрачным мыслям, к угнетённому настроению, они пугливы, нередко поддаются чужому влиянию.

8. Темперамент

Эти типы ВНД соответствуют классическому описанию темпераментов, созданному Гиппократом - древнегреческим врачом, жившим почти за 2,5 тысячелетия до И. П. Павлова (табл. 2).

Таблица 2

Соотнесение типов высшей нервной деятельности и темпераментов по Гиппократу

Темпераменты по Гиппократу

Уравновешенность

Подвижность

Неуравновешенный, с преобладанием процесса возбуждения

Сангвиник

Уравновешенный

Подвижный

Флегматик

Уравновешенный

Инертный

Меланхолик

Однако обычно комбинация свойств нервной системы более разнообразна, и поэтому в жизни редко можно увидеть такие "чистые" типы ВНД. Ещё И. П. Павлов отмечал, что между основными типами находятся "промежуточные, переходные типы, и их надо знать для того, чтобы ориентироваться в человеческом поведении".

Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту.

Столкновение интересов является истоком конфликтов, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним могут быть отнесены характеро-логические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчи-нить других себе; его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д.

В итоге все, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию.

Вероятность наступления конфликтов повышается при:

Несовместимости характеров и психологических типов;

Наличии темперамента холерика;

Отсутствии трёх качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.

Спокойствие и понимание, сдержанность и терпимость, отзывчивость и культура поведения медицинского работника положительно повлияет на установленные взаимоотношений с больным, и сформируют его доверие к медикам и медицине.

Список использованной литературы:

1. Батуев А. С. Высшая нервная деятельность: Учеб. для вузов по спец. «Биология», «Психология». — М.: Высш. шк., 1991.—256 с.

2. Анатомия человека: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих образование по специальности «Сестринское дело» / Е.С. Околокулак, К.М. Ковалевич, Ю.М. Киселевский. Под редакцией Е.С. Околокулака. - Гродно: ГрГМУ, 2008. - 424 с.

3. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность./ Москва, «Academa», 2003.

4. Физиология высшей нервной деятельности / H.H. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 478, с.

5. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. В. Шульговский. — 3-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 384 с.

Условные рефлексы и их значение.

Условия окружающей среды, в которой находится человек и животные, постоянно изменяются. Поскольку безусловные рефлексы являются достаточно консервативными, они не могут обеспечить всяческий раз приспособление реакций организма соответственно этим изменениям. В процессе эволюции у животных выработалась способность образовывать рефлексы, проявляющиеся только в определенных условиях, названные И. П. Павловым условными рефлексами.

Условные рефлексы, в отличие от безусловных, имеют временный характер и могут угасать с изменением условий среды. Совпадая в своем действии с безусловными раздражителями, условные приобретают сигнальное, предупреждающее значение. Они обеспечивают человеку и животным возможность заблаговременно отреагировать на отрицательные или положительные раздражители.

Условные рефлексы образуются на базе безусловных. В процессе развития организма они подчиняют себе функцию безусловных, приспосабливая их соответственно новым требованиям окружающей среды. При образовании условных рефлексов следует придерживаться определенных правил, условий. Первым и основным условием является совпадение во времени одноразового или многоразового действия условного раздражителя (индифферентного) с безусловным раздражителем или действиями сразу после него. Например, для образования условного слюноотделительного рефлекса у собак на звук звонка надо, чтоб этот звук несколько раз предшествовал кормлению. После такого объединения во времени условного и безусловного раздражителей слюна выделяется при включении только звонка без сопровождения его подачей пищи. Следовательно, звонок стал условным раздражителем слюноотделения. Таким же способом образуются условные рефлексы у человека. Например, употребление лимона обусловливает слюноотделение. Это безусловнорефлекторная реакция. Сочетая несколько раз употребление лимона с включением света, только включение света вызовет слюноотделение. Это условнорефлекторная реакция.

Важным условием при образовании условных рефлексов является определенная последовательность действия раздражителей, обусловленная тем, что под влиянием безусловного раздражителя в коре большого мозга в нервном центре этого раздражителя, образуется сильный очаг возбуждения. Возбудимость других участков коры при этом понижается, поэтому слабый условный раздражитель не вызовет возбуждения соответствующей зоны коры. Для образования условных рефлексов необходимо также, чтобы кора большого мозга была свободна от других видов деятельности, а организм находился в нормальном функциональном состоянии. Действие постоянных раздражителей, болезненное состояние организма значительно усложняют образование условных рефлексов. В отличие от мозга животных мозг человека способен образовывать условные рефлексы не только в ответ на конкретные сигналы, но и на услышанные или прочитанные слова, цифры, рисунки, что обеспечивает возможность абстракции и обобщения. Последние составляют основу нашего мышления и сознания.

Механизм образования условных рефлексов. Исследованиями И. П. Павлова было установлено, что в основе образования условных рефлексов лежит установление временных связей в коре большого мозга между нервными центрами безусловного и условного раздражителей. Временная нервная связь образуется в результате взаимодействия процессов возбуждения и проторения (прокладывания) пути для ее проведения, которые одновременно и многократно возникают в корковых центрах безусловного и условного раздражителей. Образование временных связей свойственно не только коре большого мозга, но и другим отделам центральной нервной системы. Об этом свидетельствуют опыты, в которых простые условные рефлексы вырабатывались у животных с удаленной корой. Реакции типа условных рефлексов могут быть выработаны у животных, не имеющих коры, и даже у беспозвоночных животных с очень примитивной нервной системой, например кольчатых червей.

Однако для высших животных и человека основную роль в формировании временных связей играет кора большого мозга, хотя подкорковые структуры также имеют важное значение для образования условных рефлексов.

Таким образом, условные рефлексы формируются в результате взаимосогласованной деятельности коры и подкорковых центров, поэтому структура рефлекторной дуги условных рефлексов имеет достаточно сложный характер. Роль коры и подкорковых структур в образовании различных рефлексов неодинакова. Например, в образовании вегетативных условных рефлексов кора и подкорка играют одинаковую роль, тогда как в сложных поведенческих реакциях ведущая роль принадлежит коре. Однако и в этих случаях подкорковые центры и ретикулярная формация способствуют образованию условных рефлексов.

Деятельность различных отделов центральной нервной системы при образовании сложных поведенческих условных рефлексов проявляется в том, что процессы их образования сопровождаются появлением ориентировочных рефлекторных реакций. Повышенная возбудимость коры большого мозга способствует замыканию временных нервных связей.

Итак, условные рефлексы дают возможность человеку приспосабливать свое поведение соответственно изменениям окружающей среды. Образуются условные рефлексы на базе безусловных. Основой механизма образования условных рефлексов является установление временных нервных связей в коре большого мозга между нервными центрами безусловного и условного раздражителей.