Меню
Бесплатно
Главная  /  Грамматика  /  Занятие по окружающему миру «Зима-покой природы. Урок «Зима-покой природы Постановка учебной задачи

Занятие по окружающему миру «Зима-покой природы. Урок «Зима-покой природы Постановка учебной задачи

Ольга Шиляева
Занятие по окружающему миру «Зима-покой природы»

Открытое занятие по окружающему миру на тему :

«Зима-покой природы » .

Форма : Устный журнал.

Тип занятия : Занятие закрепляющего типа .

Цель занятия : Закрепить и обобщить знания детей о зимнем времени года.

Задачи :

Создать условия для осознания, осмысления и закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий;

Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;

Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;

Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия; развивать мышление, воображение детей, артистические способности, совершенствовать навыки выразительности речи;

Развивать способность видеть красоту окружающего мира ;

Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе ; развивать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена;

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности; подвижно-игровые навыки, способствовать сплочению детского коллектива;

Вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности на занятии .

Дидактические средства и оборудование : компьютер, презентация, музыка, веточка сосны, березы и ее почки, карточки Х и 0, выставка (кормушки, «экоигрушки» , снежинки, сделанные руками детей, карточки настроения, веточки ели и сосны, выставка рисунков детей на зимнюю тематику, снеговики (сувениры, подарки от Деда Мороза, елка.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент. (Под музыку П. И. Чайковского) Слайд 2.

Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Ребята, настроимся на работу, улыбнитесь, подарите свою улыбку друг другу. Сегодня, у нас необычное занятие , к нам пришел долгожданный гость, он будет помогать нам в работе. А кто это, вы узнаете, когда отгадаете загадки.

Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка…

Он катки для нас устроил,

Снегом улицы занес,

Изо льда мосты построил,

Кто же это?. (Это Дед Мороз) Слайд 3

Дед Мороз приготовил для вас небольшой сюрприз, о котором вы узнаете в конце занятия , если будете активны.

Сейчас проверим, какие же вы внимательные. Отгадайте загадку от Деда Мороза, она подскажет вам тему нашего занятия . Отвечайте дружно хором.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит девица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром.

Поспешила к нам сама

Белоснежная. Дети : Зима ! Слайд 4

Ведущий : - Итак, тема нашего занятия (Зима - покой природы ) .Слайд 5.

Но это не просто занятие , а устный журнал. Поэтому мы сегодня, как бы перелистывая странички журнала, будем знакомиться с зимой и её чудесами, читать стихи, петь песни, отгадывать загадки, играть, и, конечно же, узнаем много нового.

Откроем 1-страничку нашего журнала - познавательная. Слайд -6

Дед Мороз спрашивает вас, почему зиму называют «покой природы » , кто скажет?

(Зимой в природе наступает покой . Жизнь растений замирает. Для животных приходит трудная пора). Слайд - 7

(Если дети затрудняются ответить, нужно уточнить значение слова "покой")

Покой – состояние тишины, отдыха, спокойствия.

Сегодня мы с вами будем говорить о зиме и о чем еще?

Нам поможет это узнать "Дерево предсказаний"(Открываю слайд "Дерево предсказаний"с картинками) .С лайд 8

Как вы думаете, о чем еще мы будем говорить? (О жизни растений и животных зимой, признаках зимы) .

А что за 3 белых скакуна везут зиму? (Это зимние месяцы) .

А какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь и февраль) .Слайд-9.

Правильно.

Год кончает, зиму начинает. (Декабрь) Слайд 10.

Году начало - зиме середина. (Январь) Слайд 11.

Зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает. (Февраль) Слайд 12.

Я знаю, что вы очень наблюдательные, когда гуляете, присматриваетесь к природе , окружающему миру , поэтому легко ответите на вопросы.

Работа с изображением на экране.

– Рассмотрите слайды с изображением зимнего леса, которые для вас приготовил Дед Мороз, и скажите, какие изменения (признаки) происходят в природе зимой ? Слайд 13,14

(Зимой природа надевает снежный наряд, становится холодно, реки замерзают, идет снег. Слайд 15. Дни становятся короче, а ночи длиннее.)

Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с голыми ветвями, без листьев, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем так. Деревья почти спят, вернее они «дремлют» , так как хорошо подготовились к холодам : под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза. Почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. Слайд 16.

Посмотрите. Слайд 17.

Воспитатель демонстрирует веточки берёзы, разрезает почку, показывает детям. Дети рассматривают почки березы и осины.

– Ребята, все ли деревья сбрасывают листья, готовясь в зиме (Нет)

А какие деревья не сбрасывают листья? (Хвойные вечнозеленые : ель, сосна, кедр, пихта, туя и т. д.) .Слайд 18.

Рассмотрите строение иголочек хвойных деревьев. Они покрыты восковым налетом, поэтому им не страшен мороз. Демонстрация веточки ели. Слайд 19.

Сейчас поиграем в игру «Крестики-нолики» .Слайд 20.(Раздать каждому по два листочка с Х и с 0)

Если ответ верный – показывать Х, если нет - 0.

1. Верно ли, что зимой природа отдыхает ?

2. Прячутся ли насекомые к зиме?

3. Летом идет снег?

4. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это?

5. Зимой на деревьях распускаются почки?

6. Зимой земля покрыта снегом?

7. Нужно ли птиц подкармливать зимой?

8. Зимой мы купаемся в речке?

Я предлагаю открыть вторую страничку нашего журнала. Послушаем стихи о зиме, а так же полюбуемся картинами зимней природы . Итак,

2-ая страница – «Поэтическая» . Дети читают стихи о зиме. Слайд 21. «Зима в природе » .

1. Ой, зима , зима , зима

Долго ждали мы тебя,

Ой, зима , зима , зима ,

Наконец - то ты пришла!

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица- душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-зима ! (Т. А. Вяземский) Слайд 22.

Чудная картина,

Как ты мне родна :

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег. (А. А. Фет)

Зашумела, разгулялась

В поле непогода;

Принакрылась белым снегом

Гладкая дорога.

Белым снегом принакрылась,

Не осталось следу,

Поднялася пыль и вьюга,

Не видать и свету. (И. С. Никитин)

Береза Слайд 23.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром. (С. Есенин)

Кот поёт, глаза прищуря.

Кот поёт, глаза прищуря;

Мальчик дремлет на ковре.

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

"Полно тут тебе валяться, -

Спрячь игрушки да вставай!

Подойди ко мне прощаться,

Да и спать себе ступай".

Мальчик встал, а кот глазами,

Проводил и все поёт;

В окна снег валит клоками,

Буря свищет у ворот. (А. Фет)

Белые стихи Слайд 24.

Снег кружится,

Снег ложится -

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица,

И, конечно, человек!

Рады серые синички :

На морозе мерзнут птички,

Выпал снег - упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке,

Тают белые снежинки.

Тротуары замело,

Все вокруг белым-бело :

Снего-снего-снегопад!

Хватит дела для лопат,

Для лопат и для скребков,

Для больших грузовиков.

Снег кружится,

Снег ложится -

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!

Только дворник, только дворник

Говорит : - Я этот вторник

Не забуду никогда!

Снегопад для нас - беда!

Целый день скребок скребет,

Целый день метла метет.

Сто потов с меня сошло,

А кругом опять бело!

Снег! Снег! Снег! (С. Михалков)

Ведущий : Спасибо, ребята, за прекрасные стихи. Теперь отправляемся дальше путешествовать по страничкам нашего журнала. Итак, наша третья страничка – «Загадочная» . (Слайд 25) . Сколько же о зиме придумано загадок, не счесть! Вот и мы сейчас будем отгадывать загадки. Слайды с загадками.

1. Зимой греет, весной тает, летом пропадает,

а осенью оживает. Слайд 26

2. Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти – рожки.

С виду кролик, но не верь :

Страшен в гневе этот зверь!

И ему не крикнешь : «Брысь!» ,

Потому что это… Слайд 27

3. Гуляю в поле, летаю на воле.

Кручу. Верчу, знать никого не хочу,

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю. Слайд 28

4. С неба - звездой,

в ладошку – водой. Слайд29

5. Я живу под самой крышей,

даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. Слайд 30

6. Только выпали снежинки,

Побежал я по тропинке,

А за мной они бегут,

Весь маршрут мой выдают. Слайд 31

7. Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился,

И отдельно поселился Слайд 32

Молодцы!

Ребята, за что вы любите зиму? Ответы…

Да, все мы рады "проказам матушки-зимы". Дети лепят снежную бабу, мчатся стрелой на коньках по прозрачному льду, катаются с гор на лыжах и санках. Слайды 33,34.

В теплых шубах и ушанках

Снежной зимнею порой

Детвора на быстрых санках

Вихрем мчит с горы крутой.

На ветру ребячьи лица,

Разогрелись кумачом.

Пусть колючий снег пылится,

Пусть мороз сердитый злится -

Всё ребятам нипочём!

Пришло время немного отдохнуть. Я знаю, что вы приготовили «Новогодние частушки» . Исполнение частушек. Слайд 35.

1. Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно!

Мы про Зимушку частушки

Вам споем старательно!

2. Ах, Зима , Зима , Зима ,

Русская красавица!

Много снега намела,

Всем ребятам нравится!

3. Наступили холода,

Замело все снегом.

Я с прогулки прихожу

Снежным человеком.

4. Наступает Новый год,

Возле елки хоровод.

Мы танцуем и поем.

Дедушку Мороза ждем!

5. Хороши у нас частушки,

О Зиме-красавице!

Громче хлопайте в ладоши,

Если они нравятся!

Молодцы!

Перед нами 4-ая страница – «Отчего и почему?» . Слайд 36

А кто из вас знает, почему зимой идет снег? (На улице холодно) Слайд37.

А из чего состоит снег? (Снег состоит из замерзшей воды, снежинок) . Слайд 38

А кто скажет, почему же хрустит снег под ногами? (Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела, снежинки ломаются) . Слайд 39

Почему почки зимой не замерзают? (Почки покрыты чешуйками, они накопили запасы) Слайд 40

У какой птицы зимой появляются птенцы? Почему? Слайд 41

Какие птицы похожи на яблоки и откуда они прилетают? Слайд 42

У кого нет домика в зимнюю стужу? Как он приспосабливается к зиме? Слайд 43

Какие праздники мы отмечаем зимой? Слайд 44

Верно, молодцы!

Сейчас Козлов Данила расскажет стихотворение Николая Алексеевича Некрасова "Снежок". Слайд 45

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы,

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

Молодец!

Физкультминутка. «Разминка снеговиков» . Видео. Слайд 46

Скажите, а изменилась ли жизнь животных с приходом зимы? Да. Слайд 47

Какие они трудности они испытывают зимой (Им стало холодно и голодно) .

Почему зимой многие звери и птицы из леса жмутся к человеческому жилью? Слайд 48

(Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу.)

Не только растения подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.

Птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими.

Я буду показывать слайды, а вы называйте птиц. Слайд 49 (6 кликов)

(Воробей, снегирь, синица, ворона, сорока, голубь) .

(Отвечают) .

Сейчас Максим Ладыкин прочитает стихотворение, которое называется "Покормите птиц зимой". Написал это замечательное стихотворение Александр Яшин. (Максим выходит к выставке с кормушками) Слайд51

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех сторон,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна,

Будет им зима .

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть,

И для птиц тепло.

Разве можно забывать :

Улететь могли,

А остались зимовать,

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз,

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

-Зима еще только началась , и мы обязательно повесим кормушки с зерном птицам. Слайд 52.

Здесь уместно напомнить вам, что этот год объявлен годом экологии. Слайд 53. (Читает запись на слайде Кулясов Д)

- «Я сорвал цветок, и он увял, я поймал мотылька, и он умер, и тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

Ребята, как вы понимаете эти слова (Ответы детей) . Да, действительно природой надо восхищаться , любоваться, беречь её. Приходя в лес, надо быть гостем. Не сорить, не шуметь, не рвать, не топтать.

Что же такое, экология? Слайд 54.

Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы .

Все организмы на планете связаны между собой : живое и неживое, растения и животные, человек и природа .

Ведь охрана природы – главная цель экологии. – Охранять природу нужно от мусора , грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений. И вы должны помогать взрослым посильным трудом.

И в продолжение этого поиграем в игру, которая называется, «Если я приду в лесок» . Я буду называть действия, а вы отвечать, "да", или "нет"! Слайд 55

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок,

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду, (нет)

Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу , я ей помогаю! (да)

Ведущий : - Молодцы! Возвращаемся к журналу и следующая страничка - закончи поговорку. С -56,57,58,59,60

Ведущий : Вот и добрались мы до последней странички нашего устного зимнего журнала. Подходит к концу наше занятие . Итак, страничка последняя – «Заключительная» .С -61

Ребята, подведем итог нашего занятия . Как вы поняли, ребята, почему говорят, что «Зима – это покой природы » (Ответы.) С- 62

Каких еще зимующих птиц вы знаете? (Отвечают)

Как мы можем помочь птицам пережить зиму?

Что показалось вам наиболее интересным на занятии ?

Как бы вы оценили свою работу на занятии (Дети поднимают кружок : красный, желтый или синий) .

С каким настроением вы заканчиваете занятие ?

Поднимите свои карточки настроения.

Молодцы! Вы все активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих товарищей и меня.

Пришло время узнать о таинственном сюрпризе Деда Мороза.

Но сначала отгадайте загадку :

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

В ветру зимнему привык

Наш приятель. (снеговик) . С- 63

На память о сегодняшнем занятии Дед Мороз дарит вам " снеговиков". Наступает самый лучший праздник и самый любимый. - Какой праздник (Новый год) Дед Мороз С- 64

-"Все ли готово к празднику" С – 65

Дай, дружок, ответ.

Слушай внимательно,

Отвечай «Да» или «Нет» !

В снежки играли вы с друзьями? (Да)

Грибы по лесу собирали (Нет)

С горки на санках катались (Да)

В речке купались (Нет)

По лесу на лыжах бродили (Нет)

А много цветов находили (Нет)

Взрослым поздравления приготовили? Дда)

Землянику в зимнем лесу собирали? (Нет)

Ёлку игрушками украсили? (молчат)

Давайте и мы с вами подарим Деду Морозу подарок, украсим нашу елку. Мы приготовили игрушки, сделанные своими руками «экоигрушки» , из различных материалов, можно сказать даже бросовых, с пожеланием здоровья, мира и добра. (Дети под музыкальное сопровождение украшают елку) . Это будет наша «экоелка» . Слайд с музыкой- 66

Митропольская Анжелика Владимировна

МАОУ СОШ №22 с углубленным изучением

отдельных предметов,

учитель начальных классов

г. Тамбов

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме:

«Зима: покой природы».

(с использованием мультимедийных технологий)

Цели:

    • Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, научить их

отличать признаки зимы. (Развитие умения объяснять мир)

    • Научить школьников устанавливать взаимосвязь между

похолоданием и жизнью растений и животных.

    • Воспитывать чувство сопереживания, желания помочь

нуждающимся животным. (Развитие умения объяснять своё

отношение к миру)

    • Развивать мышление, наблюдательность, любознательность

учащихся, умение анализировать, обобщать.

    • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

    Экран, мультимедийный проектор, компьютер;

    Презентация к уроку

    Уроки Кирилла и Мефодия. Мультимедийное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе. 2007.

    Вахрушев А. А. Бурский О. В. Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 кл.- М.: балансс, 2014 г.

Ход урока.

    Организационный момент.

(слайд 1 с изображением мальчика и девочки)

Сегодня мы отправимся в путешествие по храму природы. И в нашем путешествии с нами будут наши помощники Лена и Миша.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для вас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь.

    Сообщение темы и целей урока.

Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:

(Слайд 2)

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

Я вас приглашаю в гости к зиме.

    Изучение нового материала.

1 Сообщение о времени года: зимние месяцы.

(Слайд 3)

В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)

(Слайд 4)

А как раньше в древние времена на Руси называли месяцы?

На Руси декабрь называли студень, стужайло, снежень. Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь мостит, гвоздит, приколачивает. Говорят: декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь называли сечень, он рассекает зиму на две половины. Январь – «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Говорят: Январь – году начало, зиме середина.

Февраль называли лютый, так как выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. Февраль - месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».

2. Приметы о зиме.

(Слайд 5,6)

а) Вспомним с вами приметы о зиме.

Какие приметы вы знаете? (ответы детей)

Народные приметы.

    Много снега – много хлеба.

    Зима снежная – лето дождливое.

    Если зимой сухо и холодно – летом сухо и жарко.

    Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.

    Дым столбом - к морозу.

    Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.

А теперь - в путь!

3.Привал «Неживая природа зимой».

(Слайд 7)

Вспомним, что такое природа? (природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека)

Вспомните, какая бывает природа? (живая и неживая)

Что относится к неживой природе?

Что относится к живой природе?

(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа.

Растения, животные, человек - живая природа.)

Отправляясь, в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.

Урок № 6 Часть 1

(слайд8)

Скажите, по каким признакам в неживой природе мы определили, что наступила зима?

Зима - самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюгу.

(1.Низкое положение солнца на небосводе 2.Короткие дни и длинные ночи. Солнце уже не успевает согревать землю за короткий день. 3.Замерзают почва, водоёмы. 4.Земля покрыта снегом. 5.Туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюга, метель, пурга.)

Как вы думаете, когда наступает зима?

-По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

4.Просмотр видеосюжета. (Слайд 9)

Посмотрите видеосюжет.

Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)

Из чего состоит снег? (Из снежинок.)

Урок № 6 часть 2

(Слайд 10)

У вас на столах лежат листы с изображением снежинок. Дорисуйте снежинки.


(Слайд 11)

Откройте учебник на странице 85. Посмотрите на две нижние картинки.

Скажите, что случилось со снежной бабой, когда её занесли в класс?

Почему она растаяла в классе? (В классе тепло, а на дворе холодно)

Почему замерзают реки и идёт снег?

Прочитаем вывод на странице 85.

    Привал «Зимняя жизнь растений».

- А сейчас мы посмотрим, как неживая природа отразилась на жизни растений .

(Слайд 12)

Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.)

Сравните лиственные и хвойные деревья.

Как зимуют деревья? (Лиственные сбросили листву, хвойные стоят зелёные)

Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды. Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.

- Как зимуют кустарники и травы? (Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все)

(Слайд 13)

- Остаются зелёными не только хвойные растения. Есть травянистые растения: земляника, клюква, а также озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными. У наших растений зимой наблюдать рост. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

(Слайд 14)

Как вы думаете, почему они не замерзают? (Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы. Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)

Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17С.

Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.

Урок № 6 часть 9

Демонстрация веточки берёзы и липы, разрезание почки.


Деревья почти спят, вернее они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками. Возьмём нож и разрежем. Оказывается, почка не спит – ждет весну. Посмотрите, внутри будущий листок. Зимой происходит «дозревание» почек.

    Физкультминутка. (Слайд 15)

    Привал «Секреты животного мира».

Урок № 5 часть 6

(Слайд 16)

Откройте учебник на странице 86. Рассмотрите иллюстрацию зимнего леса и найдите, где спрятались звери и птицы.

Назовите, какие птицы спрятались в зимнем лесу?

Назовите, животных, меняющих окраску зимой?

Назовите, каких зверей вы ещё увидели в зимнем лесу?

От кого прячутся звери и птицы?

Какие трудности они испытывают зимой?

Не только растения подготовились к переживанию холода. Но и многие звери и птицы.

Урок № 6 часть 7

О том, как готовятся к зиме и зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

-
Отгадайте загадку: ( C лайд 17)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.


Загадка (Слайд 18)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой . (Медведь)

Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.

Берлогу – яму, выкопанную где–нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

(
Просмотр видеосюжета о медведе.)

Загадка: (Слайд 19)

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало-

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.


Загадка: (Слайд20)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)

У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

Загадка: (Слайд21)

Злой и серый

По лесу бегает

Зубами щёлкает (Волк)

Волк – сильный, умный хищник. Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно волки охотятся небольшими стаями. Они могут долго, упорно преследовать свою добычу. Правда, по глубокому, рыхлому снегу им трудно бегать, и часто волки остаются голодными.

4. Игра «Расселите животных по домикам» (Слайд 22)

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

5. Догадайтесь, чьи следы на снегу. (Слайд 23)


6. Жизнь птиц зимой.

Вспомним, какие изменения произошли в жизни птиц.

Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края?

Почему они улетают?

(Слайды 24)

Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

Назовите зимующих птиц.

(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, грач, сорока, ворона)

(Слайд 25)

Рассказ учителя о клестах.

Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.

(Слайд 26)

Сообщение ученицы о синичке.

Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.

(Просмотр видеосюжета о синичке.)

(Слайд 27)

Чем питаются птицы зимой?

    Пшено, просо, овёс, пшеница;

    Семена подсолнечника;

    Ягоды рябины, боярышника;

    Семена клёна, ясеня;

    Шишки, жёлуди, орехи;

    Хлеб, хлебные крошки.

И всё же птицы зимой нередко голодают.

(Слайд 28 )

Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» читает ученица.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Есть у птиц природные столовые, например деревья рябины. Берегите рябину.

Какую пользу приносят птицы?

(Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)

Что произойдёт, если не будет птиц?

    Итог урока .

(Слайд 29)

Откройте учебник на странице 89 и 88.

Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?

Прочитаем вывод.

Зима самое холодное время года. Ночи становятся долгими, а дни короткими. Снег покрывает землю, дома и деревья. Реки скованы льдом.

Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных наступает трудная пора. Природа ждёт весну.

О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке.

Разгадайте кроссворд. (Слайд 30)

1. Беленькая собачка в подворотню глядит. (Сугроб)

2. Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и упала. (Снежинка)

3. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою

Но солнце её припечет –

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

4. Обильное выпадение снега называют… (Снегопад)

5. Году начало, зиме середина.

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

    Домашнее задание.

    Подготовить сообщения о жизни зверей и птиц зимой.

    Сделать рисунок «Красота зимы» (по желанию).

Дорисуй снежинки



Догадайтесь, чьи следы на снегу.


Методическая разработка

урока окружающего мира

Алексеенко И. П.

учителя начальных классов

МОКУ «Калиновской основной общеобразовательной школы»

Номинация

«Начальное общее образование»

с.Калиновка

2013 год

Содержание

1. Введение …………………………………………………….

2. Методическое обоснование темы………………………………………

4. План урока…………………………………………………………………

5. Ход урока…………………………………………………………………..

6. Заключение………………………………………………………………….

7. Список используемых источников………………………………………

8. Приложение…………………………………………………………………


Введение.

Данный урок проводится в 1 классе при изучении раздела «Времена года» и направлен на изучение нового материала. На уроке используется презентация, которая открывает большие возможности для объяснения нового материала. Благодаря использованию ИКТ на протяжении всего урока удаётся сохранить не только интерес к изучаемому материалу, но и работоспособность обучающихся. У детей развивается наглядно-образное мышление, интерес к систематизации. Презентация помогает сформировать представления о многообразии предметов природы, представлений о взаимосвязях между миром живой и неживой природы. Овладение начальными умениями проводить наблюдения за природой, формулировать выводы. Структура урока классическая, но варианты урока предполагают как фронтальную, так и самостоятельную работу. Методы контроля могут быть как устные во время фронтальной работы, так и письменные во время индивидуальной. Данный урок отвечает требованиям ФГОС второго поколения.

Основная часть.

Методическое обоснование темы.

Количество часов, определённое в учебном плане невелико. Чтобы дать обучающимся знания по данным вопросам, необходимо заинтересовать школьников. Предлагаемая методическая разработка позволит в рамках одного учебного занятия познакомить с важными аспектами по теме «Времена года». А также проследить результаты самостоятельной работы обучающихся по наблюдениям и созданию презентации. Учебное занятие углубит знания о зимних явлениях. При рассмотрении растительного и животного мира обучающиеся узнают о красоте природы, о помощи животным в трудное время года.

1. Тема рассчитана на 1 час урока.

2. Урок начинается с мотивации обучающихся к выполнению работы.

3. К уроку необходима тщательная предварительная работа: отбор иллюстративного материала.

4. Изучение материала урока желательно проводить с использованием возможностей мультимедийной презентации.

Этапы урока.

1. Организация обучающихся.

2. Постановка проблемы.

3. Фронтальная работа.

4. Коллективная работа (презентация обучающихся)

5. Совместное открытие знаний.

6. Показ видеороликов.

7. Физминутка.

8. Самостоятельное применение знаний.

Игра «Крестики -нолики».

Игра «Четвёртый лишний».

9. Итог урока.

Тема «Времена года. Зима - покой природы».

Цель: ознакомить обучающихся с новым временем года, зимними явлениями.

Задачи урока направлены на формирование:

1. Личностных компетенций

1) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;

3) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

4) развитие доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости ;

5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками ;

6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

2. Метапредметных компетенций

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3. Предметных компетенций

развитие стремления к познанию окружающего мира;

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения путем воспитания чувства сопереживания, желания помочь животным в трудное время;

освоение доступных способов изучения природы;

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире на примере взаимосвязей между похолоданием в природе и жизнью растений и животных .

Тип урока: изучение нового материала с использованием мультимедиа.

Основные дидактические методы:

словесный (беседа, объяснение);

наглядный;

практический (работа с пособием, карточки);

частично - поисковый;

объяснительно - иллюстративный.

Формы работы:

фронтальная;

индивидуальная;

парная.

Дидактические средства:

Презентации, учебник, тетрадь, карточки -пазлы, веточки ели и сосны (гербарий), почки с деревьев, стакан со снегом, видеоролики.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

(2 мин.)

Создаёт атмосферу взаимопонимания и поддержки.

Ребята, проверьте, все ли готовы к уроку.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Повернулись, улыбнулись.

Начинается урок!

Настриваются на урок. Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Актуализация и постановка проблемы.

(9 мин.)

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если соберёте картинки - пазлы, которые у вас находятся в конверте и отгадаете загадки. Откройте конверты, достаньте и сложите картину.

Демонстрирует на слайде 2. картинки -пазлы.

Какое время года изображено на картинках, которые вы собирали?

Отгадайте загадки. Отвечайте все вместе и дружно.

а) Щиплет щёки, щиплет нос,

Но не страшен нам: (мороз.)

б) Шуба бела весь свет одела. (Снег)

У вас на партах стоит стакан. Что в нём? Сегодня на уроке он нам понадобится.

в) На коньках я мчусь вперёд,

Под ногами крепкий: (лёд)

г) Стали звёздочки кружиться,

стали на землю ложиться,

Нет, не звёзды, а пушинки,

Не пушинки, а: (снежинки).

д) Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? Зимой. Слайд 3.

Откройте учебники на странице 84. По каким признакам вы догадались, что это зима?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Главный вопрос нашего урока: что бывает только зимой?».

Какие признаки зимы вы можете назвать, используя свои наблюдения?

Давайте попробуем составить план знакомства с этим временем года. Обобщает сказанное детьми.

На слайде 4. появляется план.

План.

1.Знакомство с признаками зимы.

2.Знакомство с погодой.

3.Знакомство с жизнью растений и животных зимой.

4.Знакомство с жизнью людей зимой (зимние игры, одежда).

Работа в паре.

Достают содержимое конверта. Собирают картину (у каждой пары - своя, но тема одна -«Зима».)

Ответы детей: зима. Фронтальная работа. Отгадывают загадки. Ответы детей: мороз, снег, снег, лёд, снежинки, зимой.

Земля покрыта снегом. Деревья голые. На улице холодно. Идёт снег.

Используя картинку, высказывают свои предположения.

Показ детской презентации (коллективная работа).

3. Совместное открытие знаний. (25 мин.)

Назовите зимние месяцы.

Демонстрирует название зимних месяцев на слайде 5.

Рассказывает об особенностях каждого месяца. Видеоролик «Времена года - зима» (тонкое покрывало зимы).

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Это самый тёмный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встаёт поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А ещё декабрь это последний месяц года.

Январь. Видеоролик «Времена года -зима» (мороз и солнце день чудесный)

Январь -это первый месяц года и второй месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щёчки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто - то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становится теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке - холодно, при тучах - тепло.

Февраль. Видеоролик «Времена года - зима» (месяц глубоких снегов).

Февраль -последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. В феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли, крутят его, несут, кидают. Позёмка, вьюга, метель, пурга, снежная буря.

Рассмотрите иллюстрации и определите, к какому месяцу можно их отнести.(работа по учебнику). Слайд 5.

Откройте тетрадь на странице 37 и рассмотрите « Календарь погоды».

На прошлом уроке мы были на экскурсии. Используя высказывания, записанные в тетрадях, расскажите о своих наблюдениях.

Обобщает ответы детей :

становится холоднее;

небо чаще покрыто облаками;

осадки выпадают в виде снега;

дни становятся короче, а ночи длиннее.

Беседа о снеге.

В начале урока, я обратила ваше внимание, что у вас на столе стоит стакан со снегом. Что такое снег?

Почему зимой выпадают осадки в виде снега?

Рассказывает о снежинках. Слайд 6 .

Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки - кристаллики крохотных размеров. Кристаллики - это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец, становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю. Снежинки имеют не просто симметричную форму, все исключительно шестиугольной формы.

Упражнение на развитие наблюдательности. «Найди настоящую снежинку». Слайд 7.

Слайд 8. Рассмотрите зимний лес.

- Что вы видите?

Что в них необычного?

Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы(демонстрирует веточки берёзы и осины).

Но не все деревья сбрасывают листья. Какие деревья не сбрасывают листья? Демонстрирует веточки сосны и ели.

Физминутка. Звучит музыка.(Шопен.Вальс №7. «Зима»)

- Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу.

Солнце землю греет слабо,(руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,(Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы(Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.(Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,(прыжки на месте)

Вьюга злится, снег кружится,(дети кружатся)

Заметает всё кругом белоснежным серебром.(имитируют движения руками).

Продолжают работать по слайду 9.

Рассмотрите зимний лес. Где спрятались звери и птицы? От чего прячутся звери и птицы?

Какие трудности они испытывают? Почему становится мало птиц? Почему птицы улетают?

Прочитайте, как об этом говорится в учебнике.

Некоторые птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух -очень тёплая одежда, а птичья кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. Это зимующие птицы.

Какие птицы остаются зимовать?

Слайд 10. Зимующие птицы.

Зимующим птицам не холодно, а голодно. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится всё труднее добывать корм. Как мы можем помочь птицам?

Слайд 11 .Кормушки для зимующих птиц.

Игра -задание «Кто чем питается?»

Соедини у себя на карточках, название животного и название пищи, которой они питаются.

Слайд 12.

Самопроверка по слайду.

Беседа об одежде людей. Слайд 13.

Мы с вами отправляемся в зимний лес. Что мы оденем? Почему? Что можно взять с собой в зимний лес?

Мы назвали много изменений, которые происходят в природе зимой. А главное в природе наступает покой.

Обсуждают и называют зимние месяцы: декабрь, январь и февраль.

Слушают учителя.

Смотрят видеоролики.

Называют, к какому месяцу можно отнести картину и доказывают.

Рассказывают о своих наблюдениях.

Выполняют практическую работу. Рассматривают, что происходит

со снегом. Делают вывод:

снег -замёрзшая вода.

Называют снежинки под номерами.

Разные деревья.

Большинство деревьев стоит с голыми ветвями, без листьев.

Рассматривают почки берёзы и осины).

Рассматривают веточки сосны и ели.(гербарий)

Выполняют движения.

Рассматривают иллюстрацию.

Лиса - за деревом, белка - в дупле, заяц - за кустом, снегирь -на ветке дерева.

От холода и голода. Звери и птицы голодают. Им не хватает корма.

Читают вывод по учебнику стр.85. Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных наступает трудная пора.

Воробьи, сороки, дятлы…

Сделать кормушки и подкармливать.

Работа в парах. Соединяют слова. Работают по карточкам.

Проверяют работу по слайду.

Называют зимние вещи.

Лыжи, санки.

4. Самостоятельное применение знаний. (6 мин.)

Игра «Крестики -нолики». Слайд 14.

Вопросы:

Прячутся ли насекомые зимой?(+)

Верно ли, что перелётные птицы не улетают в тёплые края? (0)

Зимующими называются птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

Работа в тетради.

Соедините зимние жилища с их обитателями. Оцените себя.

Итог.

Всё правильно у вас получилось?

Какие были недочёты?

Игра «четвёртый лишний».

Выдели лишнее слово и объясни свой выбор.

Декабрь, январь, февраль, сентябрь.

Берёза, клён, ель, дуб.

Воробей, синица, зяблик, снегирь.

Шуба, рукавицы, платье, валенки.

Отвечают на вопросы, ставят «+»,если правильно, «0»,если ответ неверный. Проверяют работу по слайду. Работают самостоятельно. Оценивают себя.

5.Итог урока. Рефлексия. (3 мин.)

- Что мы узнали сегодня на уроке нового?

Какая главная особенность зимы? Слайд 15.

Перечислите основные признаки зимы.

А как бы вы оценили свою работу?

Всё ли у вас получалось на уроке?

Какие открытия вы сегодня сделали?

Что было интересного, познавательного на уроке?

Какие трудности вы испытали на уроке? Слайд 16.

Жизнь растений замирает.

Становится холодно.

Идёт снег.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и задачи.

Выставляют смайлики в личный еженедельник первоклассника.

Список используемых источников.

1. Программа начального общего образования по окружающему миру - М. Баласс, 2011.

2. А.А.Вахрушев «Окружающий мир»,1 класс. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг» - Москва: Баласс, 2012.

3. А.А.Вахрушев «Окружающий мир, 1 класс(«Я и мир вокруг») учебник. М.Баласс,2011.

4. А.А.Вахрушев «Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг») для 1 класса. М.Баласс, 2012.

5. Учительский портал www . uchportal . ru

7. www . zavuch . info

Cлайд 1

Презентация к уроку «Окружающий мир» в 1 классе по теме: «Зима. Покой природы.» Зимние месяцы

Cлайд 2

В зиме, как и в других временах года, три месяца. Знакомься: Декабрь – он самый старый, самый последний и старший из месяцев в году. Январь – он первый, самый младший месяц нового года. Видишь, он стоит с новогодней ёлочкой. Но в зиме он второй, средний месяц. Февраль – последний месяц зимы. А теперь давай узнаем о них побольше.

Cлайд 3

Cлайд 4

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Зима Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело Точно пеленою Все его одело. Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно… Стали дни коротки Солнце светит мало Вот пришли морозцы И зима настала. И. Суриков

Cлайд 5

Часто снег выпадает в конце осени - в ноябре и даже в октябре. Но обычно первый осенний снег тает. А вот декабрьский снег будет лежать долго - до весны.

Cлайд 6

Радуются снегу люди, а особенно детишки. Мама! глянь-ка из окошка – Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело – Видно, есть мороз. Не колючий, светло-синий По ветвям развешен иней – Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты. Уж теперь не будет спору: За салазки да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: "Ну, скорей гулять!" Афанасий Фет

Cлайд 7

Радуются снегу растения – тёплым одеялом укрывает он их до весны. Радуются снегу животные – он прячет их домики и норки. Не заберутся туда жгучие морозы. Не задуют пронизывающие ветры. Но снег еще прячет и последние колоски с зернышками, желуди и орешки, рассыпанные по земле. Холодно и голодно зимой лесному народу.

Cлайд 8

Птичкам, оставшимся зимовать с нами, становиться трудно искать себе еду. Поэтому люди вешают для них специальные домики - кормушки. Складывают туда зернышки, семечки и орешки. Вешают кусочки сала. Кушайте птички! Угощайтесь белочки! Такой у нас обычай: Чуть выпадет снежок, Дощатый домик птичий, Повесить на сучок. М Пожарова Особенно любят такие лакомства синички и воробьи, но прилетают подкрепиться к кормушкам голуби, снегири, поползни, вороны и сойки.

Cлайд 9

Снег: В разную погоду из туч идет разный снег. Когда холодно и нет ветра падают и кружатся легкие и красивые снежинки. Все они разные, у каждой свой узор. Если в это время выглянет солнышко, то заблестят снежинки маленькими звездочками. Зима... Снежинки вьются и кружатся И рвутся в комнату мою. Они летят, легки и ломки И ослепительнее звезд, Как будто в синие потёмки Дрожащий перекинут мост. блестящий Елена Благинина

Cлайд 10

Если на улице не очень холодно, а снег пошел сильнее, гуще, то становиться еще теплее. Снежинки слипаются вместе в мягкие хлопья снега. Сильный снег называют снегопадом. Снегопад День настал. И вдруг стемнело. Свет зажгли. Глядим в окно. Снег ложится белый-белый. Отчего же так темно? Валентин Берестов

Cлайд 11

А когда дует ветер, из туч сыплется крупа - маленькие плотные комочки снега. Они очень похожи по форме и размеру на пшено или гречку, поэтому такой снег и прозвали - крупа.

Cлайд 12

А иногда снег не идет из тучи, а намерзает прямо на веточках деревьев. Это иней. Весь лес становиться сказочно белым. Берёза Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром Сергей Есенин

Cлайд 13

В городе в это время тоже красиво. Зима Еще не скоро быть весне. Зима мазками смелыми Все, точно в сказке иль во сне, Цветам кроет белыми. Цветет фонарь и провода, Забор – как алебастровый! И дряхлый столб, как никогда, Сегодня убран астрами! И все меха – сплошной песец, Все шубы стали белые... Ну и зима, ну, сорванец! Ну как ты это сделала? ... Григор Витез

Cлайд 14

Вот как выглядит иней, если посмотреть на него близко-близко. Зима Кругом все белое и синее, Все в тонком кружеве теней. А лес укрыт пушистым инеем, Уснул до первых вешних дней, И снятся сны ему спокойные И птичьи песни на заре. Стоят безмолвно сосны стройные В тяжелом зимнем серебре Г. Скребицкий Иней часто бывает, когда на землю ложится туман. Туман очень похож на облака и тучи. Они все состоят из очень, очень маленьких капелек воды. Таких маленьких, что их не видно. Они могут висеть в воздухе и не падать. В облаке они сталкиваются, замерзают и получаются красивые снежинки. А в тумане они налипают на холодные ветки деревьев, провода, крыши, стены и замерзают на них.

Cлайд 15

Реки, ручейки, озера и пруды в декабре покрываются льдом. Вначале он тоненький, слабый и по нему пока нельзя ходить. Но к середине декабря, он обычно становиться крепче. Можно доставать коньки. Ура, катаемся! На катке Блестят коньки, блестит каток, Пушистый снег искрится, Надень коньки свои, дружок, Попробуй прокатиться. Пускай тебя щипнет мороз - Смотри, не испугайся. Пусть заморозит он до слез - Ему не поддавайся! Не отступай, скользи вперед, Лети быстрее птицы. Мороз сердитый отстает От тех, кто не боится! В. Донникова

Cлайд 16

Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. Ночь зимой - как черный кот, день - как серенькая мышь... (летом все наоборот) Ночь - как серенькая мышь, День – большой блестящий кот. П. С. Соловьева А на самом севере, в Арктике - вообще солнца не видно. Всю зиму темно - полярная ночь.

Cлайд 17

Но как только ляжет снег, сразу становиться светлее и радостнее, несмотря на такие короткие дни. Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! Е. Трутнева

Cлайд 18

А еще декабрь это последний месяц года. В этом месяце мы наряжаем ёлку к приходу Нового года и нового месяца - января. Декабрь В декабре, в декабре Все деревья в серебре. Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз, Обновил коньки, салазки, Елку из лесу привез. Елка плакала сначала От домашнего тепла. Утром плакать перестала, Задышала, ожила. Чуть дрожат ее иголки, На ветвях огни зажглись, как по лесенке, по елке Огоньки взбегают ввысь. .. Маршак Самуил Считают, что месяц декабрь и старый год заканчиваются ночью, когда наступает 12 часов. Поэтому в эту последнюю ночь декабря многие взрослые и даже детишки не спят. Все встречают Новый год, гуляют, устраивают фейерверки.

Cлайд 19

Cлайд 20

И вот наступил январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Январь Открываем календарь- Начинается январь. В январе, в январе Много снегу на дворе. Снег - на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки, В небо дым идет столбом. Самуил Маршак

Cлайд 21

Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. От лунного света искрится снежок, Январская ночь холодна. В пушистое облачко, словно в платок, Закуталась в небе луна. Она одиноко плывет в небесах, Ей зябко в пустой вышине, От холода люди закрылись в домах, Но негде укрыться луне.

Cлайд 22

В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. Мороз Побежал я за ограду, А Мороз стоит и ждет, Он пошел со мною рядом – Ни на шаг не отстает. Во дворе рубашки наши На веревке с ветром пляшут. Я бегу - Мороз за мною! На белье напал Мороз, Острой пылью ледяною Прохватил его насквозь. Прихватил и жёстким сделал – И белье заледенело. Ставь на снег - не упадет. Подтолкни - оно пойдет. Я толкнул едва-едва – Простыня пошла сначала, И рубашка зашагала, Растопырив рукава. А портняжка Мороз Колет щеки, режет нос. Ветер ринулся навстречу, Он вскочил ко мне на плечи. Ветер - всадник ледяной – Звонко свищет за спиной. Ели мерзлые трещат, Сани по снегу скрипят. Квитко Лев

Cлайд 23

А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло. Белые стихи Снег кружиться, Снег ложиться – Снег! Снег! Снег! Рады снегу зверь и птица И, конечно, человек! Рады серые синички: На морозе мёрзнут птички, Выпал снег упал мороз! Кошка снегом моет нос. У щенка на чёрной спинке Тают белые снежинки. ... Сергей Михалков

Cлайд 24

Cлайд 26

Погода становиться мягче, теплее, чем в январе. От того снег становиться липким. В такую погоду хорошо строить снежные крепости, лепить снеговиков и снежных баб. Не одна Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную лепили. Снег февральский слабый, слабый Мялся под рукой. Но как раз для снежной бабы Нужен нам такой. Нам работать было жарко, Будто нет зимы, Будто взял февраль у марта Тёплый день взаймы. Улыбаясь, как живая, В парке, в тишине, Встала баба снеговая В белом зипуне. ... Агния Барто

Cлайд 27

Cлайд 28

А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Помнишь как поет месяц Февраль в сказке про 12 месяцев: Ветры, бури, ураганы, Дуйте что есть мочи! Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи! В облаках трубите громко, Вейтесь над землею. Пусть бежит в полях поземка Белою змеею! Самуил Маршак

Тема: «Зима: покой природы »

1 класс УМК «Школа России.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

По структуре: проблемно – диалогический. В системе уроков по изучаемой теме – 1 урок по теме «Времена года. Зима».

Концептуальная цель урока: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного интереса творческими заданиями.

Стратегическая цель урока: познакомить с зимними явлениями природы, научить различать времена года по признакам.

Задачи урока:

углубить и ра сширить знания учащихся о зимних явлениях;

формировать умения находить взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений;

Оборудование: календарь природы, мультимедиатехника

Дидактические средства для учителя – презентация; для учащихся – учебник. тетрадь, карточки настроения; раздаточный материал – веточки с почками.

Ход урока

1.Организационный момент(1-2 мин) .

Настал новый день. Я вижу настроение у вас замечательное. Давайте выпрямим спинки, расправим плечи, глубоко вдохнем свежесть зимнего утра, а потом сделаем выдох и прогоним прочь все неприятности и огорчения.

Ночью в полях, под напевы метели.
Дремлют, качаясь березы и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает:
Мниться мне ночью: меж белых берез
Бродит в пушистом сиянье Мороз.
И.Бунин

(Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа) Слайд №1

2. Актуализация знаний (5-6 мин)

Загадки подскажут нам о чём мы будем говорить на уроке.

Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам :(мороз)

На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий : (лед)

Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а : (снежинки)

Зимние каникулы!
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки,
Лыжи и : (коньки)

Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору - медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)

Каким общим словом можно объединить все отгаданные вами слова? (Со словом "зима ")

Какой зимний праздник и взрослые, и дети любят больше всего? Без каких сказочных персонажей мы не мыслим этот праздник?

К нам пришло письмо одно,

Было странное оно.

Вместо марок – три снежинки,

А конверт из чистой льдинки,

А письмо не на листке,

А на беленьком снежке.

Дед Мороз прислал в нам письмо, в котором он просит привести доказательства, что уже пришла зима и ему пора собираться в долгий путь, чтобы успеть поздравить всех ребятишек с праздником. Давайте ему поможем.

3.Постановка учебной задачи.

Много о зиме вам уже известно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко справитесь с заданием.

Работа в рабочей тетради.(Работа в парах)

Давайте поиграем. Игра «Что встречаем и не встречаем зимой?» Откройте рабочую тетрадь на странице 36, задание №4.

Договоритесь между собой: кто будет работать синим карандашом, а кто – красным.

Задание. Обведите синим карандашом предметы, которые встречаются чаще всего зимой, красным карандашом – предметы, которые зимой не встречаются.

3.Самостоятельная работа (3 мин)

Какие предметы вызвали у вас затруднения?

4.Проверка. (1 мин) (На слайде № 3 указываю указкой, а дети поднимают сигнальные карточки).

Самооценка.

Учитель

Итак, друзья, давайте подумаем: о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Какова будет тема нашего урока?(Предположения детей. Учитель уточняет, и открывает тему урока)

Тема нашего урока "Зима - покой природы" (Слайд № 4)

Как вы думаете, что меняется вокруг нас с наступлением зимы? (Предположения детей)

Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

5.Совместное "открытие" новых знаний (7-10 мин).

Русский народ наделил зиму различными прозвищами, которые сохранились теперь в сказках и поговорках:

Здравствуй, русская молодка

Раскрасавица – душа

Белоснежная лебедка,

Ласковыми : зима- матушка, зима-волшебница, раскрасавица, лебедушка.

А когда зима была вьюжная, морозная, холодная, то в народе её ругали, бранили.

Бранящими : Лиходейка, прибериха, злюка, седая чародейка (это тоже о зиме, но когда от мороза нос синеет).

Установление признаков зимней погоды:

Какие признаки зимы вы можете назвать?

Становится холоднее;

Небо чаще покрыто облаками;

Осадки выпадают в виде снега;

Дни становятся короче, а ночи длиннее;

Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет зима, есть свои прелести: чистейший, пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому – великий покой, разлившийся в природе.

Слайд № 6

Наши далекие предки постоянно наблюдали за природой, за сменой времен года, запоминали их особенности, так как от этих примет (наблюдений) зависела жизнь людей, особенно в сельской местности. Приметы подсказывали, когда сеять, когда убирать. Наблюдения подсказывают, что будущий урожай зависит во многом от зимних месяцев.

В наши дни наука основанная на наблюдениях за явлениями природы называется фенологией. Она использует в своей деятельности наблюдения наших предков «народный календарь»,

Выступление синоптиков.

Дежурный синоптик (дневник наблюдений за погодой)

1.Число, месяц, день недели

2.Облачность,

3. Осадки.

4. Ветер

5. Тепло или холодно.

Что подтверждает сегодняшний день? Какое время года? Хотя на улице не зимняя погода, но в календаре – зима.

6. Физминутка ( 1-2 мин).

Зима трех месяцев владыка. Словно верные стражники стоят эти три брата на охране ее покоя. Помогите расставить месяцы в нужном порядке.

Слайд № 10

Декабрь

Слайд №11 (Ученик читает стихотворение)

Выпал в декабре снежок

Нежный, мягкий как пушок.

Сшил декабрь покрывало,

Для земли, чтоб не страдала

Из тончайших ниток нежных,

Не цветных, а белоснежных.

Стала белою земля

От заботы декабря.

Декабрь это последний месяц года и первый месяц зимы – «зазимник».

Слайд №12.

В декабре дни становятся короче, холоднее.

22 декабря – день зимнего солнцестояния –самый короткий день и самая длинная ночь в году. В народе его называют студень (остужает землю, Замораживает реки и озера), хмурень – за ранние сумерки, лютень – за длительную морозную стужу.

Январь Слайд №13 (Ученик читает стихотворение)

Месяц праздничный январь

Открывает календарь

Он каникулы приносит

Отдохнуть детишек просит

С гор на санках полетать

Лыжи быстрые достать

Крепость снежную слепить

И не ссориться – дружить.

Январь - начало года, середина зимы. В народе его называют сечень (он рассекает зиму пополам) , просинец. Как вы думаете почему? (В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо) Январь считают самым холодным месяцем года. Слайд №14

Февраль Слайд №15 (Ученик читает стихотворение)

В феврале бушует вьюга

Беспокойная подруга

Вихри снежные кружат

Ночи целые подряд.

Не проехать, не пройти,

Замела метель пути

Пусть она себе метет,

В дом наш, снег не попадет.

В старину февраль называли «снеговеем» ? (Слайд №16) Почему? В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Погода становится мягче, теплее, чем в январе.

От того снег становится липким. В такую погоду хорошо строить снежные крепости, лепить снеговиков и снежных баб.

Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет теплой. Если же пасмурный – готовься к поздним заморозкам и метелям. Вот такая примета.

Вы обратили внимание, как часто мы зимой говорим:

Вьюга, метель, пурга. А что это такое? (зимние явления природы)

А) ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Что это?

Ветер со снегом назвали метель.

Б) Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра. Вьюю-уу-у. Я вью-ю-у-га. Так метель сама себя назвала – вьюга.

В) Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны, кружит, метет по земле. В такую метель, за несколько метров ничего не видно вокруг. Это пурга

Г) А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несет снег по низу, по самой земле. Как может называться такая метель? Поземка.

Физ. Минутка (1-2 мин)

Игра «Снег идет». Один человек – метель, а остальные снежинки. Снежинки кружатся, а метель дает команды: полетели, стоп. Если не услышали команду, выходят из игры – растаяли.

7.Первичное закрепление (5 мин )

Путешествие в зимний лес . (Слайд № 17)

Я предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес.

Зима.. Мы с вами в зимнем лесу. Кругом белым – бело… Слушаем зиму: Тишина. Тишина. Тишина. Лес спит. Иногда слышно как снег охапками падает с веток. Радуются растения снегу- теплым одеялом укрывает он их до весны.

Как зима отразилась на жизни растений? Как зимуют деревья? Слайд № 18)

Работа с учебником стр.85 (приметы зимы)

Рассмотрите иллюстрации и сравните их. Составьте рассказ по рисункам.

Какое время года изображено?

Как изменяется жизнь растений с наступлением зимы?

(Лиственные деревья сбросили листву, хвойные стоят зеленые)

Зима- период покоя в жизни растений. Лиственные деревья и кустарники зимой кажутся мертвыми, но они живые. Деревья почти спят, вернее они дремлют, так хорошо подготовились к холодам: под корой у них пробковый слой, защищающий от холодов. В этом легко убедиться, если рассмотреть почку растения.

(На столах у детей веточки зимнего деревца)

8.Исследовательская работа (7-10 мин)

Учитель Итак, мы находимся в исследовательской лаборатории, объект нашего наблюдения веточка зимнего деревца (сломанного ветром) . На ней есть листья? Что осталось на месте опавших листьев?

Работа учащихся на листках наблюдений .(Пошаговая инструкция.)

1.Рассмотри веточку дерева.

2.Листьев на ней нет. Что осталось на месте опавших листьев?

3.Найди на ветке почки. Рассмотри их.

4. Отдели одну почку.

4.Какого цвета почка? Раскрась клеточку таким цветом.

6. Зарисуй почку в квадратике.

7.Раскрой чешуйки. Что внутри почки?

Вы видите маленькие листочки. Чешуйки надёжно защищают их от мороза и высыхания. Листочки сидят на крошечном стебельке, который спрятан внутри почки. Нарисуй,

Учитель Зимой все деревья как будто спят, но придет весна и из почек вырастут молодые стебельки с листьями. (Демонстрация веточки сирени)

Итог урока. Вывод:

Учитель. Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотанием и писком насекомых, птиц – и всё движется,всё оживлённо и тянется к солнцу. А зимой иначе. Всё живое упряталось в глубину земли, нор, щелей. Дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те. Что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. А чародейка – зима дарит всей этой мёртвой пустыне новую жизнь, неподвижную, немую. чудную жизнь. Это жизнь, отдыха – время необычной белой и тихой природы. (слайд №19)

Проверим ваши высказывания, прочитав вывод в учебнике на странице 87.

9.Рефлексия деятельности (1-2 мин).

Что нового вы открыли для себя на уроке?

Работал хорошо, но мог бы работать лучше.

С каким настроением вы заканчиваете урок? Опустите в коробочку смайлики.

Учитель Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников. Пришло время сообщить Деду Морозу о предстоящей подготовке к отъезду. Будем с нетерпением ждать приезда. (Слайд № 20)

10.Объяснение домашнего творческого задания. (по желанию учащихся) 1 -2 мин ).

Помогите Мартышке найти своих друзей в морозных узорах. А чтобы они получились красочными и выразительными, раскрасьте их в тетради на стр. 35 задание №1.

А для тех, кому понравилось быть исследователями, я предлагаю провести опыт с кусочком льда. Но так как на улице у нас тепло, подумайте: кА получить лёд и выполните задание из учебника на стр.88

Итак, друзья, всем спасибо! (Слайд №21)